Водопьянова синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях

Водопьянова синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях thumbnail
  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Водопьянова, Н. Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08627-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438406 (дата обращения: 25.06.2020).

  • Добавить в избранное

3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие

    Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С.

2019

Страниц
299

Обложка
Твердая

ISBN

978-5-534-08627-0

Библиографическое описание

Водопьянова, Н. Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-08627-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438406 (дата обращения: 25.06.2020).

Показать все

  • Аннотация

  • Программа курса

  • Медиаматериалы
    2

Аннотация

Настоящее практическое пособие посвящено причинам психического выгорания на работе. В нем представлены симптомы и последствия стресса, причины выгорания специалистов разных профессий, экзистенциальные аспекты выгорания. Особое внимание уделяется теории и практике преодоления стресса и выгорания. Издание дополнено глоссарием, который позволит лучше освоить материалы учебного пособия.

Источник

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Водопьянова, Н. Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 343 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-03082-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/415580 (дата обращения: 25.06.2020).

  • Добавить в избранное

3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие

    Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.

2018

Страниц
343

Обложка
Твердая

ISBN

978-5-534-03082-2

Библиографическое описание

Водопьянова, Н. Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 343 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-03082-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/415580 (дата обращения: 25.06.2020).

Показать все

  • Аннотация

  • Программа курса

  • Медиаматериалы
    2

Аннотация

Настоящее практическое пособие посвящено причинам психического выгорания на работе. В нем представлены симптомы и последствия стресса, причины выгорания специалистов разных профессий, экзистенциальные аспекты выгорания. Особое внимание уделяется теории и практике преодоления стресса и выгорания. Издание дополнено глоссарием, который позволит лучше освоить материалы учебного пособия.

Источник

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Водопьянова, Н. Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 343 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-03082-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/402432 (дата обращения: 25.06.2020).

  • Добавить в избранное

3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие

    Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.

2017

Страниц
343

Обложка
Твердая

ISBN

978-5-534-03082-2

Библиографическое описание

Водопьянова, Н. Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 343 с. — (Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-03082-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/402432 (дата обращения: 25.06.2020).

Показать все

  • Аннотация

  • Программа курса

  • Медиаматериалы
    2

Аннотация

Настоящее практическое пособие посвящено причинам психического выгорания на работе. В нем представлены симптомы и последствия стресса, причины выгорания специалистов разных профессий, экзистенциальные аспекты выгорания. Особое внимание уделяется теории и практике преодоления стресса и выгорания. Издание дополнено глоссарием, который позволит лучше освоить материалы учебного пособия.

Источник

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (ПВ)  Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация: Н. Водопьянова, Е. Старченкова. Тесты для диагностики синдрома ПВ..  Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:

Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Стимульный материал.

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для руководителей среднего звена

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)

теста

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для продавцов розничной торговли

Водопьянова синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для медицинских работников (врачей)

Водопьянова синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях

Лист (бланк) для ответов должен включать:

Фамилия, имя, отчество……………………………………

Возраст…………………………………………………………..

Пол………………………………………………………………….

Профессия/должность…………………………………………

Стаж работы в данной должности………………………..

Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»

Водопьянова синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях

Интерпретация, обработка результатов.

В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).

Уровни показателей выгорания.

Водопьянова синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
 Водопьянова синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях

Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Показатели выгорания в различных возрастных группах

Водопьянова синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях

Показатели выгорания в зависимости от стажа работы

Водопьянова синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях

Раздел: тесты по психологии с ответами

Тесты по психологии личности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.

Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.

Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.

Консультация психолога.

Источник

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Мордовская А.В.

1

Платонова З.Н.

1

1 Северо-Восточный федеральный университет

1. Maslach C. Burnout / The Cost of Caring. Englewood Cliffs: pntice-Hall, 1982.

2. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. – М., Наука, 1985. – Т. 6. – № 6. – С.107-115.

3. Бойко В.В. Синдром профессионального выгорания в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2000.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2004. – 186 с.

6. Замолдинова М.Р. Эмоциональное, профессиональное сгорание, профессиональная деформация гештальт-терапевта // https://www.svoypsycholog.ru

7. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. – №43 – 8 июня 2005, с.10-26.

8. Фрейденбергер Г. Выгорание сотрудников // Социологические исследования. – 2003. – №30. – С. 159-165.

В настоящее время все более значительной является проблема профессионального выгорания, оказывающее влияние не только на состояние психики человека, но и на эффективность профессиональной деятельности человека.

Профессиональное выгорание является одним из видов профессиональной деформации личности. В первый раз об этом понятии заговорил американский психиатр Г. Фрейденбергер в 1974 году, введя в науку термин burnout. Этот термин означает психологическое состояние здоровых людей, которое характеризуется как состояние изнеможения с чувством собственной бесполезности [8]. Автор отмечал, что чаще всего профессиональному выгоранию подвержены те люди, которые эмоционально вовлечены в свою работу; в силу своих обязанностей, активно взаимодействующие с людьми; но при всем этом не получающие ожидаемых результатов от деятельности и обратной эмоциональной отдачи.

Существующие подходы к изучению профессионального выгорания, условно можно разделить на две группы, по критерию соотношения понятия профессиональное выгорание и профессиональный стресс:

– подходы, которые расценивают профессиональное выгорание как одну из разновидностей профессионального стресса;

– подходы, расценивающие профессиональное выгорание как особое состояние, которое формируется в результате воздействия профессиональных стрессовых факторов.

Представители первого подхода (Е. Махер, К. Кондо) – профессиональное выгорание считают одним из видов стресса, а клиенты, с которыми в процессе труда взаимодействует сотрудник, выступают стрессогенным фактором [6].

АК. Маслач, С. Джексон, А.Г. Абрумова, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, М.Р. Замолдинова, П. Сидоров и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7], то есть, представители второй группы, предлагают рассмотреть выгорание как отдельное психологическое состояние, которое вызвано стрессом. Так, в соответствии с концепцией К. Маслач и С. Джексон, оно анализируется как ответная реакция на профессиональные стрессы межличностных коммуникаций [1]. П. Сидоров подчеркивает, что для возникновения профессионального выгорания, воздействие стресса должно быть продолжительным, а интенсивность – средней [7]. Н.Е. Водопьянова под этим термином понимает набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью [4]. М.Р. Замолдинова раскрывает динамический характер выгорания, рассматривая его как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, следствием которого является состояние утомления [6]. Н.В. Гришина, в свою очередь, считает, нужен экзистенциальный подход, потому что выгорание неразрывно связано с утратой значения профессиональной деятельности. В.В. Бойко профессиональное выгорание рассматривает, как механизм психологической защиты личности, которая заключается в абсолютном или частичном исключении эмоций в ответ на психотравмирующие ситуации [3].

Нами было проведено исследование проявления профессионального выгорания, целью которого явилось изучение особенностей проявления профессионального выгорания в различных видах профессиональной деятельности.

Объектами исследования выступили учителя средней общеобразовательной школы, водители службы такси, работники аэропорта .

В качестве основной рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что профессиональное выгорание у работников может зависеть от специфики профессиональной деятельности.

В работе были использованы следующие методики:

– шкала профессионального стресса (Д. Фонтана) – для определения уровня развития профессионального стресса;

– опросник «Профессиональное выгорание» (Водопьянова Н.Е) – для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений»;

– опросник диагностики уровня «Эмоционального выгорания» (В.В. Бойко) – определение степени сформированности фаз эмоционального выгорания (стадий развития стресса) и общего уровня эмоционального выгорания.

В исследовании приняли участие 60 респондентов из разных профессий, которые были распределены на три группы: 1 группа – учителя, 2 группа – водители, 3 группа – работники аэропорта.

В ходе проведенного исследования значимых различий между выбранными выборками в проявлении профессионального выгорания не обнаружено.

По методике оценки уровня профессионального стресса были выявлены умеренный и высокий уровни профессионального стресса по всей выборке. Однако все же самые высокие показатели- у водителей службы такси. Можно предположить, что высокий уровень обусловливает стресс как проблему, которая в процессе деятельности приводит к устойчивому негативному последствию. У работников аэропорта и у учителей выявлен умеренный уровень развития стресса. Можно считать, что для любого продолжительно работающего сотрудника, долговременное воздействие стресса может привести к уменьшению результативности в профессиональной деятельности и негативному воздействию на организм личности. По качественному анализу выявлены следующие особенности профессионального стресса в деятельности сотрудников: неспособность сказать «нет», когда просят что-то сделать, усталость и недостаток энергии, трудности в принятии решений, бессонница, чрезвычайная раздражительность по пустякам, невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня, осваивать новый опыт и т.д. К наиболее часто встречаемым стрессорам профессиональной деятельности исследуемые относят: превышение объема выполняемой работы от отведенного для этого времени; недооцененность труда, как с точки зрения материального, так и морального вознаграждения.

По методике «Профессиональное выгорание» отмечен высокий уровень профессионального стресса по всей выборке. По шкале эмоционального истощения во всех трех групп выявлены высокие данные. По шкале деперсонализации – высокий уровень у водителей и средний уровень – у учителей и работников аэропорта. По шкале редукции личных достижений высокий уровень наблюдается у учителей и низкий уровень – во второй и третьей группах. На наш взгляд, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

По методике В.В. Бойко – стадии эмоционального выгорания находятся в стадии формирования. Большинство сотрудников находятся на стадии формирования или уже сформировавшейся фазы «резистенции» и «истощения». При этом можно отметить низкий процент формирования фазы «напряжения», что может свидетельствовать о переходе испытуемых на более глубокие этапы стресса (сопротивление и истощение). К симптомам-показателям стресса у испытуемых можно отнести следующие: редукция профессиональных обязанностей, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции. Важно подметить формирующиеся симптомы, так как именно они поддаются коррекции, и соответственно, с ними нужно проводить коррекционную работу. К данным симптомам относятся: ощущение «загнанности в клетку», исключение эмоций из профессиональной деятельности, психосоматические и психовегетативные нарушения.

Было выявлено, что для абсолютного большинства исследуемых отмечается умеренный и высокий уровни профессионального выгорания. На основе качественного анализа, были определены наиболее сильные стрессогенные факторы профессиональной деятельности (по степени значимости):

– превышение объема работы

– недооцененность труда, как материальная, так и моральная.

По результатам проведенного исследования мы приходим к выводу о том, что уровень профессионального выгорания может напрямую зависеть от трудовых профессиональных факторов, таких как, превышение объема выполняемой работы от отведенного для этого времени и недооцененность труда, как с точки зрения материального, так и морального вознаграждения.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что профессиональное выгорание у работников может зависеть от специфики профессиональной деятельности, частично подтвердилась.

Библиографическая ссылка

Мордовская А.В., Платонова З.Н. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У РАБОТНИКОВ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15276 (дата обращения: 25.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Читайте также:  Форумы людей с синдромом аспергера