Вид эмпатии возможная причина быстрого синдрома эмоционального сгорания

Вид эмпатии возможная причина быстрого синдрома эмоционального сгорания thumbnail



В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания,эмпатия, педагогическая деятельность, профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек — человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и наиболее подвержены влиянию эмоционального выгорания. В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса.

Широкому изучению подвергнуты вопросы, связанные с личностными особенностями педагогов, влияющими на формирование синдрома эмоционального выгорания, но недостаточно изучены вопросы, связанные с влиянием на данный процесс эмпатии.

Важно отметить, что в профессиональной деятельности педагогов общение с обучающимися занимает одно из важнейших мест. Эмпатия педагога способствует формированию положительного контакта между педагогом и учеником, является существенным элементом, влияющим на успешность освоения любого знания [5].

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г.Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние эмоционального, умственного и физического истощения, вызванное хроническим стрессом, чаще всего на работе [1, c. 59]. Больше всего выгоранию подвержены люди, работающие в системе «человек-человек»: воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя, преподаватели, врачи, социальные работники.

Можно выделить два основных фактора, играющих существенную роль в формирование синдрома эмоционального выгорания — личностный и социальный.

Социальный фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания, — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т. д.) [3, c. 23].

Изучению роли личностных факторов в формирование синдрома эмоционального выгорания посвящены работы известных зарубежных и отечественных ученых: С. Маслач, Е. Махер, К. Кондо, Т. В. Форманюк, А. К. Марковой, Д. В. Трунова и др.

Роль эмпатии в формирование синдрома эмоционального выгорания рассматривалась с позиции взаимоотношения педагога и обучающегося (Ташлыков В. А., Бажин Е. Н., Аминов Н. А. и др.), изучались основные виды эмпатии (Ковалев В. В., Петровский А. В., Ярошевский М. Г. и др.), этапы ее развития (Васильєв И. А., Бойко В. В. и др.), а также функции и механизмы эмпатии (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., Юсупов И. М. и др.).

Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии); предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Однако единой концепции в понимании эмпатии до сих пор не существует, а исследования касаются частных вопросов проблемы [4, c. 86].

Анализируя развитие синдрома эмоционального выгорания, можно заметить определённую тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы эмоционального выгорания [2].

Согласно исследованиям Водопьяновой Н. Е. для молодых педагогических работников характерен эмоциональный вид эмпатии, основанный на механизмах отождествления и идентификации. Низкий уровеньэмпатиихарактерен для лиц социально-отгороженных, сконцентрированных на собственном «Я», с недостаточно развитой социальнойперцепцией, а также эмоционально истощенных вследствие наличия «синдрома эмоционального выгорания». Более высокий уровень эмпатии характерен для лиц сенситивных, испытывающих трудности в социальной и профессиональной адаптации, с несформировавшейся Я-концепцией. Оптимальный (средний) уровень эмпатии характерен для зрелых, профессионально уверенных специалистов, отличающихся высоким коммуникативным потенциалом, умеющих сохранять собственную позицию и психологическую дистанцию, наряду с глубоким пониманием детей и сопереживающим отношением к ним [1, c. 206].

Целью нашего исследования стало изучение влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

  1. Беседа, с помощью которой была получена социально-демографическая информация о педагогах образовательного учреждения.
  2. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко.
  3. Методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.

Исследование проводилось в МБОУ «Курно — Липовской СОШ». Испытуемыми стали 10 педагогов с разным профессиональным стажем. Из них: 9 учителей — предметников и 1 учитель начальных классов. Средний возраст испытуемых — 37 лет, стаж работы в среднем составляет 10 лет.

В соответствии с методикой В. В. Бойко, в ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

20 % педагогов имеют низкий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания;

20 % педагогов имеют средний уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания;

60 % педагогов имеют высокий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Процентные доли стадий формирования каждой из трех фаз эмоционального выгорания учителей, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стадии формирования фаз эмоционального выгорания у педагогов, %

Фазы

Стадии формирования фаз эмоционального выгорания

Педагоги сне сформированным синдромом эмоционального выгорания (20%).

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (20%).

Педагоги свысоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (60%).

Напряжение

50

50

Резистенция

20

50

30

Истощение

50

40

10

Наиболее сформировавшейся фазой эмоционального выгорания является «напряжение», фазы «резистенция» и «истощение» преимущественно находятся в стадии формирования. В фазе «напряжение» наиболее выраженным симптомом является «переживание психотравмирующих обстоятельств» — 40 %. В фазе «резистенция» видно, что наиболее выраженным симптомом является «неадекватное эмоциональное реагирование» — 50 %, а в фазе «истощение» у 30 % педагогов доминирует симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения».

Педагоги с высоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания имеют высокую выраженность эмпатии, которая часто приводит к проявлению покладистости, уступчивости, готовности прощать других (но не себя), готовности выполнять рутинную работу.

Читайте также:  Обструктивный синдром у детей патогенез

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания имеют средний уровень развития эмпатии. Они, как правило, хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, стараются прогнозировать развитие отношений между людьми.

Педагоги с низким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания имеют низкий уровень развития эмпатии. Они гораздо более продуктивны при индивидуальной работе, чем при групповой, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

Степень выраженности эмпатии у педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания представлена в таблице 2.

Таблица 2

Степень выраженности эмпатии упедагогов сразличным уровнем эмоционального выгорания, б.

Показатели

Педагоги сне сформированным синдромом эмоционального выгорания (20%).

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (20%).

Педагоги свысоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (60%).

Уровень эмпатии.

33 — низкий уровень.

52 — нормальный уровень.

74 — высокий уровень.

Итак, проведенное нами исследование показало, что 20 % педагогов имеют низкий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания; 20 % педагогов имеют средний уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания; 60 % педагогов имеют высокий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания. Наиболее сформировавшейся фазой эмоционального выгорания является «напряжение», фазы «резистенция» и «истощение» преимущественно находятся в стадии формирования. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания является: в фазе «напряжения» — «переживание психотравмирующих обстоятельств», в фазе «резистенции» — «неадекватное эмоциональное реагирование», в фазе «истощения» — «психосоматические и психовегетативные нарушения».

Чем ниже уровень эмпатии, тем меньше выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Однако применение эмпатии в педагогической деятельности необходимо, поэтому педагоги, обладающие средним уровнем эмпатии наиболее эффективны в педагогической деятельности. Они используют преимущественно предикативнуюэмпатию, проявляющуюся в способности прогнозировать аффективные реакции обучающегося. Такая способность помогает им успешно взаимодействовать с учащимися, сглаживать конфликтные ситуации, сохранять авторитет и уважение среди своих воспитанников. Умеренный уровень эмоционального выгорания, проявляющийся в данной группе педагогов, рекомендуется корректировать с помощью проведения индивидуальных психологических консультаций, социально-психологических тренингов, релаксационных занятий.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания позволяет руководителям учебных заведений создавать условия для сохранения физического и психологического здоровья педагогического коллектива. Одна из моделей предупреждения эмоционального выгорания предусматривает следующие направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры); обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития; тренинги личностного и профессионального роста; антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, формирование уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения методами саморегуляции психоэмоционального состояния и профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2000. — 329 с.
  2. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал, 2001. — № 3. — С. 48–52.
  3. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости, 2002. — № 7. — С. 22–25.
  4. Трунов Д. В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. — М.: Издательство МГУ, 1998. — № 8. — С. 84–89.
  5. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994. — № 6. — С. 57–64.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, педагог, формирование синдрома, уровень эмпатии, синдром, уровень, высокий уровень, педагогическая деятельность, фаза, выраженность эмпатии.

Источник

Множество исследований по проблеме выгорания посвящено изучению эмпатии. По мнению Карла Роджерса, она представляет собой необходимое качество, или способность, для установления «помогающих» отношений при общении с клиентом (пациентом)1.

Практикующие врачи часто отмечают, что отсутствие эмнатийпых отношений с клиентами приводит к резкому уменьшению количества обращений. Эмпатия как способность индивида проникать в состояние другого человека с помощью воображения и интуиции способствует сбалансированности межличностных отношений. Развитая эмпатия — это ключ к успеху во всех видах деятельности, которые требуют вчувствоваиия в мир партнера по общению и понимания его переживаний.

Изучение взаимосвязи эмпатии и выгорания у специалистов различных социальных профессий, проведенное многими исследователями, свидетельствует, что способность вчувствоваиия и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию. В частности, при исследовании врачей-хирургов и медицинских сестер хирургического отделения нами были получены отрицательные корреляции между уровнем эмнатийпых способностей и показателями выгорания. Наиболее сильная связь была обнаружена между эмпатией и редукцией персональных достижений: чем выше первый показатель, тем меньше склонность занижать значимость результатов своей деятельности, больше уверенность в самоэффективности (Водопьянова, 2003).

Обнаруженный нами факт меньшей предрасположенности к выгоранию лиц с высокой эмпатичпостыо объясняется, очевидно, тем, что тонкое понимание переживаний других людей противостоит дегуманизации межличностных отношений, а эмоциональное сопереживание — это определенная эмоциональная «подпитка» или некоторый дополнительный ресурс для «горения без затухания».

В исследовании Дж. Дж. Браиии и Е. Р. Гриймел[1][2], осуществленном с привлечением медсестер домов сестринского ухода в Калифорнии, была продемонстрирована эффективность проведения тренинга эмпатийиого общения для уменьшения степени выгорания. После тренинга последнее уменьшилось по всем трем субшкалам (эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений). Наибольшее улучшение было обнаружено по третьей из перечисленных шкал.

В ходе исследования установлены отрицательная корреляция между уровнем эмпатии и степенью выгорания и, наоборот, прямая зависимость между аффилиацией (стремлением к принятию и страхом отвержения) и степенью выгорания.

Эмпирические данные свидетельствуют о связи выгорания с акцентуациями характера[3]. Более предрасположены к редуцированию личных достижений менеджеры педантичного и застревающего типов. Деперсонализация и эмоциональное истощение чаще наблюдаются у лиц возбудимого типа. Гипертимный тип в меньшей степени склонен к выгоранию, чем другие. Возможно, это связано с тем, что его представители отличаются веселым, жизнерадостным настроением, высоким уровнем побуждений. Такие люди характеризуются ярко выраженной потребностью в разнообразии впечатлений и активности, склонны к различным изменениям.

Читайте также:  42 года и риск синдрома дауна

Характерный способ реагирования гинертимиых людей на стресс — вытеснение источников тревоги, игнорирование препятствий. У подобного человека, как правило, большое количество планов, широкий круг интересов, он легко и быстро приспосабливается к новым условиям, легко вступает в контакты, способен не замечать затруднений и не «опускать руки» при неудачах, но недостаточно выражены способности к достижению целей, систематичному и планомерному поведению.

Аналогичные данные были получены в группе специалистов службы занятости. Отличие в результатах двух групп заключалось лишь в том, что выгорание менеджеров страховых компаний наблюдается преимущественно но шкале «персональные достижения», а у специалистов службы занятости — по шкале «деперсонализация» (см. ниже раздел «Акцептуации характера как предпосылка выгорания»).

Вероятно, можно выделить различные типы выгорания, обусловленные акцентуациями личности. В связи с этим мероприятия но «ап- тивыгоранию» должны носить индивидуально-дифференцированный характер.

Немалое количество работ посвящено изучению взаимосвязей выгорания и мотивации. Исследователями отмечается свойственное «выгоревшим» снижение трудовой мотивации, которое проявляется в стремлении свести работу к минимуму, появлении апатии и хронического негативизма но отношению к функциональным обязанностям, хотя при этом подчеркивается отличие выгорания от неудовлетворенности профессией. На большой выборке коммерческого персонала нами была обнаружена положительная корреляция между уровнем выгорания и мотивацией избегания неудач (Водопьянова, 1997, 1998).

Проблема выгорания тесно соприкасается с вопросами мотивации профессионального выбора и карьерных ориентаций. По мнению

А. Адлера, за выбором «социальных» и «помогающих» специальностей стоит стремление к реализации мотива власти. Вместе с внешней положительной мотивацией деятельности он вполне служи! объяснением так называемого «парадокса выгорания». «Трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью могут быть обусловлены стремлением к творчеству и ценностью для человека самой профессии. Но с равной степенью вероятности трудоголик бывает движим стремлением к социальному престижу, получению за счет профессии материальных выгод и мотивом власти. Невозможность удовлетворить такие потребности будет способствовать развитию симптомов выгорания.

Однако многие из этих вопросов еще ждут своего изучения. Учитывая динамизм самой мотивационной структуры и процессуальный характер выгорания, изучение их взаимосвязей и причинно-следственных отношений требует проведения углубленных исследований.

Источник

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ (àíãë. burnout) — ïîíÿòèå, ââåä¸ííîå â ïñèõîëîãèþ àìåðèêàíñêèì ïñèõèàòðîì Ãåðáåðòîì Ôðåéäåíáåðãåðîì â 1974 ãîäó, ïðîÿâëÿþùååñÿ íàðàñòàþùèì ýìîöèîíàëüíûì èñòîùåíèåì.

Ôðåéäåíáåðãåð óêàçûâàë, ÷òî òàêîå ñîñòîÿíèå ðàçâèâàåòñÿ ó ëþäåé, ñêëîííûõ ê ñî÷óâñòâèþ, èäåàëèñòè÷åñêîìó îòíîøåíèþ ê ðàáîòå, âìåñòå ñ òåì íåóñòîé÷èâûõ, ñêëîííûõ ê ìå÷òàíèÿì, îäåðæèìûõ íàâÿç÷èâûìè èäåÿìè. Ïðè ýòîì ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìîæåò ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé ìåõàíèçì ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû â ôîðìå ÷àñòè÷íîãî, ëèáî ïîëíîãî èñêëþ÷åíèÿ ýìîöèé â îòâåò íà òðàâìèðóþùèå âîçäåéñòâèÿ.

Ñèíäðîì ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ó ëèö, ðàáîòà êîòîðûõ ñâÿçàíà ñ òåñíûì êîíòàêòîì ñ ëþäüìè — ó âðà÷åé, ïñèõîëîãîâ, ïåäàãîãîâ, ðàáîòíèêîâ ñîöèàëüíûõ ñëóæá, îïåðàòîðîâ, ðàáîòàþùèõ â ñôåðå «÷åëîâåê-ìàøèíà», ìåíåäæåðîâ, ðóêîâîäèòåëåé è ò. ä.

Îòäåëüíîãî èçó÷åíèÿ òðåáóåò ôàêòîð âëèÿíèÿ çëîóïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëåì íà äèíàìèêó ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðèîáðåòåííûé ñòåðåîòèï ýìîöèîíàëüíîãî, ÷àùå âñåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî, ïîâåäåíèÿ. «Âûãîðàíèå» îò÷àñòè ôóíêöèîíàëüíûé ñòåðåîòèï, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó èìèòèðîâàòü ðåàêöèþ, íå òðàòÿ íèêàêèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ðåñóðñîâ.  òî æå âðåìÿ, ìîãóò âîçíèêàòü åãî äèñôóíêöèîíàëüíûå ñëåäñòâèÿ, êîãäà «âûãîðàíèå» îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà èñïîëíåíèè ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è îòíîøåíèÿõ ñ ïàðòíåðàìè, ÷òî âûðàæàåòñÿ â ôîðìå ëè÷íîñòíûõ èçìåíåíèé â ñôåðå îáùåíèÿ ñ ëþäüìè (âïëîòü äî ðàçâèòèÿ ãëóáîêèõ êîãíèòèâíûõ èñêàæåíèé (ñèñòåìàòè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè, âîñïðèÿòèè è ìûøëåíèè).

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ íàðàñòàþùèì áåçðàçëè÷èåì ê ñâîèì îáÿçàííîñòÿì è ïðîèñõîäÿùåìó íà ðàáîòå è â ñåìüå, äåãóìàíèçàöèåé â ôîðìå íåãàòèâèçìà ïî îòíîøåíèþ êàê ê êëèåíòàì (áëèçêèì), òàê è ê êîëëåãàì (ñîòðóäíèêàì), îùóùåíèåì ñîáñòâåííîé ïðîôåññèîíàëüíîé íåñîñòîÿòåëüíîñòè, íåóäîâëåòâîðåííîñòè ðàáîòîé, â ÿâëåíèÿõ äåïåðñîíàëèçàöèè, à â êîíå÷íîì èòîãå â ðåçêîì óõóäøåíèè êà÷åñòâà æèçíè.  äàëüíåéøåì ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ íåâðîòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà è ïñèõîñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ. Îäíèì èç ÿðêèõ ñèìïòîìîâ âûðàæåííîãî ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ÿâëÿþòñÿ ÷àñòûå è äëèòåëüíî òåêóùèå ðàçíîîáðàçíûå çàáîëåâàíèÿ, îáóñëîâëåííûå ïñèõîñîìàòèêîé.

Ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàçäåëÿåòñÿ íà íåñêîëüêî ôàç:

I Ôàçà íàïðÿæåíèÿ – ÿâëÿåòñÿ ïðåäâåñòíèêîì è «çàïóñêàþùèì» ìåõàíèçìîì â ôîðìèðîâàíèè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñîñòîèò èç ñëåäóþùèõ ñèìïòîìîâ:

1. Ñèìïòîì «ïåðåæèâàíèÿ ïñèõîòðàâìèðóþùèõ îáñòîÿòåëüñòâ».

Ïðîÿâëÿåòñÿ êàê îñîçíàíèå ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ôàêòîðîâ äåÿòåëüíîñòè, êîòîðûå òðóäíî óñòðàíèòü. Íàêàïëèâàåòñÿ îò÷àÿíèå è íåãîäîâàíèå. Íåðàçðåøèìîñòü ñèòóàöèè ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ ïðî÷èõ ÿâëåíèé «âûãîðàíèÿ».

2. Ñèìïòîì íåóäîâëåòâîðåííîñòè ñîáîé.

 ðåçóëüòàòå íåóäà÷ èëè íåñïîñîáíîñòè ïîâëèÿòü íà ïñèõîòðàâìèðóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà, ÷åëîâåê îáû÷íî èñïûòûâàåò íåäîâîëüñòâî ñîáîé, ïðîôåññèåé, êîíêðåòíûìè îáÿçàííîñòÿìè, æèçíüþ. Äåéñòâóåò ìåõàíèçì «ýìîöèîíàëüíîãî ïåðåíîñà» – ýíåðãèÿ ýìîöèé íàïðàâëÿåòñÿ íå ñòîëüêî âîâíå, ñêîëüêî íà ñåáÿ.

3. Ñèìïòîìû «çàãíàííîñòè â êëåòêó».

Âîçíèêàþò íå âî âñåõ ñëó÷àÿõ, õîòÿ ÿâëÿþòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì ðàçâèâàþùåãîñÿ ñòðåññà. Êîãäà ïñèõîòðàâìèðóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà äàâÿò, è ìû íè÷åãî íå ìîæåì èçìåíèòü, ê íàì ïðèõîäèò ÷óâñòâî áåñïîìîùíîñòè. Ìû ïûòàåìñÿ ÷òî-ëèáî ñäåëàòü, íî åñëè âûõîäà íå âèäíî, íàñòóïàåò ñîñòîÿíèå èíòåëëåêòóàëüíî-ýìîöèîíàëüíîãî ñòóïîðà è äåïðåññèÿ.

4. Ñèìïòîì «òðåâîãè è äåïðåññèè».

Ñèìïòîì «çàãíàííîñòè â êëåòêó» ìîæåò ïåðåéòè â òðåâîæíî-äåïðåññèâíóþ ñèìïòîìàòèêó. Ïðîôåññèîíàë ïåðåæèâàåò ëè÷íîñòíóþ òðåâîãó, ðàçî÷àðîâàíèå â ñåáå, â ïðîôåññèè èëè ìåñòå ðàáîòû. Ýòîò ñèìïòîì ÿâëÿåòñÿ êðàéíåé òî÷êîé â ôîðìèðîâàíèè I ôàçû.

II Ôàçà «ðåçèñòåíöèè» – âû÷ëåíåíèå ýòîé ôàçû â ñàìîñòîÿòåëüíóþ âåñüìà óñëîâíî. Ôàêòè÷åñêè ñîïðîòèâëåíèå íàðàñòàþùåìó ñòðåññó íà÷èíàåòñÿ ñ ìîìåíòà ïîÿâëåíèÿ íàïðÿæåíèÿ. ×åëîâåê ñòðåìèòñÿ ê ïñèõîëîãè÷åñêîìó êîìôîðòó è ïîýòîìó ñòàðàåòñÿ ñíèçèòü äàâëåíèå âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ. Ôîðìèðîâàíèå çàùèòû íà ýòàïå ñîïðîòèâëåíèÿ ïðîèñõîäèò íà ôîíå ñëåäóþùèõ ÿâëåíèé:

1. Ñèìïòîì «íåàäåêâàòíîãî èçáèðàòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ðåàãèðîâàíèÿ».

Íåñîìíåííûé ïðèçíàê «âûãîðàíèÿ», êîãäà ÷åëîâåê ïåðåñòàåò óëàâëèâàòü ðàçíèöó ìåæäó äâóìÿ ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷àþùèìèñÿ ÿâëåíèÿìè:

– âÿëîå ïðîÿâëåíèå ýìîöèé;

– íåàäåêâàòíîå èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå.

 ïåðâîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î ïîëåçíîì íàâûêå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ëþäüìè – ïîäêëþ÷àòü ýìîöèè äîâîëüíî îãðàíè÷åííîãî ðåãèñòðà è óìåðåííîé èíòåíñèâíîñòè: ëåãêàÿ óëûáêà, ïðèâåòëèâûé âçãëÿä, ìÿãêèé, ñïîêîéíûé òîí ðå÷è, ñäåðæàííûå ðåàêöèè íà ñèëüíûå ðàçäðàæèòåëè, ëàêîíè÷íûå ôîðìû âûðàæåíèÿ íåñîãëàñèÿ, îòñóòñòâèå êàòåãîðè÷íîñòè, ãðóáîñòè. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ÷åëîâåê ñïîñîáåí îòíåñòèñü ê ñîáåñåäíèêó èëè êëèåíòó áîëåå ýìîöèîíàëüíî, ñ èñêðåííèì ñî÷óâñòâèåì.

Читайте также:  Литература развитие с синдромом дауна

Ñîâñåì èíîå äåëî, êîãäà ÷åëîâåê íåàäåêâàòíî «ýêîíîìèò» íà ýìîöèÿõ, îãðàíè÷èâàåò ýìîöèîíàëüíóþ îòäà÷ó çà ñ÷åò âûáîðî÷íîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà ñèòóàöèè. Äåéñòâóåò ïðèíöèï «õî÷ó èëè íå õî÷ó»: ñî÷òó íóæíûì – óäåëþ âíèìàíèå ñîáåñåäíèêó, ïàðòíåðó, êîëëåãå. Áóäåò íàñòðîåíèå – îòêëèêíóñü íà åãî ñîñòîÿíèå è ïîòðåáíîñòè. Ïðè âñåé íåïðèåìëåìîñòè òàêîãî ñòèëÿ ýìîöèîíàëüíîãî ïîâåäåíèÿ, îí âåñüìà ðàñïðîñòðàíåí. Äåëî â òîì, ÷òî ÷åëîâåêó ÷àùå âñåãî êàæåòñÿ, áóäòî îí ïîñòóïàåò äîïóñòèìûì îáðàçîì. Îäíàêî ñóáúåêò îáùåíèÿ èëè íàáëþäàòåëü ôèêñèðóåò èíîå – ýìîöèîíàëüíóþ ÷åðñòâîñòü, íåó÷òèâîñòü, ðàâíîäóøèå.

Íåàäåêâàòíîå èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå èíòåðïðåòèðóåòñÿ ïàðòíåðàìè êàê íåóâàæåíèå ê èõ ëè÷íîñòè, ò.å. ïåðåõîäèò â ïëîñêîñòü íðàâñòâåííîñòè.

2. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíî-íðàâñòâåííîé äåçîðèåíòàöèè».

Îí ÿâëÿåòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì íåàäåêâàòíîãî ðåàãèðîâàíèÿ â îòíîøåíèÿõ ñ ëþäüìè. ×åëîâåê íå òîëüêî îñîçíàåò, ÷òî íå ïðîÿâëÿåò äîëæíîãî ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ñâîåìó ñîáåñåäíèêó, îí åùå è îïðàâäûâàåòñÿ: «òàêèì ëþäÿì íåëüçÿ ñî÷óâñòâîâàòü», «ïî÷åìó ÿ äîëæåí çà âñåõ âîëíîâàòüñÿ», «îíà åùå è íà øåþ ñÿäåò» è ò.ï.

Ïîäîáíûå ìûñëè è îöåíêè ãîâîðÿò î òîì, ÷òî íðàâñòâåííûå ÷óâñòâà ÷åëîâåêà îñòàþòñÿ â ñòîðîíå. Âðà÷, ñîöèàëüíûé ðàáîòíèê, ó÷èòåëü íå èìååò ìîðàëüíîãî ïðàâà äåëèòü ïîäîïå÷íûõ íà «õîðîøèõ» è «ïëîõèõ», íà äîñòîéíûõ è íåäîñòîéíûõ óâàæåíèÿ. Èñòèííûé ïðîôåññèîíàëèçì – áåçîöåíî÷íîå îòíîøåíèå ê ëþäÿì, óâàæåíèå ê ëè÷íîñòè, è âûïîëíåíèå ñâîåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî äîëãà.

3. Ñèìïòîì «ðàñøèðåíèÿ ñôåðû ýêîíîìèè ýìîöèé».

Òèïè÷íûé ñëó÷àé: íà ðàáîòå âû äî òîãî óñòàåòå îò êîíòàêòîâ, ðàçãîâîðîâ, ÷òî âàì íå õî÷åòñÿ îáùàòüñÿ äàæå ñ áëèçêèìè. Íà ðàáîòå âû åùå äåðæèòåñü, à äîìà çàìûêàåòåñü èëè âîîáùå «ðû÷èòå» íà ñóïðóãà è äåòåé. Êñòàòè, èìåííî äîìàøíèå ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ æåðòâîé ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

4. Ñèìïòîì «ðåäóêöèè ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé».

Ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîïûòêå îáëåã÷èòü èëè ñîêðàòèòü îáÿçàííîñòè, êîòîðûå òðåáóþò ýìîöèîíàëüíûõ çàòðàò. Ïîäîïå÷íûõ îáäåëÿþò ýëåìåíòàðíûì âíèìàíèåì.

III Ôàçà èñòîùåíèÿ – õàðàêòåðèçóåòñÿ ïàäåíèåì îáùåãî ýíåðãåòè÷åñêîãî òîíóñà è îñëàáëåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû. «Âûãîðàíèå» ñòàíîâèòñÿ íåîòúåìëåìûì àòðèáóòîì ëè÷íîñòè.

1. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíîãî äåôèöèòà». Ê ÷åëîâåêó ïðèõîäèò îùóùåíèå, ÷òî ýìîöèîíàëüíî îí íå ìîæåò ïîìîãàòü ñâîèì áëèçêèì èëè êëèåíòàì. Íå â ñîñòîÿíèè âîéòè â èõ ïîëîæåíèå, ñîó÷àñòâîâàòü è ñîïåðåæèâàòü. Î òîì, ÷òî ýòî íè÷òî èíîå êàê ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå, ñâèäåòåëüñòâóåò ïðîøëîå: ðàíüøå òàêèõ îùóùåíèé íå áûëî, è ëè÷íîñòü ïåðåæèâàåò èõ ïîÿâëåíèå. Ïîÿâëÿåòñÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü, îáèäû, ðåçêîñòü, ãðóáîñòü.

2. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíîé îòñòðàíåííîñòè». ×åëîâåê ïîñòåïåííî íàó÷àåòñÿ ðàáîòàòü êàê áåçäóøíûé àâòîìàò. Îí ïî÷òè ïîëíîñòüþ èñêëþ÷àåò ýìîöèè èç ñâîåé æèçíè.

Ðåàãèðîâàíèå áåç ÷óâñòâ è ýìîöèé – íàèáîëåå ÿðêèé ñèìïòîì «âûãîðàíèÿ». Îí ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè ëè÷íîñòè è íàíîñèò óùåðá ñóáúåêòó îáùåíèÿ.

Ïîäîïå÷íûé ìîæåò áûòü ãëóáîêî òðàâìèðîâàí ïðîÿâëåííûì ê íåìó áåçðàçëè÷èåì. Îñîáåííî îïàñíà äåìîíñòðàòèâíàÿ ôîðìà ýìîöèîíàëüíîé îòñòðàíåííîñòè, êîãäà ïðîôåññèîíàë âñåì ñâîèì âèäîì ïîêàçûâàåò: «íàïëåâàòü íà âàñ».

3. Ñèìïòîì ëè÷íîñòíîé îòñòðàíåííîñòè, èëè äåïåðñîíàëèçàöèè.

«Ìåòàñòàçû» âûãîðàíèÿ ïðîíèêàþò â ñèñòåìó öåííîñòåé ëè÷íîñòè. Âîçíèêàåò àíòèãóìàíèñòè÷åñêèé íàñòðîé. Ëè÷íîñòü óòâåðæäàåò, ÷òî ðàáîòà ñ ëþäüìè íå èíòåðåñíà, íå äîñòàâëÿåò óäîâëåòâîðåíèÿ, íå ïðåäñòàâëÿåò ñîöèàëüíîé öåííîñòè.  íàèáîëåå òÿæåëûõ ôîðìàõ âûãîðàíèÿ ëè÷íîñòü ðüÿíî çàùèùàåò ñâîþ àíòèãóìàíèñòè÷åñêóþ ôèëîñîôèþ: «íåíàâèæó…», «ïðåçèðàþ…», «âçÿòü áû àâòîìàò è âñåõ ïåðåñòðåëÿòü».

 òàêèõ ñëó÷àÿõ «âûãîðàíèå» ñìûêàåòñÿ ñ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè ëè÷íîñòè, ñ íåâðîçîïîäîáíûìè èëè ïñèõîïàòè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè. Òàêèì ëè÷íîñòÿì ïðîòèâîïîêàçàíà ïðîôåññèîíàëüíàÿ ðàáîòà ñ ëþäüìè.

4.Ñèìïòîì «ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ è ïñèõîâåãåòàòèâíûõ» íàðóøåíèé.

Åñëè ñ íðàâñòâåííîñòüþ ó ÷åëîâåêà âñå íîðìàëüíî, îí íå ìîæåò ñåáå ïîçâîëèòü ïëåâàòü íà ëþäåé, à âûãîðàíèå ïðîäîëæàåò íàðàñòàòü – ìîãóò ïðîèñõîäèòü îòêëîíåíèÿ â ñîìàòè÷åñêèõ èëè ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ. Ïîðîé, äàæå ìûñëü îá îáùåíèè ñ ëþäüìè, âûçûâàåò ïëîõîå íàñòðîåíèå, äóðíûå àññîöèàöèè, ÷óâñòâî ñòðàõà, íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ â îáëàñòè ñåðäöà, ñîñóäèñòûå ðåàêöèè, îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.

Ðàçâèòèþ ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ñïîñîáñòâóåò íåîáõîäèìîñòü ðàáîòû â îäíîîáðàçíîì èëè íàïðÿæåííîì ðèòìå, ñ ýìîöèîíàëüíîé íàãðóçêîé ïðè âçàèìîäåéñòâèè ñ òðóäíûì êîíòèíãåíòîì. Ñïîñîáñòâóåò ýòîìó è îòñóòñòâèå äîëæíîãî âîçíàãðàæäåíèÿ (íå òîëüêî ìàòåðèàëüíîãî, íî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî) çà âûïîëíåííóþ ðàáîòó, ÷òî çàñòàâëÿåò ÷åëîâåêà äóìàòü, ÷òî åãî ðàáîòà íå èìååò öåííîñòè.

×òîáû ïîïûòàòüñÿ ñïðàâèòñÿ ñ âûãîðàíèåì íóæíî:

1. Ðàçäåëÿòü ñâîþ ðàáîòó íà ýòàïû.  íà÷àëå ÿ íàïèøó àáçàö, ïîñëå åùå îäèí, è åùå îäèí. Ñäåëàþ ýòî äåëî, âîò ýòî äåëî, è ñëåäóþùåå.

2. Ñìåíà âïå÷àòëåíèé. Íàïîëíåíèå ñåáÿ ïîëîæèòåëüíûìè ýìîöèÿìè î÷åíü âàæíî. Íå áîéòåñü ðàäîâàòü ñåáÿ ìåëî÷àìè. Åñëè åñòü âðåìÿ, ïðîãóëÿéòåñü, åñëè åñòü ëèøíÿÿ ìåëî÷ü, êóïèòå ñåáå âêóñíåíüêîãî.  ýòîì íåò íè÷åãî ñòðàííîãî èëè äåòñêîãî, âñå òàê äåëàþò.

3. Ìåëêàÿ ïîëåçíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Ìîæíî ïåðåëîæèòü âåùè â øêàôó, ïîìûòü ïîëû â îäíîé êîìíàòå, âûêèíóòü ìóñîð. Îò ïîëåçíîé äåÿòåëüíîñòè ðàäè êîìôîðòà âàì ñòàíåò ëåã÷å.

4. Æèâîå îáùåíèå î÷åíü âàæíî, ïîýòîìó íå ñòîèò åãî ïðåíåáðåãàòü èëè îòêëàäûâàòü. Íå ñòîèò ñêðûâàòü ñâîè ïðîáëåìû è âîëíåíèÿ, òàê êàê îíè íå èñ÷åçíóò èç âàøåé ãîëîâû, åñëè óæå ïîÿâèëèñü, îíè áóäóò íàêàïëèâàòüñÿ. Ïîýòîìó èìè âàæíî äåëèòüñÿ ñ áëèçêèìè, ÷òîáû îíè çíàëè ÷òî âàñ âîëíóåò.

Åñëè âû ñ÷èòàåòå, ÷òî ýòî âàì íå ïîìîæåò, èëè íå ïîìîãàåò, òî íå ñòîèò îòêëàäûâàòü íà ñëåäóþùèé äåíü âèçèò ê âðà÷ó, òàê êàê ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå âðåäèò âàøåé æèçíè è çäîðîâüþ, è îíî îäíàæäû íå èñ÷åçíåò, à áóäåò ïðîãðåññèðîâàòü.

Èçó÷åíèå óêàçàííîãî ñîñòîÿíèÿ ïðîâîäèëîñü àìåðèêàíñêèìè ïñèõîëîãàìè Êðèñòèíîé Ìàñëà÷ (àíãë.) è Ñüþçàí Äæåêñîí, êîòîðûå õàðàêòåðèçîâàëè åãî êàê ýìîöèîíàëüíîå îïóñòîøåíèå. Èçó÷åíèå ñèíäðîìà ïðîâîäèòñÿ ïî ïðåäëîæåííîé Ìàñëà÷ ìåòîäèêå: Maslach Burnout Inventory (MBI).

Ïîìèìî MBI â ðîññèéñêîé ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê Âèêòîðà Âàñèëüåâè÷à Áîéêî. Äëÿ òåñòèðîâàíèÿ è ñàìîòåñòèðîâàíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ðàçíûõ ïðîôåññèé èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê ïî ïðîôåññèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ Å. Ï. Èëüèíà. (Òîëüêî òåêñòîâûé, ïîýòîìó ÿ åãî íå äîáàâëÿþ.)

https://psytests.org/boyko/burnout.html Òåñò Áîéêî.

Источник