У шелдона купера синдром аспергера
У Шелдона Купера нет аутизма, как утверждают создатели «Теории большого взрыва». Выступая от имени команды сериала, Маим Бялик (которая играет роль девушки Шелдона) сказала Нилу Деграссу Тайсону, что создатели не хотят патологизировать своих персонажей — каждого следует любить и принимать без ярлыков. Сам Шелдон отрицает, что он аутичен, заявляя: «Моя мама меня проверяла». И всё же… Навязчивое поведение. Социальная дисфункция. Регрессивные тенденции. Неспособность понять подтекст и сарказм. Избегание физических контактов. Тревожность. Научный савантизм.
Если не называть утку уткой, она не перестанет плавать и крякать. Основываясь на его многочисленных «спектральных» особенностях, зрители решили, что Шелдон находится в спектре аутизма. Конечно, они любят его за это. Его называют «парнем с обложки» синдрома Аспергера. Носить футболку с его фразой «Bazinga!» (в русском переводе «Бугагашенька!») — это как поднять флаг аутизма. Он стал настолько знаменит, что появился новый сериал — «Детство Шелдона» — в котором девятилетний Шелдон Купер ходит в старшие классы, без диагноза «аутизм» или какого-либо другого.
Джим Парсонс, получивший премии «Эмми» и «Золотой глобус» за роль Шелдона, признал, что избегание ярлыков снимает определённую долю «социальной ответственности» при отыгрывании персонажа, соответствующего этому диагнозу. Без ярлыков авторы могут шутить об аутизме и избегать обвинений в стереотипах. Они способны оставаться в тренде, опуская «очень специфические эпизоды», которые предполагаются при наличии диагноза. Скажите об этом хоть слово — и станет неловко. Люди могут разозлиться.
Как мать ребёнка, который в подростковые годы смотрел этот сериал и боготворил Шелдона Купера, я уже зла.
Потому что я согласна с создателями сериала: Шелдон Купер на самом деле не аутист. Он страдает от другого заболевания, которое появляется в основном на экранах телевизоров и кинотеатров, а также в сообщениях на фейсбуке, в рождественских письмах к семье и в сглаженных запомнившихся версиях реальных событий: «милый аутизм».
Люди, у которых «милый аутизм», делают забавные вещи — например, всегда садятся на одно и то же место и запоминают странные факты. Они неправильно понимают романтические намёки, таскают с собой белые доски и изъясняются смешными, сверхформальными конструкциями. Они поражают окружающих математическими расчетами в уме — и они чертовски привередливы в еде и стирке. «Милый аутизм» порой сочетается с «милым ОКР», симптомы которого — выполнение забавных ритуалов, избирательная мизофобия, необходимость выстраивать вещи на полках в одну линию и ставить банки супа в алфавитном порядке.
Человек с «милым аутизмом» может совершать дурные поступки, но он не будет опозорен и выгнан из учебного заведения. Он может сказать бестактность, но от него не отвернутся из-за этого друзья. Он не разрушит отношения. У него не случится отвратительный эмоциональный срыв на публике, он не выйдет из себя, не ударит кого-нибудь. Пусть друзья Шелдона Купера по «Теории большого взрыва» часто возмущены и рассержены — но они никогда не будут его сторониться, потому что Шелдон никогда не переступит черту, за которой серьёзные оскорбления и причинение боли. Сценаристы старательно держат Шелдона по эту сторону от мерзости. Это высокая планка для аутистов из реального мира.
Признаюсь, что пишу это без абсолютной уверенности: долгое время я смотрела «Теорию большого взрыва», и мне нравилось смеяться над Шелдоном. У Шелдона есть степень Ph.D., взрослая квартира и плеяда друзей-ботаников; с ним всё будет в порядке. Что заставляет меня поднять руку прямо сейчас и объявить фол — это появление «Детства Шелдона». Теперь мы смотрим на милого маленького ребёнка с «милым аутизмом», и это не слишком хорошо.
Персонажи, которые заставляют зрителей умиляться аутичному поведению, создают нереалистичные представления, будто аутисты всегда милы и забавны, а в конечном итоге социально успешны. Пилотные серии «Детства Шелдона» обещают, что маленький Шелдон научится снимать антибактериальные перчатки, чтобы держать отца за руку. Этого не произойдёт в реальной жизни. Пилот обещает, что, хотя учителя будут кричать, а ученики — смеяться, Шелдон одержит победу. Этого не случится в реальной жизни. И никогда в «Детстве Шелдона» не будет эпизода, где Шелдон бьёт себя по лицу до крови и синяков или рыдает перед сном оттого, что его последний друг решил, будто он слишком странный, и отвернулся от него. Сценаристы этого не допустят.
Вспомните аутичную куклу Джулию из «Улицы Сезам». Она — само очарование, она учит детей терпимо относиться к ребятам, которые не хотят, чтобы к ним прикасались, или не поддерживают зрительный контакт, или трясут руками. Джулия никогда не будет шутить слишком грубо или случайно произносить что-то непростительно расистское. Джулия никогда не станет делать что-нибудь отвратительное, страшное, необъяснимое, поскольку её работа — учить детей, что аутизм безопасен и нормален. Но аутизм не безопасен и не нормален. Аутизм прекрасен, волшебен, гениален, но аутизм — это и крики, и причинение боли другим, и му́ка, и конфликты с миром.
Да, мы уже знаем, как отсеивать эту часть.
Семьи детей-аутистов уже чувствуют себя вынужденными увековечивать сущность под названием «милый аутизм», показывая только смешные или положительные стороны аутизма в альбомах, на фейсбуке, в разговорах с родителями нейротипичных детей. Мы выхолащиваем события жизни наших детей, пока не исчезнут ужасные моменты. Вот почему нам нужны авторы, которые создают вымышленных персонажей, руководствуясь нефильтрованной правдой.
«Милый аутизм», «милое ОКР», «милая депрессия» — они обманывают нас, заставляя думать, будто терпимость — это просто, потому что эти состояния можно перекроить в причуды характера, чтобы улучшить тридцатиминутный комедийный сюжет. Продюсеры могут отмахнуться и сказать: «Он не аутист!» — но он аутист для всех зрителей и для моего сына, который так любит отождествлять себя с ним. Знаю, что должна привести вам содержательный личный пример, чтобы подтвердить вышесказанное весомым аргументом, но не стану этого делать — я отфильтровываю отталкивающие факты о взрослении аутичного ребёнка, которые могут смутить его или шокировать вас. Я не извиняюсь за это, потому что мой сын — реален, и его будущее важно. Я поддерживаю «милый аутизм», поэтому мой ребёнок — аутист лишь настолько, насколько ему позволено им быть. И, похоже, маленький Шелдон тоже.
Об авторе: Лидия Нетцер (Lydia Netzer) — автор книг «Shine Shine Shine» и «How to Tell Toledo From the Night Sky».
Представленный выше материал — перевод текста «The Problem with Sheldon Cooper and the «Cute Autism»».
Источник
Репрезентация людей с психологическими расстройствами – это важно.
Текст:
Маргарита Мишина·2 апреля 2019
2 апреля – всемирный день распространения информации о проблемах аутизма. Многие полагают, что аутизм – это болезнь, но это не совсем так. Аутизм (или РАС) – это скорее расстройство поведения и социального взаимодействия. То есть, людям с таким расстройством очень тяжело общаться, а еще у них обычно присутствует повышенная тревожность и тяжелые расстройства в сенсорной сфере.
Чтобы лучше представить себе, как живется человеку с аутизмом, вообрази себя чертовски уставшей. Весь день ты была на ногах, постоянно выполняла какие-то поручения, общалась с огромным количеством людей (а с кем-то даже успела поругаться!), плюс, чувствуешь себя не самым лучшим образом. В таком состоянии тебе нужно добраться до дома. Ты идешь по улице, и тут рядом включается безумно красивая иллюминация – такая, что в любой другой день ты бы тут же достала телефон и запостила все это в инстаграм.
Но тебе резко становится плохо – тошнит, кружится голова, хочется надеть на голову капюшон, сбежать в самый темный угол и просто закричать.
Что произошло? Это мелтдаун – срыв, при котором полностью теряется контроль над собой, и единственным желание остается прекратить то, что происходит в данную минуту. Дело в том, что у людей с аутизмом часто случаются сенсорные перегрузки – состояния, когда перегружается любой из органов чувств (а бывает, что и несколько сразу). И мелтдаун – это последняя ступень сенсорной перегрузки; состояние, выйти из которого очень тяжело.
Сейчас на ТВ стало появляться все больше и больше персонажей с аутизмом. Выходят сериалы, где аутизм рассматривается с разных сторон, где герои с этим расстройством – главные, а не второстепенные. Где создаются такие персонажи, с которыми людям из аутистического сообщества хочется себя ассоциировать. Хорошо, что герои с различными психологическими расстройствами (в том числе с аутизмом) тоже, наконец, получили голос.
Давай рассмотрим самых удачно прописанных героев в нашей подборке и заодно на их примере узнаем об аутизме побольше.
Шелдон Купер
- сериал «Теория большого взрыва»
Шелдон Купер – блестящий физик-теоретик из ситкома «Теория большого взрыва». Его называют гением и пророчат Нобелевскую премию, он обладает эйдетической памятью, а его IQ составляет 187 баллов. Только вот его поведение оставляет желать лучшего: он невероятно упрям, зачастую ведет себя как пятилетний ребенок, а еще у него огромные проблемы с коммуникацией.
Несмотря на то, что сценаристы сериала не подтвердили ни один из диагнозов Шелдона, аутистическое сообщество официально включает его в список персонажей с РАС. Возможно, потому что об этом не раз говорил актер, исполняющий роль Шелдона (Джим Парсонс). Или потому что сценаристы проделали действительно отличную работу, прописывая этого героя, и многим людям с РАС приятно ассоциировать его с собой.
Нужно сказать, что у Шелдона не просто аутизм – у него целый комплекс различных синдромов.
Во-первых, это, конечно, синдром Саванта. Тот самый синдром, из-за которого многим людям кажется, будто человек с аутизмом обязательно должен быть гениальным. В различных фильмах и сериалах сценаристы часто «награждают» своих героев синдромом Саванта, но не проговаривают это, поэтому мы невольно ставим знак равенства между гениальностью и аутизмом. Но нет, это совсем не так. Савантизм может сопровождать какие-либо психические расстройства (как аутизм, так и умственную отсталость, например), а может и не сопровождать.
Так вот, синдром Саванта – это такое состояние, при котором у человека с каким-либо расстройством или отклонением в развитии есть выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний. В случае Шелдона это физика – он разбирается буквально во всем, от темной материи до теории струн.
Во-вторых, в комплекте с аутизмом и савантизмом этого героя наградили и ОКР – обессивно-компульсивным расстройством. Это расстройство совсем не обязательно развивается вместе с РАС, оно может существовать и самостоятельно, без каких-либо сопроводительных синдромов.
Обессивно-компульсивное расстройство обычно проявляется в навязчивых мыслях (так называемые обессии) и действиях (компульсии).
Например, Шелдон терпеть не может незавершенность – как он выражается сам, когда кто-то не заканчивает предложение или какое-либо действие, ему хочется «содрать кожу со своего лица и превратить ее в миллионы маленьких конфетти». В одной из серий (6х21) он пытается справиться с этой проблемой с помощью нейропсихологических техник, но как показывает практика, на него это вообще не действует, что частенько случается и в реальной жизни.
Шон Мерфи
- сериал «Хороший доктор»
Еще один пример героя с аутизмом – Шон Мерфи из американского сериала «Хороший доктор». Это, кстати, адаптация одноименной корейской дорамы, но Фредди Хаймор из американской версии максимально правдоподобно изобразил человека с расстройством аутистического спектра, поэтому мы будем говорить именно о ней.
Здесь сценаристы не то что не скрывают расстройство своего героя – на нем и завязан весь конфликт сериала.
Шон Мерфи претендует на место доктора-ординатора в хирургическом отделении больницы. Перед советом врачей тут же встает этическая дилемма: не взять на работу человека с очевидными способностями из-за его расстройства аутистического спектра, или взять, подвергнув возможному риску будущих пациентов?
У Шона Мерфи, точно также, как у Шелдона Купера, не просто аутизм, а аутизм вкупе с синдромом Саванта. Только в данном случае выдающиеся способности у него не в области физики, а в области медицины. С помощью компьютерной графики создатели сериала изображают на экране то, как работает мозг Шона – он буквально помнит каждую страницу из миллиона прочитанных когда-то медицинских энциклопедий и справочников и с помощью рисуемых ему воображением картинок пытается найти выход из сложных и противоречивых медицинских ситуаций.
Аутизм здесь показан с самых разных сторон. Телезрители могут наблюдать за перегрузами и мелтдаунами Шона, изучать его обессии и ритуалы. Так как сериал драматический, все это отлично вписывается в канву повествования и дает нам возможность получше узнать, как на самом деле живется людям с этим расстройством. Кстати, Шон не единственный герой с аутизмом в «Хорошем докторе» – переодически у него появляются пациенты с аналогичными синдромами.
Это дает возможность сценаристам продемонстрировать одну простую истину: все люди с аутизмом абсолютно разные.
Сэм Гарднер
- сериал «Нетипичный»
Еще одна отличная репрезентация человека с аутизмом – это Сэм Гарднер, 18-летний подросток из сериала «Нетипичный». Очень важно, что в данном случае мы имеем дело именно с подростком. Героев переходного возраста с аутистическим спектром почему-то в разы меньше, чем взрослых персонажей, хотя аутизм обычно выявляют очень рано.
Современным подросткам, которые проводят полжизни в виртуальной реальности и воспринимают сериальных персонажей на уровне своих знакомых и друзей, на самом деле очень важны такие образы.
Тинейджеры, которым показывают только узкий взгляд на наш мир, могут расти и сохранять подобное замкнутое мышление. А подростки, которые не видят в сериалах похожих на себя персонажей, могут чувствовать себя незначительными, странными и изолированными.
На первом плане у Сэма обычные подростковые проблемы – он, как и почти любой восемнадцатилетний парень, мечтает найти девушку. Гуглит «что такое флиртовать» и сходу признается в любви своему психотерапевту, пытается больше улыбаться по совету гугла, хотя получается с трудом. Многие родители детей с аутизмом отмечали их сходства с Сэмом – его неосознанная честность в своих симпатиях и антипатиях, его постоянные фан-факты и зацикленность на одной определенной теме, о которой он знает буквально все (в случае Сэма это пингвины и Арктика, но в принципе может быть что угодно).
Точно также, как и в «Хорошем докторе», сценаристы «Нетипичного» не обходят стороной мелтдауны – срывы, которые обычно случаются после сенсорной перегрузки. Мелтдауны настигают Сэма каждый раз, когда что-то идет не так, как он предполагал. Когда вместо ответного признания на свое «я люблю вас» Сэм получил жесткий отказ, мелтдаун настиг его почти сразу же. Он только успел зайти в автобус и откинуться на спинку сидения, как все вокруг начало буквально оглушать его, и он упал на пол в этом странном состоянии. Или когда в ежегоднике Сэма кто-то написал о нем злые вещи, и он пошел заменить его, но не смог получить новый, мелтдаун повторился. Только здесь он был более активен и чуть не сломал стол от охватившей его злости.
Источник
Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит»)Роса Кальдерон Висенте расскажет вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.
Что такое синдром Аспергера?
Что такое синдром Аспергера?
Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.
Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы аутизма.
Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когни тивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!
Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).
DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.
Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ
МКБ-10: Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме, и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии.
Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.
Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория. Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.
Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.
У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных нарушений в речи и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.
Синдром Аспергера у взрослых: признаки и симптомы
Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия. Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни.
Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми. Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.
Проверьте себя и своих близких с помощью нейропсихологического теста CogniFit на депрессию. Есть ли риск присутствия данного расстройства?
Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу.
Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок. Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.
У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно эффективно применить эти навыки при общении, т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.
Люди с синдромом Аспергера не понимают невербальное поведение других людей
Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.
Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.
Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения. Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.
Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни. Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.
Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:
- 50% получают высшее образование.
- 12% находят работу на полный рабочий день.
- 82% говорят о том, что как минимум дважды в месяц имеют социальные контакты с людьми вне своей семьи.
- 3% живут самостоятельно.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Синдром Аспергера у детей: признаки и симптомы
Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.
Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка.
У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками. Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.
Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.
Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.
Вы подозреваете у своего ребёнка синдром дефицита внимания (СДВГ)? Узнайте это с помощью когнитивного теста CogniFit на СДВГ!
И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неуклюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.
Синдром Аспергера: причины
Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.
Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.
Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.
В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.
При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.
Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.
Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.
Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.
Синдром Аспергера: диагностика
Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.
Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.
Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка. Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.
Синдром Аспергера: лечение
При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого. Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.
И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.
Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.
Как жить с синдромом Аспергера? 8 советов и стратегий для людей, чьи близкие страдают этим расстройством
- Людям с Синдромом Аспергера сложно интерпретировать речь или выражения лица. Поэтому, по возможности, не используйте абстрактные термины, выражения или фразы. Будьте как можно более конкретными и используйте визуальные сигналы, например, рисунки или написанные слова, чтобы объяснить значение абстрактных понятий. Например, вместо того, чтобы спрашивать человека с синдромом Аспергера зачем он что-то сделал, скажите: “Мне не нравится, когда, уходя в школу, ты хлопаешь входной дверью. В следующий раз ты можешь мне сказать о том, что не хочешь идти в школу, и закрыть дверь аккуратно”.
- Избегайте использование сленга или различных жаргонных выражений, как, например, “растекаться мыслью по древу”, “распускать слюни” или “умыть руки”; двусмысленных фраз, саркастических замечаний или шуток. А если используете, то лучше объясните значение.
- Люди с синдромом Аспергера прилагают невероятные усилия для адаптации к окружению или интеграции в социальные группы. Поэтому они могут казаться нам странными и эгоцентричными, мы можем на это негативно отреагировать или принять на свой счёт. Но так делать не нужно, необходимо понять, что это их способ адаптации.
- Осторожнее с мимикой и невербальной коммуникацией. Помните о том, что люди с синдромом Аспергера могут вас не понять.
- Зачастую необычное поведение может быть неправильно, даже негативно воспринято окружающими. Причём такая реакция возможна даже со стороны людей, постоянно находящихся рядом с больным синдромом Аспергера. Поэтому страдающим этим заболеванием крайне необходимо “надёжное укрытие” или доверенное лицо.
- Если ребёнок с синдромом Аспергера постоянно задаёт повторяющиеся вопросы или произносит одни и те же фразы в школе или на уроке, преподаватель должен очень корректно прервать данное поведение. Например, попросив оформить вопрос в письменном виде или логически изложить свои мысли на бумаге.
- Школьные задания или важные замечания лучше передавать в письменном виде родителям, учитывая трудности в общении, которые имеют дети и подростки с этим заболеванием.
- И, наконец, не нужно относиться к людям с синдромом Аспергера по-особенному. Несмотря на определённые трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, эти люди имеют нормальное интеллектуальное развитие и при необходимой помощи и поддержке могут значительно улучшить качество своей жизни.
Не забудьте включить субтитры на русском языке.
Перевела с испанского Анна Иноземцева
Источник