Упражнения для развития детей с синдромом
Демченко Ю.С.
«Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми СДВГ»
СДВГ или синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это расстройство развития и поведения, которое встречается у 3-5% детей школьного возраста (по оценкам Национального Института Психиатрии); некоторые эксперты считают, что СДВГ подвержены от 8% до 10% детей школьного возраста, причем не у всех из них он проходит с возрастом. Это значит, что СДВГ гораздо чаще встречается у взрослых, чем было принято считать ранее
Хотя это заболевание обычно проявляется в детстве, оно может сохраниться у человека и во взрослом возрасте, вызывая ряд сложностей дома, в школе и на работе, если его вовремя не диагностировать и не применять терапию.
На данный момент эксперты утверждают, что СДВГ продолжает проявляться у около 60% взрослых, у которых синдром наблюдался в детстве.
Причины возникновения СДВГ
Что именно вызывает СДВГ пока что не известно, но учёные продолжают исследования человеческого мозга в поисках ответов. Они склоняются к мнению, что существует несколько факторов, провоцирующих СДВГ, в том числе:
Наследственность: тот факт, что СДВГ часто проявляется у нескольких членов семьи, позволяет предположить, что дети наследуют склонность к СДВГ у родителей, среди родственников гиперактивных детей чаще отмечаются случая правонарушений, алкоголизма и депрессии
Химический дисбаланс: эксперты полагают, что недостаточное количество особых химических веществ в мозге (нейротрансмиттеров или нейропередатчиков), отвечающих за передачу нервных импульсов, также может быть фактором, вызывающим СДВГ
Изменения деятельности мозга: у детей с СДВГ отделы мозга, отвечающие за контроль внимания, как правило менее активны, чем у здоровых детей
Травмы головы: бывали случаи, когда у детей после травм головы, особенно после сотрясений, проблемы поведения, очень похожие на СДВГ
СДВГ – это самое распространённое психическое отклонение у детей, причём у мальчиков оно встречается чаще, чем у девочек. Максимально имеющиеся нарушения проявляются в первые годы школьного обучения.
Симптомы СДВГ у детей, как правило, группируют в три категории: невнимательность, гиперактивность и импульсивность
Стратегии управления поведением для детей
Устанавливать последовательный порядок ежедневных дел и определённый порядок вещей в окружающей ребенка среде. Сообщать ребенку обо всех ожидаемых переменах в привычном распорядке и о каких-либо необычных происшествиях, которые должны случиться в ближайшее время, например – визит родственников, поездка в магазин, отпуск
Четко высказывать ограничения и ожидания. Такие инструкции лучше всего давать непосредственно перед выполнением какой-то деятельности
Создать правильную систему вознаграждений за хорошее поведение или за правильное выполнение каких-либо задач. Такой системой может служить шкала выставления баллов или программа выдачи звездочек, которая в итоге подразумевает получение какого-то вознаграждения, например, разрешение заняться любимым делом. Постарайтесь не использовать еду, в частности конфеты, в качестве вознаграждения
Вовлекайте ребёнка в конструктивную деятельность, требующую размышлений, например, чтение, игры, пазлы. При этом сами принимайте участие в подобной активности
Некоторые родители считают, что использование таймера во время определённой деятельности – это хороший стимулирующий фактор. Например, установка разумного лимита времени для принятия ванны или для игр помогает ребёнку привыкнуть к наличию ограничений даже в том, что касается приятных занятий. Установка ограничения по времени для выполнения рутинных занятий также может быть полезной, особенно если такая работа сопровождается вознаграждением за своевременное выполнение
Советы родителям:
Из-за того что дети с СДВГ могут воспринимать наставления неправильно, их зачастую слишком часто поправляют, что приводит к снижению самооценки. Делайте всё от Вас зависящее, чтобы повысить мнение Вашего ребёнка о себе
Не откладывая вознаграждайте и хвалите ребёнка за хорошее поведение
Будьте последовательны в вопросах дисциплины. Постарайтесь сделать так, чтобы другие люди, заботящиеся о ребёнке, придерживались Ваших методов
Давайте чёткие и конкретные указания («Почисти зубы; а теперь можешь одеваться»), вместо общих фраз («Собирайся в школу»)
Поощряйте сильные стороны Вашего ребёнка, например, успехи в занятиях спортом или внешкольных увлечениях
Придерживайтесь чёткого распорядка в том, что касается принятия пищи, сна, развлечения и просмотра телевизора
Не допускайте проведения внешкольного времени только за выполнением уроков; игры и физические упражнения крайне важны
Упростите обустройство комнаты ребёнка. Не храните игрушки на видном месте
Игры для детей дошкольного возраста с СДВГ
«Найди отличие»
Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Ласковые лапки»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами
«Запрещенное движение»
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).
Игра “Четыре стихии”.
Дети сидят в круге. Ведущий договаривается с детьми, если он скажет слово “Земля” – все опускают руки вниз, “Вода” – вытянуты руки вперед, “ воздух”– поднять руки вверх, “Огонь”– повернуться вокруг себя.
Игра с правилами “Смелые мышки”.
Выбирается водящий – “кот”, остальные дети – “мышки”. “Кот” стоит (сидит) и наблюдает за “мышками”. С началом стихотворного текста “мышки” направляются к домику “кота”.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час
Раз-два-три-четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон!
Бом-бом-бом-бом!
Убежали мышки вон!”
Мышки, подходя к дому “кота” выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а “кот” их ловит. Пойманные “мышки” выходят из игры.
Упражнения для школьников
Игра для гиперактивных детей «Лови — не лови»
Эта игра напоминает известную нам всем с детства игру «Съедобное — несъедобное». В данной ситуации мы можем менять условия каждый раз, чтобы ребёнку игра не наскучила. Главное объяснить,когда нужно ловить, а когда не нужно ловить мяч.
К примеру, можно оговорить, что если водящий кидает мяч и произносит слово, относящееся к животным, то игроки ловят мяч. Если слово не будет иметь отношение к животным, то игроки не ловят, а отбивают мяч. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно менять тематику (нужно ловить мяч, если водящий называет только птиц, только растения, исключительно фрукты и т.д.)
Игра предусмотрена на развитие внимания, умение быстро реагировать и принимать решение.
Функциональное упражнение «Каратист».
Цель: развитие двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Участники образуют круг, в центре которого полулежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами. Остальные дети вместе с инструктором хором произносят: «Сильнее, еще сильнее…», помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию интенсивными движениями.
Пальчиковые игры для гиперактивных детей
1. «Многоножки» Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
2. «Двуножки» Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.
3. «Слоны» Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
Пример занятия:
1. Растяжка «Половинка».
Цель: оптимизация тонуса мышц.
И.п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
2. Дыхательное упражнение.
Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
И.п. — сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).
Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
3. Глазодвигательное упражнение.
И.п. — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным(вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. «Колечко».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
5. Функциональное упражнение «Послушать тишину».
Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса.
И.п. — сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
6. Функциональное упражнение с правилами «Костер».
Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.
Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду инструктора.
По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отодвинуться от «костра»,
по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру»,
по команде «ой, какой большой костер» — встать и махать руками,
по команде «искры полетели» — хлопать владоши,
по команде «костер принес дружбу и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». Затем игра выполняется с ведущим ребенком.
7. Функциональное упражнение «Море волнуется…».
Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Детям предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Инструктор произносит считалку:
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура — замри!
Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «Отомри!» упражнение продолжается.
8. Релаксация «Поза покоя».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно —
Расслабление приятно!
Библиографический список
Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской пстихологии им. В.М. Бехтерева. 1993. № 3.
Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестиник перинаталогии и педиатрии. 2000. № 3.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд.-во Института психотерапии, 2001.
Венгер Л.А. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. 1994. № 4.
Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология, 1996. № 3.
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. Научный обзор. М.: ВНИНМИ, 1980.
Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии. 2000. № 1
Заваденко Н.Н. Детская гиперактивность: особенности диагностики и лечения // Российский медицинский журнал. 1999. № 4.
Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. M 1997.
Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром дефицита внимания как причина школьной дезадаптации // Школа здоровья. М 1994. № 1.
Источник
Упражнения для психомоторного развития детей с синдромом гиперактивности и дефицита в
Упражнения для психомоторного развития детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ)
Содержание.
1. Определение гиперактивности.
2.Причины появления СДВГ.
3. Следствие СДВГ.
4. Классификация СДВГ.
5.Коррекционная работа с детьми.
6.Задачи коррекционной работы.
7.Средства коррекции .
8 . Игры с гиперактивными детьми:
— Кинезиологические упражнения .
-.Игры для индивидуальных занятий.
-Игры в группе.
-Игры с воздушной струёй.
9 .Прогноз развития детей с СДВГ.
1.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности (СДВГ – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью) невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков,
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СНВГ.
-Генетическая предрасположенность:
Предполагают, что наличие данного синдрома у ребенка обусловленомутациями трех генов, регулирующих обмен дофамина — специфического вещества нервной системы, участвующего в передаче нервных импульсов.
-Неблагоприятные факторы в течении беременности и родов :
— внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода;
-угрозы прерывания беременности;
-курение и нерациональное питание матери во время беременности;
-стрессы во время беременности.
— недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г),
-преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.
-наличие у новорожденных поражений центральной нервной системы различной степени выраженности.
-.Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям.
-.Согласно исследованиям , проведенным в институте по проблемам питания в одной из Университетской клинической больнице в Германии, среди причин вызывающих гиперактивность, выделяется непереносимость определенных продуктов питания. В частности, по мнению этих исследователей целесообразно использовать диету, что может привести к улучшению симптоматики.
Важно указать, что некоторые биологически активные вещества, такие как комплекс витаминов группы В, цинк, хром, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и ряд других оказывают существенную питательную поддержку мозгу и уменьшают проявления гиперактивности.
СЛЕДСТВИЕМ данного синдрома является:
— функциональная незрелость или нарушения работы специфической системы головного мозга — ретикулярной формации, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания.
-сбои в адекватной обработке информации( приводят к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение.
-как следствие -нарушается функционирование лобных долей, отвечающих за высшие формы поведенческих реакций, подкорковых ядер головного мозга и соединяющих их нервных проводящих путей.
Классификация СНВГ.
Выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков:
-синдром гиперактивности без дефицита внимания;
— синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек — они достаточно спокойные, тихие, «витающие в облаках»);
-синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант.
Коррекционная работа с детьми:
- Диагностика
- Лечение
- Просветительская работа с родителями
- Разработка гибкой системы работы, позволяющей обеспечить :
Индивидуальный подход;
Комфортную обстановку;
Ситуацию успешности.
Подход к коррекционной работе с гиперактивным ребенком и его адаптацией в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…” Вот тут-то и приходят на помощь логопед, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.
1.Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2.Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!
Задачи психокоррекционной работы с гиперакгивными детьми
-Развитие внимания ребенка (концентрация, переключаемость, распределение внимания).
— Тренировка психомоторных функций.
— Снижение эмоционального напряжения.
— Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.
— Обучение детей выразительным движениям.
— Формирование у детей моральных представлений.
— Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
— Обучение ауторелаксации.
Средства коррекции:
-этюды и игры на развитие психомоторных функций и регулирование поведения в коллективе.
— упражнения и игры, направленные на развитие у ребенка устойчивости, концентрации, переключаемое и распределения внимания.
— упражнения и игры, направленные на преодоление двигательного автоматизма.
-упражнения и игры, способствующие произвольному из
менению мышечного тонуса и релаксации.
ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
- Кинезиологические упражнения
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие– слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.
Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
Упражнения необходимо проводить ежедневно , сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
Я предлагаю Вам добавить к кинезиологическим упражнениям стихотворный ритм написанных мной маленьких стихотворений (СКАЧАТЬ)
Подбирая игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать их особенности : импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания (СКАЧАТЬ)
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка
Критерии оценки | Гиперактивный ребенок | Тревожный ребенок |
Контроль поведения | Постоянно импульсивен | Способен контролировать поведение |
Двигательная активность | Постоянно активен | Активен в определенных ситуациях |
Характер движении | Лихорадочный, беспорядочный | Беспокойные, напряженные движения |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив. Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Диета , которая может помочь Вашему ребёнку.
Фосфат-ридуцирующая диета (продукты, от которых следует отказаться).
Молоко, творог, молочные продукты
Кока-кола, многие фруктовые соки
Продукты из овса, включая мюсли и хлопья
Орехи и продукты из орехов
Попкорн, марципан, нуга, продукты из какао, а так же шоколад и крем из нуги и орехов
Рекомендуемые для питания детей с гиперкинетическим синдромом продукты.
Овощи: горошек, морковь, соя, цветная капуста, краснокочанная капуста, белокочанная капуста, брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы
Салат: листовой
Фрукты: яблоки, груши, бананы
Гарнир: картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис
Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, льняное семя
Хлеб: пшеничный и ржаной хлеб, приготовленный без молока
Жиры: кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима
Мясо: говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю)
Напитки: не подслащенный чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг
Приправы: йодированная соль
Важно указать, что некоторые биологически активные вещества, такие как комплекс витаминов группы В, цинк, хром, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и ряд других оказывают существенную питательную поддержку мозгу и уменьшают проявления гиперактивности.
Рекомендации родителям
Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить “нет”, “нельзя”, “прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его..
Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от
И не забывайте, что самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
Не опускайте рук. Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что “Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка
Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках!
“Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка)
Авторская разработка учителя-логопеда МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова
Малец М. В. , опубликовано КИНПО (ПК и ПП) СОО, 2011 г.
Источник