Выводы по синдрому эмоционального выгорания
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы о сущности синдрома эмоционального «выгорания» и его профилактике.
Синдром «выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. У специалиста, испытывающего синдром эмоционального «выгорания», появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами.
Существуют различные мнения относительно факторов возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания», а так же методах профилактики. Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания — это взаимодействие с людьми. Эмоциональному «выгоранию» подвержены те, кто работают в медицинских, образовательных, психологических, социальных службах и выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат.
Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания», описанные в трудах различных исследователей, можно разделить на две группы
Объективные факторы (организационные и ролевые) — порождаемые, условием самой работы или неправильной её организацией.
Субъективные факторы — особенности личности. Обе группы связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов.
По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. В связи с этим профилактике и обеспечению психогигиены работникам социального типа необходимо уделять особое внимание и способствовать созданию системы психологической помощи самим социальным работникам.
Психогигиена социального типа личности обеспечивается его толерантностью к синдрому «выгорания». Работник социальной сферы должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам.
В связи с этим, важнейшей задачей органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, является сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Важно повышать психологическую культуру работников социальных служб и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.
При изучении особенностей личности работников социальной сферы, связанных с их спецификой деятельности сделаны следующие выводы: социальная работа как вид профессиональной деятельность требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств без которых, осуществление социальной помощи практически невозможно.
Через психологические особенности социального типа личности осуществляется процесс упорядоченного, осознанного влияния субъективного фактора на социальные процессы в обществе, личность и личные качества социального работника позволяет повысить действенность социальной политики при имеющихся для этого у государства экономических ресурсах.
На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста в социальной работе влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального «выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» — это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.
При экспериментальном изучении социально-психологических факторов, влияющих на формирование синдрома эмоционального выгорания, нами были сделаны следующие выводы.
А — На развитие синдрома «эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов:
- — повышают риск развития «выгорания» неблагоприятные условия труда, организация работы, которая не удовлетворяет специалиста; слишком высокое разнообразие выполняемых специалистом работ; низкая возможность повышения квалификации;
- — осознание своей работы как престижной снижает риск возникновения «выгорания»;
- — напряженные отношения с руководителем и неблагоприятные отношения в коллективе повышает риск развития «выгорания»;
- — удовлетворенность размером заработной платы не влияет на возникновение «выгорания».
Б — На развитие синдрома эмоционального «выгорания» влияют особенности личности специалиста по социальной работе.
- — мотив избегания неудачи более свойственен работникам с высокими показателями «эмоционального выгорания» и, наоборот, наличие мотива стремления к успеху снижает риск «выгорания».
- — работникам социальной сферы, подверженным синдрому эмоционального выгорания, характеризуются такими чертами личности как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и агрессивности. В то же время они отличаются чувством чрезмерной ответственности, обязательности. Они более беспокойны, озабочены, ранимы, впечатлительны, чувствительны к замечаниям и порицаниям, ипохондричны, чем работники, у которых отсутствует синдром выгорания. Работники с высоким уровнем выгорания отличаются эмоциональной незрелостью, неустойчивой самооценкой.
Успешность адаптации человека происходит благодаря различным формам психологической защиты и компенсации. Ключевую роль в управлении человеком своим состоянием играет осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. На успешность применения мер по профилактике эмоционального выгорания влияет соблюдение пошагового решения программ профилактики. В настоящее время в психотерапии имеется некоторое количество методов, позволяющих эффективно бороться с синдромом эмоционального выгорания (релаксация; аутогенная тренировка; саморегуляция; дыхательная гимнастика; медитация; самомассаж; ароматеропия; цветотерапия; арттерапия и т.д.)
Таким образом, наша гипотеза о том, что профилактические меры являются обязательными и действенным методом в предотвращении психологического выгорания подтвердилась.
Данные теоретико-экспериментального исследования, представленные в данной работе, отражают основные направления современных исследований в изучении особенностей профессионального стресса, механизмов психической регуляции этого состояния, личностных детерминант стрессового процесса и ряда других аспектов проблемы.
Глоссарий
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | Аффект неадекватности | устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежелание признать себя его виновником |
2 | Визуализация | мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, — это прием, помогающий строить реальность. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и — получает желаемое |
3 | Гипертимия | некритическое проявление активности — личность больше претендует, чем знает, умеет и делает, человек норовит за все браться, всех критиковать и поучать, старается привлечь к себе внимание любой ценой |
4 | Деперсонализация | состояние, сопровождающееся изменением или потерей чувства собственного «Я». Больным кажется, что события их жизни происходят с кем-то другим, что они как бы «просматривают» свою жизнь в кинотеатре |
5 | Доминантность | психотип, основной отличительной характеристикой которого является стремление контролировать прежде всего свою жизнь (ситуацию, судьбу, жизнь других людей). |
6 | Истощение | симптомы: «психосоматическое и психовегетативное нарушение», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстранённость», «деперсонализация» |
7 | Карьера | сознательно выбранный и реализуемый социальным работником путь профессионального продвижения к намеченному статусу, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение в соответствии с уровнем его квалификации |
8 | Конформность | податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства |
9 | Медитация | интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). Прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения |
10 | Невротизация | предрасположенность к неврозам; мягкая форма невроза, характеризуемая высоким уровнем тревоги и другими симптомами эмоционального стресса |
11 | Напряжение | симптомы: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворённость собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия» |
12 | Обратный трансферт | перенос состояния переживания пациента на врача |
13 | Профессионализация | целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность |
14 | Профессиональная деформация личности | изменение качеств личности, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности |
15 | Психогигиена | отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды на образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья |
16 | Психосоматическое нарушение | психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов |
17 | Психовегетативное нарушение | слабость концентрации внимания, снижение трудоспособности, боязливость, возбудимость (раздражительная слабость), колебания настроения, дурное расположение духа, безрадостность и подавленность. Кроме того, отмечаются периодические головокружения, мушки перед глазами; расстройства сна; мелкое дрожание пальцев |
18 | Редукция | упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа или решения |
19 | Резистенция | способность организма сопротивляться или нет всем внешним вредным для него влияниям |
20 | Самоактуализация | стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей |
21 | Словесное воздействие | задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не») |
22 | Саморегуляция | это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием |
23 | Стагнация | снижение уровня развития чего либо, постепенное угасание под влиянием негативных факторов, оказывающих как прямо, так и косвенное воздействие на те процессы, которые в ней происходят |
24 | Самореализация личности | в изменившейся социальной ситуации человек стремится выработать в себе и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться |
25 | Управление дыханием | эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга |
26 | Фрустрация | негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Эффективность деятельности при этом существенно снижается |
27 | Эмоциональное выгорание | выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранное психотравмирующее воздействие. |
28 | Эмпатия | способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Так же, под эмпатией подразумевается способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его |
Источник
Мы рассмотрели основы формирования синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов.
Анализ литературы по данной тематике позволяет нам сформулировать теоретическую позицию, согласно которой синдром эмоционального «выгорания» развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения.
Эмоциональное «выгорание» — это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.
Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному «выгоранию», говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом — как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни. Наличие тех или иных симптомов определяет тип и степень выгорания. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание — процесс сугубо индивидуальный.
Рассматривая вопрос о педагогической деятельности, мы пришли к выводу, что синдром эмоционального выгорания непосредственно связан не только с личностными качествами педагога, но и с его профессиональной деятельностью.
Щуркова Н.Е. выделила некоторые личностные черты, способствующие успешной работе
1. интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю.
2. интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле.
3. интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием натуры.
Выявленные личностные качества профессионально ценностные, они необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.
Рассматривая проблему условий труда педагога, видим, что профессия учителя может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции” . Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение — это цена ответственности, которую платит учитель.
Маркова А.К., говорит о том, что для работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
Эмоциональное «выгорание» инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Проведя обзор факторов, влияющих на развитие выгорания, мы можем прийти к выводу, что многочисленные исследования данных факторов не дали ответа на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова его основная причина — личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с людьми или факторы рабочей среды? Решение данных проблем особенно важно, прежде всего, для разработки мер по предупреждению «выгорания».
Надо отметить, что эмоциональное «выгорание» — процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.
Источник
424
Автор: Щербак Анастасия
Дата: 30.01.2020
Доводилось ли вам слышать выражение: “Перегорел на работе?” А может быть, так говорили про вас? Синдром эмоционального выгорания – это патологическое состояние человека, при котором он постоянно чувствует моральное, эмоциональное и физическое истощение. Знакомое состояние? Почему же оно возникает, каковы признаки СЭВ и что делать, чтобы от него избавиться? Сегодня я отвечу на все эти вопросы.
Общая характеристика
Стресс для человека – это не всегда плохо. Легкий стресс, возникающий, например, когда мы изучаем что-то новое, помогает преодолевать трудности. В конечном итоге благодаря такому стрессу мы обретаем новый навык, а значит, развиваемся.
Однако на длительный непрекращающийся стресс организм реагирует эмоциональным выгоранием. Происходит перегрузка организма, психическое и физическое истощение. Это не просто плохое настроение. СЭВ характеризуется непрекращающимся характером и интенсивностью. Из этого состояния сложно выбраться.
В 1974 году американский психиатр Х. Фрейденбергер впервые описал непонятное для него и его коллег-докторов психоэмоциональное состояние. Оно было связано с тем, что им приходилось тесно и довольно часто контактировать с пациентами.
Чуть позже это явление описала Кристина Маслач. Она назвала его синдромом эмоционального и физического истощения. При этом на фоне этого синдрома формируется негативное отношение к работе и отрицательная самооценка.
Сильнее всего синдрому эмоционального выгорания подвержены люди, чья работа связана непосредственно с общением с другими людьми. В частности, это представители следующих профессий:
- врачи;
- психологи;
- педагоги;
- работники социальных служб;
- менеджеры по продажам и т. п.
Фрейденбергер также отмечал, что подобное состояние развивается у людей, которые:
- склонны к сочувствию;
- излишне мечтательны и поэтому неустойчивы в своей самооценке;
- одержимы навязчивыми идеями;
- стремятся идеально выполнить свою работу.
Нередко СЭВ наблюдается у творческих личностей (писатели, артисты, музыканты, художники и проч.). Особенно если их талант остается непризнанным. Помимо этой категории синдром часто проявляется у женщин, которые недавно стали мамами или занимаются исключительно домашним хозяйством.
К факторам, провоцирующим возникновение СЭВ, относятся:
- Однообразная работа, которая превращается в рутину.
- Работа в напряженном ритме, когда регулярно возникают стрессовые ситуации.
- Постоянная критика руководства.
- Недостаточное вознаграждение за выполненную работу. Причем не только материальное, но и психологическое, например, похвала.
Синдром эмоционального выгорания можно рассматривать как способ психологической защиты. У человека полностью или частично отключаются эмоции в ответ на воздействие, причиняющее эмоциональную травму.
Симптомы эмоционального выгорания
Симптомы СЭВ можно разделить на 3 группы:
- психофизические;
- социально-психологические;
- поведенческие.
К психофизическим симптомам относятся:
- хроническая усталость, когда человек чувствует себя уставшим не только вечером, но и утром сразу после пробуждения;
- вялость и мышечная слабость;
- регулярные приступы головной боли;
- бессонница;
- снижение иммунитета и как следствие частые простуды и ОРВИ;
- резкий набор веса или сильное похудение;
- ухудшение показателей крови и гормонального фона;
- заторможенность и сонливость;
- ухудшение слуха, обоняния, осязания, зрения, тактильных ощущений.
Социально-психологические симптомы проявляются у человека в следующем:
- возникает чувство равнодушия к работе, безразличия и скуки;
- развивается депрессия, ощущение подавленности и внутреннего опустошения;
- часто происходят нервные срывы от вспышек необоснованного гнева до полного ухода в себя и отказа от общения;
- даже мелкие и незначительные события вызывают сильное раздражение;
- не покидают негативные эмоции (обида, стыд, вина, подозрительность), хотя видимых причин для них нет;
- развивается чувство повышенной тревожности и беспокойства;
- человека преследует страх, что он не справится с задачей или у него ничего не получится;
- неуверенность в себе и в своих силах.
Поведенческие симптомы выражаются следующим образом:
- человек начинает ходить на работу без энтузиазма и долго “включается” в рабочий процесс;
- он увеличивает продолжительность перерывов и по возможности сокращает рабочее время;
- откладывает выполнение важных задач, а вместо этого занимается мелкими заданиями;
- постоянно берет работу на дом, но так ничего и не делает;
- отстраняется от коллег или клиентов, например, учеников, пациентов;
- если человек является руководителем, то ему становится сложно принимать решения;
- ему становятся абсолютно безразличны результаты работы;
- злоупотребляет алкоголем, пробует наркотики, выкуривает гораздо больше сигарет, чем привык.
Данные признаки могут проявляться у человека иногда и исключительно на работе. Либо он испытывает их постоянно и переносит на семейные и дружеские отношения. Интенсивность и частота проявления признаков СЭВ зависит от стадии развития синдрома.
Стадии СЭВ
Синдром эмоционального выгорания не возникает резко. Он развивается поэтапно по мере того, как нарастает психическое напряжение у человека. Психолог Джеррольд Гринберг выделил 5 стадий СЭВ:
- На первой стадии человек вполне удовлетворен своей трудовой деятельностью. Он увлечен делом, испытывает энтузиазм. Возникающие стрессовые ситуации не вызывают сильного эмоционального напряжения. Они лишь немного снижают активность и энергичность работника.
- По мере накопления усталости развивается вторая стадия синдрома. Человек теряет интерес к своему делу. У него возникают нарушения сна. Это может быть бессонница. Или наоборот, избыточный сон, который не приносит облегчения. Ощущение переутомления и апатии становится постоянным.
- На третьей стадии обостряется чувство подавленности, неудовлетворенности работой. Человек становится раздражительным. Он начинает думать о том, что в будущем у него нет никаких перспектив. Хроническая усталость провоцирует физические недомогания.
- Четвертую стадию можно охарактеризовать как кризис. У человека обостряются хронические заболевания. Из-за этого снижается работоспособность. Депрессия усиливается. Человека не удовлетворяет качество его жизни, собственная продуктивность.
- На пятой стадии психические и физические нарушения обостряются настолько, что возникает угроза жизни. На фоне тяжелейшей депрессии человек начинает злоупотреблять алкоголем, принимать наркотики. Он полностью дезадаптирован как в профессиональном плане, так и в личных и семейных отношениях
Чем раньше человек обратится к психологу за помощью, тем быстрее и легче он справится с синдромом.
Диагностика
Правильно диагностировать СЭВ может только специалист. Диагностика включает в себя 3 этапа:
- изучение истории больного и опрос;
- лабораторные исследования;
- тестирование.
В первую очередь врач изучает историю болезни пациента, выясняет наличие хронических заболеваний и вредных привычек. Обязательно уточняет симптомы, на которые жалуется пациент.
Для более полной картины врач назначает лабораторные исследования. Чаще всего в этот перечень входят:
- общий анализ крови;
- анализ на определение уровня гормонов;
- экспресс-тест на функционирование печени и почек.
Основным методом диагностики является тестирование, которое разработал отечественный психолог В. В. Бойко. Тест содержит 84 утверждения, на которые пациент должен ответить “да” или “нет”. По результатам теста врач определит фазу развития СЭВ. Всего выделяют 3 фазы.
- Напряжение. Пациент остро переживает конфликтные ситуации. У него повышается уровень тревожности. Он недоволен собой как личностью. Чувствует себя загнанным в угол. Его психика борется.
- Резистенция. Пациент начинает реагировать на события неадекватно с эмоциональной стороны (кричит, плачет, срывается, истерит). Какие-то вещи перестают вызывать эмоции. Все больше рабочих задач остаются невыполненными, потому что он уже не считает их важными. Психика начинает сдаваться.
- Истощение. В данной фазе у пациента возникает дефицит эмоций, отстраненность, нарушения со стороны психосоматики. Психика сдалась окончательно.
Если пациент не принимает никаких мер, то одна фаза постепенно сменяет другую.
Лечение
Большую роль в устранении симптомов СЭВ играет мотивация пациента и поддержка близких людей. На первой стадии человек вполне способен самостоятельно справиться с синдромом. Для этого порой достаточно изменить режим работы, пересмотреть свою систему ценностей, полноценно отдохнуть и отвлечься от проблем.
В более запущенных случаях необходима помощь психотерапевта. Лечение проводится комплексно с помощью следующих методов:
- психотерапия;
- медикаменты;
- изменение рабочего окружения.
Во время сеансов психотерапии врач меняет личностные установки пациента по отношению к профессиональной деятельности. Он заново формирует у пациента мотивацию и заинтересованность работой. А также учит его правильно распределять время и силы на различные сферы жизни.
Психотерапевты применяют следующие техники и упражнения.
- Тренировка навыков общения. Она обучает пациента умению эффективно коммуницировать с другими людьми. Ее основная задача – помочь пациенту осознать важность присутствия в его жизни близких.
- Обучение оптимизму. Данный тренинг учит пациента воспринимать события не с негативной стороны, а с более позитивной.
- Профилактика фрустрации. Эта техника помогает пациенту реалистично оценивать свои способности и возможности.
- Волшебный магазин. В данном упражнении пациент представляет, будто он оказался в волшебном магазине. В этом магазине он может приобрести любую черту характера, которой ему недостает, по его мнению. Цель упражнения – повысить самооценку больного.
- Психологический дебрифинг. Он представляет собой беседу врача и пациента, который столкнулся с тяжелым событием. Больной высказывает свои мысли, описывает ощущения и чувства по поводу пережитого.
В зависимости от клинической картины и степени тяжести синдрома врач назначает лекарственные препараты. Это могут быть:
- антидепрессанты;
- бета-блокаторы;
- снотворные средства;
- транквилизаторы.
Медикаментозное лечение проводится исключительно по показаниям врача и под его наблюдением.
К сожалению, нет волшебного средства, которое поможет избежать или мгновенно вылечить эмоциональное выгорание. Это всегда большая работа над собой, над умением жить гармонично. Если уделять все свое время и силы только одному аспекту жизни, то выгорание неизбежно наступит. Это, пожалуй, является основной причиной СЭВ.
Профилактика
Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Это относится и к синдрому эмоционального выгорания, который официально признан заболеванием. К профилактике устранения симптомов СЭВ относится работа в 2 аспектах:
- физическом;
- эмоциональном.
Для физической профилактики надо делать следующее:
- правильно и сбалансировано питаться;
- как можно больше гулять и отдыхать на свежем воздухе;
- регулярно заниматься спортом;
- соблюдать режим дня и спать не меньше 8 часов.
С этими пунктами вроде все ясно. Если не привыкли к регулярным физическим нагрузкам, то почитайте, как заставить себя заниматься спортом. Я уже писала об этом.
Эмоциональная профилактика более обширна. Она включает в себя большой перечень действий, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие именно для вас. Итак, вот что надо делать, чтобы избежать эмоционального выгорания.
- Устраивать себе полноценные выходные дни. В это время заниматься любыми делами, но не только не рабочими. Например, посмотреть сериал, почитать книгу, сходить в спа-центр и т. д.
- Прекратить ругать себя за ошибки, а наоборот, научиться хвалить себя за достижения. Помните, что истинной причиной стресса является ваше отношение к неудачам, а не они сами. Измените его!
- Брать отпуск хотя бы 1 раз в год. Желательно на это время уехать куда-нибудь в другое место.
- Планировать свой день и правильно расставлять приоритеты. В первую очередь необходимо выполнять самые важные задачи. Все второстепенное можно на время отложить.
- Творить! Любая творческая деятельность помогает избавиться от переживаний и волнений. Рисуйте, танцуйте, пойте, сочиняйте, шейте и т. д.
- Медитировать.
Эмоции, которые вы загнали внутрь и насильно там удерживаете, рано или поздно вырвутся наружу. Поэтому их надо научиться “выплескивать” так, чтобы никто из окружающих не пострадал. Как можно это сделать:
- рассказать кому-нибудь о своих чувствах и проблемах (близкому другу, психотерапевту, любимому человеку);
- записать свои эмоции на бумаге, а потом сжечь ее или порвать на мелкие кусочки;
- нарисовать свою эмоцию, а потом закрасить ее или дорисовать к ней что-нибудь смешное.
Я нашла для вас интересное видео, на котором девушка-блогер делится своим опытом. Она рассказывает, как ей удалось справиться с эмоциональным выгоранием.
Заключение
Мы с вами разобрались, что означает в психологии синдром эмоционального выгорания, как его распознать и бороться с ним. Лучше, конечно, не доводить себя до такого состояния.
Говорят, что успех приходит к тому, кто работает не покладая рук. Я не могу согласиться с этим утверждением. Чтобы по-настоящему стать успешным человеком в жизни, надо добиться гармонии во всех ее сферах. Уделять достаточно времени и работе, и семье, и себе любимому. Тогда вы будете излучать свет и тепло, а не сгорите, как спичка.
А вы испытывали на себе симптомы СЭВ? Поделитесь в комментариях, как вам удалось справиться с выгоранием! Возможно, именно ваш способ окажется для кого-то спасением.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Оцените статью
Увлекаюсь психологией. С интересом исследую человеческую душу и учусь понимать людей. Пишу, чтобы помочь читателям разобраться с проблемами эмоционального характера, отношений, воспитания детей, самосовершенствования. Буду рада, если мои статьи вам помогут.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.
Источник