В синдром аутизма входят в
Содержание:
Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии? Рассмотрим в данном материале.
Что такое аутизм?
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.
Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.
Каковы причины развития заболевания?
В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:
- ДЦП;
- перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
- перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
- ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);
- наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.
Как воспринимает окружающий мир ребенок аутист?
При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.
Симптомы и признаки аутизма
Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:
- при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
- не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
- не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;
- проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;
- не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;
- часто устраивает истерики;
- пассивен или, наоборот, гиперактивен;
- не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.
Проявления детского аутизма: первые сигналы родителям
Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:
- нарушение социального взаимодействия;
- нарушение коммуникации;
- стереотипное поведение;
- ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).
Нарушение социального взаимодействия
Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.
Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.
Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.
Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.
Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.
Нарушение коммуникации
У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.
Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.
Стереотипное поведение
К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:
- концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
- Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
- Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
- Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.
Ранние симптомы аутизма у детей до года
Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.
Интеллект у ребенка с аутизмом
В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.
В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.
Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.
Виды аутических расстройств
Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.
Синдром Аспергера
Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:
- достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;
- нормальные навыки речи, внятность речи;
- наличие проблем с громкостью речи и интонацией;
- проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;
- нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;
- эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.
Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.
Синдром Ретта
Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:
- глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
- полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
- замедление роста головы после года;
- утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
- частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
- ухудшение координации движений;
- отсутствие речи.
Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.
Методы диагностики аутизма
Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.
Основными методами диагностики аутизма у детей являются:
- проведение тестов со специальными опросниками;
- УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
- ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
- осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.
Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.
Что видит взрослый? | Не является признаком | С высокой долей вероятности означает |
Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный | Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания | Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя |
Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое | Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя | Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены |
Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение | Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми | Ему сложно понять предоставленную информацию |
Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса | Непослушание, гиперактивность, невнимательность | У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки |
Можно ли вылечить аутизм?
Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.
Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:
- вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;
- вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
- вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.
Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:
- формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;
- постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;
- учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;
- вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;
- учат играть в ролевые игры;
- учат устанавливать эмоциональный контакт.
Поведенческое лечение аутизма у детей
Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдается за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.
Логопедическое лечение
Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.
Приобретение навыков самообслуживания и нахождения в социуме
У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.
Медикаментозная терапия
К использованию медикаментов специалисты прибегают лишь в случаи появления деструктивных расстройств в поведении, которые мешают малышу нормально чувствовать себя в обществе и полноценно развиваться.
Седативные препараты, психотропные средства и нейролептики целесообразно использовать только в случае крайней необходимости, родители ребенка-аутиста должны понимать, что плач и капризы гораздо лучше, чем глубокий уход в себя и полная апатия к происходящему вокруг.
Не следует без назначения врача давать ребенку Глицин, таблетки Валерианы или снотворные препараты – такими действиями родители могут сильно навредить малышу.
Аутизм или другое заболевание?
Клинические проявления аутизма у детей схожи с симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно не заниматься самолечением, а сразу обращаться за медицинской помощью. К таким заболеваниям (с похожими клиническими проявлениями) относятся:
- задержка психоречевого развития – несмотря на схожесть симптоматики хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу и проведении регулярных занятий с ребенком;
- синдром гиперактивности и дефицита внимания – дети неусидчивы, плохо концентрируются, не усваивают новый материал, им трудно учиться;
- тугоухость – нарушение слуха врожденного или приобретенного характера. За счет того, что ребенок плохо слышит, у него отмечается задержка речевого развития и трудности общения с окружающими, как правило, слуховой аппарат помогает решить проблему;
- шизофрения – психическое заболевание, которое проявляется клинически разговорами с самим собой, агрессией, замкнутостью, галлюцинациями, нарушением координации движений. В отличие от аутизма шизофрения успешно купируется лекарственными препаратами и хорошо поддается лечению.
Прогноз
Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.
Источник
Аутизм – это нарушение развития, которое характеризуется изменениями в социальных коммуникационных навыках, мелкой и крупной моторики, речи и потенциале интеллекта. Поскольку симптомы аутизма и их степень выраженности отличается от человека к человеку аутизм называют расстройством аутистического спектра (РАС).
Символ аутизма — знак бесконечности цвета радуги, как напоминание о том, что аутизм — это спектр, а не заболевание
Нарушения развития диагностируются в детстве и сопровождают человека всю жизнь. К сожалению, от РАС пока не придумано лечения, но симптомы аутизма можно смягчить, а социальные навыки выстроить путем различных терапий, например, поведенческой, образовательной и, конечно же, семейной, поскольку появление в семье ребенка с РАС требует особых навыков и знаний, а также смелости и готовности принять диагноз самого близкого человека и научиться с этим жить.
Признаки и симптомы аутизма
Признаки аутизма обычно делят на частые и редкие. Одни из них проявляются достаточно рано и присутствуют у большинства людей разных возрастов, другие – реже. Признаки аутизма у взрослых и детей выражаются по разному, разница состояний зависит от степени выраженности признаков, которые типичны при детском или взрослом аутизме, а также от уровня адаптации человека с аутизмом жить в обществе.
Ранние признаки аутизма у детей
Признаки аутизма у детей можно обнаружить уже в раннем возрасте, как правило, до трех лет. Есть немало настораживающих сигналов, но родители, которые подозревают, что у малыша может быть РАС или беспокоятся по поводу необычного поведения ребенка, должны знать, на какие первые признаки аутизма у детей надо обращать внимание:
1. Годовалый малыш не гулит и не показывает на окружающие его предметы, не интересуется происходящим вокруг – должно быть, это самый частый распространенный симптом аутизма. Ведь ползунки и дети, которые начинают сидеть и ходить, активно включаются в коммуникацию с внешним миром и стремятся познать его. Они лепечут, смеются, тянут предметы в рот, подолгу рассматривают объекты, которые их заинтересовали, и конечно же, реагируют на значимых взрослых – улыбаются, смеются, тянут ручки. Если ребенок всего этого не делает, это может свидетельствовать о детском аутизме.
2. 16 – месячный или полуторагодовалый ребенок не говорит, а двухлетка не употребляет короткие фразы из двух слов.
3. Не отзывается, когда его зовут по имени.
4. При общении с ребенком заметна деградация социальных навыков и языка.
5. Ребенок не смотрит в глаза и избегает зрительного контакта.
6. Малыш может не улыбаться и вообще не реагировать на попытки общаться с ним.
Другие симптомы аутизма у детей включают необычную реакцию на различные сенсорные раздражители, например, касание, свет, звук. Ребенка может пугать даже запах и вкус. А иногда наблюдается отсутствие реакции вообще.
Тревожные симптомы раннего аутизма не только отсутствие адекватных социальных реакций, но и стремление упорядочивать вещи и объекты. Если ваш ребенок может часами складывать башни из кубиков, при этом он не реагирует на ваши прикосновения, не поворачивается к вам, когда вы зовете его по имени, не просит телесного контакта, и не лепечет, обратитесь к специалисту.
Поздние признаки аутизма
Не всегда аутизм дает о себе знать в раннем детстве. Иногда признаки и симптомы аутизма бывают выражены не ярко – такое случается при атипичном аутизме, легкой или высоко функциональной форме расстройства. Так что РАС могут диагностировать и после трех лет, и во взрослом возрасте. Взрослый аутизм часто выражается в том, что человек не чувствует потребности в социальном контакте, поэтому не заводит друзей, например. Другие симптомы аутизма у взрослых включают:
- нетипичное использование речевых конструкций,
- ограниченный круг интересов при довольно интенсивном фокусе внимания,
- зацикленность и пристрастие к каким-то действиям, которые приобретают ритуальный характер.
Это так называемое повторяющееся и бессмысленное поведение. Однако, не стоит путать такие поведенческие паттерны с простыми привычками. То есть, если перед вами просто организованная личность или человек, который предпочитает какую-то определенную еду, это еще не значит, что у него расстройство аутистического спектра.
Редкие признаки аутизма
Эти симптомы проявляются нечасто. Как правило, они характерны для тяжелых форм аутистического расстройства. Они могут включать:
- судороги;
- отставание в интеллектуальном развитии;
- синдром саванта или савантизм, который характеризуется тем, что человек, несмотря на нарушения развития, обладает каким – то уникальным талантом или экстраординарными способностями в одной области. Например, довольно часто аутизм у взрослого или ребенка приводит к тому, что человек может взглянув на что-то всего раз затем идеально точно отобразить увиденный предмет по памяти. Синдром саванта встречается не так уж редко, в одном из десяти случаев РАС;
- гиперлексия, например, способность ребенка декодировать слова, хотя он не понимает их значения;
- пониженный тонус мышц и, как следствие, трудности с действиями, которые требуют владения мелкими или крупными моторными навыками.
Интересен факт, что то, как проявляется аутизм у детей, зависит не только от тяжести расстройства, но и от пола.
Аутизм у мальчиков и девочек
Известно, что аутизм поражает мальчиков чаще, чем девочек. Но у девочек диагностируется реже. Потому что признаки РАС у мальчиков и девочек различаются. Мальчики с аутизмом ведут себя «выраженнее», чем девочки – они, к примеру, могут раскачиваться, потому что им трудно усидеть на одном месте, могут кричать и быстро впадают в ярость, если им приходится участвовать в каких – то занятиях или играх, которые заставляют их чувствовать дискомфорт.
Девочки с аутизмом, наоборот, ведут себя сдержаннее, они тихие и закрытые. Они одиночки по доброй воле, потому что им просто не нравится участвовать в каких – то командных мероприятиях и быть в группе. Поэтому необычное поведение мальчиков привлекает к себе внимание учителей и родителей быстрее, чем поведение девочек, которым культурный код и так предписывает сдержанное поведение, застенчивость и скромность.
Типы и формы аутизма
Говоря об аутизме мы говорим о расстройстве аутистического спектра. Он может быть выражен в разной степени. Часто можно услышать о так называемом синдроме Аспергера. Это легкая форма аутизма. Его сложно обнаружить в раннем детстве, поскольку ребенок с синдромом развивается также, как и другие дети. У него нет задержки в развитии речевых навыков, например, а если и есть какие-то особенности, то все они в пределах нормы. Зато признаками высоко функционального аутизма без сомнения являются трудности с социализацией. Потому что люди с синдромом Аспергера высоко интеллектуальны, но ведут себя «странно» — поэтому часто эту форму расстройства называют «синдромом гика» или «синдромом маленького профессора». В общем-то отличить легкую и высоко функциональную форму аутизма практически невозможно. В обоих случаях у человека с таким расстройством будут наблюдаться трудности с коммуникацией и социализацией, а также неадекватные реакции на сенсорную нагрузку. Все вышеперечисленные формы аутизма относят к первой степени РАС.
Ни высоко функциональный, ни низко функциональный аутизм не являются на сегодняшний день официальным диагнозом. Это просто способ определить степень тяжести расстройства. Тяжелая или низко функциональная форма РАС проявляется в отсутствии речевых навыков, социализации, а также в отставании в интеллектуальном развитии. Люди с третьей или тяжелой степенью РАС практически не говорят, у них низкий уровень интеллекта, а их поведение очень часто агрессивно и предсказать его невозможно.
Диагностика аутизма
Не существует какой – либо единой методики, как определить аутизм у ребенка или взрослого. Это приводит к тому, что порой РАС диагностируется довольно поздно, хотя проявляет себя рано, поэтому можно предположить, что многие дети с аутизмом не получают необходимой им медицинской помощи. Диагностика аутизма проходит в два этапа. Первый позволяет выявить аутизм в раннем детстве. Это так называемый скриннинг развития в виде короткого теста, который выявляет отклонения, симптомы и признаки аутизма у детей. Врач может задавать вопросы родителям о том, как ребенок себя ведет, как говорит, как играет и играет ли вообще. К тому же, врач может сам поиграть с ребенком, понаблюдать за его поведением, и прийти к определенному диагнозу. Следующий этап выявлением симптомов, характерных РАС – это всестороннее диагностическое исследование. Сюда входит не только собеседование с родителями ребенка, или тест или игра, но и скриннинг зрения и слуха, генетическое и неврологическое тестирование, и любое другое медицинское обследование.
Причины аутизма
К сожалению, причины аутизма у детей до сих пор неизвестны. В мире проводятся множество исследований, цель которых выяснить, что же провоцирует развитие синдрома. Согласно последним данным, выявлено несколько генов, которые коррелируют с появлением расстройства. Иногда эти гены появляются в организме в результате спонтанных мутаций. В другом случае, люди могут просто унаследовать их. Кстати, исследование близнецов показали, что если у одного диагностирован аутизм, то и второго он проявится, с вероятностью 36–95 процентов. Отмечено, что у взрослых и детей с расстройством фиксируются изменения в тех областях мозга, которые отвечают за поведение и речь. К причинам аутизма относят также такие факторы окружающей среды, как плохая экологическая обстановка, однако, эти данные пока не подтверждены исследованиями. А вот стиль воспитания на развитие РАС никак не влияет, поэтому родителям не стоит винить себя, если у ребенка будет диагностирована любая степень расстройства. Следующее заблуждение, касающееся причин возникновения аутизма относится к прививкам. Многочисленные исследования подтверждают – связи между развитием РАС и компонентами, которые входят в состав прививок, не наблюдается, а значит, последние не могут быть причиной возникновения аутизма у детей.
Лечение аутизма
Аутизм – это не заболевание, это спектр определенных расстройств развития и поведения ребенка или взрослого, поэтому единого алгоритма лечения аутизма не существует. Врачи, которые наблюдают и ведут множество пациентов с РАС, говорят следующее: «Если вы видели одного ребенка с аутизмом – вы видели только это. Одного ребенка с аутизмом.» Иными словами, признаки аутизма одинаковы и присутствуют у всех, но выражают эти люди себя по разному. Поэтому лечение аутизма у детей и у взрослых направлено в первую очередь на то, чтобы поддерживать физиологическое здоровье и адаптировать человека в социуме. Нередко докторам приходится лечить эпилептические припадки, учить пациентов справляться с обсессивно – компульсивным расстройством, устранять нарушения сна, ведь все это может проявляться у людей с диагнозом РАС.
Условно лечение можно подразделить на психотерапевтическое и медикаментозное. Людям с РАС помогает:
1. Поведенческая терапия, которая направлена на то, чтобы улучшить коммуникационные, в том числе речевые, навыки, способность концентрироваться, а также развить способность учиться. Для маленьких детей, возрастом от одного до четырех лет, эта терапия проходит в форме игр. Конечно же, в такую терапию всегда вовлекают родителей.
2. Оккупационная терапия или терапия занятностью, когда человека учат следить за собой, одеваться без посторонней помощи, расчесываться, умываться, заботиться о себе, и также развивают мелкую моторику.
3. Терапия, посредством которой человека с РАС учат понимать других людей, их перспективу, развивают эмоциональный интеллект, гибкость и динамичность мышления.
4. Речевая терапия, которая включает в себя обучение пониманию того, что хотят сказать другие люди. Сюда же входит и навык распознавания эмоций и языка тела другого человека.
Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда у человека с РАС случаются судороги, он страдает от эпилептических припадков, нарушений сна, депрессии, синдрома дефицита внимания, гастроэнтерологических проблем. В последнем случае врач скорее всего назначит особую диету при аутизме, которую надо будет соблюдать.
Чем и как помочь ребенку с аутизмом
Самое главное, что следует знать о человеке любого возраста с РАС любой степени тяжести, не все поведенческие реакции или паттерны вредны и мешают ему жить. Но лишь те, что ведут к социальной изоляции и усугубляют стресс. Люди с РАС и так склонны к одиночеству, они не идут на контакт с другими людьми или делают это крайне неохотно, они могут впасть в буйство, если кто – то просто коснулся их, а могут испугаться при виде автоматических дверей, как это происходило с героиней одноименного фильма «Темпл Грандин».
Ни в коем случае не стоит подавлять такие реакции и стараться убедить, что это плохо. Надо дать механизмы, которые помогут человеку жить с РАС и преодолевать трудности, вызванные расстройством. Поэтому, если у ребенка диагностирован аутизм, прежде всего надо создать комфортную для него обстановку, которая поможет ему раскрыться, почувствовать себя в безопасности, искать поддержки и помощи.
Вот несколько советов, как помочь человеку с РАС:
1. Понимать, что у таких людей может быть и бывает задержка речевого развития и принимать это во внимание, общаясь с таким человеком, а именно не торопить, не перебивать, не подсказывать и не договаривать за него, и уж, конечно, не злиться и не выказывать свое недовольство.
2. По возможности создать спокойную обстановку без громких звуков, движения и ограничить количество объектов в пространстве, потому что все это отвлекает детей с аутизмом.
3. Помочь с организацией времени и пространства, в общении давать четкие инструкции, разговаривать просто и понятно.
4. Демонстрировать адекватные социальные навыки на собственном примере.
Другая полезная информация
Сегодня на вопрос, что такое аутизм, не существует единого ответа. Речь всегда идет о спектре. А в него входит множество признаков РАС. Людей с таким диагнозом часто называют аутистами. Но значение слова аутист, которое говорит лишь о том, что у человека именно аутизм, а не какое-то другое расстройство, не определяет личность.
Поэтому в Европе призывают отказаться от этого слова, как от дискриминирующего. В обществе бытует мнение, что РАС — это нечто ужасное, однако, известные люди с аутизмом – лучшее доказательство тому, что аутизм не приговор и что его не надо бояться. В истории человечества, действительно, достаточно людей, сумевших добиться небывалых высот даже с таким диагнозом.
Аутистами были любимые детьми и взрослыми Льюис Кэррол и Ганс Христиан Андерсен, выдающиеся Чарльз Дарвин и Альберт Эйнштейн. Аутистом был Стив Джобс, диагноз РАС имеется и у здравствующего ныне Билла Гейтса. Аутизм был диагностирован у ученых Темпл Грандин и Барбары МкКлинток.
Источник