В клинике психическое недоразвитие рассматривается как синдром
Психическое недоразвитие рассматривается как синдром тотальной ретардации. Наиболее типичной формой психического недоразвития является умственная отсталость.
Для обозначения группы аномалий развития, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие, немецкий психиатр Э.Крепелин в начале XX века предложил термин олигофрения. В настоящее время в западной психиатрии отдается предпочтение термину умственная отсталость (по этическим соображениям). Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении активно велось в XX веке такими отечественными учеными, как П. Я. Трошин, Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, Г. К. Ушаков, В. В. Ковалев, С.С.Мнухин, Д. Н. Исаев и др.
В. В. Ковалев дает следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость — это сборная группа различных по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям непрогрессирующих патологических состояний, основным признаком в которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до трех лет) общего психического недоразвития, с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей» [Ковалев, 1979, с. 424].
Отечественные психиатры к умственной отсталости относят те формы психического недоразвития, при которых на первый план выступает интеллектуальный дефект и отсутствует прогредиентность, т. е. прогрессирование в развитии дефекта (Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев).
Хотя психическое недоразвитие проявляется в многочисленных синдромах ранней и стойкой общей отсталости, главным психопатологическим стержнем психического недоразвития является слабость абстрактного мышления. Клинико-психологическая структура дефекта обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом, с преимущественной незрелостью коры (наиболее поздно созревающего и наиболее сложного образования головного мозга) — и в первую очередь лобных и теменных областей (М. С. Певзнер).
Причинами олигофрении могут быть разные факторы экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера, вызывающие органические нарушения головного мозга.
- 1. Классификация поражений головного мозга по времени возникновения:
- 1) пренатальные (до родов);
- 2) интранатальные (в период родов);
- 3) постнатальные (после родов).
- 2. Классификация поражений головного мозга по патогенным факторам:
- 1) хромосомно-генетические;
- 2) внутрисекреторно-гормональные (нарушения эндокринной системы);
- 3) несовместимость состава крови матери и плода по резус- фактору;
- 4) гипоксические (кислородная недостаточность);
- 5) токсические (нарушение обмена веществ, употребление вредных веществ: алкоголь, наркотики, некоторые лекарственные препараты);
- 6) воспалительные (энцефалит и менингит при краснухе, токсо- плазмоз — при заражении плода паразитами в организме матери и других инфекционных заболеваниях матери);
- 7) травматические (несчастные случаи, сдавливание мозга во время родов с кровоизлияниями);
- 8) дегенеративные;
- 9) внутричерепные новообразования (опухоли).
В раннем возрасте возрастная динамика психического развития при умственной отсталости характеризуется крайней замедленностью психомоторного и речевого развития. В дошкольном возрасте четко выступает недостаточность интеллектуальной деятельности в целом: отсутствие любознательности, слабость познавательной активности.
В школьном возрасте вспомогательными критериями для определения наличия умственной отсталости у ребенка служат:
- • нарушение социальной адаптации;
- • трудности при усвоения школьной программы.
Г. Е. Сухаревой были сформулированы 2 основных клинико-психо- логических закона умственной отсталости (олигофрении).
- 1. Тотальность нервно-психического недоразвития.
- 2. Иерархичность нервно-психического недоразвития. Многочисленные эмпирические исследования психологов и дефектологов при изучении разных психических функций также показали, что психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный и иерархичный характер.
Тотальность означает, что недоразвитие охватывает все сферы психики: сенсорику и моторику, внимание и память, мышление и речь, интеллект, эмоционально-волевую и морально-нравственную сферу, личность в целом. Иерархичность выражается в том, что более всего проявляется недоразвитие мышления, а в недоразвитии отдельных психических функций наиболее страдает их высшее звено, поскольку нарушенное мышление затрудняет развитие всех других функций и сфер. Такое тормозящее влияние называют препятствием «сверху вниз». В свою очередь, недоразвитие элементарных функций в некоторой степени тоже тормозит развитие мышления — влияние «снизу вверх».
Так, в восприятии, прежде всего, страдает наиболее сложный уровень, связанный с анализом и синтезом воспринимаемого. Отмечаются трудности в восприятии топологических свойств предметов, замкну- тых/разомкнутых линий, количества углов, пространственного соотношения расположения объектов. На этом основан гештальт-тест Бендер, направленный на оценку интеллекта.
Исследования особенностей памяти показали большее недоразвитие словесно-логической памяти (при относительной сохранности механической), а также опосредованного запоминания — в отличие от непосредственного. Однако уже в непосредственном запоминании (методика 10 слов) наблюдаются определенные отличия от нормы. Здоровый ребенок при запоминании стремится связать отдельные слова в смысловые группы, а ребенок с умственной отсталостью этого не делает. При психическом недоразвитии отмечается замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и воспроизведения информации (Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев).
В сфере двигательной активности в большей степени страдает мелкая моторика, чем грубая, пластичность движений, одновременные движения, сложные двигательные формулы. Движения затруднены общим двигательным беспокойством или, напротив, заторможенностью, наличием синкенезий. Ряд отечественных исследователей (А. Р. Лурия, А. И. Мещеряков, В. И. Лубовский и др.) изучали особенности нейродинамики нервно-психических процессов при умственной отсталости. Результаты исследований показали, что при олигофрении наблюдается нарушение общей нейродинамики, главным образом патологическая инертность, плохая переключаемость психических процессов.
Степень развития речи обычно соответствует общей тяжести психического дефекта. Страдает грамматический строй, затруднено понимание смысла слов, наблюдаются дефекты произношения, косноязычие.
В эмоциональной сфере наблюдается малая дифференцированность эмоций, бедность оттенков переживаний, затруднения в понимании тонких чувств, эмоциональная вязкость, неспособность регулировать аффекты.
Личность характеризуется низким уровнем познавательных интересов, повышенной внушаемостью, незрелостью мотивации и слабостью борьбы мотивов, недостаточной критичностью поведения.
Систематика умственной отсталости производится с разных позиций:
- • по степени выраженности;
- • по этиологии и патогенезу;
- • по патогенезу и качественной клинико-психологической структуре.
По глубине дефекта умственная отсталость подразделяется на 3 степени.
- 1. Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. Характеризуется сильным недоразвитием моторики; координация движений резко нарушена. Развитие речи часто не идет дальше произнесения отдельных звуков или искаженного произнесения ограниченного количества слов. Осмысление окружающего недоступно, навыки самообслуживания отсутствуют. Такие дети нуждаются в постоянном уходе и наблюдении и направляются в учреждения социального обеспечения.
- 2. Имбецильность — в менее резкой форме, чем при идиотии, но достаточно отчетливо выявленные нарушения психического и физического развития. Такие дети овладевают элементами речи, но запас слов у них мал. Произношение неправильно. При правильном воспитании им удается привить элементарные навыки труда и самообслуживания. Однако они неспособны к усвоению программы даже начальной школы и нуждаются в опеке.
- 3. Дебильность — наиболее легкая степень умственной отсталости (по сравнению с идиотией и имбецильностью). Дети с олигофренией в степени дебильности составляют основную массу учащихся вспомогательных школ. Владеют речью, двигательные нарушения у них компенсируются настолько, что в дальнейшем это не мешает им в трудовой деятельности. Способны овладеть программой вспомогательной школы (уровень 4-го класса массовой школы), овладеть несложной профессией и впоследствии вести самостоятельную жизнь. Классификации по этиопатогенетическим характеристикам таковы.
В. В. Ковалев выделяет следующие основные формы умственной отсталости.
- 1. Умственная отсталость при хромосомных нарушениях.
- 2. Наследственные формы умственной отсталости.
- 3. Смешанные по этиологии (экзогенно-эндогенные) формы.
- 4. Экзогенно обусловленные формы.
К наиболее распространенным заболеваниям при хромосомных нарушениях относятся нижеперечисленные синдромы.
Синдром Дауна — хромосомная патология, характеризующаяся наличием дополнительных копий генетического материала 21-й хромосомы. Заболевание можно диагностировать в период новорожденное™ по характерному внешнему облику: череп округлой формы, затылок «скошен», плоская переносица, добавочное веко, «готическое» нёбо, толстый язык с поперечными бороздами и др. Дети более старшего возраста имеют приземистую фигуру и короткие конечности. Мышечный тонус обычно снижен, двигательные навыки развиваются с задержкой. Характерно недоразвитие интеллекта разной степени, тугоподвижность мышления, нарушенное звукопроизношение. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Дети добродушны, стыдливы, обидчивы, сострадательны, послушны; обладают хорошей способностью к подражанию. Они любят находиться в коллективе и могут обладать сравнительно высоким уровнем социальной адаптации.
2 аномалии связаны с половой хромосомой.
Синдром Шерешевского — Тёрнера. Набор хромосом ХО. Встречается у девочек. Характерны специфические внешние признаки: короткая шея; маленький рост сочетается с нормальными пропорциями тела; у многих бывают различные аномалии скелета (плоская грудная клетка, сращение позвонков и др.) Интеллект варьирует от нормы до дебильности со значительной недостаточностью пространственного мышления. Характерен психический инфантилизм: капризны, внушаемы, охотно принимают опеку, бывают упрямы. Они степенны, обстоятельны, склонны к резонерству.
Синдром Кляйнфельтера обусловлен присутствием добавочной Х-хромосомы. Встречается у мальчиков. Характерны следующие внешние признаки: высокий рост, непропорционально длинные ноги и руки, отложение жира на бедрах и груди, недоразвитие половых признаков и др. Для большинства детей характерна психическая вялость, медлительность, что приводит к нарушениям работоспособности. Бывают аффективные вспышки. Интеллект варьирует от нормы до дебильности, однако продуктивность ниже интеллектуальных возможностей из-за снижения психической активности.
Существуют и другие заболевания, вызванные хромосомными нарушениями.
Наследственные болезни, сопровождающиеся нарушением обмена веществ, развиваются в результате изменения генетической информации — вследствие изменения генов, ответственных за синтез того или иного фермента или белка. В основном эти заболевания обусловлены рецессивными генами в аутосомах, если дефектный ген имеется в двойной дозе (один от отца, другой от матери). Патология обмена веществ приводит к грубым морфологическим и функциональным изменениям в тканях мозга и периферических нервов. Заболевания быстро прогрессируют. Однако при некоторых заболеваниях в условиях своевременного лечения можно предотвратить развитие необратимых изменений в организме. Выделяют наследственные болезни обмена аминокислот, липидов, мукополисахаридов, микроэлементов и др. (Л. О. Бадалян).
Одно из таких заболеваний — фенилкетонурия. В основе болезни лежит снижение активности или отсутствие фермента фенилаланинги- дроксилазы. К поражению нервной системы приводит избыточное накопление токсических веществ (кетокислот). Характерны светлые волосы, голубые глаза, специфический «мышиный запах». В ранней стадии заболевания наблюдается снижение тонуса мышц, постепенно формируются парезы и параличи, нередко отмечаются судороги. Снижение интеллекта сочетается с отставанием в физическом развитии. При отсутствии лечения интеллект снижается до идиотии. Лечение эффективно, если оно начинается до появления первых симптомов поражения нервной системы. Большинство таких детей учатся в специальных школах. Дети не стремятся к общению, их эмоции бедны, часто неадекватны, интересы снижены. Они беспокойны, склонны к вспышкам гнева.
М. С. Певзнер, исходя из патогенеза, выделила 5 форм олигофрении.
- 1. Неосложненная форма умственной отсталости. При данной форме дети характеризуются уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Дети способны к целенаправленной деятельности, если задание понятно и доступно. Их поведение в привычной ситуации не имеет резких отклонений.
- 2. Умственная отсталость в сочетании с нарушениями нейродинамики. Дети характеризуются неустойчивостью эмоциональноволевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, что отчетливо проявляется в особенностях поведения и снижении работоспособности.
- 3. Умственная отсталость в сочетании с нарушением функций анализаторов. При данной форме диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
- 4. Умственная отсталость в сочетании с психопатоподобным поведением. При данной форме у детей отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у них оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
- 5. Умственная отсталость с выраженной лобной недостаточностью. При олигофрении данной формы дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию. Существует много классификаций умственной отсталости по клинико-психологической структуре, поскольку разнообразие форм проявлений умственной отсталости чрезвычайно велико, и каждый автор при создании классификации опирался на свой клинико-психолого- педагогический анализ (Г. Е. Сухарева, Д.Н. Исаев и др.).
Г. Е. Сухарева выделяет 3 формы олигофрении.
- 1. Неосложненные формы олигофрении чаще связаны с генетической патологией. В клинико-психологической картине дефекта имеются лишь вышеописанные черты недоразвития.
- 2. Осложненные формы олигофрении, при которых психическое недоразвитие осложнено энцефалопатическими симптомами повреждения нервной системы. Осложненные формы чаще имеют натальную и постнатальную (в первые 2-3 года жизни) этиологию. Энцефало- патические расстройства, перечисленные ниже, усугубляют психическое недоразвитие.
- • Церебрастенические симптомы (повышенная утомляемость и психическая истощаемость) не позволяют приобрести тот запас знаний, который является потенциально доступным для возможностей мышления.
- • Неврозоподобные синдромы (ранимость, боязливость и др.) могут резко тормозить активность, самостоятельность, общение с окружающими.
- • Психопатоподобные расстройства (аффективная возбудимость, расторможенность влечений) грубо дезорганизуют работоспособность, деятельность и поведение в целом.
- • Эпилептиформные расстройства (судорожные припадки, так называемые эпилептические эквиваленты) ухудшают психическое состояние и интеллектуальную работоспособность ребенка, являются формальным противопоказанием для его обучения в школе.
- • Апатико-адинамические расстройства (медлительность, вялость, слабость побуждения к деятельности) наиболее грубо усугубляют умственное недоразвитие.
- 3. Атипичные формы олигофрении отличаются тем, что при них нарушаются основные закономерности умственной отсталости. При олигофрении, обусловленной гидроцефалией, частично нарушается фактор тотальности поражения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память. Закон иерархичности недоразвития нарушается при умственной отсталости, обусловленной недоразвитием щитовидной железы (на первый план выходит резкая слабость побуждений); при лобной олигофрении (на первый план выступает грубое нарушение целенаправленности, превалирующей по своей массивности над тяжестью недоразвития логического мышления); при грубом западении какой-либо отдельной корковой функции (памяти, пространственного гнозиса, речи и т. д.), связанном с локальным повреждением. Так, при олигофрении, обусловленной ранним травматическим поражением мозга, нарушения памяти выражены значительно больше, чем недостаточность других высших психических функций [Сухарева, 1965].
Источник
Нарушение психического развития (НПР) — это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.
Основными причинами нарушений психического развития являются:
- наследственные патологии головного мозга;
- хромосомные заболевания;
- пороки головного мозга;
- эпилептический синдром;
- поражения и патологии центральной нервной системы, головного мозга;
- тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
- наследственные эндокринные заболевания;
- соматические патологии;
- нарушения и заболевания органов чувств;
- отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.
Формы отклонений в нервно-психическом развитии
- Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.
- Задержка развития, представляющая собой различные варианты инфантилизма, нарушения навыков обучения, недостаточность высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости, задержка развития характеризуется частичным отставанием в развитии и разной степенью его обратимости.
- Поврежденное умственное развитие подразумевает случаи, когда у ребенка заболеваниям (прежде всего центральной нервной системы) или травмам предшествовал период нормального развития.
- Дифицитарное развитие – это вариант психофизического развития в условиях глубоких зрительных, слуховых и суставно-мышечных аномалий.
- Искаженное развитие представляет собой комбинацию недоразвития, задержки и повреждения.
- Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности. Свойственной такому типу дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.
Классификация
Сегодня психиатры различают следующие типы нарушений психического развития:
- Патологическое психическое развитие, которое спровоцировано соматическими и психическими патологиями.
- Дисгармоничное психическое развитие.
- Дизонтогенез (искаженное, замедленное и поврежденное развитие).
- Дегенеративное психическое развитие, которое связано с эпилепсией или другими психическими заболеваниями.
- Необратимое психическое недоразвитие.
Кроме этого, существуют еще несколько типов НПР. Медспециалисты классифицируют их по шизофреническому процессу:
- Умственная отсталость.
- Ретардация.
- Асинхрония.
По клинических формах различают:
- Соматопатия.
- Аутизм.
- Акселерация.
- Инфантилизм.
По типу олигофрении НПР обладают следующими формами:
- Психопатическая.
- Анализаторная.
- Нейродинамическая.
- Неосложненная.
Этапы формирования психики ребенка
Формирование психики ребенка, как и всего в этом мире, подразделяется на этапы, их всего четыре:
- Моторный этап. Проходит на первом году жизни и характеризуется обретением двигательных умений и навыков
- Сенсорный этап. Он продлится от года до трех. Характеризуется осознанием действий и развития внимания, мышления, сознания, восприятия и целенаправленной деятельности.
- Аффективный этап. Он пролегает между двумя основными кризисами личности — кризисом трех лет и подростковым кризисов. Ему свойственно проявление индивидуальности в поведении
- Идеаторный этап. Подростки его проходят в 12-14 лет. В это время формируется абстрактное мышление, умение строить планы на будущее, усваивать сложные понятия и суждения.
Особенно внимательно за детьми следят в первые годы жизни, это все потому, что именно тогда нервно-психическое развитие проходит наиболее стремительно. Существуют определенные таблицы диагностики нервно-психического развития детей. Они есть у каждого доктора, неоднократно публиковались как в печатных так и в Интернет изданиях.
Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
- Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
- Эмоции;
- Общие движения;
- Движения руки и действие с предметами;
- Подготовительные этапы развития и понимания речи;
- Навыки и умения.
Основные закономерности психического развития ребенка
Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:
- Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
- Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
- Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
- При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.
Почему происходит задержка психического развития?
Биологические причины:
- мама перенесла во время беременности какую-то болезнь либо чем-то хронически больна (диабет);
- токсикоз;
- мама, будучи беременной, курила, пила и, хуже всего, употребляла наркотики;
- если у родственников малютки есть неврологические, психические заболевания;
- патологические роды (преждевременные, кесарево сечение, ошибка врача);
- разные инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем детстве.
Социальные причины:
- неблагополучная семья;
- нет контакта с матерью;
- с малышом мало общаются, играют, дают ему недостаточно информации, ничему не учат;
- для крохи делают все, что ему не нужно совершать даже малейших усилий;
- постоянная агрессия со стороны окружающих (бьют, кричат);
- психологические травмы (отец избивает мать в присутствии детей).
Диагностика задержки психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.
На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.
С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.
Лечение нарушений психического развития
Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.
Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.
В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.
При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:
- коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
- коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
- сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
- аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
- релаксационные упражнения;
- лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
- физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.
Подходы в психотерапии детских неврозов
Закономерности психического развития детей сейчас таковы, что помимо определенных стадий, они обязаны быть ознакомлены с возможными отклонениями в нервно-психическом развитии. В психотерапевтической помощи могут нуждаться дети с синдромом жестокого обращения, врожденными нарушениями и аномалиями развития, психическими травмами, логоневрозами, посттравматическими стрессовыми расстройствами. Противопоказаниями к проведению подобного вида лечения являются: умственная отсталость, тяжелые органические заболевания нервной системы, возраст до четырех лет.
Этапы психотерапевтической помощи:
- контакт;
- контракт;
- собственно психотерапия;
- завершение и окончание.
Методы психотерапии, которые могут применяться у детей дошкольного возраста:
- арт-терапия;
- внушение (суггестия);
- игровая терапия;
- музыкотерапия;
- психотерапия творческим самовыражением;
- дебрифинг.
Профилактика задержки психического развития (ЗПР)
Чтобы быть спокойными и уверенными в том, что нервно-психическое развитие сына или дочери протекает нормально, родителям следует озаботиться профилактикой нарушений и отставания.
- Необходимо посещать врача регулярно в соответствии с намеченным планом. Дети, находящиеся в группе риска, имеют свой особый график, в который входит обязательное наблюдение и контроль врача-невролога.
- Нужно использовать все доступные развивающие игры и занятия, повышающие интеллект. Однако не следует перегружать ребенка ранним обучением: языки, секции, кружки. До школы игровая деятельность должна быть основной.
- Обязательное наблюдение за детьми, находящимся в группе риска. Это касается не только родителей и врачей, но и воспитателей в детском дошкольном учреждении, а затем и учителей в школе.
- При любом выявленном врачом нарушении или отклонении точно выполнять предписания врача в полном объеме.
Автор: Левио Меши
Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем.
Посмотреть все записи автора Левио Меши
Источник