У меня синдром рассеянного внимания
Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.
Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?
Что такое внимание с точки зрения психологии
Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.
Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.
Внимание бывает нескольких типов:
- Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
- Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
- Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.
Что такое рассеянность
В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.
Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.
Разновидности нарушения
Рассеянное внимание может быть разных видов:
- функционального вида;
- поэтического вида;
- минимального вида.
Функциональное расстройство внимания
Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.
Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.
Минимальная рассеянность
Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.
Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.
Поэтическая натура летает высоко…
При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.
Разновидности проявлений
Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:
- Недостаточная концентрация — рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
- Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
- Неустойчивое — скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.
Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:
Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…
Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:
- На фоне возникновении физической и умственной усталости.
- При хроническом недосыпании, бессоннице.
- При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
- Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
- Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
- Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.
Неврологические и другие нарушения
Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:
- во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
- разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
- заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
- различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
- появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
- проблемы со сном, состояние бессонницы;
- состояние гипоксии;
- факторы генетического типа;
- если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
- если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).
Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ
Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.
Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.
Причины и симптоматика
Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:
- различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
- медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
- если имеется повышенное влечение к сладостям;
- проблемы с углеводным обменом;
- возникновение аллергических проявлений на еду;
- если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
- если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.
Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:
- состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
- часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
- ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
- у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.
Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:
- ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
- часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
- постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
- возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
- медлительность;
- пребывает в постоянной мечтательности;
- не слушает инструкции;
- может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.
Цели и методы диагностики
Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:
- Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
- Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
- Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.
Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:
- биохимический анализ крови, при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
- генетические анализы;
- проведение УЗИ сосудов головы с допплером;
- электроэнцефалография (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов вызванных потенциалов (ВП);
- проведение магнитно-резонансной томографии.
Комплекс мер
Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:
- приемы по коррекции поведения;
- психотерапевтические методы;
- нейропсихологическая коррекция.
Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.
Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:
- Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
- Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается по 30-50 мг.
- Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
- Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.
Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.
Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:
- лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
- ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
- ингаляционные процедуры 5-10;
- УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
- курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.
Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:
Что делать родителям невнимательного ребенка?
Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:
- обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
- контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
- стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
- желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.
Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.
Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.
Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.
Источник
В среду, 14 сентября, четырёхкратная чемпионка Олимпиады в Рио-де-Жанейро по гимнастике американка Симона Байлз, объяснила, почему она с разрешения Всемирного антидопингового агентства принимала запрещенные препараты. Байлз написала, что обнародованные накануне хакерами вещества она употребляла не для того, чтобы улучшить свою спортивную форму, а в качестве лекарства.
Симона Байлз. Фото: Reuters
«У меня СДВГ (диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности — прим. АиФ.ru) и я принимаю медицинские препараты с детства. Пожалуйста, знайте, я верю в чистый спорт, всегда следовала правилам и буду продолжать и дальше, поскольку честная игра необходима для спорта и очень важна для меня», — написала Байлз в своём микроблоге в Twitter.
АиФ.ru рассказывает, что такое синдром рассеянного внимания.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это неврологическо-поведенческое заболевание, которое, как правило, диагностируется у детей раннего возраста. При СДВГ в определенных частях мозга не достает некоторых химических веществ. Поэтому некоторые сигналы не передаются нервными клетками. А именно сигналы, которые «говорят» человеку контролировать поведение или концентрировать внимание, они просто не доходят до пункта назначения. СДВГ обычно затрагивает более одного участка мозга. В зависимости от того, какой участок затронут, у ребенка может проявляться больше признаков дефицита внимания или гиперактивности.
У детей, страдающих СДВГ, гиперактивность проявляется следующим образом:
- слишком болтлив, перебивает других, или ему сложно дожидаться своей очереди, чтобы что то сказать или сделать
- легко расстраивается или раздражается
- постоянно находится в движении (иногда бесцельном)
- не учится на своих ошибках
У детей, страдающих СДВГ, дефицит внимания проявляется следующим образом:
- не может долго оставаться сосредоточенным
- испытывает трудности в последовательном выполнении заданий
- легко отвлекается
- с трудом переключается на другие виды деятельности
- неорганизован или теряет вещи
- забывчив
В последние годы врачи выявили новые симптомы СДВГ:
- «феномен разбитого зеркала» — ребёнок пишет буквы зеркально перевёрнутыми;
- «феномен соскальзывания взгляда» — потеря строки. Теряется понимание прочитанного;
- кратковременные выключения внимания в обществе, ребёнок находится как бы «не здесь».
Как лечится СДВГ?
С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого пока не найдено способа окончательного излечения. Однако считается, что некоторые дети, а именно 30%, «перерастают» этот синдром, либо учатся к нему приспосабливаться. Если же это сделать не получается, при СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием информации.
Большинство специалистов считают наиболее эффективным комплексный подход в лечении таких больных, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. Используются методы модификации поведения, психотерапии, педагогической и нейропсихологической коррекции.
Что касается медикаментозного лечения, то некоторые лекарства действительно помогают управлять уровнем химических веществ в мозгу пациентов с СДВГ. Чтобы человек оставался сосредоточенным и уравновешенным, ему могут прописать психостимуляторы. Их, как правило, используют в качестве вспомогательного, а не основного метода лечения.
Смотрите также:
- …Можно ли принимать ванну каждый день? →
- Как успокоить детскую психику? →
- …Бассейн лечит или калечит? →
Оставить
комментарий (1)
Источник
В современном обществе синдром рассеянного внимания, к сожалению, чаще всего воспринимается лишь как результат невоспитанности и избалованности, а потому люди, им страдающие, вызывают осуждение. На самом деле это довольно серьезное расстройство нервной системы, чаще всего врожденное. Диагноз СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, являющийся одной из форм синдрома рассеянного внимания, – медики сегодня ставят примерно каждому пятому ребенку. Хотя число родителей, считающих, что у их чада СДВГ, гораздо больше. Что же такое на самом деле синдром рассеянного внимания у детей, как его распознать и что с этим делать?
Признаки синдрома рассеянного внимания
Впервые такой диагноз был поставлен еще в 1854 году. Сделал это немецкий врач Генрих Хоффман. Для этого состояния характерно нарушение умственной деятельности (в частности низкая концентрация внимания). Синдром рассеянного внимания у детей сопровождается также социальными проявлениями (малыш чрезвычайно активен, что мешает окружающим детям и педагогам, либо, наоборот, слишком замкнут, что также затрудняет процесс обучения). То есть чаще всего выявляют и диагностируют проблему в школьном возрасте. Хотя зачастую заподозрить ее наличие можно еще в первые годы жизни ребенка.
Какие признаки говорят о том, что у ребенка СДВГ? Их достаточно много, и комбинироваться у одного ребенка они могут по-разному. Среди основных симптомов выделяют следующие:
- при выполнении какого-либо задания (как в школе, так и дома) ребенок не может надолго концентрировать внимание;
- у него очень низкая самоорганизация, страдает самоконтроль;
- налицо неусидчивость, ребенок постоянно крутится, отвлекается на посторонние предметы;
- он не слушает говорящего, часто не понимает сказанного;
- склонен к беспорядку в комнате, среди вещей, игрушек, на рабочем столе;
- ему сложно соблюдать требования и правила;
- он забывчив, что связано в данном случае с нарушением именно внимания, а не памяти;
- практически никогда такой малыш не завершает начатого;
- рассеян, постоянно что-то теряет или забывает, куда положил вещь;
- непослушен, часто делает все назло, шумит;
- характеризуется повышенной тревожностью;
- ему сложно общаться с окружающими, часто случаются конфликты, непонимание, вызывающее поведение;
- двигательная активность зачастую повышена, малышу сложно спокойно усидеть на месте, он постоянно дрыгает руками, ногами;
- ребенок неаккуратен, неуклюж в движениях, небрежен, не обращает внимания на мелкие детали;
- такой ребенок весьма разговорчив, но при этом ему сложно долго говорить на одну тему; в общении он навязчив, что зачастую трактуется как невоспитанность, перебивает собеседников, отвечает, не дослушав вопроса;
- малыш нетерпелив, ему тяжело дождаться своей очереди, наступления какого-либо события, прихода транспорта и т. д.;
- такому ребенку сложно учиться, при всех способностях он не может воспринимать информацию полноценно из-за повышенной отвлекаемости, даже если ему интересно;
- стремится быть лидером, но не может завоевать авторитета среди сверстников;
- зачастую имеет сложности с письмом.
Заметить признаки рассеянного внимания можно уже на первом году жизни малыша, когда он проявляет повышенную двигательную активность. При этом концентрация внимания на предметах или действиях очевидно ниже, чем должна быть в этом возрасте. В возрасте 3–4 лет у таких малышей часто отмечаются речевые нарушения.
Синдром рассеянного внимания не всегда имеет форму СДВГ. Довольно часто такие дети излишне спокойны и пассивны, но при этом недовольны окружающими и весьма своенравны.
Заметив у ребенка нарушения внимания, не спешите бежать к неврологу, причитая: «У нас, наверное, СДВГ». Зачастую проблемы с вниманием не связаны с диагнозом и обусловлены довольно банальными причинами, устранить которые несложно. Об этом –далее.
Почему страдает внимание?
Итак, прежде чем заподозрить у своего ребенка синдром рассеянного внимания, проанализируйте условия его жизни, питания, воспитания, режим активности. Зачастую нарушение внимания провоцируется внешними факторами либо вовсе бывает надумано родителями.
- Внимание ребенка развивается с возрастом. Чем он младше, тем сложнее ему концентрироваться на чем-то долго. Возможно, родители просто чересчур требовательны к своему крохе. Можно проконсультироваться с доктором на предмет того, какова нормальная концентрация внимания у детей в конкретном возрасте.
- Чрезмерная родительская опека приводит к тому, что малыш понимает: за него все могут сделать взрослые. Зачем напрягаться, тренируя какие-то навыки? Произвольное внимание в таком случае также не совершенствуется.
- Витаминно-минеральный дисбаланс как результат неправильного питания или плохой экологии может привести не только к слабости или снижению иммунитета, но и к рассеянности.
- Отсутствие установленного распорядка дня не только приводит к дисгармонии в работе нервной системы малыша, но и снижает успеваемость, влияя на концентрацию внимания.
- Повышенные нагрузки (умственные, эмоциональные, физические) также часто являются причиной рассеянности.
- Физиологические заболевания ослабляют организм. После них ребенку нужен восстановительный период, чтобы все органы и системы начали работать в нормальном режиме, в том числе пришло в норму внимание.
- Рассеянность часто возникает в качестве защитной реакции на усталость, стресс, утомление, страх. Если ребенок ненавидит математику, то при одной мысли о решении задачки его внимание рассеивается.
- Зачастую дети выказывают рассеянность, когда в процессе какой-то деятельности возникает более привлекательный для них фактор. Например, во время выполнения им домашних уроков пришли гости с подарками. Поэтому для сосредоточения детям нужна правильная обстановка и подходящее время.
Почему возникает заболевание?
Во всех этих случаях внимание детей приходит в норму, если нормализуются нарушенные условия. А когда есть смысл подозревать медицинский диагноз? Почему возникает синдром рассеянного внимания как заболевание? Единой причины здесь нет, но существует несколько факторов, способных спровоцировать его возникновение.
- Наследственность. Особенности гена, отвечающего за поведение человека, могут стать причиной СДВГ.
- Неблагоприятная экология. Этот фактор способен провоцировать самые разные заболевания. Синдром рассеянного внимания – одно из них.
- Резус-конфликт во время беременности.
- Сложная беременность, сопровождавшаяся заболеваниями матери, внутриутробными инфекциями, гипоксией плода.
- Асфиксия, родовые травмы, длительные и трудные роды.
- Негативные привычки матери (курение, алкоголь, наркотики).
- Черепно-мозговая травма ребенка.
- Заболевания, связанные с серьезным повышением температуры, которые кроха перенес на первых месяцах жизни.
- Болезни органов ребенка (сердца, головного мозга).
Соответственно, основные меры профилактики синдрома рассеянного внимания связаны с состоянием женщины во время беременности. Ей необходимо полноценно питаться, отказаться от вредных привычек, принимать витаминные комплексы, по возможности обследоваться и пролечить существующие проблемы до наступления беременности. После рождения малыша мамочке важно беречь его от серьезных травм, заботиться о здоровье крохи.
Как лечить?
Сегодня широко распространен миф, что ребенок попросту перерастает такой диагноз годам к 12–13. На самом деле это справедливо лишь для половины детей. И если проблемой не заниматься, перспективы у взрослых не самые радужные. Статистически установлено, что они намного чаще других людей бросают учебу, попадают в аварии, получают травмы, не имеют друзей, становятся игроманами. Девочки намного чаще беременеют в раннем возрасте.
Взрослые с СДВГ не могут проявить себя на работе, поэтому часто ее меняют, имеют низкий социальный статус и весьма посредственный – материальный, склонны к употреблению наркотических и психотропных веществ. Для взрослого это становится причиной не только проблем в профессиональной и личной жизни, но и бесконечных визитов к психиатру.
Отсюда вывод: заниматься коррекцией рассеянного внимания в детском возрасте можно и нужно. Но как?
К таким детям необходим комплексный подход: подходящий режим дня и обучения, правильное воспитание (такие детки требуют гораздо большего внимания и любви родителей), тренинги с психологом, обеспечение полноценного питания, физической активности, достаточного отдыха, положительных эмоций. При необходимости (а она в подобных случаях возникает довольно редко) – медикаментозная терапия. Да, это сложно. Но при должном упорстве родителей у деток с синдромом рассеянного внимания есть все шансы нормализовать произвольное внимание, вырасти успешными, гармоничными личностями.
Что нужно делать?
Немалую часть работы будет проводить психолог, поэтому имеет смысл найти компетентного специалиста, авторитету которого родители будут полностью доверять. Однако и на них самих ложатся ответственные обязанности по коррекции нарушения внимания малыша.
Итак, что могут делать в таких случаях родители? Вот несколько полезных советов для них.
- Разработайте и соблюдайте режим дня (по крайней мере, его ключевые моменты: подъем, укладывание на ночь, прием пищи, время игр).
- Пусть у ребенка будут его бытовые обязанности, соответствующие возрасту. При этом не делайте вместо него то, с чем он моет справиться самостоятельно, не потакайте всем его прихотям и капризам. Он может убирать за собой со стола, мыть посуду, застилать свою кровать, убираться в комнате. Чаще просите его помогать вам в делах: полить цветы, покормить кота, налепить пирожков и т. д.
- Предоставляйте своему чаду больше самостоятельности. Давайте проявить себя, не опекайте чрезмерно. Принимайте с ним совместные решения, обсуждайте возникающие семейные вопросы, советуйтесь с ним.
- Не оставляйте его наедине с собственными проблемами, предлагайте помощь в их решении, но не решайте и не делайте ничего вместо него.
- Обязательно подберите для ребенка физическую нагрузку. Это может быть спортивная секция, не предусматривающая сильных стрессов вроде соревнований.
- За несколько часов до сна исключайте чрезмерные эмоциональные или физические нагрузки. Занятия в эти часы должны быть спокойными, способствовать расслаблению (рисование, чтение, настольные игры, лепка, конструирование).
- Играйте с ребенком вместе: стройте, лепите, раскрашивайте, постоянно мягкими обращениями возвращая внимание малыша к работе, если он отвлекается (посмотри, как получается, подай детальку, давай докрасим вот тут).
- Занимайтесь развивающими играми на повышение концентрации внимания (это могут быть специальные наборы карточек, мозаика, конструктор, пазлы). Такие игры могут быть и словесными: мама называет признаки предмета, а ребенок находит его среди окружающих вещей.
- Помогите школьнику понять сложный предмет: объясняйте, рассуждайте вместе с ним. При этом на время выполнения заданий уберите и выключите все, что может его отвлечь.
- Всегда хвалите малыша! Любое его достижение, даже самое малое, достойно вашей гордости. Единственное табу – не хвалите просто так, без основания.
Ну и самый последний совет: не требуйте от своего чада невозможного, давайте ему время на отдых и расслабление, любите и принимайте таким, каков он есть. Тогда хватит сил и терпения у вас, а результаты ребенка в повышении произвольного внимания будут намного выше.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник