Учителю о детях с синдромом дауна
Андрею Захарову из Пермского края 36 лет. В литературном кружке он занимается с детьми, которым поставлен диагноз «синдром Дауна», – помогает им социализироваться и освоить язык. Необычным этот кружок делает то, что сам Андрей родился с тем же синдромом.
Мама Андрея Нина Михайловна вспоминает, что когда родился сын, о синдроме Дауна знали мало. Врачи советовали ей отказаться от ребенка и уверяли, что больше года такие дети не живут.
«Я тогда решила, даже не тогда, а чуть позже, но у меня внутренне было все-таки, что я не сдам, это мой ребенок, – говорит Нина Михайловна. – Тем более муж у меня, когда я ему написала, что такое дело, он мне на третий-четвертый день написал, что «как там наш Андрейка?» То есть в семье уже решено было, вот и все, Андрейка с нами остался».
Узнав о решении Нины Михайловны оставить ребенка, врачи разводили руками. Никаких способов лечения для Андрея не предлагали, говорили, что ребенок неизлечимо болен и сделать они ничего не могут. Но когда Андрею было три года, один молодой врач посоветовал Нине Михайловне определить его в детский сад, чтобы он социализировался.
В 90-е, пока Андрей был маленький, Нина Михайловна постоянно была рядом с ним. Тогда вся страна стояла в очередях за продуктами и вещами. «Он очень медленно одевается, это значит, пока мы с ним дойдем до магазина, нам просто не доставалось продуктов. Я все пыталась найти какой-то выход», – говорит она.
Приятельница посоветовала ей завести собаку, чтобы Андрею было спокойнее оставаться одному дома и было за кем ухаживать. За 25 рублей Нина Михайловна купила болонку. «Кнопу он сразу назвал, сразу они друг друга почувствовали. Я буквально за 30-40 минут сбегаю, все куплю, все сделаю, то есть мне два-три часа уже не надо было тратить и ребенка таскать».
После садика врачи посоветовали направить Андрея в коррекционную школу в формате интерната. Но Нина Михайловна не хотела оставлять там сына без присмотра, переживала, как он будет себя чувствовать в такой обстановке.
«Мы позвонили, нам директор этого интерната сказал: «Только приезжайте всей семьей – ребенка привозите и родители чтобы были». Мы приехали туда, он нам все показал, экскурсию провел, чаем нас напоили. Но надо было видеть глаза этих ребят, которые там находятся. А потом директор нас привел в свой кабинет и сказал: «Я очень не хочу, чтобы ваш ребенок был здесь, потому что вы себе не представляете, как они все здесь плачут и воют вечером».
Директор интерната посоветовал Нине Михайловне обратиться в областное управление образования и попросить педагога для домашнего обучения. Она зацепилась за эту идею, и Андрей смог закончить первый класс, научился читать, писать и считать до 20-ти. За время учебы он сменил несколько школ, но ему везло с педагогами. С их помощью Андрей успешно закончил коррекционную школу.
Теперь он ведет литературный кружок для детей с таким же диагнозом.
Нина Михайловна говорит, что талант к преподаванию открылся у сына во время коллективной поездки, когда он начал рассказывать детям стихи. «И решили мы все мамы, что надо попробовать не то что преподавать, а кружок сделать, чтобы они общались, и попробовать, что они перехватят, что схватят у Андрея вот именно на стихах».
Нина Михайловна вспоминает, что перед началом занятий спросила у Андрея, чем же он будет заниматься с детьми? Тогда он принес ей книжки с пословицами и скороговорками. По ним он занимается со своими подопечными, читает рассказы, рассказывает им стихи. Для тех ребят, у кого плохо с произношением, Андрей использует специальные карточки, чтобы ребенок мог усвоить сложный звук и медленно его проговаривать. Кроме того, они играют в различные развивающие игры.
«Главная [причина], что я с ними делюсь этими рассказами и стихами, чтобы они гораздо больше запоминали», – говорит Андрей.
Занятия проходят раз в неделю в Пермском краевом обществе инвалидов. Туда Андрей ездит из поселка Добрянка, где он живет со своей семьей. Нина Михайловна говорит, что сначала проезжала весь маршрут вместе с сыном, чтобы он запомнил его, а теперь Андрей самостоятельно может передвигаться на общественном транспорте.
В своем поселке Андрей посещает различные кружки. Летом он занимается греблей и плаванием, зимой ходит в тренажерный зал. Еще со школы он увлекается танцами, выступает на сцене. Дома Андрей помогает по хозяйству: дед научил его колоть дрова и полоть траву. В свободное от работы время Андрей любит заниматься выжиганием и гулять со своими собаками.
Нина Михайловна хочет, чтобы Андрей продолжал совершенствовать те навыки, которые у него есть, мог быть самостоятельным и продолжал заниматься с детьми.
«На каком-то уровне своем энергетическом они друг друга так воспринимают хорошо. И это его вдохновляет, он хочет этим заниматься. То есть помочь бы ему, конечно, получить какое-то образование».
Сам Андрей говорит, что если бы у него была возможность поступить в университет, он бы выучился на волонтера, чтобы помогать людям с таким же диагнозом, как у него.
Источник
Белоусова Ани
Статья «Ребенок с синдромом Дауна»
«Ребенок с синдромом Дауна«.
Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. Обладание элементарными навыками разговорной речи у данных детей запаздывает. Довольно часто дети с синдромом Дауна не говорят вовсе или овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими детьми крайне затруднена, что мешает им как-то повлиять на события, происходящие в окружающем мире. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Дети различают звуки с самого раннего возраста, и в первые месяцы жизни ребенка взрослому важно четко повторять различные слоги долго протягивая гласные звуки. Это является основой для речевого развития на более поздних стадиях, поэтому необходимо стимулировать у них слушание речевых и неречевых звуков. Учиться разговорной речи ребенок может где угодно.В любом случае: планируем мы свои уроки, или нет. Занятия, должны проводиться на фоне повседневной деятельности или в процессе игры. Научиться, говорить можно только, разговаривая. Ребенка с синдромом Дауна мы обучаем говорить приблизительно так, как учат иностранному языку взрослого человека. Начиная с малого, переходя все более сложному, и переход должен быть очень последовательным и постепенным.
Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы.
Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам.
У детей с синдромом Даунасвоеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький пуговкой нос, румянец на щеках. Рот полуоткрыт, язык толстый со складками, зубы эрозированные, редко вставленные, череп меньше обычного, лоб скошен, пальцы рук очень короткие.
Эмоции детей относительно сохранны. Большинству из них доступны страх, радость, грусть. Но, как правило, эмоциональные реакции оказываются неглубокими, а потому детей без труда можно «переключить» с одного состояния на другое. У некоторых из них наблюдаются такие особенности характера, как недоброжелательность, эгоцентризм, до чрезмерной степени доходящая аккуратность.Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны. Для их поведения более характерно полное послушание, безотказная готовность делать то, что от них требуется. Они довольно долго могут заниматься доступными для них заданиями, не отвлекаясь на постороннюю деятельность.
Хорошим приемом для развития мышления и речи являются занятия с картинками. Эта работа проводится после знакомства с реальными предметами, когда имеются определенные представления об окружающем. Для занятий необходимо иметь наборы картинок с изображением посуды, одежды, мебели, овощей, животных. Ребенка следует научить называть изображенный предмет и по возможности соотносить его с реальным объектом. Для не говорящего ребенка развитием речи будет считаться, если он СМОЖЕТ п При обучении детей с синдромом Дауна следует использовать такую характерную для них черту, как склонность к подражанию. Повторяя за взрослым те или иные действия, ребенок через некоторое время становится в состоянии справиться с заданием самостоятельно, но под обязательным контролем.
Источник
1 слайд «Тема»
В природе человека – боязнь неизвестного, избегание его, игнорирование, неприятие. Но человек на то и существо мыслящее, чтобы суметь остановиться, присмотреться, увидеть и осознать.
Этих людей не так много, но они есть и они – среди нас. Уязвимые, ласковые и добрые – те, от кого порой отказываются сразу после рождения, а иногда и не дав родиться вовсе.
Сегодня мы говорим о солнечных детях и взрослых. О людях с синдромом Дауна.
2 слайд «Что такое синдром Дауна?»
Форма носа, пол и рост… Огромное число заметных глазу (а также менее очевидных) признаков обусловлены генами, которые передаются человеку его родителями. От папы и мамы каждый получает по половине всего генетического набора, «упакованного» в особые образования — хромосомы.
3 слайд «Из истории …»
Синдром Дауна назван по имени английского врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые дал описание синдрома в 1862 году, охарактеризовав его как психическое отклонение. Уже к XX веку синдром Дауна стал достаточно распространенным диагнозом, случаи болезни фиксировались, за больными наблюдали, но помочь удавалось лишь некоторым из них, большая часть умирала. О причинах возникновения заболевания не было известно довольно долго, ученые лишь проводили параллель между возрастом матери и возрастающим риском появления больного ребенка, так же было известно, что болезнь возникает у детей всех расовых принадлежностей.
И только в 1959г. спустя почти 100 лет французским генетиком Жеромом Леженом была обнаружена «материальная основа» заболевания, а именно хромосомные изменения.
После слияния мужской и женской половых клеток образуется одна клетка, причем количество хромосом новой оплодотворенной яйцеклетки удваивается и достигает 46. Из них 23 хромосомы принадлежат материнской клетке и 23 — отцовской. Но иногда при зарождении новой жизни происходят отклонения. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома. Она появляется в результате генетической случайности и вследствие этого в клетках оказывается по 47 хромосом.
Эта так называемая трисомия по 21-й хромосоме и лежит в основе синдрома Дауна. Иногда присутствует не целая добавочная хромосома, а ее фрагменты.
4 слайд «Статистика»
Синдром Дауна — самая распространённая генетическая аномалия. По статистике, каждый 700й-800й ребенок на планете появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, цвета кожи, национальности. В нашей стране ежегодно рождается около 2200 детей с синдромом Дауна. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой, их родители имеют нормальный набор хромосом. Ничьей вины в появлении лишней хромосомы нет и быть не может. Детей с синдромом Дауна «вылечить» нельзя, ведь это не болезнь. Но им можно помочь.
5 слайд «Внешние признаки» (послеродовые признаки)
Для всех детей с этим синдромом характерны внешние особенности:
- плоское лицо, небольшой нос;
- косой разрез глаз;
- небольшой рот, но большой язык (чаще всего кончик высунут);
- деформированные мизинцы;
- слабые мышцы всего тела;
- короткая широкая шея;
- плоская переносица;
- плоский затылок;
- короткие конечности;
- слишком подвижные суставы.
6 слайд «Внутренние изменения»
Для синдрома Дауна характерны и внутренние изменения, часто требующие лечения или постоянного контроля:
- пороки развития сердца;
- глазные болезни (катаракта, глаукома), косоглазие, близорукость;
- постепенное снижение слуха;
- проблемы с ЖКТ;
- затрудненное дыхание из-за неправильного строения носоглотки.
7 слайд «Этапы психомоторного развития»
Еще одна проблема — моторика. В первые несколько месяцев эти малыши почти что неподвижны. Без помощи взрослых они не могут переворачиваться, принимать другие положения в кроватке. Мышцы очень слабые. Только на 4-5 месяце для детей открывается мир предметов.
Они тянутся к ним, хотят потрогать, поиграть, рассмотреть. Это нормальный детский интерес, просто пришел он значительно позже.
Развитие моторики проходит тяжело. Это связано с явным отставанием в когнитивном развитии. К тому моменту, как здоровые дети уже начинают ползать или даже ходить, «солнечные» детки лишь учатся сидеть.
Таким малышам труднее учиться. И все же большинство детей с синдромом Дауна может делать то, что умеют делать другие дети.
8 слайд «Психические особенности»
Проблемы с развитием речи. Дети с синдромом Дауна имеют недостатки
развития речи (как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций).
Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.
Общие черты отставания в развитии речи
– меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
– пробелы в освоении грамматических конструкций;
– способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
– большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
– трудности в понимании заданий.
Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.
Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:
– меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова
структуры предложения;
– меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.
Мышление. Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарат, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.)
некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.
Память. Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала. Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.
Внимание. Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.
Воображение. Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь
зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.
Поведение. Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.
Эмоции. У детей с синдромом Дауна отмечаются сохранность элементарных
эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено
неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
Личность. В личностном плане этим детям в большей степени свойственна
внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешены.
Периодически встречаются дополнительные аномалии, такие как отсутствие одного ребра, чрезмерно низкий рост, искривление грудной клетки.
Наличие этой генетической аномалии обуславливает появление ряда особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее развиваться и позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития.
Люди с синдромом Дауна не являются больными. Они не «страдают», не «поражены» этим синдромом и не «являются его жертвами». Правильно говорить: «У человека синдром Дауна». Но чаще всего особенных малышей называют «солнечными детьми».
Очень долго считалось, что диагноз «синдром Дауна» связан с умственной отсталостью. Сейчас врачи и психологи соглашаются в том, что это далеко не так. У этих детишек выявляется легкое или среднее отставание от нормального графика развития. Это не так уж и страшно. Только у небольшого числа детей наблюдается сильная отсталость. Дети вполне могут учиться, большинство из них, при хорошем уходе и воспитании, смогут пойти в обычную школу.
Конечно, говорить о том, что они полностью соответствуют уровню развития своего возраста, нельзя. В возрасте 3 месяцев малыш обычно уже умеет распознавать голоса, особенно материнский, улыбается при ее приближении. А у ребенка с синдромом Дауна отсутствует этот комплекс оживления. Он бесстрастно смотрит на происходящее, не узнает людей.
Развитие ребенка зависит от родителей. Конечно, придется приложить больше усилий, но в итоге эти дети могут получить профессию, работать, стать более независимыми.
Как живут солнечные дети?
Воспитание и социальная адаптация детей с синдромом Дауна строятся с обязательным учетом особенностей их психического и физического развития. Большое значение имеет коррекционная психолого-педагогическая работа, направленная, среди прочего, на умение обслуживать себя без посторонней помощи, выполнять несложную бытовую работу. У детей развивают полезные поведенческие и коммуникативные навыки, учат выражать просьбу, суметь постоять за себя, избежать опасной ситуации и т.д.
А что же взрослые?
Они вступают в браки, у многих из них могут быть дети (в основном у женщин). Есть данные о повышенном риске рождения ребенка с таким синдромом или иными нарушениями от женщины, которая сама имеет такой синдром.
9 слайд «И в заключение….»
А заключения не будет. Будет продолжение — продолжение жизни, полной понимания, принятия и самое главное — любви…
Источник