Умственная отсталость у детей синдромы
Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.
Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.
Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.
Распространенность заболевания и его причины
Слабоумие встречается не только у престарелых людей, но и у детей. В соответствии с медицинской статистикой уровень детского слабоумия в России составляет 1,64%.
Для сравнения: в Канаде этот показатель равен 1,12%, в Финляндии 1,19%, в США 1,2%, в Австралии 1,43%, в Китае 1,71%.
Детское слабоумие может быть врожденным или приобретенным. Его основными причинами являются:
- инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности;
- преждевременные роды;
- асфиксия и травмы, полученные во время родов;
- социально-педагогическая запущенность в раннем возрасте;
- генетические заболевания;
- черепно-мозговые травмы, ушибы и сотрясения мозга;
- энцефалит, менингит, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
- нарушение сосудистого кровотока и недостаточное питание тканей головного мозга.
Установить первопричину слабоумия у детей и подростков удается далеко не во всех случаях.
Для решения этой сложной задачи требуется помощь квалифицированных специалистов и комплексная диагностика всего организма.
Виды и формы
В МКБ-10 выделяют четыре степени умственной отсталости у детей и подростков: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.
В соответствии с этой классификацией в классической психиатрии выделяют четыре степени слабоумия: дебильность, не резко выраженную имбецильность, выраженную имбецильность и идиотию.
Виды слабоумия у детей и подростков:
Уровень IQ | Степень умственной отсталости по МКБ-10 | Классификация в классической психиатрии | Умственный возраст, лет |
50-69 | Легкая | Дебильность | 9-12 |
35-49 | Умеренная | Имбецильность не резко выраженная | 6-9 |
20-34 | Тяжелая | Имбецильность выраженная | 3-6 |
До 20 | Глубокая | Идиотия | До 3 |
- Дебилы. Способны выполнять простые здания под руководством. Речь и двигательные функции у них слегка нарушены, поэтому при общении с ровесниками испытывают трудности.
- Имбецилы. К самостоятельной жизни не приспособлены. Обучаются в дефектологических учреждениях. Со временем учатся выполнять несложные задания.
- Идиоты. Не обучаемы. Иногда обладают зачатками речи. Принимать пищу, одеваться, выполнять гигиенические процедуры могут только с помощью и под контролем посторонних лиц.
Слабоумие у детей и подростков может быть резидуально-органическим или прогрессирующим:
- Резидуально-органическая форма обусловлена остаточными повреждениями головного мозга в результате черепно-мозговых травм, менингитов, медикаментозного отравления нервной системы. Эта форма слабоумия не прогрессирует, протекает стабильно, без дальнейшего усиления симптомов.
- Прогрессирующее слабоумие развивается вследствие сосудистых поражений головного мозга, генетических заболеваний и заболеваний спинного мозга. Для данной формы характерно постепенное усиление симптомов слабоумия.
Симптомы детской деменции
Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.
Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.
Дошкольники (до 7 лет)
Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.
Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:
- позже сверстников начинает ходить и говорить;
- забывает слова, неправильно строит предложения;
- выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
- испытывает равнодушие к внешнему миру;
- утрачивает привязанность к близким.
Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.
Младшие школьники (7-11 лет)
Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:
- учащийся с трудом усваивает новый материал;
- медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
- не понимает смысл пословиц и поговорок;
- не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
- забывает слова, с трудом строит предложения;
- неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
- быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.
Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.
Юноши и девушки (11-18 лет)
Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:
- ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
- не следит за собой, выглядит неопрятно;
- теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
- начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
- все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
- плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.
Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.
О симптомах умственной отсталости в этом видео:
Диагностика
При появлении первых признаков слабоумия ребенка следует показать квалифицированному неврологу, который оценит нервно-психическое состояние юного пациента и составит анамнез его заболевания.
По направлению невролога ребенку придется пройти тестирование в кабинете психолога, а также лабораторное и инструментальное обследование.
Психологическое тестирование
Для выявления умственной отсталости используют следующие виды психологических тестов:
- Тест Айзенка – показывает умственный возраст и коэффициент интеллекта (IQ) пациента.
- Шкала интеллекта Станфорд-Бине – оценивает умственное развитие детей в возрасте от 6 до 16 лет.
- Тест Векслера – оценивает интеллект детей в возрасте от 2,5 до 7,5 лет.
- Тест на зрительную ретенцию Бентона – выявляет органическое поражение головного мозга и степень его тяжести.
Лабораторное исследование
При подозрении на слабоумие ребенку назначают лабораторное исследование крови на глюкозу, тиреоидные гормоны, витамин В12, сифилис, АЛТ и АСТ.
Выявить наличие инфекционных процессов в организме позволяет общий анализ крови, а оценить функциональное состояние почек и уровень электролитов в крови – биохимический скрининг.
Врач может назначить генетическое тестирование для выявления синдромов Дауна, ДиДжорджи, Лежена (кошачьего крика), хрупкой Х-хромосомы.
Инструментальное обследование
- Магнитно-резонанская томография (МРТ) позволяет получить ценные сведения о пороках развития центральной нервной системы, структурных изменениях в мозге и различных нарушениях органического характера.
- Компьютерная томография (КТ) предполагает исследование физической структуры головного мозга с помощью рентгеновских лучей. Позволяет выявить наличие в мозге рубцов, травмированных областей, которые могут быть причиной умственной неполноценности ребенка.
- Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) позволяет оценить функциональное состояние структур головного мозга во время бодрствования, сна, активной умственной или физической работы.
Колебания альфа-, тета- и дельта-волн свидетельствуют о синдроме приобретенного слабоумия и задержке психомоторного развития у ребенка.
Тактика лечения
Симптоматическая терапия позволяет предотвратить дальнейшее ослабление интеллекта и сохранить его существующий уровень.
Для симптоматического лечения слабоумия применяют нейролептики, противосудорожные препараты, тонизирующие препараты, витамины и биогенные стимуляторы.
Нейролептики
Если маленький пациент страдает от напряженности, агрессии, выраженного чувства страха, психической расторможенности, перепадов настроения, апатии, вялости или плохого сна, ему назначают нейролептики Азалептин, Клозапин, Ноотропил, Нооцетам, Оланзапин, Пирацетам, Резерпин, Церебролизин и др.
Противосудорожные препараты
При конвульсиях ребенку выписывают противосудорожные препараты, которые уменьшают гиперкинезы, способствуют частичной компенсации личностных расстройств и снижают эмоциональную напряженность.
Параллельно детям назначают мочегонные препараты, комплексы витаминов и микроэлементов, а также лекарства, снижающие внутричерепное давление.
Биогенные стимуляторы
В программу лечения слабоумия у детей включают биогенные стимуляторы Актовегин, Кортексин, Мексидол, Альбумин, Апилак и др.
Перечисленные препараты стимулируют клеточный метаболизм за счет накопления кислорода и глюкозы в мозговой ткани.
Витамины группы В
Витамины группы В купируют процессы возбуждения нервной системы, способствуют улучшению памяти и повышают концентрацию внимания.
Прием витаминов группы В следует дополнить йодсодержащими средствами, аминокислотами и гормональными препаратами.
Психологическая помощь
Психологическая помощь нужна как слабоумным детям, так и родственникам, которые за ними ухаживают и постоянно находятся рядом.
Виды психологической помощи при слабоумии:
Помощь слабоумным детям и подросткам | Помощь родственникам слабоумных детей и подростков |
|
|
Важно относиться к слабоумному ребенку как к человеку, а не как к проблеме, подкреплять его способность справляться с превратностями судьбы и житейскими трудностями, подчеркивать положительные качества и достижения, поддерживать чувство уверенности в себе, своевременно предотвращать рецидив заболевания.
О воспитании детей с умственной отсталостью в этом ролике:
Прогнозы, продолжительность и качество жизни
Продолжительность жизни при слабоумии зависит от степени поражения головного мозга и условий, в которых проживает пациент. Детей нужно окружить любовью и заботой, защитить от стрессовых ситуаций, привить трудовые навыки.
Благодаря современным инклюзивным образовательным программам, такие дети могут неплохо освоить школьную программу, а затем жить полноценной жизнью.
На второй и третьей стадиях прогноз неблагоприятный.
При явно выраженных симптомах идиотии или имбецильности пациенту дают инвалидность, а в некоторых случаях помещают его в специальное медицинское учреждение.
Средняя продолжительность жизни идиотов в России составляет 19 лет, имбецилов – 26,6 лет (для сравнения в Австралии – 68 лет и 59 лет, соответственно).
Слабоумие у детей и подростков – это неизлечимое расстройство психики, связанное с нарушением интеллекта и обеднением эмоциональной сферы.
Такое расстройство может быть врожденным или приобретенным, а по степени тяжести легким, умеренным, тяжелым или глубоким.
Источник
ВОСПИТАНИЕ
И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ
ИНТЕЛЛЕКТА
(УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)
1. Характеристика нарушений при умственной отсталости
Умственно
отсталые— это дети, у которых в
результате органических
поражений
головного мозга наблюдается нарушение
нормального развития
психических,
особенно высших познавательных, процессов
(активного восприятия,
произвольной
памяти словесно-логического мышления,
речи и др.).
Для
умственно отсталых характерно наличие
патологических черт в эмоциональной
сфере:
повышенной возбудимости или, наоборот,
инертности; трудностей
формирования
интересов и социальной мотивации
деятельности.
У
многих умственно отсталых детей
наблюдаются нарушения в физическом
развитии:
дисплазии,
деформации формы черепа и размеров
конечностей, нарушение общей,
мелкой
и артикуляционной моторики, трудности
формирования двигательных
автоматизмов.
vПонятие «умственная отсталость»
включает в себя
такие
формы нарушений, как «олигофрения» и
«деменция».
Олигофрения(от греч. olygos — малый, phren — ум) — особая
форма
психического
недоразвития, возникающая вследствие
различных причин:
патологической
наследственности, хромосомных аберраций
(от лат. aberratio —
искажение,
ломка), природовой патологии,
органического поражения центральной
нервной
системы во внутриутробном периоде
или на самых ранних этапах
постнатального
развития.
При
олигофрении органическая недостаточность
мозга носит непрогрессирующий
характер.
Действия вредоносного фактора в
большой мере уже остановилось, и
ребенок
способен к развитию, которое подчинено
общим закономерностям
формирования
психики, но имеет свои особенности,
обусловленные типом
нарушений
центральной нервной системы и их
отдаленными последствиями (Термин
«олигофрения»
был введен в XIX в. немецким психиатром
Э. Крепелином).
Деменция(от лат. dementia — безумие, слабоумие) —
стойкое ослабление
познавательной
деятельности, приводящее к снижению
критичности, ослаблению
памяти,
уплощению эмоций. Деменция носит
прогредиентный характер, т. е.
наблюдается
медленное прогрессирование болезненного
процесса.
В
детском возрасте деменция может
возникнуть в результате органических
заболеваний
мозга при шизофрении, эпилепсии,
воспалительных заболеваниях
мозга
(менингоэнцефалитах), а также вследствие
травм мозга (сотрясений и
ушибов).
В
соответствии с международной классификацией
(МКБ-9) выделяют 3 степени
умственной
отсталости:
1.
дебильность — относительно легкая,
неглубокая умственная отсталость;
2.
имбецильность — глубокая умственная
отсталость;
3.
идиотия — наиболее тяжелая, глубокая
умственная отсталость.
По
современной международной классификации
(МКБ-10) на основе
психометрических
исследований умственную отсталость
подразделяют на четыре
формы:легкую (IQ в пределах 40—69), умеренную (IQ
в пределах 35—49),
тяжелую
(IQ в пределах 20— 34), глубокую (IQ ниже 20).
Психопатологическая
структура нарушения при олигофрении
характеризуется
тотальностью
и иерархичностью недоразвития психики
и интеллекта. По структуре
клинической
картины выделяют неосложненные и
осложненные формы олигофрении.
Осложненные
формы олигофрении обусловлены сочетанием
недоразвития мозга с
его
повреждением. В этих случаях интеллектуальный
дефект сопровождается рядом
нейродинамических
и энцефалопатических расстройств. Может
иметь место также
более
выраженная степень недоразвития или
повреждения локальных корковых
функций,
например, речи, гнозиса, праксиса,
пространственных представлений,
счетных
навыков, чтения, письма. Подобная форма
нередко имеет место у детей с
церебральным
параличом, а также у детей с гидроцефалией.
В
отечественной психиатрии выделяют 3
группы этиологических (указывающих
причину)
факторов умственной отсталости (по
Г.Е.Сухаревой, 1956).
Первая
группа— неполноценность генеративных
клеток родителей,
наследственные
заболевания родителей, патология
эмбриогенеза.
Вторая
группа— патология внутриутробного
развития (воздействия
инфекций,
интоксикаций, травм).
Третья
группа— родовая травма и постнатальные
поражения центральной
нервной
системы.
Для
установления правильного диагноза
необходимо учитывать соотношение трех
групп
симптомов:дизонтогенетических
синдромов (связанных с дисфункцией
созревания
ЦНС), энцефалопатических синдромов
(связанных с повреждением ЦНС)
той
или иной локализации, включая и минимальные
дисфункции, и синдромов,
отражающих
вторичные защитные механизмы организма.
Выделяются
3 диагностических критерия умственной
отсталости:клинический
(наличие
органического поражения головного
мозга); психологический (стойкое
нарушение
познавательной деятельности);
педагогический (низкая обучаемость).
При
нарушении умственного развития главными
и ведущими неблагоприятными
факторами
оказываются слабая любознательность
(ориентировка) и замедленная
обучаемость
ребенка, т. е. его плохая восприимчивость
к новому.
Эти
первичные нарушения оказывают влияние
на развитие умственно отсталого
ребенка
с первых дней жизни. У многих детей
задерживаются сроки развития
статики
и локомоций, причем часто задержка
бывает весьма существенной,
захватывающей
не только весь первый, но и второй
год жизни. Наблюдается
отсутствие
интереса к окружающему и реакций на
внешние раздражители, общая
патологическая
инертность (что не исключает крикливости,
беспокойства и т.
п.).
У детей не возникает эмоционального
общения со взрослыми, отсутствует,
как
правило, «комплекс оживления». В
дальнейшем у них не возникает интереса
ни
к игрушкам, подвешенным над кроваткой,
ни к действиям с игрушками,
находящимися
в руках взрослого. Не происходит
своевременного перехода к
общению
на основе совместных действий взрослого
и ребенка с предметами, не
возникает
новой формы общения — жестового
общения. Дети на первом году жизни
не
дифференцируют своих и чужих взрослых.
Не развиваются действия с
предметами,
отсутствует хватание, что сказывается
на развитии восприятия,
тесно
связанного в этот период с хватанием.
Производя это действие, ребенок
познает
направление от своего тела к предмету,
расстояние между собой и
предметом,
свойства предметов — величину, массу,
форму. С отсутствием
хватания
связано также то, что у детей не формируется
зрительно-двигательная
координация.
Таким
образом, развитие восприятия на первом
году жизни у умственно отсталых
детей
чрезвычайно задерживается. Эта задержка
не является первичным
нарушением,
она возникает как его следствие, однако
настолько существенное, что
отрицательно
сказывается на последующем развитии
всех психических процессов.
В
начале дошкольного периодапроисходят
некоторые сдвиги в овладении
неспецифическими
манипуляциями, которые проявляются,
например, в том, что
ребенок
тянет игрушку в рот, но он не пытается
ее рассматривать, не выполняет с
ней
практических действий (не стучит ею по
ладошке и др.).
Предметные
действия и предметная деятельность
спонтанно в должной мере у
умственно
отсталого ребенка не формируются,
интерес к предметному миру
остается
весьма низким, кратковременным.
Ориентировка типа «Что это?» у
детей
долго не возникает. Без целенаправленного
коррекционного воздействия
дети
3—4 лет не овладевают ни специфическими
видами детской деятельности, ни
социальными
формами поведения.
Восприятие,
мышление и речь у детей этой категории
оказываются при
спонтанном
развитии на очень низком уровне.
Таким
образом, можно говорить о том, что в
дошкольном возрасте умственно
отсталый
ребенок без специальной коррекционной
работы минует два важных этапа в
психическом
развитии:развитие предметных
действий и развитие общения с
другими
людьми. Этот ребенок мало контактен
как со взрослыми, так и со своими
сверстниками,
он не вступает в ролевую игру и в
какую-либо совместную
деятельность
с другими людьми. Все это отражается на
накоплении социального
опыта
детей и на развитии высших психических
функций — мышления, произвольной
памяти,
речи, воображения, самосознания, воли.
Однако
тенденции развития ребенка с нарушениями
интеллекта те же, что и
нормально
развивающегося. Некоторые нарушения —
отставание в овладении
предметными
действиями, отставание и отклонение в
развитии речи и
познавательных
процессов — в значительной мере
носят вторичный характер. При
своевременной
правильной организации воспитания,
возможно более раннем
начале
коррекционно-педагогического воздействия
многие отклонения развития
у
детей могут быть скорригированы и даже
предупреждены.
Соседние файлы в предмете Педагогика
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник