В чем отличие синдрома аспергера от шизофрении
Синдром Аспергера: дифференциальная диагностика от шизоидного расстройства личности.
Я опишу как я понимаю различие синдрома Аспергера от шизоидной психопатии. Начнем со сходства между этими расстройствами. Во первых, это трудности социальной коммуникации. У шизоидов они обусловлены ранним развитием формально-логического мышления, в результате которого дети становятся более «взрослыми» по сравнению с остальными, их интересы и склонности не соответствуют обычным детям. Это дополнительно приводит к снижению потребности в общении. Шизоиды в большинстве своем интроверты, и как все представители такого типа они истощаются в социальных контактах и находят силы в одиночестве. Также следует учесть их естественную склонность к аутизму. Аспергеры также благодаря своим способностям в виде зацикливании на одном объекте, прекрасной механической памяти приобретают сильные односторонние увлечения, которые изолируют их от остальных детей. Трудности социального взаимодействия у тех и других обусловлены недостатком социальных навыков, слабостью понимания невербального поведения. У шизоидов и Аспи этот недостаток появляется в результате оторванности от обычной жизни и ко всему этому добавляется и природная неспособность усваивать на интуитивном уровне эти навыки. Считается, что среди шизоидных психопатов так среди Аспи есть и амбиверты, и экстраверты. То есть они оба могут быть общительными, болтливыми, но часто выглядят занудливыми. Во вторых, это их моторная и координационная неуклюжесть. И Аспи, и шизоиды часто выглядят неуклюжими, со слаборазвитой моторикой. Но считается, что если шизоид в меру неуклюж, может с наскока об дверной косяк расшибить ногу , то Аспи часто испытывает проблемы с ощущением тела в пространстве, проблемы с проприорецепцией у них возникают чаще. В третьих, это чрезмерная сенсорная чувствительность или нечуткость , которая наблюдается у обоих типов. Но у Аспи характерны сенсорные аномалии в виде болезненной чувствительности к звукам и тому подобное. В четвертых , это неспособность интуитивно добывать знания. В пятых, нечуткость к социальным нормам. В шестых, имеют мало или не имеют друзей, либо многочисленные контакты формальны. В седьмых, они не склонны жестикулировать во время разговора либо это делают излишне. Особенно это наблюдается у шизофреников.
А вот и признаки, которые значительно отличают Аспи от шизоида, особенно эта разница видна при среднем уровне интеллекта. Во первых, это память. У Аспи механическая память лучше развита логической: часто не понимается смысл прочитанного, память хорошая и даже феноменальная. У шизоида великолепная память благодаря логическому компоненту. Стоить отметить, что логика у шизоидов более гипертрофированна , чем у Аспи. Но при высоком интеллекте эта разница не заметна. Во вторых, это эмоциональный компонент. Шизоиды лишены излишних эмоций, даже ярость выглядит у них нелепо. Аспи имеют богатый спектр эмоций, но не могут понять их. Это приводит к ритуалам, к самостимулированию, действия, которые наблюдаются у людей с повышенным эмоциональным напряжением. Также, чтобы снизить это напряжение, Аспи могут прибегать к потреблению однотипной пищи, прослушивании одной и той же музыке, делать одни и те же вещи, например, ходить кругами каждый вечер.Как правило, шизоиды не имеют столь рутинные непрактичные ритуалы, для них характерно свободное творение, свобода в действиях. Аспи не могут понять эмоции других людей без соответствующей подготовки. Сенситивные шизоиды крайне чувствительны к эмоциональным реакциям других людей, они могут понять эмоции других. Стеничным шизоидам безразличны эмоции других. В третьих, это мышление. У шизоидов сильно развиты абстрактные понятия, символическое мышление, творческое начало, что у Аспи не наблюдается. Аспи конкретны, педантичны, зачастую понимают буквально, не понимают символики и метафор, абстрактное мышление у них не так сильно развито, больше преобладает конкретика. Мышление Аспи может показаться оригинальным, творческим из-за слабого социального воздействия на него. Все мышление Аспергера подчиненно определенным логическим законам, оптимизирующим процесс, сильно связанно с практической составляющей. Также , шизоиды видят общую картину, а Аспи видят в основном детали и таким образом, что, как говориться, не видят леса за деревьями. В четвертых, это сексуальное влечение. Шизоиды часто асексуальны, а вот Аспи часто находят гетерогомо сексуальные наклонности. В пятых, это темперамент. Шизоидные психопаты входят в группу тормозимых. У них слабый темперамент. Часто подходит меланхоликам и флегматикам. Слабые импульсы. А вот Аспи могут быть как и тормозимыми, так и возбудимыми, активными. У них различный темперамент. В шестых, шизоидные психопаты мало получают ибо не получают удовольствие от любой деятельности. Им характерна ангедония. Отсюда слабая реакция на критику и похвалу. Аспи могут получать удовольствие от деятельности, причем от многократно повторяемой. Стремление разделять радость и интерес с другими ограниченно с неспособностью понять значимость этого поступка. То есть исходя их всего вышеперечисленного , Аспи могут не понимать великолепия и влияния на массы предметов искусства , но может описать их законы построения, могут не понять эмоциональной значимости музыки, но могут предположить что скрывается под этим ритмом и тоном.
Надо отметить, что Аспи с высоким интеллектом и саморегуляцией может нивелировать социальную слепоту, неловкость, он поймет законы формирования метафор и символов, может стать творческим, усилить и логический компонент памяти, занятиями спортом устранить неловкость и проблемы с проприорецепцией. Этот факт подтверждается и тем, что Аспи в 20% случаях во взрослом состоянии не удовлетворяют критериям синдрома Аспергера (F 84.5).
Вот краткая таблица различий:
ШРЛ
-раннее развитие формально-логического мышления
-великолепная память благодаря логическому компоненту
-лишены излишних эмоций
-чувствительны к эмоциональным реакциям других людей, они могут понять эмоции других
-свободное творение, свобода в действиях, свобода от рутины
—могут сильно развиты абстрактные понятия, символическое мышление, творческое начало
-видят общую картину
-часто асексуальны
-слабый темперамент
-характерна ангедония
СА
-зацикливание на одном объекте
-проблемы с ощущением тела в пространстве
-характерны сенсорные аномалии
-механическая память лучше развита логической
-ритуалы, к самостимулирование, склонность к рутине
-не могут понять эмоции других людей
—конкретны, педантичны, зачастую понимают буквально, не понимают символики и метафор
-видят в основном детали и таким образом, что ,как говориться, не видят леса за деревьями
-могут получать удовольствие от деятельности, причем от многократно повторяемой
Источник
Вечер. Луна.
Сейчас попробую объяснить.
Когда знаешь, что помощи не будет, то выбор не велик. Пан или пропал. Если хочешь жить, начнешь барахтаться и выбираться. САМ. А дальше все очень постепенно и очень медленно. Или медленное угасание или медленное возрождение. Я понимала, что загнуться в одиночестве самое подлое, что можно сделать со своей жизнью, которая никому не нужна.
Это была очень слабая мысль. Где-то потом прочитала, что мозг только приемник идей извне. Вот очень похоже. Сразу скажу, что у меня не было голосов, видений, озарений, откровений и прочей чуши.
Мое глубочайшее убеждение, что если ждать помощи, то собраться с силами сложнее. Проще сидеть и именно ждать. Тогда силы совсем уходят. Появляется расслабленность, мягкотелость, жалость к себе, плаксивость, слезливость. Возможно, это только в моем случае. Но я не переживала чужой опыт, судить могу только по себе. К тому же я очень стеснительна и мне было бы мучительно, что кто-то видит меня беспомощной. Опять же это верно именно для меня. Мне важно, чтобы моих мучений или моей слабости никто не видел.
Всегда было и есть сейчас, что я не показываю своей усталости, например. Никогда не говорю знакомым о своих проблемах. Мне каждый раз не удобно за человека, которым рассказывает мне о другом и ругает его. Не пытается разобраться в поведении другого и поэтому рассказывает, а именно судит и ругает.
Ругает он, а стыдно мне.
Для меня нормально в любом конфликте искать причину в себе. Меня облаяли, значит, спровоцировала я. Ну у меня так мозг устроен. Пусть по-идиотски.
Поэтому для меня был один выход — все самой. Самой осознавать, самой подниматься. Я начинала разговаривать вслух. Это не шизофрения. Это осознанно. При шизофрении человек испытывает галлюцинации, то есть реально слышит или видит то, чего нет. И на это реагирует. Он ведет беседу с реальным для него существом, а со стороны мы видим, что обращается он к пустоте. Это я потом уже села разбираться с психиатрией, пока я только поднимала себя за шкирку командами: вставай, иди и т. д.
Тогда я находила очень отрывочные сведения. Возможно, плохо умела искать. Это сейчас все мгновенно. Появилась эта несчастная девочка Грета. Понятно, что ребенка используют. Но вот она появилась со своими пламенными речами. И тут же озвучен диагноз — синдром Аспергера. И через секунду я нахожу целый сайт по этому синдрому со всеми ссылками. Все разжевано. все по полочкам. А тогда я долго не могла понять, что же такое шизофрения. Раздвоение сознания? А это как? Вот я ощущаю себя внутри своего тряпочного тела, а воля моя как бы снаружи. Это шизофрения? Вон тень в углу. Она реальна или это нечто? Я начинала следить за своим восприятием, вставала и проверяла. Нет, тень. Я начала себя контролировать и проверять.
Знаете, как некоторые любят жаловаться, мол, плохо лечат, плохое лекарство, пишут кляузы на врачей. Но самим при этом в лом что-то мазать по три раза на дню, что-то полоскать, выдерживать жесткую диету, не жрать что попало и пр. Любое лечение — труд самого болящего в первую очередь, а врач и таблетка излечению помогают. Или мешают, что тоже не редко. И именно так я понимала свое состояние. Помочь себе могу только я. Не можешь идти — ползи. Шевели хоть пальцами, зараза слабосильная, или сдохни позорно. Кстати, в Японии есть службы, которые убирают квартиры после смерти в них хозяев. Я видела фотки кроватей со следами протекших на них людей. Мне бы их увидеть тогда. Я вы вскочила.)
Еще раз. Это мой опыт. Мое сознание. Мой путь. Если кому-то проще попросить помощи, обязательно просите! Не бойтесь психиатров, они бывают разными, как и любые специалисты, по попадаются и прекрасные.
Источник
Шизофрения и аутизм — это отдельные неврологические расстройства, которые отражаются на социальном взаимодействии и когнитивной функции человека. Симптомы аутизма появляются в раннем детстве, а признаки шизофрении — в подростковом возрасте. Однако сходство двух заболеваний очевидно: дефицит абстрактных рассуждений, сложности в работе памяти и языка. Одно исследование показало, что люди с высокофункциональным аутизмом имеют когнитивный профиль, который напоминает шизофрению.
Еще в 1943 году, когда Лео Каннер впервые применил термин «аутизм» для описания эгоцентризма, различие между двумя расстройствами оставалось неясным на протяжении 30 лет. Диагностическое руководство по психическим нарушениям DSM-II причисляло случаи аутизма к шизофрении детства. В 1971 Г. Колвин провел важные исследования и указал различия двух заболеваний, которые повлияли на добавление отдельных категорий в DSM-III.
Возраст пациента при появлении симптомов и клиническая картина — основные факторы дифференциальной диагностики. Отличия касаются тактики лечения.
Только у детей с ранним началом шизофрении наблюдается достаточно высокий преморбидный уровень отклонений в развитии.
Детские психозы
Появление психоза в возрасте до 13 лет является редкой и тяжелой формой шизофрении. Многочисленные исследования свидетельствуют о высокой распространенности заболевания, которому могу предшествовать коморбидные расстройства аутистического спектра. Для больных характерен дефицит общения, отставание в развитии моторики и социальной привязанности. Подобные признаки обнаруживаются у 28 – 55% детей с аутизмом.
Ретроспективные исследования выявляют задержки в становлении речи и зрительно-двигательной координации в раннем детстве до появления психотических симптомов. Отставание речевого развития сочетается с преходящими моторными стереотипиями (повторяющиеся движения, позы и высказывания). Ранние нарушения формирования височной и лобной долей влияет на языковые трудности, а моторные автоматизмы указывают на аномалии развития базальных ганглиев.
Общие клинические особенности
Социальная изоляция, потеря связи с людьми, рассеянность — общие признаки аутизма и шизофрении. Когда люди с высокофункциональным аутизмом испытывают стресс, они становятся тревожными и проявляют параноидальные признаки. Например, просят изменить тему разговора или прекратить делать то, что им положено.
Существует два основных критерия для аутизма:
- постоянный дефицит социальной коммуникации, социального взаимодействия, социально-эмоциональной взаимности и коммуникативного поведения;
ограниченные, повторяющиеся модели поведения, проявления интересов и активности, к которым также относятся стереотипные или цикличные движения, поведенческая ригидность, избыточная заинтересованность в чем-то, аномально высокая или низкая реакция на сенсорные стимулы.
Основными критериями для шизофрении выступают: - галлюцинации, бредовые идеи, спонтанная речь, крайне дезорганизованное или кататоническое поведение;
негативные симптомы, такие как асоциальность, алогия, низкий уровень эмоциональной экспрессии, дефицит социальной коммуникации и мотивации.
Именно последние признаки находят отражение в клинической картине аутизма. Аналогичным образом грубое дезорганизованное поведение в шизофрении напоминает повторяющиеся стереотипные движения, эхолалии, непредсказуемое возбуждение, полную апатию в аутическом синдроме.
Особенности аутического расстройства
Ранний детский аутизм характеризуется крайней отрешенностью, самоизоляцией, неспособностью формировать отношения, неудачами в приобретении коммуникативных навыков, зацикленностью на однообразии. Многие когнитивные отклонения, связанные с шизофренией, также присущи аутизму:
- нарушение исполнительных функций;
- проблемы с абстрактным мышлением;
- неспособность к поведению, сосредоточенному на целенаправленном решении проблем.
Ученые обнаруживают клинические сходства во время диагностики, хотя шизофрения имеет больше наследственных предпосылок.
Шизофреническое расстройство
Шизофрения — это нарушение психических функций и поведения с рядом тяжелых психотических симптомов, таких как бред, галлюцинации, расстройства мышления, кататония, дезорганизованное поведение, бедная речь и неадекватные эмоциональные реакции.
К детской шизофрении раньше причисляли все заболевания, сопровождаемые хроническими тяжелыми симптомами, в том числе с пограничными.
На начальной стадии шизофрения проявляется проблемами концентрации внимания, плохим сном, неспособностью к обучению и желанием избежать общения. Речь становится бессвязной. Ребенок заявляет о том, что слышит и видит то, что недоступно другим. Болезнь протекает с периодами улучшения и рецидивами, во время которых больной не может выражать мысли, бредит, испытывает галлюцинации. Дети верят в собственные сверхспособности и боятся преследования. Обострения характеризуются суицидальными идеями и агрессией.
Люди с шизофренией развиваются относительно нормально вплоть до начала болезни, после чего быстро проявляются классические симптомы. При аутизме патология влияет на интеллект на протяжении всей жизни. Высокофункциональная шизофрения характеризуется расстройством комплексной обработки информации, легкой депрессией.
Проблемы диагностики шизофрении напрямую связаны с возрастом. До семи лет крайне сложно определить бред, галлюцинации и проблемы с логическим мышлением, поскольку они являются стертыми. Именно это приводит к тому, что заболевание не распознается до тех пор, пока симптомы не развиваются в полную силу в подростковый период.
Учитывая общие клинические проявления заболеваний, неудивительно, что они дополняют друг друга. Практически у 30% молодых людей, страдающих с детства аутизмом, обнаруживаются признаки шизофрении. Обе патологии связаны с плохим распознаванием эмоций, дефицитом социального и зрительного контактов, что влечет появление агрессии и дезорганизации.
Заболевания имеют общую биологическую основу, которая закладывается на стадии развития нервной системы.
Генетический риск отражается на структуре корковых нейронов в префронтальной и двигательно-соматосенсорной коры (для аутизма) и дорсолатеральной и вентролатеральной префронтальной коры (для шизофрении). Существует несколько мутаций, связанных с обоими расстройствами (синдром удаления 22q11.2, Shank3, синдром Вильямса).
Эпигенетические эффекты и изменения в количестве копий генетических вариантов способствуют нарушению цитоархитектоники мозга. Возраст отца, ТОРЧ-инфекции у матери, а также резус-конфликт повышают риск нарушений у ребенка.
Проблемы диагностики
Основные отличия шизофрении от аутизма сгруппированы в нескольких признаках:
- более поздний возраст развития отклонений;
- меньшее влияние на интеллектуальные способности;
- легкий характер расстройств социального поведения и речевого развития;
- усиление галлюцинаций и бредовых идей с возрастом;
- периоды улучшения и рецидивов в течении болезни.
У аутистов нет мании величия, галлюцинаций, связанных с превращениями в животных, убежденности в несуществующих звуках, образах и вещах. Они не придумывают отношения, ощущения.
Значительное количество взрослых людей могут иметь недиагностированные расстройства аутистического спектра. Некоторые из них состоят на учете по поводу психотического отклонения, связанного с бредовыми идеями и агрессивным поведением. Среди пациентов с шизотипическими нарушениями есть доля синдромов аутистического спектра без сопутствующей патологии, что приводит к диагностическим ошибкам.
Антипсихотический препарат не повлияет на образ мышления, характерный для расстройств аутистического спектра, зато эти пациенты очень чувствительны к побочным эффектам всех психотропных лекарств. Потому важно избегать ненужного назначения медикаментозной терапии.
За последние годы диагностическая ясность в отношении расстройств аутистического спектра у взрослых появилась, в частности, за счет описания синдрома Аспергера. К нему относятся проблемы социального взаимодействия и общения, склонности к рутине и ритуальному поведению. Хотя эти особенности также характерны для шизоидных и шизотипических личностей, у аутистов полная клиническая картина проявляется до 3 лет.
Хотя люди с расстройствами аутистического спектра иногда могут страдать из-за мании преследования (что допускает развитие психоза), но происходит это из-за отсутствия «теории разума». Попросту пациенты не могут определить иронию и сарказм и понять мотивы поведения других людей. Врожденная сложность декодирования невербальной коммуникативной информации приводит к неправильному толкованию действий и недоразумениям, и это завершается появлением убеждений параноидального характера.
Источник