Воспитание детей с синдромом дефицита внимания

Сегодняшняя статья для тех мам и пап, которые опустили руки из-за справедливых замечаний от педагогов и воспитателей по причине импульсивного поведения их чада.

Такие несдержанные проявления принято называть гиперактивностью.

Чем оказать помощь такому ребенку? Как построить процесс обучения и воспитания для него? Об этом и пойдет речь сегодня.

СДВГ – или «Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности» достаточно редко ставится врачами.

Точнее, таких детей только 3% во всем мире.

Причем подобный диагноз может подтвердить только специалист после многих диагностических тестов и обследований. Дети с подобным отклонением в развитии могут проявлять первые симптомы до семилетнего возраста. У некоторых они могут появиться только к 10-11 годам.

Малыши с дефицитом внимания:

  • суетливы;
  • слишком подвижные;
  • очень много разговаривают;
  • не в состоянии сосредоточиться на важных делах;
  • имеют низкий уровень концентрации внимания;
  • выказывают проблемы с функцией самоконтроля;
  • поступки их импульсивны;
  • склонны забывать общепринятые правила.

10 важных советов для родителей и учителей

1. Не стоит сразу вываливать на малыша большой объем информации, он не в состоянии все сразу запомнить и выполнить.

Психологи рекомендуют новый материал озвучивать дробно, а задания давать поэтапно.

2. Такой ребенок не понимает последствий своих поступков. Если он разбил чашку, бросая в комнате мяч, то он этого точно не хотел. Просто не понимал, к чему такое поведение может привести.

Стройте процесс коммуникации с опорой на близкую перспективу. Не «Если ты сейчас не сделаешь уроки, вечером тебе не видать компьютера», а «Прочитай этот параграф и я сразу же дам тебе твое любимое пирожное».

Гиперактивным детям очень сложно учиться в школе. Только представьте, контрольную он написал сегодня на уроке, а отметку за нее поставят только завтра. Для него желательно награду получить уже сейчас.

3. Сформируйте правильную систему поощрений. Проблемному малышу идеально подойдет прием с жетонами или поощрительными карточками. За каждое хорошо выполненное дело он должен получить жетон-поощрение. Несколько собранных жетонов обмениваются на приятный бонус.

4. Используйте часы, лучше песочные. С их помощью ребенку проще контролировать, когда заканчивается выделенное на уроки или домашние обязанности время.

5. Когда вы планируете поход в больницу или в другое общественное место, важно заранее продумать, чем будет занят ваш отпрыск в очереди. Если не занять непоседу, то проблемы вам точно обеспечены.

6. Обратитесь за помощью к психологу. Найдите такого, который сможет постоянно работать с вашим чадом. Учите соблюдать границы в общении с окружающими.

7. Не пренебрегайте режимом дня. Он поможет дозировать отдых и нагрузку. Больше привлекайте его творческой деятельности. Это успокаивает шалопая.

8. Исключите физические наказания. Подобные методы только усугубляют ситуацию и провоцируют агрессию малыша. Используйте поощрения!

9. За партой лучше такого школяра усаживать одного. Для него важно иметь рядом с собой хотя бы метр свободного места.

10. Педагогу необходимо принять особенности такого обучающегося и следить за собственной речью. Своим личным примером учитель научит принимать людей вокруг и проблемного малыша.

С 28 октября по 3 ноября (неделя) на канал зашли — второй, третий и четвертый раз 72 324 Родителя. Все еще ищете нас в ленте? Просто нажмите: подписаться 🙂

За репост +5 к КАРМЕ 😉

Источник



В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), воспитание, образование и обучение особых групп лиц

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — расстройство развития, открытое сравнительно недавно и поэтому недостаточно изученное: до сих пор ведутся дискуссии не только об основных особенностях, но иногда и о самом существовании такого нарушения. Хотя возрастающий интерес к вопросам, связанным с СДВГ, очевиден, в настоящее время часто можно встретить педагогов, недостаточно информированных о данном расстройстве и особенностях воспитания и обучения, связанных с ним. Так, на основании мониторинга сообщений родителей в ведущих российских интернет-сообществах, посвященных проблемам СДВГ [3; 5}, можно прийти к выводу о том, что найти хорошо разбирающегося в данной теме педагога, готового и способного помогать такому ребенку и сотрудничать с его семьей, очень трудно (причем, во многих регионах эта проблема является более распространенной, чем в Москве и Санкт-Петербурге).

В связи с этим, хотелось бы уделить внимание важнейшим особенностям детей с СДВГ.

Существуют диагностические критерии (МКБ, DSM), на основании которых врач может установить диагноз СДВГ, есть множество определений того, что представляет собой данное расстройство. Можно остановиться на простом и наиболее кратком из определений: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это нейробиологическое расстройство, проявляющееся несоответствующем возрасту поведении в двух областях нейропсихологического развития:

Читайте также:  Синдром вишневого глаза у спаниеля

1) внимание;

2) гиперактивность/импульсивность» [4].

При этом, важно отметить то, что, во-первых, это — особое нарушение внимания, а именно — расстройство способности сосредотачиваться и поддерживать деятельность (расстройство способности удерживать свое внимание на деятельности, пока она не будет закончена); во-вторых — «гиперактивность/импульсивность» представляет собой, прежде всего, нарушение способности себя останавливать (сдерживать); в-третьих — причинами СДВГ не могут быть психосоциальные факторы (такие, как плохое воспитание, психологические травмы, неправильное питание, увлечение компьютерными играми и т. д. — все это не приводит к появлению у ребенка СДВГ, хотя может усугубить и без того проблемное поведение).

В чем такие дети будут испытывать наибольшие затруднения (в отличие от многих сверстников, для которых все нижеперечисленное будет не только несложным, но и часто «само собой разумеющимся»)?

1) Из-за нарушения внимания для ребенка с СДВГ наиболее сложно (почти невозможно):

− сосредоточиться (особенно во время выполнения какой-либо задачи);

− помнить и чувствовать, что он делает, во время выполнения нужной задачи;

− противостоять отвлекающим факторам (внутренним и внешним);

− возвратиться к прерванной задаче;

− довести до конца начатое дело (мотивировать себя, планировать свою деятельность, чувствовать время);

2) из-за импульсивности такому ребенку также очень трудно:

− контролировать свои эмоциональные реакции;

− не быть слишком импульсивным в принятии решений;

− учитывать последствия своих поступков;

− сдерживать свою двигательную и речевую активность — избыточные, не относящиеся к выполняемому делу, движения или речь (данное проявление с возрастом существенно снижается, превращаясь во внутреннее чувство беспокойства при высоком уровне утомляемости).

Кроме того, родителям и педагогам, сталкивающимся с нарушениями поведения ребенка с СДВГ, необходимо знать, что он ведет себя так:

− не потому, что он «невоспитан», «избалован», «ленив»;

− не потому, что «хочет рассердить», «довести», «сделать назло»;

− не потому, что «не знает, или не понимает, как нужно себя вести»;

− не потому, что «не хочет вести себя правильно» и не потому, что «хочет вести себя плохо» (в кавычках приведены фразы, которые часто можно услышать от педагогов и родителей).

Напротив, ребенок с СДВГ не может справиться со своим расстройством — причиной нарушения поведения. Он нуждается, прежде всего, в понимании и помощи.

Важно отметить то, что СДВГ относится к так называемым «спрятанным расстройствам» — ребенок выглядит, как обычные здоровые дети, но слишком часто, вдруг, начинает вести себя неприемлемым образом, из-за чего в его жизни возникает множество проблем. В таких случаях поведение действительно невоспитанного, педагогически запущенного ребенка и ребенка с СДВГ могут внешне ничем не отличаться, что вводит взрослых в заблуждение. Однако существенная разница будет в том, что педагогические меры воздействия в первом случае будут эффективны (плохо воспитанный, но здоровый ребенок без СДВГ может себя контролировать, если захочет, или от него строго потребуют). Во втором случае эффект от попытки воздействовать на ребенка известными традиционными способами (критика, замечание, наказание и т. д.) будет практически нулевым.

Это не значит, что поведение ребенка с СДВГ совсем невозможно изменить, но необходима длительная, постоянная сложная работа, требующая большого терпения и самоотдачи взрослых.

С наиболее ярко выраженными трудностями ребенок с СДВГ сталкивается, поступая в школу. В этой связи хотелось бы привести здесь слова детского психотерапевта Е. К. Осина о том, что СДВГ — расстройство, нарушающее способность к исполнению сложных, длительных, отложенных во времени задач. Учеба и выполнение домашних заданий — именно такие задачи. Поэтому люди с СДВГ нуждаются в помощи в обучении так же, как люди с нарушениями движения нуждаются в палочках или инвалидных креслах [4].

Но дети с СДВГ поступают, как правило, в общеобразовательные школы по месту жительства, где педагоги, во множестве случаев, не обучались работе с такими детьми, а учителей-дефектологов нет. На основании данных, которые можно найти в архиве упомянутых выше интернет-сообществ родителей детей с СДВГ, можно сделать вывод о том, что школьные психологи также не всегда имеют возможность или время помочь такому ребенку и его семье. Таким образом, чаще всего решать связанные с СДВГ проблемы ребенка в школе приходится его родителям (которые также во многих случаях нуждаются в помощи, не имеют достаточно времени и сил, мало информированы о расстройстве своего ребенка и т. д.).

Читайте также:  Синдром впв и служба в армии

Учитывая сказанное выше, можно выделить следующие актуальные проблемы, требующие скорейшего решения:

− низкая информированность педагогических работников о ключевых проблемах и вопросах, связанных с СДВГ у детей (в результате возможно непонимание такого ребенка, негативное отношение к нему и другие, более тяжелые последствия);

− не менее низкая информированность большинства родителей детей с СДВГ о тех же проблемах (самостоятельный хаотичный поиск информации, например, в Интернете, может привести к тому, что человек столкнется с различными «мифами», информационным шумом; в результате — также часто возможно непонимание, неприятие ребенка, незнание того, что нужно предпринять, к кому обратиться за помощью и др.);

− проблемы с возможностью получения семьей ребенка бесплатной квалифицированной помощи специалистов (дефектологов, психологов и др.);

− предъявление к детям с СДВГ в школе таких же требований и критериев оценивания, как и к здоровым их сверстникам, без учета особенностей и возможностей каждого ребенка, вызванных его расстройством;

− кроме того, современные школьные программы (прежде всего, начальной школы) и организация учебного процесса в соответствии с ними, ориентированы на здоровых обучающихся и не предполагают учета особенностей детей с СДВГ (таких, как сложность долго сидеть за партой, заниматься монотонным трудом в течение урока, повышенная утомляемость, отвлекаемость и т. д.) — в результате тяжело и такому ребенку, и педагогу, который в этих условиях не имеет возможности уделять слишком много внимания обучающемуся с СДВГ в ущерб остальным;

− отношение родителей одноклассников к ребенку с СДВГ и его семье, как правило, негативное (позиция, которая может быть выражена словами: «Ваш ребенок мешает учиться нашим детям», «Ваши проблемы не должны нас касаться» и т. п.). Понимание, сочувствие, взаимопомощь родителей встречаются гораздо реже.

Несмотря на существование названных проблем, в сложившихся условиях педагоги могут сделать очень многое для их решения.

Знание и применение основных (простейших) принципов работы с детьми с СДВГ, формирование в классе положительного отношения детей друг к другу (хотя бы призыв к такому отношению), разъяснение родителям одноклассников необходимости взаимовыручки, а не конфронтации, привлечение помощи школьного психолога, контакт (в идеале — сотрудничество) с родителями ребенка — только эти названные шаги уже способны существенно улучшить жизнь как ребенка с СДВГ, так и тех, кто его окружает, в том числе и самого педагога.

Можно привести в качестве примера некоторые приемы работы с детьми с СДВГ (с учетом их особенностей):

− частичная (дозированная) передача ребенку знания о том, что представляет собой СДВГ (для того, чтобы справиться, нужно знать с чем);

− поощрение ребенка (хвалить за степень усилия, а не за результат), желательно использовать такие средства, как система наклеек, жетонов (накопление определенного количества которых соответствует, например, отличной отметке);

− задания, которые даются ребенку, должны быть разделены на несколько этапов (можно использовать карточки, картинки, схемы, список);

− у ребенка перед глазами могут быть правила поведения, алгоритм решения задачи и т. п.;

− при обучении ребенка с СДВГ, желательно предоставлять ему определенные льготы — увеличение времени на выполнение заданий, разрешение отдохнуть, встать (лучше — направить желание двигаться в нужное русло — попросить стереть с доски, раздать карточки, тетради и т. д.);

− использование визуального таймера — например, «Time timer» — обычный или приложение на мобильном устройстве, песочные часы — это необходимо ребенку, с СДВГ, т к. у него нарушено чувство времени;

− вместо критики ребенка — обозначение проблемы, обсуждение возможных решений; при этом необходимо выслушать его (это не изменит сразу его поведение, но улучшит взаимоотношения с ним);

− обращение внимания на успехи, сильные стороны; обучение ребенка смотреть в будущее позитивно, с надеждой на лучшее;

− создавать ситуации, в которых ребенок будет оказывать помощь другим и многое другое.

Таким образом, соглашаясь с мнением ряда исследователей, хотелось бы подчеркнуть, что СДВГ — это, прежде всего, расстройство исполнительной функции (расстройство выполнения тех задач, которые ставит себе человек).

Поэтому, помогая ребенку с СДВГ справиться с трудностями в обучении, необходимо учитывать его особенности; важно использовать те приемы работы, которые в основном направлены на создание внешней мотивации, внешнего контроля над деятельностью. В дальнейшем, со временем, постепенно формируется внутренняя мотивация, а также способы и навыки самоконтроля.

Литература:

  1. Бурачевская О. В. Организация коррекционно-развивающего и образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей с СДВГ // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 264–268.
  2. Набойченко Е. С., Абшилава Э. Ф. Этиология, патогенез и клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности в различные периоды онтогенеза // Педагогическое образование в России. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etiologiya-patogenez-i-klinicheskie-proyavleniya-sindroma-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-v-razlichnye-periody-ontogeneza
  3. Наши невнимательные гиперактивные дети. Международный форум родителей детей с СДВГ [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.sdvg-deti.com/
  4. Осин Е. К. СДВГ у детей и подростков: семинар // МООР «Импульс», М., 2014 [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mB-gg6pzg6o
  5. Сайт Межрегиональной общественной организации родителей детей с СДВГ «Импульс» [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://sdvg-impuls.ru/
  6. Стрункина А. К., Иванова В. А. Перспективы использования метода игротерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Международный журнал экспериментального образования. / Отв. ред М. Ю. Ледванов. М.: 2015. № 12. С. 391–395.
  7. Ясюкова Л. А. Как помочь гиперактивному ребенку. Вестник практической психологии образования. М.: МГПУ, 2012. № 2. С. 64–67.
Читайте также:  Как избавиться от туннельного синдрома форум

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром дефицита внимания, расстройство, проблема, прием работы, обучение ребенка, время выполнения, расстройство способности, время, DSM.

Источник

Детям с СДВГ нужно задавать последовательные и чёткие правила, которые они будут понимать и которых можео легко придерживаться. Детей необходимо поощрять за выполнение этих правил. Родители часто критикуют детей с СДВГ за их поведение – но эффективнее было бы проконтролировать и поощрить ребёнка. Родители должны:

  • Давать чёткие и последовательные установки, ожидания и ограничения. Детям с СДВГ нужно чётко знать, чего от них ожидают окружающие.

  • Установите эффективную дисциплинарную систему. Родителям нужно освоить методики поддержания дисциплины и реакции на плохое поведение, например, применять наказания в виде лишения определённых привилегий или домашний арест.

  • Создайте план модификации поведения, чтобы изменить самые негативные проявления плохого поведения. Графики поведения, по которым можно отслеживать рутинные занятия и обязанности, и по которым можно спрогнозировать потенциальную награду за хорошее поведение, могут быть очень полезным инструментом. Эти графики наряду с другими техниками модификации поведения помогут родителям справляться с такими проблемами системно и эффективно.

Детям с СДВГ может понадобиться помощь в организации. И родители должны поощрять ребёнка к следующему:

  • Расписание. У Вашего ребёнка должен быть график одинаковых каждодневных занятий, начиная с пробуждения и заканчивая сном. В этом расписании должно быть отмечено время для выполнения домашнего задания и время для игры.

  • Организуйте необходимые каждодневные предметы для ребёнка. У ребёнка должно быть место для всех занятий, и он должен держать свои вещи в отведённых для этого местах. Это касается одежды, рюкзака, школьных принадлежностей.

  • Обяжите ребёнка вести дневник. Акцентируйте его внимание на том, чтобы он записывал задания на дом и приносил необходимые учебники.

Полезные советы по выполнению домашнего задания.

Родители могут помочь ребёнку с СДВГ добиться успехов в учёбе, предпринимая некоторые шаги по улучшению выполнения ребёнком домашних заданий. Они должны убедиться, что их ребёнок:

  • Занимается в тихом месте в доме, где его ничто не отвлекает.

  • Получил чёткие и понятные инструкции.

  • Поощрён записывать каждое задание в тетрадь в той форме, в которой это было задано учителем.

  • Несёт ответственность за выполнение этих заданий. Родители не должны делать за ребёнка то, что он/она может сделать самостоятельно.

СДВГ и вождение

Вождение накладывает особые риски, особенно для подростков с СДВГ. Опасности при вождении, связанные с СДВГ, включают:

  • Недостаток внимательности

  • Импульсивность

  • Склонность рисковать

  • Незрелая оценка

  • Склонность создавать увлекательные ситуации

Вождение подростком с СДВГ должно оценивать в ключе общего плана лечения от СДВГ. Ответственность родителей – установить правила и ожидания, которые помогут выработать привычки безопасного вождения.

Дети с СДВГ и отношения

Не у всех людей с СДВГ есть проблемы в общении с окружающими. Однако для тех, у кого они есть, рекомендуется предпринять некоторые шаги, которые могут помочь улучшить ситуацию. Чем раньше замечено, что у ребёнка проблемы с ровесниками, тем успешнее можно этому помочь. Родителям важно:

  • Признать важность здоровых взаимоотношений между детьми.

  • Задействовать ребёнка в деятельность, где участвуют его ровесники.

  • Устанавливать цели касательно социального поведения и применить систему вознаграждений.

  • Поощрять социальные контакты, если ребёнок замкнут или чрезмерно застенчив.

  • Поощрять игру ребёнка только с одним ребёнком одновременно.

Источник