Учение об общем адаптационном синдроме

Учение об общем адаптационном синдроме

Еще будучи студентом немецкого университета в Праге в 1925 г., Ганс Селье заинтересовался неспецифическими реакциями организма, которые были «налицо» при многих заболеваниях и, следовательно, как пишет сам автор учения об общем адаптационном синдроме, «бесполезными» для врачей. Г. Селье просто «поразило, что так мало признаков действительно характерно для какой-то определенной болезни, в то время как большинство признаков являются общими для многих, не связанных между собой заболеваний или вообще для всех болезней» [Селье Г., 1972].

Эти наблюдения привели молодого исследователя к исключительно глубоким выводам о том, что в процессе лечения необходимо применять средства, направленные не только против той или иной конкретной болезни, но лечить и тот общий синдром, который Селье назвал «просто болезнь». Специализируясь в последующем как биохимик и эндокринолог, проводя в 1935 г. опыты на животных, Г. Селье обратил внимание, что на воздействие различных химических и физических раздражителей организм реагирует рядом неспецифических признаков. Среди этих признаков наиболее постоянными были: «1) значительное увеличение коркового слоя надпочечников (с исчезновением секреторных гранул из корковых клеток); 2) острая инволюция тимико-лимфатического аппарата и 3) кровоточащие язвы желудка и двенадцатиперстной кишки». Эти изменения и составили первооснову «общего адаптационного синдрома» [Селье Г., 1936]. Тогда же впервые был употреблен ныне столь популярный термин «стресс», как пишет Г. Селье (1972), «для обозначения состояния неспецифического напряжения в живом организме, проявляющегося в реальных морфологических изменениях в различных органах, особенно в эндокринных железах, контролируемых гипофизом».

Интенсивные исследования и развитие учения о стрессе в последующие десятилетия показали, что феноменология стресса оказывается гораздо более сложной и далеко выходит за рамки триады Селье. Характерной особенностью развития учения об обищем адаптационном синдроме явилось то, что в целом само понятие «стресс», в отличие от его первоначального употребления, в значительной степени психологизировалось. Основанием для этого были результаты целого ряда экспериментальных работ и клинических наблюдений, указывающих на ведущую роль центральной нервной системы в развитии стрессорных реакций. Учитывая особую роль эмоциональной сферы и ее влияние на метаболические процессы в организме, значительное распространение получил термин «эмоциональных стресс» (в отечественной литературе как синоним часто употребляется «напряженность»). Накопление экспериментальных данных в конце 70-х годов привело Г. Селье к осознанию необходимости уточнения понятия «стресс». В 1977 г. он писал: «В противоположность широко распространенному ранее мнению, стресс представляет собой явление, не идентичное эмоциональному возбуждению или нервному напряжению. Он возникает у экспериментальных животных даже после хирургической деафферентации гипоталамуса, которая устраняет все нейрогенные входы. Он может развиваться у человека, находящегося в состоянии глубокого наркоза, а также у низших животных. Он наблюдается даже у растений, которые не имеют нервной системы. Исходя из этого, я предлагаю следующее определение: стрессом называется неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование». У нас, однако, нет оснований согласиться с таким широким толкованием понятия «стресс». По-видимому, это сознавал и сам Г. Селье. В связи с данным определением он уточняет, что стресс — это не обязательно болезнь, и выделяет два его типа: эустресс («хороший», тренирующий, адекватный, оптимальный стресс) и дистресс («плохой», повреждающий стресс). Существует еще множество иных определений стресса, что, естественно, является признаком отсутствия единого понимания и единых представлений [21].

Понятие «стресс» в медицинской литературе со временем стало настолько же неопределенным и растяжимым, как и старое понятие «грех». Каждый вкладывает в эти слова свое собственное толкование [Лобзин В. С, Михайленко А. А., Панов А. Г., 1979]. Очевидно, что и в области психотерапии это понятие требует расшифровки. В настоящее время, по-видимому, можно констатировать, что, несмотря на различия во взглядах на сущность стресса и даже частично отличающиеся экспериментальные результаты, в целом разработанная Селье концепция общего адаптационного синдрома качественно расширилась: направление исследований, первоначально ориентированное преимущественно в сторону физиологии и эндокринологии, было дополнено познавательно-психологическими и активационно-энергетическими концепциями; само понятие адаптации стало более дифференцированным; были определены нейроэндокринные связи, установлена роль лимбической системы и ретикулярной формации в развитии стрессовых реакций; обосновано значение центральной нервной системы, кортикальных и субкортикальных структур, а также связь эмоциональных и нейроэндокринных эффектов, вызываемых стрессом [Судаков К. В., 1976; Космолинский Ф. П., 1976; Зараковский Г. М., Медведев В. И., 1977, 1979; Китаев-Смык Л. А., 1978, 1983; Бехтерева Н. П., 1980; Симонов П. В., 1981].

В большинстве современных исследований выделяются стресс-фактор и стрессовая реакция. Под стрессорами обычно понимаются различные внешние (и реже — внутренние) факторы, вызывающие повышенное напряжение или перенапряжение функций человека на физиологическом или нервно-эмоциональном уровне. Это напряжение обычно и обозначается как стрессовая реакция, так как возникающие в организме изменения носят обратимый характер и нарушенное психофизиологическое равновесие после прекращения воздействия стресс-фактора или по мере адаптации к нему может снова восстановиться. Однако это зависит от качества, интенсивности, длительности стресса и степени возникающих при этом изменений. Если психофизиологические резервы организма не обеспечивают эффективной адаптации, то возникают дистрессовые состояния, которые в отличие от стрессовой реакции являются уже патологическими.

Не анализируя подробно различные теоретические и экспериментальные аспекты изучения стресса, следует сделать следующее заключение. Если действительно правильно установлено, что человек биологически (физиологически) не защищен против висцеральных последствий эмоциональных и психосоциальных нагрузок, то это не значит, что вообще не существует возможностей адекватной адаптации. Длительный клинический и экспериментальный опыт применения аутогенной тренировки у больных и здоровых людей многократно убеждает, что такая адаптация возможна, прежде всего, на основе стимуляции и оптимального использования психофизиологических резервов организма, а также повышения способности к саморегуляции, в том числе исходно непроизвольных функций организма. Не имея возможности устранить или ослабить воздействие стресс-фактора, используя психофизиологические механизмы аутогенной тренировки, человек, тем не менее, может целенаправленно корригировать свои реакции на основе принципа минимизации последствий этого воздействия. Оказываясь не в состоянии избежать психотравмирующей ситуации, человек может изменить, рационализировать отношение к ней.

Читайте также:  Эпилепсия у детей синдром дауна

Известно, что характер и величина эмоциональной реакции всегда зависят от предшествующего (существующего в момент воздействия) эмоционального фона. Способствуя оптимизации психофизиологического состояния человека, аутогенная тренировка позволяет не только активно «настраиваться» на предстоящий или ожидаемый стресс, но, благодаря систематическому упражнению симпато-парасимпатических (тензорно-релаксирующих) функциональных систем, обеспечивает адаптивный эффект непосредственно в процессе стрессорного воздействия. Вследствие психофизиологической целостности стрессовой реакции у человека, определяемой в значительной степени индивидуальной значимостью стимула, существенное влияние на величину и длительность этой реакции может оказывать интеллектуальная переоценка, рационализация субъективных переживаний. (Как уже отмечалось, элементы рациональной терапии в их активном варианте в качестве постоянного компонента входят во все современные модификации аутогенной тренировки.)

Комбинации различных раздражений, обусловливающих стрессовое воздействие, часто имеют аверсивную природу и могут вызывать одновременно как возбуждение (одних), так и торможение (других) функциональных систем организма. В то же время, как показали исследования К. В. Судакова и П. В. Симонова, возникающие при стрессе отрицательные эмоции (страх, тревога, депрессия) связаны с иной нейрофизиологической представленностью, нежели положительные эмоциональные состояния. Учитывая, что невозможно одновременно испытывать две противоположные эмоции, следует сделать заключение о существовании между ними конкурентных отношений, которые могут активно и целенаправленно усиливаться с помощью приемов аутогенной тренировки.

Особенности психосоциальных и эмоциональных стресс-факторов заключаются, прежде всего, в их тенденции к хронификации и самоусилению. Их пороговые значения не поддаются точному измерению, а использование субъективных шкал выявляет весьма широкие вариации. Одновременно психические стресс-факторы являются в значительно меньшей степени предотвратимыми, чем, например, физические, и могут, составляя содержание интрапсихической сферы, действовать даже при объективном отсутствии раздражителя. Если какой-то отрицательный психогенный фактор нельзя устранить, то нужно и следует изменить отношение к нему, снизить его индивидуальную значимость. Усваиваемые в процессе применения аутогенной тренировки приемы интроспекции и переоценки собственных переживаний, усиление под влиянием систематических аутогенных упражнений рефлексивной функции сознания позволяют проводить активную коррекцию субъективного состояния и активно подавлять отрицательные эмоции.

Понятие «эмоциональный стресс» в значительной степени связано с балансом или дисбалансом между возникающими факторами риска и возможностями системы психологической защиты. Эмоциональный стресс — это часто не только первоначальная реакция, но и стресс осознания, т. е. эмоциональная трансформация по своей сути интеллектуальных стимулов. Объективно опасная ситуация, которая не стала достоянием сознания, не оценена — не вызывает стрессовой реакции. Укрепление волевых качеств, выработка адекватных программ эмоционального реагирования и преодоления стрессовых воздействий на основе интеллектуальной деятельности являются, вне сомнения, функциями тренируемыми и упражняемыми, так же как и физические качества. «Стресс» — в его современном понимании является неизбежным и необходимым, более того — естественным спутником жизнедеятельности человека [22]. Как фактор эволюции стресс, несомненно, внес свой вклад в развитие и совершенствование адаптационных и регуляторных процессов организма. Его положительные, стимулирующие и «закаливающие» воздействия продолжают играть свою эволюционную роль. Его отрицательные воздействия нуждаются в коррекции.

Одни авторы называют стрессом любые изменения. Другие считают, что никакого стресса не существует, а есть адаптивные реакции, и даже болезнь рассматривают как «стереотипные приспособительные реакции» (И. В. Давыдовский). В связи с этим уместно вспомнить Гете, который писал: «Существует мнение, что между крайними точками зрения лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема».

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

1. Изменение границ сердца при гипертрофии правого и левого желудочков, общем увеличении сердца, гидроперикарде. Диагностическое значение
Относительная тупость сердца – область сердца, проецирующаяся на переднюю грудную стенку, частично прикрытая легкими. При

Неотложная помощь при общем переохлаждении
Пострадавшего доставить в теплое помещение, полностью переодеть в теплую одежду.Уложить в постель, обложить горячими грелками (для профилактики ожога грелку накладывают через слой одежды или одеяла). Пострадавшего напоить

О режиме, общем для людей, достигших возмужалости

Краткое слово о физических упражнениях
Поскольку самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятие физическими упражнениями, а затем уже режим сна, то необходимо начать изложение с физических упражнений.Мы

При климактерическом синдроме
* Полезно добавлять в стакан настоя чайного гриба сок одного листа алоэ и ложку меда.* Залить 0,5 ч. ложки травы спорыша стаканом кипятка. Настаивать около часа, процедить. Смешать со стаканом настоя чайного листа и дать настояться двое суток.

ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННОМ СИНДРОМЕ

Застой чи печени
Проявления. Ощущения распираний и боли возникают регулярно, но усиливаются перед менструацией, отдаются в подмышечную впадину и плечо; боли ослабевают после окончания менструации; депрессия, раздражительность,

Энурез при синдроме полноты
Проявления. Красное лицо и губы, раздражительность, жажда с желанием холодных напитков, беспокойство, ощущение жара в стопах и ладонях, частое мочеиспускание, ночное недержание мочи, при этом моча желтая с неприятным запахом. Красный язык с

Воздействие аминокислот в общем плане и в оздоровительном в частности
Отдельные аминокислоты участвуют в образовании заменимых аминокислот и во взаимных превращениях:а) превращаются в орнитин и мочевину:— аргинин;б) участвует в образовании метионина, треонина и

Инсулинотерапия при утренней гипогликемии, синдроме «утренней зари» и синдроме Сомоджи
По утрам у больных сахарным диабетом довольно часто возникает подъем сахара в крови. Это происходит:1) из-за слишком малой дозы инсулина короткого или продленного действия,

Читайте также:  Синдром сухого глаза какие капли лучше

Учение у-син
Этот термин чаще переводится как «пять элементов» (первоэлементов), хотя правильнее говорить о пяти фазах удлинения, пяти движениях (син – буквально движение). Концепция у-син возникла из общей концепции «инь – ян». По мнению древневосточных ученых

Учение об инь и ян
Мир состоит из единства противоположностей инь и ян, представляющих собой взаимодополняющие части одного целого. Это положительный и отрицательный элементы, без которых ничто и никто не может существовать. Согласно традиционной китайской медицине,

Учение об Инь и Ян
Основной моделью мировоззрения медицины Древнего Китая и современной традиционной китайской медицины было и есть учение об инь и ян. Это две взаимодополняющие части единого целого, своего рода двойной код, посредством комбинации которого можно

Источник

Лекция 2

Тема:Физиологические особенности адаптации и функциональные изменения в организме человека при физических нагрузках.

Вопросы:

1. Понятие адаптации, её физиологические основы и значение в спорте.

2. Учение Г. Селье об общем адаптационном синдроме. Стадии адаптационного синдрома.

3. Стадии адаптационных изменений в организме.

4. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках.

5. Функциональные сдвиги, возникающие в организме при нагрузках постоянной мощности.

6. Функциональные сдвиги, возникающие в организме при нагрузках переменной мощности.

7.Прикладное значение функциональных изменений организма для оценки работоспособности спортсмена.

8. Физиологические резервы организма, их характеристика и классификация.

1. Понятие адаптации, её физиологические основы и значение в спорте.

Физиологический смысл адаптации организма к внешним и внутренним воздействиям заключается именно в поддержании гомеостаза и, соответственно, жизнеспособности организма практически в любых условиях, на которые он в состоянии адекватно реагировать. В переводе с латинского языка «адаптация» означает приспособление.

Адаптация — это процесс приспособления, который формируется в течение жизни человека. В процессе адаптации формируются признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными для живых существ (целой популяции), и благодаря ним, организм приобретает способ­ность к существованию в конкретной среде обитания.

Адаптация как общее универсальное свойство живых существ обеспечивает жизнеспособность организма в изменяющих­ся условиях и представляет процесс адекватного приспособления его функциональных и структурных элементов к окружающей среде.

Первоначально термин «адаптация» использовался в биологической науке для обозначения процесса приспособления строения и функций организмов (популяций, видов) и их органов к определенным условиям внешней среды. Однако технический прогресс, изменение и усложнение взаимоотношений человека с внешней средой привлекли к проблеме адаптации внимание специалистов самого различного профиля. Сегодня слово «адаптация» можно услышать в различных областях наук, таких как философия, биология, этика, социология, психология и др. Из этого следует, что проблема изучения адаптации является важнейшим подходом в комплексном изучении человека.

Одной из важнейших проблем современной физиологии и медицины является исследование закономерностей процесса адаптации организма к различным факторам среды. Адаптация человека затрагивает широкий спектр общебиологических закономерностей, интересы работников различных научных дисциплин и связана, прежде всего, с саморегулированием многокомпонентных функциональных систем. Не случайно проблема адаптации человека является одним из основных разделов обширной Международной биологической программы.

Выделяют генотипическую и фенотипическую адаптацию.

Генотипическая адаптация, лежащая в основе эволюции, представляет собой процесс приспособления к условиям среды популяций (совокупности особей одного вида) путем наследственных изменений и естественного отбора. Генотипическая адаптация положена в основу эволюционного учения — совокупности представлений о механизмах и закономерностях исторических изменений в живой природе.

Фенотипическая адаптация представляет собой приспособительный процесс, развивающийся у отдельной особи в течение жизни в ответ на воздействия различных факторов внешней среды. Именно этот вид адаптации является предметом многочисленных исследований, проводящихся в последние десятилетия в самых разных областях практической и научной деятельности человека.

При определении адаптации следует учитывать, что она понимается и как процесс, и как результат:

— адаптация используется для обозначения процесса, в результате которого организм приспосабливается к факторам внешней или внутренней среды;

— под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;

— адаптация применяется для обозначения относительного равновесия, которое устанавливается между организмом и средой.

В настоящее время понятие адаптация широко проникло в сферу спортивной подготовки и соревновательной деятельности. Им пользуются в теории и методике спорта, спортивной физиологии и морфологии, биохимии и биомеханике, психологии и медицине.

Самый важный условием развития адаптации к физическим нагрузкам является моби­лизация и использование физиологических резервов организма.

Представление об особенностях протекания адаптационных процессов при физических нагрузках дает возможность правильно организовать тренировочный процесс и приспособиться к физическим нагрузкам в относительно короткий промежуток времени. В основе этого лежит специфическая адаптация к мышечной деятельности на клеточном уровне, сводящаяся к перестройке мышечной ткани и активизации синтеза мышечных белков в связи с повышением уровня функционирования организма. В первую очередь усиливается синтез аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая является макроэргом (высокоэнергетическим соединением), обеспечивающим протекание всех функций организма.

С физиологической точки зрения ведущими в тренировке явля­ются повторность и возрастание физических нагрузок, что за счет обратных связей позволяет совершенствовать функциональные воз­можности органов и систем и их энергетическое обеспечение на ос­нове механизма саморегуляцииорганизма. С этих позиций трени­ровка сводится к активизации механизмов адаптации, включению физиологических резервов, благодаря которым организм человека легче и быстрее приспосабливается к повышенным нагрузкам, со­вершенствуя свои физические, физиологические и психические ка­чества, повышая состояние тренированности.

Развившееся в процессе тренировки состояние тренированности по своим физиологическим механизмам и морфофункциональной сути соответствует стадии адаптированности организма к физичес­ким нагрузкам. В понятиях «адаптация, адаптированность», с од­ной стороны, и «тренировка, тренированность», с другой стороны, много общих черт, главной из которых является достижение нового уровня работоспособности на основе образования в организме специ­альной адаптивной функциональной системы с определенным уров­нем физиологических констант.

Читайте также:  Нормы хгч и синдром дауна

Таким образом, адаптация к мышечной деятельности представляет собой системный ответ организма, направленный на достижение состоя­ния высокой тренированности и минимизацию физиологической цены за это.

Физиологическая адаптация — это устойчивый уровень активности и взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления.

Основными механизмами общей адаптацииявляются:

мобилизация энергетических ресурсов организма и энергетическое обеспечение функций;

мобилизация пластических резервов организма и адаптивный синтез ферментов и структурных белков;

активизация общих защитных способностей организма.

В мобилизации энергетических ресурсов большая роль принадлежит симпато-адреналовой системе, в мобилизации пластического ресурса, гормонам коры надпочечников.

По биологической значимости адаптивные механизмы делятся на две группы:

1) обеспечивающие функционирование организма в обычном состоянии;

2) поддерживающие относительное постоянство общего уровня систем или организма при изменении условий среды или характера деятельности (например, спортивной).

Установлено, что адаптацияк мышечным нагрузкам сопровождается следующими физиологическими процессами:

1) изменением уровня регуляции функций;

2) включением в процесс функциональных резервов организма;

3) формированием специальной функциональной системы, ответственной за конкретную спортивную деятельность.

В основе адаптации к физическим нагрузкам лежит деятельность нервно-гуморальных механизмов, совершенствующихся при работе двигательных мышечных единиц. При этом происходит усиление деятельности ряда функциональных систем за счет мобилизации и использования их резервов, а системообразующим фактором выступает приспособительный полезный результат — выполнение поставленной задачи. Например, достижение определенного спортивного успеха в выбранном виде спорта.

Согласно представлениям П.К. Анохина, адаптацию к мышечным нагрузкам следует рассматривать как формирование новой функциональной системы(ФС), сущность функционирования которой заключается в получении полезного приспособительного результата. Выделяют два типа функциональных систем.

Первый тип — обеспечивающие постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции. Примером может служить функциональная система поддержания постоянства артериального давления, температуры тела.

Второй тип — сохранение гомеостаза в результате адекватных поведенческих реакций, направленных на минимизацию отрицательных влияний внешней среды.

Комплекс функциональных систем, обеспечивающих конечный спортивный результат, формируется организмом ради достижения этого результата.

Таким образом, адаптация к мышечной деятельности представляет собой системный ответ организма, направленный на достижение состояния высокой тренированности и минимизацию физиологической цены за это.

Учение Г. Селье об общем адаптационном синдроме. Стадии адаптационного синдрома.

Понятие адаптации близко к понятию стресса, но их целесообразно различать, несмотря на некоторую общность механизмов развития. Реакция организма, характер изменений, которые возникают в нем, зависят как от состояния и возможностей организма, так и от вида, силы и продолжительности действующего фактора на этот организм.

Стресс – способ достижения резистентности организма при действии на него травмивного фактора. Естественно, что любой фактор внешней среды (например, очень низкая или очень высокая температура), к которому адаптируется организм, если действует длительное время или слишком интенсивно, может перейти в разряд стрессорных. Стрессорным эти факторы могут стать в случае ослабления организма.

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней.

Под термином «стресс» (напряжение) понимаются неспецифические психофизиологические проявления адаптационной активности при действии любых, значимых для организма факторов. Совокупность защитных реакций организма, направленных на ликвидацию стресса, получила название общего адаптационного синдрома (Ганс Селье 1960).

Различают три стадии стресса: тревоги, резистентности (устойчивости) и истощения.

Стадия тревоги состоит в мобилизации адаптационных возможностей, что выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта. Сопротивляемость всех систем организма снижается. Если стрессор очень сильный, то из-за ограниченности резервов может наступать смерть.

Стадия резистентности возникает, если действие совместимо с возможностями адаптации. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается выше обычного, так как возрастает выработка иммунных тел. Каждый человек проходит через эти стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию.

Если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма исчерпываются и наступает стадия истощения, при которой возникают все признаки, характерные для стадии тревоги, Они необратимы, что приводит к гибели индивида.

Общие адаптационные реакции организма являются неспецифическими, т.е. организм одинаково реагирует в ответ на действие различных по качеству и силе раздражителей. В число таких раздражителей входят и физические нагрузки разной интенсивности — слабые, средние и сильные. При действии на организм слабых пороговых раздражений в центральной нервной системе развивается возбуждение, быстро сменяющееся охранительным торможением, что обеспечивает снижение ее возбудимости по отношению к слабому раздражителю. При действии раздражителей средней силы происходит активизация защитных систем организма, которая не носит характер патологической гиперфункции. При действии сильных чрезвычайных раздражителей в центральной нервной системе развивается резкое возбуждение, сменяющееся запредельным торможением.

Таким образом, адаптация организма к слабым и средним по силе воздействиям происходит без элементов повреждения и истощающих организм энергетических трат. При этом в первом случае наблюдается постепенное, а во втором случае быстрое повышение резистентности (устойчивости) организма.

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 3775 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник