В отличие от шизофрении при синдроме каннера отсутствует прогредиентность

В отличие от шизофрении при синдроме каннера отсутствует прогредиентность thumbnail

Синдром Каннера – непроцессуальный вариант детского аутизма, ядерная форма. Клинические проявления:

1) Невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни. В грудном возрасте отсутствует “комплекс оживления” при контакте с матерью (ребенок не реагирует на ее уход, приход, пассивен или негативистичен к ней). Иногда отмечается симбиоз – ребенок не расстается с матерью, но не проявляет к ней ласки.

2) Аутизм – “уход в себя”, проявляется в виде самоизоляции с неспособностью к установлению контакта с окружающими (т.е. контакты с окружающими снижены или отсутствуют):

  • — ребенок погружен в свой внутренний мир;
  • — смотрит “мимо” детей, играет “около”;
  • — не отвечает на обращенные к нему вопросы;
  • — речь нередко обращена в пространство, ответы носят характер непосредственных и отставленных эхолалий (“граммофонная или попугайная речь” по Каннеру);
  • — нередко называет себя во 2-м или 3-ем лице (отмечается задержка развития личного местоимения “Я”).

3) Отсутствует адекватное эмоциональное реагирование (холодны, отчуждены с близкими).

4) Внешне это обычно красивые дети с “задумчивым, сонным, отрешенным” лицом (“лицо принца” по Каннеру) — настороженно-напряженным и недовольным в присутствии людей и удовлетворенным при их уходе.

5) Обращает на себя внимание крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными. Также отмечается слабость эмоционального резонанса с гиперестезией к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Т.е. окружающая среда для них является источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается отрицательнымфоном настроения.

6) Болезненная гиперестезия и эмоциональный дискомфорт приводят к повышенной боязливости, легкости возникновения страхов у детей-аутистов. У них часто отмечаются страхи шума бытовых приборов, воды, ветра, которые могут сохраняться годами. (Аутистические страхи связаны с искаженным восприятием окружающего мира, который воспринимается на основании отдельных аффективно значимых признаков, а не целостно).

7) Для аутичных детей типичен “феномен тождества” — стремление поддерживать и сохранять неизменность окружающей обстановки. Казалось бы не замечающий ничего вокруг, ребенок может отреагировать бурным и непонятным для родителей возбуждением в ответ на незначительные изменения в окружающем. Это предельное выражение страха новизны в целом, выражающегося в крайне трудном принятии любых изменений (в еде, одежде, обстановке, маршрутах прогулок и т.д.). К этому примыкает и непереносимость взгляда в глаза — человеческое лицо оказывается для аутичного ребенка до болезненности избыточно изменчивым.

8) Поэтому для детей-аутистов характерно отсутствие или недостаточность зрительного контакта (который воспринимается как чрезмерный раздражитель). Отсутствие взгляда в лицо создает трудное и для родителей, и для врача переживание отстраненности, отчуждения, приводящее к попыткам активно стимулировать зрительный контакт. Но результатом чаще всего становится полное прекращение контакта.

9) При аутизме отсутствует поведенческая ориентировка на людей, отмечается неспособность к отличению их от неодушевленных предметов. Аутичный ребенок относится к людям как вещам, “ходит мимо людей”, “смотрит сквозь людей”, не реагирует на обращение и обычно ведет себя с людьми как с неодушевленными носителями интересующих его свойств, что может вводить в заблуждение родителей, приписывающих его внимание себе.

Читайте также:  Синдром слс код по мкб 10

10) Физический контакт, если и случается, носит неуклюжий и очень манипулятивный характер, нередко производя формальное впечатление агрессии: ребенок может наступить на голову другому ребенку или обнять за голову так, что тот не может дышать.

11) Аутичный ребенок не только не участвует в детских играх, но и в своей одинокой игре не обнаруживает коммуникативных тенденций (характерных для здоровых детей). Игровая деятельность носит стереотипный, монотонный характер. Чаще всего это механические манипуляции с неигровыми (веревки, гвозди, бумажки) (реже игровыми) предметами (например, ребенок стереотипно перекладывает кастрюли, включает и выключает свет). Отмечается овладевающее пристрастие к играм с неконструктурированным материалом (песком, водой).

12) В последнее время получены данные, согласно которым 70-80% детей с синдромом Каннера страдают умственной отсталостью. Но в любом случае отмечается неравномерность интеллектуального развития и “западение” невербальных показателей по сравнению с вербальными при исследовании по методике Векслера. Нормальная интеллектуальная деятельность всегда характеризуется аутистической направленностью (игры, интересы, фантазии оторваны от реальной ситуации).

13) Речь, вне зависимости от того, развивается она в обычные сроки, с задержкой или, наоборот, с опережением, не используется или используется крайне ограниченно в коммуникативных целях. Речевая продукция обычно спонтанна, ограничивается непосредственными и (или) отставленными эхолалиями (внеситуативным и стереотипным воспроизведением когда-то слышанного). В более мягких случаях обращает на себя внимание несоответствие правильной (грамматически и синтаксически), сложной речи с неспособностью к диалогу. Модуляции голоса вычурные и неестественные, интонирование бедное. При хорошем развитии речи ребенок часто использует метафорические высказывания, необычные языковые стратегии.

14) Особенности коммуникативности взаимосвязаны с формированием “Я”, которое у многих детей с аутизмом происходит лишь к 6-8 годам. Местоимение “Я” появляется в речи не раньше, чем ребенок начинает достаточно свободно и правильно использовать местоимения “он, она, они” и “ты”. Даже к 5-6 годам большинство детей называют себя по имени или во 2-ом или 3-ем лице, не используя слово “Я”, которое, однако, произносят в эхолалической речи.

15) Для детей, страдающих аутизмом типична недостаточность моторики – движения угловатые, неловкие, нередко с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости отмечаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движений.

16) Клиническое проявление симптоматики при синдроме Каннера происходит на 1-ом году жизни. Однако в поле зрения специалистов ребенок обычно попадает не ранее 2-3 лет, когда нарушения становятся достаточно явными. Но и тогда родители часто затрудняются в определении нарушений, прибегая к оценочным суждениям: “Странный, не такой как все”. Нередко истинная проблема маскируется более понятными для родителей мнимыми или реальными нарушениями — например, задержкой речевого развития или нарушениями слуха.

Читайте также:  Тесты сестринская помощь при синдроме нарушения мочеотделения

При сборе анамнеза нередко удается выяснить, что уже на первом году ребенок слабо реагировал на людей, не принимал позу готовности при взятии на руки, а взятый — был необычно пассивен (“как мешочек с песком”), боялся бытовых шумов (пылесоса, кофемолки и т.д.), не привыкая к ним со временем, обнаруживал необычайную избирательность в еде, отказываясь от пищи определенного вида или цвета. (Некоторые исследователи считают, что ригидность, жесткость и агрессивность при взятии на руки более характерны для тех детей, у которых в будущем развивается шизофрения, тогда как пассивность более присуща непроцессуальному синдрому Каннера).

17) Аутизм, как его понимал Каннер, отличается от шизофрении отсутствием процессуальной прогредиентности и имеет тенденции к (разной степени) положительной динамике. Динамика стержневых для аутизма коммуникативных трудностей обнаруживает ряд закономерностей, выявляемых по мере спонтанного или терапевтического улучшения состояния. Первоначально отсутствующий или грубо недостаточный контакт с матерью сменяется симбиотическим, что происходит у разных детей в разном возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей динамики созревания — у одних детей в 2-3 года, у других — в 5-7 лет. На этом этапе сепарация от матери приводит к тревоге, протестам, а в крайних случаях — к реакциям психотического типа. По мере сглаживания симбиотического контакта с матерью постепенно развиваются контакты с другими людьми: сначала с близкими и хорошо знакомыми взрослыми, затем с более широким кругом взрослых и старшими детьми, затем с детьми младше себя и лишь в последнюю очередь со сверстниками.

18) Прогноз при детском аутизме зависит:

  • — от тяжести собственно аутистических проявлений,
  • — наличия или отсутствия выраженных органических поражений,
  • — темпа развития интеллекта и речи,
  • — и времени начала лечения (патогенетический эффект медикаментозных средств максимален в возрасте до 7-8 лет, после чего лекарства оказывают симптоматическое, “косметическое” действие; а медико-педагогичекая и психологическая помощь наиболее продуктивна на базовых этапах (до 5-7 лет) формирования личности).                                                                                                                                                                      
  • Письменная Н.В.

Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. — Москва. — “Медицина”. — 1999г.; Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — Москва. — “Медицина”. — 1995г.; Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – Москва. — “Теревинф”. – 1997г.

Источник

На чтение 4 мин. Просмотров 104 Опубликовано 13.03.2020

Аутизм имеет несколько видов, одним из которых является классический аутизм — Синдром Каннера.

Первым симптомы детского аутизма описал Лео Каннер, американский психиатр, в 1943 году. Соответственно, классический аутизм, низкофункциональный, симптомы которого он описал, стал носить имя доктора Каннера (синдром Каннера или аутизм Каннера).

Синдром Каннера или аутизм Каннера — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Люди с синдромом Каннера в большинстве своем невербальны или маловербальны, имеют большое количество стимов, сильно замкнуты, интеллект значительно снижен вплоть до тяжелой умственной отсталости. Аутизм Каннера — тяжелое расстройство, сохраняющееся на протяжении всей жизни, которое нельзя «победить» или вылечить. Однако, синдром Каннера в наше время успешно корректируется.

Читайте также:  Синдром де кервена и как лечить

В младенчестве (до года) ребенок с аутизмом Каннера не проявляет комплекс оживления при виде родителей, не агукает. Находясь на руках, крайне пассивен. Возможны патологические страхи звуков, издаваемых бытовыми приборами.

классический аутизм Синдром Каннера

В младшем дошкольном возрасте симптомы становятся более выраженными. Родители могут обратить внимание, что у малыша отсутствует зрительный контакт, указательный жест и жесты «да», «нет». У ребенка появляются ритуалы, действия, которые многократно повторяются в определенной последовательности, непроизвольные движения руками или вращения кистями рук. Отсутствует речь. Вербальное общение (речь) представляет собой вокализацию или эхолалию.

Появляется избирательность в еде и непереносимость внешних раздражителей таких, как свет, звуки, запах, одежда, объятия и т.д. Ребенок не способен отличить неживое от живого (например, не замечает людей и относится к ним как к предметам). Отсутствует инстинкт самосохранения. Ребенок не принимает правила игры, а взамен придумывает свои правила. Игры однотипные и однообразные. Происходит отчужденность с семьей, родственниками. Однако, может и наблюдаться патологическая привязанность к матери, без проявления при это теплоты и радости.

Все симптомы, как правило проявляются до 3-х лет. Если вышеперечисленные симптомы проявляются после 3-х лет (или часть симптомов до 3-х лет, а основная масса симптомов после 3-х лет), то скорее всего речь идет о других видах аутизма (синдром Аспергера; атипичный аутизм).

Важно, что при синдроме Аспергера и атипичном аутизме симптоматика сохраняется в 90% случаях. Т.е. все симптомы, относящиеся к синдрому Каннера, присутствуют и в других типах аутизма, однако, они могут быть смазаны, менее выразительны.

Диагностируется синдром, как правило, с 1.5 лет. Но это в идеале конечно, на практике, к сожалению в нашей стране даже синдром Каннера диагностируется гораздо позже 1.5 лет, а уж синдром Аспергера или атипичный аутизм и вовсе могут остаться не замеченными нашими «светилами» в области медицины вплоть до подросткового возраста. Или, что гораздо чаще даже встречается, вместо правильного диагноза ставится мешок других, таких как детская шизофрения, уо, ЗПРР и т.д. И ребенок очень долго может оставаться без должной помощи.

В наше время все чаще стали фиксироваться случаи детей с классическим аутизмом с сохранным или незначительно сниженным интеллектом. Такие дети при ранней диагностике и правильной коррекции успешно обучаются и частично социализируются. Поэтому так важно, что бы люди просвещались в этом вопросе, больше узнавали информации и во время смогли бы обратить внимание на опасные симптомы своих детей.

Источник