Учения об общем адаптационном синдроме

Адаптация- системный, стадийно развивающийся процесс присобления организма к факторам необычной для него силы, длительности или характера (стрессовым факторам).

Г. Селье выделял общую и местную форму адаптационного процесса. Общий процесс характеризуется вовлечением в ответ всех или большинства органов и физиологических систем организма. Местный адаптационный процесс наблюдается в отдельных тканях или органах при их альтерации.

Если действующий стрессовый фактор характеризуется высокой интенсивностью или чрезмерной длительностью, то развитие процесса адаптации может сочетаться с нарушениями жизнедеятельности организма, возникновением болезней или смертью.

Причины адаптационного синдрома: экзогенные и эндогенные. Экзогенные – физические (колебания атмосферного давления, температуры, физ нагрузка, гравитационные перегрузки), химич ( голодание, интоксикации хим вещ-вами, недостаток или избыток поступления в организм жидкости), биологич (инфицирование организма, интоксикация БАВ). Эндогенные – недостаточность функций тканей, органов и их физиологических систем.,дефицит или избыток эндогенных БАВ.

Стадии: экстренной адаптации, повышенной резистентности, истощения.

В основе развития срочной (экстренной) адаптации лежат механизмы:

-активации нервной и эндокринной систем. Стимулируют катаболические процессы в клетках, функцию органов, тканей.

-увеличение содержания Са, цитокинов, пептидов.

-изменение физико-химического состояния мембранного аппарата клеток, активности ферментов

Биологический смысл заключается в создании условий, необходимых для того, чтобы организм «продержался» до этапа формирования его устойчивой повышенной резистентности к действию экстремального фактора.

Вторая стадия долговременной адаптации. Формирование устойчивости, увеличение мощности и надежности функций органов. Устранение признаков стрессорных реакций.

Стресс – генерализованный неспецифический ответ организма на воздействие различных факторов необычного характера, силы или длительности.

Стадии стресса: стадия тревоги, повышенной резистентности, истощения

Стрессорная (обычно неспецифическая) реакция может включать в себя и специфические проявления. Например, образование гормонов в новых соотношениях, характерных для определённого воздействия, или синтез новых по структуре и функциям гормонов (в норме не присутствующих в организме).

Специфика ответа как эндокринной, так и других физиологических систем на то или иное воздействие может проявляться различными выражениями неспецифичности: количественными (интенсивностью проявления), временными (сроками и скоростью возникновения) и пространственными.

В ответ на действие различных стрессоров формируются не только адаптивные, но и дизадаптивные стрессорные реакции.

Как срочная, так и долговременная адаптация организма к действию стрессорных раздражителей начинается с нарушений гомеостаза организма. Адаптация включает как специфические, так и неспецифические компоненты и механизмы.

Виды стресса: адаптивный и патогенный. Адаптивный, если активация органов и их систем в условиях действия стрессорного агента предотвращает нарушения гомеостаза, может сформироваться состояние повышенной резистентности организма. Патогенный стресс – чрезмерно длительное или частое повторное воздействие сильного стрессорного агента на организм, не способного предотвратить нарушение гомеостаза, может привести к значительным расстройствам жизнедеятельности и развитию экстремального или терминального состояния.

Общая этиология и механизмы повреждения нервной системы. Системные патологические феномены: патологическая доминанта, парабиоз, запредельное торможение, понятие о патологической системе.

Общая этиология: экзогенные причины- физич, химич, биологич природы, могут быть психогенными. Эндогенные – нарушение циркуляции крови и ликвора в головном мозге, дисбаланс БАВ или их эффектов, гипоксия, чрезмерная активация СПОЛ, эндокринные заболевания, нарушение теплового и водно-электролитного гомеостаза организма.

Основными звеньями патогенеза являются: повреждение нейронов, нарушение межнейронных взаимодействий, расстройство интегративной деятельности нервной системы.

Патологический парабиоз — состояние стойкого (длительного), стационарного, неколеблющегося, локализованного в месте своего возникновения возбуждения, приводящего к нарушению проводимости в той или иной нервной структуре организма и имеющего для него отрицательное биологическое значение. Патологический парабиоз сопровождается частичной или полной утратой способностей нервной структуры к восстановлению нарушенных функций, имеет отрицательное биологическое значение для организма, снижает его приспособительные и резистогенные возможности, а также работоспособность и продолжительность жизни. Ещё Н.Е. Введенским было показано, что в нервно-мышечном препарате при действии на него разнообразных повреждающих факторов развиваются различные функциональные состояния (возбуждение, торможение, смерть). В отличие от физиологического, для патологического парабиоза характерны неблагоприятные последствия: — расстройства функций нервных образований; — восстановление функций нерва ограничено — оно частичное либо его совсем нет; — иногда нарушение функций нерва заканчивается его гибелью; — снижение приспособляемости, резистентности и гомеостаза как нервных, так и других структур организма в целом. В то же время патологический парабиоз имеет те же фазы, что и физиологический парабиоз (уравнительную, парадоксальную, наркотическую, тормозную и ультрапарадоксальную).

Патологическая доминанта — главенствующий очаг стойкого возбуждения в определённом отделе ЦНС, ослабляющий активность соседних нервных центров путём «притягивания» к себе импульсов, адресованных соседним центрам. В результате возникают значительные и даже необратимые изменения, ограничиваются приспособительные возможности организма, снижается его резистентность и гомеостаз, а восстановление нарушенных его функций возможно лишь частично, либо невозможно совсем. Патологическая доминанта так же, как патологический рефлекс и патологический парабиоз, играет важную роль не только в усугублении тяжести, но и в увеличении продолжительности тех или иных заболеваний, патологических состояний, процессов, следовых реакций, а также в их возобновлении (рецидиве). Патологическая доминанта обычно реализуется на межклеточном уровне. Она обычно приводит к недостаточности сопряжённого торможения, а значит — к развитию нарушений физиологических систем, снижению тех или иных функций ЦНС. Патологическая доминанта нарушает интегративную и адаптивную деятельность нервной системы. Различают несколько видов патологической доминанты: двигательную (моторную), сенсорную (болевую), пищевую, половую. Проявление двигательной патологической доминанты — мышечное дрожание (усиливается при вдохе и увеличении произвольных движений). — Проявлением болевой патологической доминанты может служить каузалгия (жгучая боль), возникающая при повреждении периферического нерва и приводящая к развитию очага застойного возбуждения в различных отделах ЦНС (проявляется, например, в виде болей в конечности в зоне иннервации повреждённого нерва).

Читайте также:  Что значит синдром эмоционального выгорания

Патологическая система — это функциональная совокупность реакций отдельных клеток, тканей, органов, систем или организма в целом, возникающая в результате воздействия на организм патогенного фактора, характеризующаяся длительной самоподдерживающейся активностью и депрессией саногенетических механизмов, имеющая в своей основе нарушение информационного процесса и ведущая (в случае длительного существования и прогрессирования) к углублению нарушения равновесия больного организма с окружающей средой.

Патологическая система представляет собой новую, то есть не существующую в физиологических условиях патологическую интеграцию, возникающую из первично и вторично измененных образований ЦНС, деятельность которой расстраивает приспособление организма или вызывает патологические состояния и болезни. Образования и деятельность системы являются как результатом, так и механизмом дальнейшего развития патологического процесса. Патологическая система определяет нейропатологический синдром.

Непосредственно обуславливает образование патологической системы гиперактивное образование ЦНС, которое выступает в роли патологической детерминанты. К образованию патологической системы предрасполагают:

1. Ослабление тормозного контроля и рост возбудимости образований ЦНС, которые через влияния детерминанты вовлекаются в формирование патологической системы.

2. Недостаточность системных интегрирующих регуляторных влияний в ЦНС.

Роль системообразующего элемента патологической системы нервной регуляции играет патологическая детерминанта и ее механизм гиперактивации в виде генератора патологически усиленного возбуждения. Так как патологическую совокупность нейронов, образующих патологическую систему, характеризует недостаточность тормозных механизмов, то деятельность патологической системы не регулируется в соответствии с принципом отрицательной обратной связи. Из-за гиперактивации системообразующей констелляции нейронов патологической системы и вторичной недостаточности тормозных механизмов в их популяции патологическая система устойчива по отношению к лечебным воздействиям.

Патологическая система способна к закреплению через пластические процессы и, как правило, не исчезает после обратного развития вызванных ею расстройств поведения, эмоций, нарушений гомеостаза и недостаточности полезного приспособительного результата функциональных систем.

Запредельное торможение возникает при действии стимулов (раздражителей), возбуждающих соответствующие корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, и обеспечивает тем самым реальную возможность ее сохранения или восстановления.

Источник

Учение об общем адаптационном синдроме

Еще будучи студентом немецкого университета в Праге в 1925 г., Ганс Селье заинтересовался неспецифическими реакциями организма, которые были «налицо» при многих заболеваниях и, следовательно, как пишет сам автор учения об общем адаптационном синдроме, «бесполезными» для врачей. Г. Селье просто «поразило, что так мало признаков действительно характерно для какой-то определенной болезни, в то время как большинство признаков являются общими для многих, не связанных между собой заболеваний или вообще для всех болезней» [Селье Г., 1972].

Эти наблюдения привели молодого исследователя к исключительно глубоким выводам о том, что в процессе лечения необходимо применять средства, направленные не только против той или иной конкретной болезни, но лечить и тот общий синдром, который Селье назвал «просто болезнь». Специализируясь в последующем как биохимик и эндокринолог, проводя в 1935 г. опыты на животных, Г. Селье обратил внимание, что на воздействие различных химических и физических раздражителей организм реагирует рядом неспецифических признаков. Среди этих признаков наиболее постоянными были: «1) значительное увеличение коркового слоя надпочечников (с исчезновением секреторных гранул из корковых клеток); 2) острая инволюция тимико-лимфатического аппарата и 3) кровоточащие язвы желудка и двенадцатиперстной кишки». Эти изменения и составили первооснову «общего адаптационного синдрома» [Селье Г., 1936]. Тогда же впервые был употреблен ныне столь популярный термин «стресс», как пишет Г. Селье (1972), «для обозначения состояния неспецифического напряжения в живом организме, проявляющегося в реальных морфологических изменениях в различных органах, особенно в эндокринных железах, контролируемых гипофизом».

Интенсивные исследования и развитие учения о стрессе в последующие десятилетия показали, что феноменология стресса оказывается гораздо более сложной и далеко выходит за рамки триады Селье. Характерной особенностью развития учения об обищем адаптационном синдроме явилось то, что в целом само понятие «стресс», в отличие от его первоначального употребления, в значительной степени психологизировалось. Основанием для этого были результаты целого ряда экспериментальных работ и клинических наблюдений, указывающих на ведущую роль центральной нервной системы в развитии стрессорных реакций. Учитывая особую роль эмоциональной сферы и ее влияние на метаболические процессы в организме, значительное распространение получил термин «эмоциональных стресс» (в отечественной литературе как синоним часто употребляется «напряженность»). Накопление экспериментальных данных в конце 70-х годов привело Г. Селье к осознанию необходимости уточнения понятия «стресс». В 1977 г. он писал: «В противоположность широко распространенному ранее мнению, стресс представляет собой явление, не идентичное эмоциональному возбуждению или нервному напряжению. Он возникает у экспериментальных животных даже после хирургической деафферентации гипоталамуса, которая устраняет все нейрогенные входы. Он может развиваться у человека, находящегося в состоянии глубокого наркоза, а также у низших животных. Он наблюдается даже у растений, которые не имеют нервной системы. Исходя из этого, я предлагаю следующее определение: стрессом называется неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование». У нас, однако, нет оснований согласиться с таким широким толкованием понятия «стресс». По-видимому, это сознавал и сам Г. Селье. В связи с данным определением он уточняет, что стресс — это не обязательно болезнь, и выделяет два его типа: эустресс («хороший», тренирующий, адекватный, оптимальный стресс) и дистресс («плохой», повреждающий стресс). Существует еще множество иных определений стресса, что, естественно, является признаком отсутствия единого понимания и единых представлений [21].

Читайте также:  Синдром клайнфельтера передается ли по наследству

Понятие «стресс» в медицинской литературе со временем стало настолько же неопределенным и растяжимым, как и старое понятие «грех». Каждый вкладывает в эти слова свое собственное толкование [Лобзин В. С, Михайленко А. А., Панов А. Г., 1979]. Очевидно, что и в области психотерапии это понятие требует расшифровки. В настоящее время, по-видимому, можно констатировать, что, несмотря на различия во взглядах на сущность стресса и даже частично отличающиеся экспериментальные результаты, в целом разработанная Селье концепция общего адаптационного синдрома качественно расширилась: направление исследований, первоначально ориентированное преимущественно в сторону физиологии и эндокринологии, было дополнено познавательно-психологическими и активационно-энергетическими концепциями; само понятие адаптации стало более дифференцированным; были определены нейроэндокринные связи, установлена роль лимбической системы и ретикулярной формации в развитии стрессовых реакций; обосновано значение центральной нервной системы, кортикальных и субкортикальных структур, а также связь эмоциональных и нейроэндокринных эффектов, вызываемых стрессом [Судаков К. В., 1976; Космолинский Ф. П., 1976; Зараковский Г. М., Медведев В. И., 1977, 1979; Китаев-Смык Л. А., 1978, 1983; Бехтерева Н. П., 1980; Симонов П. В., 1981].

В большинстве современных исследований выделяются стресс-фактор и стрессовая реакция. Под стрессорами обычно понимаются различные внешние (и реже — внутренние) факторы, вызывающие повышенное напряжение или перенапряжение функций человека на физиологическом или нервно-эмоциональном уровне. Это напряжение обычно и обозначается как стрессовая реакция, так как возникающие в организме изменения носят обратимый характер и нарушенное психофизиологическое равновесие после прекращения воздействия стресс-фактора или по мере адаптации к нему может снова восстановиться. Однако это зависит от качества, интенсивности, длительности стресса и степени возникающих при этом изменений. Если психофизиологические резервы организма не обеспечивают эффективной адаптации, то возникают дистрессовые состояния, которые в отличие от стрессовой реакции являются уже патологическими.

Не анализируя подробно различные теоретические и экспериментальные аспекты изучения стресса, следует сделать следующее заключение. Если действительно правильно установлено, что человек биологически (физиологически) не защищен против висцеральных последствий эмоциональных и психосоциальных нагрузок, то это не значит, что вообще не существует возможностей адекватной адаптации. Длительный клинический и экспериментальный опыт применения аутогенной тренировки у больных и здоровых людей многократно убеждает, что такая адаптация возможна, прежде всего, на основе стимуляции и оптимального использования психофизиологических резервов организма, а также повышения способности к саморегуляции, в том числе исходно непроизвольных функций организма. Не имея возможности устранить или ослабить воздействие стресс-фактора, используя психофизиологические механизмы аутогенной тренировки, человек, тем не менее, может целенаправленно корригировать свои реакции на основе принципа минимизации последствий этого воздействия. Оказываясь не в состоянии избежать психотравмирующей ситуации, человек может изменить, рационализировать отношение к ней.

Известно, что характер и величина эмоциональной реакции всегда зависят от предшествующего (существующего в момент воздействия) эмоционального фона. Способствуя оптимизации психофизиологического состояния человека, аутогенная тренировка позволяет не только активно «настраиваться» на предстоящий или ожидаемый стресс, но, благодаря систематическому упражнению симпато-парасимпатических (тензорно-релаксирующих) функциональных систем, обеспечивает адаптивный эффект непосредственно в процессе стрессорного воздействия. Вследствие психофизиологической целостности стрессовой реакции у человека, определяемой в значительной степени индивидуальной значимостью стимула, существенное влияние на величину и длительность этой реакции может оказывать интеллектуальная переоценка, рационализация субъективных переживаний. (Как уже отмечалось, элементы рациональной терапии в их активном варианте в качестве постоянного компонента входят во все современные модификации аутогенной тренировки.)

Комбинации различных раздражений, обусловливающих стрессовое воздействие, часто имеют аверсивную природу и могут вызывать одновременно как возбуждение (одних), так и торможение (других) функциональных систем организма. В то же время, как показали исследования К. В. Судакова и П. В. Симонова, возникающие при стрессе отрицательные эмоции (страх, тревога, депрессия) связаны с иной нейрофизиологической представленностью, нежели положительные эмоциональные состояния. Учитывая, что невозможно одновременно испытывать две противоположные эмоции, следует сделать заключение о существовании между ними конкурентных отношений, которые могут активно и целенаправленно усиливаться с помощью приемов аутогенной тренировки.

Читайте также:  Синдром когда жертва защищает насильника

Особенности психосоциальных и эмоциональных стресс-факторов заключаются, прежде всего, в их тенденции к хронификации и самоусилению. Их пороговые значения не поддаются точному измерению, а использование субъективных шкал выявляет весьма широкие вариации. Одновременно психические стресс-факторы являются в значительно меньшей степени предотвратимыми, чем, например, физические, и могут, составляя содержание интрапсихической сферы, действовать даже при объективном отсутствии раздражителя. Если какой-то отрицательный психогенный фактор нельзя устранить, то нужно и следует изменить отношение к нему, снизить его индивидуальную значимость. Усваиваемые в процессе применения аутогенной тренировки приемы интроспекции и переоценки собственных переживаний, усиление под влиянием систематических аутогенных упражнений рефлексивной функции сознания позволяют проводить активную коррекцию субъективного состояния и активно подавлять отрицательные эмоции.

Понятие «эмоциональный стресс» в значительной степени связано с балансом или дисбалансом между возникающими факторами риска и возможностями системы психологической защиты. Эмоциональный стресс — это часто не только первоначальная реакция, но и стресс осознания, т. е. эмоциональная трансформация по своей сути интеллектуальных стимулов. Объективно опасная ситуация, которая не стала достоянием сознания, не оценена — не вызывает стрессовой реакции. Укрепление волевых качеств, выработка адекватных программ эмоционального реагирования и преодоления стрессовых воздействий на основе интеллектуальной деятельности являются, вне сомнения, функциями тренируемыми и упражняемыми, так же как и физические качества. «Стресс» — в его современном понимании является неизбежным и необходимым, более того — естественным спутником жизнедеятельности человека [22]. Как фактор эволюции стресс, несомненно, внес свой вклад в развитие и совершенствование адаптационных и регуляторных процессов организма. Его положительные, стимулирующие и «закаливающие» воздействия продолжают играть свою эволюционную роль. Его отрицательные воздействия нуждаются в коррекции.

Одни авторы называют стрессом любые изменения. Другие считают, что никакого стресса не существует, а есть адаптивные реакции, и даже болезнь рассматривают как «стереотипные приспособительные реакции» (И. В. Давыдовский). В связи с этим уместно вспомнить Гете, который писал: «Существует мнение, что между крайними точками зрения лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема».

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

1. Изменение границ сердца при гипертрофии правого и левого желудочков, общем увеличении сердца, гидроперикарде. Диагностическое значение
Относительная тупость сердца – область сердца, проецирующаяся на переднюю грудную стенку, частично прикрытая легкими. При

Неотложная помощь при общем переохлаждении
Пострадавшего доставить в теплое помещение, полностью переодеть в теплую одежду.Уложить в постель, обложить горячими грелками (для профилактики ожога грелку накладывают через слой одежды или одеяла). Пострадавшего напоить

О режиме, общем для людей, достигших возмужалости

Краткое слово о физических упражнениях
Поскольку самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятие физическими упражнениями, а затем уже режим сна, то необходимо начать изложение с физических упражнений.Мы

При климактерическом синдроме
* Полезно добавлять в стакан настоя чайного гриба сок одного листа алоэ и ложку меда.* Залить 0,5 ч. ложки травы спорыша стаканом кипятка. Настаивать около часа, процедить. Смешать со стаканом настоя чайного листа и дать настояться двое суток.

ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННОМ СИНДРОМЕ

Застой чи печени
Проявления. Ощущения распираний и боли возникают регулярно, но усиливаются перед менструацией, отдаются в подмышечную впадину и плечо; боли ослабевают после окончания менструации; депрессия, раздражительность,

Энурез при синдроме полноты
Проявления. Красное лицо и губы, раздражительность, жажда с желанием холодных напитков, беспокойство, ощущение жара в стопах и ладонях, частое мочеиспускание, ночное недержание мочи, при этом моча желтая с неприятным запахом. Красный язык с

Воздействие аминокислот в общем плане и в оздоровительном в частности
Отдельные аминокислоты участвуют в образовании заменимых аминокислот и во взаимных превращениях:а) превращаются в орнитин и мочевину:— аргинин;б) участвует в образовании метионина, треонина и

Инсулинотерапия при утренней гипогликемии, синдроме «утренней зари» и синдроме Сомоджи
По утрам у больных сахарным диабетом довольно часто возникает подъем сахара в крови. Это происходит:1) из-за слишком малой дозы инсулина короткого или продленного действия,

Учение у-син
Этот термин чаще переводится как «пять элементов» (первоэлементов), хотя правильнее говорить о пяти фазах удлинения, пяти движениях (син – буквально движение). Концепция у-син возникла из общей концепции «инь – ян». По мнению древневосточных ученых

Учение об инь и ян
Мир состоит из единства противоположностей инь и ян, представляющих собой взаимодополняющие части одного целого. Это положительный и отрицательный элементы, без которых ничто и никто не может существовать. Согласно традиционной китайской медицине,

Учение об Инь и Ян
Основной моделью мировоззрения медицины Древнего Китая и современной традиционной китайской медицины было и есть учение об инь и ян. Это две взаимодополняющие части единого целого, своего рода двойной код, посредством комбинации которого можно

Источник