Умственная отсталость при алкогольном синдроме

Умственная отсталость при алкогольном синдроме thumbnail

метки: Область, Височный, Поражение, Ребенок, Развитие, Процесс, Умственный, Зрительный

Особенности соматического развития и неврологического состояния детей, страдающих олигофренией.

Мышление представляет собой сферу психической деятельности, включающую логические операции со словесными и наглядно-чувственными образами предметов. Уровень мышления, способность проникать в суть проблем и выработка наиболее адекватных решений входят в понятие интеллекта. Таким образом, интеллект характеризует степень умственного развития и способность к сложным мыслительным операциям.

В детской неврологии приходится решать вопрос об уровне интеллекта, поскольку ряд неврологических заболеваний приводит к слабоумию; в результате поражения нервной системы на ранних этапах онтогенеза наступает отставание в умственном развитии.

Топическая диагностика поражений коры основана на знании локализации основных корковых зон анализаторов (зрения, слуха, осязания и т.д.) и центров гнозиса, праксиса, речи. Нужно помнить, что, помимо симптомов поражения отдельных корковых областей, могут наблюдаться симптомы их раздражения (по Л.О. Бадалян).

Поражение лобной доли в области передней центральной извилины проявляется в виде моноплегий (нарушение функции одной конечности), гемиплегий (нарушение функции конечностей с одной стороны — справа или слева), недостаточности подъязычного и лицевого нервов по центральному типу. Патологические процессы в лобной доле характеризуются появлением нарушений корково-мозжечковой связи. Типичные нарушения психики:

♦ страдает целенаправленность психических процессов;

♦ возникает снижение волевых процессов;

♦ потеря инициативности;

♦ снижается критичное отношение к себе;

♦ появляется наклонность к грубым шуткам;

♦ утрачивается чувство дистанции при общении с другими людьми;

♦ появляется неряшливость.

Поражение теменной доли в области задней центральной извилины проявляется в виде приступов парастезии (онемения, покалывания, жжения в разных областях).

Могут возникать нарушения схемы тела, собственный дефект не узнается. Может также развиваться алексия (неспособность к чтению), акалькулия (неспособность к счету).

Поражение височной доли в области коркового центра слухового анализатора приводит к появлению слуховой агнозии. Височные доли играют важную роль в организации сложных психических процессов, в частности, памяти. При раздражении височных отделов могут появляться различные нарушения памяти. В кору височной доли также проецируется путь от вкусового, обонятельного анализаторов, вестибулярного аппарата. Раздражение височной доли сопровождается слуховыми, обонятельными, вкусовыми галлюцинациями, возможны приступы головокружения.

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

… афазиивозникает при поражении теменно-височно-затылочной области левого полушария. Нарушения речи … процесса в области третичных зон перекрытия теменной, височной и затылочной областей коры доминантного полушария. Акустико-мнестическаяафазия возникает при поражении средних отделов наружной поверхности височной области … области стыка теменной, височной и затылочной долей — угловой извилины, поражение …

Поражение затылочной доли сопровождается различными зрительными нарушениями. Наблюдается снижение зрительной памяти, нарушается зрительная ориентация в пространстве, развивается зрительная агнозия и др.

Поражение правового полушария приводит к изменениям в психике. Они проявляются в виде снижения чувства дистанции, дезориентированности, оглушенности, неадекватном поведении.

Особенности умственной отсталости при алкогольном синдроме плода

Клиника. У детей обнаруживается низкая масса тела, плохое сосание и глотание, частые срыгивания, отставание в физическом развитии. Треть детей позже начинают ходить. У 32% выявляются пороки сердца, почек, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы. Имеются признаки костного дизонтогенеза: задержка развития зон окостенения, диспластичность телосложения, незаращение или раннее закрытие швов черепа, макро- или микроцефалия, короткая шея, недоразвитие верхней и нижней челюсти, гипертелоризм, широкая запавшая переносица, высокое небо, узкие и короткие глазные щели, синдактилия. Для этого синдрома характерны деформация грудной клетки, клинодактилия, гипоплазия ногтей, разболтанность суставов. Нередко встречается эпикант, сосудистые опухоли, асимметрия глазных щелей, косоглазие, нистагм, птоз, мышечная гипотония и иногда припадки.

Задержка психического развития встречается более чем у 25%, психофизический инфантилизм — у 20%, умственная отсталость — также почти у 20% детей. Речь запаздывает у трети детей. Тяжелый алкоголизм матерей приводит к более выраженным степеням умственной отсталости у их детей (дисфорическому и мориоподобному вариантам) по сравнению с детьми, матери которых выпивают меньше. Наряду с другими нарушениями психомоторного развития у них присутствуют плохая память, нарушенное внимание, общая астения, повышенная аффективная возбудимость и раздражительность, двигательная расторможенность и утомляемость. В пубертатном возрасте наряду с легкой умственной отсталостью формируются невротические и патохарактерологические развития. Появляются психопатоподобные (84%), церебрастенические и неврозоподобные (10%) синдромы. Нередки расторможенность влечений, ранняя гиперсексуальность, бродяжничество, воровство.

Читайте также:  Синдром вольфа хиршхорна мкб 10

5 стр., 2079 слов

На каком этапе развития социума страх «эффективен»?

Методический материал для участников семинара «Растворение страха»   Здравствуй уважаемый Читатель! В структуре цикла семинаров «Путь Сердца» базовым является семинар «Растворение * страха» ибо, только освободив сознание от оков страха, можно начать воспринимать мир без искажений и постигать его тайны с позиции ребёнка(«БУДЬТЕ КАК ДЕТИ», сказал очень известный мудрец). …

Искаженное психическое развитие

Искаженное психическое развитие — тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводящего к ряду качественно новых патологических новообразований. Одним из клинических выражений этого типа дизонтогенеза является детский аутизм. В его структуре выделяются основные дефекты — исходная энергетическая недостаточность, связанная с ней область побуждений, быстрая истощаемость любой целенаправленной активности и ее пресыщаемость, низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений, повышенная готовность к реакциям тревоги и страха. Аутичный ребенок боится окружающего мира; детский аутизм представляет собой основной вторичный дефект, выступающий в качестве компенсаторного механизма, направленного на защиту от травмирующей внешней среды. Наблюдается аутичная направленность всей интеллектуальной деятельности такого ребенка. Игры, фантазии, интересы далеки от реальной жизни. Содержание их монотонно, поведение однообразно, стереотипно: дети годами играют в одну и ту же игру, рисуют одинаковые рисунки, стереотипно действуют.

1.внимание — трудностях сосредоточения внимания, внимание приковывается к отдельным аспектам воспринимаемого поля.

2.в сенсорно-перцептивной сфере – проблемы развития сенсорной сферы у детей с аутизмом разделяются на две группы:

Гиперчувствительность – это повышенная чувствительность вплоть до непереносимости определенных сенсорных стимулов.

Гипочувствительность– недостаточно развитая способность воспринимать стимулы разной модальности.

Характерна болезненная гиперстезия к обычным сенсорным раздражителям.

3.в психомоторной сфере – плохая моторика, несформированность произвольных движений, большие трудности в овладении навыками самообслуживания. Переход от непроизвольных движений к произвольным часто оказывается непреодолимым. Однообразные действия повторяются много раз.

4.в мыслительной сфере – нарушение целенаправленности и пресыщаемость интеллектуальной деятельности, вычурность мышления.

18 стр., 8519 слов

Исследование коррекционно-педагогической помощи детям при аутизме

… трудностями, определенными характером нарушения психического развития при аутизме. Самым распространенным способом преодоления этих трудностей становится решение о выведении ребенка с аутизмом … крайне низкой эффективностью из-за отсутствия адекватных индивидуальных коррекционных программ, … сферы психики, а не только эмоциональную). В результате дети с аутизмом оказываются в одной группе с детьми …

5.в речевом развитии – качественное нарушение в сфере вербальной и невербальной коммуникации: отсутствие желания общаться с другими, эхолалия, общение только в случае возникновения потребностей, отсутствие реакции на речь других людей, замена местоимений, использование обычных слов в необычном значении.

6.в эмоционально-волевой сфере – у младенцев и у более старших детей возникают трудности с подражанием другому человеку, а также трудности эмоционального заражения, затруднено также опознание эмоционального состояния другого человека. При налаживании контакта выясняется, что многие обычные окружающие предметы и явления, некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Чувство страха вызывает все новое.

7.межличностные отношения – неспособность устанавливать полноценные отношения с другими людьми.

8.особенности социализации и социальной адаптации: качественное нарушение социального взаимодействия. отчужденность, пассивность, странная активность. Дети не могут уже в младенчестве отслеживать направление внимания взрослого человека, Не овладевают навыками социального взаимодействия.

Нарушение воображения и социальной практики. У детей с аутизмом можно заметить полное отсутствие «символической» игры, которая заменяется стереотипными навязчивыми действиями. Нормально развивающиеся дети дошкольного возраста берут на себя и выполняют игровые роли, используют в игре предметы-заместители, однако этого не наблюдается в игре детей с аутизмом. У взрослых людей с аутизмом отсутствие воображения проявляется по-другому: они проявляют мало интереса к вымышленным сюжетам, в частности, к фильмам, романам, телесериалам.

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии и бег

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

… Нарушение способности к социальному взаимодействию. О.С. Никольская (Никольская, 1995) предложила в зависимости от степени выраженности и характера проявлений аутизма у детей … раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов детей с … рекомендации: 1. не привлекать тревожных детей к соревновательным играм и другим видам деятельности; 2.&nbsp …

Источник

 

содержание   .. 

30 

31 

32 

33 

34 

35 

36 

37 

38 

39  40 
..

АЛКОГОЛЬНЫЙ СИНДРОМ ПЛОДА (АЛКОГОЛЬНАЯ
ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ)

Впервые алкогольный синдром плода в 1973 году описали Johns и Smith. 8%
всех случаев умственной отсталости обусловлено алкоголизмом родителей.
Выраженность синдрома зависит от тяжести материнского алкоголизма и
срока воздействия алкоголя на плод. У матерей, стра-дающих алкоголизмом,
в 71% случаев рождаются дети с нарушениями нервно-психического развития,
в 37% — с психическим недоразвитием, в 37% — с психопатическими и
невротическими расстройствами.

Клиника. У детей обнаруживается низкая масса тела, плохое сосание и
глотание, частые срыгивания, отставание в физическом развитии. Треть
детей позже начинают ходить. У 32% выявляются пороки сердца, почек,
желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы. Имеются признаки
костного дизонтогенеза: задержка развития зон окостенения,
диспластичность телосложения, незаращение или раннее закрытие швов
черепа, макро- или микроцефалия, короткая шея, недоразвитие верхней и
нижней челюсти, гипертелоризм, широкая запавшая переносица, высокое
небо, узкие и короткие глазные щели, синдактилия. Для этого синдрома
характерны деформация грудной клетки, клинодактилия, гипоплазия ногтей,
разболтанность суставов. Нередко встречается эпикант, сосудистые
опухоли, асимметрия глазных щелей, косоглазие, нистагм, птоз, мышечная
гипотония и иногда припадки.

Задержка психического развития встречается более чем у 25%,
психофизический инфантилизм — у 20%, умственная отсталость — также почти
у 20% детей. Речь запаздывает у трети детей. Тяжелый алкоголизм матерей
приводит к более выраженным степеням умственной отсталости у их детей (дисфорическому
и мориоподобному вариантам) по сравнению с детьми, матери которых
выпивают меньше. Наряду с другими нарушениями психомоторного развития у
них присутствуют плохая память, нарушенное внимание, общая астения,
повышенная аффективная возбудимость и раздражительность, двигательная
растор-моженность и утомляемость. В пубертатном возрасте наряду с легкой
умственной отсталостью формируются невротические и
патохарактерологические развития. Появляются психопатоподобные (84%),
цереб-растенические и неврозоподобные (10%) синдромы. Нередки
растор-моженность влечений, ранняя гиперсексуальность, бродяжничество,
воровство.

Патогенез. В прямой зависимости от тяжести алкоголизма отца и матери
находятся рождение детей в асфиксии, ослабление сосательного рефлекса,
судороги, задержка психомоторного развития, отставание речи. Влияние
алкоголизма матери сказывается примерно в 2— 3 раза чаще, чем алкоголизм
отца. Кроме того, при алкоголизме матери достоверно чаще встречаются
недоношенность, переношенность, угрожающие выкидыши, мертворожденность,
врожденные уродства. Алкоголь интенсивно действует на клеточные
мембраны, на процессы клеточного деления и синтеза ДНК нервных клеток. В
первые недели

после зачатия он приводит к грубым порокам развития
ЦНС. После 10-й недели беременности алкоголь вызывает клеточную
дезорганизацию или замедляет клеточную миграцию и нарушает дальнейшее
развитие ЦНС. Позже алкоголь нарушает мозговой метаболизм и нейрогенные
влияния на эндокринную систему, что вызывает нейроэндокринные
расстройства, в частности нарушения роста. Вероятно, в происхождении
пороков у плода большую роль играет недостаток цинка в организме матери.

содержание   .. 

30 

31 

32 

33 

34 

35 

36 

37 

38 

39  40 
..

Источник

Лекции.Орг

Особенности соматического развития и неврологического состояния детей, страдающих олигофренией.

Мышление представляет собой сферу психической деятельности, включающую логические операции со словесными и наглядно-чувственными образами предметов. Уровень мышления, способность проникать в суть проблем и выработка наиболее адекватных решений входят в понятие интеллекта. Таким образом, интеллект характеризует степень умственного развития и способность к сложным мыслительным операциям.

Читайте также:  ?за? уа?ыт жаншылу синдромы за?ымданушы?а к?мек к?рсетуді? д?рігерлік ?дісі

В детской неврологии приходится решать вопрос об уровне интеллекта, поскольку ряд неврологических заболеваний приводит к слабоумию; в результате поражения нервной системы на ранних этапах онтогенеза наступает отставание в умственном развитии.

Топическая диагностика поражений коры основана на знании локализации основных корковых зон анализаторов (зрения, слуха, осязания и т.д.) и центров гнозиса, праксиса, речи. Нужно помнить, что, помимо симптомов поражения отдельных корковых областей, могут наблюдаться симптомы их раздражения (по Л.О. Бадалян).

Поражение лобной доли в области передней центральной извилины проявляется в виде моноплегий (нарушение функции одной конечности), гемиплегий (нарушение функции конечностей с одной стороны — справа или слева), недостаточности подъязычного и лицевого нервов по центральному типу. Патологические процессы в лобной доле характеризуются появлением нарушений корково-мозжечковой связи. Типичные нарушения психики:

♦ страдает целенаправленность психических процессов;

♦ возникает снижение волевых процессов;

♦ потеря инициативности;

♦ снижается критичное отношение к себе;

♦ появляется наклонность к грубым шуткам;

♦ утрачивается чувство дистанции при общении с другими людьми;

♦ появляется неряшливость.

Поражение теменной доли в области задней центральной извилины проявляется в виде приступов парастезии (онемения, покалывания, жжения в разных областях). Могут возникать нарушения схемы тела, собственный дефект не узнается. Может также развиваться алексия (неспособность к чтению), акалькулия (неспособность к счету).

Поражение височной доли в области коркового центра слухового анализатора приводит к появлению слуховой агнозии. Височные доли играют важную роль в организации сложных психических процессов, в частности, памяти. При раздражении височных отделов могут появляться различные нарушения памяти. В кору височной доли также проецируется путь от вкусового, обонятельного анализаторов, вестибулярного аппарата. Раздражение височной доли сопровождается слуховыми, обонятельными, вкусовыми галлюцинациями, возможны приступы головокружения.

Поражение затылочной доли сопровождается различными зрительными нарушениями. Наблюдается снижение зрительной памяти, нарушается зрительная ориентация в пространстве, развивается зрительная агнозия и др.

Поражение правового полушария приводит к изменениям в психике. Они проявляются в виде снижения чувства дистанции, дезориентированности, оглушенности, неадекватном поведении.

Особенности умственной отсталости при алкогольном синдроме плода

Клиника. У детей обнаруживается низкая масса тела, плохое сосание и глотание, частые срыгивания, отставание в физическом развитии. Треть детей позже начинают ходить. У 32% выявляются пороки сердца, почек, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы. Имеются признаки костного дизонтогенеза: задержка развития зон окостенения, диспластичность телосложения, незаращение или раннее закрытие швов черепа, макро- или микроцефалия, короткая шея, недоразвитие верхней и нижней челюсти, гипертелоризм, широкая запавшая переносица, высокое небо, узкие и короткие глазные щели, синдактилия. Для этого синдрома характерны деформация грудной клетки, клинодактилия, гипоплазия ногтей, разболтанность суставов. Нередко встречается эпикант, сосудистые опухоли, асимметрия глазных щелей, косоглазие, нистагм, птоз, мышечная гипотония и иногда припадки.

Задержка психического развития встречается более чем у 25%, психофизический инфантилизм — у 20%, умственная отсталость — также почти у 20% детей. Речь запаздывает у трети детей. Тяжелый алкоголизм матерей приводит к более выраженным степеням умственной отсталости у их детей (дисфорическому и мориоподобному вариантам) по сравнению с детьми, матери которых выпивают меньше. Наряду с другими нарушениями психомоторного развития у них присутствуют плохая память, нарушенное внимание, общая астения, повышенная аффективная возбудимость и раздражительность, двигательная расторможенность и утомляемость. В пубертатном возрасте наряду с легкой умственной отсталостью формируются невротические и патохарактерологические развития. Появляются психопатоподобные (84%), церебрастенические и неврозоподобные (10%) синдромы. Нередки расторможенность влечений, ранняя гиперсексуальность, бродяжничество, воровство.

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 660 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник