Возрастные синдромы нервно психических расстройств в детском возрасте

Возрастные синдромы нервно психических расстройств в детском возрасте thumbnail
Возрастные синдромы нервно психических расстройств в детском возрасте

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

В детском возрасте могут проявляться самые различные заболевания — неврозы, шизофрения, эпилепсия, экзогенные поражения мозга. Хотя основные важнейшие для диагностики признаки данных заболеваний проявляются в любом возрасте, симптоматика у детей несколько отличается от той, которая наблюдается у взрослых. Большинство из описанных ниже расстройств чаще возникает у мальчиков.

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

Детский аутизм [ (синдром Каннера) встречается с частотой 0,02—0,05 %. У мальчиков отмечается в 3—5 раз чаще, чем у девочек. Хотя аномалии развития можно выявить еще в младенчестве, диагностируют заболевание обычно в возрасте 2 года — 5 лет, когда формируются навыки социального общения. Классическое описание данного расстройства [Кан-нер Л., 1943] включает чрезвычайную замкнутость, стремление к одиночеству, сложности в эмоциональном общении с окружающими, неадекватное использование жестов, интонации и мимики при выражении эмоций, отклонения в развитии речи со склонностью к повторам, эхолалии, неправильным употреблением местоимений («ты» вместо «я»), монотонное повторение шума и слов, снижение спонтанной активности, стереотипии, манерность. Для лечения применяются специальные методы обучения, психотерапия, небольшие дозы галоперидола.

ДЕТСКОЕ ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО

Гиперкинетическое расстройство поведения (гипердинамический синдром) [F90] является относительно частым нарушением развития (от 3 до 8 % всех детей). Соотношение мальчиков и девочек 5:1. Характерны чрезвычайная активность, подвижность, нарушение внимания, препятствующее регулярным занятиям и усвоению школьного материала. Начатое дело, как правило, не завершается; при хороших умственных способностях дети быстро перестают интересоваться заданием, теряют и забывают вещи, ввязываются в драки, не могут усидеть у экрана телевизора, постоянно донимают окружающих вопросами, толкают, щиплют и дергают родителей и сверстников. ИЗОЛИРОВАННЫЕ ЗАДЕРЖКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ.

Нередко у детей отмечается изолированная задержка развития какого-либо навыка: речи [F80], чтения, письма или счета [F81], двигательных функций [F82]. В отличие от олигофрений, которые характеризуются равномерным отставанием в развитии всех психических функций, при перечисленных выше расстройствах обычно по мере взросления наблюдаются существенное улучшение состояния и сглаживание имеющегося отставания, хотя некоторые нарушения могут оставаться и у взрослых. Для коррекции применяются педагогические методы.

РАССТРОЙСТВА НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ

Энурез [F98.0], энкопрез [F98.1], поедание несъедобного (пика) [F98.3], заикание [F98.5] могут возникать как самостоятельные расстройства или (чаще) являются симптомами детских неврозов и органических поражений мозга. Нередко у одного и того же ребенка в различные возрастные периоды можно наблюдать несколько из указанных расстройств или их сочетание с тиками.

Заикание у детей встречается довольно часто. Указывают, что преходящее заикание возникает у 4 %, а стойкое — у 1 % детей, чаще у мальчиков (в различных работах соотношение полов оценивается от 2:1 до 10:1). Обычно заикание возникает в возрасте 4 года — 5 лет на фоне нормального психического развитияТрициклические антидепрессанты (имипрамин, амитрипти-лин) при энурезе у детей оказывают хороший эффект в большинстве случаев. Часто энурез проходит без специального лечения.

ТИКИ.

Тики [F95] возникают у 4,5 % мальчиков и 2,6 % девочек, обычно в возрасте 7 лет и старше, обычно не прогрессируют и у части больных полностью исчезают по достижении зрелости. Тревога, страх, внимание окружающих, применение психостимуляторов усиливают тики и могут их спровоцировать у взрослого излечившегося от тиков человека. Неврозы.

Неврозы (от греч. néuron — нерв), группа заболеваний, обусловленных психотравмирующими воздействиями; характеризуются функциональными, как правило, обратимыми, нервно-психическими расстройствами, при которых больной сохраняет критическое отношение к болезни и способность управлять своим поведением.

Клинические проявления Н. складываются из нервнопсихических и соматических нарушений. Чаще всего наблюдаются повышенная утомляемость, лёгкая возбудимость и быстрая истощаемость, нарушения сна, потливость, неприятные ощущения в области сердца и т.п. Иногда (при истерии)могут возникать припадки различного характера, параличи, глухонемота, ложная беременность, рвота, нарушения памяти и т.д.

Основные формы Н.: неврастения, невроз навязчивых состояний (см. Навязчивые явления, Психастения), истерия. Кроме того, выделяют Н. ожидания, Н. испуга, Н. страха, двигательные Н. (тики, заикание и др.) и так называемые неврозы органов. Так, для Н. ожидания характерно нарушение какой-либо функции (например, заикание, бессонница) под влиянием тревожного ожидания возможной неудачи, для Н. страха — приступы страха или тревожные состояния, не связанные с реальной угрозой. Н. органов (сердца, желудка и др.), или системные Н., проявляются в нарушении деятельности определённой системы организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, половой), обусловленном расстройством нервной регуляции без органических изменений внутреннего органа. Н. органов раньше обозначали как вегетативные Н., но поскольку вегетативная нервная система — лишь промежуточное звено между внутренними органами и центральной нервной системой, в современном понимании Н. органов — клинические варианты общего Н. (неврастении, истерии или невроза навязчивых состояний).

Читайте также:  Что может вызвать синдром дауна

От Н. отличают неврозоподобные состояния (неврастенический синдром, явления навязчивости, истероформные реакции), встречающиеся при различных, обычно тяжёлых или затяжных психических или соматических заболеваниях (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, атеросклероз сосудов головного мозга и др.).

Лечение: психотерапия, направленная на устранение источников психотравмирующих переживаний или изменение отношения больного к ним (применяют лечение убеждением — рациональная психотерапия, внушение, гипноз, аутогенную тренировку и др. методы); нормализация режима труда и отдыха; лекарственное лечение (препараты брома, валерианы, витамины, транквилизаторы, снижающие эмоциональную напряжённость — либриум, андаксин, седуксен и др.); санаторно-курортное лечение, физиотерапия. В отдельных случаях показаны стационарное лечение и временное освобождение от работы. Прогноз благоприятный.

Date: 2016-05-18; view: 683; Нарушение авторских прав

Источник

У детей возникают различные психические расстройства: шизофрения, эпилепсия, депрессия, неврозы и экзогенные поражения головного мозга. Однако эти болезни развиваются и у взрослых, хотя симптоматика немного отличается. Поэтому мы разберем специфические для детского и подросткового возраста психические расстройства: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, олигофрению, нарушение психологического развития, смешанные эмоциональные расстройства и нарушение социального функционирования.

Психические расстройства у детей и подростков

Детский аутизм (синдром Каннера) – психическое расстройство детского возраста. Проявляется крайней социальной дезадаптацией, стереотипным поведением и специфическими увлечениями.

Одна из теорий происхождения детского аутизма заключается в нарушении созревания межсинаптических связей – «мостов» между нервными клетками, которые передают электрический импульс и информацию. Созревание синаптических связей нарушается из-за генетических сбоев и мутаций в генах.

У аутистов нарушается развитие нервной системы. Первые проявления обнаруживаются в младенчестве, когда ребенок реагирует на внешние события не так, как другие дети. С раннего возраста заметен парадокс: ребенок бурно реагирует на слабые раздражители, и слабо реагирует на сильные. Например, младенец громко плачет и возбуждается из-за тихого телефонного звона, и почти никак не реагирует на громкую музыку.

У здоровых детей после первых нескольких месяцев жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок улыбается, смеется и тянется, если увидит маму или папу. У аутистов этот комплекс искажен: младенец может смеяться и улыбаться без присутствия родителей, тянуться к игрушке или светильнику.

К первому году жизни и позже у ребенка младшего школьного возраста нарушается социальная адаптация. Дети не тянутся к сверстникам, их не интересуют привычные общественные мотивы. Их внутренняя жизнь преобладает над внешней: они могут часами проводить за конструктором и рисовать, пока их одногодки играют в социальные игры «дочки-матери» или «казаки-разбойники».

Аутисты избегают прямого взгляда, редко понимают особенности обстановки, как и где нужно сказать или промолчать, как повести себя в той или иной ситуации. Они не привязываются к людям, но сильно привязываются к опекунам, которые заботятся о них.

Дети с аутизмом с трудом распознают эмоции и скрытые невербальные знаки. Им трудно понять и прочувствовать, что сейчас испытывает другой человек.

Хотя некоторые аутисты утверждают, что очень хорошо чувствуют переживания и эмоции собеседника или любимого персонажа из приключенческой книги.

У аутистов мало друзей. Обычно за жизнь они встречают 3–4 близких дружеских связей. Они любят проводить время в одиночестве. Некоторые же аутисты любят общаться и проводить время в компании друзей. Низкая общественная активность связана скорее не с нежеланием вступать в социальный контакт, а с внутренними барьерами, со стеснением. Основная причина – коммуникативные навыки развиты очень слабо.

Также для детского аутизма характерны такие симптомы:

  • стереотипия – это бесцельные движения руками, ногами и головой;
  • компульсии – навязчивое соблюдение собственных правил; чаще всего – выставлять предметы по определенной закономерности: по цвету, по линии, по размеру;
  • предпочтение однообразия и страх перемен;
  • узконаправленные интересы: чрезмерная любовь к одному и тому же мультику, игре;
  • агрессия, направленная на себя: дети кусают собственные руки, могут вырывать волосы.

Реже у аутистов возникают припадки, неконтролируемые вспышки гнева, недостаток внимания и гиперактивности; наблюдается сниженная способность к обучению и чрезмерная чувствительность. У некоторых аутистов присутствует синдром саванта – выдающиеся способности в запоминании, рисовании или арифметике.

Детское гиперкинетическое расстройство

Им страдает от 3 до 8% детей. Мальчики болеют в 5 раз чаще девочек. Основные признаки – избыточная двигательная активность, недостаток внимания, сниженные способности к обучению и запоминанию новой информации. Такие дети обычно никогда не доводят начатое дело до конца. Из-за дефицита внимания способные дети не могут учиться: они быстро теряют интерес к заданию, переключаются на другие темы, часто дерутся, конфликтуют с учителями, задирают одноклассников.

Одна из причин патологии – минимальная дисфункция центральной нервной системы. При этом признаков органического поражения головного мозга нет. У большинства детей симптомы устраняются самостоятельно после 12 лет. К 20 годам патология самоустраняется.

Расстройства физиологических функций

Сюда относится:

  • заикание;
  • энурез.

Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь. Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга. Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.

Читайте также:  Тесты по хирургии синдром повреждения

Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.

Тики

Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.

Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.

Олигофрения

Это врожденное или приобретенное (до трех лет жизни) слабоумие у детей. Дети с олигофренией неспособны обучаться или обучаются с трудом, у них снижена способность абстрактного и логического мышления, нарушена социальная адаптация и сфера самообслуживания.

Кретинизм

Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.

Подростковые психические расстройства

Подростки чаще всего страдают нарушением пищевого поведения (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание и психогенная рвота), суицидальными попытками, депрессией, рискованными формами поведениями, ранним алкоголизмом и приемом наркотиков, незащищенными половыми контактами, шизофренией.

Особенности течения основных психических расстройств у детей и подростков

Триада Вальтер-Бюэля или психоорганический синдром возникает из-за органического поражения головного мозга, например, вследствие детских инфекционных заболеваний или черепно-мозговой травмы. Характеризуется тремя симптомами: снижением памяти, ослаблением интеллекта и эмоциональными нарушениями. Психоорганический синдром часто сопровождается общей слабостью, истощенностью и раздражительностью.

Шизофрения у детей протекает более злокачественней, чем у взрослых. Чаще проявляется атипично, без псевдогаллюцинаций и бреда воздействия. Шизофрения – детское психическое расстройство при сохранном интеллекте и памяти. Чаще проявляется гебефренической или кататонической формой.

Второе самое распространенное психическое расстройство – биполярно-аффективное расстройство. Обычно у детей он не возникает, но редко наблюдаются эмоциональные приступы у детей не младше 9–10 лет. В основном дети жалуются на ощущение тоски, нарушение сна, снижение аппетита и запор. Такие дети медлительны, плохо запоминают и концентрируются.

Основные принципы терапии – медикаменты и психотерапия. Особенности лечения зависит от типа заболевания и течения. Медикаментозное лечение психических расстройств у детей преимущественно симптоматическое: назначают антидепрессанты, противотревожные, снотворные, антипсихотические средства, антиконвульсанты.

В психотерапии чаще всего применяется когнитивно-поведенческий метод. Он наиболее эффективен при заболеваниях с нарушенной адаптацией и навязчивостями.

Не существует специфической профилактики нервно-психических расстройств у подростков и детей. Большинство из них имеют наследственное происхождение, то есть причины кроются в генных мутациях, которые невозможно предугадать и предотвратить. Неспецифическая профилактика – здоровый сон и пища, занятия спортом, продуктивные увлечения, демократический тип воспитания.

Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/u-detej

Источник

В детском и подростковом возрасте могут проявиться самые разные психиатрические заболевания. Их симптоматика, хоть и имеет важнейшие признаки, позволяющие диагностировать расстройство, но, все же, существенно отличается от картины, которая наблюдается у взрослых людей.

К тому же, существуют состояния, характерные именно для детского или подросткового возраста. При дальнейшем взрослении они могут исчезнуть вовсе. Но это не означает, что появление детских психических расстройств можно игнорировать.

Виды расстройств, встречаемые у детей

Замкнутость у детейЧаще всего у детей в раннем возрасте диагностируется задержка психо-речевого развития. Такие расстройства могут иметь различные формы, очень часто они развиваются на фоне отсутствия значительных моторных дисфункций. Ребенок впервые переворачивается на спину, садится и ходит в положенный ему срок.

Диагностировать задержку в речевом развитии можно в возрасте около 2.5 – 3 лет. Данное расстройство в редких случаях является самостоятельным диагнозом, чаще всего его наличие является лишь симптомом более серьезных психических нарушений.

Сейчас наблюдается резкое увеличение выявляемости у детей аутизма. Классическими признаками данного расстройства являются:

  • чрезмерная замкнутость;
  • постоянное желание быть в одиночестве;
  • нежелание строить общение с окружающими людьми;
  • нарушения в речевом развитии, при этом наблюдается склонность к повтору фраз, ошибочном использовании местоимений, монотонное и многократное повторение одних и тех же слов;
  • манерность и стереотипия;
  • умышленное причинение себе боли. Дети кусают себя, щипают, вырывают волосы и т.д.

При этом у больных детей наблюдается прекрасная память и стремление к порядку. Но, в последнее время, аутизм в чистом виде встречается редко. Это расстройство сопровождается выраженным отставанием в развитии, умственной отсталостью и нарушениями поведения со склонностью к гетероагрессии.

К наиболее распространенным психическим расстройствам у детей также относятся гиперактивность, синдром дефицита внимания и другие нарушения поведения. В некоторых случаях подобные нарушения компенсируются со зрелостью, но, чаще всего, игнорирование проблемы в раннем детском возрасте приводит к более тяжелым формам заболевания в подростковом периоде.

Читайте также:  История болезни глпс с почечным синдромом

При своевременном обращении к психотерапевту данные виды психических расстройств поддаются успешной коррекции. Например, популярный певец и актер Джастин Тимберлейк в детстве страдал дефицитом внимания. Родители привели мальчика к специалисту, и он помог решить проблему. Сейчас, хоть Джастину до сих пор не всегда удается сосредоточиться на выполнении монотонных операций, тем не менее, он стал успешным, популярным человеком, отличным семьянином.

Умственная отсталость чаще всего диагностируется в детстве. Как правило, этот диагноз можно выявить лишь после достижения ребенком 3-х летнего возраста. Отсталость может иметь разные формы, при легкой или умеренной степени данного расстройства удается осуществить социальную адаптацию пациентов. При тяжелых формах умственной отсталости пациенты всю свою жизнь нуждаются в постоянной опеке и контроле со стороны близких.

В некоторых случаях дети могут иметь проблемы с формированием одного навыка. Например, чтения, счета, письма или функций движения. Данный вид расстройства не стоит путать с умственной отсталостью, для которой характерно равномерное отставание по всем показателям. Для устранения этих нарушений применяются педагогические методики, позволяющие сгладить имеющее отставание. При своевременной коррекции подобных расстройств удается существенно улучшить состояние пациента по мере взросления.

Некоторые психические расстройства в детскомподростковом возрасте диагностируются сложно, их очень часто путают с подростковым кризисом. Таковым является шизофрения, а также другие расстройства, схожие с ней. При подобных состояниях отмечается нарушение мыслительных процессов и грубое изменение особенностей личности. Если подобные расстройства не выявить на ранней стадии и не начать своевременного лечения, то их течение усугубляется в зрелом возрасте.

Психические расстройства, характерные для подросткового периода

Тревожность у подростковВ подростковом возрасте наблюдаются состояния, которые являются либо продолжением детских расстройств, либо начальной стадией взрослых заболеваний. В это время организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе, и гормональные, которые приводят к появлению специфических поведенческих проблем. Наиболее характерными психическими расстройствами в подростковом периоде являются:

1. Нервная анорексия. Данная форма расстройства пищевого поведения чаще всего возникает в период полового созревания. Этому заболеванию больше всего подвержены девочки. Соотношения полов составляет 10:1, в пользу женского. Причинной данного расстройства является интенсивный страх перед появлением лишнего веса, и желание соответствовать принятым в обществе стереотипам красоты. Наследственность мало влияет на появление данного вида расстройств. Ярким примером этого является одна из сестер Олсен. Мери-Кейт, в отличие от своей сестры, страдала анорексией.

2. Нервная булимия. Этот вид расстройства также чаще встречается у девушек. Данное расстройство характеризуется приступами обжорства, за которыми следует принудительное удаление съеденного. В отличие от анорексии, причиной подобного расстройства является психологическая зависимость от поедания пищи в неограниченных количествах.

3. Депрессии. Наиболее часто встречающаяся форма психических расстройств у подростков. Привести к появлению депрессивного состояния могут привести любые стрессы. Многие известные актеры, спортсмены и политики признавались в откровенных интервью, что страдали от депрессий в подростковом возрасте. Жан-Клод Ван Дамму удалось выйти из затяжных тинейджерских депрессий благодаря помощи специалистов и интенсивных спортивных тренировок. Родителям не стоит недооценивать опасность подобных расстройств. Затяжные депрессии могут привести к тяжелым последствиям, вплоть до попыток самоубийства.

4. Тревожные расстройства могут быть вызваны стрессами, пережитыми в раннем детстве. Атаки панического страха могут быть вызваны самыми разными причинами. При осознании проблемы и обращении к специалистам, удается решить эту проблему. Пациент учится бороться со своими страхами, а не прятаться от них.

Не всегда поведение подростка можно объяснить психическими нарушениями. В некоторых случаях поведенческие расстройства связаны с педагогической запущенностью и социальными условиями, в которых жил ребенок.

Диагностика и лечение психических нарушений у детей и подростков

Лечение психических расстройствДиагностика любых расстройств со стороны психики должна проводиться психиатром или психотерапевтом. В последнее время все чаще синдром гиперактивности диагностируется педиатрами, не имеющими соответствующих знаний и навыков. Если у ребенка имеются признаки одного или нескольких видов психологических расстройств, то необходимо сразу же обратиться к специалисту. Только опытный психиатр сможет отличить ошибки в воспитательном процессе от нарушений психики, и, при необходимости, назначить медикаментозное лечение.

Как упоминалось выше, некоторые виды психических расстройств в детскомподростковом возрасте могут самопроизвольно корректироваться с течением времени. Но большинство из них только усугубляются без должного лечения и коррекции. Специалисты Психоэндокринологического Центра имеют возможность:

  •  провести исследования, с целью выявления психологических расстройств у детей и подростков;
  • диагностировать заболевание, определить его форму и оценить тяжесть;
  • назначить психотерапевтическое и медикаментозное лечение.

Многих родителей от обращения к доктору удерживает боязнь огласки. Никому не хочется, чтобы его ребенок жил с клеймом «психа». Персонал нашего Центра гарантирует каждому пациенту полную конфиденциальность и индивидуальный подход.

В своей работе специалисты Центра активно используют новейшие методики и разработки. Психотерапевтические и реабилитационные мероприятия проводятся в полном объеме. Медикаментозное лечение назначается детям лишь в тех случаях, когда это действительно необходимо. При этом маленький пациент принимает одно единственное лекарство, специалисты называют такой подход к лечению монотерапией.

Источник