Волевой синдром что это такое
Настойчивость, волевые качества и умение добиваться своего считаются не врожденными, а приобретенными качествами, но что делать, если справиться со слабоволием у себя или ребенка не получается? Нужно вовремя определить, что это такое – особенности характера или психическое нарушение? Абулия – расстройства воли, психопатологическое состояние, характеризующееся патологическим безволием, отсутствием мотивации и желания делать что-либо. Люди, страдающие от абулии, могут полностью прекратить выполнять какие-либо действия: от ухода за собой до отказа от еды. Важно понимать, что апато-абулический синдром – это патология, требующая помощи и лечения у специалиста.
Почему возникает абулия
Абулия – по-русски «безволие», состояние при котором у больного частично или полностью пропадает воля и инициатива. Часто этот симптом выступает в сочетании с каким-либо другим расстройством личности или поведения. Чаще всего встречается сочетание абулии и апатии – апатико-абулический синдром, когда у пациента отсутствуем и желание, и инициатива делать что-либо. Реже наблюдается абулически-акинетический синдром, при котором пациент отказывается совершать какие-либо движения.
Патология воли и эмоций может быть вызвана заболеваниями и нарушениями функциональных процессов в коре головного мозга. Нарушение кровообращения в правом полушарии лобной доли, где расположены центры, отвечающие целенаправленную деятельность человека.
Точно выяснить причину абулии, также как и других психических заболеваний, до сих не удалось. Эту патологию часто диагностируют в развитых странах, с высоким уровнем жизни, где с симптомами депрессии знаком каждый третий, а с тем или иным психическим расстройством – каждый пятый.
Считается, что спровоцировать развитие болезни может:
- Стресс – именно негативное воздействие на нервную систему считают самым частым провоцирующим фактором развития психических заболеваний. Если человек постоянно находится в состоянии нервного напряжения, страха или агрессии, его нервная система истощается и у него могут возникнуть неврозы, депрессии или другие неврологические проблемы.
- Психологическая травма – особенно опасны такие события в детском возрасте, когда формируется характер и основные личностные качества.
- Неправильное воспитание – слишком властные или авторитарные родители тоже могут стать причиной развития апатико-абулического синдрома у детей.
- Травмы головного мозга – любые повреждения головного мозга могут вызвать нарушение кровоснабжения, гипоксию коры головного мозга и, как следствие, психопатологию.
- Инфекционные заболевания – особенно опасны менингиты, энцефалиты и болезни, при которых длительно держится высокая (выше 39 градусов) температура тела.
- Наследственные заболевания – слабость, лабильность нервной системы и склонность к развитию любых психопатологий передается по наследству.
- Другие психические заболевания – абулия часто сопровождает такие болезни, как депрессия, невроз, шизофрения и так далее.
Симптомы
Точно диагностировать это заболевание достаточно сложно, особенно в начале заболевания и при легких формах абулии. Симптомы абулии часто маскируются «ленью», апатией, другими заболеваниями, из-за чего больной вовремя не получает квалифицированную помощь и остаются наедине со своими проблемами.
Помочь в постановке диагноза могут следующие признаки абулии:
- Сложности в принятии любых решений – больному тяжело принимать любые волевые решения и делать выбор. Это касается не только каких-либо важных определяющих вопросов, но и того, что приготовить на завтрак или купить в магазине.
- Любое действие требует волевого усилия – привычные для человека действия: работа, уход за собой, домашняя работа требует от человека определенных усилий, ему приходится заставлять себя совершать их.
- Ограничение социальных контактов – больные стараются общаться с как можно меньшим количеством людей. Некоторые избегают новых знакомств, а другие полностью изолируются от общества и не покидают своего дома.
- Сложности в формулировании мыслей – больному тяжело вести диалог, формулировать свои мысли и поддерживать беседу.
- Замедление мыслительных процессов – снижение работоспособности и ухудшение концентрации внимания также вызывают замедление мыслительных процессов.
- Пренебрежение правилами личной гигиены – постепенно больные перестают ухаживать за собой. Мелкое пренебрежение правила ухода за собой может смениться полным безразличием к своему виду и состоянию. Больные не чистят зубы, не меняют одежду и не расчесываются.
- Снижение базовых потребностей – по мере развития болезни человек может перестать есть и меньше спит.
- Отсутствие интереса к увлечениям и привычным занятиям – человек «ленится» выполнять не только свою работу или какие-то хозяйственные дела, но и отказывается от любимых увлечений и хобби.
- Спонтанность и скованность действий – больной, который осознает свою проблему, пытается бороться со своим состоянием и его действия часто кажутся окружающим странными, спонтанными и необдуманными.
Диагноз «абулия» выставляется при одновременном присутствии нескольких признаков одновременно, на протяжении 3-х и более месяцев. Выделяют несколько клинических форм и степеней апато абулического дефекта.
По степени выраженности:
- Легкая – наблюдается снижение воли и мотивации в определенных вещах, но поведение и поступки больного не сильно отличаются о привычного. Он продолжает совершать обыденные действия и общается с окружающими.
- Тяжелая – больной полностью или частично отказывается от выполнения привычных действий, включая самые элементарные: прием пищи, гигиенические процедуры и так далее.
Абулия у детей
Абулия у детей встречается достаточно часто. Легкая форма может возникнуть после инфекционных заболеваний, нервного переутомления или гормональной перестройки, более тяжелые сопутствуют другим психопатологиям: аутизму, шизофрении, умственной отсталости.
Психотерапевты считают, что очень часто родители сами провоцируют развитие абулического синдрома у детей. Неправильное воспитание может привести утрате мотивации или формировании особого «слабовольного» характера. А чрезмерные нагрузки и строгость приводят к истощению нервной системы и формированию невроза у ребенка.
Какие же причины могут привести к патологии воли у ребенка:
- Инфекционные заболевания
- Тяжелые соматические заболевания
- Травмы головного мозга
- Психотравмирующие ситуации
- Депрессии
- Гормональный дисбаланс.
У детей симптомы абулии могут отличаться от проявлений болезни у взрослых. Маленькие дети становятся вялыми, мало эмоциональными или тревожными, истеричными. Они отказываются совершать какие-либо действия, не обучаются новым навыкам и часто забывают уже освоенные.
У подростков абулия обычно сопровождается апатией. Они отказываются ходить в школу, выполнять домашнюю работу и вообще делать что-либо.
Лечение
Лечение абулии начинается с определения сопутствующих расстройств. При шизофрении это могут быть нейролептики, при депрессии –антидепрессанты и так далее.
Обязательно обращение к психотерапевту и изменение образа жизни больного.
Особенно сложно лечение абулии у детей, для выздоровления и стабилизации состояния необходима большая, комплексная работа семьи, врача-невропатолога, психиатра и детского психотерапевта.
Источник
При психических нарушениях наблюдаются разнообразные расстройства волевой деятельности. В этой статье рассказывается, какими они бывают.
Расстройства воли проявляются в ослаблении волевой регуляции поведения, в усилении роли инстинктов, простейших импульсов, в появлении насильственных импульсов.
Расторможенность выражается в бесцельном, непродуктивном стремлении к деятельности, к движению, иногда принимающем характер двигательного и речевого возбуждения. Такого рода больные ни минуты не могут сидеть спокойно, они все время что-то предпринимают, суетливы, подвижны, не испытывая при этом никакой усталости, несмотря на то, что это состояние физически изнурительно для них и сопровождается иногда плохим сном. Повышенное стремление к движению можно иногда наблюдать у крайне истощенных больных, которые уже не могут самостоятельно передвигаться, но, оставаясь в постели, все время производят движения дрожащими руками, сворачивают жгутом одеяло, отрывают край простыни, трут себе грудь, руки, лицо, сползают на пол, хватают за ноги других больных и т. д.
При нерезко выраженном маниакальном состоянии появляется более гармоничная картина возбуждения. Больные все время к чему-то стремятся, но их цели хаотично сменяются вследствие большой текучести мыслей, изменчивости эмоций, желаний.
Многие психически больные проявляют импульсивность. Они легко подчиняются возникающим побуждениям, особенно при аффективном состоянии. В нормальных условиях всякое побуждение до того, как оно переходит в действие, оценивается сознанием, т.е. допускается им или не допускается. При этом происходит борьба мотивов. Если побуждение противоречит интересам личности и требованиям общества, а сопротивление противостоящих мотивов достаточно сильно, то это побуждение не переходит в действие. Иногда же оно оказывается настолько сильным, что прорывается, приобретает непреодолимый характер. Но независимо от исхода в обоих этих случаях имеет место предшествующая борьба мотивов. Когда же речь идет об импульсивных действиях в собственном смысле этого слова, то борьбы мотивов нет или почти нет. Возникшее побуждение, не сталкиваясь с другими побуждениями или опережая их, сразу переходит в действие.
У психически больных наблюдаются непонятные импульсивные действия. Больной, много дней лежавший неподвижно, вдруг вскакивает и бьет своего соседа, мирного и тихого больного, затем спокойно возвращается на свое место.
Навязчивые действия, мысли, желания воспринимаются больными, как чуждые, неотвязные, насильственные. Эти навязчивые действия, мысли, желания имеют для самого больного необъяснимый, нелепый характер. Некоторые больные испытывают необходимость произносить лишенные смысла слова, определенным образом переходить улицу, совершать ненужные движения при выходе из дома (например, поворачиваться вокруг своей оси у двери), они вынужденно считают свои шаги, окна домов, прикасаются к разным предметам и т.д. Попытка задержать эти действия вызывает состояние беспокойства, чувство неотвратимой опасности, страх.
У некоторых больных наблюдается тупое упрямство, сопротивление всем внешним воздействиям, иногда стремление поступать противоположно тому, о чем их просят. Этот симптом называют негативизмом.
При некоторых психических заболеваниях наблюдается склонность больных подолгу повторять одни и те же слова, фразы, движения (стереотипия), манерность в жестах, позе.
Ослабление воли выражается в утрате побуждений к действию (абулия). Больные часто сознают, что нужно встать, умыться, выполнить то или иное действие, но это так и остается как бы отвлеченным сознанием необходимости. Они остаются в постели, так как утратили способность действовать по собственной инициативе, они не могут «приказывать» сами себе. Но если им дано приказание со стороны, они иногда выполняют его, так как внешнее побуждение становится на место внутреннего: импульс получен, и действие может быть произведено.
Состояние неподвижности, бездеятельности, отсутствие реакции на внешний мир наблюдаются при так называемом ступоре.
Большое судебно-психиатричеекое значение имеет внушаемость, чрезмерная подверженность чужому влиянию. Она наблюдается чаще всего у людей особого склада, проявляющих некоторую детскость в зрелые годы, у людей с чрезмерно большой ролью эмоций в их действиях и решениях. Общеизвестна большая внушаемость истеричных субъектов. Внушаемость, объясняемая слабоумием, бывает очень велика у прогрессивных паралитиков, которые иногда готовы согласиться с любым нелепым предложением. Наибольшей осторожности в смысле достоверности показаний требует оценка сообщений умственно неполноценных личностей, которым как со стороны, так и в процессе допроса легко могут быть невольно внушены неверные показания.
Своеобразную картину пассивности, подчиняемости наблюдают у некоторых психически больных. Они застывают в любой приданной им позе, как бы ни была она неудобна и бессмысленна. Это состояние называют восковой гибкостью.
В результате психических заболеваний наблюдается то усиление, то ослабление, то извращение влечений, инстинктов.
Влечение к еде у одних больных исчезает, у других резко усиливается (обжорство), у третьих – извращается, – они едят испражнения, червей, гусениц, пьют мочу. Стремление к самозащите, к устранению опасностей (инстинкт самосохранения) становится при некоторых реактивных состояниях карикатурным: больной резко вздрагивает от малейшего шума, пугается при прикосновении, прячется, кричит. Сюда относится также ипохондрическая тревожность, мнительность. При тяжелых депрессиях как бы исчезает инстинкт самосохранения. Больные всяческими способами делают попытки покончить с собой, проявляя при этом большую изобретательность, если за ними следят. Они пытаются удавиться полотенцем, руками, ставят ножку кровати на горло.
Только что перечисленные расстройства имеют длительный характер. Необходимо отметить и другие нарушения, возникающие время от времени, – это импульсивные влечения.
К импульсивным влечениям относятся влечение к поджогам (пиромания), влечение к кражам (клептомания) и т.д. Подлинная пиромания и клептомания встречаются крайне редко.
Источник
Эмоциона́льно-волева́я сфе́ра (англ. emotionally volitional sphere) — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции. Компонент эмоциональной устойчивости. Степень волевого владения человеком своими эмоциями.[1]
Подходы[править | править код]
Идею связи развития эмоций и других сторон личности, высказывал Л. С. Выготский. Говоря о развитии эмоций в детском возрасте, он отметил: «Это делает важным и понятным то, что было открыто с психологической стороны другими экспериментаторами, — теснейшую связь и зависимость между развитием эмоций и развитием других сторон психической жизни человека»[2]
Эту идею развивает Е. О. Смирнова. Регулирующая роль правила, его осознание также в качестве условия предполагает участие эмоциональных процессов. «Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым, оно должно стать мотивом действий ребенка. Открытие содержания правила (то есть его знание) и становление его эмоциональной привлекательности (то есть отношение к нему) должны происходить в неразрывном единстве. Только в этом случае правило может стать действительным мотивом и, следовательно, задавать правилу личностный смысл и побуждать к соответствующим действиям».[3]
Сложности в осуществлении эмоционально-волевой регуляции на этом этапе связаны так же с неравномерным развитием отдельных сторон психики, принимающих активное участие в произвольной регуляции деятельности. Особо существенны в этом отношении отставания в развитии нравственных качеств личности тесно связанных с ними особенностей мотивации ведущей деятельности, самооценки (ее неустойчивость, неадекватность). Наряду с этим развитие воли тормозится доминированием психобиологических образований (свойств нервной системы, особенностей эмоциональности) над формированными психическими новообразованиями.[4]
Интересный подход в понимании природы волевого усилия в регуляции деятельности развивает в настоящее время В. К. Калин. Он выделяет особую внутреннюю активность человека, проявляющуюся в наиболее простых случаях действия в виде волевых усилий, а в сложных условиях — как развёрнутое внутреннее действие по мобилизации ресурсов и организации психических процессов в соответствии с задачей, решаемой человеком. В. К. Калин считает, что эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма, в то время как волевая регуляция обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека. За волевой регуляцией закрепляется функция сознательного изменения степени «включения» эмоций. В. Н. Калин отмечает, что эмоциональная и волевая регуляции могут совпадать по направлению или создавать конкурирующие доминанты. Вместе с разделением рассматриваемых видов регуляции автор обращает внимание на их тесную связь.[4][5]
Формирование эмоционально-волевой сферы[править | править код]
Дошкольный возраст[править | править код]
- Нормальное развитие. Интернализация норм и правил поведения; эмоциональная саморегуляция; побуждения и торможение действий регулируется реальными внешними стимулами. Внешняя произвольная регуляция сформирована; внутренняя произвольная регуляция продолжает свое развитие.
- Нарушенное развитие. Избирательно сформирована внешняя произвольная регуляция (реакция на яркие стимулы). Сопротивление предъявляемым требованиям; нарушение эмоциональной регуляции (импульсивность, лабильность), гиперактивность.
Младший школьный возраст[править | править код]
- Нормальное развитие. Инициативность при выборе цели, самостоятельность; формируются произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач. Преобладание произвольности волевой регуляции всех психических процессов.
- Нарушенное развитие. Неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. Нарушение внимания порождает низкую успеваемость в процессе обучения, в других видах деятельности (высокий уровень переключаемости, низкий уровень точности). Минимальный уровень осознанности реакций в момент совершения действий свидетельствует о дефиците эмоционально-волевой регуляции, следствием чего является дезадаптивное поведение.
Подростковый возраст[править | править код]
- Нормальное развитие. Развитие самосознания и самооценки, появляется чувство взрослости, идентификации с группой значимых сверстников, чувства собственного достоинства. Механизмы волевой регуляции недостаточно сформированы Преобладание возбуждения над торможение, низкая выдержка, самообладание.
- Нарушенное развитие. Эмоциональная неустойчивость, напряжённость, повышенная возбудимость. Трансформация эмоциональных состояний проецируется в устойчивых шаблонах поведения, которые также носят бесконтрольный характер. Недостаточная настойчивость в деятельности, слабо регулируемая активность, импульсивность. Несамостоятельность, безотвественность, трудности в организации с завершении поручений.[6][7]
Эмоционально-волевая регуляция включает в себя и не вполне осознанные индивидом регуляторные компоненты, участвующие в качестве необходимых в ситуациях преодоления трудностей и препятствий на пути достижения цели. В таком случае, понятие эмоционально-волевой регуляции близко к понятию синтетического процесса психики, обеспечивающего функционирование регуляторного контура в ситуации трудностей и напряжения. Включение таких не полностью осознанных компонентов отделяет понятие эмоционально-волевой регуляции от понятия волевой регуляции[8].
В личностной структуре, эмпирически выявленной в нашем исследовании, представлены все необходимые для эффективной эмоционально-волевой регуляции компоненты: направленность личности, эмоции, воля.[8]
Примечания[править | править код]
См. также[править | править код]
- Эмоциональное выгорание
- Эмоциональный интеллект
- Аффект
- Сила воли(самоконтроль)
Источник