Восточный синдром студия 13 1987

Восточный синдром студия 13 1987 thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 июня 2017;
проверки требуют 37 правок.

Восто́чный синдро́м — советская и российская рок-группа (Магадан, Санкт-Петербург, Москва).

История[править | править код]

Группа была основана в Магадане в марте 1987 года в составе: Константин Битюков (гитара, вокал), Андрей Неустроев (перкуссия, вокал), Александр Пономарёв (гитара), Евгений Валов (бас), Владимир Бовыкин (кларнет, саксофон). В марте того же года группа выступила с несколькими песнями на I фестивале Магаданского рок-клуба.

Летом 1987 года «Восточный синдром» выступает на местных фестивалях и записывает альбом «Студия-13», в который вошли хиты «Кукла (Перевязанный скотчем)», «Кельт». Альбом оказался настолько сильным, что он вошёл в книгу 100 магнитоальбомов советского рока Александра Кушнира. Осенью группа выступила на фестивале «160-й меридиан» в Петропавловске-Камчатском и во Владивостоке. В конце 1987 года группу покидает А. Неустроев, и приходит барабанщик Олег Волков.

Весной следующего года состав несколько раз терпит изменения: уходит и возвращается В. Бовыкин, за ударные садится Александр Симдянов. Тем не менее, «Восточный синдром» записывает альбомы «Клуб местной промышленности» и «С ключами на носу».

Восточный синдром, 1989 г., Магадан: Владимир Бовыкин, Юрий Хатенко, Александр Симдянов, Константин Битюков, Александр Пономарев

Восточный синдром в Комсомольске-на-Амуре, 1989 г.: Юрий Хатенко, Константин Битюков, Александр Симдянов, Владимир Бовыкин, Александр Пономарев

В 1989 году группа переезжает в Санкт-Петербург, даёт несколько концертов, удачно выступает на фестивале «Рок Аврора-89» с подачи Александра Житинского и в Москве на фестивале «Сырок-2». Также участвует в фестивалях Калуги, Барнаула, Новосибирска.

В феврале 1990 года следует гастрольная поездка в Киев на фестиваль «Полный Гудбай» и в Харьков. В мае 1990 года группа выступает в Сыктывкаре на рок-фестивале «Андеграунд-90», а также выпускает новый альбом «Компиляция», записанный в Москве по заказу программы Центрального телевидения «Чёртово Колесо». Летом 1990 года группа записывает в студии «SNS» альбом «Гость». В начале 1991 года после серии выступлений на фестивалях в Твери, Владивостоке, Риге, Москве и Санкт-Петербурге группу покидает Александр Симдянов.

После возвращения из Европы, где группа знакомится с тяжёлыми наркотиками, коллектив распадается. Битюков остается жить в Санкт-Петербурге в маленькой коммунальной квартире и ведёт замкнутый образ жизни. Выход в 1995 на CD альбома «Гость» проходит практически незамеченным. В конце 90-х после активной попытки «возвращения» другой магаданской группы, Миссия:Антициклон, Битюков реорганизует «Восточный синдром» и презентует новую программу в московском клубе «Вермель».

Вскоре группа перебралась в Москву, но закрепиться там не получилось, большинство концертов были провальными. В течение 1—2 лет группа распалась. Константин Битюков остался жить в Москве, работал почтальоном, иногда выступал сольно. В 2004 году он скончался от инсульта после ДТП[1]. В 2006 году в городе Камышин ушел из жизни Евгений Валов, в 2016 году — Андрей Неустроев, в 2020 году в Санкт-Петербурге — Александр Пономарёв.

Участники[править | править код]

Состав группы:

  • Константин Битюков — гитара, вокал (1987—2004)
  • Евгений Валов — бас (1987—1988)
  • Владимир Бовыкин — кларнет, саксофон (1987—1992).
  • Андрей Неустроев — перкуссия, вокал (1987—1988)
  • Александр Пономарёв [ Панама]- гитара, вокал (1987—1995)
  • Олег Волков — ударные (1988—1989)
  • Александр Симдянов — ударные (1989—1991)
  • Юрий Хатенко — бас, перкуссия ((1989—1992)
  • Валентин Смелянский — саксофон

Дискография[править | править код]

Студийные альбомы[править | править код]

  • Студия-13 (1987, магнитоальбом); переиздание на CD: «Trail Records» (2008), «Геометрия» (2009)
  • С ключами на носу (1988, магнитоальбом); переиздание на CD: «Trail Records» (2010), «Геометрия» (2014)
  • Клуб местной промышленности (1988, магнитоальбом); переиздание на CD+DVD, «Геометрия» (2017)

Сборники[править | править код]

  • Компиляция (1990, магнитоальбом); переиздание на CD под названием Гость, «Solyd Records» (1995)
  • Кельт (2017), Trail Records.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке. Издательство МП «Останкино», 1991
  • Кушнир А. 100 МАГНИТОАЛЬБОМОВ СОВЕТСКОГО РОКА. Восточный синдром. Студия-13 (1987)

Источник

Восточный синдром студия 13 1987Когда речь заходит о русском роке, чаще всего на ум приходят такие группы, как «Кино», «Зоопарк», «Алиса», «ДДТ» или «Аквариум». Также часто вспоминают «Наутилус Помпилиус», «Чайф» и «Агату Кристи». Реже «Крематорий» или «Бригаду С». И очень малое количество людей вспоминает «Миссию: Антициклон», «Чолбон» или «Восточный синдром». Хотя эти группы заслуживают внимания не меньше, чем коллективы «первого эшелона».

Так сложилось, что записи «Восточного синдрома» долгое время отсутствовали на рынке музыкальных CD. Впрочем, в подобной ситуации оказались многие коллективы, чьи произведения не вписались в формат. В песнях того же «Восточного синдрома», например, напрочь отсутствуют какие-либо политические лозунги, привычный любителям русского рока социальный протест в его традиционном виде, да и сами тексты, по большому счету, вторичны. На первом месте в творчестве «Восточного синдрома», я бы сказал, даже не музыка, а непередаваемая словом атмосфера. К сожалению, это заметно затрудняет восприятие музыки массовым слушателем, существенно сокращая потенциальную аудиторию коллектива.

В 2008 году американский лейбл Trail records, основанный художниками-меломанами Александром Цалихиным и Владом Милявским, издал дебютный альбом «Восточного Синдрома» «Студия-13». Годом позже диск был переиздан в России издательством «Геометрия» по лицензии Trail records. Оригинальная запись была сделана в 1987 году в домашней студии группы на бытовую аппаратуру. По качеству записи фонограмма вполне может конкурировать с записанными примерно в то же время в аналогичных условиях альбомами «Разлука» «Наутилуса» и «Это не любовь» группы «Кино». Во всяком случае, звучит «Студия-13» не хуже.

То ли из-за отсутствия возможности записать нормальные живые барабаны, то ли просто отдавая дань моде, перечисленные выше коллективы использовали в записи своих альбомов электронную ритм-машину. Этот характерный звук, пропущенный через ревербератор, ни с чем не спутаешь. Узнаваем он и на «Студии-13». Еще одна фишка, отдаленно напоминающая в музыке «Восточного Синдрома» творения группы «Кино» — сквозные гитары, затихающие лишь по окончании треков. Собственно, на этом все сходство и заканчивается.

Музыка «Восточного Синдрома» очень далека от той, которую принято называть русским роком. Песни «Студии-13» имеют весьма нестандартные аранжировки, что как нельзя лучше говорит о самодостаточности группы. На момент создания дебютного альбома в группе было два вокалиста, исполнявших песни собственного сочинения – Андрей Неустроев и Константин Битюков. И, надо признать, что вокал Андрея в сопровождении этой музыки звучит намного убедительнее. То же самое можно сказать и о текстах – в написанных Битюковым есть какой-то оттенок не то иронии, не то юмора, произведения же Неустроева более мрачные и менее понятные. И это очень располагает внимательного слушателя.

Несмотря на то, что материал альбома цельный и достаточно ровный, некоторые его композиции выбиваются из общего ряда. Это единственная, скажем так, традиционная, баллада «Дыба», начинающаяся очень странным вокалом, нарушающим общую гармонию, и украшенная шикарными гитарами в проигрышах. Если бы можно было добавить гитаре объема – результат был бы вообще великолепным. Привлекает внимание и композиция «Город Рыб». Возможно, перекличкой с композицией «Звери» группы Tequilajazzz, вошедшей в альбом «Вирус». У «Восточного Синдрома»:

Читайте также:  Ожирение и метаболический синдром гинзбург

Собаки, кошки, овцы, птицы, рыбы.

А у Tequilajazzz:

Крабы, рыбы, чайки, совы, мыши, змеи, рыси, волки.

Но это, скорее всего, лишь личные ощущения.

Самая запоминающаяся и самая «нездешняя» композиция «Студии-13» — «Кельт», написанная и исполненная Андреем Неустроевым. Аранжировка песни – превосходная! Здесь есть все, чего только можно ожидать от альтернативной группы – и воющие в проигрышах гитары, переходящие на пиликающие запилы в куплетах, и вгоняющая в транс бас-гитара, поддерживаемая стонущим саксофоном… Венчает все это взрывающая сознание кода. Короче говоря, полная психоделия. «Кельта» можно было бы смело включать в международные сборники психоделической музыки. Композиция, наверняка, была бы оценена любителями стиля по достоинству.

Вдобавок к оригинальному материалу дебютного альбома «Восточного Синдрома» прилагается бонус-трек «Казино», записанный, по всей видимости, уже в 90-х. Песня сделана на ином качественном уровне, что, в принципе, объяснимо, прогресс не стоит на месте, а потенциал магаданского коллектива был наглядно продемонстрирован на «Студии-13».

Возможно, музыка «Восточного Синдрома» покажется любителям современной рок-музыки скучной и устаревшей. Но всем интересующимся историей отечественного андерграунда я бы настоятельно рекомендовал ознакомиться с пластинкой. Группа заслуживает куда большего внимания, чем ей было уделено в годы существования. И низкий поклон тем, кто донес эти записи до немногочисленных поклонников жанра.

Tags: trail records, восточный синдром, геометрия издательство

Category: Рецензии на альбомы

Новости, которые вы пропустили

Источник

Первый официальный релиз альбома «Клуб местной промышленности» легендарной неопсиходелической группы Восточный синдром (Магадан). Запись, сделанная в 1988 году, получила название по зданию в «столице Колымского края», в котором были расположены Молодёжный центр и Рок-клуб и где шла основная работа над альбомом.
«Клуб местной промышленности» соответствует этапу развития группы, когда она достигла пика формы и возможностей самовыражения. Восточный синдром был одним из самых оригинальных и актуальных проектов русского и советского рока, отличался психоделичностью, сложностью музыки, качеством, продвинутостью звучания и закончил своё существование из-за смерти многих участников команды.
Для «Клуба местной промышленности» лейблом была проведена полная реставрация звука.
Альбом получил уникальные бонусы: песни «Саксофон», «Гетто над Влтавой», «Вода (Танец)» (расширенная по сравнению со звуковой дорожкой одноимённого видеоклипа версия), «Шествие брызгунцов» (альтернативная версия), а также «Джига Вамп» — вещь, восстановление которой потребовало от реставраторов и продюсеров издательства беспрецедентных усилий.
Второй диск издания — DVD, в который включены видеоархивы группы 1989-91: записи с фестивалей «Сырок» (Москва) и «Полный Гудбай» (Киев), концерт в ДК Железнодорожников (Ленинград), клип «Вода (Танец)» и тридцатиминутный аудиобонус «Импровизация» — чудом сохранившаяся запись студийного самовыражения участников группы в стиле free.
Оригинальное оформление альбома создал художник из Киева Юрий Тугушев, ещё в 1989 году работавший над дизайном для винила Восточного синдрома «С ключами на носу», готовившегося, но не вышедшего на фирме «Мелодия» (тот дизайн был использован «ГЕОМЕТРИЕЙ» для издания CD «С ключами на носу»). Накатка на CD «Клуб местной промышленности» — оригинальный рисунок лидера группы Константина Битюкова, умершего в 2004 году.
Релиз завершил выход коллекции студийных альбомов команды: ранее «ГЕОМЕТРИЯ» выпустила CD Восточного синдрома «Студия 13» (1987/2009) и «С ключами на носу» (1988/2014).

Звук на DVD: Dolbi Digital 2.0/ PCM Stereo

CD
Константин Битюков — вокал, гитара
Александр Пономарёв — гитара
Юрий Хатенко — бас-гитара
Владимир Бовыкин — саксофон
Александр Симдянов — барабаны

##1-9 — записаны в Клубе местной промышленности Магадана весной 1988
Звук: Дмитрий Чехов + Восточный cиндром
#10 — записана в Магадане в 1987. Звук: Павел Подлипенко
##11, 12 — записаны в тон-студии Останкино в 1990. Звук: Всеволод Движков

13. Гетто над Влтавой
Константин Битюков — вокал, гитара
Александр Пономарёв — гитара
Дмитрий Веселов — перкуссия
Константин Шумайлов — клавиши

14. Джига Вамп
Константин Битюков — вокал, гитара
Александр Пономарёв — гитара
Игорь Бардин — бас-гитара, аранжировка

Запись: Москва — Питер, 1995, 2017

DVD
Фестиваль «Сырок’89» (16:05)
КЗ «Орлёнок» (Москва), 23 декабря 1989
съёмка: А-тата, архив: Наталья «Комета» Комарова

1. Шествие брызгунцов
2. Китай
3. Космонавт
4. Кукла

Концерт в ДК железнодорожников (13:13)
Ленинград, 30 декабря 1989
Съёмка: ЛенТВ, архив: Кирилл Кондауров

1. Кукла
2. Реквием незнакомцу

Фестиваль «Полный гудбай-2» (41:36)
ДК завода «Буревестник» (Киев), 16 марта 1991
архив: Татьяна Ежова

Константин Битюков — вокал, гитара
Александр Пономарёв — гитара
Юрий Хатенко — бас-гитара
Владимир Бовыкин — саксофон
Валентин Смелянский — саксофон
Александр Симдянов — барабаны

1. Интро
2. Скольжение
3. Беззаботная
4. Жажда
5 Лето
6. Вода (Танец)
7. Свежий ветер
8. Кельт

Клип «Вода (Танец)» (3:21)
фрагмент ТВ-программы Натальи Комаровой
«Остров» (Москва, Останкино), 1990

режиссёр: Андрей Гансон
продюсер записи: Наталья Грешищева

«Импровизация» (30:43)
[только аудио DD 2.0/PCM Stereo]
записано в тон-студии «Останкино» в 1991

звук: Андрей Кокорин, Алексей Ворошилов

Владимир Бовыкин — альт-саксофон, гитара
Александр Пономарёв — гитара, ф-но, барабаны
Валентин Смелянский — гитара
Дмитрий «Луноход» Свердлин — саксофон
Юрий Хатенко — ф-но, бас-гитара
Олег Волков — барабаны

Песни: Константин Битюков + Восточный cиндром, кроме «Кельт» — Андрей Неустроев + Восточный cиндром

Оригинальное оформление: Юрий Тугушев
Рисунок на накатке CD: Константин Битюков
Фото: Александр Шишкин, Юрий Чашкин
Дизайн: Александр Яковлев

Реставрация записей и мастеринг: Евгений Гапеев
Авторинг DVD: Дмитрий Гаврилов

Спасибо Александру Цалихину, Игорю Рудику и Игорю Бардину

————————————————————————

Битюков, Пономарёв и Ко. чувствовали музыкальный тренд эпохи совершенно перпендикулярно массовому ощущению времени.

Александр В. ВОЛКОВ (soyuz.ru)

Восточный Синдром — ещё один прекрасный пример, как группы второго-третьего ряда (по части тогдашней известности) на долгой дистанции обставили многих фаворитов конца восьмидесятых-начала девяностых. Ибо занимались музыкой, а не митинговали вокруг костра перестройки, творили фундаментальные вещи, не подверженные коррозии времени. Мистерии Внутреннего Магадана от Восточного Синдрома и по сей день удивительны и притягательны.

Андрей СМИРНОВ (Завтра)

Невероятно радует, что в отечественных архивах ещё удается откопать неизвестные «аудио-манускрипты», пригодные для официального издания – учитывая, в каких условиях, на какой аппаратуре и на какую плёнку они в те годы фиксировались, данный факт тянет на маленькое чудо.

Роман ПАТРАШОВ (headbanger.ru)

© ℗ 2017  Г∑ОМЕТРИЯ®  © 1988-1995 Восточный синдром 

Источник

сторона А

Излишества

Отгороженный мир

Ханжа

Город рыб

сторона В

Кукла

Кельт

Дыба

Бобин Робин

Александр Пономарев, Константин Битюков, Андрей Неустроев, Евгений Валов. 1987 г.

Эта магаданская группа всегда была слишком оторванной от внешнего мира, чтобы позволить себе быть побежденной социумом. Их музыка, возбуждавшая тайные уголки подсознания, отдаленно ассоциировалась с King Crimson и Talking Heads, но никогда не вписывалась в рамки модных стилей и направлений. Их своеобразная энергоподача, непривычные образы в текстах и нездешний гитарный минимализм с трудом поддавались рациональному осмыслению. Критики вились ужами, то называя композиции «Синдрома» «визуальным мышлением», то сравнивая их с «ожившими картинами Хуана Миро» или с «пришедшими в движение статичными безглазыми фигурами Де Кирико». Столь необычные формации, как правило, не существуют слишком долго, но обязательно оставляют после себя яркий след. «У Восточного синдрома» таким следом оказался их дебютный альбом «Студия-13».

Эта работа создавалась полтора года. Начало ее датируется 86-м годом, когда студенты магаданского музучилища Костя Битюков, Александр Пономарев и Женя Валов приобрели самодельный 16-канальный пульт и стали записывать фрагменты будущих композиций. Валов, учившийся по классу контрабаса, играл на басу, Битюков и Пономарев — на гитарах. Вскоре к ним присоединились сокурсники — саксофонист Володя Бовыкин, программист ритм-бокса Юра Хотенко, а также вокалист и автор ряда песен Андрей Неустроев.

Поначалу казалось, что Битюков и Неустроев идеально дополняют друг друга. Здоровая конкуренция между ними служила одним из рычагов для движения и внутреннего развития всей группы. Взрывной и экспрессивный Неустроев являлся генератором кучи идей, а склонный к созерцательности Битюков осмысливал и воплощал град сыпавшихся на него предложений в завершенные формы. В конечной аранжировке песен Битюкова-Неустроева участвовали все музыканты.

«Наша сила была в сплоченности и коллективизме, — вспоминает гитарист Александр Пономарев. — Мы были на взводе и очень легко взрывались. Но при этом каждый знал, что именно требуется от него для общего дела».

Вершиной коллективного творчества «Восточного синдрома» стала композиция «Кельт» — один из сильнейших номеров за всю историю отечественной рок-психоделики. Битюков придумал запоминающийся гитарный рифф — словно звуки траурного марша, под который хоронят живых. Пономарев и остальные музыканты превратили этот гипнотический рисунок в подлинную атаку на подсознание, извлекая из инструментов какой-то бесконечный крик и ритуальные заклинания.

Изначально в «Кельте» звучал текст Битюкова — некое подобие индийской мантры, ритмически обыгранной при помощи бубенцов и биения палкой о ноги. В канонической версии песни все-таки оказался текст Неустроева, который, обнаружив на прилавке магазина первую официально изданную пластинку «Аквариума», в эйфории воскликнул: «Я — кельт!» Этот возглас и лег в основу новой сюжетной линии.

Андрей Неустроев и Константин Битюков.

«Об «Аквариуме» я узнал в 87-м году, когда прочел статью в журнале «Театр» и увидел в одной из телепередач их видеоклип на песню «Двигаться дальше», — вспоминает Неустроев. — И я их сразу же полюбил».

Эстетика «Аквариума» оказалась мощнейшим противодействием неявным установкам Неустроева на саморазрушение. В сознании Андрея произошел определенный перелом, и теперь он воспевал не темные стороны жизни, а чествовал «мир, про который шепчут свободные льдины». Написанный им рок-н-ролл «Бобин Робин» оказался замаскированным обращением к Гребенщикову («раздраженные веки, неприкрытая проседь»), а упоминание журнала «Театр» давало смутный намек на то, о ком именно идет речь.

Сердца местной публики также были покорены композицией «Кукла», фраза из которой — «перевязанный скотчем» — была очень модной на Колыме в том сезоне.

«Кукла» писалась на совершенно жутких ломах, — вспоминает Битюков. — Всю ночь я читал ирландскую поэзию, а под утро, отложив в сторону книгу, часа за полтора написал музыку и слова».

Тексты Битюкова погружали слушателя в состояние болезненной тишины и безвременья. Это действительно был отгороженный мир — планета, заселенная летающими собаками, говорящими рыбами и белыми свиньями, которые мечтали о том, как их заколют, потом побреют и подадут к столу. Классическое кэрролловское зазеркалье, «где вода смыкается с ярко-синим небом», настороженное самопогружение — с перерастающим в безумие неистовством.

Песни «Синдрома» все заметнее становились естественным продолжением образа жизни всей группы. Природа их поступков лежала в мрачноватом историческом прошлом родного Магадана — золотые прииски, колонии, зоны, тайга. Музыканты все чаще начинали доверяться стимуляторам, все чаще позволяли иррациональному брать верх над прагматичной созидательностью будней. Они динамили собственные выступления, отдавая предпочтение дурманящим травам чуйских степей. Их нервные прозрения, поиски путей к истине и к собственному Богу часто приводили к необъяснимым вещам. Мистика. Очень много мистики вокруг. Они никогда не представляли, что может случиться с ними в следующую минуту.

…После того как в начале 87-го года Битюков очутился в больнице с расплывчатым диагнозом «нервный срыв», на роль лидера выдвигается Неустроев. К моменту «освобождения» Битюкова «Восточный синдром» представлял собой гремучую смесь противоречий, которые в итоге и явились фундаментом для постройки уникального здания «Студии-13».

Разногласия внутри «Синдрома» становились все сильней, причем источниками вкусовых баталий стали Неустроев и Битюков.

«Неустроев очень агрессивно вносил идеи, и я не всегда понимал, что он делает, — вспоминает Битюков. — Андрей писал песни, мелодии которых были похожи на все сразу. А слова были такие, что, видимо, он сам не мог понять, что именно сделал. Мы непрерывно ругались, и я постоянно искал компромиссы, чтобы спасти группу».

Действительно, в тот период у Неустроева песни рождались одна за другой — что называется, от Бога. Андрей мог спонтанно заполнять целые тетрадки стихами, а когда приходил в нормальное состояние, рвал их или сжигал. И начинал писать новые.

Рабочие записи Павла Подлипенко, сделанные во время сессии «Студия-13».

…»Восточный синдром» впервые выступил на сцене в марте 87-го года на концерте, состоявшемся в рамках I магаданского рок-фестиваля. Казалось, ничто не предвещало тогда сенсации: непривычная для слуха медитативная психоделика, узорная вязь гитар, перемещавшаяся в пространстве перпендикулярно мелодии саксофона. Неустроев в роли фронтмена завораживал и гипнотизировал. Излучая сумасшедшую энергетику, он по-кошачьи передвигался по сцене, периодически отбивая сильные доли по бонгам, стоявшим рядом с вокальным микрофоном.

Во время одного из первых выездных концертов группу впервые увидел звукооператор из Анадыря Павел Подлипенко. «Ничего подобного я не встречал в советском роке ни до, ни после этого», — вспоминает он. Бывший барабанщик, ставший со временем главным звукооператором магаданского рока (альбомы групп «Миссия: Антициклон», «Конец, Света!», «Восточный синдром»), Подлипенко отличался прямотой в высказываниях и жесткими требованиями к сделанной работе. Его оценке можно было доверять с закрытыми глазами.

Павел оказался единственным человеком, которому удалось направить вспышки неуправляемой энергии «Синдрома» в конструктивное русло. Понимая, что все это надо как можно быстрее записать, он попросил музыкантов сделать демо-вариант всех песен. Примерно месяц понадобился Подлипенко, чтобы, сидя дома в Анадыре, прочувствовать особенности композиций и представить их звучание в «утрамбованном» виде. В июне он наконец-то добирается до Магадана, нагруженный горой микрофонов, шнуров и звукообработок. У Битюкова уехали в отпуск родители, и в освободившейся квартире буквально за четверо суток группой был записан альбом «Студия-13».

Музыканты вместе со звукорежиссером работали с утра до вечера, превратив двухкомнатную хрущевку в русское поле экспериментов. Боевые действия происходили в одной из комнат, где находилось два вокальных микрофона, мониторы и самодельные бонги, играя на которых Неустроев добавлял бирновской африканщины в холодноватые потоки синдромовских звукоизвлечений. На кухне расположился Паша Подлипенко — вместе с 16-канальным пультом и легендарным магнитофоном Akai 77.

«Подлипенко работал как одержимый и заставлял нас работать точно так же, — вспоминает Битюков. — Он часто слышал неточности, которые не слышал никто из нас. Если мы застревали на каком-нибудь месте, он выключал аппаратуру и отводил нас гулять и дышать свежим воздухом».

Вся группа писалась живьем на один-единственный магнитофон. Бас, гитары и ритм-бокс Yamaha 21 были воткнуты прямо в пульт. Саксофониста Володю Бовыкина приходилось запирать вместе с микрофоном в огромный деревянный шкаф. Никаких наложений, неудачные дубли переигрывались «до полной победы».

Вокалистом на половине песен был Неустроев («Излишества», «Ханжа», «Кельт», «Бобин Робин»), остальные исполнял Битюков («Отгороженный мир», «Город рыб», «Кукла», «Дыба»). В припевах им периодически подпевал Пономарев.

«Восточный синдром» на фестивале «Аврора-89»: Пономарев, Битюков, Бовыкин, Хотенко.

Выстраивая баланс на пульте, Подлипенко с помощью минимальных подручных средств смог добиться почти невозможного. С одной стороны, он понимал, что звучание ритм-бокса придает группе необходимый попсовый колорит. С другой — пытался создать летающий звук в духе ранних Pink Floуd, фиксируя присущие группе оттенки шизовости. Атональные фрагменты мелодий были разукрашены партиями двух гитар, дублировавших друг друга с определенным интервалом.

Когда работа над альбомом была завершена, Неустроев предложил назвать его «Студия-13» — в квартире под номером 13 происходила запись и в квартире с таким же номером жил в Анадыре Подлипенко.

«Я не стал спорить с названием, поскольку был напичкан лекарствами и чувствовал себя очень слабым, — вспоминает Битюков. — Я тогда очень устал и не хотел никому ничего доказывать. Я до сих пор не могу простить себе всех этих компромиссов».

Однако у Битюкова хватило настойчивости не включить в альбом еще две записанные во время этой сессии песни: «Саксофон» (в которой, вопреки названию, Бовыкин играл на кларнете) и неустроевскую «Не скандален, не коронован». Больше других бессмысленностью подобной цензуры возмущался Подлипенко. «Шакалы!» — в сердцах ругался он, искренне считая, что эти две композиции являлись органичным продолжением альбома — пусть на более попсовом, но вместе с тем на более высоком уровне.

…К тому моменту, как посланный по почте магнитный снаряд дошел до цели назначения в Ленинград и занял одно из первых мест в конкурсе магнитоальбомов, проводившемся журналом «Аврора», внутри группы произошли глобальные изменения. Вначале под предлогом борьбы с музыкальным анархизмом из «Синдрома» был удален Женя Валов и на бас-гитаре стал играть Юра Хотенко. Затем от группы был изолирован Андрей Неустроев.

Сознательно или подсознательно — Битюков воспринимал сотрудничество с Неустроевым как неизбежность и страшный сон. В неявной борьбе за сферы влияния победу одержал Битюков — Боливар не выдержал двоих. Теперь Битюков стал основным вокалистом и автором всех новых песен, среди которых встречались подлинные откровения: «Китай», «Танец» и 15-минутная психоделическая сюита «Лето».

Вместе с тем было бы наивно считать, что отряд не заметил потери бойца. Чтобы понять, что именно «Восточный синдром» потерял в связи с уходом Неустроева, достаточно сравнить «Студию-13» со следующим альбомом «С ключами на носу». «Восточный синдром» без Неустроева напрашивался на очевидную аналогию с Pink Floуd без Сида Барретта.

Когда после переезда музыкантов в Ленинград выяснилось, что на концертах публика требует исполнявшиеся Неустроевым «Бобин Робин» и «Кельт», Битюков изменил в них тексты, каждый раз исполняя эти песни «через не могу». Более того. Когда в середине 90-х годов на фирме SoLyd Records у «Восточного синдрома» вышла «посмертная» компакт-компиляция «Гость», в ней не оказалось ни одной композиции из «Студии-13» — за исключением «Куклы», записанной в другое время и в другом месте.

Вот, пожалуй, и все. После затяжного и бестолкового тура 92-93 годов по Чехии и Словакии судьба разбросала музыкантов с нездешней силой. Обломки «Восточного синдрома» сегодня можно найти на территории каждого из одиннадцати часовых поясов. Александр Пономарев переехал в Москву, где играл в проектах с «Алисой», Дмитрием Ревякиным и Сергеем Рыженко, а в 98-м году начал выступать в составе группы «Аквариум». Басист Юра Хотенко уехал домой в Одессу и увлекся живописью. Паша Подлипенко занялся бизнесом в Москве и к рок-музыке на сегодняшний день относится «крайне отрицательно».

Женя Валов вернулся на родину в Анадырь. Саксофонист Вова Бовыкин, основной шоумен «Синдрома» ленинградского периода (88-92гг.), обитает в Санкт-Петербурге и ведет кочевой образ жизни. Концертный барабанщик «Синдрома» Саша Симдянов, водила-здоровяк под два метра ростом, ушел с головой в православное христианство.

Костя Битюков живет в одной из бесчисленных питерских коммуналок, расположенной неподалеку от Невского проспекта. Некоторое время он работал разносчиком газет, параллельно пытаясь сочинять «теплую домашнюю музыку».

В заключение — об Андрее Неустроеве. Несложно догадаться, что искусственное отлучение от группы оказалось для него страшным ударом. Вскоре он попал в психбольницу, где его стали накачивать галаперидолом. Оттуда он вышел в состоянии полного дауна, располневший, с пеной у рта и с навсегда искалеченным здоровьем. Вычислив, в каком месте «Синдром» записывает свой новый альбом, он ворвался в студию и начал громить аппаратуру. Подобную деструкцию удалось прервать только при помощи рукопашного боя.

«Я всегда воспринимаю Магадан как маленький Нью-Йорк, — говорит Неустроев. — В период создания «Студии-13″ я хотел жить с любимой женщиной, но у нас ничего не получилось. Поэтому я попытался как можно быстрее уехать из города».

…Еще не подозревая о собственной дисквалификации, Неустроев в поисках репетиционной базы переезжает вместе с Бовыкиным в Ленинград. Как-то раз Андрей встретился с музыкантами «Аквариума» — с целью подарить им копию альбома «Студия-13». Гребенщиков от подарка вежливо отказался — в тот момент у него не было даже элементарного катушечного магнитофона. Зато конструктивный Ляпин не растерялся и предложил Неустроеву на продажу какую-то электрогитару. Получив отказ, питерский Джими Хендрикс чисто из вежливости спросил: «Вот вы приехали из Магадана. И что же собираетесь в Ленинграде делать?»

Неустроев посмотрел знаменитому гитаристу прямо в глаза и вполне внятно произнес: «Мы собираемся вас всех здесь раздавить».

1988



Источник