У кого родился ребенок с синдромом да

Пожалуй, один из главных женских страхов во время беременности — это рождение ребенка с различными отклонениями. В частности, одно из самых распространенных из них – синдром Дауна. Это генетическое отклонение всегда на слуху, вокруг него происходит множество спекуляций, и к сожалению, не все понимают, как именно происходит его диагностика во время беременности. Мы расскажем о нём на примере одного клинического случая.

Так вышло, что одной моей очень хорошей знакомой во время беременностей (дети погодки) врачи говорили, что оба её ребенка родятся с синдромом Дауна. Да, да о врачебном такте речь не шла. Делали они это с самой жесткой форме и рекомендовали прерывание. В обоих из случаев дети родились здоровыми без каких-либо отклонений.

Как такое могло произойти?

Стоит начать с того, что обычный скрининг на 10-11 неделе предполагает УЗИ и анализ крови на ХГЧ или как его еще называют «гормон беременных». На УЗИ в данном случае полагаться не стоит, на таком раннем сроке слишком велика вероятность врачебного фактора при его разборе. А вот повышенный уровень гормона является довольно существенным показанием к проведению дополнительных анализов. Чаще всего это либо двойной тест РАРР-А и ХГЧ, либо тройной ХГЧ + АФП и эстриол. В первом случае достоверность около 85%, а во втором около 65%. И тут как понимаете никакой точной гарантии нет. Под точной гарантией можно понимать только прокол амниотического пузыря и проведение ДНК анализа клеток самого плода. Тут достоверность уже 98-99%. Однако такое инвазивное исследование сопряжено с множеством рисков. Наша героиня от вмешательства отказалась – мол, неважно, буду рожать!

Всю беременность врачи настаивали на том, что видят признаки рождения ребенка с патологией. Позже на УЗИ видели дополнительный признаки, вплоть до отсутствия носовой кости. Для них, то что дети родятся с синдромом Дауна — вопрос решенный.

Однако время показало, что они ошибались и обе беременности закончились рождением здоровых малышей.

Что же это было? Врачебная ошибка в обоих случаях?

У детей с синдромом Дауна довольно характерные черты лица

Сейчас уже точно никто не скажет. Однако стоит принять во внимание, что уровень гормонов может колебаться не только в случае каких-либо аномалий плода. Тут может быть и прием препаратов, и проблемы с работой почек (гормон просто накапливается в крови) и просто индивидуальная особенность организма. УЗИ вообще зачастую зависит от того, кто его смотрит и расшифровывает. Возможно врач знал про показатели анализов и специально искал признаки, которые могут подтвердить его точку зрения (все мы люди, психологический фактор в конце концов).

Ну и самая неприятная ситуация, это тогда, когда врачи специально «запугивают» пациенток для того, чтобы назначить дополнительные обследования и процедуры. Ведь они весьма дорогостоящие. Дело было в небольшом городе, там контроль над такими ситуациями существенно ниже, чем например, в Москве.

Не стоит сбрасывать со счетов возможные ошибки на УЗИ.

А вообще подобные ситуации, когда скрининг показывает ложноположительные или ложноотрицательные результаты не редкость. Ведь он никогда не говорит наверняка, лишь показывает % вероятность того или иного исхода. Мы знаем, что на формах в интернете полно подобных историй. Сталкивались ли вы дорогие читатели или ваши знакомы с подобными ситуациями?

Ваши ???? лучшая благодарность автору канала! ????

Источник

Я провела много времени, размышляя о том, что именно мне необходимо было услышать после того, как нам сообщили о диагнозе плода. В то время я не была знакома ни с кем, у кого был бы ребенок с синдромом Дауна. Никто из моих близких не понимал, через что мне приходится пройти, и не мог меня поддержать. Моя семья и мои друзья очень старались, но на самом деле они не знали, каково это – воспитывать ребенка с синдромом Дауна. Я понимала, что мне нужны слова поддержки от кого-то, кто не понаслышке об этом знает, поэтому я обратилась к единственному источнику, о котором могла подумать, – к Интернету. Я читала блоги, но многие родители узнали о диагнозе ребенка только после родов.

Фото: themighty.com

Я хочу дать несколько советов тем, кто только что узнал о диагнозе – кто узнал о нем во время беременности. Тем, кому еще долгие недели или месяцы придется жить с этой информацией и мучиться вопросами о том, каким будет их ребенок, когда он родится.

1. Горевать – это нормально

Оглядываясь на тот период, я думаю, что глупо было так долго горевать, но это было важной частью моего исцеления. Я открыто признаю – да, я была расстроена, когда узнала о диагнозе. Я сердилась. Я чувствовала себя сломленной. Я не понимала, почему это выпало мне. Я была молода; я думала, что дети с синдромом Дауна рождаются только у более старших женщин. Я много плакала, а когда я не плакала, то злилась. Я всем говорила, что со мной все в порядке, но на самом деле это было не так. Сказать по правде, со мной все не было в порядке еще несколько месяцев после рождения моей дочери Ханны. У меня ушло много времени на то, чтобы принять ее диагноз, и позже я узнала, что это нормально. Осознание того, что и у других мам были такие же эмоции и мысли, что у меня, успокоило меня. Со временем я научилась приветствовать диагноз Ханны, но всё же на это ушло время. И у вас на это может уйти время. Это нормально. Знайте, что вы не одни на этом пути.

2. Ваш ребенок в первую очередь и главным образом будет просто ребенком

Думаю, именно мой гинеколог сказала мне, что, хотя у Ханны и синдром Дауна, она все-таки будет просто ребенком, которому после рождения будет нужно все то же самое, что и всем остальным детям. Помню, я подумала, что она ошибается. Я полагала, вся наша жизнь будет вертеться вокруг синдрома Дауна. Я полагала, что единственное, о чем я буду думать каждый раз, глядя на свою дочь, – это ее диагноз. Но в то мгновение, когда она родилась, я совершенно точно поняла, что имела в виду мой врач. Да, мне пришлось поволноваться за здоровье дочки после ее рождения, но я не думала, что это потому, что у нее синдром Дауна, я просто понимала, что мой ребенок болен и нуждается в медицинской помощи. Когда Ханна родилась, я сразу на полную катушку переключилась в режим мамы, так же, как с обычным сыном шесть лет тому назад. Поверьте мне, когда я говорю вам, что вы будете заботиться о своем ребенке точно так же, как о любом другом ребенке. Вы будете в первую очередь видеть в нем дитя.

3. Вы достаточно сильны, чтобы это пережить

Одна из вещей, которые я повторяла себе снова и снова, – что у меня недостаточно сил, чтобы воспитывать ребенка с синдромом Дауна и врожденным пороком сердца. Я поспорила бы на все свои сбережения, что не справлюсь, когда мой ребенок будет в палате интенсивного ухода или подвергнется операции на открытом сердце; я просто не такой человек. Я всегда восхищалась мамами, которые выдержали пребывание их детей в палате интенсивной терапии. Я всегда говорила, что сама бы так не смогла, но вот она я – все еще жива после 15 месяцев этого испытания. Я выжила и преуспела (по большей части), справляясь с вещами, с которыми могли справиться, по моему мнению, только супермамы; сможете и вы. Вы это переживете, потому что любите своего ребенка. Я никогда не скажу, что мне не было сложно, на самом деле было тяжело. И на этом пути меня ждало много-много слез, но каждый раз, столкнувшись с испытанием, мы выходим из него более сильными и более мудрыми. Хотела бы я тогда знать то, что знаю сейчас. Я многому научилась за времена этих испытаний; они важны, и вы научитесь справляться с ними и даже, надеюсь, с успехом.

Читайте также:  Постфлебитический синдром мкб код 10

4. Вы – самый главный защитник прав вашего ребенка

Вы будете допускать ошибки, все ошибаются, вы будете учиться на своем опыте, но вам нужно верить в то, что вы знаете, что является лучшим для вашего ребенка, с самого начала. Я никогда бы не поверила, что стану спорить с врачами в палате интенсивной терапии через неделю после того, как туда попала Ханна. Я очень уважаю медработников, и в конце концов я «всего лишь мама», но я быстро научилась тому, что, если я не буду отстаивать права Ханны, никто не будет. Очень важно проявлять уважение, но если вы не согласны с каким-нибудь анализом, который вам назначают, задайте вопросы. Если вы не уверены, что ваш ребенок готов к выписке, спросите, действительно ли ваш ребенок соответствует необходимым критериям для выписки. Вы сами лучше всех знаете своего ребенка, в этом не сомневайтесь.

5. Постарайтесь наслаждаться временем, оставшимся до рождения ребенка

По натуре я исследователь. Мне нравится этим заниматься, и (в основном) это помогает мне расслабиться. Поэтому я много занималась исследованиями, когда мы узнали о диагнозе Ханны. Я бы сказала, я слишком много занималась исследованиями. Вы будете понимать, что нужно делать, когда родится ребенок. Я думаю, крайне важно иметь общее представление о том, чего следует ожидать, например, о гипотонусе мышц, о сложностях, которые могут возникнуть при кормлении, о желтушке, о том, войдет ли ваш ребенок в те почти 50% детей с синдромом Дауна, что рождаются с врожденным пороком сердца. Однако, помимо таких общих вещей, необязательно проводить часы за поглощением информации о диагнозе. Вместо этого постарайтесь наслаждаться тем временем, что остается у вас до рождения ребенка. Каждый ребенок индивидуален и отличается от других, и каждый ребенок с синдромом Дауна также отличается от других. Не тратьте время на волнения о том, что вы не в силах изменить и что является всего лишь вероятностью.

Аманда Иэри

Перевод: Ольга Лисенкова, оригинал: themighty.com

Источник

Çäðàâñòâóéòå.

Ðå÷ü. Äà, ìû äîáèëèñü îñîçíàííûõ ðå÷åâûõ ôîðì. Ðàññêàæó ïî ïîðÿäêó.

Èòàê, ìîÿ äî÷ü Ëèíà (Àíãåëèíà), ðåáåíîê-àóòèñò ñ èíâàëèäíîñòüþ äî 18 ëåò. Íå áóäó ïðî íàóêó, à ðàññêàæó ñâîèìè ñëîâàìè.

Êòî-òî ìíå ñêàçàë: «-Îíà íå íóæäàåòñÿ â ñëîâàõ, âû âñå âûïîëíÿåòå äëÿ íåå è òàê». Òî åñòü, èíà÷å ãîâîðÿ, ïðèíÿâ «îñîáåííîãî» ðåáåíêà çà îáû÷íîãî, íàäî íàó÷èòüñÿ âèäåòü åå ïîòðåáíîñòè (ýòî æ ýëåìåíòàðíî) è ñòàðàòüñÿ äàòü åé ýòî ñïåðâà çà çâóê, ïîòîì çà ïîäîáèå ñëîâà èëè óæå ñëîâî. Âîò ýòî ïóòü, ÷òî ñëîâà îáîçíà÷àþò ïðåäìåòû èëè äåéñòâèÿ. Íî! Ýòî íà÷àëîñü íå ñðàçó.

Ïåðâûå çâóêè -ðåàêöèÿ íà ðàçäðàæèòåëè. ß ãîâîðþ òîëüêî îá Àíãåëèíå Óñòðàíÿþ, íàõîæó óæå âëåò. Íàøè- ýòî ñêîïëåíèå íàðîäà, îæèäàíèå, ÿðêèé ñâåò.

Ïåðâûì øàãîì íàâñòðå÷ó ê îáùåíèþ ñ íàìè, âñå-òàêè, ñäåëàë ðåáåíîê.

Êàê? Ñòàë áðàòü ìîþ ðóêó è òîëêàòü åå ê æåëàåìîìó. Ýòî, íàâåðíîå, ó ìíîãèõ òàê áûëî.

Âîò ìû è ïîäîøëè ê ñóòè. Ñòèìóë ê îáùåíèþ -ïîòðåáíîñòü. Íî åñòü âàæíàÿ âåùü. Âîçðàñò. Íåëüçÿ áûëî îæèäàòü ìíîãîãî. Ðåáåíêó 3-4 ãîäà. Êàêèå ïîòðåáíîñòè? Ïèòü, êóøàòü, ìîæåò, ðèñîâàòü…Òàê âîò ýòè ñàìûå ïðåäìåòû -êðóæêà (ïîêðàñèâåå), ëîæêà èëè òàðåëêà (ïëàñòèê), êàðàíäàøè èëè ïëàñòèëèí (ñàìè ïîéìåòå ëó÷øå) -äîëæíû áûòü íà âèäó, íî âíå äîñÿãàåìîñòè. Àíãåëèíà äàæå íàó÷èëàñü ñâîåîáðàçíî «ãîâîðèòü» «äà», õëîïàÿ â ëàäîøè, ïîäòâåðæäàòü ñâîè æåëàíèÿ. Ìû òàê åå íàó÷èëè.

Íî âñå âðåìÿ ñàìèì íàäî áûëî ïðîòÿæíî ãîâîðèòü «äà». Ýòî áûëè ïåðâûå øàãè è ïîáåäà- ðóêîâîäñòâî ðóêîé.

Åñëè ðåáåíîê ñòàë ïîëüçîâàòüñÿ æåñòàìè, íàñòàåò âðåìÿ è äëÿ çâóêîâ. Íå â îäèí äåíü. Íî ìû íà òî è ñèäèì äîìà, íå òàê ëè? Ñíÿëà âèäåî, íàäî íàñíèìàòü, äåéñòâèòåëüíî. ß âèæó, è íà ÏÌÏÊ óâèäåëè ïîëîæèòåëüíóþ äèíàìèêó.

Êàðòî÷êè -ýòî âåùü, ÷òîáû ìû ïîíèìàëè, ÷åãî õî÷åòñÿ ìàëûøó. Äà, îíè ïîìîãàëè, îäíàêî, ëó÷øå äåéñòâîâàëè çíà÷êè íà ñòåíàõ. Îíè êàðòîííûå, ñàìîäåëüíûå, âûðåçàëè âìåñòå è ëåïèëè íà ñòåíó. «Êóøàòü», «ïèòü», «òóàëåò»(òðåóãîëüíèê îáùåïðèíÿòûé). Êàðòî÷êè æå ïîäîøëè íàì ëåò ñ 5, äî ýòîãî Àíãåëèíà èõ ñòàðàëàñü ðàñêèäàòü è èçðèñîâàòü.

Äåòñêàÿ êóðòêà íà íèçêîé âåøàëêå, êàê â äåòñêîì ñàäó -íîâûé çíàê «ãóëÿòü». Âîò íà ýòîì ýòàïå ïîÿâèëèñü ñëîâà: ìàìà, èòü(ïèòü), àì-àì(ïðîñòî òàðåëêó ïðèíîñèò, íî ÿ åå ïðîøó ãîâîðèòü «àì», óóÿòü ( ãóëÿòü), ýýá(õëåá), ÷àé-÷¸òêî, ìíå íðàâèòñÿ, ïî-ìîåìó, åé òîæå.

Æèâîòíûå. Äà, ìû èõ õîòèì. Ñòèìóë àòîìíûé, ïåðñîíàëüíî äëÿ Àíãåëèíû.

ß î òîì ãîâîðþ, ÷òî ìû íàøëè ïóòü.

1.×òî ðåáåíêó íóæíî. êàê âîîáùå ÷åëîâåêó -åñòü. ïèòü, òóàëåò. Ïóñòü ïîêàæåò èëè ñêàæåò. Ïîíÿëè âû, ïîéìóò è äðóãèå. Âîò ÿ ê ÷åìó ãîòîâëþ Àíãåëèíó.

2. Æåëàåìîå. Çà òî, ÷òîá ïðèíåñëè êîøêó, âîîáùå àêòèâíî ïîâòîðÿåò ñëîâà(êàê ìîæåò, ó íàñ ñ ñîãëàñíûìè ïðîáëåìà)è ïîêàçûâàåò íà ñîîòâåòñòâóþùèå ïðåäìåòû. Ìààó êîøêà), Ýýêñ(ùåíîê îâ÷àðêè) -âñå ýòè æèâîòíûå åé íóæíû. À ìû èñïîëüçóåì ýòî íà òî, ÷òîá äåëàòü øàãè ïî àêòèâèçàöèè ðå÷è. Ïóñòü ïðîñèò.

À òåïåðü ïðî êðèêè, èñòåðèêè. Áè÷, íàâåðíîå íå òîëüêî íàø.ß óâèäåëà ïðè÷èíû. Íå áûëî áåç ïðè÷èí.

Âîò ïðè÷èíû- êàê ó âñåõ íàñ. Îòêàçû â ÷åì-òî, ïðîòåñò. ðåàêöèÿ íà ðàçäðàæèòåëè â òîì ÷èñëå, áîëü, èãíîðèðîâàíèå. Âñå òî æå ñàìîå.

Àíãåëèíà íèêîãäà íå ðûäàëà. Ìëàäåíöåì, ìîæåò. Îáû÷íûé ðåáåíîê, åñëè åìó áîëüíî -ïîêàæåò, ãäå áîëèò. Ìû íàó÷èëè. Ïðàâäà ëè, ÷òî ó àóòèñòîâ ñíèæåí áîëåâîé ïîðîã? Ó Àíãåëèíû- ïðàâäà. Ññàäèíû íà êîëåíêàõ íè÷åãî, êðîìå ñòîíà, íå âûçûâàëè. Âíèìàíèÿ îíà íà íèõ ïî÷òè è íå îáðàùàëà. Ïàäåíèå íà àñôàëüò ó ãèïåðàêòèâíîãî ðåáåíêà âåðîÿòíû. È ïî÷åìó æå ìû ìîæåì çàâèçæàòü? Íå ïîâåëè â ìàãàçèí çà èãðóøêîé Íå ïóñòèëè â âîäó. Çàáèðàåì äîìîé. Îáû÷íûå äåòè ìîãóò ïîíûòü, ïîâîð÷àòü.

Àíãåëèíà íå óìååò. Ñòèìóë äëÿ ñëîâà «Íåò» áûë èìåííî òàêèì- îòêàç. Íå øëà äîìîé è òàê ÷åòêî:» Íåò!» Êîøêó çàáðàòü — :»Íåò!» -àõ, êàê ãðååò ñëóõ!

Ó êîãî îíà óâèäåëà òàêîé îòâåò â ïîäîáíîé ñèòóàöèè? Ó «îáû÷íîé» ìëàäøåé ñåñòðû.

Õî÷ó ýòèì ÿ ñêàçàòü, ÷òî è íåïðèÿòíûå âåùè- îòêàçû â ÷åì-òî, â ïðîäîëæåíèè ïðîãóëêè, íàïðèìåð, áûëè ñòèìóëîì ê îáùåíèþ, ê ïðîèçíîøåíèþ ñëîâà. Äà ÿ è ýòîìó ðàäà. Ïîä÷åðêíó- ñëîâî áûëî ñêàçàíî íå åäèíîæäû è íîñèëî îñîçíàííûé ñìûñë -ïðîòåñò. Ìíå âîîáùå íå âàæíî, êàêèìè íåîáû÷íûìè ñïîñîáàìè ìû äîáüåìñÿ ïîíèìàíèÿ ðåáåíêà ñåáÿ è íàñ, ïîíèìàíèÿ åãî îêðóæàþùèìè. À ñïîñîá-òî ðàáîòàåò (ó ìåíÿ).

Áîëü. Ãîëîâíàÿ, âîçìîæíî. Êàê ó âñåõ. «Íóðîôåí» èñïîëüçóþ, ýôôåêò ìíå âèäåí. Âðà÷è åñòü, â êîíöå êîíöîâ, îáðàùóñü.

Îáùåíèå. Âíå ñåìüè Àíãåëèíà ïëîõî ñåáÿ ÷óâñòâóåò, åé íå êîìôîðòíî ñ äðóãèìè äåòüìè. Ëåêîòåêà áûëà, íî ñåé÷àñ ñ Àíãåëèíîé çàíèìàþòñÿ ñïåöèàëèñòû â èíäèâèäóàëüíîì ïîðÿäêå. Ãðóïïîâûå çàíÿòèÿ, ïîìåùåíèå â äåòñêèé ñàä(íå äàé Áîã) íàø âðà÷ íå ðåêîìåíäóåò. È ÿ ïðîòèâ íàâÿçûâàíèÿ òàêîìó ðåáåíêó íåêîìôîðòíîé äëÿ íåãî ñðåäû. Ðàíî. Ïîâëèÿëè ëè ãðóïïîâûå çàíÿòèÿ ïîëîæèòåëüíî íà Àíãåëèíó, íà åå ðå÷ü?Íåò.

Àíãåëèíà êîìôîðòíî ÷óâñòâóåò ñåáÿ ðÿäîì ñ ñåñòðîé, êîòîðóþ çíàåò, íî è ñåñòðà åé íå î÷åíü èíòåðåñíà. Äðóãèå äåòè îñòàíóòñÿ è âîâñå íåçàìå÷åííûìè. Ê ìîåìó îãðîìíîìó ñîæàëåíèþ.

Ìû ëèøü â íà÷àëå, íî øàãè ê óäà÷å óæå ñäåëàíû, ýòî ìíå è äðóãèì çàìåòíî. Âîçìîæíî, ñäåëàþ êàíàë ñ âèäåî, åñëè áóäåò èíòåðåñíî.

Ñïàñèáî, ÷òî óäåëèëè âðåìÿ. Óäà÷è Âàì.

Источник

21 марта отмечают Международный день человека с синдромом Дауна. В России от таких новорожденных стали реже отказываться в роддомах, но на улицах людей с синдромом по-прежнему не встретишь. Первый заместитель генерального директора компании Mail.ru Group Дмитрий Сергеев рассказал Ольге Алленовой о том, какие нужны перемены, чтобы его дочь Вера и другие дети с синдромом Дауна были приняты обществом.

— Спасибо, что согласились рассказать о своей личной истории.

— Большого секрета тут нет, просто я не очень люблю о себе говорить.

— О собственном опыте важно рассказывать — кому-то это поможет.

— Мне кажется, не очень честно говорить о моей семейной ситуации, перенося ее на все семьи, воспитывающие детей с синдромом Дауна, потому что моя дочка имеет больше возможностей, чем многие другие дети в России. Мы можем себе позволить дополнительные занятия, тьюторов, педагогов.

Читайте также:  Может ли передаваться синдром дауна по наследству

— Но при этом ваш пример говорит о том, что дети с синдромом Дауна могут родиться в любой семье, в том числе в успешной и состоятельной. Многие наши сограждане еще совсем недавно считали, что дети с синдромом Дауна рождаются у асоциальных родителей.

— Да, я понимаю, о чем вы.

— Сколько лет вашей дочери?

— Вере пять с половиной.

— Можете вспомнить, как это было? Скрининг, вам говорят, что у ребенка будет синдром.

— Нам об этом сказали достаточно рано. Знаете, я бы не хотел, чтобы мои ответы выглядели как-то патетично, но у нас, правда, не было мыслей из серии «а что же нам делать?». В этот момент варианты очень простые — нужно либо делать аборт, либо не делать. В нашем случае такого выбора не было в принципе, мы знали, что ребенок родится и все.

Понятно, что сначала есть некоторый шок. Ты понимаешь, что твой ребенок будет отличаться от других, будет иначе развиваться, перечитываешь кучу разных статей в интернете. Но в целом наши опасения скорее были связаны с состоянием здоровья дочери. У детей с синдромом часто бывают пороки сердца. И нам тоже сразу сказали, что очень высокий риск и что, скорее всего, в раннем возрасте надо будет оперировать.

— И вот Вера родилась, были проблемы?

— Да, она родилась с пороком сердца. Поскольку мы знали, что могут быть осложнения, мы уехали в Европу, Вера родилась там. Через несколько дней нас выписали, а через три месяца мы туда вернулись на операцию. Сейчас все хорошо.

— Какое отношение было у персонала в родильном отделении к вашим жене и ребенку?

— Вообще не было никаких проблем. Там никак не меняется отношение от того, что у тебя родился ребенок с какой-то особенностью. Пришел человек в мир, поздравляем, молодцы. А врач нам сказал, что его родная сестра с синдромом Дауна всю свою жизнь работает на почте. Она уже в пожилом возрасте, ей за 60, и все нормально.

— То есть он вас так поддержал.

— Да, и это было очень естественно, спокойно.

— Многие родители рассказывают, что в первое время у них были мысли: почему, за что?

— Может быть, я такой сухарь, но я никогда не думал о какой-то каре небесной и не задавал вопросов, за что. А что такого, правда? Родился ребенок. Есть особенности. У нас всех есть особенности. То, что у моего ребенка синдром Дауна, не является для меня большой проблемой. Ну, если исключить операцию, конечно, но они бывают у разных детей. Я пока не вижу больших отличий между Верой и другими детьми. Да, ей сложнее с речью, с ней надо больше заниматься, но в остальном она ничем не отличается от обычных детей. Справедливости ради надо сказать, что с возрастом проблемы нарастают, и я понимаю, что скоро нам придется решать проблемы в школе, отношения со сверстниками, принятие со стороны других родителей, общества.

Фото: Александр Сергеев

— Вера ходит в детский сад?

— Да, это довольно старый инклюзивный московский детский сад, там много детей с разными особенностями развития.

— Вы возглавляете попечительский совет благотворительного фонда «Синдром любви», это партнеры благотворительного фонда «Даунсайд ап», который много лет последовательно занимается выстраиванием системы ранней помощи детям с синдромом Дауна. Вы как к ним попали?

— Когда Вера подросла, жена стала смотреть, какие в Москве есть программы для ее развития. Мы к тому времени уже поняли, что у нас в стране так мало взрослых людей с синдромом Дауна живет полноценной жизнью и интегрированы в общество по двум причинам: отношение общества и отсутствие программ раннего развития. С детьми с синдромом Дауна заниматься нужно больше, чем с обычными детьми. И все случаи успешной взрослой жизни с синдромом связаны именно с тем, что с детьми рано начинали заниматься.

Все известные люди (актеры, спортсмены и так далее) с синдромом Дауна, да и просто работающие и живущие полноценной жизнью люди получали раннюю помощь и программы раннего развития.

Так мы попали в «Даунсайд ап», и Вера стала ходить туда на занятия. А дальше мы начали общаться друг с другом в «Даунсайд ап», придумывать какие-то социальные проекты. Я стал помогать в подготовке социальных роликов, обычно их показывают на телевидении 21 марта. Ну а потом мне предложили возглавить попечительский совет «Синдрома любви». Я человек активный, мне хочется как-то влиять на ситуацию.

У нас в стране самая большая проблема — принятие обществом ребенка с синдромом, взрослого с синдромом. Появление таких детей все еще воспринимают как что-то сверхъестественное. И поскольку моя дочь будет расти, я бы хотел, чтобы обществом она не воспринималась как проблема. Чтобы она была в это общество интегрирована.

— Просто вы хотите, чтобы она была счастлива.

— Да. А я не думаю, что человек может быть счастлив, если он воспринимается всеми как проблема.

— Вы рассказали об отношении врача в европейском роддоме к вашему ребенку. А в России как к вам относятся в целом?

— Мне кажется, у нас самые распространенные реакции — это или полное неприятие, или жалость. Очень наглядно это видно в социальной рекламе. У нас любят на эту тему выдать жалостливую интонацию. Западные ролики больше информируют, а не давят на психику. Они просто говорят: есть такая проблема, и давайте ее решать. Мне это более близко.

А если говорить о системе, то в Европе вопросами раннего развития занялись много лет назад, там они уже решены. Они сейчас уже занимаются проблемами взрослых. Я видел социальную рекламу одного итальянского фонда, который помогает взрослым людям с синдромом приобретать жилье, чтобы они могли создать семью. У них есть такой ролик: парень работает в «Макдоналдсе», он делает предложение своей девушке, у обоих синдром, и авторы ролика обращаются к аудитории фонда — мол, благодаря вашей поддержке эти ребята получили отдельную квартиру и счастливо в ней живут. У нас такая постановка вопроса пока в принципе невозможна.

Но у нас тоже меняется ситуация, хоть мы и отстаем. Сейчас значительно меньше отказников среди детей с синдромом Дауна. Если 20 лет назад отказов было абсолютное большинство, то сейчас их очень мало, а есть регионы, где их ноль. И все, кто этой проблемой занимался и занимается, большие молодцы.

— Есть первая волна отказов — в роддомах, а есть вторая — когда ребенку надо идти в школу, а его не берут. И семья отдает его в интернат.

— Да, но и по этому показателю стало сильно меньше отказов. По закону об образовании любого ребенка с любым диагнозом теперь должны взять в обычную школу. Другое дело, что закон не везде выполняется, и это большая проблема. В школах нет тьюторов, нет ресурсов. И в школах учатся обычные дети, родители которых часто не хотят видеть рядом с ними детей с особенностями. Они считают, что такой ребенок тормозит учебный процесс, что образование для этого ребенка — это не их проблема и не надо решать ее за их счет. И, наконец, сам ребенок с особенностями не всегда чувствует себя в школе хорошо. Ну доучился он до 5–6 класса, а дальше начинаются серьезные предметы, он перестает справляться, чувствует пренебрежение со стороны других детей и учителей. Адаптированные программы есть, но в школах нет специалистов, чтобы их применять.

То есть мы туда ребенка привели для социализации, но он в итоге и ее не получил. Поэтому я считаю, что в школу надо идти в первую очередь за образованием, и надо делать все, что ребенок с любыми особенностями получал это образование.

Пока у нас это слабое место.

Так что мало просто оставить ребенка в семье. Нужно семье дать поддержку. А пока и с образованием проблемы есть, и с занятостью, и с трудоустройством. Мало кто говорит о жизни взрослых с синдромом Дауна. В основном все говорят о детях.

Читайте также:  Книги дины рубиной скачать синдром петрушки

Сейчас главная проблема всех родителей, воспитывающих детей с особенностями,— это взрослая жизнь. У нас уже есть инклюзия в детских садах, кое-где есть в школах, но что будет дальше, после школы — непонятно. Маршрут обрывается. А каждый родитель хочет, чтобы его ребенок жил полноценной жизнью в обществе, а не в интернате за большим забором.

Знаете, когда Вера родилась, моя мама сказала: «Все родители мечтают о том, чтобы ребенок был рядом, когда вырастет. И это никогда не происходит. А в вашем случае Вера будет всегда рядом с вами». Но это значит, что надо думать и о том, как твоему ребенку жить, если с тобой что-то произойдет. И очень хочется, чтобы она могла жить в таком обществе, где ее будут принимать. Поэтому я, конечно, буду стараться по мере сил что-то менять.

— А как вы видите маршрут взрослого человека с синдромом Дауна?

— Во многих странах существуют такие программы трудоустройства, которые позволяют людям с синдромом Дауна жить на самообеспечении и не чувствовать себя ненужными. Есть жилье, в котором живут с поддержкой или самостоятельно. Есть программы разной социальной помощи. У нас этой темой занимается фонд «Я Есть!» и многие другие.

— От родителей тоже многое зависит. В Европе очень активные родительские сообщества. Многие законы принимаются, потому что этого требуют родительские организации. У нас тоже можно было бы лоббировать закон, по которому компании обязаны брать на работу людей с инвалидностью.

— Законы принимать можно, но будут ли они исполняться? На мой взгляд, все-таки основная проблема не в законах, а в общественном сознании. Ну примут закон, и каждая организация должна будет взять на работу одного сотрудника с инвалидностью. Но будет ли это работать? Возьмут этого сотрудника для галочки, но работы по факту ему не дадут, отношение будет негативным. Что это ему даст? Чем это лучше, чем дома сидеть? Для того чтобы такие законы работали, нужен другой уровень общественной реакции. Поэтому я снова и снова говорю, что нужно менять общественное мнение, отношение.

— Вы сейчас говорите как родитель, который заранее пытается оградить ребенка от возможных проблем. Но я знаю случаи, когда человек с инвалидностью приходит на работу и там вокруг него меняется среда, меняется отношение, люди становятся другими. Мне кажется, трудно изменить отношение общества к людям с особенностями развития, если в нем нет таких людей.

— Согласен, что такие люди должны быть видимыми — не сидеть дома, а выходить в общество.

Я приветствую любые законы, которые дают инструменты для интеграции людей с инвалидностью. Но и работу с общественным мнением нужно активнее вести.

У нас социальные ролики про людей с синдромом Дауна выходят на телевидении только 21 марта. Конечно, многие родители боятся выпускать куда-то своих детей.

— Вы, наверное, тоже боитесь, что Веру могут обидеть.

— Знаете, людей с синдромом Дауна легко обидеть, но они редко обижаются. Наша младшая дочь может задирать Веру. Другой ребенок убежал бы, заплакал, а Вера к ней поворачивается и обнимает ее. То есть обидеть таких людей сложно. Но для того, чтобы они интегрировались, их нужно научиться принимать. А с этим проблемы.

— Я, наверное, в другой среде нахожусь. Мои знакомые в основном говорят только о том, что люди с синдромом Дауна светлые, добрые, солнечные, талантливые.

— Тут тоже есть проблема: у многих родителей возникают завышенные ожидания. Им много говорят о каких-то успешных кейсах, а потом родитель приходит в фонд или образовательный центр и спрашивает: «А почему мой ребенок еще не чемпион мира?» или «Почему он плохо читает?». Слишком большие ожидания от детей — обратная сторона такого пиара. Мне вообще кажется, что ожидания, что ребенок будет чемпионом или кем-то выдающимся,— изначально порочны. Это создает ненужное напряжение в семье, в отношении к ребенку.

Ну не все дети становятся чемпионами независимо от наличия или отсутствия у них синдрома Дауна. Ну и что? Не все могут стать артистами. Но если человек с синдромом Дауна получит работу на почте — это значит, он будет защищен, он сможет себя прокормить. Это главное.

Однако у нас как раз с такими «простыми» работами все очень сложно. И это тоже зависит от отношения общества к людям с особенностями.

— Вы работали в СМИ, были медиаменеджером. Наверное, знаете, как нужно менять такое отношение?

— Рассказывать, писать об этом, делать социальные ролики. У нас многие люди живут по принципу «это чья-то проблема, но не моя». А ведь в целом-то никто ни от чего не застрахован. У кого-то может родиться ребенок с синдромом Дауна, а у кого-то авария может случиться, и здоровый человек вдруг окажется недееспособен. В обществе, где друг другу помогают, жить проще всем, потому что завтра эта помощь понадобится тому, кто раньше помогал, и он ее получит.

А СМИ я бы предложил договориться о том, что они не используют оскорбительных высказываний по этой теме. Мы все знаем, что людей с синдромом называют «даунами». У этого просторечного выражения оскорбительный контекст. Даун — это ученый, а девочка Маша с синдромом Дауна — она Маша, а не «даун».

— Не так давно в соцсетях обсуждали фильм, где один из героев оскорбительно высказался о детях с синдромом Дауна. Вы считаете, такие фильмы нельзя снимать?

— Я совершенно не хочу ограничивать чью-то свободу. Я думаю, это просто должно быть не комильфо. В той истории, кстати, возмутились родители. Когда такое происходит в соцсетях, в публичном пространстве, это тоже влияет на отношение общества. Те, кто делает кино или снимает клипы, рано или поздно понимают, что использовать вот такую лексику неуместно.

— Вы сейчас занимаетесь программированием, работаете в большой корпорации. У вас есть сотрудники с инвалидностью?

— Есть, и кроме того, мы еще делаем образовательную программу для московского колледжа №21, готовим к профессии программиста людей с аутизмом. У многих людей с аутизмом очень высокие математические способности. Мы, правда, уже пришли к тому, что готовить ребят только в одном колледже — это не очень правильный подход. Потому что в итоге мы можем подготовить 5, 10, 20 специалистов. Так что сейчас мы разработали методику, как можно обучать и готовить программистов в масштабах всей страны. Онлайн-курс запустим уже в апреле, целевая аудитория — учителя, родители детей с аутизмом. По сути, любой учитель может столкнуться с тем, что в класс пришел ребенок с аутизмом. И для родителей это важная помощь в том, как развивать ребенка. У нас уже есть несколько партнеров — фонд «Выход», школа программирования «Кодабра», есть рекрутинговая компания, которая подбирает кадры в разные фирмы. То есть параллельно запускается и проект с трудоустройством. Вообще трудоустройство людей с инвалидностью — это сегодня очень актуальная тема. И не только в России, во всем мире. У нас появляются фонды, которые этим занимаются. Надеюсь, когда моя дочь вырастет, это уже не будет такой проблемой, как сейчас.

— Говорят, что каждый ребенок чему-то учит своих родителей. Чему вас научила Вера?

— Она очень добрая. Я знаю, что люди с синдромом все такие: добрые, любвеобильные, тактильные. Вера все время подходит обниматься.

Фото: Александр Сергеев

И, наверное, она научила меня проще относиться к каким-то аспектам жизни. Если тебе уже сейчас нужно думать о том, что твой ребенок когда-то может остаться один на один с интернатом,— на фоне этой большой проблемы остальные кажутся незначительными. Ты не тратишь силы на пустяки, а выстраиваешь свою жизнь так, чтобы можно было решать и эту проблему тоже.

Источник