Воспитания ребенка с синдромом дауна в дошкольном возрасте

«Социализация ребенка с Синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида»

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.

Наше дошкольное учреждение является детским садом общеразвивающего вида. В связи с поступлением в детский сад ребенка с синдромом Дауна, в учреждении начала функционировать инклюзивная дошкольная группа, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и ребенка с ОВЗ. В массовой дошкольной группе (средняя группа для детей 4-5 лет) в форме инклюзии обучается один ребенок с синдромом Дауна. Ребенок был зачислен в детский сад на основании заявления родителей в возрасте трех лет. В индивидуальной программе реабилитации ребенку рекомендовано обучение в специализированном дошкольном учреждении для детей с ЗПР.

Позиция родителей ребенка с синдромом Дауна:

Из бесед с родителями воспитанника с ОВЗ, выяснили, что основной причиной, по которой они отдают ребенка в детский сад, является его социализация в коллективе сверстников, чтобы ребенок научился общаться (взаимодействовать) с детьми. Первые ожидания родителей – благополучная адаптация ребенка к условиям дошкольной организации.

Опыт свидетельствует о том, что дети с синдромом Дауна подвержены тем же благоприятным и неблагоприятным факторам окружающей среды, что и обычные дети. На их развитие влияют не только состояние здоровья и качество ухода со стороны родителей, но, в большей степени, и их положение в семье, качество обучения, социальный статус родителей.

Отношение педагогов:

Организация инклюзии в нашем детском саду, как и во многих других детских садах находится на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу. Конечно, большая часть работы с данным ребенком ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей обеспечивает учитель – логопед и старший воспитатель ДОУ.

Основная проблема, на наш взгляд, заключалась в отсутствии опыта работы в условиях инклюзии. Однако педагоги показали достаточный уровень психологической готовности к взаимодействию с детьми, имеющими синдром Дауна. С воспитателями была проведена консультативная и разъясняющая работа по изучению научных исследований детей с синдромом Дауна, оказывается методическая помощь.

Позиция родителей нормально развивающихся детей:

Успешность инклюзивного образования невозможна без изменения отношения общества к проблеме инвалидности, особенно детской; без формирования положительного информационного пространства, способствующего развитию понимающего и принимающего отношения общества к детям с нарушениями в развитии и инвалидностью; без создания условий, способных изменить отношение общества к инвалидности и помочь в преодолении стереотипов.

Все взаимодействие с родителями, направлено на решение задач:

— формирование у родителей восприятия ребенка таким, какой он есть, «не больным», а отличающимся от других;

— повышение активности родителей, помощь в понимании проблемы интегрированного (инклюзивного) образования и включение в него своих детей;

— установление эмоционально положительных, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Условия в группе

Для успешной социализации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, приеме пищи и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п.) в новой среде и новыми средствами.

В работу по социализации данного ребенка включены все специалисты нашего ДОУ: воспитатели группы, учитель — логопед, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Специалисты разработали индивидуальный образовательный маршрут для ребенка. При разработке содержания маршрута мы исходили из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние эмоционального срыва при переходе на следующую возрастную ступень. Поэтому работа по маршруту строится с учетом адаптационных ресурсов ребенка.

На этапах социализации, учитываются особенности взаимодействия с ребенком с синдромом Дауна:

— обязательную организацию взаимодействия,

— общение со стороны взрослого и сверстников по отношению к данному ребенку,

— предъявление адекватных требований,

— использование приёмов дополнительной коммуникации,

— ориентирование ребёнка в распорядке дня.

Индивидуальная работа

Согласно разработанному нами индивидуальному образовательному маршруту ребенок занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи с данным ребенком. Наши первые результаты:

Совместная работа педагогов, родителей способствуют успешной социализации ребенка с синдромом Дауна к условиям в детском саду.

В результате, ребенок способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой.

Ребенок адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

Имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Успешная социализация ребенка с ОВЗ в условиях детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка с ОВЗ в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Источник

Наталья Пичкурова
Социализация ребенка с синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида

Читайте также:  Видно ли ребенка с синдромом при рождении

«Социализация ребенка с Синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида»

Воспитатель Пичкурова Н. А.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.

Наше дошкольное учреждение является детским садом общеразвивающего вида. В связи с поступлением в детский сад ребенка с синдромом Дауна, в учреждении начала функционировать инклюзивная дошкольная группа, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и ребенка с ОВЗ. В массовой дошкольной группе (средняя группа для детей 4-5 лет) в форме инклюзии обучается один ребенок с синдромом Дауна. Ребенок был зачислен в детский сад на основании заявления родителей в возрасте трех лет. В индивидуальной программе реабилитации ребенку рекомендовано обучение в специализированном дошкольном учреждении для детей с ЗПР.

Позиция родителей ребенка с синдромом Дауна:

Из бесед с родителями воспитанника с ОВЗ, выяснили, что основной причиной, по которой они отдают ребенка в детский сад, является его социализация в коллективе сверстников, чтобы ребенок научился общаться (взаимодействовать) с детьми. Первые ожидания родителей – благополучная адаптация ребенка к условиям дошкольной организации.

Опыт свидетельствует о том, что дети с синдромом Дауна подвержены тем же благоприятным и неблагоприятным факторам окружающей среды, что и обычные дети. На их развитие влияют не только состояние здоровья и качество ухода со стороны родителей, но, в большей степени, и их положение в семье, качество обучения, социальный статус родителей.

Отношение педагогов:

Организация инклюзии в нашем детском саду, как и во многих других детских садах находится на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу. Конечно, большая часть работы с данным ребенком ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей обеспечивает учитель – логопед и старший воспитатель ДОУ.

Основная проблема, на наш взгляд, заключалась в отсутствии опыта работы в условиях инклюзии. Однако педагоги показали достаточный уровень психологической готовности к взаимодействию с детьми, имеющими синдром Дауна. С воспитателями была проведена консультативная и разъясняющая работа по изучению научных исследований детей с синдромом Дауна, оказывается методическая помощь.

Позиция родителей нормально развивающихся детей:

Успешность инклюзивного образования невозможна без изменения отношения общества к проблеме инвалидности, особенно детской; без формирования положительного информационного пространства, способствующего развитию понимающего и принимающего отношения общества к детям с нарушениями в развитии и инвалидностью; без создания условий, способных изменить отношение общества к инвалидности и помочь в преодолении стереотипов.

Все взаимодействие с родителями,направлено на решение задач:

— формирование у родителей восприятия ребенка таким, какой он есть, «не больным», а отличающимся от других;

— повышение активности родителей, помощь в понимании проблемы интегрированного (инклюзивного) образования и включение в него своих детей;

— установление эмоционально положительных, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Условия в группе

Для успешной социализации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, приеме пищи и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п.) в новой среде и новыми средствами.

В работу по социализации данного ребенкавключены все специалисты нашего ДОУ: воспитатели группы, учитель — логопед, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Специалисты разработали индивидуальный образовательный маршрут для ребенка. При разработке содержания маршрута мы исходили из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние эмоционального срыва при переходе на следующую возрастную ступень. Поэтому работа по маршруту строится с учетом адаптационных ресурсов ребенка.

На этапах социализации, учитываются особенности взаимодействия с ребенком с синдромом Дауна:

— обязательную организацию взаимодействия,

общение со стороны взрослого и сверстников по отношению к данному ребенку,

— предъявление адекватных требований,

— использование приёмов дополнительной коммуникации,

— ориентирование ребёнка в распорядке дня.

Индивидуальная работа

Согласно разработанному нами индивидуальному образовательному маршруту ребенок занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи с данным ребенком.Наши первые результаты:

Совместная работа педагогов, родителей способствуют успешной социализации ребенка с синдромом Дауна к условиям в детском саду.

В результате, ребенокспособен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой.

Ребенокадекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

Имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Читайте также:  Вероятность родить с синдромом дауна

Успешная социализация ребенка с ОВЗ в условиях детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка с ОВЗ в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Источник

Римма Шибанова
Воспитание ребенка с болезнью Дауна

Болезнь Дауна является наиболее распространенным видом хромосомных болезней, обусловленных изменением числа или структуры хромосом. Это генетически обусловленное неизлечимое заболевание, которое сопутствует ребенку всю его жизнь.

Среди детей с интеллектуальной недостаточностью дети с болезнью Дауна составляют относительно большую группу. Тяжелая умственная отсталость в этом случае обычно сочетается с грубым недоразвитием речи, двигательными нарушениями, недостатками развития эмоционально-волевой сферы.

1. Речь у этих детей развивается очень поздно, часто период лепета затягивается до 6-7 летнего возраста. Необходимы специальные занятия с логопедом, чтобы помочь ребенку начать говорить. В случае относительно благополучного развития речи дети способны называть или повторять за взрослым отдельные слова и короткие фразы. При этом их произношение косноязычно, смазано, нередки случаи заикания.

2. Дети с болезнью Дауна страдают недоразвитием двигательной сферы. Движения их неуклюжи и замедленны, они плохо бегают, не умеют прыгать. Недостаточны тонкие движения пальцев рук, в силу чего дети не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы, и т. д.

3. Эмоции детей относительно сохранны. Им доступны страх, радость, грусть. Но эмоциональные реакции их неглубоки, их легко «переключить» с одного состояния на другое. У некоторых из детей в характере проявляются недоброжелательность, эгоцентризм, до чрезмерной степени доходящая аккуратность, однако, в основном таким детям присущи положительные личностные качества — они ласковы, уравновешенны, послушны.

4. Многие воспитатели откладывают начало коррекционной работы с таким ребенком, считая, что он с возрастом разовьётся и с ним будет легче заниматься. Это большая ошибка, т. к. в этом случае к фактору глубокой умственной отсталости присоединяется педагогическая запущенность ребенка. Начинать занятия с ребенком надо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а регулярно. Прежде всего, необходимо обучить их самообслуживанию — умыванию, одеванию, раздеванию и соблюдению других режимных моментов.

Овладение детьми умыванием — сложный процесс. Поспешность в воспитании навыка умывания может вызвать только негативную реакцию ребенка. Прежде всего, нужно приучить ребенка к воде, сначала к теплой, затем — к холодной. Для этого проводятся разнообразные игры — взрослый вместе с ребенком купают куклу, пускают лодочку, достают со дна тазика затонувшие предметы. Затем проводятся подготовительные упражнения — держа руки ребенка в своих, нужно потереть ладони друг о друга и провести ими по лицу. Теплая вода, спокойный темп водной процедуры, поощрение взрослым каждого самостоятельного движения ребенка обязательно сделают умывание приятной для ребенка процедурой. В процессе овладения этим навыком (как, впрочем, и другими, следует обязательно разговаривать с детьми — назвать части тела, предметы туалета.

Очень сложно научить такого ребенка одеваться. Не секрет, что взрослому легче самому одеть ребенка, чем многократно возвращаться к показу одних и тех же действий. Тем не менее, необходимо терпеливо проводить эту работу, причем порядок ее выполнения должен оставаться неизменным. Вначале взрослый помогает ребенку правильно держать ногу, чтобы надеть колготки, поднять руки, когда с него снимают кофточку, снять заранее расшнурованные ботинки. Позднее, по мере овладения необходимыми умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно.

Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходимы длительные тренировочные упражнения на специальных пособиях. На жилете с пуговицами и петлями различной величины ребенок учится застегивать пуговицы, начиная с крупных и постепенно переходя к более мелким. Для тренировки в шнуровании ботинок используется дощечка, в которой проделаны 2 ряда вертикальных отверстий. Все операции — вдевание шнурка, шнуровка и завязывание — усваиваются поэтапно, а затем объединяются в единое целое, после чего ребенок переходит к действию с реальными предметами.

Необходимо внимательно следить за активностью ребенка, поощрять малейшую попытку самостоятельно выполнить движение, иначе самостоятельность может угаснуть и смениться полной пассивностью.

Особое место в работе с этими детьми должно быть отведено развитию речи. Следует как можно больше разговаривать с ними, поощряя любую попытку обращения ко взрослому. При этом речь взрослого должна быть простой и понятной, эмоционально выразительной. Необходимо научить ребенка различать и называть некоторые виды одежды, обуви, мебели, посуды, игрушек — те предметы, которыми он пользуется. Одновременно с этим он учится строить простые предложения, состоящие из 2-3 слов.

Нужно постоянно расширять впечатления детей об окружающей жизни и на этой основе развивать речь. Следует чаще бывать с ребенком на прогулках, знакомить его с занятиями взрослых, играми детей, объяснять назначение различных предметов.В ходе беседы он должен учиться отвечать на вопросы: «кто это?», «что это?», «что делает?», упражняться в построении несложных фраз.

Хорошим приемом для развития мышления и речи являются занятия с картинками. Эта работа начинается после знакомства с реальными предметами, когда имеются определенные представления об окружающем. Для занятий необходимо иметь наборы картинок по темам — посуда, одежда, мебель, овощи и т. д. Ребенка следует научить называть изображенный предмет и соотносить его с реальным объектом (и наоборот). Кроме того, дети должны уметь классифицировать картинки и пользоваться обобщающими словами.

Читайте также:  Мы отказались от ребенка с синдромом дауна форум

Далее приступают к работе с простыми сюжетными картинками типа: «мама готовит обед», или «кошка пьет молоко». Вопросы по картинке нужно ставить простые и ясные. Для неговорящего ребенка развитием речи будет считаться, если он сможет по вопросам показывать предметы, действия с ними, следить за объяснением взрослого.

Научив ребенка рассматривать отдельную картинку, называть изображенное на ней, можно переходить к работе с серией картинок связанных единым несложным содержанием. Для этого ребенку дают 3-4 картинки, которые сначала нужно разложить согласно развертыванию сюжета, а затем составить рассказ. Это сложное задание, поэтому взрослый должен обязательно помочь ребенку определить их последовательность. Выполнив первую часть задания, дети переходят ко второй — рассказыванию. Очень часто эта задача оказывается для них невыполнимой, ребенок в основном ограничивается перечислением отдельных предметов и названий действий, не связывая их между собой. Однако, по мере проведения занятий, количество связных высказываний будет увеличиваться.

Ребенку следует читать больше детских книг, показывать иллюстрации, полезно разучивать стихи, потешки, считалки. Но надо знать, что само по себе накопление новых слов не всегда ведет к улучшению активной речи. Чтобы вызвать речь ребенка, необходимо поставить его в такую ситуацию, чтобы он спросил или попросил что-либо, задал вопрос. Например, не имея какой-либо игрушки (такую ситуацию можно создать искусственно, ребенок должен попросить ее. Сначала взрослый оказывает помощь, формулируя просьбу — «скажи: дай мишку»,в дальнейшем же можно просто сказать: «попроси, что тебе нужно». Дело не столько в том, сколько слов знает ребенок, важно, может ли он пользоваться ими. Поэтому наряду с пополнением словаря, большое внимание нужно уделять формированию связной речи.

Одно из характерных проявлений аномального развития детей с болезнью Дауна — их неумение играть, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Обучение игре важно не только с точки зрения организации свободного времени детей. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т. д., развивается его эмоционально-волевая сфера. В комнате должен быть устроен специальный игровой уголок, где на коврике были бы игрушечная мебель, посуда, предметы быта, одежда и т. д. Подбирать игрушки следует яркие, красочные, чтобы привлечь внимание ребенка. Игровые ситуации должны побуждать его к высказываниям, воздействовать на чувства. Например, медвежонок упал — надо его пожалеть, приласкать, лошадка устала, надо её напоить водой, накормить… Следует периодически менять игрушки, чтобы поддерживать интерес к ним.

Большое внимание должно быть уделено развивающим играм, например, «что изменилось?» (убирается после рассматривания и называния один предмет, или прибавляется). «Кому что нужно?» (подбираются предметы для приготовления обеда, для работы по дому, и т. д.).

Большое значение в воспитании ребенка с болезнью Дауна придается подвижным играм. Нужно приучать ребенка бегать, прыгать, лазить, ходить по выложенному на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут ребенку организовать движения, восстановить нормальную походку. Дети должны уметь бросать мяч, переносить предметы с одного места на другое, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах.

С раннего возраста необходимо приучать такого ребенка к труду. Очень часто взрослые считают ребенка с болезнью Дауна неспособным выполнять даже самую элементарную домашнюю работу или те или иные поручения, ставя его в полную зависимость от окружающих, приучая его к иждивенчеству. Это глубоко ошибочная точка зрения. Практика работы с детьми, страдающими болезнью Дауна показывает, что им вполне доступно выполнение элементарных поручений и некоторых видов домашнего труда. Обучая детей несложным трудовым навыкам нужно многократно показывать всё, что они должны сделать, объяснять задание простыми, понятными совами и выражениями. Одни и те же слова и фразы надо употреблять постоянно — ребенку будет легче их усвоить.

При обучении этой категории аномальных детей следует использовать такую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослыми те или иные действия, ребенок через некоторое время в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем. Необходимо всячески поощрять стремление ребенка к самостоятельности, его активность, даже самые малозаметные успехи ребенка следует отметить и похвалить его.

Очень важно воспитать у ребенка навыки культурного поведения. Нельзя допускать, чтобы ребенок хватал со стола, что ему хочется, разбрасывал игрушки по всей комнате, брал вещи, принадлежащие взрослым. При этом бесполезно прибегать к беседам, поучениям, так как он попросту не поймет их. Нужно многократно показывать ему, как следует поступать в определенных случаях, каким образом выполнять необходимые действия. Систематически предъявляемые требования приводят к образованию положительных привычек, которые позволяют аномальному ребенку в определенной степени приспособиться к окружающей жизни.

Источник