В отличие от шизофрении при синдроме каннера отсутствует прогредиентность
Синдром Каннера – непроцессуальный вариант детского аутизма, ядерная форма. Клинические проявления:
1) Невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни. В грудном возрасте отсутствует “комплекс оживления” при контакте с матерью (ребенок не реагирует на ее уход, приход, пассивен или негативистичен к ней). Иногда отмечается симбиоз – ребенок не расстается с матерью, но не проявляет к ней ласки.
2) Аутизм – “уход в себя”, проявляется в виде самоизоляции с неспособностью к установлению контакта с окружающими (т.е. контакты с окружающими снижены или отсутствуют):
- — ребенок погружен в свой внутренний мир;
- — смотрит “мимо” детей, играет “около”;
- — не отвечает на обращенные к нему вопросы;
- — речь нередко обращена в пространство, ответы носят характер непосредственных и отставленных эхолалий (“граммофонная или попугайная речь” по Каннеру);
- — нередко называет себя во 2-м или 3-ем лице (отмечается задержка развития личного местоимения “Я”).
3) Отсутствует адекватное эмоциональное реагирование (холодны, отчуждены с близкими).
4) Внешне это обычно красивые дети с “задумчивым, сонным, отрешенным” лицом (“лицо принца” по Каннеру) — настороженно-напряженным и недовольным в присутствии людей и удовлетворенным при их уходе.
5) Обращает на себя внимание крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными. Также отмечается слабость эмоционального резонанса с гиперестезией к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Т.е. окружающая среда для них является источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается отрицательнымфоном настроения.
6) Болезненная гиперестезия и эмоциональный дискомфорт приводят к повышенной боязливости, легкости возникновения страхов у детей-аутистов. У них часто отмечаются страхи шума бытовых приборов, воды, ветра, которые могут сохраняться годами. (Аутистические страхи связаны с искаженным восприятием окружающего мира, который воспринимается на основании отдельных аффективно значимых признаков, а не целостно).
7) Для аутичных детей типичен “феномен тождества” — стремление поддерживать и сохранять неизменность окружающей обстановки. Казалось бы не замечающий ничего вокруг, ребенок может отреагировать бурным и непонятным для родителей возбуждением в ответ на незначительные изменения в окружающем. Это предельное выражение страха новизны в целом, выражающегося в крайне трудном принятии любых изменений (в еде, одежде, обстановке, маршрутах прогулок и т.д.). К этому примыкает и непереносимость взгляда в глаза — человеческое лицо оказывается для аутичного ребенка до болезненности избыточно изменчивым.
8) Поэтому для детей-аутистов характерно отсутствие или недостаточность зрительного контакта (который воспринимается как чрезмерный раздражитель). Отсутствие взгляда в лицо создает трудное и для родителей, и для врача переживание отстраненности, отчуждения, приводящее к попыткам активно стимулировать зрительный контакт. Но результатом чаще всего становится полное прекращение контакта.
9) При аутизме отсутствует поведенческая ориентировка на людей, отмечается неспособность к отличению их от неодушевленных предметов. Аутичный ребенок относится к людям как вещам, “ходит мимо людей”, “смотрит сквозь людей”, не реагирует на обращение и обычно ведет себя с людьми как с неодушевленными носителями интересующих его свойств, что может вводить в заблуждение родителей, приписывающих его внимание себе.
10) Физический контакт, если и случается, носит неуклюжий и очень манипулятивный характер, нередко производя формальное впечатление агрессии: ребенок может наступить на голову другому ребенку или обнять за голову так, что тот не может дышать.
11) Аутичный ребенок не только не участвует в детских играх, но и в своей одинокой игре не обнаруживает коммуникативных тенденций (характерных для здоровых детей). Игровая деятельность носит стереотипный, монотонный характер. Чаще всего это механические манипуляции с неигровыми (веревки, гвозди, бумажки) (реже игровыми) предметами (например, ребенок стереотипно перекладывает кастрюли, включает и выключает свет). Отмечается овладевающее пристрастие к играм с неконструктурированным материалом (песком, водой).
12) В последнее время получены данные, согласно которым 70-80% детей с синдромом Каннера страдают умственной отсталостью. Но в любом случае отмечается неравномерность интеллектуального развития и “западение” невербальных показателей по сравнению с вербальными при исследовании по методике Векслера. Нормальная интеллектуальная деятельность всегда характеризуется аутистической направленностью (игры, интересы, фантазии оторваны от реальной ситуации).
13) Речь, вне зависимости от того, развивается она в обычные сроки, с задержкой или, наоборот, с опережением, не используется или используется крайне ограниченно в коммуникативных целях. Речевая продукция обычно спонтанна, ограничивается непосредственными и (или) отставленными эхолалиями (внеситуативным и стереотипным воспроизведением когда-то слышанного). В более мягких случаях обращает на себя внимание несоответствие правильной (грамматически и синтаксически), сложной речи с неспособностью к диалогу. Модуляции голоса вычурные и неестественные, интонирование бедное. При хорошем развитии речи ребенок часто использует метафорические высказывания, необычные языковые стратегии.
14) Особенности коммуникативности взаимосвязаны с формированием “Я”, которое у многих детей с аутизмом происходит лишь к 6-8 годам. Местоимение “Я” появляется в речи не раньше, чем ребенок начинает достаточно свободно и правильно использовать местоимения “он, она, они” и “ты”. Даже к 5-6 годам большинство детей называют себя по имени или во 2-ом или 3-ем лице, не используя слово “Я”, которое, однако, произносят в эхолалической речи.
15) Для детей, страдающих аутизмом типична недостаточность моторики – движения угловатые, неловкие, нередко с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости отмечаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движений.
16) Клиническое проявление симптоматики при синдроме Каннера происходит на 1-ом году жизни. Однако в поле зрения специалистов ребенок обычно попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Но и тогда родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к оценочным суждениям: “Странный, не такой как все”. Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями — например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха.
При сборе анамнеза нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый — был необычно пассивен (“как мешочек с песком”), боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т.д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного вида или цвета. (Некоторые исследователи считают, что ригидность, жесткость и агрессивность при взятии на руки более характерны для тех детей, у которых в будущем развивается шизофрения, тогда как пассивность более присуща непроцессуальному синдрому Каннера).
17) Аутизм, как его понимал Каннер, отличается от шизофрении отсутствием процессуальной прогредиентности и имеет тенденции к (разной степени) положительной динамике. Динамика стержневых для аутизма коммуникативных трудностей обнаруживает ряд закономерностей, выявляемых по мере спонтанного или терапевтического улучшения состояния. Первоначально отсутствующий или грубо недостаточный контакт с матерью сменяется симбиотическим, что происходит у разных детей в разном возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей динамики созревания — у одних детей в 2-3 года, у других — в 5-7 лет. На этом этапе сепарация от матери приводит к тревоге, протестам, а в крайних случаях — к реакциям психотического типа. По мере сглаживания симбиотического контакта с матерью постепенно развиваются контакты с другими людьми: сначала с близкими и хорошо знакомыми взрослыми, затем с более широким кругом взрослых и старшими детьми, затем с детьми младше себя и лишь в последнюю очередь со сверстниками.
18) Прогноз при детском аутизме зависит:
- — от тяжести собственно аутистических проявлений,
- — наличия или отсутствия выраженных органических поражений,
- — темпа развития интеллекта и речи,
- — и времени начала лечения (патогенетический эффект медикаментозных средств максимален в возрасте до 7-8 лет, после чего лекарства оказывают симптоматическое, “косметическое” действие; а медико-педагогичекая и психологическая помощь наиболее продуктивна на базовых этапах (до 5-7 лет) формирования личности).
- Письменная Н.В.
Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. — Москва. — “Медицина”. — 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — Москва. — “Медицина”. — 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. — “Теревинф”. – 1997г.
Источник
На чтение 4 мин. Просмотров 104 Опубликовано 13.03.2020
Аутизм имеет несколько видов, одним из которых является классический аутизм — Синдром Каннера.
Первым симптомы детского аутизма описал Лео Каннер, американский психиатр, в 1943 году. Соответственно, классический аутизм, низкофункциональный, симптомы которого он описал, стал носить имя доктора Каннера (синдром Каннера или аутизм Каннера).
Синдром Каннера или аутизм Каннера — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Люди с синдромом Каннера в большинстве своем невербальны или маловербальны, имеют большое количество стимов, сильно замкнуты, интеллект значительно снижен вплоть до тяжелой умственной отсталости. Аутизм Каннера — тяжелое расстройство, сохраняющееся на протяжении всей жизни, которое нельзя «победить» или вылечить. Однако, синдром Каннера в наше время успешно корректируется.
В младенчестве (до года) ребенок с аутизмом Каннера не проявляет комплекс оживления при виде родителей, не агукает. Находясь на руках, крайне пассивен. Возможны патологические страхи звуков, издаваемых бытовыми приборами.
В младшем дошкольном возрасте симптомы становятся более выраженными. Родители могут обратить внимание, что у малыша отсутствует зрительный контакт, указательный жест и жесты «да», «нет». У ребенка появляются ритуалы, действия, которые многократно повторяются в определенной последовательности, непроизвольные движения руками или вращения кистями рук. Отсутствует речь. Вербальное общение (речь) представляет собой вокализацию или эхолалию.
Появляется избирательность в еде и непереносимость внешних раздражителей таких, как свет, звуки, запах, одежда, объятия и т.д. Ребенок не способен отличить неживое от живого (например, не замечает людей и относится к ним как к предметам). Отсутствует инстинкт самосохранения. Ребенок не принимает правила игры, а взамен придумывает свои правила. Игры однотипные и однообразные. Происходит отчужденность с семьей, родственниками. Однако, может и наблюдаться патологическая привязанность к матери, без проявления при это теплоты и радости.
Все симптомы, как правило проявляются до 3-х лет. Если вышеперечисленные симптомы проявляются после 3-х лет (или часть симптомов до 3-х лет, а основная масса симптомов после 3-х лет), то скорее всего речь идет о других видах аутизма (синдром Аспергера; атипичный аутизм).
Важно, что при синдроме Аспергера и атипичном аутизме симптоматика сохраняется в 90% случаях. Т.е. все симптомы, относящиеся к синдрому Каннера, присутствуют и в других типах аутизма, однако, они могут быть смазаны, менее выразительны.
Диагностируется синдром, как правило, с 1.5 лет. Но это в идеале конечно, на практике, к сожалению в нашей стране даже синдром Каннера диагностируется гораздо позже 1.5 лет, а уж синдром Аспергера или атипичный аутизм и вовсе могут остаться не замеченными нашими «светилами» в области медицины вплоть до подросткового возраста. Или, что гораздо чаще даже встречается, вместо правильного диагноза ставится мешок других, таких как детская шизофрения, уо, ЗПРР и т.д. И ребенок очень долго может оставаться без должной помощи.
В наше время все чаще стали фиксироваться случаи детей с классическим аутизмом с сохранным или незначительно сниженным интеллектом. Такие дети при ранней диагностике и правильной коррекции успешно обучаются и частично социализируются. Поэтому так важно, что бы люди просвещались в этом вопросе, больше узнавали информации и во время смогли бы обратить внимание на опасные симптомы своих детей.
Источник