Уровень интеллекта коды по мкб
Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.
Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.
Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.
При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.
Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:
- .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
- .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
- .8 Другое нарушение поведения
- .9 Без указаний на нарушение поведения
Умственная отсталость легкой степени
Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.
Включены:
- слабоумие
- умственная субнормальность умеренной степеньи
F71
Умственная отсталость умеренная
Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.
Включена: умственная субнормальность средней тяжести
F72
Умственная отсталость тяжелая
Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.
Включена: резко выраженная умственная субнормальность
F73
Умственная отсталость глубокая
Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.
Включена: глубокая умственная субнормальность
F78
Другие формы умственной отсталости
F79
Умственная отсталость неуточненная
Включены: умственная:
- недостаточность БДУ
- субнормальность БДУ
Источник
Интеллект — интегративная психическая функция, включающая способность к познанию, уровень знаний и способность их использовать. Среди расстройств интеллекта выделяют умственную отсталость и деменции, которые делятся на диффузные и лакунарные, а также задержки развития и дефекты.
Органической деменцией называется слабоумие, вызванное главным образом сосудистыми заболеваниями головного мозга, сифилитическими и старческими психозами, травмами головного мозга. Органическое слабоумие обычно делят на две группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парциальное, лакунарное).
Тотальное слабоумие — это стойкое снижение всех интеллектуальных функций, слабость суждений, отсутствие критики своему состоянию. Примером тому может служить так называемая сенильная деменция (слабоумие старческого возраста), также слабоумие при прогрессивном параличе.
Частичное (дисмнестическое) слабоумие характеризуется выраженными нарушениями памяти. Остальные интеллектуальные функции страдают главным образом вторично, поскольку нарушается память —«входные ворота интеллекта». Такие больные сохраняют способность к суждениям, у них наблюдается критическое отношение к своему состоянию. Им трудно усваивать новое, но старые знания, особенно профессиональные, хорошо закрепленные, могут сохраняться у них довольно долго. Ввиду критического отношения к себе такие больные понимают свое положение, стараются избегать разговора, в котором они могли бы обнаружить расстройства памяти, пользуются постоянно записной книжкой, пишут заранее, что им надо сказать или сделать. Типичная картина частичного слабоумия может наблюдаться при церебральном атеросклерозе или сифилисе головного мозга.
Олигофрения (умственная отсталость) — наследственное, врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, выражающееся в общем психическом недоразвитии (с преобладанием в первую очередь интеллектуального дефекта) и в затруднении вследствие этого социальной адаптации. Эти дефекты интеллекта должны проявиться в возрасте до 18 лет. Существует более 300 наследственно обусловленных заболеваний, которые могут стать причинами умственной отсталости. Олигофрения — это не болезненный процесс, а патологическое состояние, возникшее в результате воздействия различных вредоносных факторов (помимо наследственного) в период внутриутробного развития или же в младенчестве. По тяжести олигофрения делится на три ее формы: дебильность, имбецильность и идиотию. Основная особенность олигофрении заключается в диффузном и тотальном недоразвитии или
поражении психики в целом. При тяжелых формах олигофрении (идиотии и имбецильности) больные практически неспособны к интеллектуальной деятельности. При дебильности нарушены высшие формы мышления — способность к анализу, синтезу и абстрагированию. Отсутствует также логическое мышление. Речь олигофрена также нарушена. В эмоциональной сфере преобладают «низшие» эмоции, отсутствует способность контролировать свои влечения.
По МКБ-10 умственная отсталость. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.
Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.
Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.
Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:
.0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
.8 Другое нарушение поведения
.9 Без указаний на нарушение поведения
При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.
F70 Умственная отсталость легкой степени
Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество. Включены: слабоумие
F71 Умственная отсталость умеренная
Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе. Включена: умственная субнормальность средней тяжести
F72 Умственная отсталость тяжелая
Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки. Включена: резко выраженная умственная субнормальность
F73 Умственная отсталость глубокая
Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность. Включена: глубокая умственная субнормальность
F78 Другие формы умственной отсталости
F79 Умственная отсталость неуточненная
15.Психопатологические синдромы (астенический, Корсаковский, Кандинского-Клерамбо)
АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ — состояние повышенной утомляемости, истощаемости, ослабления или утраты способности к продолжительному физическому и умственному напряжению. Характерны аффективная лабильность, с преобладанием пониженного настроения и слезливости, раздражительная слабость, сочетающая в себе повышенную возбудимость и быстро наступающее бессилие, а также гиперестезия (повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, резким запахам, прикосновению или их непереносимость). Часты головные боли, расстройства сна в виде постоянной сонливости или упорной бессонницы, разнообразные вегетативные нарушения. Также типично изменение самочувствия в зависимости от падения барометрического давления, жары или иных климатических факторов с усилением утомляемости раздражительной слабости, гиперестезии.
Астенический синдром, как правило, развивается исподволь. Первыми его проявлениями часто бывают повышенная утомляемость и раздражительность наряду с постоянным стремлением к деятельности даже в обстановке, благоприятной для отдыха (так называемая усталость, не ищущая покоя). В тяжелых случаях этот синдром может сопровождаться аспонтанностью, пассивностью, апатией. Астенический синдром необходимо отличать от нерезко выраженных депрессивных состояний, проявляющихся не столько пониженным настроением и витальностью аффекта, сколько субъективным ощущением слабости, вялости, безразличия к окружающему, недомогания.
Корсаковский синдром сочетает в себе расстройство памяти относительно текущих событий (иначе говоря, фиксационная амнезия), нарушение ориентировки во времени, местности и наличие ложных воспоминаний. Возникает при тяжелых интоксикациях, хронической алкогольной интоксикации, дефиците витамина В, инфекционных заболеваниях, разных видов гипоксии, опухоли головного мозга, нарушении кровообращения мозга, при получении черепно-мозговых травм.
Синдром Кандинского — Клерамбо (синдром психического автоматизма, синдром отчуждения, синдром внешнего воздействия) – отчуждение или утрата принадлежности своему «Я» собственных психических процессов (мыслительных, чувственных, двигательных), сочетающиеся с ощущением влияния посторонней силы; сопровождается бредом психического и физического воздействия и бредом преследования.
Проявления этого синдрома часто начинается в молодом и среднем возрасте, с ощущения нарушения мышления. Течение мыслей ускоряется, замедляется; происходит внезапная остановка мыслей. Возникают «параллельные», «пересекающиеся» мысли, мысли отвлеченного содержания, неясные воспоминания. Периодически, особенно в вечернее время, появляются безостановочно следующие одна за другой мысли, преимущественно тягостного содержания, ни на одной из которых невозможно сконцентрировать свое внимание. В ряде случаев это может сопровождаться образными представлениями.
Может возникать ощущение, что собственные мысли и чувства каким-то образом становятся известны окружающим.
Часто это сопровождается слуховыми и зрительными галлюцинациями. Больные предполагают, что на них воздействуют через электричество, радио, лучи рентгена, чтобы причинить им вред, значительно реже с доброжелательной целью – перевоспитать, укрепить волю, подготовить к будущему.
В. Х. Кандинский отметил главные признаки описанного им расстройства: мгновенное превращение представления в псевдогаллюцинацию, ее восприятие в качестве действительного факта с мельчайшими подробностями, независимость от воли и неотвязность.
Бред физического воздействия проявляется в возникновении болевых ощущений, чаще во внутренних органах. Больные сообщают об ощущениях сдавливания, стягивания, перекручивания, натяжения, боли, холода, жжения.
Они также убеждены, что все их поступки и движения происходят под воздействием внешней силы. Вначале появляются отдельные ненужные, непроизвольные жесты или мимические движения, возникают мгновенно проходящие состояния обездвиженности.
Их сопровождает ощущение непроизвольности и чуждости субъекту.
В ряде случаев бред воздействия при синдроме Кандинского- Клерамбо сопровождается бредом насильственного превращения субъекта в другое лицо, в том числе и лицо другого пола, в животное, неодушевленный предмет. Больной может быть убежден, что все испытываемое им испытывают так же и окружающие лица.
В клинической картине выделяют три вида психических автоматизмов: ассоциативный (идеаторный, или мыслительный), сенестопатический (сенсорный, или чувственный) и двигательный (моторный). Ассоциативный автоматизм часто начинается с ощущения нарушения мышления. У больного течение мыслей ускоряется, замедляется или внезапно останавливается. Появление мыслей и представлений сопровождается ощущением, что это совершается помимо его воли (ментизм). Больному кажется, что окружающим известны его мысли и чувства (симптом открытости мыслей) или они вслух повторяют его мысли (эхо-мысли). В дальнейшем отмечаются «отнятие» мыслей, их насильственный перерыв, насильственные воспоминания; возникает мысленное общение с различными лицами, в первую очередь с преследователями, которые с больным спорят, ругаются, приказывают. При прогрессировании расстройства ассоциативный автоматизм проявляется мысленными голосами, разговорами душ, «внутренними голосами» (словесными псевдогаллюцинациями), затрагивающими различные стороны жизни. Больные утверждают, что им меняют чувства, настроение.
Сенестопатический автоматизм проявляется возникновением в различных участках тела, чаще во внутренних органах, неприятных, тягостных, мучительных ощущений, сопровождающихся убеждением, что их вызвали специально извне. При этом больные испытывают чувство жара, жжения, боль, половое возбуждение, неприятные вкусовые ощущения, они считают, что у них задерживают мочеиспускание, дефекацию.
Двигательный автоматизм — убежденность больных в том, что они совершают движения и поступки не по собственной воле, а под влиянием внешних воздействий. К двигательному автоматизму относится также насильственное говорение: язык больного помимо его желания произносит слова и фразы, часто неприличные.
Источник
Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.
F81.0
Специфическое расстройство чтения
Основной чертой этого расстройства является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не может быть объяснено исключительно уровнем интеллекта, наличием проблем, связанных с остротой зрения или неадекватным обучением в школе. Затронутыми могут быть навыки чтения и узнавания читаемого слова, речевой навык чтения и выполнения задач, требующихся при чтении. С этим расстройством обычно сочетаются трудности правописания, которые часто сохраняются и в подростковом возрасте, даже если имеется определенный прогресс в чтении. В анамнезе лиц со специфическим, связанным с развитием расстройством чтения обычно имеют место расстройства освоения навыков речи или языковой лексики. Обычным является возникновение эмоциональных срывов и нарушений поведения в период обучения в школе.
«Отсталое чтение»
Дислексия развития
Специфическое отставание в чтении
Исключены:
- алексия БДУ (R48.0)
- дислексия БДУ (R48.0)
- трудности чтения вторичного характера у лиц с эмоциональными расстройствами (F93.-)
F81.1
Специфическое расстройство спеллингования
Расстройство, основной чертой которого является специфическая, значительно выраженная недостаточность развития навыков спеллингования при отсутствии в анамнезе специфического расстройства чтения. Оно не может быть объяснено низким уровнем интеллекта, наличием проблем, касающихся остроты зрения или неадекватным обучением в школе. Расстройство касается как умения правильно произнести слово по буквам, так и написать его грамотно.
Специфическая задержка овладения навыком спеллингования (без расстройства чтения)
Исключены:
- аграфия БДУ (R48.8)
- трудности спеллингования:
- связанные с расстройством чтения (F81.0)
- вследствие неадекватного обучения (Z55.8)
F81.2
Специфическое расстройство арифметических навыков
Расстройство включает в себя специфическую недостаточность навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе. Недостаточность касается прежде всего умения производить основные арифметические действия сложения, вычитания, умножения, деления, а не только таких более абстрактных математических действий, какие необходимы в алгебре, тригонометрии, геометрии или при вычислениях.
Связанная(ое)(ый): с развитием:
- акалькулия
- нарушение счета
- синдром Герстмана
Исключены:
- акалькулия БДУ (R48.8)
- трудности счета:
- связанные с расстройством чтения или спеллингования (F81.3)
- вследствие неадекватного обучения в школе (Z55.8)
F81.3
Смешанное расстройство учебных навыков
Плохо очерченная оставшаяся группа расстройств, при которых имеет место значительная недостаточность как арифметических навыков, так и навыков чтения и правописания, которая не может быть объяснена исключительно умственной отсталостью или неадекватным обучением в школе. Эту рубрику следует использовать для расстройств, одновременно отвечающих критериям подрубрик F81.2 и F81.0 либо F81.1.
Исключены: специфическое:
- расстройство арифметических навыков (F81.2)
- расстройство чтения (F81.0)
- расстройство спеллингования (F81.1)
F81.8
Другие расстройства развития учебных навыков
Расстройство развития экспрессивного письма
F81.9
Расстройство развития учебных навыков неуточненное
Неспособность к приобретению знаний БДУ
Неспособность к обучению БДУ
Расстройство обучения БДУ
Источник