У моего сына синдром дефицита внимания

У моего сына синдром дефицита внимания thumbnail

Долго думала, с чего бы начать свое повествование. Со скучного описания симптомов и причин этого набившего оскомину невропатологам всего мира расстройства или истории исследований СДВГ, а может быть, о доводах «за» или «против», диагноз ли это вообще или способ оправдать несносное поведение своего ребенка в глазах окружающих? Но пришла к выводу, что если вы обратили внимание на заголовок, значит вы здесь не просто так и немного в курсе. А значит, будем вкратце и по делу.

СДВГ — это Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности, расстройство поведения, сопровождающееся трудностями с концентрацией внимания, плохой управляемостью и импульсивностью. Если вы сейчас читаете эти строки и киваете головой: «да это ж про моего!», не спешите делать выводы. Данный диагноз ставится на основе ряда длительных исследований и наблюдений специалистов за вашим ребенком, и такие проявления, как гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность, в вашем случае скорее норма, чем то, что «а вот месяц назад у нас такое было». Прежде чем понять, почему мой ребенок ведет себя как пришелец с планеты Мелмак, я выпила тонну экстракта валерианы, обила пороги десятков именитых врачей, выслушала сотни ежедневных претензий от воспитателей детского сада, педагогов младших классов, и, наконец, сделала для себя некоторые выводы.

Итак, у моего ребенка СДВГ. Он не способен усидеть на месте дольше трех минут, концентрировать внимание дольше одной минуты, и, кажется, что в одном месте у него аккумулятор, который сам себя подзаряжает. Если у вас не стальные нервы, закаленные многолетним опытом (как у меня), то нахождение с таким ребенком в замкнутом помещении это настоящая мука, а быть каким-либо образом причастным к его учебе равносильно прохождению девяти кругов ада. Придя со школы, он забывает, что надо раздеться и берет, к примеру, пластилин, через некоторое время вспоминает что-то и расстегивает брюки. Видит кота, бежит к нему, брюки волочатся по полу, вот они уже на полу, а впереди новое развлечение, трансформированное из маминого «помой руки»: включить кран в ванной и долго-долго мочить и мять мыло, пока из него не получится смешарик. По пути из ванной в зал: кот, пить, открыть холодильник, закрыть холодильник, поправить колесо на машинке, вспомнить о чупа-чупсе, открыть холодильник, закрыть холодильник, побежать в зал, запнуться о брюки, упасть на кота, увидеть под телевизором деталь от конструктора, вытащить весь конструктор и начать собирать что-нибудь вотпрямосейчас, что может быть важнее? Если после всего его удается накормить, и без дерганья глазом, усадить за уроки, начинается самое интересное. Все правила, касающиеся оформления работы в тетради не для такого ребенка. «Пять клеточек от левого края, одна от верхнего, везде ставим точки, на поля не заходим» – не, не слышали. Несмотря на регулярность вдалбливания в неокрепшие школьные головы этих простых правил, этот ребенок будет писать так, как Бог на душу положил, ну или как звезды встали. У детей с дефицитом внимания часто такие сопровождающие нарушения, как дисграфия – расстройство письма и аграфия – полная неспособность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта (встречается значительно реже). Мой ребенок часто делает неспецифические ошибки, как то: пропуск букв (Классная рбота), несоблюдение пробелов (стоялакрасиваячашка), зеркально отображает буквы, забывает некоторые их элементы. И ведь это не потому, что он не знает, как пишутся эти давно знакомые ему буквы и слова, а потому, что его внимание и концентрация рассеиваются одновременно на множество задач: подрыгать ножкой, боковым зрением увидеть разноцветную ручку, написать слово, почесать за ухом, услышать окружающие звуки. А несозревшая кора головного мозга не справляется с таким потоком информации.

Чтобы совместное выполнение домашних заданий не сделало из вас задерганную, вечно орущую мамашу, бабушки и дедушки не приходили в ужас от просьбы взять ребенка на выходные, а у вашего чада не пропало желание учиться, вот вам несколько правил, которыми любезно поделилась со мной детский психолог.

Рекомендации для родителей.

1. Если вы не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Поменьше необоснованных запретов, но если вы запрещаете что-то, то запрет должен действовать всегда, вне зависимости от обстоятельств.

2. Если ребенок не слушается, повторяйте просьбу до тех пор, пока он ее не выполнит, одними и теми же словами, одним и тем же ровным тоном. Не помогло? Встаньте или сядьте так, чтобы смотреть ребенку прямо в глаза, обнимите его за плечи и повторите просьбу. Это работает почти всегда. В случае провинности не ругайте, отреагируйте неожиданно, пошутите, сфотографируйте его, шутливо передразните его действия. Всегда выслушивайте ребенка.

3. Вы думаете, что уделяете ребенку все внимание? Так вот, ребенку с СДВГ внимания нужно ровно в два раза больше. Это как телефонный звонок, на который вы ответите, что бы вы ни делали в данный момент. Ввиду своей активности и импульсивности такие дети очень увлекающиеся. Если ребенок просит, помогайте ему в любых начинаниях, будь то рисунок, поделка или домашнее задание. Предпочитайте регулярный отдых на природе походам в торгово-развлекательные центры или в места с большим скоплением народа. Не выясняйте отношений в присутствии ребенка.

Читайте также:  Синдром паркинсонизма тремор гипокинезия постуральная неустойчивость

4. Вашего гиперактивного малыша легче организовать, если у него есть строгий режим дня: подъем, водные процедуры, приемы пищи, выполнение домашних заданий и отход ко сну в одно и то же время. Организуйте место для занятий в комнате, где нет отвлекающих факторов типа телевизора, компьютера, магнитофона, игрушек и т.д. Контролируйте выполнение домашних заданий, мягко, но уверенно пресекая попытки отвлекаться.

5. Придумайте поощрения за сделанное задание и наказание за плохое поведение. Некоторые заводят дневник самоконтроля. Мы обозначали в отдельной тетрадке хорошие поступки за день веселыми смайликами, а плохие – грустными. В конце дня ребенок наглядно видит, какое поведение преобладало, беседуйте с ним на эту тему, совместно ищите выход из сложившейся ситуации.

6. Забудьте об агрессии и телесном наказании. Если поведение ребенка вышло из-под контроля, отправьте его одного спокойно сидеть в комнате, лишите любимого лакомства или удовольствия на определенный срок. Помогает также «железная хватка» — простое крепкое удерживание ребенка в своих объятиях или счет до трех. Пример: «Считаю до трех, если ты не перестанешь прыгать на диване, то о походе в парк можешь забыть! Рааааз.. Дваааа.. » и т.д. Будьте последовательны и всегда выполняйте то, что сказали, будь то поощрение или наказание.

7. Дети с СДВГ очень зависимы от похвалы и поощрений. Делайте это так часто, как то позволяет ситуация. Нежелательное поведение следует игнорировать, если оно потенциально не опасно для него самого или не причиняет неудобств окружающим.

8. Составьте ряд собственных обязанностей ребенка соответственно его возрасту и способностям, расширяйте их со временем. Самое трудное для него — это начать выполнение задания, помогите ему с этим. Забудьте об указаниях вроде: «помой посуду, накорми кота, а потом сложи игрушки». У ребенка нарушено внимание, и задания должны быть односложными и контролироваться в процессе выполнения. Заведите семейные традиции, что также хорошо дисциплинирует.

9. Поймите, что его плохое поведение неумышленно, не вините ребенка в этом. СДВГ – это диагноз, и гораздо эффективнее будет вовремя обратиться к специалистам, которые окажут психологическую, медицинскую и педагогическую помощь. Подходящий возраст для коррекции – с 5 до 10 лет, однако не ждите, что симптомы пройдут сами собой за пару месяцев или лет. Признаки гиперактивности исчезнут к концу созревания коры головного мозга, а импульсивность и вспыльчивость порой сохраняются всю жизнь.

10. Снять ненужный мышечный тонус и нервное напряжение  поможет и правильно подобранная физическая активность. В нашем случае это были детская йога и плавание, которые ощутимо успокаивали физически и психически, улучшили показатели успеваемости.

Я думаю, что любящие родители, желающие изменить атмосферу в семье и несколько облегчить состояние ребенка (ведь от его диагноза страдаете не только вы, а в первую очередь он, да-да) способны на все вышеперечисленное, стоит лишь запастись терпением.

Но что делать с учителями и детским коллективом, спросите вы, и будете правы. Потому что на этот счет также имеются прекрасные рекомендации. Если вы, как и я, испытываете те же проблемы с поведением, ежедневно выслушиваете жалобы о невнимательности и неусидчивости вашего ребенка и (важно!) вашему сыну или дочери психоневролог подтвердил диагноз СДВГ, то большая просьба: распечатайте следующие строки и попросите педагога с ними ознакомиться. Осталось только надеяться, что именно вашему ребенку попался понимающий и думающий наставник, готовый пойти навстречу!

Рекомендации для учителей:

1. Измените окружение:

— Идеальное место для такого ребенка – перед учителем, первая парта первого или второго ряда.

— Индивидуальный подход (насколько это возможно в условиях наших школ);

— Не отказывайте ребенку в помощи, если она ему требуется.

— Если это необходимо, разрешайте такому ребенку вставать среди урока и двигаться, направляйте его энергию в нужное русло: сходить по поручению, раздать тетради, вытереть доску. Поощряйте его активное участие в разного рода внешкольных мероприятиях.

2. Создание положительной мотивации на успех:

— Ученик с гиперактивностью такой же, как все остальные, избегайте изменений в требованиях к нему;

— Старайтесь создать непринужденную, игровую форму проведения занятий.

— Поручайте задания в соответствии со способностями ребенка;

— Большие задания разделяйте на части, контролируя их на каждом этапе;

Читайте также:  Острый респираторный синдром взрослых презентация

— Дайте ребенку проявить свои сильные стороны, стать лучшим в какой-нибудь области в своем классе;

— Игнорируйте плохие поступки и поощряйте хорошие; хвалите его за успехи в обучении.

— Проявляйте доброжелательность, не принижайте способностей ребенка и не сравнивайте его с другими. Помните, что любого ребенка можно легко подавить и сломить, но также с любым ребенком можно и договориться!

3. Регулирование ожиданий:

К сожалению, положительных результатов не стоит ждать быстро, все зависит от лечения и коррекции, а также спокойного, внимательного, доброжелательного отношения к ребенку со стороны взрослых. Гиперактивный ребенок – это психически здоровый человек с хорошими умственными способностями, который может и должен обучаться в общеобразовательной школе. Но для преодоления существующих проблем с поведением необходим ваш индивидуальный подход, как учителя. Будьте терпеливы к нему, основывайтесь на понимании и сочувствии, а не на авторитарных указаниях и принуждениях. Окрики, нотации и замечания только ухудшат ситуацию и нейрофизиологическое состояние ребенка. Помните, что вы, как педагог, в равной с родителями степени ответственны за вверенного вам ребенка, и эффективный педагогический подход сработает не хуже, если не лучше, медикаментозного лечения.

Знаете, год назад самый высокооплачиваемый репетитор-психолог нашего города после часа наедине с моим ребенком сказала, что он необучаемый. Я вышла от нее в слезах, не зная, что делать дальше и не понимая, за что мне это. Сейчас мой мальчик учится во втором классе, он на хорошем счету у учителя, лучший по пересказам и хорош в математике, английском и творческих предметах. Классная руководительница, (спустя год!) наконец, поняла ситуацию и стала относиться к нему иначе, поощряя за малейшие успехи, и у него появилась тяга учиться! Да, безумно трудно воспитывать ребенка с синдромом гиперактивности. Это постоянная борьба, которая всегда держит в тонусе. Но ведь именно ваш уникальный малыш достался ИМЕННО вам. А значит, вы — те люди, которые должны подготовить его к взрослой жизни. Проявите максимум терпения и выдержки! От всей души желаю удачи вам и здоровья вашим детям!

Источник

Сегодняшняя статья для тех мам и пап, которые опустили руки из-за справедливых замечаний от педагогов и воспитателей по причине импульсивного поведения их чада.

Такие несдержанные проявления принято называть гиперактивностью.

Чем оказать помощь такому ребенку? Как построить процесс обучения и воспитания для него? Об этом и пойдет речь сегодня.

СДВГ – или «Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности» достаточно редко ставится врачами.

Точнее, таких детей только 3% во всем мире.

Причем подобный диагноз может подтвердить только специалист после многих диагностических тестов и обследований. Дети с подобным отклонением в развитии могут проявлять первые симптомы до семилетнего возраста. У некоторых они могут появиться только к 10-11 годам.

Малыши с дефицитом внимания:

  • суетливы;
  • слишком подвижные;
  • очень много разговаривают;
  • не в состоянии сосредоточиться на важных делах;
  • имеют низкий уровень концентрации внимания;
  • выказывают проблемы с функцией самоконтроля;
  • поступки их импульсивны;
  • склонны забывать общепринятые правила.

10 важных советов для родителей и учителей

1. Не стоит сразу вываливать на малыша большой объем информации, он не в состоянии все сразу запомнить и выполнить.

Психологи рекомендуют новый материал озвучивать дробно, а задания давать поэтапно.

2. Такой ребенок не понимает последствий своих поступков. Если он разбил чашку, бросая в комнате мяч, то он этого точно не хотел. Просто не понимал, к чему такое поведение может привести.

Стройте процесс коммуникации с опорой на близкую перспективу. Не «Если ты сейчас не сделаешь уроки, вечером тебе не видать компьютера», а «Прочитай этот параграф и я сразу же дам тебе твое любимое пирожное».

Гиперактивным детям очень сложно учиться в школе. Только представьте, контрольную он написал сегодня на уроке, а отметку за нее поставят только завтра. Для него желательно награду получить уже сейчас.

3. Сформируйте правильную систему поощрений. Проблемному малышу идеально подойдет прием с жетонами или поощрительными карточками. За каждое хорошо выполненное дело он должен получить жетон-поощрение. Несколько собранных жетонов обмениваются на приятный бонус.

4. Используйте часы, лучше песочные. С их помощью ребенку проще контролировать, когда заканчивается выделенное на уроки или домашние обязанности время.

5. Когда вы планируете поход в больницу или в другое общественное место, важно заранее продумать, чем будет занят ваш отпрыск в очереди. Если не занять непоседу, то проблемы вам точно обеспечены.

6. Обратитесь за помощью к психологу. Найдите такого, который сможет постоянно работать с вашим чадом. Учите соблюдать границы в общении с окружающими.

7. Не пренебрегайте режимом дня. Он поможет дозировать отдых и нагрузку. Больше привлекайте его творческой деятельности. Это успокаивает шалопая.

8. Исключите физические наказания. Подобные методы только усугубляют ситуацию и провоцируют агрессию малыша. Используйте поощрения!

Читайте также:  Синдром выделяющихся пирамидок что такое

9. За партой лучше такого школяра усаживать одного. Для него важно иметь рядом с собой хотя бы метр свободного места.

10. Педагогу необходимо принять особенности такого обучающегося и следить за собственной речью. Своим личным примером учитель научит принимать людей вокруг и проблемного малыша.

С 28 октября по 3 ноября (неделя) на канал зашли — второй, третий и четвертый раз 72 324 Родителя. Все еще ищете нас в ленте? Просто нажмите: подписаться 🙂

За репост +5 к КАРМЕ 😉

Источник

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или СДВГ является современным диагнозом у детей младшего возраста.

Родителям полезно было бы знать в чем разница между энергичным и гиперактивным ребенком.

СДВГ проявляется в невнимательности, гиперактивности и импульсивном поведении, которые более выражены, чем у других детей. Однако не все проблемные дети действительно страдают от СДВГ.

В каком возрасте можно заметить первые симптомы?

Тревожными и беспокойными, и в этом смысле гиперактивными, могут быть дети даже 1-2 года. Важно отличать озорство и энергию от гиперактивности.

Естественное состояние детей заключается в том, что они много двигаются. Говорить о настоящей проблеме можно только в том случае, если постоянная потребность в движении сопровождается нервозностью, плохим сном, беспокойством. Счастливый, улыбающийся, энергичный ребенок, который хорошо спит, не гиперактивен.

Согласно современному пониманию, симптомы СДВГ обусловлены неврологической проблемой – дефицитом серотонина (серотонин является нейротрансмиттером, который помогает процессам отдыха и расслабления) и склонностью ребенка попадать в неадекватные ситуации при общении с другими.

СДВГ не имеет ничего общего с дисциплиной. Неприличное поведение детей с СДВГ на публике связано не с плохим воспитанием детей, а с тем, что ребенок просто не может контролировать свои эмоции. Однако слишком строгие и требовательные родители могут усугубить симптомы.

Статистика показывает, что мальчики с СДВГ диагностируются в 4 раза чаще, чем девочки. Чаще всего взрослые игнорируют симптомы СДВГ у девочек, поскольку их гиперактивность чаще всего проявляется гипер-разговорчивостью, чем необоснованно грубым поведением.

Проблемы в школе

У детей с СДВГ иногда возникают серьезные проблемы с концентрацией и вниманием, которые действительно могут привести к проблемам в школе. Тем не менее, это не задержка в интеллектуальном развитии ребенка.

Гиперактивность не является единственным симптомом СДВГ. Нет, это просто наиболее видимый признак расстройства. Фактически, есть три группы детей с СДВГ, которые отличаются избыточной энергией:

  • Гиперактивные и импульсивные: дети, как правило, сверхактивны и испытывают трудности с контролем своего поведения.
  • Невнимательность: дети не чрезмерно активны, но испытывают трудности с концентрацией и сохранением внимания.
  • Сочетание гиперактивности, импульсивности и невнимательности.

К сожалению, «чудодейственного» лекарства от СДВГ пока не существует.

Использование любого лекарства должно быть предписано только врачом-психиатром.

Хотя дети с СДВГ испытывают трудности с учебой в школе, расстройство не имеет ничего общего с их интеллектом.

Причиной возникновения гиперкинетического расстройства является сочетание различных, еще не до конца понятых внутренних и внешних факторов. Тем не менее, когда речь заходит об отдельных симптомах, таких как беспокойство, чрезмерная двигательная активность, невнимательность и т. д, родительская поддержка крайне необходима.

Для родителей важно знать, что дети реагируют на любой кризис или напряженность в отношениях между членами семьи, даже если они не были прямым свидетелем происходящего.

Родители определяют образ жизни, питание, окружающую среду и атмосферу, в которой растет ребенок, — так что они действительно могут многое сделать. Им нужно быть спокойными и жить в гармонии друг с другом. Также важно уделять первостепенное внимание счастью ребенка, а не его успехам в школе. Если ребенок счастлив, он будет здоров и успешен.

Чтобы быть счастливыми, детям нужны счастливые родители, безусловная любовь, реальное совместное времяпровождение с родителями, душевное равновесие, свобода, игры, веселье, дружба, спорт, больше контактов с природой, домашние животные, творческие занятия.

Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

Важные моменты психического развития малыша до 3 лет: о чем следует помнить?

«Я тебя не люблю!», «Ты плохая». Как реагировать на агрессию ребёнка?

Предупреждение и наказание: «Считаю до трёх!»

Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).

  • переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии,  на улице, дома или на отдыхе!
  • получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
  • получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
  • замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
  • экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!

Источник