Воспитание ребенка с синдромом туретта

Последнее обновление статьи: 16.06.2018 г.

О болезни Туретта многие знают из литературы и художественных фильмов. Больных неврологическим синдромом показывают возбуждёнными, выкрикивающими различные фразы, часто нецензурного содержания. Но только ли этими необычными симптомами проявляется болезнь, и как поступать родителям, если имеются подозрения на синдром Туретта у малыша?

Немного истории

Первое упоминание о болезни можно найти в литературе 15 века, когда в книге германских монахов Г. Крамера и Я. Шпренгера «Молот ведьм» был описан случай «одержимости» священника. Невозможность объяснить странные симптомы логически, выражалась в списывании болезни на магические воздействия.

Лишь в 19 веке начались исследования причин и проявлений заболевания, которые проводили французский психиатр Жан Итар со своим учеником Жилем де ля Туреттом. Врачи наблюдали группу пациентов из 10 человек с подобными симптомами. Хотя большинство больных были мужчинами, в истории осталось много сведений о синдроме Туретта у парижской аристократки маркизы Дампьер. Эта женщина страдала от навязчивых движений, подёргиваний, выкрикиванием брани, что шло вразрез с её интеллигентной природой.

Именно Жиль Туретт описал классические проявления недуга, предположил наследственные предпосылки болезни, связал заболевание с патологией нервной системы. Поскольку вклад врача в изучение синдрома был огромен, Жан Икар предложил назвать недуг в честь своего ученика.

Со временем была пересмотрена классификация заболевания и критерии его диагностики. Редкий, казуистический недуг, стал рассматриваться, как одна из наиболее распространённых причин появления тиков в детском возрасте.

О заболевании

Синдром Туретта (болезнь Туретта, синдром Жиля де ла Туретта) – заболевание центральной нервной системы, которое проявляется появлением тиков у ребёнка. Тиками называются навязчивые движения, жесты, мышечные сокращения, которые возникают самопроизвольно.

Для болезни Туретта характерно сочетание множественных моторных тиков (например, подёргивание головой, рукой, ногой, гримасничанье, моргание, прикусывание губ) и минимум одного вокального. Проявления вокально тика при неврологическом синдроме разнообразны: свист, многократное повторение слова или слога, мычание, фырканье, покашливание, выкрикивание бранных слов и другие.

В современном обществе неврологический синдром встречается часто, но диагностика его не всегда верна. Нередко симптомы заболевания выражены умеренно, болезнь протекает в лёгкой форме и правильный диагноз не выставляется. По статистике 10 детей из 1000 сталкиваются в своей жизни с тиковыми расстройствами и только 0,05% всех малышей имеют диагноз синдром Туретта. Среди больных неврологическим синдромом количество мальчиков превышает девочек в 3 раза, а возраст появления первых признаков недуга обычно приходится на 2 – 5 лет.

Причины патологии

Точной причины возникновения заболевания у ребёнка пока не установлено. Современная медицина склоняется к преобладанию наследственного фактора в развитии патологии. В 10% случаев заболевания удаётся отследить генетическую природу недуга, выявить предрасположенность к гиперкинезам, хотя проявления синдрома даже у близких родственников может существенно отличаться.

Считается, что предрасположенность к развитию синдрома кроется в генетическом дефекте, который проявляется в повышении уровня нейромедиатора дофамина или увеличении чувствительности его рецепторов. При синдроме Туретта  развивается дисбаланс и других биологически активных веществ (серотонина, норадреналина, глютамина), нарушается взаимодействия между ними.

Нейромедиаторы – специфические вещества химической природы, с помощью которых происходит передача импульса между нервными клетками. Это важные биологически активные вещества, которые помогают мозгу нормально функционировать.

Но для того, чтобы генетическая предрасположенность переросла в тяжёлое заболевание, необходимо сочетание наследственного дефекта с внешним фактором. Во многих случаях эти стрессовые, для организма, ситуации становятся пусковым механизмом в развитии болезни.

Факторы, увеличивающие риск развития недуга

  • проблемы перинатального периода.

Патология течения беременности и родов, токсическое воздействие на плод алкоголя, наркотических веществ, медикаментов существенно влияют на здоровье новорождённого. Такие патологические состояния, как внутриутробная гипоксия, родовая травма, гемолитическая болезнь увеличивают риск развития неприятных симптомов у ребёнка;

  • повреждения головного мозга.

Тяжёлые, генерализованные инфекционные заболевания, воспаление головного мозга и его оболочек могут привести к развитию осложнений, нарушению функционирования центральной нервной системы. Так же негативно сказываются на работе мозга перенесённые черепно-мозговые травмы;

  • аутоиммунные состояния.

Существует инфекционно-аутоиммунная теория возникновения синдрома Туретта, согласно которой повреждающими веществами являются собственные антитела ребёнка. Например, при скарлатине в ответ на попадание в организм малыша стрептококка группы А могут образовываться специфические антитела. Эти белки способны проникать в базальные ганглии, повреждение которых влечёт за собой нарушение баланса нейромедиаторов.

У каждого нейромедиатора своя функция, например, дофамин отвечает за мотивацию, моторику, вызывает чувство удовольствия. Серотонин участвует в управлении настроением, способности концентрировать внимание, является «гормоном счастья». Соотношение нейротрансмиттеров у здорового человека находится в равновесии, при их дисбалансе возникают различные неврологические болезни и их сочетания. Этим объясняется случаи одновременного проявления у ребёнка признаков синдрома Туретта, обсессивно-компульсивного расстройства, синдрома дефицита внимания, депрессии, социофобии.

  • стрессовые ситуации.

Повышенная умственная и физическая нагрузка, психоэмоциональное напряжение могут спровоцировать развитие синдрома Туретта. Стрессом для детского организма могут оказаться переезд, поступление в школу или детский сад, неблагоприятный климат в семье, длительные занятия на ПК.

Симптомы заболевания

Главным проявлением синдрома Туретта у детей являются разнообразные тики. Термин «тик» пришёл к нам из французского языка и буквально переводится, как «подёргивание». При неврологическом заболевании возникновение их происходит постепенно, более простые движения заменяются сложными, появляются новые симптомы.

Разновидности тиков при синдроме Туретта

  • двигательные.

Начинается болезнь обычно с возникновения простого двигательного (моторного) тика. Чаще всего патологический процесс охватывает мышцы лица и шеи, возникают мигания век, подёргивания мышц, наморщивание носа и другие проявления. С течением времени процесс переходит на мышцы рук (сгибание, выворачивание кистей), плечевого пояса (спазмы мышц туловища), возникают сложные тики с использованием посторонних предметов (указывание шариковой ручкой, непристойные жесты).

При распространении патологии на нижние конечности наблюдаются топтания на месте, подпрыгивания, приседания. Иногда тики носят угрожающий здоровью ребёнка характер – удары головой о стену, сильное прикусывание губ;

  • вокальные.

После возникновения простых моторных тиков у детей больных синдромом Туретта обычно появляются гиперкинезы мышц нёба, гортани и языка. Малыш начинает издавать нечленораздельные звуки, похожие на лай собаки, шипение, повторение слогов, попёрхивание, покашливание и другие.

Читайте также:  Остеохондроз с корешковым синдромом грудного отдела

Нередко необычность неврологических проявлений приводит к ошибкам диагностики. Вокальные тики вплетаются в поток речи и воспринимаются родителями, как заикания, а навязчивые покашливания длительно и безрезультатно лечатся ЛОР-врачами.

Сложные тики проявляются во внезапном выкрикивании слов или предложений, иногда повторении услышанного (эхолалия). Самый известный симптом – бесконтрольное употребление нецензурных, бранных слов (копролалия), встречается по разным данным в 10 – 30 % случаев заболеваний и не является обязательным для постановки диагноза.

Иногда тики возникают у абсолютно здоровых детей. Обычно это происходит в возрасте от 7 до 12 лет и связаны с незрелостью нервной системы, увеличением психологической и эмоциональной нагрузки. Родители должны обязательно обратиться к врачу в случае усиления проявлений, появления множественных тиков, нарушения качества жизни ребёнка, социальной адаптации. Любой тик, который не проходит самостоятельно более 1 месяца, является показанием к углублённому обследованию малыша.

Особенность течения заболевания

Тики могут возникать при различных неврологических заболеваниях, но при синдроме Туретта проявления этого симптома имеют свои закономерности:

  • начало проявлений в возрасте 2 – 5 лет, преобладание пациентов мужского пола;
  • сочетание моторных и вокальных тиков;
  • огромное многообразие проявлений;
  • изменение тиков с течением времени, появление новых более сложных симптомов или самостоятельное регрессирование к окончанию подросткового возраста;
  • усиление проявлений при стрессе, эмоциональных перегрузках;
  • периоды ремиссии, исчезновения тиков, могут длиться от месяца до нескольких лет;
  • внезапное возникновение подёргиваний после периода ремиссии, без видимых на то причин;
  • проявление гиперкинезов (избыточных движений) обычно уменьшается во время сна и ранним утром;
  • возможность некоторыми пациентами контролировать тики;
  • сочетание болезни Туретта с синдромом дефицита внимания, обсессивно-компульсивным расстройством.

Многие дети рассказывают об определённых физических ощущениях перед появлением тика, явлениях першения в горле, зуда, рези в глазах, ощущении инородного предмета в горле. Таким образом ребята понимают, что приближается неприятный симптом и пытаются его контролировать. После подавления гиперкинеза часто возникает чувство дискомфорта, внутреннее напряжение, желание целенаправленно воспроизвести тик.

Выраженность проявлений можно оценить по Шкалы Тяжести Синдрома Туретта (TSSS):

  • лёгкая степень.

Малыш легко контролирует симптомы недуга, болезнь не заметна для окружающих и не влияет на качество жизни малыша;

  • умеренные проявления.

Тики не всегда удаётся контролировать, окружающие знают о болезни ребёнка. Возможны проблемы в обучении, взаимоотношениях со сверстниками;

  • тяжёлые проявления.

Сложные, многообразные моторные и вокальные тики резко затрудняют коммуникацию ребёнка. Отсутствие контроля над происходящим сильно снижает качество жизни малыша.

Диагностика

Как правило, диагноз синдром Туретта выставляется на основании жалоб маленького пациента и его родителей, клинического обследования. Лабораторные и инструментальные методы помогают лишь подтвердить диагноз и удостовериться, что тик не связан с другой патологией нервной системы.

Сбор анамнеза и клиническое обследование малыша

Часто дети, способные контролировать гиперкинезы, стараются подавить навязчивое состояние перед походом в больницу. В таких ситуациях врачу трудно оценить характер и степень выраженности симптомов заболевания. Иногда малыш сам не замечает своих тиков, поэтому диагностика во многом зависит от наблюдательности и ответственности родителей.

При обследовании крохи, врач может попросить маму или папу ответить на несколько вопросов, чтобы выявить характерные для этого недуга особенности. Обычно доктор уточняет, когда впервые возникли гиперкинезы, как часто проявляется заболевание, определяет частоту и интенсивность симптомов, характер течения болезни.

Главными симптомами заболевания, по которым можно поставить диагноз синдром Туретта считаются:

  • раннее появление болезни (до 18 лет);
  • наличие моторных и вокальных тиков;
  • длительность течения заболевания превышает 1 года, а периоды ремиссии длятся не более 2 месяцев.

Лабораторная диагностика

Результаты клинических и биохимических анализов крови и мочи при синдроме Туретта являются вспомогательными методами диагностики. Эти исследования помогают врачу отличить недуг от других заболеваний, выявить инфекционные причины болезни. Диагностическую значимость имеет определение в моче уровня экскреции дофамина, норадреналина, гомованилиновой кислоты.

Инструментальные методы исследования

С помощью электроэнцефалографии, магнитно-резонансной томографии исключатся органические поражения головного мозга, его эпилептическая активность. При электронейрографическом и электромиографическом исследованиях отмечаются увеличенная скорость проведения нервных импульсов, повышение электрической активности мышц.

Лечение

Терапия заболевания направлена в первую очередь на оказание помощи ребёнку в обучении управлению симптомами. У большинства детей недуг протекает легко и медикаментозного лечения не требует.

Не существует лекарственного лечения, которое бы влияло на патогенез заболевания и подходило всем малышам. Многие из лекарственных препаратов обладают выраженными побочными эффектами, а применение их у детей может быть ограничено.

Предпочтение в выборе терапии заболевания у детей отдаётся немедикаментозным методам: массажу, лазерорефлексотерапии, акупунктуре, музыко- и арт-терапии. Но главным лечением остаётся психотерапия, совместная работа психологов, врачей, учителей и родителей.

В последнее время большую актуальность приобрело устранение симптома болезни с помощью ботулинического токсина. Инъекции ботокса помогают убрать подёргивания лица и шеи, избавиться от вокальных тиков.

В случаях тяжёлого течения заболевания рекомендуется использовать препараты из группы нейролептиков (галоперидол, рисперидон), бензодиазепин (диазепам, феназепам), адреномиметиков. Хотя эти лекарства помогают временно избавиться от симптомов болезни, применяют их редко в связи с большим количеством побочных явлений.

Советы родителям

Поскольку лечение синдрома Туретта в большей степени направлено на обучение малыша контролю над тиками, немалую роль играет забота родителей. Мамы и папы должны создать условия, способствующие нормализации состояния нервной системы малыша, придерживаться некоторых рекомендаций:

  • понятие причины болезни.

Осознавая, что ребёнок болен, а его поведение не является признаком дурного воспитания, родители должны рассказать об этом учителям, родственникам малыша. Угрозы и наказания не помогут решить проблему, а только повысят эмоциональную напряжённость крохи, спровоцируют появление новых симптомов болезни;

  • выявление пусковых механизмов.

Проследите, какие события усиливают неприятный симптом, есть ли факторы, провоцирующие гиперкинезы. Ведите дневник появления тиков, ведь определив, что стало причиной «запуска» тика можно помочь малышу справиться с неприятной ситуацией. Но помните, что иногда нежелательные движения возникают сами по себе, без внешних причин;

  • режим дня.
Читайте также:  Какие симптомы при беременности на синдром дауна

Нужно заботиться о здоровье малыша, избегать умственных и психических перегрузок, подобрать комфортный для ребёнка распорядок;

  • перестройка навыка.

Некоторые дети могут эффективно контролировать проявления тиков, «выключая» их на время. Грамотный специалист поможет крохе изменить проявления гиперкинеза, облегчит его;

  • поддержка ребёнка.

Не показывайте своего огорчения, если малыш не справляется с болезнью, приободрите его. Хвалите и поощряйте кроху в случаях успеха, ребёнку с подобными проблемами очень важно чувствовать поддержку близких людей.

Прогноз

Большинство пациентов ощущают уменьшение проявлений или полное их исчезновение по мере взросления. При сохранении тяжёлых симптомов после периода полового созревания ребёнку может понадобиться длительная медикаментозная терапия. Болезнь Туретта не влияет на длительность жизни, эти пациенты проживают долгую жизнь, но качество её значительно страдает. Важно помнить, что проявления синдрома часто сочетается с другими неврологическими и психическими болезнями, что так же оказывает влияние на состояние здоровья человека.

Выводы

Существует множество неврологических болезней, но синдром Туретта отличается необычностью проявлений, которые часто влекут за собой непонимание со стороны окружающих. Иногда даже незначительные тики оказывают негативное влияние на социализацию ребёнка и могут быть причиной глубоких психологических проблем.

Лечение недуга направлено в первую очередь на психологическую помощь ребёнку. Поэтому родители должны осознавать природу «неправильного поведения» малыша и объяснять это окружающим, учителям, родственникам. Ведь подход к особому ребёнку значительно отличается, а поддержка и похвала очень важны для формирования правильной самооценки и социальной адаптации.

Источник

Возможность обучения ребёнка с СТ в массовой школе
определяется не только достаточно высоким уровнем его общего и речевого
развития, но и его психологической готовностью к общению с окружающими и к
совместным занятиям с обычными сверстниками. Воспитанию этой готовности в
значительной мере может способствовать пребывание ребёнка с тиком в массовом
детском саду, хотя бы за год до школы. Конечно, учить такого ребёнка вместе с
другими детьми трудно, но ещё труднее ребёнку-туреттику обучаться в классе.
Основную роль в его адаптации к жизни в коллективе играют воспитатель в детском
саду и классный руководитель в школе. Педагог должен помочь ребёнку освоиться в
коллективе, постараться подружить его со сверстниками. Важно, чтобы дети
принимали ребёнка с СТ как равного, помогали ему не из жалости, не унижали, не
задавали лишних вопросов по поводу его заболевания, защищали его в необходимых
случаях.

В любом случае в начале обучения ваш ребёнок
ежедневно будет сталкиваться с подобного рода вопросами: «А почему ты укаешь?»,
«А почему у тебя рука дёргается?», «А почему ты подпрыгиваешь на стуле?» и т.п.
Важно родителям научить своего больного ребёнка правильно реагировать на
подобное любопытство. Дети первоклашки непосредственны, в таком возрасте ещё
трудно объяснять им законы корректности. Поэтому лучше удовлетворить их интерес
на 100 %. Можно просто научить сына или дочь отвечать так: «У меня такое
заболевание. Я бы очень хотел не делать этого. Но, увы, я не могу. Когда я был
очень маленьким, я сильно болел, и теперь не могу контролировать свои движения
и речь». Т.о. ребёнок отвечает сразу на вопросы: почему и от чего, и
констатирует тот факт, что тик будет постоянно и с ним придётся мириться
окружающим. Детям дошкольникам и первоклашкам не стоит рассказывать о генетической
стороне СТ. Уже даже в возрасте 4 лет каждый ребёнок знает, что будет, если не
вылечить хорошо и, главное, вовремя кашель или насморк. Поэтому такого рода
враньё срабатывает. Другое дело когда, ребёнок агрессивно реагирует на такое
любопытство. Тогда неприятие его в коллективе он обеспечит себе сам. Репутация
злюки непременно повлечёт за собой репутацию «психопата». Мой сын реагировал
настолько болезненно на эти вопросики, что, в конце концов, замкнулся в себе,
стал нервным, плаксивым и раздражительным. Он не выплёскивал эмоций в классе,
но дома «съедал» меня своим недовольством. Мне пришлось перевести его на
индивидуальную форму обучения. Он мгновенно успокоился. Уже к 3 классу у него
пришло осознание себя как ребёнка необычного, а не больного. Повзрослел и стал
по-другому смотреть на происходящее. Он стал жалеть детей, которые его
передразнивают. Жалеть потому что они а) невоспитанны, б) вынуждены
самоутверждаться за счёт таких больных деток как он, в) не имеют в сердце
доброты и сочувствия.

Речевые умения и навыки позволяют ребёнку с СТ
вступать в диалог, отвечать на реплики собеседника, задавать вопросы,
поддерживать беседу. Словарь ребёнка-туреттика отличается качественным
своеобразием. Его речь вполне внятна и разборчива, но собеседнику обычно трудно
понять её по причине присутствия вокализмов, т.к. они «засоряют» речь ненужными
лишними звуками. Так, например, ребёнок без генерализованного тика скажет легко
и внятно: «Мама, я хочу есть!», в то время как ребёнок-туреттик произнесёт
фразу: «Мама, ум я у-у хочу ум есть и-и-и!» наполняя её лишними звуками и
затрачивая времени в 2 раза больше. Если же у ребёнка присутствует копрололия,
то вместо звуков будут звучать грязные слова. Отсюда исходит такая проблема
обучения как нехватка времени. На письмо данные вокализмы не переносятся. Если
ребёнок пишет сочинение, то лишних звуков в тексте на бумаге не будет. Для
такого ученика можно провести диктант отдельно, после уроков. На время общего
диктанта дать ему какое-то другое задание. Также рекомендуется внести изменения
в способ подготовки к изложению. Детям туреттикам надо дать текст изложения для
однократного прочтения «про себя». Т.к. «про себя» им читать и воспринимать
текст легче.

Можно провести простой опыт. Прочтите стихотворение
Т.Г.Шевченко или А.С.Пушкина, засекая время. А теперь прочтите на время это же
стихотворение, но после каждого слова произносите любой звук(а,о,у,и, не
важно). Ну как? Времечка ушло в половину больше. А главное как «суперовски
мелодично» оно звучит! Вот так просто можно любого ребёночка попросить
поэкспериментировать со стишком, уверяю Вас, он прочувствует на все сто, как
тяжело его однокласснику с СТ. Также можно учителю объяснить и тяжесть
двигательного тика. Пусть дети (кроме их одноклассника с СТ) напишут маленький
диктант, при условии того, что после каждого слова будут делать лишнее движение
(либо вытягивать руку вверх, либо стучать ногой об пол, либо рукой о парту,
либо кивать головой или же просто подымать руку вверх). Уже через 20 минут дети
начнут уставать от этих движений. А если ещё и ошибки проверить! Их будет
слишком много в тексте, т.к. тики не дают сосредоточиться. Вот так можно
объяснить, какие муки испытывает ребёнок-туреттик. Именно, испытав на себе
импровизированный вокализм или двигательный тик, к одноклассникам придёт
понимание всей серьёзности данной проблемы. Они по-другому посмотрят на своего
больного сверстника. Такой тренинг с классом школьный психолог должен провести
как можно раньше.

Читайте также:  Можно ли определить синдром дауна при узи

Что касается капрололии, то люди с СТ испытывают
неловкость и стыд от произношения матерных высказываний, поэтому они удаляют их
при письме или отпечатывании текста. Не испытывают неудобств по этому поводу
только люди с диагнозом шизофрения. Им наплевать на литературность своей речи и
на мнение окружающих. Это один из пунктов различия людей с СТ и людей больных
шизофренией. Отсюда делаем вывод, что те люди, которые оставляют свои сообщения
наполненные бранью в интернете просто показывают свою разнузданность и
невоспитанность. Настоящий больной СТ отредактирует сообщение, т.к. ещё раз
повторюсь, испытывает большую неловкость перед окружающими!

Обратимся теперь к особенностям понимания речи
детьми данной категории. Из-за тиков, которые постоянно отвлекают, определённую
трудность для него представляет восприятие целостного смысла «длинных»
предложений. Ребёнку очень нелегко улавливать смысл больших и сложных по
структуре речевых периодов, которыми насыщен литературный текст. При чтении
текста ребёнок с СТ «рвёт» предложения на кусочки, он вынужден «собирать до
кучи» отрывки мыслей, «склеивать» их в одну речевую конструкцию, в следствии,
теряет смысл прочитанного вначале. В то время как ребёнок без тикозных
расстройств, плавно переходит от одного предложения к другому, даже если читает
плохо. Переходя при чтении от фразы к фразе, от абзаца к абзацу, он не всегда
сразу понимает общий смысл читаемого. Ребёнку-туреттику трудно не только
читать, но и начать сам процесс чтения из-за тика, т.к. происходит спазм
речевой мускулатуры. Получается замкнутый круг: тик — читать не выходит — ребёнок
нервничает — тик усиливается — читает ещё хуже – нервничает ещё больше – тик
ещё сильнее. Необходимо понимание данной проблемы учителем и руководством
школы. Поэтому руководство школы может отменить технику чтения данному ребёнку.
Т.к. само понятие техника чтения предусматривает быстроту, качество и чистоту
звучания. Чего просто нельзя требовать от ученика, у которого происходит от 10
до 40 спазмов в минуту различных мышц лица и речевого аппарата!

Инклюзивное образование ребёнка-туреттика невозможно
без активного повседневного участия родителей. Чрезвычайно важно, чтобы между
родителями и педагогами установились доверительные отношения, чтобы родители
считали обязательным выполнение требований массового учреждения. При несогласии
с ними или невозможности выполнить их, следует приходить к компромиссному
решению в ходе совместного обсуждения с участием учителя-дефектолога или
специалистов курирующих его в школе. При выборе учебного процесса необходимо
учитывать психологическую готовность и желание самого ребёнка учиться в классе
или индивидуально. Одни дети болезненно реагируют на своё заболевание, другие
крайне остро, пытаются постоянно сдерживать свои тики, в результате чего
постоянно находятся в стрессовом состоянии. Также как, одни дети не реагируют
на замечания и насмешки сверстников, отгородившись «стеной», другие болезненно
переносят комментарии по поводу их заболевания. Результат всего происходящего в
классе также зависит от темперамента ребёнка и его поведения. Либо ребёнок
уходит в себя и отдаляется от общества, либо превращается в ненавистного
тирана. В идеальном же варианте, доказывает всем вокруг, что он хороший
одноклассник и преданный друг. Что бывает, увы, редко. Отдельное слово надо
сказать о детях, которые привыкли к ежеминутной опеке родителей. Эти дети
теряются в большом коллективе, у них отсутствует коллективизм, умение трудиться
сообща.

Очень часто родители считают, что школа для того и
существует, чтобы научить, воспитать, защитить их ребёнка. А их удел делать всё
нижеперечисленное дома. Учителя поставлены в рамки законов педагогики. И если
нужно за 45 минут урока подойти к каждому ученику и наглядно объяснить
материал, не думайте, что к вашему ребёнку он обязан подойти 5 раз, только
потому, что тот болен. На это уходят минуты, а время нужно уделить 30 ученикам!
И ваш ребёнок не должен отнимать это время у других! Очень часто мамы жалуются
на подобную проблему.

На уроках математики для таких детей специфически
трудным является понимание словесного условия задачи.

Обучение ребёнка с СТ в массовой школе – это
сложный и трудоёмкий процесс, требующий от педагога и родителей не только любви
к ребёнку и терпения, но и определённых специальных знаний. В случае, если,
несмотря на оказываемую ему помощь, ребёнок не справляется с программой, нужно
своевременно и настойчиво ставить перед родителями вопрос о переводе его на
индивидуальную форму обучения. Массовое учреждение, принимая ребёнка с
синдромом Туретта, должно быть готово разделить ответственность за судьбу,
обучение и воспитание ребёнка с его родителями. Наличие в классе такого ребёнка
требует особого отношения к нему со стороны педагога во время урока.

Как часто можно наблюдать картину безразличия,
когда неуспевающего ученика сажают за задние парты, чтобы «не мешал». Можно
найти слова в оправдание учителей: наша программа общеобразовательной школы
перегружена на 120% количеством информации, которая, к сожалению, не
вписывается во временные рамки академических часов. Но даже это не позволяет
«засовывать» проблемного ученика «подальше в уголок». Вообще, опытные педагоги,
детей пересаживают с места на место «по круговой» каждую неделю. Исключением
являются дети с нарушением зрения и слуха.

Источник