Задачи и цели синдрома эмоционального выгорания

Задачи и цели синдрома эмоционального выгорания thumbnail

Лекционно-практическое занятие для педагогов ДОУ

Тема: Синдром эмоционального выгорания

Составила: Смолякова Т.В. , педагог-психолог МДОУ№80

Лекционно-практическое занятие

Цель: —  Познакомить присутствующих с понятием профессионального   выгорания,  причинами возникновения, способами   профилактики  

Представьте себе, что наши эмоции подобны электрической лампочке. Мы можем испытывать сильные эмоции-и лампочка начинает гореть сильнее. Когда мы успокаиваемся-лампочка горит тускло. Но бывает так, что мы испытываем постоянные стрессы в течение длительного времени-их можно сравнить со скачками электрического напряжения. Что происходит с лампочкой? Сначала она светит более ярко, затем начинает моргать и в конечном итоге может перегореть.

Синдром эмоционального выгорания — это реакция нашего организма на длительные профессиональные стрессы средней интенсивности. Наиболее часто СЭВ встречается среди врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. (до 90% работающих). Все эти профессии объединяет необходимость  ежедневных интенсивных контактов с другими людьми. А в случае с профессией воспитателя детского сада речь идет об интенсивных контактах и с детьми и со взрослыми. Это является значительной нервно-психической нагрузкой. Вследствие этого мы эмоционально утомляемся и опустошаемся.

При достижении определенного уровня напряжения организм начинает пытаться защищать себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать контакты с окружающими.

Таким образом, «синдром эмоционального выгорания» — отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек. Главная причина этого- психологическое, душевное переутомление.

СЭВ развивается постепенно. Первые симптомы появляются в течении 5 лет профессиональной жизни.

Чтобы оценить ваши отношения с профессией на текущий момент я предлагаю выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Нарисовать круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

В другом круге — их идеальное соотношение.

Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?

Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?

От кого или от чего это зависит?

Это упражнение позволяет участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии

Каковы же признаки эмоционально выгорания?

Первый признак — истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к  клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

 Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции. Саморегуляция — это сознательное управление своим эмоциональным состоянием.

Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Задание: на доске составляем список способов регуляции состояния (юмор, общение, прогулки, бассейн, спортзал, , хобби, рукоделие, уборка квартиры, путешествия, застолье, культурные мероприятия и др.)

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении:

 определение краткосрочных и долгосрочных целей в профессиональной деятельности

 использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

  овладение умениями и навыками саморегуляции

 профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы — курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

  уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

  эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

  поддержание хорошей физической формы

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

  стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

  учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

  проще относиться к конфликтам на работе;

  не пытаться быть лучшим всегда и во всем

Практическое задание

Нарисовать человека под дождем

1. Прочувствуйте, какое настроение у этого человека. Он спокоен или встревожен? Защищен или беспомощен? Что человек будет делать дальше? Был ли он готов к дождю или это для него неожиданность?

Данный тест используется при отборе сотрудников МВД. Он показывает, как человек умеет защищаться от проблем и стрессов. Дождь в нашей культуре-неоднозначный символ. С одной стороны люди радовались дождю в засуху. С др стороны дождь, непогода, воспринимались как кара небес, как наказание:

  1. Дождь на рисунке-ваше отношение к стрессу. Отдельные капли-вы не драматизируете ситуацию. Обильные-проблемы кажутся непреодолимыми
  2. Тучи-символ ожидания опасностей (пессимизм), человек ждет неприятностей
  3. Величина фигуры человека-это ваша самооценка в ситуации стресса
  4. Положение человека спиной вперед (особенно если втянуты плечи или опущена голова)-потребность в сокращении контактов с окружающими, усталость, депрессия
  5. Наличие зонтика-вы способны себя защитить. Если укрытия нет-вам не легко восстанавливать свою энергию, необходимо больше отдыха
  6. Дополнительная  защита (плащ, калоши)-в сложной ситуации вам важна поддержка окружающих
  7. Дополнительные детали: дома, скамейки, деревья-не хватает внутренней опоры
  8. Ноги-символ опоры( крупные-вера в себя, тонкие-зависимость от других)
  9. Пол-ваша модель поведения (мужская-напористость, решительность, способность рисковать; женщина-мягкость, гибкость)
  10.  лужи и грязь-это следы стресса. Как долго вы переживаете последствия. Важно не застревать на негативных эмоциях прошлого
  11. Молния-начало нового этапа в жизни
  12. радуга, солнце-оптимизм, надежда на лучшее.

Домашнее задание — нарисовать дождь в сказочной стране. (психопрофилактика)

Источник

Каждый человек по-разному переживает разовый стресс, но отрицательные последствия бывают редко. Ежедневный эмоциональный перегруз разрушает психику любого человека – синдром эмоционального выгорания у медицинских работников является частым вариантом психоэмоциональных нарушений, что объясняется просто: оказание помощи людям – это хронический повседневный стресс.

синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

Врач – не робот, неутомимо и бесконечно работающий во благо людей

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

Повседневные контакты с больными людьми с необходимостью оказания медицинской помощи и желанием сделать свою работу хорошо – это и есть ежедневное врачевание. Доктора и средний медперсонал хотят вылечить пациента, но в силу разных причин получается это далеко не всегда: синдром эмоционального выгорания у медицинских работников – это состояние умственного, физического и психоэмоционального истощения и переутомления, возникающее на фоне ежедневного хронического стресса. Чаще всего проблемы возникают у специалистов, обладающих следующими отличительными особенностями:

  1. Повышенное чувство ответственности;
  2. Неравнодушие к людям;
  3. Готовность всегда и при любой ситуации оказать помощь любому человеку;
  4. Желание и стремление быть нужным;
  5. Добросердечность.
Читайте также:  Физическая активность при метаболическом синдроме

Циниками и бессердечными людьми не рождаются – синдром эмоционального выгорания у медицинских работников формирует определенный склад характера: в какой-то момент приходится выбирать – депрессия или цинизм, психоэмоциональные расстройства или бессердечность. Вылечить того, кто не хочет выздоравливать, невозможно. В онкологии победа над болезнью – это редкие эпизоды повседневного врачевания. Практически каждый пациент не верит, боится и не доверяет людям в белых халатах, что невозможно не заметить. Врачевание – это каждодневный стресс, с которым медработники справляются кто, как может: заглядывая на дно стакана, выкуривая сигарету за сигаретой, используя таблетки или закрываясь от людей стенами равнодушного цинизма.

Типичные признаки и симптомы

Проблемы возникают исподволь. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников характеризуют 3 типичных признака:

  1. Психоэмоциональное истощение после периода повышенной активности и высокой работоспособности (усталость, которая не исчезает после ночного сна, нежелание идти на работу, вялость и равнодушие);
  2. Личностная отстраненность (отсутствие каких-либо эмоций, как положительных, так и отрицательных, снижение интереса к профессиональному росту, нежелание общаться с коллегами и пациентами);
  3. Утрата самооценки (специалист не видит перспектив в профессии, не верит в свои возможности, нет удовлетворения от работы).

Это как снежный ком – психоэмоциональные нарушения накапливаются, формируя следующие симптомы:

  • быстрое наступление усталости;
  • плохой сон (прерывистый, недостаточный или бессонница);
  • пессимизм;
  • цинизм и повседневная черствость;
  • безразличие и равнодушие к себе и людям;
  • тревожность, раздражительность и агрессивность;
  • депрессия;
  • неспособность сосредоточиться и нормально выполнять ежедневную работу;
  • злоупотребление спиртными напитками;
  • формальное отношение к врачеванию;
  • снижение социальной активности с отказом от встреч с друзьями и родственниками.

стресс

Любой может сломаться под грузом ежедневного хронического стресса

Хронический стресс всегда оказывает негативное действие на здоровье: синдром эмоционального выгорания повышает частоту опасных для жизни заболеваний – артериальной гипертензии, инфаркта миокарда, инсульта, аритмии.

Профилактика психоэмоциональных нарушений

В большинстве случаев проблемы возникают у медработников следующих типов:

  1. Педантичные, добросовестные (работа должна быть сделана на «отлично», пусть даже в ущерб себе);
  2. Амбициозные, демонстративные (желание быть первым всегда и во всем);
  3. Эмоциональные, чувствительные (желание помочь всем людям, восприятие чужой боли, как своей собственной).

Предотвратить синдром эмоционального выгорания любого из этих психологических типов крайне сложно. Для профилактики следует использовать следующие рекомендации:

  • никогда не отказываться от отпуска, стараясь регулярно отдыхать от работы (не менее 2-3 раз в течение года);
  • иметь хобби, чтобы после врачевания заниматься любимым делом, никак не связанным с медициной;
  • заниматься спортом или вести активный образ жизни;
  • на работе ставить краткосрочные цели и задачи, пытаясь получить положительный эффект от лечения;
  • исключить спиртные напитки, как фактор психологической разгрузки (алкоголизм разрушит жизнь и здоровье);
  • не отказываться от обучения и профессионального самосовершенствования;
  • не конфликтовать и не конкурировать с коллегами;
  • стараться позитивно относиться к себе и к окружающему миру.

К сожалению, синдром эмоционального выгорания у медицинских работников, наряду с низкими реальными зарплатами, является одной из причин ухода опытных и квалифицированных специалистов из профессии.

Запись опубликована в рубрике Мысли обо всем с метками врач, мысли, общество. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник

Юлия Боярских
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Тренинг

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;

определение своего отношения к профессии, анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;

повышение уровня сплоченности педагогического коллектива;

снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Добрый день уважаемые коллеги!

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях,говорить только от своего лица: я думаю”, слушать друг друга внимательно.

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

1. Мини – лекция «Профессиональное выгорание педагога».

В психологии существует такое понятие как «профессиональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».

Представители профессии «человек – человек» из –за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Профессия педагога является очень сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами, администрацией. Профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально –напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. К сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только нагрузка, вместе с ней растет и нервнопсихическое напряжение личности, переутомление.Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе. В их представлении настоящий педагог — это образец совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с назначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.

«Эмоционально выгоревшие»— это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Читайте также:  Синдром внезапной смерти моментального тексты

В целом, для синдрома эмоционального выгоранияхарактерны такие симптомы:

— усталость, истощение;

— недовольство собой, нежелание работать;

— усиление соматических болезней;

— нарушение сна;

— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

— негативная самооценка;

— пренебрежение своими обязанностями;

— снижение энтузиазма;

— отсутствие удовлетворения от работы;

— негативное отношение к людям, частые конфликты;

— стремление к уединению;

— чувство вины;

— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, сладости, табак, и тому подобное);

— снижение аппетита или переедание.

Три стадии синдрома

Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.

Первая стадия.

Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.

Проявляется на уровне выполнения функций,произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом».

На второй стадии

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.

Третья стадия

Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

О том, что делать при эмоциональном выгорании, и как его избежать, мы поговорим позже (приложение 2).

А теперь я предлагаю вам несколько практических и интересных упражнений. Но для начала давайте познакомимся еще раз!

2. Упражнение на знакомство.

Безусловно, Вы уже знакомы друг с другом не один год. Но я хочу предложить Вам по-новому познакомиться друг с другом, как будто в первый раз.

Знакомиться мы будем не совсем обычным способом. Нужно по очереди назвать свое имя и то, в чем Вы мастер.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

3. Упражнение «Я дома, я на работе»

Следующее упражнение поможет Вам посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны. Для этого разделите лис бумаги пополам. Составьте 2 списка определений (как можно больше) «Я дома» и «Я на работе».

(Когда все закончили, анализируем.)

Теперь, обратите внимание на похожие черты в соседних столбиках, противоположные черты, отсутствие схожих черт, отметьте их для себя.Давайте обсудим: какой список было составлять легче, какой получился объемнее, каково Ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия (Обсуждение)

4. Игровое упражнение «Да, я такая, а еще…»

Сейчас будем учиться правильно реагировать на комплименты и приятные слова. Каждый сидящему справа говорит комплимент,а сидящий справа должен ответить: «Спасибо. Да, я такая, а еще я…» и называет свое положительное качество.

5. Упражнение «Волшебный магазин».

А сейчас мы с Вами отправимся в Волшебный магазин. В нем есть все, чего Вы только можете себе пожелать. Для этого напишите три хороших своих качества, и три, которые вам не нравятся. Чтобы купить нужное качество нужно прорекламировать и продать то качество, которое Вам особенно мешает.Вывод: не бывает плохих или хороших качеств. Любое качество в различных ситуациях либо помогает, либо вредит.

Задачи и цели синдрома эмоционального выгорания

6. Упражнение «Порой я балую себя».

В следующем упражнении каждому участнику понадобиться лист бумаги (раздаем бумагу). Вся информация, которую Вы запишете на листе будет носить строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть искренними, не заглядывать в листы людей сидящих рядом и не спрашивать их от том, что они написали. Приступаем…

Вспомните и составьте список тех дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.

(Когда списки готовы, продолжаем.)

Теперь отметьте как часто Вы делаете то, что отмечено на листе.

(Можно предложить высказать свое мнение.)

Далее необходимо разделиться на тройки и составит слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя.

(Раздаются карточки с рекомендациями Приложение.)

Ознакомьтесь с рекомендациями и отметьте в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые Вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше и дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. На этом же листе можно записать слоганы, придуманные Вами.

(Далее обсуждение.) Предлагаю Вам высказаться о том какие способы побаловать себя Вам больше всего понравились и какие бы Вы могли попробовать использовать в будущем.

7. Упражнение «Маски релаксации»

Теперь мне хотелось бы предложить Вам несколько приемов, которые помогли бы Вам снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе работы. Предлагаю Вам встать. Делаем глубокий вдох, задерживая дыхание изображаем на лице маску удивления (гнева, поцелуя, смеха, недовольства, выдыхая расслабляем мышцы лица.

Упражнение «Руки».

Инструкция: Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.

Выполним упражнение «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Читайте также:  Что это астено неврологический синдром

«Муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

8. Упражнение «Контур человека»

Я предлагаю Вам нарисовать силуэт человека. Поселите внутри него те чувства и эмоции, которых не хватает Вам на данном жизненном этапе. Для каждого из них подберите соответствующее место и подходящий цвет. Закрасьте силуэт.

Теперь задумайтесь – если Вам не хватает каких либо чувств и эмоций, значит необходимо стремиться ими овладеть…

9. Релаксационное упражнение «Новое платье»

Сядьте удобно, опустите плечи, вслушайтесь в спокойную музыку, выдохните напряжение, расслабьтесь, можете закрыть глаза. Вы сидите удобно, и ваши мышцы отдыхают. Проследите, чтобы не были сжаты зубы и руки в кулаки. Губы мягко сомкнуты. Мышцы плеч расслаблены, голова — чуть откинута, плечи — расправлены. Прислушайтесь к своему дыханию, постарайтесь сделать вдох — глубоким, а выдох — удлинить, можно выдыхать сквозь губы, расслабляя брюшную стенку. Вы отдыхаете, ничем не озабочены, и ничто Вас не беспокоит и не тревожит.

Теперь я медленно, тихо и ритмично считаю до 7. Вы мысленно вместе со мной идете по улице, делаете 7 шагов и оказываетесь в магазине «Одежда»: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7… заходите внутрь.

В этом магазине много различной одежды всех фасонов и цветов, есть старинные наряды и современная одежда. Вы просматриваете костюмы, платья и выбираете себе понравившиеся.

Вы приходите домой, надеваете на себя выбранную красивую вещь. Посмотрите внимательно свой наряд – цвет, фасон, удобно ли он сидит на вас.Посмотрите на себя в зеркало: вы довольны собой, вы себе нравитесь. Улыбнитесь себе и снимите наряд.

Откройте шкаф с вашей одеждой. Вы видите, что там нет свободных вешалок, а вам нужно убрать свой новый наряд. Для этого выберете какую-нибудь старую вещь и выкиньте ее, освободив место для новой одежды. Вместе с этой старой одеждой вы выбрасываете свои прошлые опасения, тревоги, неудачи и ошибки, и не сожалейте о них.

Повесьте новую вещь в шкаф. Откройте свой шкаф, свой дом и свой мир для перемен. Откройте глаза и возвращайтесь к нам в реальный мир обновленными. Многие из вас готовы к переменам в вашей жизни, готовы расстаться со старым и отжившим, и мы желаем вам удачи на этом пути.

10. И закончить нашу встречу хотелось бы притчей.

Притча «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»

— Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?

— Здравствуйте! Соединяю!

— Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!

— Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!

— Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом

исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!

…Металлический голос в трубке: “Подождите, пожалуйста, Вас соединяют с

оператором отдела исполненных желаний” … Жду…

— Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?

— Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем

загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.

— Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?

— Да, внимательно.

— Начинаем с последнего года:

1) Надоела эта работа! (исполнено: “работа надоела!”)

2) Муж не обращает внимания! (исполнено: “не обращает!”)

3) Ой, мне бы немного денег! (исполнено: денег – немного)

4) Подруги –дуры! (исполнено: они – дуры)

5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! (исполнено: на 10 этаже под самой

крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)

6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! (исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)

7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь (исполнено: к свекрови на дачу,

ей как раз рабочая сила нужна)

Ну что такое, никто цветов не подарит (исполнено: не подарит)

Продолжать? Здесь примерно на год чтения!

— Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!

— Господи, я все поняла! А сейчас я хочу как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?

Смешок в трубке…

— Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!

Приложение 1

Естественные приемы регуляции организма:

• Смех, улыбка, юмор;

• размышления о хорошем, приятном;

• различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

• наблюдение за пейзажем за окном;

• рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

• мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

• вдыхание свежего воздуха;

• чтение стихов;

• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;

• посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой, спортом и т. д.

• релаксация

• сделать себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинать в ресторане).

• разрешить себе побыть некоторое время в одиночестве.

• найти время с удовольствием заняться своим любимым делом.

• позволить себе полдня провести за «ничегонеделанием».

• каждый вечер вставать под душ и «смывать» события прошедшего дня, т. к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

• фильмы, спектакли, юмористические передачи;

• баня-сауна;

• аромотерапия, массаж;

• парикмахерская, шопинг;

• отдых в санатории;

• покричать там, где никто не услышит;

• поплакать, если грустно;

• выбить пыль из ковра, устроить генеральную уборку или ремонт.

• порисовать;

• погулять, быстро пройтись;

• послушать спокойную музыку;

• пикник, путешествие (поездка в красивое место);

• встретиться с подругой/другом и с чувством обсудить ситуацию.

И конечно же не забывайте про САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня

не менее 3–5 раз.

Приложение 2

Рекомендации для профилактики эмоционального выгорания.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

— громко запеть;

— резко встать и пройтись;

— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Источник