В структуру синдрома эмоционального выгорания входят

В структуру синдрома эмоционального выгорания входят thumbnail

Библиографическое описание:


Салогуб, А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10342/ (дата обращения: 28.04.2020).

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, профессиональные деформации личности.                                                    

Понимание феномена синдрома эмоционального выгорания (далее — СЭВ) требует анализа его структуры и компонентов, т. е. содержания СЭВ. Первые представления об эмоциональном выгорании появились в работах зарубежных психологов, которые исследовали данный феномен на базе различных профессиональных групп, в частности, у педагогов, медицинских работников, социальных работников; управленцев, торгового персонала, менеджеров, психологов, сотрудников правоохранительной сферы и т. д.

Анализ содержания синдрома профессионального выгорания проводился как в исследованиях зарубежных ученых A. Pines, E. Aronson, J. Jones, W. В. Schaufeli, D. Dierendonck, D. Green, А.-М. Garden, С. Maslach, S. E. Jackson, А. Längle, V. Frankl и др., так в работах отечественных ученых Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, В. Е. Орел. Исследуя структурные компоненты и составляющие синдрома эмоционального выгорания, авторы рассматривали изучаемый феномен как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов.

Первоначально структуру эмоционального выгорания составлял один компонент. Так в однокомпонентной теории эмоционального выгорания A. Pines, E. Aronson, основным компонентом выступает истощение, проявляющееся в физической, эмоциональной и когнитивной сфере, которое вызвано длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Предложенное авторами достаточно широкое определение синдрома эмоционального выгорания не ограничивается только профессиями субъект — субъектного типа. По их мнению, данный феномен присущ и другим профессиональным группам, в частности сфере менеджмента, а также может проявляться вне работы в других жизненных областях; общественно-политической, интимно-дружеской, семейной.

А.Längle и V. Frankl определяют синдром эмоционального выгорания как «особую форму экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения». Они считают, что истощение — ведущий симптом и основная характеристика синдрома эмоционального выгорания. Кроме ведущего симптома, ими были выделены дополнительные три: деперсонализация (как дегуманизация); переживание собственной неэффективности; витальная нестабильность. Эти симптомы представляют собой первые признаки «развития предсуицидального состояния».

В исследованиях W. В. Schaufeli, D. Dierendonck эмоциональное выгорание представлено двумя компонентами: эмоциональное истощение и деперсонализация. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».

В работах D. Green и А.-М. Garden выгорание также рассматривается как двухкомпонентный феномен, однако в определении этих факторов имеются принципиальные расхождения. Так, D. Green отмечает, что первым компонентом в структуре выгорания является редукция профессиональных достижений, а второй компонент образован интеграцией таких компонентов эмоционального выгорания, как эмоциональное истощение и деперсонализация.

А.-М. Garden, напротив, выделяет эмоциональное истощение в качестве самостоятельного и основного компонента выгорания, считая вторым фактором редукцию профессиональных достижений и рассматривая деперсонализацию только как частный феномен профессий сферы социального обслуживания.

Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, отождествляя эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, выделяют две основные составляющие профессиональной деформации личности в системе профессий «человек — человек». Это синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания. В данном случае под профессиональной усталостью понимается «совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей». При синдроме эмоционального выгорания человек страдает не просто от физического или нервного истощения, часто носящих временный характер, а от «хронических стрессов нервной системы».

С. Maslach, S. E. Jackson описывают эмоциональное выгорание как трехмерный конструкт, включающий в себя все компоненты, отмеченные в рассмотренных выше моделях: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания. Проявляется оно в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.

Вторая составляющая выгорания — деперсонализация — сказывается в деформации отношений с другими людьми (тенденция к развитию негативного, бездушного, циничного отношения). Контакты становятся обезличенными и формальными.

Третья составляющая выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Отличительной особенностью позиции С. Maslach и ее коллег является акцентирование внимания на профессиональном характере синдрома выгорания, трактовке его «как результата профессиональных проблем, а не как психиатрического синдрома».

Четыре компонента выделяет J. Jones: 1) общую неудовлетворенность от работы; 2) психологическую напряженность межличностного взаимодействия; 3) наличие соматических болезней и дистресса; 4) непрофессионализм по отношению к клиентам.

Е. Maher выделяет 12 основных симптомов, в работе J. F. Carroll и W. X. White предлагается 47 симптомов.

Наиболее полная и обоснованная классификация симптомов и структурных компонентов синдрома эмоционального выгорания представлена в работе W. Schaufen и D. Enzmann.

Читайте также:  Признаки синдрома выгорания и наметьте пути выхода

Классификация построена по двум основаниям. Первое основание выделения симптомов — характер той сферы индивида, которую он представляет. В соответствии с этим основанием выделены 132 симптома выгорания, объединенных в пять основных групп: 1) аффективные; 2) когнитивные; 3) физические; 4) поведенческие; 5) мотивационные.

Несколько особое место занимает представление о структуре СЭВ в теории В. Е. Орла. Он рассматривает психическое выгорание как системное образование, действующее по принципу «наложенной структуры», поэтому не имеющее строгой очерченной структуры. Выгорание выполняет функцию дезадаптации (при этом автор подчеркивает, что механизм действия выгорания гораздо глубже, чем адаптационный эффект).

Анализируя исследования, связанные со структурой и содержанием синдрома эмоционального выгорания, нужно отметить, что они носили в большей степени описательный характер. Отличительной особенностью этих исследований был субъективизм авторов относительно самого используемого понятия, поскольку каждый исследователь наполнял этот термин своим смыслом, границы его применения неправомерно расширялись, и практически понятие «синдром эмоционального выгорания» можно было использовать для описания любых феноменов, как тождественных, так и противоположных.

Вместе с тем, исследования, направленные на изучение структуры и содержания СЭВ, позволили, во-первых, говорить об эмоциональном выгорании как о сложном синдроме, имеющим ряд симптомов; во-вторых, они положили начало многочисленным эмпирическим исследованиям СЭВ; в третьих, выделение симптомов и компонентов СЭВ показало, что они возникают не одновременно, а последовательно, что позволило говорить о СЭВ как о динамическом процессе, т. е. как о феномене, имеющем свои этапы и фазы развития.

Таким образом, обобщая исследования структуры СЭВ, можно сказать, что первоначально эмоциональное выгорание рассматривалось как истощение, распространяющееся на все сферы личности (A. Pines). Впоследствии акцент сделан именно на эмоциональном истощении, как особенности синдрома эмоционального выгорания, сопровождающимся изменением отношений в профессиональном взаимодействии, поскольку отношения и взаимодействие с другими людьми основано прежде всего на эмоциональной составляющей (W. В. Schaufeli, D. Dierendonck, Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц). Затем в качестве структурных компонентов выделяются изменения отношения к себе и, прежде всего, как к профессионалу (редукция профессиональных и личных достижений). Поскольку одним из компонентов самосознания является эмоционально-оценочный компонент, то и истощение в эмоциональной сфере несомненно будет влиять на этот компонент самосознания (D. Green и А.-М. Garden). Анализ исследований содержания СЭВ показывает, что множество авторов в том или ином виде выделяет как основные симптомы эмоциональное истощение, изменение взаимодействия в профессиональной сфере, изменение отношения к себе как профессионалу и личности.

Литература:

1.    Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности.- М.. 2008.- 159 с.

2.    Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М., 2005. — 330 c.

3.    Франкл В. Человек в поисках смысла/под общей ред Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева.- М.. Прогресс.- 1990 с.

4.    Юдчиц Ю. А. К проблеме профессиональной деформации// Журнал прикладной психологии.- 2008.-№ 2.- С.17–22.

5.    Maslach C., Jackson S. E. MBI: Maslach burnout inventory. Palo Alto. Los Angeles, 1986.

6.    Maher E. The burnout syndrome II J. of Consylting and Clinical Psychologie, 1983. № 7. P. 8–12, 220

7.    Schaufeli W. B., van Dierendonck D., van Gorp K. Burnout and reciprocity: Towards a dual level social exchange model // Work and Stress. 1996. V. 10 (n3). P.225–237.

8.    Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W. B. Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis.

9.    Pines A. Career burnout: causes and cures / A. Pines, E. Aronson. — New York: Free Press, 1988.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент, содержание СЭВ, синдром, профессиональное выгорание, профессиональная деформация личности, структура СЭВ, компонент самосознания, изменение отношения.

Источник

В настоящее время существует несколько моделей описывающих феномен «выгорания». Их можно объединить в две группы рассматривающие «выгорание», как состояние и, как процесс.

В первом случае строят модели в зависимости от количества факторов. Согласно однофакторной модели «выгорание» определяют, как состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванное длительным включением в ситуацию, предъявляющей высокие требования к эмоциональной сфере. В ней главной причиной является истощение, а остальные проявления — следствием. В определение были включены физические симптомы, которые характеризуют физическое истощение низким энергетическим уровнем, слабостью, хронической бессонницей и многочисленными физическими и психосоматическими жалобами. В эмоциональное истощение включены чувство беспомощности, безнадежности и обманутости, которое в экстремальной ситуации может привести к эмоциональному взрыву. Психическое истощение рассматривается, как развитие негативных установок по отношению к себе, своей работе и жизни в целом. По мнению авторов этого подхода [44,45], «выгоранию» подвержены люди не только в разных профессиональных группах, но и вне работы.

Читайте также:  Синдром холодных ног у взрослых женщин лечение

Двухфакторная модель. Ее авторы — Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма — голландские исследователи, которые проводили исследования среди медсестер. Синдром выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации [35]. Первый компонент, получивший название аффективного, относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношения либо к пациентам, либо к себе. Он получил название установочного. Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон) [41]. Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других усиление негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п. Третья составляющая выгорания, редукция личностных достижений, может проявляться либо в тенденции негативной самооценки, занижении своих профессиональных достижений и успехов, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в приуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим [40, 41]

Описанные три компонента выгорания в какой-то степени отражают специфику профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен данный феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания — деперсонализации, нередко показывающей состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи. Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе. Четырехфакторная модель [36, 40]. В четырехкомпонентной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связанная с работой и с реципиентами соответственно [37, 39].

Процессуальные модели выгорания рассматривают «выгорание» как динамический процесс, развивающийся во времени, и характеризующейся нарастающей степенью выраженности его проявлений, C. Сhtrniss определил «выгорание» как «процесс, в котором профессиональные установки и поведение изменяются негативным образом в ответ на напряжение на работе» [34]. В ответ на чрезмерные обстоятельства происходит потеря мотивации к работе, неудовлетворенность, которая реализуется в психологическом уходе и эмоциональном истощении. Он выделил три стадии этого процесса:

1. Дисбаланс между ресурсами и требованиями;

2. Краткосрочное эмоциональное напряжение, утомление и истощение;

3. Негативные изменения в установках и поведении.

Динамическая модель Б. Перлмана и Е. Хартмана описывает развитие процесса выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы [42]. Это физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение); аффективно-когнитивные реакции в виде асоциальных или иррациональных установок, неконструктивных переживаний и чувств (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация); поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность). Модель представляет четыре стадии стресса.

Первая стадия — напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать субъективно воспринимаемым или реальным организационным, статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать ожиданиям, потребностям или ценностям субъекта труда. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс «непродуктивного горения».

Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное когнитивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.

Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.

Четвертая стадия представляет собой выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоционально-мотивационное истощение, неконструктивная когнитивная и поведенческая защита, как переживание субъективного неблагополучия — определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с затуханием горения при отсутствии необходимого топлива. Переменные, значимо связанные с выгоранием, распределены в модели следующим образом: организационные и индивидуальные характеристики воздействуют на восприятие субъектом труда роли и привлекательности организации, опосредуя ответные реакции работника. В ответ на это организация реагирует на симптомы, проявляющиеся у работника (на третьей стадии), что затем может привести к последствиям выгорания, проявляющимся на четвертой стадии. Так Перлман и Хартман понимают многомерную динамику процесса выгорания.

Читайте также:  Методика работы для детей с синдромом дауна

А. Широм [46] считает выгорание комплексом физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. По его мнению, главный фактор в динамике выгорания — истощение эмоциональное. Остальные компоненты-это следствие личностной деформации, которая негативно сказывается на социально-психологической адаптации и социальном здоровье. Согласно Буриш [33], в развитии синдрома выгорания можно выделить шесть главных фаз: предупреждающая; снижение уровня собственного участия; эмоциональных реакций; деструктивного поведения; психосоматических реакций; разочарования. Эти фазы развиваются в результате сильной зависимости от работы, которая приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе профессиональная деятельность составляет главную ценность и смысл всей жизни человека. По мнению Буриша, тот, кто «выгорает», когда-то должен был «загореться»». Этот «запал» не несет никаких отрицательных

последствий при условии соответствующей сатисфакции. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительного до безразличного или отрицательного, можно проследить на примере «выгоревшего» врача, который начинает воспринимать пациента исключительно как медицинский случай («почки» из пятой палаты, «инфаркт» из восьмой). Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальных профессий.

По мнению В.В Бойко [3] симптомы эмоционального выгорания связаны с фазами стресса (напряжения, резистенции и истощения) В этих фазах возникают отдельные симптомы развивающего синдрома. В фазе напряжения тревога служит предвестников и запускающим механизмом в формировании «выгорания».

Сопротивление нарастающему стрессу фактически начинается с момента появления тревожного напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту, путем снижения давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Фаза истощения характеризуется поведением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

Дж. Гринберг [9] предлагает рассматривать «выгорание» как пятиступенчатый прогрессирующий процесс: («Медовый месяц»). Работник сначала доволен работой и с энтузиазмом относится к заданиям. По мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия, и энергичность уменьшается («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника быстро теряется интерес к своему труду или исчезает привлекательность работы в данной деятельности. В случае высокой мотивации он может продолжать пользоваться внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью («хронические симптомы»). Чрезмерная работа без отдыха приводит к измождению и подверженности заболеваниям, а также к хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности «загнанности в угол». Постоянное переживание чувство нехватки времени «кризис». Развиваются хронические заболевания, в результате которых человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни «пробивание стены». Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. Появляются проблемы, ставящие под угрозу карьеру.

К сожалению, представленные выше модели не сопровождаются конкретным диагностическим инструментарием, что не позволяет оперировать ими в исследованиях. Таким образом, на наш взгляд, конструктивным представляется изучение динамики процесса выгорания с опорой на модель Маслач и Джексон. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность такой структуры, но и позволили существенно расширить область ее распространения, включив профессии, не связанные с социальным кругом. Это привело к некоторой модификации понятия выгорания и его структуры.

Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе. Такое понимание подвергло определенному видоизменению и понимание его основных компонентов: эмоционального истощения, цинизма, профессиональной эффективности. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

Источник