Воспитание и обучение детей с синдром

Процесс формирования личности в дошкольном возрасте только начинается, и поведенческие нарушения еще не являются стойкими. Они вариативны и в значительной степени обратимы. Поэтому применительно к дошкольному возрасту обычно не употребляются понятия девиантное (отклоняющееся) поведение, психопатия, акцентуация характера. Однако именно в дошкольном детстве складываются предпосылки всех этих отклонений и именно в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические и коррекционные меры.

Социальная дезориентация

Психологический синдром проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок может ломать ценные вещи, не понимает запретов. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.

Пониженная чувствительность к социальным нормам — это основная особенность психологического профиля ребенка с синдромом социальной дезориентации. Она проявляется не только в поведении, но и в недоразвитии разных видов детской деятельности (особенности деятельности).

Предпосылками социальной дезориентации могут являться различные виды патологии. Она может возникать вследствие УО, аутизма, ЗПР. Иногда исходной причиной этого психологического синдрома становится нераспознанный взрослыми сенсорный дефект (в частности, снижение слуха). Благодатной почвой для этого варианта развития становятся импульсивность и гиперактивность (двигательная расторможенность), резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами и запретами.

Яркие формы дезориентации складываются у детей, с раннего возраста воспитывавшихся в условиях социальной депривации, т. е. недостаточного общения со взрослыми.

В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Для этого взрослые, воспитывающие ребенка, должны предельно четко продумать и сформулировать предъявляемые к нему требования. Они должны быть простыми, однозначными и понятными ребенку.

Запретов должно быть немного. На первом этапе коррекции следует запретить только наиболее грубые негативные проявления. Каждое нарушение этих запретов нужно наказывать, однако наказание не должно быть чересчур строгим. Задача не в том, чтобы вызвать у ребенка страх или чувство вины, а лишь в том, чтобы показать ему, что его поведение неправильно. Поэтому в большинстве случаев достаточно замечания, сделанного строгим тоном. Наказания (в том числе, строгие замечания) не должны быть слишком частыми,

чтобы ребенку не казалось, что им недовольны все время, независимо от того, как он себя ведет. Именно поэтому важно свести запреты к минимуму.

Негативное самопредъявление

Этот психологический синдром складывается в дошкольном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью). Нарушения общепринятых правил поведения носят сознательный характер. Грубость и другие отрицательные проявления не являются следствием чисто случайного, непреднамеренного нарушения социальных норм: дети с этим психологическим синдромом к ним достаточно чувствительны. Эти формы поведения являются для ребенка средством привлечения к себе внимания окружающих. Основная причина повышенной демонстративности состоит в том, что у ребенка в раннем возрасте оказываются недостаточно сформированы содержательные формы делового общения с взрослыми.

Центральной чертой психологического профиля при негативном самопредъявлении является яркая демонстративность в сочетании с представлением о том, что единственный способ быть замеченным окружающими — это вызвать их раздражение и возмущение. Позиция ребенка с этим синдромом — это позиция «ужасного ребенка», «хулигана».

Основной особенностью деятельности ребенка становится постоянное нарушение правил поведения.

Взрослые своим поведением поддерживают представление ребенка о том, что нарушение правил — это наиболее эффективный способ привлечь к себе внимание. Эта реакция социального окружения, замыкающая положительную обратную связь, приводит к высокой устойчивости данного психологического синдрома.

Семейная изоляция

Психологические особенности, характерные для ребенка с синдромом семейной изоляции, — это повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Реакция социального окружения на инфантильность и несамостоятельность ребенка представлена, в первую очередь, гиперопекой со стороны родителей, которая поддерживает и закрепляет его психологические особенности.

Прогноз дальнейшего развития ребенка с семейной изоляцией относительно благоприятен. Коррекционный подход при этом психологическом синдроме основан, в первую очередь, на работе с семьей ребенка. Необходимо постепенно снизить уровень опеки, повышая уровень самостоятельности ребенка и расширяя его контакты с социальной действительностью.

Хроническая неуспешность.

Межличностная ситуация развития при этом психологическом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями

ребенка. Риск его возникновения появляется тогда, когда с ребенком начинаются систематические занятия, результаты которых не устраивают родителей и/или педагога. Дети же, нуждающиеся в коррекционной помощи (в связи с сенсорным дефектом или задержкой психического развития), нередко оказываются в аналогичной ситуации уже в трехлетнем возрасте.

Основная особенность психологического профиля при этом синдроме — резко повышенная тревожность, приводящая к дезорганизации действий и низкой результативности как основным особенностям деятельности ребенка. Позиция ребенка с хронической неуспешностью — это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.

Главное, что необходимо сделать для коррекции хронической неуспешности, — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого, прежде всего, нужно подобрать дошкольное учреждение и программу обучения, соответствующие его реальным возможностям. При оценке его деятельности надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них — ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями программы детского сада, образцами взрослых, достижениями более успешных сверстников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.

Уход от деятельности

Этот синдром складывается у детей, которым не удается реализовать присущую им демонстративность. Межличностная ситуация развития при этом синдроме характеризуется тем, что ребенок не получает достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться неблагополучием в семье или (чаще) занятостью родителей, не замечающих высокой потребности ребенка во внимании к себе. Уход от деятельности не предполагает наличия какой-либо органической основы.

Прогноз развития ребенка при этом синдроме в целом благоприятен. Привычка к постоянному фантазированию способствует общему умственному развитию.

Вместе с тем, загнанная внутрь, нереализуемая потребность во внимании к себе может привести к истероидному развитию личности. Поэтому при сильно выраженном уходе от деятельности этот синдром требует педагогической коррекции.

Вербализм

Этот психологический синдром обычно складывается в младшем дошкольном или в раннем возрасте. Преобладание вербального развития (речи и словесной памяти) над развитием других познавательных процессов (восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, произвольного внимания).

Распространенные предпосылки возникновения вербализма — это УО, ЗПР, детский аутизм. Однако вербализм нередко встречается и у детей с сохранным интеллектом (в частности, в тех случаях, когда родители пытаются
воспитать «вундеркинда»).

При вербализме нередко наблюдаются неадекватные поведенческие проявления, связанные как с завышенной самооценкой ребенка, так и с несформированностью полноценной ориентировки в социальной действительности (вследствие недоразвития ведущих видов деятельности). Вербализм нередко становится основой возникновения других психологических синдромов. Вербализм требует серьезного коррекционного вмешательства.

Источник

Кузякина Надежда Викторовна
Педагогический подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с синдромом Дауна

Кузякина Н. В. учитель-дефектолог

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики

и дифференцированного обучения»

(дошкольное подразделение) г. Тамбова

Слово синдром обозначает набор признаков или характерных черт. Синдром Дауна — это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека лишней хромосомы. По статистике один младенец из 800 появляется на свет с синдромом Дауна.

Читайте также:  Считаются ли дети с синдромом дауна инвалидами

Что значит лишняя хромосома для ребёнка? Малыш будет медленнее развиваться и несколько позже своих сверстников проходить общие для всех детей этапы развития, ему будет труднее учиться. И всё же сейчас дети с синдромом Дауна имеют больше возможностей для развития. Большинство из них могут научиться ходить, говорить, читать и писать. Они смогут ходить в детский сад и учиться в школе, и вообще, делать то, что умеют другие дети.

Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт обучения и воспитания в группе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. В группе ребенок приобретает разнообразные знания, умения, навыки. Ребёнок узнаёт, что существуют определённые правила и дисциплина. Пребывание в дошкольном учреждении — это возможность для ребёнка с синдромом Дауна быть вовлечённым в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более успешными в речевом развитии. Дети с синдромом Дауна в различных областях развития могут находиться на разных уровнях. Каждому из них полезно на опыте узнать, как нужно общаться с окружающими, каждому важно, как следует отработать навыки самообслуживания, общей и тонкой моторики, координацию движений, важно научиться жить с людьми разных типов и разного поведения. Одно из наиболее ценных умений, которые ребенок приобретает в дошкольном учреждении — это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Здесь дети с синдромом Дауна на первых порах нуждаются в помощи. Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то прямо в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать совместно с другими. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.

Чтобы процесс обучения и воспитания ребёнка с синдромом Дауна в группе дошкольного образовательного учреждения проходил продуктивно и плодотворно как для самого ребёнка, так и для специалистов, необходимо составление индивидуальной программы обучения, воспитания и развития.

Индивидуальная программа — это коррекционно-развивающая образовательная программа, которая составляется по итогам оценки уровня актуального развития ребёнка и определяет цели и задачи дальнейшей работы по его развитию.

Целью программы является создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта ребёнка).

Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуальной программы развития:

1. Начальный этап сбора информации о ребёнке. Данный этап включает в себя изучение анамнеза и сети социальных контактов семьи и ребёнка.

2. Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития.

3. Основной этап — развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе коррекционно-развивающих занятий.

4. Заключительный этап — анализ результатов эффективности психолого-педагогической работы, подведение итогов.

В программе формулируются чёткие и конкретные цели, посредством чего они будут достигаться, на занятиях у какого специалиста будут формироваться и закрепляться данные навыки. Индивидуальная программа развития ребёнка составляется сроком на три месяца, далее её содержание дополняется, изменяется. При составлении индивидуальной программы для ребёнка с синдромом Дауна необходимо учитывать не только актуальные на сегодняшний день проблемы и трудности в развитии ребёнка, но и прогноз его ближайшего развития. При реализации программы необходимо создавать благоприятные условия для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей ребёнка.

В коррекционно-педагогической работе выделяются сильные стороны развития ребёнка с синдромом Дауна,на которые можно опереться:

— готовность приступать к различным видам деятельности;

— подражательность действиям и поступкам других детей;

— способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;

— лёгкость вступления в контакт.

Однако необходимо учитывать структуру дефекта ребёнка:

— отставание в моторном развитии — в развитии мелкой и крупной моторики;

— возможны проблемы со слухом и зрением;

— как правило, существуют проблемы с развитием речи;

— имеются трудности с овладением и запоминанием новых понятий и навыков;

— трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;

— сложности с определением последовательности действий, явлений.

Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению, которые можно использовать в процессе развивающих занятий, многие из них имеют нарушения зрения.

Индивидуальная программа составляется с опорой на примерную адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией E.A. Екжановой, E.A. Стребелевой.Включает в себя такие разделы: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование деятельности, эстетическое развитие, блок коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога, блок коррекционно-развивающих занятий логопеда. Содержание программы варьируется в зависимости от особенностей конкретного ребёнка.

Важным моментом является включение родителей в процесс обучения и воспитания они закрепляют полученные ребёнком знания, умения и навыки в домашней обстановке.

Для родителей очень важно, что их ребёнок посещает дошкольное учреждение, взаимодействие со специалистами даёт дополнительный стимул к развитию и ребёнку, и семье. Открытое общение специалистов дошкольного учреждения с семьёй жизненно важно для оптимального развития ребёнка с синдромом Дауна.

Таким образом, дети с синдромом Дауна так же, как и все дети, могут решать задачи умственного и физического характера, могут приобщаться к жизни группы дошкольного образовательного учреждения, могут творчески выражать себя. В процессе обучения и воспитания они осознают возможности собственного тела, способны развивать мышечный тонус и координацию движений. Они находят новых друзей, получают удовольствие от совместной деятельности, испытывают удовлетворение от успеха при выполнении посильных упражнений и заданий. Для этого в работе специалистов и семьи необходима постановка чётких целей и задач, определение сроков их достижения с учётом особенностей развития ребёнка с синдромом Дауна.

Литература:

Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. / Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». – М. «Просвещение», 2005.

Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта//Дефектология. -2000.-№3.

Источник

Лариса Жмаева
Программа «Воспитание и обучение детей с синдромом аутизма» (для нулевого, пропедевтического класса)

Муниципальное образовательное учреждение С (К)ОШ VIII вида №4

Программа

«Воспитание и обучение детей с синдромом аутизма»

(для нулевого, пропедевтического класса)

Программу составила:

Учитель нач. кл.

Жмаева Л. М.

Якутск – 2012г.

Пояснительная записка

Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд.

Во-первых, с таким ребенком нелегко найти контакт; во – вторых, в случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими. Работа с аутичнымребенком требует совершенно особого подхода: построение коррекционных занятий с ним, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития.

Целью коррекционно-развивающего обучения аутичногоребенка является создание специальных педагогических условий для формирования сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками:

-установление эмоционально-положительного контакта взрослого с ребенком;

Читайте также:  Почему при синдроме дауна повышен хгч

-снижение эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

-четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене;

-специальная работа по организации индивидуальных занятий в течение первой четверти;

-начиная со второй четверти формирование подгрупп (2 чел., в дальнейшем групп (5чел.) для организации коллективно-учебной деятельности, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

-развитие внимания, навыков коммуникации, восприятия;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

-развитие игровых навыков, произвольного поведения

Рекомендации по проведению занятий с аутичным ребенком:

-при налаживании контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий;

-постоянное сопровождение действий ребенка эмоционально-смысловым комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации;

-поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Учитель в данный момент должен сохранять спокойствие и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

-необходима положительная вербальная оценка действий ребенка, но не следует добиваться единственно правильного ответа;

-допускается как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей

Содержание работы строится на подготовке детей к обучению в школе, на формировании навыков взаимодействия с окружающими людьми, на адаптацию к жизни в обществе.

Решение данных вопросов осуществляется в процессе проведения занятий:

-русский язык, чтение и устная речь (обучение чтению, подготовка к письму, развитие коммуникативных навыков)

-математика (элементарные математические представления)

— СБО/ОБЖ (формирование навыков самообслуживания)

— живой мир (элементарные сведения об окружающем)

-игротерапия (обучение игре)

-занимательный труд (предметно-практическая деятельность)

-ИЗО (развитие графических навыков)

Обучение грамоте

(русский язык (подготовка к письму) – 2 часа в неделю;

чтение – 2 часа в неделю; устная речь – 3 часа в неделю)

Обучение чтению

Обучениечтению целесообразно вести по трем направлениям:

—аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;

—послоговое чтение;

—глобальное чтение.

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.

Глобальное чтение.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Виды работ.

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.

3. Понимание письменных инструкций

Тематика предложений:

—схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и т. д. —здесь удобно работать перед зеркалом);

—план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и т. д.).

4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.

Кошка сидит.

Кошка спит.

Кошка бежит.

Послоговое чтение.

Виды работ

1. Чтение слоговых таблиц из открытых слогов.

2. Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов открытого типа.

3. Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном расстоянии (10-15 см) друг от друга.

Аналитико-синтетическое чтение

В первую очередь формируем навык звукобуквенного анализа начала слова.

Виды работ

1. На большой карте с четкими картинками раскладывание маленьких карточек с начальными буквами названий картинок.

2. Обратный вариант игры.

3. Подбирание картинок на определенные звуки.

Русский язык (подготовка к письму)

Правильное удержание карандаша, ручки, фломастера и др.

Правильная осанка во время письма.

Правильное расположение учебных принадлежностей при письме.

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.

Развитие графических навыков: работа мелом, карандашом, акварельными красками, ручкой.

Графические упражнения в написании линий различных направлений, переключение с одного направления на другое. Соблюдение заданных пространственных пределов при раскрашивании, штриховке.

Работа с шаблонами, трафаретами (простые фигуры)

Проведение линий по контуру, по опорным точкам.

Графические упражнения и работа по развитию мелкой моторики рук: «Косой дождь», «Дорожки», «Воздушные шары», «Цветная полянка», «Веселый клоун», «Лесная тропинка», «Осенние листья» и т. д.

Устная речь

(развитие коммуникативных навыков)

Слово, слог.

Повторение слов за учителем.

Выделение заданного слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.). Выделение заданного слова в предложении. Самостоятельное придумывание слов в сопровождении с ритмическими движениями (хлопки, шаги и др.)

Плавное и послоговое проговаривание слов в сопровождении с ритмическими движениями (хлопки, шаги и др.)

Звук.

Игровые упражнения на развитие слухового внимания на материале неречевых звуков («Тук-тук-тук», «На чем играл зайка», «Кто играл» и др.)

Соотнесение звука с его источником.

Характеристика звука по силе звучания (громко, тихо)

Определение звука, движения на звук.

Имитация звуков окружающей действительности речевыми звуками (имитация голосов животных, треска мотора, шума воды и др.)

Учить адекватным способам выражения просьбы в ситуации взаимодействия, например, жестами, при помощи карточек или словами.

Организация коллективно-учебной деятельности, развитие навыков взаимодействия друг с другом в подгруппах, группах (2 четверть):

• Для создания положительного эмоционального настроя, раскрепощения детей,развития интереса к партнеру по общению: «Волшебный круг», «Это я – узнай меня».

•Для развития диалогического общения: «Отзовись», «Зеркало», «Чудесный мешочек», «Липучка», «Спектакль»

• Вызвать у детей интерес к взаимодействию с другим человеком,развивать навыки сотрудничества: «Поймай мой взгляд», «Как мячик искал себе друга», «Игрушки», «Совместное рисование»

•Развитие способностей распознавания эмоционального состояния человека: «Дразнилки», «Поссорились — подружились»,

•Научить обращаться к другому человеку: «Ау!», «Да — нет»

•Научить адекватным способом выражения просьбы: «Я хочу!»

Математика

(элементарные математические представления)

(3 часа в неделю)

Количественные представления.

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов)

Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один – много, много — мало)

Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину (один большой мяч – много маленьких мячей, один маленький мяч — много больших мячей)

Выполнение различных действий: один – много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию.

Выделение на основе тактильного обследования одного –много предметов по типу игры: «Чудесный мешочек».

Представления о форме.

Выделение формы (Шар).

Дифференциация шара от любого многоугольника.

Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу (шары, мячи, клубки и т. п.)

Представление о величине.

Выделение больших – маленьких предметов в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности.

Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях (пройти через большие воротики; поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину — в большой гараж; собрать игрушки в большую корзину, прикрепить прищепки к большому – маленькому кругу и т. п.)

Читайте также:  Психологическая коррекция с детьми с синдромом дауна

Представления о величине уточняются, закрепляются в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.

Представления о пространстве.

Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.)

Нахождение, показ, а по возможности и называние основных частей тела и лица на кукле (сначала используется кукла крупного размера; по мере формирования представлений педагог предлагает учащимся куклы меньшего размера,мягкие игрушки: кот, собака, медведь и т. п.).

Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых,показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п.

Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.) Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.

Временные представления.

Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (зима).

Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т. п.

Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.

Имитация действий, соответствующие действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности и по словесной инструкции.

Живой мир

(элементарные сведения об окружающем)

(1 час в неделю)

Времена года.

зима

лето

весна

осень

Названия времен года.

Формирование представлений о явлениях неживой природы: похолодание, дожди, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, лужи, тепло, тучи.

Растения и животные

Птицы

Животные

Деревья

Цветы

Ягоды

Овощи, фрукты

Сезонные экскурсии

Парк культуры и отдыха

Зоопарк

Музеи

Сбор природного материала

Поделки из природного материала

Тематические настольные развивающие игры по теме

Изобразительное искусство

(развитие графических навыков)

(1 час в неделю)

Ознакомление учащегося с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, бумага, мелки, акварельные и пальчиковые краски и др., со способами их использования, с процессом рисования, выполнение аппликации.

Учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.

Учить ребенка оставлять графический след на бумаге, доске с помощью фломастерами, мелками, кисти и др.

Учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображения звукоподражанием.

Знакомить в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым.

Учить проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты)различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие.

Учить раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно.

Учить подражать действиям учителя.

Виды упражнений на уроке:

«Что за палочки такие?»,«Травка для зайчат»,

«Карандаш пришёл с друзьями, поиграйте, дети с нами», «Стебельки для цветов»,«Листочки летят»,«Дорожка для автобуса»,

«Нарисуем ёжику колючки» (пальчиком,«Лесенка для петушка»,«Украсим шарфик»,«На полянку, на лужок тихо падает снежок» (тычками, «Клубочки для кошечки» и т. д.

Занимательный труд

(предметно-практическая деятельность)

(2 часа в неделю)

I. Работа с пластилином и массы для лепки.

Практические работы: Знакомство детей с приемами работы с пластилином и массой для лепки. Разминание, разрывание на крупные куски, соединение, отщипывание части от целого, раскатывание прямыми и круговыми движениями, скручивание. Выполнение простых инструкций по образцу.Виды работ: лепка ягод, овощей, фруктов, грибочков, бусин, улиток.

Расположение материалов на рабочем столе. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

Приемы работы: Скатывание столбиков и соединение их концов для получения колец пирамидки. Равномерное размазывание пластилина по твердой поверхности (барельеф).

II. Работа с бумагой.

Практические работы: Сгибание, разгибание, разрывание по сгибу, вырезание (по возможности).Использование инструментов при работе с бумагой: ножницы. Правила безопасной работы с ножницами.

Соединения деталей из бумаги с помощью клея. Соблюдения санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Выполнение аппликации путем наклеивания готовых форм. Накладывание на трафареты. Выполнение рваной аппликации. Выполнение работ по различной тематике.

Технические сведения: Основные и дополнительные цвета бумаги.

Приемы работы: Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук при резании. Приемы резания по прямой линии. Смазывание поверхности клеем, наклеивание.

Игротерапия

(обучение игре)

(1 час в неделю)

В процессе формирования игровой деятельности детей целесообразно учить:

— проявлять интерес и положительное отношение к играм и игрушкам;

— совмещено со взрослым, по подражанию действиям взрослого адекватно, в соответствии с функциональным назначением,использовать простые игрушки: машины, куклы, строительный материал;

— выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, а затем по образцу;

— проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения;

— находить соответствующие предметы и игрушки по характерному звучанию: едущая машина — вжжжжжжж; кукла-малыш — а-а-а; летящий самолет — у-у-у-у и т. п. ;

— подражать неречевым и речевым звукам, имитировать соответствующие движения и звуки (укачивание плачущей куклы-дочки — а-а-а-а, открытие крана — поворот рукой воображаемого крана и изображение шума льющейся воды и т. п. ;

— выполнять простые игровые действия совместно со взрослым и по подражанию ему, соединять их в простой сюжет, отображающий бытовые, профессиональные ситуации (мама и дочка, приход гостей в дом, шофер везет в автобусе пассажиров, врач слушает больного и т. п., которые в дальнейшем войдут в структуру игрового сюжета;

— использовать в игре предметы-заменители бытового содержания (мыло — кирпичик из строительного материала, деньги — листы бумаги, кружки и т. п.);

— повторять по подражанию, а затем и по образцу действия взрослого, отражать с помощью педагога представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, знакомства с изобразительными и литературными произведениями;

-моделировать совместно со взрослым, по подражанию простейшие постройки из крупного и мелкого строительного материала (простой гараж для машины, корпус автобуса, корабля для сюжетно-ролевых игр, загородки для игрушечных животных и т. п.).

Рекомендуемые игры с аутичным ребенком:

-Сенсорные игры: «Игры с красками», «Игры с водой», «Игры со свечами», «Мыльные пузыри», «Игры с крупами»

-Игры цикла «Круг»

-Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Самолетики», «Змейка», «Догонялки»

-Игры в сенсорной комнате.

СБО/ОБЖ

(Формирование навыков самообслуживания)

(1ч. в неделю)

Тематика

Ориентирование в школьном пространстве:

Класс

Коридор

Столовая

Туалет

Спортзал

Кабинет ЛФК

Игровая комната

Школьные принадлежности:

Портфель и его содержимое

Школьная и спортивная форма, сменная обувь

Организация рабочего места

Поведение за столом:

Умение правильно держать ложку

П?