Умственно отсталые дети с психопатоподобным синдромом
Разнообразие форм расстроенного поведения требует их систематизирования. Международная классификация болезней (МКБ-10, 1992г.) ссылается на то, что «умственно отсталые лица чаще становятся жертвами эксплуатации и физических и сексуальных оскорблений. Адекватное поведение нарушено всегда, но в защищённых социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с лёгкой степенью умственной отсталости может не иметь явного характера».
Поведенческие и эмоциональные расстройства:
В международной классификации болезней раздел поведенческих и эмоциональных расстройств состоит из рубрик: гиперкинетические расстройства; расстройства поведении (ограничивающиеся условиями семьи, несоциализированные социализированные, оппозиционно вызывающие); смешанные расстройства поведения и эмоций; эмоциональные расстройства (тревожное, фобическое,социальное тревожное, расстройство сибменгового соперничества); расстройства социального функционирования (элективный мутизм, расстройство привязанности); тики; другие поведенческие и эмоциональные расстройства (энурез, эннокрез и др.).
Эту систематику можно использовать для оценки качества расстройств поведения у умственно отсталых детей и подростков.
Расстройство поведения, ограничивающиеся семьёй, включает антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся только дома и во взаимоотношениях с родителями и родственниками.
Несоциализированное расстройство поведения характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержением ими непопулярности, а также в отсутствии друзей. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жёсткость, негодование.
Социализированное расстройство поведения отличается тем, что асоциальное или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. У них длительные взаимоотношения со сверстниками, они входят в группу сверстников со взрослыми представляющими власть, отношения плохие. Сюда включаются групповая делинквентность, прогулы в школе.
Оппозиционно-вызывающее расстройство определяется наличием негативистического, враждебного, вызывающего, непослушного провокационного поведения. Дети игнорируют правила и просьбы взрослых, намеренно им досаждают. Обычно они раздражены, обидчивы, обвиняют других людей за свои ошибки и трудности.
А.Е Личко признает существование у подростков следующих форм нарушенного поведения:
-побегов из дому и бродяжничества,
-ранней алкоголизации,
-девиации сексуального поведения,
-делинквентного и суицидального поведения
Формы нарушения формирования личности( психопатия).
Перечисленные особенности поведения больных с легкой умственной отсталостью укладываются в клинику психопатий, или психоподобного синдрома, выявление которого имеет значение для признания больного невменяемым.
Психопатия – группа патологических состояний, проявляющихся дисгармонией свойств личности, преимущественно эмоционально – волевой сферы, с более или менее выраженной социальной адаптацией.
Основными причинами возникновения психопатий являются:
1.Наследственная ( конституционно – генетические факторы)
2. Негрубые экзогенные-органические повреждения головного мозга во внутриутробном, перитональном и раннем постнатальном периодах развития( травма, инфекция,интоксикация)
3. Неблагоприятные средовые и ситуационные влияния( О.В. Кербиков).
У легко умственно отсталых Фрейеров О.Е. выделяет 4 формы нарушений формирования личности:
1) возбудимые.
2) истерические
3) неустойчивые.
4) астенические(тормозимые).
1. Возбудимые умственно отсталые подростки характеризуются состояниями аффективного возбуждения, злобно- негативистической установкой в отношении окружающих, конфликтностью, грубо-демагогическим поведением в коллективе. Жестокостью.
2. Истерический характер у умственно отсталых подростков проявляется пониженным фоном настроения, отрицательной установкой в отношении окружающих, истерическими разрядами» ( криком, воем, нанесением себе повреждений), параличами, афонией, агрессией, хвастовством, шутовством, клоунадой, эгоцентризмом.
3. неустойчивый характер умственно отсталых индивидов характеризует особой неустойчивостью интересов, быстрой сменой желаний, частыми , но поверхностными колебаниями (преимущественно повышенного) настроения, неусидчивостью, неспособностью к даже малейшему волевому усилию, с постоянным стремлением к новым впечатлениям, бродяжничеством и тунеядством.
4. Астеническим психопатическим характерам у умственно отсталых подростков свойственны робость, страх, невротические жалобы, элементарные фобии, чувства обиды на окружающих людей, комплекс неполноценности, неуверенность мнительность, ипохондрические переживания.
Типы психопатоподобных расстройств.
Д.Н. Исаев и Б.Е. Миниртумов у легко умственно отсталых подростков описывают следующие типы психопатоподобных расстройств:
· Аффективно-возбудимый тип, который характеризуется бурными вспышками гнева на обиды и огорчения, большой нетерпеливостью, колебаниями настроения, склонностью к реакции протеста.
· Астенический тип, отличающийся примитивными депрессивными реакциями, возникающими на собственный дефект и связанные с ними неудачи и разочарования, инфантильными реакциями отказа, во время которых ни с кем не разговаривают, ни на кого не смотрят, не едят, сидят понурив голову или бродят в стороне от всех.
· Неустойчивый тип, проявляющейся легкой подчиняемостью, имитацией негативных образцов поведения, зависимостью от других, нередко оказывается слепым орудием в руках антисоциальных элементов.
· Дисфорический тип, присущий главным образом одноименной форме умственной отсталости, характеризуется злобной напряженностью, мрачной раздражительностью, склонностью к агрессии со способностью наносить тяжкие повреждения, к аутоагрессии, разрушительным действиям.
· Перверзный тип, который проявляется дромоманией, булимией или, чаще, гиперсексуальностью, сексуальными девиациями (развратными действиями, эксгибиционизмом, гомосексуальными контактами, самоудавлением с целью сексуального удовлетворения).
З.Ф.Абушева с сотр. (1989) изучали выпускников вспомогательных школ с нарушениями поведения. Оказалось, что среди них с повышенной аффективной возбудимостью -23% подростков; с психической неустойчивостью – 15%; с уходами и бродяжничеством -16,2%; с агрессивно-садистическими проявлениями – 2,5%; с гипердинамическими нарушениями – 21,3%; с патологическими измененными влечениями- 21,3%.
Психопатоподобное поведение.
Психопатоподобное поведение у умственно отсталых подростков рассматривают нередко как проявление декомпенсации их основного синдрома.
Стойкую патологию поведения у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью органического происхождения иногда делят на психопатоподобный и экцефалоастенический синдромы.
Под психопатоподобным синдромом понимают повышенную, аффективную возбудимость с раздражительностью, вспыльчивостью, гневливостью, колебаниями настроения преимущественно в форме депрессивно-дистимических состояний, неуживчивость, склонность к уходам и бродяжничеству, воровству, извращение инстинктов, злоупотребление алкоголем.
Энцефалоастеническим синдромом называют состояние, характеризующееся головными болями. Головокружением, тошнотой, плохой переносимостью шума. Смен температуры. физических и умственных перегрузок, расторможенностью, суетливостью, приставучестью.
У легко умственно отсталых детей при резидуальной умственной отсталости психопатоподобное поведение делится на 3 группы.
К первой отнесены дети с психопатическими особенностями личности. Особенности их поведения обнаруживаются уже в преддошкольном возрасте. В подростковом же возрасте грубость, раздражительность. Колебания настроения становятся выраженными. Появилось повышение сексуальных влечений.
Вторая группа детей с психопатоподобным синдромом органического происхождения отличается двигательной расторможенностью, ограниченной способностью к целенаправленной деятельности. Повышенной утомляемостью, истощаемостью, поверхностью эмоциональных проявлений, бурными аффектами, колебаниями настроения, соматоневрологическими симптомами.
Третья группа детей с психопатоподобным поведением, сформировавшимся под влиянием неблагоприятного воспитания, характеризуется двигательным беспокойством, раздражительностью, обидчивостью, недоверчивостью, негативизмом, уклонением от школьных занятий, склонностью бродяжничеству и лжи.
Читайте также:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Анализ нарушений поведения 120 умственно отсталых школьников (97 на первом этапе работы и 23 школьника на втором этапе исследования) показал, что в подавляющем числе случаев, в 85% от общего числа, форма нарушенного поведения в какой-то степени отражает ведущий психопатологический синдром. Эти данные совпадают с имеющимися в литературе, хотя в литературе предпочитают термин «психопатологический синдром» не называть, а заменять его, например, на «психопатоподобные расстройства» или на термин «клинико-психологическая структура». Эти термины отличаются неопределенностью, имеют слишком общий характер, или требуют специальной расшифровки. Поэтому нам представляется более предпочтительным говорить о психопатологических синдромах, понятиях устоявшихся в психопатологии. К.С.Лебединская с соавторами (30) выделяет три типа нарушений поведения у страдающих олигофренией: с преобладанием психической неустойчивости; с преобладанием аффективной неустойчивости; с преобладанием расторможенных влечений. Авторы совершенно справедливо замечают, что эти нарушения совпадают с подобными нарушениями у учеников массовых школ. Большое значение многие исследователи придают психопатоподобным нарушениям, которые участвуют в формировании различных форм нарушенного поведения у детей и подростков, страдающих олигофренией (3,43).
Как показало изучение умственно отсталых подростков с нарушенным поведением в исследуемой группе, у них могут быть следующие психопатологические синдромы по ведущим признакам: астенический синдром (43%); неврозоподобный синдром (6,6%); синдром психической неустойчивости (10%); аффективной возбудимости (8,3%); дисфорический синдром (5,8%); нарушенных влечений (1,7%); аутистический синдром (1.7%); гиперкинетический синдром (1,7%).
Астенический синдром и нарушения поведения.Это подростки с астенической формой олигофрении, которая описана С.С.Мнухиным (46), Д.Н.Исаевым (18). Характерным для нее явилось быстрое истощение всех психических процессов при интеллектуальной работе, низкий уровень учебной работоспособности, трудности в учебной работе, часто трудности в усвоении счета, письма, чтения при относительно неглубоком интеллектуальном недоразвитии. Часто у этих детей и подростков, особенно в состоянии утомления, возникала раздражительность, аффективная неустойчивость, появлялось угнетенное настроение. Они неусидчивы, суетливы, находятся много в движении, нередко у них возникает психомоторная расторможенность. При неправильном подходе к ним учителя, воспитателя у таких детей с легкостью возникают реакции протеста: крик, плачь, агрессивные и разрушительные действия, т.е. все те формы неправильного поведения, которые неправомерно оцениваются как школьная недисциплинированность. В дальнейшем у таких детей появляется негативное отношение к учебе и побеги из школы, они становятся членами асоциальных уличных групп.
Неврозоподобный синдром.В литературе известен также как синдром «органической невропатии» (25,46). Этот синдром встречается у больных при многих резидуально-органических состояниях, чаще у детей дошкольного возраста, но иногда наблюдается и у детей младшего школьного возраста. Эти дети капризны, возбудимы, быстро утомляются при учебной работе, у них много вегетативных расстройств, привычных патологических действий, часто ночное недержание мочи, интеллект у них — на уровне низкой нормы, либо в степени легкой дебильности. Они постоянно требовали от окружающих повышенного внимания к себе, часто оказывались в центре конфликтных ситуаций, были предметом насмешек сверстников, имели унизительные клички. У них также были трудности с приобретением элементарных школьных навыков. Нарушения поведения у этих детей были в пределах так называемой «школьной недисциплинированности»: грубости с учителем, отказов от занятий, невыполнения учебных заданий, иногда драчливости, курения, эпизодического использования токсикоманических препаратов, уходов из школы, но быстрого возвращения обратно, нарушения школьного распорядка и др.
Синдром психической неустойчивостипроявляется в различных вариантах психического инфантилизма. Нарушения поведения при этом синдроме описаны К.С.Лебединской с соавторами (30). Это дети и подростки с отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, с незрелостью психомоторики, жестокостью в поведении, несамостоятельные, имеющие повышенную внушаемость, завышенную, часто нелепую, самооценку, склонные к фантазированию, лживости и хвастовству. Они отстают в физическом и половом развитии, это отражается в их соматическом облике. Поведение таких детей и подростков часто имеет демонстративный характер. В подростковым возрасте они осознают свою психическую неполноценность, тяжело переживают насмешки сверстников, часто возникают реакции протеста. Поведение таких детей и подростков во многом регламентируется психологической ситуацией, в которую они попадают.
Синдром аффективной возбудимости.Ядром этого синдрома является взрывчатость, раздражительность, агрессивность, неуправляемость во время аффекта. Выраженность аффекта у них неадекватна силе раздражителя, вызвавшего аффект. Нередко поведение носит демонстративный характер. К.С.Лебединская с соавторами (30) считает, что аффективность вырастает с началом периода полового созревания. Помимо агрессивности им свойственны разрушительные действия, побеги из школы, токсикомании, курение, они часто бывают членами асоциальных уличных групп.
Дисфорический синдромчаще бывает при дисфорической форме олигофрении, описанной Д.Н.Исаевым (18). Характерным для таких детей и подростков являются внезапно наступающие колебания настроения, на фоне которых возникают аффективные разряды, сопровождающиеся агрессией, разрушительными действиями. У них замедленный темп мышления, инертность всех психических процессов, это создает трудности в школьном обучения и построения отношений в школе.
Синдром нарушенных влеченийпроявляется преимущественно в расторможенности инстинктивной деятельности. Чаще всего встречалось неудержимое стремление к побегам и бродяжничеству, повышенная сексуальность, у одного подростка была склонность к воровству, похожая на клептоманию. Повышенное влечение к еде было у одного подростка. У всех подростков была повышенная аффективная возбудимость. Названные нарушения в сочетании с интеллектуальной недостаточностью и трудной управляемостью ребенка создавали серьезные трудности в работе школы.
Синдром аутизмавстречался при атонической форме олигофрении. У таких детей, наряду с грубыми нарушениями внимания, отсутствовала потребность в общении, поведение часто становилось нецеленаправленным и неподдающимся коррекции, производило впечатление нелепого. Все это создавало трудности в воспитании и обучении таких детей, их обычно направляли в психиатрическую больницу.
Гиперкинетический синдромпроявлялся в повышенной двигательной активности (расторможенности), в большем количестве лишних движений, нецеленаправленном поведении, нарушениях внимания, трудностях в усвоении чтения, письма, счета. Эти дети неуправляемы в поведении и постоянно являются источником психоконфликтных ситуаций, особенно в тех случаях, когда учитель или воспитатель не учитывают особенностей ребенка.
Перечисленные синдромы не являются специфическими только для олигофрении, стертые их формы могут быть и у здоровых школьников.
Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 622 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечаются резкие отклонения не только в познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сфере. У них, в первую очередь, наблюдается грубое недоразвитие личностных компонентов. Они очень трудны, мало управляемы в дошкольном возрасте. В школьный период жизни отмечается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности по отношению к себе и окружающим, расторможенность влечений, склонность к неоправданным аффектам. Среди олигофренов с психопатоподобным поведением можно встретить “бегунов”, т.е. школьников, которые без видимых причин убегают из школ или школ-интернатов. Часто они садятся в проходящий транспорт и едут, сами не зная куда и зачем.
Это очень сложная группа учеников, поскольку их поведение непредсказуемо и в классе, и в мастерской, и в свободное время.
Прогноз на будущее труден. Он в большой мере зависит от тех социальных условий, в которые попадут выпускники, и от скорригированности дефекта.
Дети-олигофрены с выраженной лобной недостаточностью встречаются редко. Они имеют резкие нарушения моторики, вялы, безынициативны, часто беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, носит подражательный характер. Эти дети не любят труд, стремятся избежать выполнения простых бытовых обязанностей, а тем более — работы в мастерских.
После окончания специальной школы или, достигнув определенного возраста, они или передаются в семью или направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты.
Олигофрены со снижением зрения, слуха, со специфическими речевыми отклонениями (алалия и др.), с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата, аутичные относятся к числу детей со сложными недостатками развития. Они нуждаются в иных учебных программах, приемах и методах коррекционно-направленного воспитания и обучения, чем обычные умственно отсталые дети. И это вполне закономерно. Знакомство с окружающим их социальным миром, с предметами и явлениями, находящимися вокруг них, резко осложнено. Соответственно резко затруднено понимание жизненных ситуаций и их решение.
Для таких детей создаются отдельные группы из 4—5 человек при специальных детских садах и школах. Там они учатся по облегченным индивидуальным программам, которые конечно имеют ввиду сообщение элементарных знаний и первоначальной грамоты, однако основное время отводят формированию у детей необходимых для жизни практических и гигиенических навыков, умения самостоятельно обслужить себя.
Некоторые из таких детей пожизненно находятся в семьях. Другие — передаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения. Перспективы их продвижения и социализации неблагоприятны. Количество таких детей относительно невелико, но имеет тенденцию к увеличению.
Следует сказать также и об олигофреноподобных детях. В большинстве своем они поступают в школу из детских домов. В раннем детстве такие дети обычно находились в Доме малютки и никогда не знали материнской заботы и ласки. Их обслуживали, кормили, следили за их здоровьем постольку, поскольку это было возможно делать в условиях того или иного учреждения. Этих детей в быту называют “потолочными”, потому что в младенчестве они большую часть времени лежат в кроватках и вынуждены смотреть в потолок, в то время, как в этот период жизни им очень важно знакомиться с окружающей обстановкой, видеть различные предметы, а затем и действовать с ними. Конечно, огромную роль при этом играет эмоциональный контакт с матерью, восприятие ее рук, улыбки, интонаций голоса. Всего этого в Доме малютки дети лишены. Они оказываются в ситуации ранней детской депривации.
Продолжая свое воспитание и обучение в детском доме, такие дети отстают от своих сверстников в личностном развитии и в становлении познавательной деятельности. К школьному возрасту по поведению, интересам, состоянию речи и мышления они оказываются на одном уровне с умственно отсталыми детьми. Их недоразвитие носит стойкий характер. И хотя мозговые нарушения у них не обнаруживаются, они нередко направляются в специальную школу для умственно отсталых детей, где оказываются далеко не сильными учениками. Однако, к старшим годам обучение некоторые из них по возможностям социализации и другим критериям обгоняют своих одноклассников.
По сравнению с детьми-олигофренами в значительной мере иными являются дементные дети. Они приобретают умственную отсталость после того, как овладели речью. Это бывает, например, в результате тяжелых травм головного мозга. Такие дети, как и все травмированные (травматики), страдают головными болями, временами— резкой потерей памяти, неуравновешенностью поведения. Эти особенности проявляются на фоне умственной отсталости, что усложняет общую картину состояния ребенка. Своеобразие этих детей состоит в том, что с возрастом их умственная отсталость становится все более резко выраженной. В отдельных случаях с помощью лекарственных средств и коррекционно-направленной педагогической работы удается задержать этот процесс, но положительное развитие ожидать не приходится.
Смотрите также
Острый абсцесс и гангрена легких
Острые абсцессы (простой, гангренозный) и гангрена легких
относятся к группе гнойно-деструктивных поражений этого органа и первоначально
проявляются возникновение некроза легочной паренхимы. В пос …
Геморрагический васкулит
Геморрагический васкулит — системное воспалительное
заболевание преимущественно капилляров, артериол и венул, главным образом кожи,
суставов, брюшной полости и почек и вовлечением в патологический п …
ВИЧ-инфекция
ВИЧ-инфекция, подобно пожару, охватила
сейчас почти все континенты. За необычайно короткое время она стала проблемой
номер один для Всемирной организации здравоохранения и ООН, оттеснив на в …
Источник