У ребенка синдром я хочу
https://www.llli.org/russian/oa/sleepy.html
Сонный ребенок или синдром «хорошего малыша»
Наталия Гербеда-Уилсон
Лидер Ла Лече Лиги
Редакция июнь 2008г.
Кто из родителей не мечтает проспать всю ночь не просыпаясь после рождения ребенка? Кто из родителей не радуется хорошему довольному малышу, который много спит, особенно, не просыпаясь ночью? Как часто родители стараются вытренировать ребенка спать всю ночь «как взрослого»? Вопросы сна родителей и детей взаимосвязаны, и вполне понятно почему многие родители так стремятся научить детей спать подольше — мы, взрослые, привыкли спать беспрерывно около восьми часов.
А дети? Не опасно ли переносить нормы взрослого сна на новорожденных? Что является нормой сна для новорожденного? На эти вопросы пытаются ответить многие специалисты, и не только в области детского сна. В этой статье мы разберемся почему детям вредно спать как взрослым, и как детский сон удобный для взрослых отрицательно сказывается на здоровье малыша и кормлении грудью.
Ребенок, который часто и подолгу спит в период новорожденности (от рождения до 6 недель), кажется родителям хорошим, довольным и удобным малышом. Такой малыш много спит, мало плачет и всегда доволен жизнью. «Хороший» ребенок может быть сильным и абсолютно здоровым малышом и отлично сосать грудь, однако очень часто лидеры Ла Лече Лиги (ЛЛЛ) и консультанты по лактации сталкиваются с опасным для здоровья, а иногда и жизни ребенка, явлением. «Хороший» малыш может еще и редко, мало или слабо сосать грудь, поэтому недополучать нужное для роста и развития молоко. От нехватки питания и жидкости, ребенок может , быть еще «лучше», «спокойнее» и «довольнее». На самом же деле, ребенок просто слабеет, еще хуже сосет, еще больше спит. Вдобавок к этому из-за недоедания у ребенка может усугубиться желтуха или гипогликемия, что приводит к еще большей сонливости. Во время редких или неэффективных кормлений ребенок не может получить не только достаточно питательных веществ, но и жидкости. Это приводит к обезвоживанию организма ребенка. Такие серьезные последствия сонливости и, как следствие, редких кормлений, требуют не только вмешательства врачей, но, возможно, и госпитализации новорожденного.
Как ведет себя обычный новорожденный малыш? Здоровый доношенный и хорошо приспособленный к жизни новорожденный может казаться «несносным» и «трудным». Такой живчик «часто» просыпается и «вечно» сосет грудь. Некоторые ученые считают, что человеческий детеныш должен почти непрерывно сосать грудь матери. В некоторых культурах, новорожденные сосут грудь каждые 13-15 минут. Дети, рожденные в благоприятной, нестрессовой обстановке без вмешательств в роды в одной из больниц в Токио (Япония) сосут грудь примерно каждый час. Таким частым кормлениям есть объяснение. Желудок у новорожденного размером — примерно с его кулак, а грудное молоко переваривается очень быстро. Частые кормления позволяют ребенку высосать больший суммарный объем молока небольшими порциями.
Редкое сосание повышает риск целого ряда проблем со здоровьем и мешает наладить кормление.
При редких кормлениях
- Ребенок может не получить необходимое для здоровья молозиво. Молозиво – концентрированная питательная жидкость, которая еще и защищает ребенка от инфекций.
- Ребенку труднее сосать грудь после прихода молока. В первые дни после родов ребенок учится сосать пока еще мягкую грудь. Это особенно важно, если у матери плоские или втянутые соски. С приходом молока частые прикладывания помогают избежать болезненного нагрубания груди, а также облегчают прикладывания для ребенка, так как грудь остается относительно мягкой.
- Повышается риск усугубленной желтухи новорожденных, которая требует медицинского вмешательства. Билирубин, продукт распада гемоглобина, который окрашивает кожу в желтый цвет, содержится в меконии, первом стуле новорожденного. Частые кормления способствуют частому опорожнению кишечника и выводу излишков билирубина из организма.
- Повышается риск послеродового кровотечения у матери и затягивается рождение плаценты. Частое сосание стимулирует сокращения матки у роженицы.
- Увеличивается вероятность болезненного набухания груди после прихода молока. Чем чаще новорожденный сосет, тем меньше нагрубает грудь.
- Затягивается приход молока. Частое сосание стимулирует грудь и способствует приходу молока.
- Повышается риск чрезмерной потери веса у ребенка. Если ребенок редко сосет грудь, он высасывает меньше молока.
- Увеличивается риск гипогликемии. Недостаточное кормление связано с понижением уровня глюкозы в крови, что в тяжелых случаях приводит к сонливости, вялости, сильному потоотделению, частому вздрагиванию, дрожи, отказу от кормлений, трудности с сосанием, частому дыханию и бледности у ребенка.
- Повышается риск голодания ребенка и, как следствие, замедленного роста и развития.
- Может возникнуть недостаток молока у матери. Выработка молока работает по принципу «спрос-предложение». Чем чаще ребенок сосет, тем больше вырабатывается молока. Соотвественно, чем реже сосет ребенок, тем меньше молока. Период новорожденности особенно важен для установления нормальной лактации.
- Мешают матери и ребенку приспособиться друг к другу в первые недели жизни ребенка. Частые кормления вынуждают и малыша, и мать найти приемлемый способ сосуществования.
Почему малыш может быть сонным и незаинтересованным в сосании?
- Трудные роды и рождение, а также использование медикаментов в родах могут вызвать у ребенка сонливость, незаинтересованность в сосании, а также неспособность координировать сосание, глотание и/или дыхание у груди.
- Медицинские причины, например, желтуха или инфекция.
- Новорожденные с жултухой, особенно те, которым вместо молозива давали бутылки с раствором глюкозы. Ни вода, ни глюкоза не способствуют выведению билирубина из организма. Билирубин выводится из организма ребенка со стулом. Молозиво слабит, стимулируя работу кишечника, и не дает билирубину всасываться в кровь из насыщенного билирубином мекония.
- Неправильное прикладывание или захват груди могут привести к потере интереса в сосании и сонливости у груди. Исправление захвата помогает ребенку лучше высасывать молоко.
- После прихода молока ребенку может быть трудно захватить полную грудь. Набухшую грудь намного труднее сосать. В таком случае сцедите немного молока, чтобы ребенку было легче взять и сосать грудь.
- Слишком яркий свет или громкие звуки могут подтолкнуть малыша «отключиться» и заснуть.
Сонного ребенка нужно обязательно будить и кормить! Ребенку нужно учиться сосать грудь; почувствовать связь между чувством голода, неприятными ощущениями в желудке, сосанием груди и приятным чувством насыщения; а самое главное, ребенку нужна возможность высосать достаточное количество необходимого для роста и развития молока. Американская ассоциация педиатрии рекомендует кормить детей минимум 8-12 раз в сутки. На сегодняшний день допускается, если ребенок спит 4-5 часов подряд один раз в сутки. Вопреки ожиданиям, частота кормлений может быть неравномерна в течение дня. Многие дети сосут реже утром и намного чаще, или скученно, вечером.
Как разбудить сонного малыша
- Обратите внимание на особенности малыша. Разные дети по-разному реагируют на свет, звуки, прикосновения. Каждая мама довольно быстро замечает на что именно реагирует ее малыш. Убедитесь, что ребенок здоров, и что сонливость или неспособность сосать не вызваны какой-то болезнью. Если здоровый малыш не просыпается через 2-3 часа после предыдущего кормления, дайте ему поспать еще 30-60 минут и попробуйте снова разбудить и покормить малыша.
- Легче всего разбудить малыша тогда, когда он находится в состоянии легкого или поверхностного сна. В этом состоянии веки малыша быстро вздрагивают, как бы трепещут, руки и ноги двигаются. Ребенок причмокивает или посасывает, особенно, если случайно задевает лицо руками. Лицо ребенка гримасничает, как-будто, ему что-то снится.
- Кормить лучше всего при приглушенном свете. Дети часто закрывают глаза, если в комнате слишком светло.
- Не кутайте малыша. Если в комнате тепло, разденьте малыша до подгузника. Если температура в комнате выше 27 градусов, дети реже и хуже сосут.
- Загляните ребенку в глаза, поговорите с ним.
- Попробуйте усадить малыша на коленях, согнув его тело в бедрах (ни в коем случае не на уровне талии).
- Положите малыша на спину на твердую плоскую поверхность.
- дополнительная стимуляция ребенка
- Потрите малышу спину или пройдитесь пальцами по позвоночнику.
- Поменяйте подгузник.
- Потрите малышу ноги и руки.
- Сделайте ребенку массаж или выкупайтесь вместе. Приложите раздетого малыша к голой коже.
- Протрите лицо малыша прохладной влажной тряпочкой.
- Проведите пальцем по его губам.
- Выдавите немного молока на губы ребенку.
Поощрение сосания
- Поддерживайте грудь так, чтобы она не давила на подбородок ребенка.
- Ритмично сожмите грудь несколько раз во время кормления.
- Как только ребенок перестал сосать, смените грудь.
- Дайте ребенку отрыгнуть или смените подгузник.
- Попробуйте кормить в позе из-под подмышки.
- Массируйте затылок ребенка во время кормления.
Когда сонливость опасна
Если у Вашего ребенка помимо сонливости присутствуют следующие симптомы, НЕМЕДЛЕННО обратитесь за помощью к врачу и консультанту по лактации. При первой возможности, начните сцеживать молоко. В зависимости от возраста малыша и сложившейся ситуации, кормите ребенка сцеженным молоком, полностью или частично.
- Летаргичность (ребенок не может проснуться)
- Слабый плач
- Вялая кожа, которая не распрямляется от щипка
- Сухой рот и слизистые глаз
- Минимальный выход мочи (менее чем два мокрых подгузника за 24 часа)
- Запавший родничок
- Температура
Если вы не уверены почему ребенок много спит или плохо сосет, позвоните лидеру ЛЛЛ, консультанту по лактации, врачу или другой опытной кормящей маме. Лучше лишний раз подстраховаться, чем мучаться сомнениями.
Здоровья Вам и Вашему малышу!
Дополнительная информация
Распространенные мифы о грудном вскармливании миф №7.
Список использованной литературы
American Academy of Pediatrics Work Group on Breastfeeding. Breastfeeding and the use of human milk. Pediatrics 1997; 100:1035-39
Lawrence, R. A. and Lawrence R.M. Breastfeeding: A Guide for the Medical Profession, 5th ed. St. Louis: Mosby, 1999.
Mohrbacher N., Stock J. Breastfeeding Answer Book, Third Revised Edition, January 2003, La Leche League International,
Riordan, J. and Auerbach, K. Breastfeeding and Human Lactation, 2nd ed. Boston: Jones and Barlett, 1999.
Womanly Art of Breastfeeding, 6th ed. La Leche League International, 1997
Chele Marmet, MA, IBCLC , лекция «Трудности с сосанием у грудного младенца», Международная конференция Ла Лече Лиги, Сан-Франциско, США, 2003
Page last edited 2009-07-19 05:29:58 UTC.
Источник
Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки. Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее. При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.
Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.
Аутизм
Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.
Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. Главная проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.
Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:
- Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
- Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.
- Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
- Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
- Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.
Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.
Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.
На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.
Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:
- Не сидит на месте, постоянно ерзает, смотрит в разные стороны и в целом ведет себя так, будто к нему подключили моторчик. Причем действия не имеют цели: он просто хватает все, что попадается под руку, отбрасывает предмет спустя секунду и берет другой.
- Не может долгое время концентрироваться на неинтересном занятии (уборка, выполнение домашнего задания), при этом играть в приставку, компьютер или собирать конструктор способен часами.
- Часто отвлекается на внешние события. Например, может заниматься любимым делом и впасть в настоящую прострацию, если увидит в окне красный автомобиль или нечто не менее яркое.
- Не контролирует собственные эмоции. Может закатить истерику, потому что не хочет стоять в очереди в магазине. Часто ругается с родственниками по мелочам, может выкрикивать обидные слова, а спустя несколько минут приходит извиняться.
- На занятиях в садике или школе перебивает других учеников и даже учителя. Если решает тест, то обычно не дочитывает вопрос до конца (на это ему не хватает терпения) и выставляет галочки наугад.
Дисграфия
Это расстройство не позволяет ребенку овладеть грамотным письмом. Встречается довольно часто, на взрослую жизнь особо не влияет. Нередко наблюдается у детей, которые уже имеют нарушения слуха и зрения или страдают гиперактивностью.
Устранить расстройство реально: необходимы систематические занятия по развитию мелкой моторики, укреплению мелких двигательных мышц в руках. Не обойтись и без прописей.
Определить дисграфию можно по следующим признакам:
- Ребенок на письме постоянно путает похожие звуки, например «д» и «т», «з» и «с», «ц» и «тс». Иначе говоря, пишет так, как слышит.
- Может добавлять в слово буквы, которых в нем на самом деле нет, менять местами слоги или пропускать их.
- Многие слова (особенно с предлогами) пишет слитно, часто не согласовывая их между собой. Испытывает трудности с определением рода и числа, может писать «хороший мама», «светлая солнышко».
Слева: почерк 23-летнего человека, которому поставили диагноз «дисграфия» в 10 лет.
Справа: почерк человека, которому только что диагностировали дисграфию.
- Обычно имеет трудно различимый почерк. Если пишет медленно и старается, буквы все равно выходят неровными.
- В тяжелых случаях ребенок говорит так же неправильно, как и пишет. Скажем, слово «заяс» («заяц»), написанное таким способом, в речи будет звучать точно так же.
Дислексия
Если верить статистике, 70–80 % людей, которые плохо читают, на самом деле страдают дислексией. Расстройство обычно является врожденным и успешно корректируется, если ребенка вовремя отвести к специалисту. Диагноз ставят не ранее чем в 10–11 лет.
Во взрослой жизни расстройство не вызывает особых сложностей, кроме трудностей с беглым чтением. Иногда сам факт нарушения пугает окружающих, поэтому дислексик может это скрывать и вести себя немного скованно. Такое поведение считается нормальным.
Понять, что у ребенка дислексия, можно по следующим признакам:
- Откровенно плохо читает, притом что другие навыки (математика, рисование, даже письмо) даются ему очень хорошо. IQ, как правило, в рамках нормы или даже выше, то есть дислексия с уровнем интеллекта не связана.
- Отказывается упражняться в чтении и мотивирует это простым «не хочу». Может устроить истерику, если родители заставляют, или бездумно смотреть в книгу.
- Читает, возможно, даже бегло, но не может пересказать только что прочитанное, потому что не понимает смысл текста.
- Подолгу витает в облаках, переспрашивает, может не замечать, что вокруг что-то происходит. Как следствие, забывчив, не особенно уверен в себе и стремится уйти от действительности, чаще всего в творчество (рисование, музыку, писательство и так далее).
- Часто неправильно или необычно держит ручку и карандаш. Например, зажимает пишущий предмет между безымянным и средним пальцами. Попытки переучить обычно ни к чему не приводят.
Может быть, среди ваших знакомых есть такие особенные дети? Расскажите нам в комментариях о трудностях, с которыми они сталкиваются в жизни.
Иллюстратор Leisan Gabidullina
специально для
AdMe.ru
Источник
В неонатологии это патологическое состояние носит название: «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» или определяется как «синдром гипервозбудимости» неонатологом или диагностируется детским неврологом сразу после первой консультации.
Но и многие родители могут заметить, что с малышом «что-то не так» — ребенок плохо спит, постоянно вздрагивает (и не только от пугающих звуков, а и в покое), наблюдается тремор подбородка и ручек, вялое сосание, частые срыгивания с выгибанием крохи и многие другие признаки.
Многие специалисты Европы и в США считают этот синдром пограничным состоянием, не требующим терапии, а наши детские неврологи назначают малышам лечение.
Кто же прав и как вести себя в сложившейся ситуации?
Ведь многие родители занимают такую же позицию – все пройдет само собой и «нечего пичкать ребенка сразу после рождения разной химией….».
В этой статье я хочу разобраться в этой ситуации с точки зрения практикующего врача педиатра.
Что такое синдром гипервозбудимости
Всем известно, что в первые месяцы жизни груднички в большинстве случаев сосут грудь или едят смесь, а затем крепко спят. Но на сегодняшний день все чаще родители предъявляют жалобы на выраженную реакцию крохи на минимальный раздражитель, малыш постоянно плачет и часто просыпается ночью. Некоторые родственники, а иногда и сами родители считают это капризами и даже пытаются «не обращать на это внимание» и «не приучать ребенка к рукам». Но это не так: если ребенок не может успокоиться и постоянно плачет — значит, его что-то беспокоит. Поэтому необходимо разобраться, почему так ведет себя вполне здоровый малыш?
Синдромом гипервозбудимости у детей грудничкового возраста называют совокупность симптомов, которые спровоцированы различными соматовегетативными расстройствами и нервно-рефлекторной возбудимостью.
Это состояние чаще всего возникает в результате перинатального поражения нервной системы различной степени. Поэтому проявления гипервозбудимости у новорожденного и грудничка нельзя оставлять без внимания – патология в силу действия каких-либо факторов может приобретать неблагоприятное течение и это может вызвать у ребенка более серьезные расстройства деятельности нервной системы.
Причины
В большинстве случаев главными причинами возникновения синдрома гипервозбудимости считаются:
- Нарушения процессов формирования и правильного созревания структур нервной системы малыша в период внутриутробного развития, связанные с воздействием различных факторов, особенно дефицит кислорода, питательных веществ и витаминов, а также стрессы и переживания в период беременности.
- Недоношенность.
- Патологические и осложненные роды.
После рождения синдром гипервозбудимости могут вызвать нервно-артритический диатез, рахит, прорезывание зубов, травмы или любой болевой синдром.
Чаще всего проявления гипервозбудимости связаны с незрелостью нервной системы и нарушением нервной регуляции и взаимодействия различных органов и систем.
При этом важно знать, что нервная система малыша в грудничковом возрасте:
- очень динамична;
- податлива к различным воздействиям как положительным, так и отрицательным;
- пластична с высокими возможностями к восстановлению.
Потому при легких изменениях и благоприятных условиях происходит самостоятельное восстановление всех нарушенных процессов и проявления этого патологического синдрома постепенно проходят, но постоянное наблюдение невролога в данном случае необходимо.
И все же существуют ситуации, когда изменения в нейронах значительные и/или организм малыша не может самостоятельно справиться с активными процессами возбуждения ЦНС, а нервная система отличается истощаемостью, особенно при выраженной незрелости у недоношенных малышей или выраженных воздействиях в период беременности.
В этих случаях без адекватного лечения перевозбуждение будет усиливаться, а симптомы патологии со временем будут только усиливаться.
Симптомы
Часто родители не обращают внимания на определенные проявления у малыша, и упускается момент ранней диагностики заболевания.
Если знать ранние клинические проявления патологии — лечение можно начать как можно раньше, а результаты будут оптимистичными или симптомы пройдут полностью.
Признаки гипервозбудимости, которые отмечаются у малыша в первые месяцы жизни:
- ребенок постоянно плачет без видимой причины;
- малыш беспокойно спит: отмечаются частые вздрагивания во сне, длительное засыпание, чуткий, поверхностный сон в связи, с чем кроха просыпается от любого шума;
- отмечается тремор (подбородка, ручек) или спонтанные движения;
- наблюдается изменение тонуса мышц и симптомы мышечной дистонии, чаще возникновение гипертонуса.
Кроме этих симптомов у ребенка могут наблюдаться различные сбои работы систем организма, связанные с нарушением их нервной регуляции во время плача и беспокойства у малыша наблюдаются:
- тахикардия;
- посинение носогубного треугольника;
- мраморность кожи или наоборот усиление сосудистой сетки;
- повышенное потоотделение;
- неустойчивый стул или чередование запоров и поносов;
- частые и обильные срыгивания.
Поэтому при появлении вышеперечисленных симптомов у грудничка необходимо акцентировать на этом внимание участкового педиатра, обратиться за консультацией к детскому неврологу и пройти дополнительное обследование (при необходимости).
В чем опасность синдрома гипервозбудимости
Важно помнить, что при отсутствии своевременного лечения синдрома гипервозбудимости могут сформироваться:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- неврозы;
- метеозависимость;
- тревожные расстройства;
- минимальная мозговая дисфункция;
- задержка речевого развития и/или психического развития;
- эпилепсия или другие серьезные органические изменения нервной системы, которые маскируются синдромом гипервозбудимости.
Поэтому малыши с различными проявлениями синдрома гипервозбудимости должны постоянно наблюдаться у детского невролога и в полном объеме выполнять все рекомендации врача. Это позволит значительно снизить риск развития осложнений.
Источник