Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме аспергера

Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме аспергера thumbnail

Много разных аутизмов, один спектр аутизма
Аутизм – «расстройство спектра», и это означает, что у людей с аутизмом широкий диапазон лёгких, умеренных и тяжёлых симптомов. Но все ли люди с диагнозом «расстройство аутистического спектра» имеют одно и то же расстройство, независимо от их симптомов?

Как менялся диагноз «аутизм» в последние годы?
В «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» IV версии с 1994 года по май 2013 года аутизм был представлен пятью различными диагнозами: «Синдром Аспергера», «Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений», «Аутистическое расстройство», «Детское дезинтегративное расстройство» и «Синдром Ретта».

К сожалению, такие диагнозы сбивали с толку. Существовали не только трудности с их определением: ещё разные врачи выбирали разные диагнозы для одних и тех же пациентов. Для пояснения диагнозов практикующие специалисты (а также учителя и терапевты) использовали такие термины, как «тяжёлый аутизм», «лёгкий аутизм» и «высокофункциональный аутизм». Однако эти термины вовсе не являются диагнозами; это просто описания. И хотя они предназначались для лучшего понимания родителям и учителям статуса ребёнка в спектре аутизма, каждый специалист имел своё собственное представление о том, как может выглядеть «лёгкий» или «тяжёлый» аутизм.

Что понимается под аутизмом в настоящее время?
В 2013 году была опубликована пятая версия «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам». И в нём существует только одно «расстройство аутистического спектра».

Теперь, независимо от симптомов, каждый человек с диагнозом «аутизм» подпадает под этот единственный диагноз. Три уровня аутизма вместе с такими дескрипторами, как «невербальный», призваны сделать диагностику проще и понятнее.
Но это не означает, что мы перестали использовать старые или неформальные термины, некоторые из которых яснее, чем «расстройство аутистического спектра уровень II». Действительно, даже врачи и другие специалисты, возможно, используют в речи такие термины как синдром Аспергера, а новый код спектра аутизма – для выставления счетов.

Добро пожаловать в сложный мир многих аутизмов.

autism

Что такое «спектр аутизма»?
Спектр аутизма описывает диапазон нарушений развития и расстройств, влияющих на социальные и коммуникативные навыки и, в большей или меньшей степени, на двигательные и речевые навыки. Этот диагноз настолько широк, что включает и людей с высоким IQ, и с интеллектуальной инвалидностью. Люди с аутизмом бывают болтливыми или молчаливыми, нежными или холодными, любящими порядок или неорганизованными.

До мая 2013 года официальные диагнозы в спектре аутизма включали «аутистическое расстройство», «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений», «синдром Аспергера», «дезинтегративное расстройство детства» и «синдром Ретта».

Сегодня существует только одно расстройство аутистического спектра с тремя уровнями тяжести, но многие терапевты, клинические специалисты, родители и организации продолжают использовать такие термины как ПРР-БДУ и синдром Аспергера.

Что такое «первазивные расстройства развития»?
Первазивное расстройство развития – это формальный термин, означавший между 1994 и 2013 годами то же самое, что и «расстройство аутистического спектра». Если ваш ребёнок диагностирован до 2013 года, возможно вы слышали данный термин от эксперта или врача, но в настоящее время он не используется.

Основные моменты:

• Термин «первазивное расстройство развития» больше не используется.
• Термин был синонимом «расстройство аутистического спектра».
• Различия в развитии могут варьироваться по степени тяжести: от лёгкого до тяжёлого.

Что такое «синдром Аспергера»?
Синдром Аспергера описывает людей, находящихся на самом высоком функциональном конце аутистического спектра. Этот термин, как и диагноз, удалён из «Диагностического руководства» в 2013 году, но практически все в аутическом сообществе продолжают его использовать, так как этот термин полезен при описании конкретной группы людей.

У людей с синдромом Аспергера речь, как правило, развивается так же как и у типично развивающихся детей, но у них присутствуют значительные трудности в социальном общении.
Эти трудности становятся всё более очевидными по мере взросления и роста социальных ожиданий. Поскольку люди с синдромом Аспергера зачастую довольно умны, но при этом «с причудами», расстройство иногда называют «синдромом гика» «или «синдром маленького профессора».

Основные моменты:

• Синдром Аспергера больше не диагноз.
• Термин «синдром Аспергера» использовался и до сих пор часто используется для описания людей с «высокофункциональным аутизмом».
• У большинства людей с симптомами синдрома Аспергера интеллект нормальный или выше среднего, сильные вербальные навыки и значительные трудности в социальном общении.
• У многих людей с синдромом Аспергера значительные сенсорные проблемы.
• Симптомы синдрома Аспергера теперь обозначены как «расстройство аутистического спектра уровень I».

Что такое «лёгкий аутизм»?
Термин «лёгкий аутизм» не обозначает официальный диагноз. Это просто более широкий описательный термин, чем «синдром Аспергера» или «аутизм». Когда люди используют термин «лёгкий аутизм», они подразумевают людей, чьи симптомы соответствуют диагнозу РАС, но у которых сильные вербальные навыки и мало поведенческих проблем.

Однако у этих людей могут быть серьёзные проблемы с социальной коммуникацией. Также у них могут быть проблемы со слишком большим количеством сенсорных сигналов (громкий шум, яркий свет и т.д.).

Основные моменты:

• Лёгкий аутизм – по сути аналогичен или идентичен синдрому Аспергера.
• Людей с лёгким аутизмом трудно распознать, пока они не окажутся в стрессе или не справятся со сложными социальными ситуациями.
• Большинство людей с лёгким аутизмом теперь считаются имеющими «расстройство аутистического спектра уровень I».

Что такое «высокофункциональный аутизм»?
Как и «лёгкий аутизм», высокофункциональный (иногда сокращенный до ВФА) – это широко распространённый придуманный термин, а не официальный диагноз. В определённый момент (до 2013 года) этот термин использовался для отличия «аутизма» от «синдрома Аспергера».

До 2013 года специалисты проводили различие так: у людей с ВФА присутствует задержка речевого развития, а у людей с синдромом Аспергера нормальное речевое развитие. В настоящее время диагноза «синдром Аспергера» нет, что делает различие спорным.

Основные моменты:

• Высокофункциональный аутизм, как и лёгкий аутизм, похож на синдром Аспергера и теперь именуется «расстройство аутистического спектра уровень I».
• В отличие от людей, которым был поставлен диагноз «синдром Аспергера», речь у людей с ВФА развивается медленно и своеобразно.
• Высокофункциональный аутизм (как синдром Аспергера и лёгкий аутизм) – явная и значительная инвалидность, порождающая проблемы в социальном взаимодействии, сложности с соответствием требованиям школы и ожиданий в рабочем коллективе, даже с проведением досуга.

Что такое «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений»?
Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений – это труднопроизносимое название до 2013 года использовалось для описания людей, которые не полностью соответствовали критериям других диагнозов, но при этом были аутичными. Так как симптомы ПРР-БДУ сложно определить и они варьируются от очень лёгких до очень тяжёлых, диагностическая категория больше не существует. Однако новый диагноз «Социально-прагматическое расстройство» может стать новой диагностической всеобъемлющей категорией.

Основные моменты:

• Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений не является диагнозом c 2013 года.
• ПРР-БДУ был некой диагностической свалкой для расстройств с симптомами аутизма, но не соответствующих полностью критериям аутизма.
• У людей с ПРР-БДУ бывают как лёгкие, так и тяжёлые симптомы.
• Люди, которым диагноз «ПРР-БДУ» был поставлен до DSM-5, получили диагноз «расстройство аутистического спектра» с уровнем I, II или III в зависимости от тяжести симптомов.

Что такое «тяжёлый аутизм»?
Тяжелый аутизм – это не официальный диагноз, а описательный термин, аналогичный глубокому аутизму, низкофункциональному аутизму и классическому аутизму.

Люди с «тяжёлым аутизмом» часто невербальны и с интеллектуальной инвалидностью, у них большие сложности с поведением.

Основные моменты:

• Тяжёлый аутизм обычно диагностируется как «расстройство аутистического спектра уровень III».
• Тяжёлый аутизм чрезвычайно сложен, при нём бывает агрессия и другие сложные формы поведения.
• Большинство людей с тяжёлым аутизмом не владеют разговорной речью.
• Некоторые люди с тяжёлым аутизмом умеют общаться с помощью карточек, визуальных досок или других подобных средств.

Что такое «синдром Ретта»?
Синдром Ретта – генетическое заболевание, сцепленное с женским полом. Это единственное из бывших расстройств аутистического спектра, которое можно диагностировать медицинскими тестами. С мая 2013 года синдром Ретта не входит в аутистический спектр.

У девочек с синдромом Ретта присутствуют тяжёлые симптомы, включая характерные для аутизма проблемы социальной коммуникации. Кроме того, при синдроме Ретта серьёзно нарушено функциональное использование рук.

Основные моменты:

• Синдром Ретта больше не входит в спектр аутизма.
• Синдром Ретта – генетическое заболевание, которое можно диагностировать медицинскими тестами.
• Синдром Ретта бывает только у девочек.
• Симптомы синдрома Ретта включают проблемы социальной коммуникации и нарушение функционального использования рук.

Что такое «расширенный фенотип аутизма»?
Термин «расширенный фенотип аутизма» применяется в отношении людей, у которых нет полного набора симптомов аутизма и имеющиеся проявляются лишь слегка. Иногда их называют «теневыми симптомами». Эти субклинические симптомы могут включать: социальную неловкость, тревогу, потребность однообразия и рутины, высокую степень дискомфорта из-за ярких огней, громкого шума и других сенсорных «атак».

Такие лёгкие симптомы заметны, но существенно не ухудшают повседневную жизнедеятельность. Они распространены среди членов семьи, где есть люди с аутизмом. Аутизм ли это? Или просто тип личности? Как и во многих связанных с аутизмом вопросах, ответ зависит от того, кого вы спрашиваете. В любом случае людям с данными симптомами полезно обращение за помощью в развитии навыков социальной коммуникации и решении сенсорных проблем.

Основные моменты:

• Существует «расширенный фенотип аутизма», включающий людей с лёгкими симптомами аутизма.
• У многих людей с такими симптомами есть дети или другие родственники в спектре аутизма.
• Многие методы терапии при аутизме могут оказаться полезными для людей с лёгкими вариантами симптомов аутизма.

Не всегда полезно опираться на термины аутизма
Хотя некоторые связанные с аутизмом термины достаточно наглядны, они не всегда полезны. Потому что каждый человек в спектре аутизма уникален. Даже если вы считаете, что что вам известно значение конкретного термина, всегда важно узнать побольше о сильных сторонах и проблемах конкретного человека.

Представленный выше материал – перевод текста «What Are the Different Types of Autism?».

Источник

Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH
https://pedlib.ru/Books/1/0445/1_0445-9.shtml

Розитта Зюмалла. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников
https://pedlib.ru/Books/6/0042/6_0042-1.shtml

—————————————-
Брюс Бейкер, Алан Брайтман: Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
https://pedlib.ru/Books/1/0451/1_0451-1.shtml

Сара Ньюмен: Игры и занятия с особым ребенком: Руководство для родителей
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/102048/

Никольская, Баенская, Либлинг
Аутичный ребенок. Пути помощи
https://www.labirint.ru/books/367500/

Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми
https://www.e-reading.me/bookreader.php/99879/Dimensht..

Ольга Рудик
«Как помочь аутичному ребенку. Книга для родителей. Методическое пособие»
https://www.labirint.ru/books/448396/

Ольга Рудик:
«Коррекционная работа с аутичным ребенком. Книга для педагогов. Методическое пособие»
https://www.labirint.ru/books/448397/

Елена Янушко: Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
https://www.labirint.ru/books/102055/
———————————————————————————————-
Айрес Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция
www.childneurologyinfo.com/sensory-text-library1.php

Сенсорная интеграция в диалоге. Улла Кислинг
https://www.childneurologyinfo.com/sensory-text-librar..

Разбалансированный ребенок. Кэрол Сток Крановиц
https://id-redactor.ru/blog/?tag=rr
—————————————————————————————————
Фон, Мартинсен: Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей…
https://www.labirint.ru/books/460614/

Фрост, Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)
https://www.labirint.ru/books/286870/

Виктория соловьева. Моя книга
https://eii.ru/filemanager/download/530/
————————————————————————————————-
Маленькие ступеньки.
«Маленькие Ступеньки» — это фундаментальная Программа ранней педагогической помощи детям с нарушениями умственного (физического) развития. Программа включает в себя комплект из восьми книг, дополненный учебными видеоматериалами.
https://www.chaconne.ru/author.php?id=25667
————————————————————————————————-
Эрнст Й.Кипхард
Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития. От рождения до 4 лет
https://www.chaconne.ru/viewitem.php?id=2351510
https://www.labirint.ru/books/116009/

Хельга Зиннхубер
Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения
https://www.labirint.ru/books/193885/

VB-MAPP
https://www.aba-kurs.com/vb-mapp.html
—————————————————————————————————-
Августова Р.Т.
Говори! Ты это можешь: Книга для родителей
https://pedlib.ru/Books/5/0292/index.shtml?from_page=1
https://www.labirint.ru/books/504978/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/34802543/

Ромена Августова
В начале было слово. Авторский метод по обучению речи детей с трудностями развития
https://www.labirint.ru/books/477626/

Лариса Нуриева: Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки
https://www.labirint.ru/books/102046/

Екатерина Климонтович: Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5-4 лет
https://www.labirint.ru/books/352535/

есть электронный вариант Мэри Линч Барбера «Детский аутизм» ? Её раздавали бесплатно, может есть и сканированный экземпляр

Руслан, Сканированный экземпляр не встречал.

Александр, отсканировал, помогли люди, могу скинуть

Нейропсихологические основы понимания аутизма
https://autism-info.ru/catalog/dzhozef-robert-m-nejrop..

Чарльз Ньокиктьен: Детская поведенческая неврология. В 2 томах. Том 1
https://shop.terevinf.ru/catalog/books/lechebnaya-peda..
https://www.labirint.ru/books/189237/

Чарльз Ньокиктьен: Детская поведенческая неврология. Том 2
https://shop.terevinf.ru/catalog/books/lechebnaya-peda..
https://www.labirint.ru/books/244107/

Посицельская, Константинова, Бондарь: Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
https://www.labirint.ru/books/299124/

Права людей с инвалидностью: теория, законодательство, практика
https://perspektiva-inva.ru/userfiles/pravo/publicatio..

«Права особого ребенка в России»
https://shop.terevinf.ru/catalog/books/lechebnaya-peda..
https://detiangeli.ru/book/child1rights2010.pdf

Ларикова, Дименштейн, Волкова
Взрослые с ментальными нарушениями в России. По следам Конвенции о правах инвалидов
https://www.labirint.ru/books/486718/

ИНФОСЕТ
Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС)
у детей раннего возраста. Пособие для родителей, семьи и друзей.
https://psypress.ru/files/27376/A5_empty_fields.pdf

Выявление риска развития расстройств аутистического спектра в условиях первичного звена здравоохранения у детей раннего возраста.Пособие для врачей
https://psypress.ru/files/27376/morozov_210x297.pdf

Глеб Сенкевич: Компьютер для людей с ограниченными возможностями
https://www.labirint.ru/books/413346/

Марк Стидж, Т. Стюарт Уотсон «Введение в функциональную оценку поведения в школе. Учебно-методическое пособие.»
https://www.operant.ru/shop/vvedenie-v-funktsionalnuju..

Беррес Фредерик Скиннер: По ту сторону свободы и достоинства
https://www.operant.ru/shop/skinner-po-tu-storonu-svob..

Дайен Крон, Линн Хокен, Роберт Хорнер «Профилактика и коррекция проблемного поведения в школах. Практическое руководство.»
https://www.operant.ru/shop/profilaktika-i-korrektsija..

Ольга Богдашина «Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме»
https://autism-wp.kspu.ru/книги/

«Расстройства аутистического спектра: введение в аутизм»
https://autism-wp.kspu.ru/книги/

«Психолого-педагогические технологии обучения детей с расстройствами аутистического спектра».
https://autism-wp.kspu.ru/книги/

«Психолого-педагогические практики сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра»: региональный опыт.
https://autism-wp.kspu.ru/книги/

«Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребенка».
https://autism-wp.kspu.ru/книги/

Руслан, простите, я по поводу книги Мари Линч Барбера. Можно попросить ее скан? Попросили позаниматься с ребенком аутистом…. а опыта конкретно таких занятий нет…. плиз!

Добрый день. Если у вас есть электронный вариант книги Мэри Линч Барбера «Детский аутизм и вербально поведенческий подход» буду очень благадарна если вы мне ее перешлете. Наи эту книгу очень рекомендовали elena_kudriavtseva@gmail.com

Есть электронный вариант книги Мэри Линч Барбера «Детский аутизм и вербально поведенческий подход» и ТАРА ДЕЛАНИ РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ — однако они только отсканированы и не переработаны

Татьяна, можно мне книгу Тары Делани? Готова даже перенабрать ее в ворде!!

Татьяна, о да, это она!!! Спасибо огромное от нашей семьи!
Постараюсь поскорее привести в человеческий вид и выложить ))) да простят нас авторы, но реабилитация детишек важнее всех этих пресловутых авторских прав!

Руслан, отправьте мне пожалуйста элетронный вариант книги «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach). Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами» Барбера

и мне, пожалуйста, можно?

Руслан, скиньте мне пожалуйста книгу Мэри Линч Барьера «Детский аутизм»

Источник


female

Эта информация предназначена для всех работников здравоохранения, у которых возможны контакты с аутичными взрослыми или детьми по отличным от аутизма причинам.

Поездка в больницу, к офтальмологу или стоматологу может быть чрезвычайно стрессовой для людей в спектре аутизма. У них могут случиться сенсорная перегрузка и нежелательное поведение.

Важно вовлекать родителей/опекунов во все аспекты ухода за пациентом по мере необходимости. Взрослые пациенты должны иметь возможность принимать решение об участии родителей или опекунов.

Приём

  • Если возможно, организуйте ознакомительную поездку до фактического лечения. Очень важно привлечь привлечь к такому посещению медицинских работников, чтобы аутичный человек мог познакомиться с ними, с кабинетом и любым оборудованием, например, специальным креслом или очками для глаз. Ещё один вариант – позволить человеку понаблюдать, как лечится его брат или другой член семьи, чтобы последующие встречи не были таким шоком. Советы опекуна пациента помогут реализовать такой подход.
  • Возможно будет полезно выделить на приём дополнительное время, чтобы учесть потребности пациента и не торопиться.
  • Постарайтесь принять пациента с аутизмом в начале или в конце рабочего дня. Люди с РАС часто переносят ожидание приёма чрезвычайно напряженно.
  • Если возможно, выделите хотя бы небольшое, но отдельное помещение или зону, где пациент и его семья будут ждать приём.
  • Как вариант, можно рассмотреть возможность для семьи ожидать снаружи или в машине и представить им сотрудника, который пригласит их на приём, когда врач будет готов. Также нужно учесть, что семья может уйти, если приём задерживается, и вернуться в другой день, который нужно согласовать.
  • Пациент может принести с собой на приём к врачу Больничный Паспорт. Его предназначение – помочь пациентам с аутизмом донести свои потребности до врачей, медсестер и других медицинских работников. Перед началом приёма можно предложить пациенту скачать и заполнить Больничный Паспорт.

Общение с пациентами в спектре аутизма

Медицинские процедуры и осмотр

  • Всегда объясняйте, что вы собираетесь делать, прежде чем начинать какую-либо процедуру или обследование.
  • Если возможно, покажите изображение того, что будет происходить. Можно использовать куклу или манекен (если необходимо), чтобы объяснить, какую часть тела нужно осмотреть. Можно использовать инструмент «Покажи мне, где», чтобы показать орган, который вы собираетесь исследовать или лечить. Физические осмотры могут быть очень стрессовыми для пациента, поэтому, прежде чем прикасаться к ним, важно их предупредить.
  • Объясняйте каждое действие: что вы делаете и почему.
  • Заручитесь поддержкой родителей/опекунов, особенно если пациент не говорит или использует альтернативный метод коммуникации.
  • Инструмент «Покажи мне, где» поможет вам объяснить, что и с какой частью тела должно произойти.

Ваша речь

  • Используйте понятный, простой язык,говорите короткими фразами.
  • Люди с РАС могут воспринимать вещи буквально. Если вы скажете: «Будет больно только минуту», они могут ожидать, что боль пройдет через минуту.
  • Ваша речь должна быть конкретной. Избегайте использования идиом, иронии, метафор и слов с двойным значением, например «идёт дождь из кошек и собак» (проливной дождь – прим. переводчика).
  • Давайте прямые инструкции, например: «Пожалуйста, встаньте». Просьбу «Вы можете встать?» пациент может не выполнить. Он ответит «да» и останется сидеть, поскольку может не понять, что это просьба.
  • Убедитесь, что пациент понял то, что вы сказали. Некоторые люди с РАС могут хорошо говорить, но не понимать речь в полной мере.
  • Избегайте использования языка тела, жестов или выражений лица без устных инструкций. Это может быть неверно понято.
  • Задавайте вопросы, чтобы собрать необходимую информации, так как человек с РАС иногда не может самостоятельно донести жизненно важную информацию без прямого запроса.

Реакции пациента

  • Не удивляйтесь, если пациент не смотрит на вас, особенно в тревожном состоянии. Отсутствие зрительного контакта необязательно означает, что он не слушает вас.
  • Дайте пациенту дополнительное время, чтобы понять, что вы сказали.
  • Не думайте, что невербальный пациент не может понять, что вы говорите.
  • Аутичным людям может быть трудно понять точку зрения другого человека. Они могут не понимать, что вы собираетесь делать, и при этом ожидать, что вы знаете, о чем они думают.
  • Аутичные люди могут не соблюдать личное пространство. Некоторые подходят слишком близко. Некоторым требуется больше личного пространства, чем обычным людям.

Сенсорные стимулы

Некоторые или все из нижеследующих могут оказывать влияние на вашего пациента.
Свет

  • Некоторые люди в спектре аутизма чрезвычайно чувствительны к свету и могут различить вспышки люминесцентных ламп.
  • Фонарики для осмотра могут вызвать судороги у восприимчивых людей. Судороги встречаются у 20-30% аутичных людей.

Сенсорная перегрузка

  • Человек в спектре аутизма может довольно быстро получить сенсорную перегрузку, особенно в суете и шуме отделения травматологической и неотложной помощи. Аварийные огни и приборы издают пронзительные «свистящие» звуки, воспринимаемые довольно мучительно.
  • В кабинете стоматолога способствовать сенсорной перегрузке могут шум бормашины и ощущение холодных инструментов во рту. Проблему представляет и вкус пасты или жидкости для полоскания рта. Пациенту может быть трудно справиться с оборудованием, используемым офтальмологом, таким как тяжелые очки для глаз.
  • Находясь в состоянии сенсорной перегрузки, пациенты могут пытаться приглушить ощущения (заткнуть уши, закрыть глаза), делать самостимулирующие движения (взмахи руками, покачивание, щёлкание пальцами и др.). Такие действия призваны успокоить человека и способствовать стабилизации его состояния. Не надо останавливать их, только если это абсолютно необходимо.

Боль

  • У людей с аутизмом бывает высокий болевой порог. Даже при переломе кости человек может не демонстрировать признаков боли.
  • У пациента возможна необычная реакция на боль: смех, гудение, пение, снятие одежды.
  • Беспокойное поведение может быть единственным признаком того, что ребенок или взрослый испытывает боль.
  • Инструмент «Покажи мне, где» может помочь людям указать, где они испытывают боль или дискомфорт.

Инъекции и анализы крови

  • Используйте картинки или куклу, чтобы продемонстрировать, что будет происходить. Можно использовать Инструмент «Покажи мне, где», чтобы объяснить, в какую часть тела вы собираетесь вводить инъекцию.
  • Аутичные люди могут быть слишком чувствительными к боли и реагировать остро, или чувствительность к боли может быть снижена, и они могут вообще не реагировать даже на значительное воздействие.
  • По умолчанию желательно предположить, что пациент почувствует боль и использовать местный анестезирующий крем, чтобы обезболить место инъекции.

«Скорая помощь»

Сенсорные проблемы особенно важно знать работникам «Скорой».

  • Звук сирены аутичными людьми воспринимается очень болезненно, выключите его, если это вообще возможно.
  • Некоторые, напротив, могут получать удовольствие от того, что их доставляют в больницу на машине «Скорой помощи» с сиреной. Спросите у родителя/опекуна, как сирена может повлиять на пациента.
  • Некоторые аутичные люди могут быть напуганы ограничением подвижности при фиксации на носилках и могут чрезвычайно беспокоиться. Попытайтесь объяснить, почему вы это делаете, или попросите объяснить их родителя/опекуна.

Травматологическая и неотложная помощь

Приёмное отделение неотложной помощи – это стрессовый опыт для любого, но для аутичного пациента оный может быть совершенно непереносимым. Во-первых, это незнакомое место, где всё очень непредсказуемо. Во-вторых, яркие огни, звуки от мониторов и другого оборудования, суета могут вызвать сенсорную перегрузку, за которой последует мелтдаун (срыв), отключение или нежелательное поведение.

Разрешите родителям или опекунам контролировать пациента, поскольку они лучше знают, как его поддержать.

  • Иногда врачи и медсестры просят родственников/опекунов покинуть палату на время оказания неотложной помощи. При лечении аутичных пациентов лучше позволить родителям/опекунам находиться рядом и помогать. Они помогут успокоить пациента и предоставят ценную информацию о нём и его особенностях.
  • Сообщите медсестре, что у пациента аутизм, чтобы ему был предоставлен приоритет в приёме. Это минимизирует время ожидания
  • Разрешите пациенту и лицам, осуществляющим уход, пользоваться комнатой для родственников, если она есть.
  • Постарайтесь ограничить количество обслуживающего персонала. Предсказуемость поможет пациенту понять, что с ним происходит, и кто с ним взаимодействует.
  • Если возможно, выделите человека, который будет присматривать за пациентом.

Случай из практики

Джеймс упал с горки, и казалось, что он сломал руку. Джеймс был очень встревожен яркими огнями и суетой в отделении травматологической и неотложной помощи. Он кричал и набрасывался на каждого, кто подходил к нему, несмотря на попытки матери успокоить его. Его мать объяснила медсестре, что у Джеймса аутизм, и ей предложили отвести его в семейную палату, где было тихо. Медсестра позаботилась, чтобы Джеймса как можно скорее осмотрел врач, и оставалась с ним на протяжении всего лечения.

Представленный выше материал – перевод текста «Autism guidance for health professionals».

Источник