Войта терапия при синдроме дауна

Войта терапия при синдроме дауна thumbnail

На мышечный тонус влияют разные анатомические структуры.
Различают паралитический тип (нейромышечные нарушения) и непаралитический тип (мышечная гипотония без слабости мышц) нарушений.

    К паралитическому типу относятся повреждения на уровне:

  • внутриспинальных клеток переднего рога спинного мозга
  • периферического нерва
  • нейромышечной пластины
  • а также миопатии.

К непаралитическому типу относятся:

  • Супрасегментальные заболевания
  1. Неспецифическая умственная отсталость
  2. Гипотонический инфантильный церебральный парез — врожденная церебральная атаксия — атоническая диплегия
  3. Хромосомные и нехромосомные дисморфные синдромы (с-м Дауна, с-м Прадера-Вилли)
  4. Заболевания с нарушением обмена веществ (сфинголипидозы, митохондриальные, лизосомальные заболевания,дегенеративные заболевания нервной системы.
  • Заболевания соединительной ткани (с-м Элерса-Данлоса, с-м Марфана, мукополисахаридозы.)
  • Мышечная гипотония у детей грудного возраста — общие заболевания обмена веществ — нарушения питания — эндокринные заболевания (щитовидной железы, целиакия, рахит).
  • Показания и противопоказания при различных заболеваниях, сопровождающихся мышечной гипотонией:

    ВОЙТА-терапия при неспецифической умственной отсталости:

    + Пробуждение интереса, мотивации к окружающему миру, улучшение восприятия
    + Улучшение постурального контроля тела и мышечного тонуса

    — Прекратить, если во время Войта-терапии возникают или увеличиваются стереотипные движения

    ВОЙТА-терапия при синдроме Дауна

    + Пробуждение интереса, мотивации к окружающему миру, улучшение концентрации внимания, появление зрительного контакта
    + Улучшение постурального контроля тела, баланса
    + Нормализация мышечного тонуса
    + Появление новых двигательных навыков (ползание, сидение, ходьба)
    + Улучшение функций глотания (легче пить и есть), речи (появление новых звуков)

    — Гемодинамически значимые пороки сердца (сначала операция, затем терапия)
    — Прекратить, если во время Войта-терапии возникают или увеличиваются стереотипные движения

    ВОЙТА-терапия при синдроме Прадера-Вилли

    + Пробуждение интереса, мотивации к окружающему миру, улучшение концентрации внимания, появление зрительного контакта
    + Улучшение постурального контроля тела
    + Улучшение функции глотания
    + Предотвращение/профилактика развития сколиоза

    ВОЙТА-терапия при синдроме Элерса-Данлоса

    + Перед началом терапии обязательна нужна консультация кардиолога

    — Нельзя выполнять Войта-терапию при IV типе синдрома из-за опасности разрыва аневризм

    ВОЙТА-терапия при синдроме Марфана

    + Профилактика сколиоза

    — C 10 лет жизни не применять Войта-терапию из-за опасности разрывы аневризмы

    ВОЙТА-терапия при конституциональной слабости соединительной ткани

    +С помощью терапии нельзя изменить структуру/конституцию соединительной ткани,
    НО можно улучшить/уменьшить вторично возникающие осложнения (сколиоз)

    Выводы

    • Войта-терапия не воздействует на причину гипотонии мышц
    • Прогноз лечения зависит от типа гипотонии (уровня/типа структурного поражения)
    • Нельзя изменить структуру ткани, но можно повлиять на вторичные осложнения (сколиоз)

    Опыт применения Войта-терапии при синдроме мышечной гипотонии

    Ребенок родился в гармоничной семье. Запланированная вторая беременность. Первый ребенок здоровый. Роды в срок 38-39 недель. Вес при рождении 2990 г. По шкале Апгар 6/7/9 баллов.
    Со 2 дня жизни в течение 3 суток на ИВЛ в связи с нарастанием дыхательной недостаточности. При осмотре: не кричит, реакция на осмотр практически отсутствует, глаза не открывает, поза распластана «лягушки». Мышечная гипотония. Рефлексы угнетены.
    Выписана с диагнозом: Врожденная пневмония неуточненная, тяжелой степени, острое течение. Дыхательная недостаточность 3 ст. (купирована ИВЛ). Церебральная ишемия 2 степени, синдром двигательных нарушений, подострый период.
    При обследовании – данных за генетическое заболевание не обнаружено.
    КТ головного мозга: Дилятация боковых желудочков. Диффузное гипоксически-ишемическое поражение ЦНС.
    По данным ЭНМГ: Данных за активный денервационно-реиннервационный процесс нет.
    =К Войта-терапевту обратились когда ребенку было 2,5 мес.
    Оценка спонтанных движений:
    На спине лежит несимметрично. Не может самостоятельно повернуть голову влево. Гипотония мышц всего тела, руки и ноги поднимает редко.
    В положении на животе голову поднимает на несколько секунд. Голову не удерживает.
    В 3,5 месяца
    Через 1 месяц ежедневной Войта-терапии 3-4 раза в день.
    Может поворачивать голову вправо и влево. Хороший зрительный и эмоциональный контакт.
    В положении на животе — опора на предплечья, удержание головы до 10 сек.
    В 7 месяцев. На спине лежит более симметрично. Хватает игрушки, перекладывает из руки в руку. В положении на животе — опора на ладони. Крутится на животе.
    В 9 месяцев. Косое сидение, поворачивается с живота на спину. Начала удерживать голову в реакции тракция.
    В 12 месяцев. Села. Первые слова.
    В 14 месяцев (1 год 2 мес.). Берет мелкие предметы. Встает на четвереньки, садиться, ползает на четвереньках.
    В 16 месяцев (1 год 4 мес.). Встает у опоры.
    В 19 месяцев (1 год 7 мес.). Независимая ходьба.
    История ребенка публикуется с согласия мамы.

    Читайте также:  Вертеброгенный болевой синдром код по мкб 10

    Перевод статьи — врач ЛФК, Войта-терапевт Мария Гербутова
    Опыт применения — Войта-терапевт, Гульшат Кобякова

    Источник

    В чем заключается метод Войта-терапии, каким детям она показана и какие результаты дает, а также подходит ли она взрослым? Об этом Medical Note рассказал врач-невролог, мануальный терапевт медицинского центра «Магус» Вадим Горлов.

    Войта-терапия может применяться с первых дней жизни ребенка.

    Расскажите, что это за вид терапии, в чем ее суть?

    — Войта-терапия — определенный комплекс воздействия на рефлексогенные зоны тела, которые стимулируют в головном мозге определенные структуры, отвечающие за движение.

    Основоположником метода является чешский невролог, профессор Вацлав Войта. Он считал, что в центральной нервной системе уже с самого рождения заложены специальные механизмы, благодаря которым ребенок может переворачиваться, ползать, а затем ходить.

    Войта-терапия использует эти врожденные способности и позволяет не только диагностировать функциональные отклонения на самой ранней стадии развития ребенка, но и вовремя скорректировать различные патологии.

    Каждый малыш, пока развивается, проходит ряд последовательных включений механизмов движения. Войта-терапия призвана помочь ребенку сформировать двигательные навыки, если они по разным причинам не развиваются естественным путем. В этом врачу-неврологу помогают врожденные рефлексы ползания и поворота у детей.

    Что является показанием для назначения Войта-терапии детям? И применяют ли ее у взрослых?

    — Показанием для данного вида терапии у детей является ДЦП любой степени, задержка психомоторного развития, врожденные миопатии (когда поражаются мышцы), кривошея, а также различные посттравматические и послеоперационные изменения. Войта-терапия также хорошо помогает младенцам с коликами и запорами.

    У взрослых показанием к Войта-терапии в основном являются именно посттравматические и послеоперационные изменения в мышцах и связках. Очень часто на Войта-терапию к нам в клинику приходят люди, перенесшие инсульт.

    С какого возраста детям можно назначать Войта-терапию?

    — С первых дней жизни, если есть показания. Как только выявляется проблема, можно приступить к этой терапии.

    В чем уникальность Войта-терапии и какова ее эффективность при таких серьезных патологиях у детей?

    — У детей до 6 лет эффективность этой терапии очень высокая. Конечно, надо понимать, насколько тяжелый данный конкретный случай. Если, например, при травме у ребенка есть разрыв спинного мозга, то Войта-терапия не поможет.

    Известны случаи, когда Войта-терапия помогала детям 6-7 лет с ДЦП, которые не могли ходить. Но все-таки желательно диагностировать ДЦП как можно раньше — в первые полгода жизни ребенка — и сразу приступать к лечению.

    Обычно, когда происходит процесс реабилитации детей по другим методикам, основной акцент делается на физические упражнения, и воздействие идет на скелетно-мышечную систему.

    Войта-терапия идет от обратного: она воздействует на центральную нервную систему, а та, в свою очередь, — на мышечную. Профессор Войта считает, что у любого человека в мозге есть генетически сформированные программы движения, но иногда они не активированы.

    Благодаря определенным позициям и стимуляциям, которые применяет врач в отношении ребенка, эти программы «включаются». В этом уникальность Войта-терапии, а еще в том, что положительный эффект виден уже с первого сеанса.

    При Войта-терапии происходит стимуляция рефлексогенных зон.

    Вы сказали, что надо адекватно оценивать изначальное состояние ребенка. Войта-терапия не всегда может поставить ребенка на ноги, но она способна дать какой-то положительный эффект в самых тяжелых случаях?

    — Да, в этом тоже заключается уникальность Войта-терапии. Например, если ребенку больше 6 лет, он не ходит, у него снижен интеллект, течет слюна изо рта, ребенок весь зажат, мышцы в спазме, то такой ребенок не побежит, как другие дети. Но подкорректировать такого ребенка Войта-терапия сможет.

    Ведь у детей с подобными патологиями много сопутствующих проблем: текущая слюна приводит к заедам в уголках рта, спастика мышц причиняет боль, ребенку тяжело глотать, он постоянно поперхивается.

    Войта-терапия поможет расслабить мышцы, соответственно, уйдет боль, слюна перестанет течь, ребенок будет нормально глотать. При осмотре маленького пациента врач всегда проводит дополнительную беседу с родителями. Если с медицинской точки зрения ожидания от лечения завышены, то врач объяснит, каких именно результатов поможет добиться Войта-терапия в данном случае.

    Как проходит сеанс Войта-терапии и сколько длится курс?

    — Войта-терапию врач проводит руками. Происходит установка ребенка в определенную позицию — позицию ползания, позицию скручивания. При этом идет стимуляция рефлексогенных зон, которая вызывает рефлекторный двигательный ответ нервной системы: поднимание ножек, шевеление пальцами, попытку рефлекторного переворачивания ребенка.

    Это не массаж, когда происходит растяжение мышц, их разогрев. При Войта-терапии воздействие идет именно на рефлексогенные зоны, и всегда есть четкий ответ, который от ребенка не зависит. Это рефлексы.

    Читайте также:  Низкий риск синдрома дауна по первому скринингу

    Никаких болезненных или травматических изменений ребенок при этом не испытывает, хотя нередко маленькие дети кричат во время сеанса. Это происходит от непонятных и непривычных им ощущений. После занятий на коже не остается следов от пальцев врача. Сеанс длится почти полчаса. Курс составляет не менее 15 сеансов. Желательно проводить их каждый день.

    Войта-терапию родители продолжают делать и дома, закрепляя результат лечения в клинике.

    Помимо занятий в клинике, мы обучаем родителей основным элементам, которые они смогут делать дома самостоятельно, тем самым усиливая и закрепляя эффект от Войта-терапии. У малышей Войта-терапия проводится самостоятельно, у детей более старшего возраста, если есть дополнительные проблемы, мы добавляем физические упражнения и гомеопатические препараты.

    Существуют ли противопоказания к этой терапии?

    — Да, это различные острые состояния — повышенная температура, вирусные инфекции, а также явления сердечной недостаточности и онкологические заболевания.

    Часто в дополнение к Войта-терапии назначают сеансы на комплексе «Экзарта». Что он собой представляет и для чего это нужно?

    — «Экзарта» — это кинезитерапевтическая установка, позволяющая выполнять упражнения на весу, преодолевая силу притяжения. Принцип действия заключается в том, что если определенной части тела создать положение неустойчивости, то рефлекторно включаются мышцы-стабилизаторы.

    Например, вы поднимаете руку. Перед тем, как произвести это действие, мышцы-стабилизаторы схватывают сустав и фиксируют его, после этого вы делаете движение. Если этого схватывания нет, человек испытывает боли при движении.

    Причин сбоя работы мышц-стабилизаторов очень много — от травм до нарушений в обменных процессах. При отключении данных мышц помогает только стимуляция, чтобы они снова включились в работу.

    «Экзарта» может дополнять не только Войта-терапию у детей и взрослых, но и мануальную терапию. Например, мануальный терапевт «поставил» позвонки на место, затем человека отправляют на «Экзарту». Это помогает телу запомнить правильное положение.

    Так, если длительное время, на протяжении нескольких лет, человек испытывал боли в спине, мозг запомнил неправильное положение. «Экзарта» ломает эту схему, происходит исправление двигательного стереотипа и закрепление положительного результата после мануальной или Войта-терапии.

    Читайте также:

    Родовая травма у детей: в каких случаях стоит обращаться к остеопату

    Источник

    В начале несколько практических советов: начиная занятия воздействуйте на тригерные зоны(точки) не слишком интенсивно, дайте ребенку адаптироваться 10-15 дней, чтобы занятия не превратились в регулярную пытку и для вас и для ребенка, усиливайте воздействие на зоны постепенно доводя до максимума., и обязательно коротко остригите ногти, чтобы не причинять малышу дополнительный дискомфорт.
    Не бойтесь пробовать, вы не навредите своему ребенку. Начинайте, не торопитесь, наблюдайте за малышом, «прислушивайтесь» к своим ощущениям, со временем ваши руки разберутся, что и как нужно делать.Но учебник по анатомии ( лучше для институтов физкультуры, чем для мед.образования) должен быть прочитан!
    Прежде чем приступить к занятию с ребенком, научитесь находить триггерные зоны на себе, это облегчит ваши занятия, а заодно вы научитесь определять необходимую силу воздействия на зону, не забывайте: тригерная-это значит болезненная.

    КОНСПЕКТ ПО МЕТОДИКЕ ВОЙТЫ: методика Войты эффективна при лечении всех форм ДЦП, заключается в выработке активно-рефлекторных или активных движений из специальных положений, из которого возможно выполнение только необходимого движения т.к при этом фиксацией исключается возможность выполнения любого другого движения, а также, что очень важно, исключаются патологические синергии. В специальной позе создается сопротивление путем давления на тригерную зону в определенном направлении таким образом, чтосочетанная мышечная реакция, которая является физеологической, вызывает сокращение большой группы мышц, за счет чего возникает мощный стабилизирующий эффект.Методика показана при любой мышечной патологии, Противопоказаниями явл.нестабильность в тазобедренных суставах.В этом случае выполняются только 1 и 2 положения.
    Воздействие на ЦНС-нормализующее мышечный тонус.При высокой судорожной готовности необходима медикаментозная терапия.
    Техника: Работа с одинаковой нагрузкой со всех сторон, начинать надо со здоровой стороны, нажатие на зоны легкое, постепенно усиливающееся, чем старше ребенок, тем сильнее и продолжительнее нажатие.
    Действие процедуры сохраняется в течении 3 часов, Через это время процедуру можно повторить.Проводится регулярно(не курсами)не менее 2 раз в день, оптимально-3-4.
    Начинать нужно с первого положения, сочетания двух точек, далее по нарастающей:
    1 день-1 процедура-1 положение,
    2 день-2 процедуры-1 положение
    3 день-3 процедуры-1 положение –три точки,
    4 день 3 процедуры-2 положения,
    5 день 3 процедуры-2-3 положения –одно сочетание точек
    6 день-3 прцедуры-2-3 положения 2 сочетания точек и т.д.
    Время воздействия от 1 мин до 3 мин детям до 3 лет, старше-до 5 мин.
    После воздействия на зоны, должно остаться красное пятно.
    Термины для направления воздействия(давления):
    Крониально-в сторону черепа
    Каудеально-в сторону кобчика
    Медиально-в центр тела.
    Латерально-от центра тела
    Вентрально- в сторону живота
    Дорсально-в сторону спины

    Читайте также:  Аппликация для детей с синдромом дауна

    1 положение:
    Ребенок на спине, туловище, голова и ноги по одной оси, голова повернута лицом в сторону методиста.
    1 точка берется на верхней поверхности грудной клетки со стороны методиста. Она расположена на пересечении двух линий: сосковой и горизонтальной линии, проведенной от конца мечевидного отростка, приблизительно 6 межреберье. Эту зону мы давим дорсально-крониально-медиально (в сторону противоположного плеча).Максимально не касаться тела ребенка своим телом, контакт только 1-2 пальцами.Эта точка берется рукой разноименной руке пациента, которая расположена ближе к методисту.
    2 точка находится под углом нижней челюсти(проведите пальцем вниз от уха)
    Направление воздействия: в сочетании с 1 точкой- каудально-медиально-вентрально (в центр щитовидной железы), в сочетании с 1 и 3 точками- крониально-медиально (в центр черепа).3 точка на лице под наружным краем верхней челюсти, на пересечении линий проведенных вертикально от наружного угла глаза и горизонтально от кончика носа.Направление воздействия- крониально-медиально( в центр черепа)
    Это положение при регулярном применении дает эффект даже у достаточно взрослых пациентов, т.к.улучшает контроль за положением головы, удержанием позы при вертикализации и способствует развитию речи.

    2 положение: поворот со спины на живот:
    Ребенок лежит на боку, спиной к методисту, голова, туловище ровно, Нижняя рука выпрямлена перед собой, верхняя рука придерживается вдоль туловища, нижняя нога согнута в тазобедренном суставе на 45*, в коленном на 90*, пятка, попка и туловище по одной линии, верхняя нога произвольно.Нижнюю ногу фиксируем, если ребенок сам не лежит в этой позе.
    1 сочетание точек 1 точка-нижняя треть внутреннего края лопатки.Давление крониально-медиально-вентрально( по направлению к локтевому суставу нижней руки)
    2 точка-Передний верхний гребень подвздошной кости(выступающая часть), давление каудально-медиально-дорсально (в анус)
    Точки берутся одномоментно и мягко.
    2 сочетание точек: 1 точка- под акромион(ямка над плечевам суставом)направление каудально-дорсально-латерально (в центр спины) 2 точка-почти центр ягодицы. Давим крониально-вентрально-медиально(в попук)
    Для расслабления берется 1 сочетание точек(если хоть где-то есть спастика).Если ребенок гипотоник, то через неделю переходим на 2 сочетание точек., воздействуем на зоны коротко, попеременно меняя сочетания точек на на счет 1-2, с 1мин до 3 мин.
    3 положение, рефлекс ползания
    Лежа на животе, голова отвернута от методиста, Рука со стороны лица поднята вверх, локтевой сустав 90*, так, чтобы кисть руки и плечо были на одной линии. Воздействие на зоны могут вызвать сгибание пальцев в этой руке, можно дать мягкий предмет, мячик.Противоположная рука вниз вдоль туловища, ладонью вверх Нога со стороны затылка (противоположная согнутой руке) согнута в тазобедренном суставе 135*, в коленном 90*, пятка находится по одной линии с ягодицей, другая ножка произвольно. 1 точка: Ямка под локтевым выступом, в нижней части плечевой кости.точка берется на согнутой руке, давление — каудально-медиально-дорсально ( в заднюю часть плечевого сустава этой же руки). 2 точка – нижняя треть лопатки согнутой руки Давим крониально-латерально-вентрально(в локоть этой же руки. 3 точка -аналогична точке груди из первого положения, но берется на спине-как бы проекция, Давление -1 положение- крониально-латерально-вентрально(в локоть согнутой руки) 2 положение- каудально-медиально-вентрально(в анус) Эти точки берутся на стороне согнутой руки, Следующие точки берутся на стороне согнутой ножки-противоположной. 4 точка- центр ягодицы, давление: 1 положение- крониально-медиально-дорсально (в нижний угол противоположной лопатки) 2 положение- каудально-латерально-вентрально (в колено согнутой ножки ) 5 точка -внутренний надмыщелок бедренной кости на согнутой ножке Напр.-крониально-медиально-дорсально (в анус) 6 точка -на наружном крае стопы на линии вертикальной от лодыжки по направлению к пяточке находим небольшую ямку. Давление крониально- латерально дорсально(в колено согнутой ноги).
    Чем старше ребенок, тем больше точек берется одновременно, желательно работать в четыре руки.

    Источник