Воспитание и обучение детей с синдромом дауна курсовая

Воспитание и обучение детей с синдромом дауна курсовая thumbnail



39

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Кубанский Государственный университет»

Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

Кафедра дефектологии и специальной психологии

Оценка по результатам

Защиты: ___________________

Секретарь комиссии:

___________________________

«____»________________2010 г.

На правах рукописи

МАНДРЫКА СОФИЯ РОМАНОВНА

3 курс ОФО

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Специальность: 050715 Логопедия

Курсовая работа

                                                                           Научный руководитель

                                                                                    В.В.Патюков, к.мед.н._____

          Нормоконтролер

        И.В. Лаврентьева ________

Краснодар 2010 г.

Введение

Актуальность темы исследования. Описанный более ста лет назад как самостоятельная нозологическая  форма, синдром Дауна и сейчас вызывает большой интерес учёных. Известно, что среди детей с интеллектуальными нарушениями количество детей с синдромом Дауна составляет 9–10%. Данная группа детей является одной из самых распространенных форм наследственно обусловленной умственной отсталости.

Одной из самых значимых проблем оказания помощи детям с синдромом Дауна является ранняя диагностика и коррекция имеющихся нарушений. Однако система ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна и их родителям только начинает функционировать. В её основе — специальные программы раннего развития детей, разработанные как отечественными учеными (Л.Б. Баряева, М.Б. Браткова, И.М. Бгажнокова, Г.В. Пантюхина, Т.Н. Исаева, Е.М. Мастюкова, А.Р. Маллер, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.), так и зарубежными специалистами (Э. Бра, С. Кернс, Д. Лейн, М. Питерси, Б. Стрэтфорд, Р. Трилор, Д. Ютер и др.). В основу этих программ положен принцип индивидуального подхода, то есть учета структуры нарушений каждого отдельного ребёнка. Именно данный подход, по мнению учёных, позволяет достичь оптимальных результатов у данной категории детей и способствует максимальной реализации имеющихся у них потенциальных возможностей. Так же, как показывают результаты зарубежных и отечественных специалистов, благодаря данным коррекционным программам появляется возможность не только вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребёнка, но и в значительной мере определяет прогресс социальной адаптации и интеграции ребёнка с особыми потребностями в общество.

Таким образом, все это указывает на актуальность  данной проблемы.

Цель исследования: изучение особенностей развития ребёнка с синдромом Дауна и организации индивидуальной коррекционно — развивающей работы.

Объектом исследования является особенности психического развития ребёнка с синдромом Дауна.

Предмет исследования: коррекцинно-развивающая работа, направленная на развитие и воспитание ребёнка с синдромом Дауна.

Гипотеза:. оптимальные условия для оказания помощи данной группе детей создаются при организации коррекционно-развивающей работы с опорой на индивидуальные программы развития, разрабатываемые с учётом психофизиологических особенностей ребёнка.

Задачи:

1.Изучение отечественных и зарубежных исследований, посвященных

вопросам обучения и воспитания детей с синдромом Дауна.

2.Исследование особенностей различных сторон психической деятельности ребёнка с синдромом Дауна.

3.Экспериментальное обоснование разработки индивидуальной коррекционной программы по воспитанию, обучению и развитию ребёнка с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы:

анализ литературы, сбор анамнеза, наблюдение, количественный и качественный анализ статистических данных.

База исследования. Исследование проводилось на основе данных, предоставленных центром реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сказка».

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (23 источника), 2 приложений на 8 страницах. В работе 3 таблицы, текст представлен на 38 страницах.

1. Теоретические основы  обучения и воспитания детей с синдромом Дауна

1.1. История описания синдрома Дауна: этиология и патогенез

Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. По статистике, 1 младенец из 600-800 появляется на свет с Синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, цвета кожи, национальности. Ничьей вины в появлении лишней хромосомы нет.      Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт. Синдром Дауна, как показал в 1959 году французский ученый Жером Лежен (Lejeune), — это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Своё название синдром получил по имени английского врача Джона Лэнгдона Дауна (Down), впервые описавшего его признаки в 1866 году.

Тело человека состоит из миллионов клеток, каждая из которых обычно содержит 46 хромосом. Хромосомы расположены парами – половина от матери, половина от отца. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома, вследствие чего, в клетках, оказывается, по 47 хромосом. Дополнительная хромосома появляется либо в результате генетической случайности при образовании яйцеклетки или сперматозоида, либо во время первого деления клетки, которое следует за оплодотворением. Что значит для ребенка лишняя хромосома? Наличие этой дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее развиваться и несколько позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития. Малышу будет труднее учиться, и всё же большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать, и вообще делать большую часть того, что умеют делать другие дети. В 1866 году в своей первой статье Дж. Лэнгдон Даун описал некоторые характерные черты людей с синдромом Дауна. Он отметил, в частности, Такие специфические особенности лица как: плоский профиль, узкие, широко расставленные раскосые глаза. Такие очертания лица типичны для людей азиатского происхождения. Даун отметил большое сходство между своими пациентами и описал их как «монголов». Спустя десять лет появились протесты против «привязки» этого синдрома к группе населения, называемого монголами. Несмотря на это, авторы журнальных статей и научных публикаций настойчиво употребляли этот термин, вплоть до 1970-х годов.

В настоящее время никто не знает, что приводит к появлению лишней хромосомы в яйцеклетке или сперматозоиде. Но одним из факторов риска появления на свет ребенка с синдромом Дауна является возраст матери. В 20 лет эта вероятность составляет примерно 1 на 2000, в возрасте 30 лет – 1 на 1000, в 35 лет – 1 на 500, в 40 лет – 1на 80, в 45 лет – 1 на 18 (Hook & Lindsjo, 1978).

Примерно у 40% детей отмечаются пороки сердца, иногда требующие хирургического вмешательства. В большинстве случаев с помощью операции удается улучшить состояние детей, и они продолжают вести активную жизнь, однако некоторые пороки сердца неизлечимы и действительно сокращают продолжительность жизни ребенка. Так же у детей с синдромом Дауна повышен риск нарушений слуха и зрения в раннем возрасте [20].

Читайте также:  Синдром тернера у женщин фото

Обычно синдрому Дауна сопутствуют следующие отличительные внешние признаки (согласно данным из брошюры центра «Даунсайд Ап»): «плоское лицо» — 90%, микрогирия (измельчение извилин коры головного мозга), уменьшение объема и веса мозга (микроцефалия, брахицефалия (аномальное укорочение черепа и шеи) — 81%, скошенный затылок, кожная складка на шее у новорожденных — 81%, эпикантус (вертикальная кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели) — 80%, гиперподвижность суставов — 80%, мышечная гипотония — 80%, плоский затылок — 78%, брахимезофалангия (укорочение всех пальцев за счет недоразвития средних фаланг) — 70% , катаракта в возрасте старше 8 лет — 66%, открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением нёба) — 65%, зубные аномалии — 65%, клинодактилия 5-го пальца (искривлённый мизинец) — 60%, аркообразное («готическое») нёбо — 58%, плоская переносица — 52% ; бороздчатый язык — 50%, поперечная ладонная складка (называемая также «обезьяньей») — 45%, тонкие, редкие и прямые волосы; сухая, утолщенная, потресканная кожа, характерный румянец на щеках, короткий нос — 40%; характерный разрез глаз: страбизм (косоглазие) — 29%, пигментные пятна по краю радужки = пятна Брушфильда — 19%; деформация грудной клетки, килевидная или воронкообразная — 27%; комплекс соматических изменений: эписиндром — 8%, стеноз или атрезия двенадцатиперстной кишки — 8%, врождённый лейкоз — 8%, ВПС (врождённый порок сердца) — 40%.

Средняя продолжительность жизни людей с синдромом Дауна несколько короче продолжительности жизни людей со стандартным набором хромосом. Одно исследование, проведённое в США в 2002 году, показали, что средняя продолжительность жизни больных — 49 лет. Тем не менее, нынешняя продолжительность жизни значительно возросла по сравнению с 25 годами в 1980-х годах. Причины смерти также изменились со временем, хронические нейродегенеративные заболевания становятся всё более распространены по мере старения населения. Большинство людей с синдромом Дауна, которые доживают до возраста 40-50 лет, начинают страдать более тяжелыми психическими расстройствами, например, болезни Альцгеймера.[14]. Однако зависит это от условий их жизни: в семье, где о ребенке заботятся, развивают его, обеспечивают необходимое содержание, лечение, они могут дожить до 50-60 лет.  В приютах, как правило,  они  живут недолго, несмотря на уход, питание, лечение. Таким образом, на продолжительность жизни детей с синдромом Дауна влияет близость и любовь семьи.

1.2.  Особенности психического дизонтогенеза при синдроме Дауна и история организации социальной помощи  и воспитания

Л.С. Выготский большое внимание уделял вопросам своевременной коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, на протяжении которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и характеризуются высоким уровнем внутреннего структурирования и богатыми межфункциональными взаимосвязями. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно [9].

Величайшей ошибкой, приведшей практику и теорию воспитания к опаснейшим заблуждениям, является тот факт, что мы тщательно изучаем крупицы дефекта, те золотники болезни, которые встречаются у ненормальных детей,- столько-то слепоты, столько-то глухоты и т. Д. – и не замечаем тех пудов здоровья, которые заложены в каждом детском организме, каким бы дефектом он ни страдал. До сих пор воспитание на 9/10 ориентируется на болезнь, а не на здоровье [10].

Поскольку дети с синдромом Дауна в онтогенезе относятся к умственной отсталости, то интеллектуальные возможности ребенка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивали. Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до выраженной. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем не многие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.

Еще одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна, не обнаружили наличия этого явления. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше [12].

Психическое  развитие детей с синдромом Дауна в разных случаях сильно различается. На данный момент невозможно до рождения определить, как хорошо будет обучаться ребенок, и развиваться физически. Определение оптимальных методов проводится после рождения при помощи раннего вмешательства. Так как дети имеют широкий спектр возможностей, их успех в школе по стандартной программе обучения может сильно варьироваться. Проблемы в обучении присутствующие у детей с синдромом Дауна могут встречаться и у здоровых, поэтому родители могут попробовать использовать общую программу обучения преподаваемую в школах.

В большинстве случаев у детей есть проблемы с речью. Между пониманием слова и его воспроизведением проходит некоторая задержка. Поэтому родителям рекомендуется водить ребёнка на обучение к логопеду. Мелкая моторика задерживается в развитии и значительно отстаёт от других двигательных качеств. Некоторые дети могут начать ходить уже в два года, а некоторые только на 4-м году после рождения. Обычно назначают физиотерапию, чтобы ускорить этот процесс.

Часто скорость развития речи и коммуникативных навыков задерживается и помогает выявить проблемы со слухом. Если они присутствуют, то при помощи раннего вмешательства это лечат либо назначают слуховые аппараты.

Дети с синдромом Дауна отличаются пониженной обучаемостью, значительно отстают от сверстников. Требования в науках, искусстве, истории других предметах могут быть для больных детей недостижимыми или достигнуты значительно позже обычного, по этой причине распределение положительно влияет на обучение, давая детям шанс. В некоторых европейских странах, как Германия и Дания существует система «двух учителей», в которой второй учитель берёт на себя детей с коммуникационными проблемами и умственной отсталостью, однако это происходит в пределах одного класса, что препятствует увеличению умственного разрыва между детьми и помогает ребёнку развивать коммуникативные способности ещё и самостоятельно.

Читайте также:  Боли в спине при миофасциальном синдроме

Как альтернатива методу «двух учителей» существует программа сотрудничества специальных и общеобразовательных школ. Суть этой программы заключается в том, что основные занятия для отстающих детей проводятся в отдельных классах, что бы не отвлекать остальных учеников, а различные мероприятия, такие как: прогулки, занятия искусством, спортом, перемены и перерывы на питание проводятся совместно.

Источник

Образование детей с Синдромом Дауна

Синдром Дауна — врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями.

Название «Синдром Даун» происходит от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году.

В 1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями.

Суть этого явления в том, что обычно в каждой клетке человека находится 46 хромосом, половину которых человек получает от матери, а половину — от отца.

У человека с синдромом Дауна в 21-й паре хромосом имеется третья дополнительная хромосома, в итоге их 47.

Синдром Дауна наблюдается у одного из 600-1000 новорожденных.

Причина, по которой это происходит, до сих пор не выяснена.

Дети с синдромом Дауна рождаются у родителей, принадлежащих ко всем социальным слоям и этническим группам, с самым разным уровнем образования.

Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, особенно после 35 лет, однако большинство детей с этой патологией все-таки рождаются у матерей, не достигших этого возраста.

Современные исследования показывают, что практически все дети с синдромом Дауна отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой категории их интеллектуальный уровень сильно различается — от легкой степени умственной отсталости до тяжелой (Л. Кулин, 2003, О.И. Пальмов, 2006, Л.Ю. Панарина, 2004).

Хотя бытует мнение, что все дети этой категории имеют глубокие интеллектуальные нарушения, что стало причиной устойчивого восприятия детей с этим синдромом, как детей, не подлежащих обучению.

Речь у особых детей появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный.

Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой.

Они могут быть ласковыми, послушными, доброжелательными, могут любить, смущаться, обижаться, хотя иногда бывают раздражительными, злобными и упрямыми.

Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Существует большая практика воспитания детей с Синдромом Дауна в специальных учреждениях и в условиях семьи.

Опыт показывает, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению.

Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета.

Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.

Наблюдения за этими детьми, изучение их деятельности и поведения позволяют говорить о том, что при низких интеллектуальных способностях этих детей все же удается выявить у них «элементы обучаемости», то есть более сохранные компоненты познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, на которые могут опираться воспитатели в процессе коррекционной работы.

Дети с синдромом Дауна имеют те же права и должны иметь те же возможности для развития своего потенциала, что и все другие люди.

Получая педагогическую помощь и необходимую социальную поддержку с самого рождения, они могут успешно развиваться, жить полной жизнью, быть достойными гражданами и полезными членами общества.

Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны выполнять простейшие виды домашних дел.

Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т.д. эти обязанности надо периодически менять, чтобы поддерживать интерес к ним и развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Нужно всячески поощрять стремление ребенка с синдромом Дауна правильно выполнить работу, даже небольшие, подчас малозаметные успехи должны быть отмечены.

Дети с синдромом Дауна обучаемы.

Это признанный факт во всем мире.

Поэтому во многих странах рожденные с синдромом Дауна занимаются в обычных школах, а также имеют право работать.

Но таким детям необходима индивидуальная программа развития и методика воспитания.

Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна нужна поддержка окружающих, доброжелательная и позитивная атмосфера вокруг.

В первую очередь, родители должны знать, что их малыш – необычный.

Он все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе.

В России широкое распространение получило обучение детей с синдромом Дауна по методике «Маленькие ступеньки».

Эта методика разработана в австралийском университете Маккуэри.

Она применяется также во многих странах.

Программа охватывает определенные области развития:

  • общую моторику;

  • речь;

  • двигательную активность;

  • навыки тонкой моторики, самообслуживания, социальные навыки ребенка.

Методика обучения позволяет формировать какой-либо навык, умение, знание поэтапно. В нее же включено тестирование малышей.

В последние годы в работе с детьми с Синдромом Дауна получила распространение методика «Портаж».

Методика рассчитана на развитие не только малышей с синдромом Дауна, но и других детей-инвалидов.

Основной акцент делается на семью. Ее регулярно посещает специалист, который занимается с ребенком и с родителями. Он обучает их наблюдению за малышом, чтобы вовремя поощряли успехи и планировали совместно с ребенком новые цели.

Начало формы

По этой методике семье помогает целая команда, состоящая из руководителей проекта, специалистов, владеющих методикой, и специально подготовленных волонтеров из числа студентов, будущих медиков, психологов и педагогов.

У детей с синдромом Дауна при использовании данной методики развивается двигательная активность, речь, навыки самообслуживания.

Обучение детей с синдромом Дауна математике и развитие речи может быть достаточно успешным при использовании методики «Нумикон».

«Нумикон» – специально разработанная методика для обучения детей с синдромом Дауна основам математики.

В ее основу легли игровые моменты. В набор для занятий входят обычные предметы для обучения, но в ярком раскрашенном виде: цветные панельки, карточки, штырьки и т.д.

Яркие краски, которыми расписаны цифры, привлекают внимание ребенка и улучшают его восприятие: он может сам трогать цифры, складывать и вычитать их.

Осязаемая и наглядная математика – самый успешный метод обучения ребенка с синдромом Дауна.

Читайте также:  Мышечно тонический синдром шум в ушах

Ребенка с синдромом Дауна нужно обучать счету с помощью программы обучения числам от 1 до 5, где можно использовать:

  • механический счет от (например, табло с цифрами);

  • счет движущихся предметов (например, детские машинки)

  • счет фиксированных предметов (например, можно использовать магнитную доску, с различными яркими магнитами)

  • счет беспорядочно движущихся предметов (можно использовать детскую железную дорогу)

  • счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от 1 до5; (например, на магнитную доску цифры прикреплять в разброс)

  • механический счет путем называния чисел (обязательно называть числа по порядку)

  • счет и определение размеров набора из 1-5 предметов (можно использовать любые знакомые ребенку игрушки разных размеров)

  • называние по порядку чисел от 1 до 5.

Также при счете помимо игрушек можно использовать карточки с цифрами. Сюда также можно отнести:

  • механический счет до предъявленного числа

  • отбор карточек с числами от 1 о 5;

  • отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от 1 до 5;

  • сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками от 1- до 10.

Когда ребенок с синдромом Дауна освоил программу обучения числам от 1 до 5 можно использовать ту же программу обучению счета от 1 до 10.

Еще один метод обучения детей с синдромом Дауна называется лекотека – «хранилище игрушек». Методика разработана шведскими учеными. Она включает в себя развитие не только детей, но и взрослых.

Родители должны быть также посвящены в педагогические тонкости данной методики. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители. Поэтому и проводятся для взрослых групповые тренинги.

Существуют нетрадиционные методы реабилитации детей с синдромом Дауна:

1. Иппотерапия – езда на лошадях, которая является хорошим средством воздействия на двигательные рефлексы ребенка, при этом вырабатывается правильная осанка и развивается мускулатура. Обязательное условие для иппотерапии – езда на неоседланной лошади под руководством инструктора. Кроме положительного влияния на физическое развитие, общение с лошадью влияет на психоэмоциональный уровень ребенка.

2. Эффективным методом реабилитации детей с синдромом Дауна является йога. Однако из-за чрезмерной подвижности суставов даунят, специалист по йоге больше внимания уделяет увеличению мышечной силы, развитию координации движений и силе ног. Йога оказывается замечательным средством для развития внимания, обретения знаний, обучения счету. Благодаря занятиям йогой дети учатся правильно дышать, концентрировать внимание, чувствовать свое тело и ощущать себя в пространстве. При этом даунята получают необходимую физическую нагрузку в игровой форме.

3. Музыкотерапия – это лечение музыкой. К музыке невозможно остаться равнодушным, ее любят все, дети с синдромом Дауна не являются исключением. Благодаря движению под музыку у детей с синдромом Дауна улучшается координация движений, вырабатывается внимание, развивается память. Влияние музыки на мозг человека изучается, и уже установлено, что она оказывает на него благотворное воздействие, является прекрасным психотерапевтическим методом реабилитации.

4. Канистерапия – лечение специально обученными собаками определенной породы, которые живут в семье с больным ребенком, для помощи ему. Общение с собакой помогает ребенку раскрыться, обрести уверенность в себе. Он начинает больше двигаться и говорить.

5. Дельфинотерапия – метод реабилитации детей с синдромом Дауна с помощью дельфинов. Дельфины очень дружелюбные существа. Они подталкивают ребенка к общению, используя весь имеющийся у них арсенал звуков, которые воздействуют на организм ультразвуковыми, виброакустическими волнами. В результате такого воздействия происходит массаж на клеточном уровне. Влияние дельфинотерапии оказывает положительное влияние на психоэмоциональную сферу ребенка. Он становится более открытым и общительным, развивается память, внимание, речь.

Вместе с тем, прежде чем начать заниматься любым нетрадиционным методом реабилитации с ребенком с синдромом Дауна необходимо проконсультироваться со специалистами.

В странах Европы давно введена практика обучения детей с синдромом Дауна в обычных школах, но программа для них индивидуальная. Существуют также коррекционные образовательные дошкольные учреждения, которые рассчитаны на малышей с ограниченными возможностями, с нарушениями интеллекта.

Педагоги вместе со специалистами по коррекционному обучению постоянно разрабатывают и обновляют учебную программу в зависимости от уровня развития и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение детей с синдромом Дауна школьного возраста обычно проходит в специальных коррекционных школах.

Литература

Литература

  1. Базаров В.Г., Кравчук Л.А., Карамзина Л.А. и др. Кохлеарная имплантация // Журн. Ушн., нос и горл. Бол. – 1993. № 2. с.6-15;

  2. Богомильский М.Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. – М.: Медицина, 1986. 176 с.;

  3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Кохлеарная имплантация и новые задачи сурдопедагогики / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка: монография / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская и др.; под общ. ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой, О.С. Никольской. – М.: Полиграф сервис, 2014. – С. 23-41.

  4. Жигорева М.В. Модель комплексного сопровождения детей раннего возраста после кохлеарной имплантации // Коррекционная педагогика: теория и практика. Научно-методический журнал. № 4(66),2015. С.45-58;

  5. Жукова О.С., Королева И.А. К вопросу о взаимодействии сурдопедагога и логопеда в реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации // Жукова О.С. Логопедическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации. Тезисы докладов. Второй Всероссийский Конгресс по слуховой имплантации с международным участием. Пушкин. 2012г., с.125.

  6. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). – СПб.: КАРО, 2008. – 752.:ил.- (Серия «Специальная педагогика»);

  7. Королева И.В. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: Диагностическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта (Учебное пособие). – СПб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. 99 с.;

  8. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. Учебное пособие. СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. 286 с.

  9. Королева И.В., Пудов В.И., Зонтова О.В. Реабилитация постлингвальных детей и взрослых с кохлеарными имплантами // Дефектология. 2001. № 5. с. 21-35;

  10. Миронва Э.В., Сатаева А.И., Фроленкова И.Д. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации / Э.В.Миронова, А.И. Сатаева, И.Д. Фроленкова // Дефектология. — 2005.-№1,-С. 57-64.

  11. Тварткиладзе Г.А., Белянев И.А., Фроленков Г.И. Показания к кохлеарной имплантации: методические рекомендации / Тварткиладзе Г.А., И.А. Белянев, Г.И. Фроленков. — М. 1995.

Конец формы

Источник