Вертеброгенные вегетососудистые синдромы у детей

Вертеброгенные вегетососудистые синдромы у детей thumbnail

Вертеброгенная патология у детей: все, о чем надо знать Вертеброгенные заболевания нервной системы встречаются не только среди взрослого населения, но и у детей. По данным официальной статистики, количество детей, которым необходима высококвалифицированная помощь врача-вертеброневролога составляет 2,6-8 %.

Лечение и диагностика ранних проявлений вертеброгенных заболеваний нервной системы в детском возрасте имеют свои особенности. Об этом нам рассказала доцент кафедры неврологии и мануальной терапии ГБОУ ДПО КГМА Минздравсоцразвития России, заслуженный врач Республики Татарстан Дина Хамитовна Хайбуллина.

Какие вертеброгенные заболевания нервной системы у детей встречаются? Насколько данная проблема актуальна?

— Вертеброгенная патология у взрослых достаточно хорошо изучена. Ряд авторов отмечают, что пациенты, у которых вертеброгенные заболевания нервной системы(ВЗНС) клинически манифестировали во взрослом возрасте, имели патологию позвоночника уже в детстве. При тотальном углубленном осмотре, проведенном сотрудниками РКБ ВЛ, количество детей, нуждающихся в специализированной вертеброневрологической помощи, составило 72 — 87 %. Объясняется это тем, что большая часть патологии протекает в виде субклинических форм, которые могут быть выявлены только вертеброневрологом или мануальным терапевтом.

На первый взгляд, клинические проявления ВЗНС у детей мало, чем отличаются от таковых у взрослых: жалобы на боли в различных отделах позвоночника, головные боли, ограничение объема движений, наличие искривлений позвоночника и т.д. Но есть существенное отличие – у детей имеются зоны роста. И этот момент необходимо учитывать как при диагностике, так и выборе методов лечения.

В возрастном аспекте вертеброгенная патология распределяется следующим образом: в дошкольном возрасте (3-7 лет) преобладают субклинические формы и чаще выявляются изменения тазового региона и верхнешейного отдела позвоночника;  в младшем и среднем школьном возрасте чаще диагностируются клинически выраженные формы ВЗНС. В возрасте 8-13 лет преобладают заболевания шейного отдела позвоночника, а в более старшем школьном возрасте (старше 13 лет) чаще встречается патология грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночника. Если говорить о механизме поражения позвоночно-двигательного сегмента(ПДС), то у детей преобладает дисфиксационный вариант вертебрального синдрома.

Какова этиология ранних проявлений ВЗНС в детском возрасте?

— Я бы несколько шире рассмотрела этот вопрос и говорила бы об этиологии боли в спине в детском возрасте. Основные причины болей в спине у детей: статодинамические перегрузки, нарушения статики позвоночника, травма, дегенеративно-дистрофические заболевания, ювенильные спондилоартрозы, остеохондропатии, инфекционные заболевания дисков или тел позвонков, остеопороз, опухолевые заболевания, гематологические заболевания. Нельзя забывать о так называемой проекционной боли в спине, которая вызывается заболеваниями внутренних органов  и о психогенной боли в спине.

Если же говорить непосредственно о причинах возникновения ВЗНС в детском возрасте, то можно выделить основные четыре причины: статодинамические перегрузки, нарушения статики позвоночника, травма, дегенеративно-дистрофические заболевания.  Любая из этих четырех причин приводит к возникновению так называемых функциональных блокад в позвоночно-двигательных сегментах позвоночника.

А вообще, формирование ВЗНС в детском возрасте нам представляется следующим образом. Дети в большей степени, чем взрослые подвержены так называемым малым травмам без нарушения анатомической целостности костно-связочного аппарата, что связано с особенностями становления стато-координаторных функций. Особенно это касается детей, имеющих минимальные церебральные нарушения в результате различных причин. Кроме того, значительную роль в формировании клинических проявлений ВЗНС играют особенности строения межпозвонкового диска, суставов, связок позвоночника и состояния мышечного корсета. Поскольку детский позвоночник является интактным, так как в нем еще не развились дистрофические процессы, он обладает достаточной пластичностью для того, чтобы компенсировать функцию «выключенного» ПДС за счет повышения нагрузки на соседние сегменты. При определенных условиях, например, неадекватная статическая нагрузка, длительное пребывание в одном положении блокада не может самостоятельно разрешиться и сохраняется длительное время. Соответственно такое же время сохраняется и гипермобильность выше- и нижележащих ПДС, в которых с течением времени компенсаторно развиваются функциональные блокады. Таким образом, возникает порочный круг. Локальная перегрузка в сегменте отрицательно влияет на трофику самого диска, а также на ростковые зоны, способствуя раннему развитию дегенеративно-дистрофических процессов и вертебральных деформаций.

Наиболее важной биокинематической зоной в детском возрасте являются  крестцово-подвздошный сустав(КПС) и таз в целом. Функциональные изменения со стороны КПС и таза встречаются во всех возрастных группах. Частая локализация функциональных блокад в области КПС в детском возрасте объясняется двумя аспектами. Во-первых, данный сустав относится  к плоским суставам и движение в нем минимально. Во-вторых, наиболее частой травмой у детей является падение на ягодицы или прыжок на вытянутые ноги, так как крестец является базисом для позвоночного столба, то любое отклонение от горизонтали (функциональная блокада КПС, аномалия развития суставных фасеток, косое положение и гипоплазия таза и другие состояния) будет сказываться на состоянии позвоночника в целом. В результате патологических изменений со стороны крестца, блокирования КПС и в меньшей степени ПДС, происходит перестройка всего двигательного стереотипа, так как ребенок подсознательно стремится сохранить устойчивое положение тела. В этом случае, по законам биомеханики происходит закрутка позвоночника по спирали с участками «преломления» в ключевых зонах, в которых, как правило, это области переходов, постепенно развивается вторичное блокирование. Данный процесс неизбежно, в силу анатомического единства костно-мышечной системы, сопровождается вовлечением мышц заинтересованного региона. На первых порах участие мышц ограничивается мышечно-тонической реакцией, в дальнейшем с течением времени в тонически сокращенных мышцах (в результате изменения трофики) появляются участки ЛМГ и более грубые нейродистрофические изменения. Все вышеописанные изменения максимально проявляются в условиях первичной неполноценности ЦНС (гипотония или гипертония мышц, ЛМГ, укорочение или вялость мышц, асинергичное распределение тонуса при совершении движений, гиперкинезы, неловкость, гипопластичность, пирамидная симптоматика, затруднение сохранения равновесия и др.).

Читайте также:  Остеохондроз позвоночника хронический болевой синдром

Запускающим моментом является, на наш взгляд, неоптимальность двигательного режима. В пользу выдвинутого положения говорит факт, что клинически выраженная форма ВЗНС практически не встречается в группе от 3 до 6 лет, то есть в период, когда нет длительных статических нагрузок на позвоночник и окружающие ткани, и отсутствуют неадекватные физические нагрузки. Анализ же двигательного режима в старших группах (7-13 и 13,5-15 лет) показывает нарастающую статическую нагрузку. От избыточной статической нагрузки, в первую очередь, страдает шейный отдел. Значительный вклад в формирование патологии вносит и неправильный подбор мебели, например, стол с горизонтальной столешницей, когда голова длительно находится в антефлексии, в результате чего наблюдается перенапряжение атланто-окципитальных связок или блокирование на этом уровне.

Кроме того, нельзя забывать о преморбидном фоне. В частности о дисплазиях соединительной ткани, синдроме диффузной мышечной гипотонии, минимальной церебральной дисфункции и т.д., которые с одной стороны способствуют развитию ВЗНС, а с другой стороны усугубляют течение данной патологии.

Какие существуют современные методы диагностики и лечения ранних проявлений ВЗНС в детском возрасте?

— На первом месте была и остается клиника. Из методов диагностики я  бы на первое место поставила правильно, хочу подчеркнуть, правильно проводимый визуальный осмотр ребенка и грамотная пальпация структур позвоночника и суставов. Из специальных методик используются различные техники мануальной диагностики.

Из параклинических методов можно выделить наиболее используемые: рентгенография позвоночника в 2 проекциях, при необходимости рентгенография таза; анализ крови и мочи; магнитно-резонансная томография; компьютерная томография; электромиография (при симптомах неуточненной радикулопатии); денситометрия; радиоизотопная остеосцинтиграфия.

Говоря о параклинических методиках, хочу отметить, что они являются лишь дополнением к клинике и призываю коллег не забывать об этом.

Лечение детей и подростков с вертеброгенной патологией является одной из актуальных задач практического здравоохранения. Первый этап работы состоит в активном выявлении пациентов за счет проведения профосмотров в дошкольно-школьных учреждениях врачом-специалистом, который имел бы как педиатрическую, так и вертеброневрологическую подготовку. Такие профосмотры целесообразно проводить у детей с 5 до 18 лет ежегодно. Пациенты, выявленные в результате этих осмотров, берутся на диспансерный учет врачом-вертеброневрологом, который составляет индивидуальный план обследования и лечения. В зависимости от степени выраженности патологии и результативности лечения идет подразделение на диспансерные группы. Принадлежность к определенной диспансерной группе определяет частоту наблюдений врачом-вертеброневрологом и проводимых курсов лечения.

— С какими трудностями сталкиваются неврологи при диагностике и лечении вертеброгенных заболеваний нервной системы?

— Дети с ранними проявлениями ВЗНС практически не получают специализированной вертеброневрологической помощи. Связано это, на мой взгляд, с недостатком квалифицированных специалистов в этой области. В данном случае врач должен хорошо ориентироваться во многих специальностях: педиатрия, детская неврология, мануальная терапия, лечебная физкультура, ортопедия и травматология, ревматология, рентгенология. Кроме того, врачи-неврологи и педиатры недостаточно информированы о клинических проявлениях ВЗНС у детей. На сегодняшний день  педиатрия пытается решить проблему вертеброгенных заболеваний у детей с помощью кабинетов массажа и ЛФК, что при своей значимости, является лишь незначительной частью в арсенале имеющихся средств и не может привести к желаемому результату. В результате дети приходят во взрослую сеть с уже сформировавшимися заболеваниями позвоночника. Однако большую часть этих заболеваний можно было бы избежать, если проводить раннюю диагностику, лечение и профилактическую коррекцию выявленной патологии.

На Ваш взгляд, какой метод лечения ВЗНС в детском возрасте является перспективным? Почему?

— Самым перспективным является своевременно начатое комплексное лечение, включающее в себя коррекцию биокинематических нарушений позвоночника и двигательного стереотипа, массаж, лечебную физкультуру, рефлексотерапию, физиотерапию, а также лечение или коррекцию преморбидных изменений.  Обязательным является грамотный подбор мебели для таких больных с учетом роста ребенка.

В идеале лечением детей с ВЗНС должен заниматься высококвалифицированный врач-вертеброневролог или мануальный терапевт с базовым педиатрическим образованием. Напомню старую истину, что ребенок – это не маленький взрослый, именно поэтому необходимо базовое педиатрическое образование. Наверное, нельзя отдать преимущество, только одному методу лечения. Хотя по эффективности при лечении ВЗНС на первом месте стоит, конечно, мануальная терапия. Как любой другой метод лечения мануальная терапия имеет свои показания и противопоказания, которые надо учитывать. В умелых руках это прекрасный метод лечения. Хочу подчеркнуть, что правильно проводимая мануальная терапия практически безболезненна. Поэтому, когда приходят родители пациентов и рассказывают, что во время сеанса мануальной терапии ребенок кричал от боли, это вызывает некоторое недоумение и сомнение в квалификации врача.

Гульнара Абдукаева

Источник

Год выпуска: 2013
Автор: Владимир Яровой
Издательство: LAP Lambert Academic Publishing
Страниц: 324
ISBN: 9783659422843
Описание Данная книга – одно из немногих издание по проблеме клиники, диагностики и лечения вереброгенной патологии, которую многие врачи ещё нередко интерпретируют, особенно у детей, под видом различных диагнозов, не раскрывающих сущности их пато¬генеза, что зачастую приводит к неадекватной терапии. Подано описание этиологии и патогенеза рефлекторных синдромов: «вегетососудистая дистония», «дискинезия желчных путей», «дискинезия кишечника», «кишечная колика», «болезнь пубертатного периода» и других болевых симптомов, трактуемых в современной медицине как самостоятельные нозологические формы заболевания. Описаны особенности развития, роста и формирования скелета, причины, патогенез и механизмы развития функциональной блокиров¬ки межпозвонковых и периферических суставов, и, обусловленной ими патологической ирритации паравертебральных нервно-сосудистых образований, проявляющейся вы¬шеприведенными рефлекторными синдромами; приведены современные эффективные ортопедические способы их лечения. Книга…
Читайте также:  Синдром ранней реполяризации желудочков сердца опасно ли это

Похожие книги

  1. Л.Ю. Барычева, М.В. Голубева, Л.В. Погорелова. Острые респираторные инфекции у детей. Клиника и лечение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 224 с.
  2. Л.П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М.: Владос, 2001. – 288 с.
  3. В.И. Селиверстов. Заикание у детей. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений. – М.: Владос, 2001. – 208 с.
  4. В.Б. Никишина, Е.А. Петраш. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – СПб.: Речь, 2012. – 192 с.
  5. Галина Сартан. Да — ответственности, нет — конфликтам! Тренинг самостоятельности у детей. – М.: У-Фактория, 2007. – 160 с.
  6. И.Н. Меньшугин. Искусственное кровообращение у детей в условиях ганглионарной блокады и пульсирующего потока. – М.: Специальная литература, 1998. – 127 с.
  7. В.М. Астапов. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 160 с.
  8. Л.А. Катаргина, А.В. Хватова. Эндогенные увеиты у детей и подростков. – М.: Медицина, 2000. – 320 с.
  9. Б.П. Савельев, И.С. Ширяева. Функциональные параметры системы дыхания у детей и подростков. Руководство для врачей. – М.: Медицина, 2001. – 232 с.
  10. Н.В. Воротынцева, Л.Н. Мазанкова. Острые кишечные инфекции у детей. – М.: Медицина, 2001. – 480 с.
  11. Под редакцией П.А. Темина, М.Ю. Никаноровой. Эпилепсии и судорожные синдромы у детей. – М.: Медицина, 1999. – 656 с.
  12. М.С. Игнатова, О.В. Шатохина. Диагностика и лечение нефротического синдрома у детей. – М.: Медицинское информационное агентство, 2009. – 304 с.
  13. М.Н. Воляник, О.В. Воляник. Гипобаротерапия при аллергопатологии у детей. – М.: Бином, 2012. – 96 с.
  14. Диагностика и лечение заболеваний нервной системы у детей. – М.: Триада-X, 2013. – 432 с.
  15. Маруся Светлова, Лев Кругляк, Лидия Горячева. Острые состояния у детей. Воспитание по-новому. Искусство быть родителем (комплект из 3 книг). – М.: ИГ «Весь», 2014. – 992 с.
  16. Павел Синицын, М.Щербакова und В.Ларионова. Метаболический синдром у детей и подростков. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 160 с.
  17. Владимир Яровой. Вертеброгенные вегетососудистые синдромы у детей. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 324 с.

Образцы работ

Задайте свой вопрос по вашей теме

Контакты
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама
Отзывы
Татьяна
Хочу к Вам обратиться с новой просьбой, так как мне понравилось, как Вы пишете

Источник

Вегето-сосудистая дистония у детей

Вегето-сосудистая дистония у детей – симптомокомплекс функциональных расстройств со стороны различных систем, обусловленных нарушением регуляции их деятельности вегетативной нервной системой. Вегето-сосудистая дистония у детей может проявляться кардиальным, респираторным, невротическим синдромами, вегетативно-сосудистыми кризами, синдромом нарушения терморегуляции. Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей включает функциональное обследование сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем (ЭКГ, ЭЭГ, ЭхоКГ, ЭхоЭГ, РЭГ, реовазография и др.). В лечении вегето-сосудистой дистонии у детей используется медикаментозное, физиотерапевтическое, психологическое воздействие.

Общие сведения

Вегето-сосудистая дистония у детей — вторичный синдром, затрагивающий различные сомато-висцеральные системы и развивающийся на фоне отклонений вегетативной регуляции функционального состояния организма. По различным данным, те или иные признаки вегето-сосудистой дистонии диагностируются у 25-80% детей. Чаще синдром обнаруживается у детей 6-8 лет и у подростков, преимущественно женского пола.

В педиатрии вегето-сосудистая дистония не рассматривается в качестве самостоятельной нозологической формы, поэтому изучением ее проявлений занимаются различные узкие дисциплины: детская неврология, детская кардиология, детская эндокринология, детская гастроэнтерология и др. Вегетативные нарушения у детей могут дать толчок к развитию серьезных патологических состояний — артериальной гипертензии, бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и др. С другой стороны, соматические и инфекционные заболевания могут усугубить вегетативные сдвиги.

Вегето-сосудистая дистония у детей

Вегето-сосудистая дистония у детей

Причины

Причины формирования вегето-сосудистой дистонии у детей чаще носят наследственный характер и обусловлены отклонениями в структуре и функционировании различных отделов вегетативной нервной системы по материнской линии. Развитию вегето-сосудистой дистонии у ребенка способствует осложненное течение гестации и родов: токсикозы беременной, гипоксия плода, внутриутробные инфекции, стремительные или затяжные роды, родовые травмы, энцефалопатии и пр.

Особая роль в развитии вегето-сосудистой дистонии у детей принадлежит различным психотравмирующим воздействиям – конфликтам в семье и школе, педагогической запущенности ребенка, гиперопеке, хроническим или острым стрессам, повышенным школьным нагрузкам. Предрасполагающими факторами вегето-сосудистой дистонии у детей могут выступать соматические, инфекционные, эндокринные заболевания, нейроинфекции, аллергозы, очаговые инфекции (хронический тонзиллит, кариес, фарингит, синусит), аномалии конституции, анемия, черепно-мозговые травмы.

Читайте также:  Посттравматический синдром после смерти близкого

Непосредственными триггерами вегетативной дисфункции в большинстве случаев служат неблагоприятные метеоусловия, климатические особенности, неблагополучная экологическая обстановка, гиподинамия, дисбаланс микроэлементов, чрезмерная физическая нагрузка, нерациональное питание, нарушение режима дня, недостаточный сон, гормональная перестройка пубертатного периода. Проявления вегето-сосудистой дистонии у детей манифестируют в периоды активного роста ребенка, когда функциональная нагрузка на организм особенно велика, а нервная система лабильна.

Вегетативные нарушения сопровождаются разнообразными реакциями симпатической и парасимпатической систем, обусловленными нарушением выработки кортикостероидов, медиаторов (ацетилхолина, норадреналина), биологически активных веществ (простагландинов, полипептидов и др.), нарушением чувствительности сосудистых рецепторов.

Классификация

При постановке диагноза вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается ряд критериев, которые являются определяющими в различении форм синдрома. По преобладающим этиологическим признакам вегето-сосудистая дистония у детей может иметь психогенную (невротическую), инфекционно-токсическую, дисгормональную, эссенциальную (конституционально-наследственную), смешанную природу.

В зависимости от характера вегетативных расстройств различают симпатикотонический, ваготонический и смешанный варианты вегето-сосудистой дистонии у детей. С учетом распространенности вегетативных реакций вегето-сосудистая дистония у детей может носить генерализованную, системную или локальную форму.

Согласно синдромологическому подходу в течение вегето-сосудистой дистонии у детей различают кардиальный, респираторный, невротический синдромы, синдром нарушения терморегуляции, вегетативно-сосудистые кризы и др. По степени тяжести вегето-сосудистая дистония у детей может быть легкой, среднетяжелой и тяжелой; по типу течения – латентной, перманентной и пароксизмальной.

Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей

Клиническая картина вегето-сосудистой дистонии у ребенка во многом определяется направленностью вегетативных нарушений — преобладанием ваготонии или симпатикотонии. Описано около 30 синдромов и более 150 жалоб, сопровождающих течение вегето-сосудистой дистонии у детей.

Для кардиального синдрома вегето-сосудистой дистонии у детей характерно развитие приступообразной кардиалгии, аритмии (синусовой тахикардии, брадикардии, нерегулярной экстрасистолии), артериальной гипотонии или гипертензии. В случае преобладания кардиоваскулярных расстройств в структуре вегето-сосудистой дистонии, говорят о наличии нейроциркуляторной дистонии у детей.

Невротический синдром при вегето-сосудистой дистонии у детей наиболее постоянен. Обычно ребенок предъявляет жалобы на утомляемость, нарушение сна, плохую память, головокружение, головные боли, вестибулярные расстройства. У детей с вегето-сосудистой дистонией отмечается пониженное настроение, тревожность, мнительность, фобии, эмоциональная лабильность, иногда — истерические реакции или депрессия.

При ведущем респираторном синдроме развивается одышка в покое и при физическом напряжении, отмечаются периодические глубокие вздохи, чувство нехватки воздуха. Нарушение терморегуляции при вегето-сосудистой дистонии у детей выражается в возникновении непостоянного субфебрилитета, ознобов, зябкости, плохой переносимости холода, духоты и жары.

Реакции пищеварительной системы могут характеризоваться тошнотой, повышенным или пониженным аппетитом, немотивированными болями в животе, спастическими запорами. Со стороны мочевыделительной системы типична склонность к задержке жидкости, отекам под глазами, учащенному мочеиспусканию. У детей с вегето-сосудистой дистонией часто имеется мраморная окраска и повышенная сальность кожи, красный дермографизм, потливость.

Вегетативно-сосудистые кризы могут протекать по симпатоадреналовому, вагоинсулярному и смешанному типу, однако у детей они встречаются реже, чем у взрослых. В детском возрасте кризы обычно имеют ваготоническую направленность, сопровождаясь ощущениями замирания сердца, нехватки воздуха, потливостью, брадикардией, умеренной гипотонией, посткризовой астенией.

Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей

Дети с вегето-сосудистой дистонией нуждаются в консультации педиатра, а также (в соответствии с ведущими причинами и проявлениями) детского невролога, детского кардиолога, детского эндокринолога, детского гастроэнтеролога, детского отоларинголога, детского офтальмолога.

Исходный вегетативный тонус и вегетативную реактивность оценивают с помощью анализа субъективных жалоб и объективных показателей — данных ЭКГ, холтеровского мониторирования, ортостатической, фармакологических проб и др.

Для оценки функционального состояния ЦНС у детей с вегето-сосудистой дистонией проводится ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ, реовазография.

В ходе диагностики исключается другая патология, имеющая сходные клинические проявления: ревматизм, инфекционный эндокардит, ювенильная артериальная гипертензия, бронхиальная астма, психические расстройства и др.

Лечение вегето-сосудистой дистонии у детей

При выборе методов лечения вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается этиология и характер вегетативных нарушений. Предпочтение отдается немедикаментозной терапии. Общие рекомендации включают нормализацию режима дня, отдыха и сна; дозированные физические нагрузки; ограничение травмирующих воздействий, консультацию семейного и детского психолога и пр. При вегето-сосудистой дистонии у детей положительным эффектом обладают курсы общего массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, ИРТ, физиопроцедур (электрофореза на воротниковую зону, эндоназального электрофореза, гальванизации, электросна), ЛФК. Полезны водные процедуры: плавание, лечебный душ (циркулярный, веерный, душ Шарко), общие ванны (скипидарные, радоновые, хвойные, углекислые).

Важная роль в комплексной терапии вегето-сосудистой дистонии у детей отводится лечению очаговой инфекции, соматических, эндокринных и др. заболеваний. При необходимости подключения лекарственной терапии используются седативные, ноотропные средства, поливитаминные комплексы, по показаниям детского психоневролога — антидепрессанты или транквилизаторы.

Прогноз и профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей

Последовательная профилактика, своевременная диагностика и лечение вегетативных нарушений позволяют существенно ослабить или устранить проявления вегето-сосудистой дистонии у детей. В случае прогредиентного течения синдрома в дальнейшем у детей может развиться различная психосоматическая патология, вызывающая психологическую и физическую дезадаптацию ребенка.

Профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей включает предотвращение действия потенциальных факторов риска, общеукрепляющие мероприятия, гармонизацию развития детей. Дети с вегето-сосудистой дистонией должны находиться на диспансерном учете у специалистов и получать систематическое превентивное лечение.

Источник