Уксусный синдром что это такое

Уксусный синдром что это такое thumbnail

     Часто при обращении с кинопленкой при ее длительном хранении выявляется проблема, которая может случится со старой (40-60 лет) киноплёнкой на триацетатной основе. Явление называется «уксусный синдром» и известно работникам киноархивов.

     Вообще говоря,любая киноплёнка со временем стареет, помимо потери воды (пересыхания), и чисто механического износа, происходит также саморазрушение основы.

     Уксусный синдром – это процесс распада ацетатцеллюлозной основы на молекулярном уровне, сопровождающийся резким запахом уксусной кислоты, которая выделяется в окружающую среду.

     Процесс разложения является автокаталитической (ускоряется под влиянием накопившихся продуктов распада основы) и начинается тем быстрее, чем выше температура и относительная влажность воздуха. Постепенно становиться липким эмульсионный слой, а основа становится очень хрупкой , киноплёнка очень легко рвётся, даже при отсутствии заметных повреждений перфораций. Смотреть такое уже невозможно. И самое неприятное, что известны случаи, когда пораженные «уксусным синдромом» кинопленки «заражали» другие, изначально чистые.

     Старения кинопленки, когда оно уже началось, протекает с возрастающей скоростью, и полностью его остановить невозможно. Оптимизируя условия хранения кинопленки можно лишь замедлить этот процесс.

     В общем,тот ещё «подарочек». Причины этого неприятного явления так до конца и не изучены,а вот «запустить» его может неправильное хранение киноплёнки при повышенной температуре и влажности в плотно закрытых и годами не открываемых «банках».

     Единственная «радость», что разрушающаяся триацетатная киноплёнка, в отличии от нитроплёнки , не нагревается , и не может самовоспламениться.

     По этому,если вдруг нам «повезло» и, открывая банку с очередным иноархивом, мы чувствуем резкий запах уксуса, это повод задуматься,а нужен ли такой экспонат в коллекции. Если всё же нужен (ну или вдруг ,что то лучшее и любимое, таким образом «заболело), плёнку несколько раз перематываем туда-сюда,на открытом воздухе, стараясь не вдыхать ядовитые пары .»Шедевр» храним в неплотно закрывающейся банке (не в коем случае не в герметичном пакете), в максимально прохладном, но не сыром месте, в стороне от основной коллекции. Кинопленку с «уксусным синдромом» придётся минимум пару раз в год перематывать, чтобы из рулона выходили испарения уксусной кислоты.

нетканый хемосорбционный материал     Архивисты рекомендуют для хранения такой «больной» плёнки вообще использовать специальные вентилируемые коробки «с дырочками» (возможно в них киноплёнка окончательно пересохнет) и внутрь коробки вкладывать специальный поглотитель «..С целью замедления «уксусного синдрома» для создания микроклимата внутри коробок с фильмовыми материалами можно использовать «молекулярные сита» цеолитов (Компания Eastman Kodak), поглощающие из воздуха влагу и пары уксусной кислоты, или нетканый хемосорбционный материал (НХМ), разработанный НИКФИ.» Ну это уже рекомендация для профессиональных архивов, а не для домашней коллекции.

тест-полоска для уксусного синдрома     А ещё в профессиональных киноархивах, для контроля над началом разложением основы, закладывают в банку с киноплёнкой специальную тест-полоску, которая меняет свой цвет в зависимости от уровня кислотности (от зелёного до красного). Положили, посмотрели — стала полоска красная — нужно эту плёнку в особое помещение с принудительной вентиляцией перекладывать, зелёная осталась — всё замечательно, можно дальше хранить, жёлтая — нужно эту киноплёнку держать под контролем. Вот такая «химия и жизнь» простого кинолюбителя.

     Если вы обнаружили запах уксуса в своем киноархиве — подумайте о скорейшей оцифровке этого материала. Процесс остановить нельзя, но можно «заразить» остальные пленки.

     Оцифровка 8 мм кинопленки — от 50 рублей за 1 минуту.

     Другие вопросы по теме видео

Источник

Расскажу ещё про одну «напасть»,которая может случится со старой (40-60 лет) киноплёнкой на триацетатной основе.Явление названое «уксусный синдром» хорошо известно профессиональным работникам архивов кино-фото документов.
Вообще говоря,любая киноплёнка со временем стареет,помимо потери воды (пересыхания), и чисто механического износа,происходит также саморазрушение основы,что в этом случае происходит с «горючей» киноплёнкой на нитрооснове я уже писал в ветке «осторожно-горючая киноплёнка». Ну а похожая беда,случившаяся с триацетатной киноплёнкой как раз и называется «уксусный синдром».
Уксусный синдром – это процесс распада ацетатцеллюлозной основы на молекулярном уровне, сопровождающийся резким запахом уксусной кислоты, которая выделяется в окружающую среду.
Реакция разложения является автокаталитической (ускоряется под влиянием накопившихся продуктов распада основы) и начинается тем быстрее, чем выше температура и относительная влажность воздуха.Постепенно становиться липким эмульсионный слой,ну а основа становится очень хрупкой ,плёнка очень легко рвётся ,даже при отсутствии заметных повреждений перфораций.Смотреть такое уже невозможно.Ну а самое неприятное,что известны случаи, когда пораженные «уксусным синдромом» кинопленки «заражали» другие, изначально чистые.
Старения кинопленки, когда оно уже началось, протекает с возрастающей скоростью, и полностью его остановить невозможно. Оптимизируя условия хранения  можно лишь замедлить этот процесс.
В общем,тот ещё «подарочек». Причины этого неприятного явления так до конца и не изучены,а вот «запустить» его может неправильное хранение киноплёнки при повышенной температуре и влажности в плотно закрытых и годами не открываемых «банках».
Единственная «радость»,что разрушающаяся триацетатная киноплёнка,в отличии от нитроплёнки ,не нагревается ,ну и не может самовоспламениться.

Читайте также:  Мужчина с синдромом женщины к

По этому,если вдруг нам «повезло» и,открывая банку с очередным своим приобретением,мы чувствуем просто нестерпимо резкий запах уксуса,это повод задуматься,а нужен ли такой экспонат в коллекции (ну или повод предъявить претензии продавцу). Если всё же нужен (ну или вдруг ,что то лучшее и любимое,таким образом «заболело),плёнку несколько раз перематываем туда-сюда,на открытом воздухе,стараясь не вдыхать ядовитые пары .»Шедевр» храним в неплотно закрывающейся банке (не в коем случае не в герметичном пакете),в максимально прохладном ,но не сыром месте,в стороне от основной коллекции.Фильм с «уксусным синдромом» придётся минимум пару раз в год перематывать,чтобы из рулона выходили испарения уксусной кислоты.
Архивисты рекомендуют для хранения такой «больной» плёнки вообще использовать специальные вентилируемые коробки «с дырочками» (подозреваю что в них плёнка окончательно пересохнет) и внутрь коробки вкладывать специальный поглотитель  «..С целью замедления «уксусного синдрома» для создания микроклимата внутри коробок с фильмовыми материалами можно использовать «молекулярные сита» цеолитов (Компания Eastman Kodak), поглощающие из воздуха влагу и пары уксусной кислоты, или нетканый хемосорбционный материал (НХМ), разработанный НИКФИ.» Ну это уже рекомендация для профессиональных архивов,а не для домашней коллекции.

Источник

Текст научной статьи
на тему «КАК ХРАНИТЬ ОРИГИНАЛЫ И СТРАХОВЫЕ КОПИИ ДОКУМЕНТОВ НА ПЛЕНКЕ С ТРИАЦЕТАТНОЙ ОСНОВОЙ»

Продолжаем публикацию статей по проблеме хранения документов на пленке с триацетатной основой. В ранее изданных работах был освещен опыт некоторых отечественных и зарубежных научных и архивных учреждений по борьбе с «уксусным синдромом». В этом номере мы предлагаем рекомендации специалистов Российского государственного архива научно-технической документации, сформулированные по итогам экспериментальных исследований.

Ф.А. Гедрович, Л. Ф. Малышева

Как хранить оригиналы и страховые копии документов на пленке с триацетатной основой

Выработка доступных методов выявления начала процесса деструкции триацетатной (ТАЦ) основы стала насущной задачей для архивов. Это обусловлено как значимостью созданного в XX в. и сосредоточенного в государственных архивах России страхового информационного ресурса, так и практическими потребностями сохранения национального аудиовизуального наследия.

«Уксусный синдром» (УС) как результат разложения ТАЦ-основы, сопровождающийся специфическим запахом уксусной кислоты, короблением рулона, отслоением эмульсионного слоя, кристаллизацией пластификатора, стали изучать вначале за рубежом (во второй половине XX в.), а затем и в нашей стране (в конце ХХ-ХХ1 в.). Достаточно обширные результаты по обобщению зарубежного опыта и практическому наблюдению за материалами Госфильмофонда были получены в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ). Правда, подготовленные здесь рекомендации ориентированы в основном на применение в архивах зарубежных достижений, существенно повышающих стоимость хранения аудиовизуальных документов и микроформ1. Принимая во внимание остроту проблемы, необходимость продолжения исследований и разработки более экономичных средств хранения документов с ТАЦ-основой и микроформ, в план РГАНТД была включена тема по изучению УС.

Экспериментальные исследования проводились на отечественных (цветных, черно-белых, негативных, позитивных пленках, магнитных лентах) и импортных материалах. Методом ускоренного старения (температура X = 70 °С, относительная влажность { = 80 %) была достигнута различная степень разложения ТАЦ-основы образцов. У каждого из них определены физико-механические и оптические характеристики, измерены кислотность (рН) пленки, количество свободной уксусной кислоты, влагосодержание, сняты инфракрасные (ИК) спектры. Результаты испытаний обобщены в научном отчете, а также положены в основу рекомендаций по условиям хранения и методам выявления УС оригиналов и страховых копий кинофотодокументов и микроформ с ТАЦ-основой в государственных архивах.

В рекомендациях освещены организация и условия хранения аудиовизуальных документов и микроформ, доступные отечественным архивам методики контроля стабильности ТАЦ основы, позволяющие выявить УС на начальной стадии ее разложения. Они распространяются на все изготовленные на отечественных и импортных цветных, черно-белых светочувствительных материалах с ТАЦ основой оригиналы, страховые копии кинофотодокументов и микроформы, в частности на такие элементы комплекта архивных документов, как негативы изображения и фонограммы, оригинал магнитной перезаписи, страховая копия (промежуточный позитив или контратип) — для кинодокументов; негатив

изображения, диапозитив, страховая копия (промежуточный позитив или контратип) — для фотодокументов; негативная микроформа типа МР, МО и МФ — для микроформ.

В дополнение к требованиям действующих стандартов (ГОСТ Р 33.505-2003, ГОСТ 7.6895 и ГОСТ 7.65-92)2 предлагается обеспечить раздельное хранение документов с нитроцеллюлозной (НЦ), ТАЦ и полиэтилентерфталатной (ПЭТФ) основами, цветных и черно-белых документов, оригиналов и копий, а также оригиналов магнитной перезаписи и остальных элементов комплекта кинодокументов, страховых копий на ТАЦ- и ПЭТФ-основах, страховых копий кинодокументов и микроформ типа МР.Г-35, страховых копий фотодокументов и микроформ типа МФ.Г-А6. Данные рекомендации обусловлены следующими обстоятельствами:

— автокаталитичностью и взаимовлиянием процессов разложения НЦ- и ТАЦ-основ, которые ускоряются при накоплении в окружающей среде продуктов разложения и могут отрицательно влиять на состояние документов на ПЭТФ-основе;

— влиянием продуктов разложения основы на скорость выцветания красителей цветного изображения;

Читайте также:  Острый коронарный синдром лечение стандарты

— особой ценностью и высокой стоимостью оригиналов кинофотодокументов в сравнении с копиями, у которых вследствие более интенсивного использования может раньше, чем у оригиналов, начаться процесс разложения основы, а выделение продуктов ее распада -инициировать начало разложения основы у оригиналов;

— меньшей устойчивостью цветного изображения по сравнению с черно-белым, что требует поддержания более низких температуры и относительной влажности в хранилищах цветных кинофотодокументов;

— значительно более быстрым, чем в кинофотоматериалах, наступлением в магнитных фонограммах с ТАЦ-основой ощутимых органолептически (по запаху) и определяемых инструментально признаков УС, который ускоряет начало активной стадии разложения основы в кинофотоматериалах.

Неукоснительное соблюдение действующих стандартов хранения документов с ТАЦ-основой позволяет продлить срок ее стабильности до 50-60 лет. Для последующего его увеличения целесообразно выполнять дополнительные требования к температурно-влажностным условиям хранения оригиналов и страховых копий кинофотодокументов и микроформ страхового фонда.

Прежде всего следует по возможности понижать температуру и относительную влажность окружающего воздуха в хранилищах по сравнению с установленными нормативной документацией. Дело в том, что срок стабильности ТАЦ-основы напрямую зависит от температуры и относительной влажности воздуха: чем выше их величины, тем быстрее начнется деструкция основы. Повышение температуры в хранилище на каждые 5 °С ускоряет процесс разложения основы в 2-4 раза. Однако не следует допускать снижения относительной влажности воздуха в хранилищах ниже 35 %, так как за этой границей возрастают скручиваемость, хрупкость фотослоя, волнистость края пленки. В том случае, если архив хранит документы в условиях отрицательных температур, нельзя размещать здесь материалы с влагосодержанием, равновесным относительной влажности воздуха выше 35 %. Это объясняется тем, что при подобном влагосодержании в пленке остается только связанная влага и отрицательные температуры не вызовут растрескивания фотослоя. При выемке документов, хранящихся при более низкой, чем в рабочих помещениях, температуре и относительной влажности воздуха, необходимо провести их акклиматизацию перед использованием по ГОСТу 7.65-92.

С учетом рекомендаций ИСО 18911:2001 , архивной практики и результатов экспериментальных исследований для хранения оригиналов и страховых копий кинофотодокументов и микроформ с ТАЦ-основой рекомендованы следующие температурно-влажностные параметры:

Цветные оригиналы и Черно-белые оригиналы и Магнитные фонограммы на

страховые копии страховые копии 35-мм пленке

конофотодоку ментов конофотодокументов, и

микрофильмы страхового

фонда

T = -50C Т = +10 +20С T = +10 +20C

F = 35 % Б = 40-50 % F = 40-50 %

Для обеспечения сохранности документной информации необходимо регулярно контролировать техническое состояние и стабильность ТАЦ-основы одним из трех способов: посредством индикаторных полосок, определения кислотности материала или измерения его электрической характеристики.

Индикаторный метод разработан РГАНТД совместно с отечественной фирмой «ВИНАР» и успешно применяется в РГАНТД, РГАКФД (для контроля кинодокументов и магнитных лент), Госархиве Оренбургской области (для оценки стабильности микрофильмов страхового фонда), Историко-архивном институте РГГУ (для контроля стабильности киноматериалов учебно-научного архива факультета технотронных архивов и документов). Он эффективен при приеме оригиналов кинодокументов в архив, в процессе хранения оригиналов и страховых копий кинодокументов и микроформ типа МР.Г-35.

Методику оценки стабильности ТАЦ основы по электрической характеристике рекомендуется применять при приеме фотодокументов, в процессе хранения страховых копий фотодокументов и микроформ типа МФ.Г-А6, а по кислотности материала (значению рН) — на всех этапах работы с документами всех разновидностей при наличии свободного, не заполненного информацией, участка пленки (у магнитных лент значение рН можно определять со стороны основы).

Продлить период стабильности ТАЦ основы, сохранить документную информацию поможет и соблюдение установленных мер безопасности в хранении документов.

1 Бойко О.К., Лобанова Л.А., Симонов В.Ю., Тарасова Н.Б., Тупалова С.А., Шакина Л.Д. Как замедлить старение кинодокументов

(хемосорбционный материал против «уксусного синдрома») // Отечественные архивы. 2000. № 5. С. 80-84; Алексеева Т.А., Калантарова Н.А. Положительные результаты налицо, но исследования необходимо продолжить // Там же. С. 84-85; Устинов В.А. Современные способы хранения аудиовизуальных документов: советы международных организаций // Там же. 2001. № 2. С. 86-90; Баландин В.В., Балдина Н.Е. Средства замедления процесса старения аудиовизуальных документов: рецепт белорусских архивистов // Там же. С. 90-92.

2 ГОСТ 7.65-1992. СИБИД. Кинодокументы, фотодокументы и документы на микроформах. Общие требования к архивному хранению; ГОСТ 7.68-1995. СИБИД. Фоно- и видеодокументы. Общие технические требования к архивному хранению; ГОСТ Р 33.505-2003. ЕПСФД. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием.

3 ИСО 18911:2001. Фотография. Носители изображения — безопасные фотографические пленки, прошедшие химико-фотографическую обработку. Практика хранения.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работыпо теме «История. Исторические науки»

Источник

В норме тело человека не имеет выраженного запаха. Он появляется из-за действия бактерий, повышенной активности потовых желез, а иногда из-за болезней. Запах пота может рассказать не только о том, что человеку пора принять душ или купить новый дезодорант. Иногда он сигнализирует о неправильном образе жизни и лишних переживаниях.

Читайте также:  Были у петра первого синдром марфана

AdMe.ru рекомендует внимательно принюхаться к себе, чтобы не пропустить важные изменения в организме.

1. Липкий пот с резким запахом на ладонях

Стресс заставляет ваше тело потеть совсем не так, как занятия спортом или жара. В коже человека есть два типа потовых желез: эккриновые — они охлаждают тело, предотвращают перегревание и почти не пахнут, а также апокриновые, которые реагируют на стрессовые ситуации.

Пот, который выделяют апокриновые железы, имеет резкий запах и густую консистенцию из-за высокого содержания белков и липидов. Если ваши ладони и подмышки потеют перед важным собеседованием или экзаменом, это совершенно нормально. Значит, симпатическая нервная система работает как полагается.

Однако если вы потеете без видимых причин, имеет смысл проверить уровень гормонов щитовидной железы. Из-за неправильной работы щитовидки нервная система посылает ложные сигналы, и начинается усиленное потоотделение.

2. Запах рыбы из-за накопления продуктов обмена

Иногда запах от тела бывает настолько сильным, что портит жизнь. Например, при триметиламинурии от человека исходит сильный запах рыбы, который ничем не уничтожить.

«Синдром рыбного запаха» (второе название болезни) возникает у людей с редкой генетической мутацией. В организме здоровых людей белки расщепляются и выводятся с помощью кишечника. А у больных триметиламинурией некоторые продукты переработки так и остаются в теле, накапливаются и вызывают жуткий запах рыбы.

Врачи пока не научились полностью лечить этот недуг, поэтому рекомендуют пациентам с «синдромом рыбного запаха» придерживаться строгой диеты.

Однако существует другое заболевание, которое заставляет тело пахнуть рыбой, — бактериальный вагиноз. Из-за нарушения микрофлоры влагалища женщины жалуются на специфический запах. Это состояние тоже требует консультации врача.

3. Тело пахнет, будто вы целый день занимались физическим трудом (даже если это не так)

Иногда даже принятие душа по три раза в день не спасает от резкого запаха. Врачи называют такое состояние бромгидроз («зловонный пот»). Оно возникает из-за разложения секрета потовых желез бактериями и грибками и может здорово осложнить социальную жизнь человека. Это индивидуальная особенность организма, и никакого особенного лечения не существует.

Специалисты лишь рекомендуют использовать антибактериальное мыло, антисептические кремы и скорректировать диету. Такие продукты, как лук, чеснок и алкоголь, усиливают неприятные запахи тела.

4. От дыхания исходит сладкий аромат прелых яблок

Впрочем, не все болезни пахнут чем-то неприятным. Иногда тело начинает издавать сладкий, будто фруктовый, запах. И это тревожный симптом.

У людей, больных сахарным диабетом, в организме недостаточно инсулина — гормона, который помогает глюкозе проникать в клетки тела. Когда гормона не хватает, организм в качестве топлива расщепляет не глюкозу, а жиры. Этот процесс вызывает накопление кетонов — вот они-то и придают телу и дыханию сладковатый аромат.

Вам необходимо срочно обратиться к врачу, если сладкий запах тела сочетается с сильной жаждой, частым мочеиспусканием, тошнотой / рвотой и болями в животе.

5. Изменение запаха головы и перхоть

Если вы заметили, что кожа головы и волосы приобрели резкий запах, к этому добавился зуд, а волосы стали жирными, то это может быть признаком себорейного дерматита.

Это хроническое заболевание кожи, которое связано с повышением количества кожного сала и изменениями в микрофлоре. В состав кожного сала входят глицериды, эфиры воска и холестерин, которые, разлагаясь под действием бактерий, приобретают неприятный запах. В норме такого быть не должно.

Однако из-за снижения иммунитета, стресса или даже наследственной предрасположенности кожа начинает шелушиться и приобретает жирный блеск. А значит, следует обратиться к специалисту — он назначит противовоспалительные и антигрибковые препараты, а также отшелушивающие средства.

6. Изо рта пахнет ацетоном

Тело и дыхание человека начинает пахнуть ацетоном тогда, когда нашему организму не хватает углеводов. Такое состояние может возникнуть в нескольких случаях:

  • Диета с низким содержанием углеводов. Конечно, на такой диете вес уходит быстрее, тело перестает получать привычные макароны / хлеб и начинает сжигать жиры. Побочным эффектом является сильный запах, который сохраняется на всем протяжении диеты.
  • Нарушение работы печени и почек. При определенных болезнях эти органы не справляются с выведением отходов из организма.
  • Микробы, бактерии и вирусы. Некоторые сезонные заболевания тоже провоцируют появление запаха ацетона, но сразу после выздоровления он исчезает.

7. Тело «пахнет кошками», несмотря на гигиену

С помощью аммиака наше тело избавляется от излишков азота в крови. Он может выделяться с дыханием, потом и мочой. Если по каким-то причинам в организме образуется избыток азота, то и тело будет «пахнуть кошками».

Запах аммиака изо рта может говорить об инфицировании Helicobacter pylori (бактерия, которая отвечает за гастрит и язву).

Если аммиаком пахнет тело, это значит, что ваш организм испытывает недостаток влаги или избыток белка (а то и все вместе). Такой эффект может возникнуть на фоне усиленных тренировок и белковой диеты. Некоторые спортивные добавки грешат «аммиачным побочным эффектом».

Впрочем, запах аммиака может говорить о воспалительном заболевании почек. Когда почки работают не в полную силу, они не могут отфильтровать все токсины и эти вещества выводятся с потом. Если он сохраняется достаточно долго, обязательно обратитесь к специалисту.

8. Уксусный запах после тренировок

Запах уксуса может появиться после тяжелых физических нагрузок. Всему виной пропионовая кислота. Бактерии расщепляют человеческий пот, и образуется соединение, которое по химическому составу напоминает уксус. Врачи говорят, что в этом запахе тела нет ничего страшного.

Здесь поможет соблюдение элементарных правил гигиены: регулярный душ, дезодорант и чистая одежда.

Источник