Все для студентов синдром выгорания
Студенты, которые едут учиться за границу — особенные люди. Они выбирают не только знания, но и другой язык, новую страну, незнакомый контекст. Все это ужасно увлекательно, но вызывает много стресса, к которому надо быть готовым.
На эмоциональное состояние студента могут повлиять не только контрольные и изнурительная сессия, но и высокие ожидания родителей, большие требования от профессоров и от самого себя. Все в комплексе может привести к выгоранию.
Термин «выгорание» еще не изучен до конца: впервые его ввел Герберт Фройденбергер в своей книге «Выгорание: высокая цена высоких достижений» в 1974 году. Однако, уже сегодня исследователи выделяют основные симптомы, которые могут проявляться у каждого человека индивидуально. Чаще всего, люди в состоянии выгорания испытывают следующее:
— сложность в концентрировании внимания
— умственная и физическая усталость
— снижение продуктивности
— чувство депрессии и отчужденности
— отсутствие мотивации
Особенно внимательно к выгоранию должны относится студенты-achievers, которые постоянно стремятся к высоким оценкам и ставят для себя недостижимую планку. Но это не значит, что выгорание не может произойти и с обычным студентом, кто прилежно учится и точно также подвергается стрессу из-за больших объемов информации, новой среды, большой конкуренции.
Известны случаи, когда люди, у кого произошло выгорание, не отдавали себе в этом отчет и не понимали, почему вдруг в один прекрасный день им очень сложно встать с кровати. В крайних случаях, у пациентов с выгоранием возникают и физические проявления стресса: боли в голове и животе, кожные высыпания и экземы, приступ аппендицита. Такие случаи выгорания уже носят клинический характер и тут нужно обратиться к врачу.
Физическая активность
Что же делать, если выгорание уже случилось? Здесь ответ дают не только психологи, но и нейрофизиологи. В свежей книге Эмилии и Эмили Нагоски «Burnout: The Secret to Solving the Stress Cycle» описывают стресс и реакцию организма на него как один из древнейших процессов, переживаемых человеком.
Изначально стресс представлял собой хищника в лесу, сегодня — это дедлайн или критический комментарий профессора. Однако организм, а в частности мозг, не успел эволюционировать так быстро и не различает стресс, вызванный внезапной встречей со львом от стресса перед контрольным тестированием. В связи с этим, реакция тела на стресс «бей или беги» не изменилась. Именно поэтому, ученые рекомендуют не останавливать организм и чаще заниматься физическими активностями, то есть дать своему телу бежать, плавать, танцевать, быть активным в течение 20-60 минут.
Читайте также: «Как справиться с тоской по дому, находясь за рубежом»
Позитивные отношения
Когда мы в стрессе, нам кажется, что будет лучше, если люди вокруг оставят нас в покое. На самом деле это не так. Организму в стрессе нужно ощущение безопасности, а позитивный интерактив с окружающими, пусть даже короткий small talk с продавцом или пассажиром в автобусе, помогает создать это ощущение и успокоить мозг.
А вот с близкими людьми, друзьями, и теми, кому вы доверяете нейрофизиологи советуют побольше обниматься. Пользу объятьев и поцелуев описывает психолог в сфере отношений Джон Готманн. Обниматься следует 20 секунд — это достаточно долго по сравнению с быстрым поверхностным объятьем, и 20 секунд хватает, чтобы успокоить сердечный ритм, понизить давление, дать организму понять, что он находится под защитой. Сразу после объятий, ученые зафиксировали смену «гормона стресса» кортизола на окситоцин, «гормон счастья».
Обниматься по 20 секунд, конечно, сложно, когда вы далеко от дома, но даже объятья с однокурсниками, которые находятся в таком же стрессе, как и вы, могут помочь организму физически успокоиться.
Письма благодарности
Еще один эффективный способ борьбы с выгоранием — письма благодарности. Это распространенная практика среди психологов, которые чаще всего рекомендуют писать письма благодарности себе или просто обстоятельствам: «спасибо, что у меня есть крыша над головой, еда на столе, спасибо, что я нахожусь в этой интересной стране».
Однако Нагоски рекомендуют писать письма благодарности людям, которым вы на самом деле благодарны. Более того, такое письмо лучше зачитать вслух этому человеку. Подобное «празднование» достижений и всех к ним причастных людей дает большой заряд энергии и чувство уверенности.
Читайте также:«10 вариантов для отдыха после сдачи всех экзаменов»
Вовлечение во что-то важное
Это более абстрактный совет, но он как нельзя актуален для студентов. Чувство собственной значимости повышается, когда вы приобщаетесь к чему-то большому и важному: это может быть научное достижение, к которому вы стремитесь; борьба с глобальным потеплением; волонтерство в приюте для собак; медитация и духовные практики. Главное, не просто восхищаться большой красивой целью, но принимать в ней непосредственное участие. И самое важное, что нужно понимать — смысл своей деятельности, да и жизни, невозможно найти, его нужно сделать самостоятельно.
Итак, главное, что нужно запомнить в борьбе с выгоранием — нельзя игнорировать тело и его ощущения. Физическая активность, отношения с близкими, позитивное общение, все это помогает успокоить инстинкты, которые свойственны нам еще из древних времен. Помните, что вы находитесь в увлекательном путешествии, которое в любом случае приведет вас к полезному и важному результату. Но, как и любое путешествие, учеба за рубежом — это временный процесс, не зацикливайтесь на текущих проблемах слишком долго — вас ждет еще так много всего впереди.
Источник
В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с психологическими аспектами в педагогике. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса выгорания студентов медицинских вузов. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.
Ключевые слова: выгорание, студенты, медицинский вуз, психология, медицины, психология.
Воздействие на организм стрессовых факторов в процессе обучения и прохождения практики приводит к эмоциональному выгоранию студентов медицинских вузов.
Как отмечают специалисты, эмоциональное выгорание следует рассматривать как синдром в связи с его системным воздействием. Для выгорания студентов медицинских вузов характерна различная симптоматика эмоционального выгорания.
Синдрому эмоционального выгорания посвящено множество зарубежных научных работ и исследований. В отечественной науке термин эмоционального выгорания стал рассматриваться лишь в 90-е годы. Синдром эмоционального выгорания следует рассматривать как инструмент психологической защиты, что выражается в виде частичного или полного исключения эмоций в ответ на воздействие психотравмирующих факторов.
Впервые термин выгорания описал Х. Дж. Фрейдеберг в 1974 г. Автор объяснил появление эмоционального выгорания эмоциональной насыщенностью общения в процессе работы или прохождения учебы. К указанному периоду было собрано достаточно данных о том, что среди людей определенных профессий довольно часто можно встретить черствых личностей. Речь идет о врачах, педагогах, полицейских и других специалистов.
Как показали результаты научных исследований, именно медики наиболее подвержены психосоматическим расстройствам. Изначально полагалось, что причина эмоционального выгорания заключается в проявлении сочувствия к проблемам пациентов.
Потом мнение ученых изменилось, и они стали утверждать, что эмоциональному выгоранию подвержены люди с активными коммуникациями в процессе осуществления своей профессиональной деятельности.
А. Лэнгле в своих научных работах пишет о том, что синдром эмоционального выгорания провоцирует истощение организма на уровне психики.
При рассмотрении проблемы эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов необходимо обратиться к классифицированным учеными моделям психоэмоционального выгорания. Однофакторная модель подразумевает такое психоэмоциональное выгорание, при котором истощение отмечается на эмоциональном, физическом и когнитивном уровне.
Причина этого явления заключается в длительном пребывании студентов в перегруженных ситуациях (ситуациях, насыщенными в эмоциональном плане).
В рамках двухфакторной модели подразумевается, что синдром эмоционального выгорания наступает по причине деперсонализации и эмоционального истощения в совокупности. Студент, который испытывает эмоциональное выгорание, начинает жаловаться на свое здоровье, состояние нервного напряжения.
В рамках такой модели психоэмоционального истощения частично или полностью утрачивается интерес к человеку как к объекту коммуникации. Так, при прохождении практики на синдром эмоционального выгорания студентов указывает тот факт, что пациенты медицинских учреждений воспринимаются студентами как проблемные объекты, с которыми нужно что-то делать. [1]
Глубокое погружение в проблемы, с которыми делятся пациенты при прохождении студентами практики, ведет к активации деперсонализированного защитного механизма. В результате участие в практической работе становится для студента неинтересным. Третья модель психоэмоционального истощения подразумевает, что дополнительно происходит дедукция личных достижений. То есть, начинаются умаляться достигнутые результаты в учебе и прохождении практики.
К настоящему времени синдром эмоционального выгорания принято рассматривать с использованием трехфакторной модели. Развитие синдрома эмоционального выгорания происходит постепенно в три стадии. Все начинается с притупления эмоций, потом к студентам приходят негативные эмоции в виде презрения к тем, с кем им приходится вместе находиться.
На завершающей стадии формируется неприязнь к окружающим. Опасность этого явления заключается в том, что отсутствие должной помощи еще на этапе обучения в вузе может привести к тому, что окончивший учебу специалист в области медицины будет срывать свою злость на пациентах. Причины эмоционального выгорания самими студентами не осознаются.
Как правило, в качестве первопричин своей озлобленности студенты-медики видят плохое настроение и общее чувство усталости.
Симптоматика эмоционального выгорания проявляется на физическом уровне в виде усталости и истощения, на эмоциональном уровне в виде притупления эмоций и эмоциональной отстраненности, на уровне поведения в виде безразличия к еде, уменьшения физической активности и даже на уровне интеллектуального состояния в виде потери интереса к учебе и участию в практической деятельности. [2]
Синдром эмоционального истощения проявляется в виде низкой социальной активности и утрате интереса к проведению досуга, что указывает на влияние эмоционального истощения на социальную сферу. Разъяснение причин эмоционального выгорания происходит с использованием разных подходов.
В частности, в рамках индивидуально-личностного подхода подразумевается, что студенты-медики при прохождении практики в учреждениях не убеждаются в соответствии своих ожиданий особенностям профессиональной деятельности. В рамках социально-психологического подхода подразумевается, что причина эмоционального выгорания связана со спецификой обучения и выбранной профессией. В рамках организационно-психологического подхода при изучении причин эмоционального выгорания отмечается переадресация проблем личности на организационную структуру взаимодействия с социумом, коллективом педагогов и наставников.
Уровень эмоционального выгорания растет по мере роста учебной нагрузки. [3]
Как отметили ученые в ходе своих исследований, стрессу наиболее подвержены женщины, которые осуществляют функции воспитания, оказывают медицинскую помощи. Мужчины наиболее подвержены стрессам в ситуациях, связанных с необходимостью демонстрации собственных навыков и умений.
Эмоциональное выгорание у студентов медицинских вузов провоцируют внутренние и внешние факторы. К внешним факторам необходимо относить социально-психологические особенности деятельности и среды обучения. К внутренним факторам принято относить усиление активного восприятия и сопереживания, что связано со спецификой выбранного поля профессиональной деятельности.
Для эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов характерно прохождение нескольких фаз — напряжения, резистенции и истощения. На процесс эмоционального выгорания серьезное влияние оказывает то, что выбранная студентами профессия не оправдывает их ожиданий. Это видно по результатам исследований среди студентов медицинских вузов, проведенного в 2015 г. [4]
Согласно его результатам, уже к моменту окончания 2-курса в выбранной специальности разочаровываются не меньше 28 % всех учащихся. [5]
Если обратиться к описанию человека, страдающего невротическими расстройствами, можно отметить, что лица, находящиеся в группе риска с эмоциональным выгоранием схожи с его описанием. Так, студенты медицинских вузов предъявляют завышенные требования к себе, чувствительно относятся к малейшим неудачам. Эмоциональное выгорание приводит практически к безнадежной ситуации, однако современными учеными выработаны довольно эффективные подходы для профилактики и лечения эмоционального выгорания у студентов. Так, А. Лэнгле предлагает рассматривать в качестве эффективного инструменты методы ситуативной разгрузки.
Такие приемы направлены на изменение поведения. Чтобы предупредить эмоциональное выгорание у студентов, автор рекомендует работать с самими студентами и предлагать им задания с подготовкой развернутых ответов на вопросы о том, для чего они выбрали эту профессию, нравится ли им то, что они сейчас делают, нравится им сам результат учебы или только сама учеба.
Эмоциональное выгорание представляет довольно серьезную проблему, поскольку его симптоматика зачастую не осознается самими студентами. Причина понятна — невозможно оценить себя со стороны и однозначно ответить, что же со мной происходит. [6]
Эмоциональное выгорание среди студентов обусловлено самой природой образовательной деятельности. Так, авторы многочисленных исследований приходят к выводу о том, что образовательная деятельность студентов неотъемлемо связана с умственной работой, необходимостью работать с большими объемами информации.
Нужно не только обучаться работе с большими объемами информации, но и осваивать разные технологии обучения. Более того, многие студенты участвуют в общественных делах, следовательно, на них ложится дополнительная эмоциональная нагрузка. Первопричина эмоционального выгорания студентов медицинских вузов сводится к большим психоэмоциональным нагрузкам. При рассмотрении проблемы эмоционального выгорания следует принимать во внимание возрастные особенности студентов. [7]
Так, лица студенческого возраста больше склонны к проявлению сочувствия, в то же время они неустойчивы и склонны мечтать. Идеалистический подход к процессу обучения приводит к тому, что студенты не могут адаптироваться к новым требованиям, даже сталкиваются с ощущением собственной несостоятельности.
На этой почве формируется нежелание учиться, возникает общее чувство неудовлетворения от достигнутых результатов обучения. Проявление первых признаков деперсонализации указывает на активную стадию развития эмоционального выгорания. Борьба с этим явлением должна носить комплексный характер.
Литература:
Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2015. 336 с.
Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб., 2014. 474 с.
Кайбьшев В. Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и промышленная экология. 2016. № 12. С. 21–26.
Хетагурова А. К., Касимовская Н. А. Социально-демографические и психологические факторы, влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе // Экономика здравоохранения. 2014. № 2–3 (112). С. 25–29.
Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджменту / под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2013. 448 с.
Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. M., 2016. 436 с.
Франкл В. Теория и терапия неврозов. Введение в логотерапию и экзистенциальный анализ. СПб., 2015. 234 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, студент, прохождение практики, профессиональная деятельность, эмоциональное истощение, эмоциональное выгорание студентов, синдром, вуз, психоэмоциональное выгорание, психоэмоциональное истощение.
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Социальные и психологические изменения, происходящие в обществе, в разных сферах деятельности, в частности учебной, привели к тому, что будущие специалисты чаще стали подвержены стрессовым ситуациям. Учебный вузовский процесс представляет собой «…систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основу которой положено органическое единство и взаимосвязь преподавания (деятельность преподавателя) и учения (деятельность студента), направленных на достижение целей обучения, развития личности студента, его подготовки к профессиональной деятельности.»[2, с.34-35] Учебный процесс в вузе требует большой отдачи, всё это ведет к эмоциональной нестабильности. Студенты практически «живут» в вузе, к тому же постоянно заняты учебной деятельностью. Постепенно это может привести к эмоциональному выгоранию.
В связи с этим, рассмотрение вопроса о синдроме эмоционального выгорания у студентов, на наш взгляд, не оставляет сомнения в своей актуальности, т.к. внутренний мир ощущает дисгармонию, снижается память, студент начинает неконструктивно мыслить. Столкнуться с симптомом эмоционального выгорания может любой студент.
Понятие «эмоциональное выгорание» было введено американским психиатром Гербертом Фрейденбергом в 1974 году. Исследователь определял данное явление как «…нарастающее эмоциональное истощение, ответную реакцию на продолжительные сферы межличностного общения».[4, с.163] В дальнейшем феномен «эмоциональное выгорание» был детализирован К. Маслач и Х. Хартманом в 1982 году, которые выделили три главных его компонента: эмоциональное (или физическое) истощение; деперсонализация; сниженная рабочая продуктивность [3, с. 29-30] Впервые тема студенческого выгорания была затронута Г.С. Никифоровым. В его исследовании принимали участие студенты педагогических специальностей, обучавшиеся в Зеленогурском университете. Г.С. Никифоров использовал «Опросник поведения и переживания, связанного с работой», разработанный У. Шааршмидтом и А. Фишером в Институте психологии Постдамского университета. Тогда Никифоров впервые выявил, что не только работающие люди, но и студенты склонны к возникновению эмоционального выгорания.
В рамках работы студенческого научного клуба по психологии «Инсайт» мы измерили риск синдрома эмоционального выгорания у студентов педагогического факультета с 1 по 5 курсы, согласно методике Б. Поттера. Анализ результатов исследования показал, что, в целом, у 48% студентов высокий уровень риска возникновения синдрома эмоционального выгорания, у 30% — умеренный и у 22,5% — низкий уровень. Приведённые данные показывают о преобладании у студентов высокого уровня риска эмоционального выгорания, т.е. это студенты, подверженные стрессовым ситуациям, находящиеся в неустойчивом эмоционально-психологическом состоянии.
По курсам результаты таковы: на 1 курсе у студентов преобладает низкий риск возникновения синдрома эмоционального выгорания — 48%, у 34% — умеренный и у 18% — высокий уровень синдрома. На 2 курсе мы получили следующие результаты: у 14% студентов низкий уровень риска, 37% имеют умеренный уровень и 49% студентов с высоким уровнем риска возникновенияию синдрома. У студентов 3 курса мы наблюдаем преобладание умеренного уровня — 52%, у 14 — низкий уровень и 34% имеют высокий уровень. На 4 курсе результаты следующие: преобладание высокого уровня — 67% студентов, у 19% — умеренный уровень и 14% — низкий уровень. Студенты 5 курса наиболее подвержены высокому уровню — 68%, 16% — низкий и 16% — умеренный уровень риска.
Проанализировав результаты исследования, мы наблюдаем высокий уровень риска возникновения синдрома эмоционального выгорания на 2,4 и 5 курсах. Уже на втором курсе студенты нередко чувствуют разочарование и упадок сил. Подобное эмоциональное выгорание у них может вызвать масса обстоятельств: обилие заданий, новый коллектив, «не те» предметы. С собственной резкой реакцией на эти ситуации могут справиться не все. Второкурсники уже во всю вовлечены в учебный процесс — зачастую, это самый сложный курс для студента. Именно на втором курсе происходит самое интенсивное обучение общим знаниям и формирование культурных запросов. Период обучения на 4-5 курсах связан с прохождением студентами педагогической практики, интенсивным взаимодействие с учащимися, близким знакомством с будущей профессией. Студент вступает в этап выраженного профессионального самоопределения, сопровождающегося формированием уверенности и готовности к активной самостоятельной деятельности в выбранной профессиональной сфере, либо разочарование в профессии, неуверенностью в выборе. Следовательно весь процесс обучения потенциально содержит в себе опасность возникновения эмоционального выгорания. На младших курсах, прежде всего из-за стрессов, вызванных переходом от учебной деятельности к учебно-профессиональной , на старших — в процессе интенсивной профессионализации у студентов может возникнуть неуверенность в выборе пррфессии, в возможностях дальнейшей самореализации. Всё это, несомненно, может служить факторами, приводящими к состоянию эмоционального выгорания. [4, с.81]
Завершающий период обучения в вузе вполне уместно назвать начальным этапом профессиональной адаптации студентов – будущих педагогов, который неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это проявляется в довольно невысокой оценке своих педагогических способностей, коммуникативных навыков и умений, низкой самооценке, которая проявляется опосредованно – лишь при анализе уровня своей компетентности, а не оценке личности в целом[1, с.273].
Таким образом, наличие высокого показателя у студентов возникновения риска синдрома эмоционального выгорания позволяет обратить внимание к данной проблематике как самого студента, так и педагогического состава преподавателей. Прежде всего, на наш взгляд, необходима просветительская работа среди студентов в сфере профилактики данного состояния и гармонизации собственного внутреннего мира, т.к. успешность в учебном процессе напрямую связана с благоприятным данным состоянием.
Список литературы
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. 2-е изд.-СПб.:Питер,2009. С.336.
Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов.-СПб.Питер, 2006. С.607.
Орёл В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии/В.Е. Орёл. Перераб. и доп.Ярославль: 1999. С.76-97.
Maslach C., Jackson//Journal of Occupational Behavior. 1981. c.26-34
Freudenberger H.J. Staff burn-out//Journal of Social Issues. 1974. c.159-165
Источник