Творчество детей с синдромом дауна
Лина Тарасенко
Развитие творческих способностей у детей с синдромом Дауна
У детей с синдромом Дауна проявления нарушений интеллекта значительно варьируются. Все зависит от индивидуальных особенностей, врожденных факторов, а также от того, когда было начато обучение по специальной методике. Речь детей с синдромом Дауна зависит от успешности обучения и целесообразности выбранной методики, а также от педагога и участия родителей.
В настоящее время разработано множество различных методик, позволяющих развивать и обучать детей с синдромом Дауна. Однако весь этот процесс довольно труден и занимает много времени, в отличие от усвоения таких же умений обычными детьми. Касается это в том числе и речи. Чем раньше были начаты занятия с малышом, тем больше вероятность, что обучение окажется успешным. Речь детей с синдромом Дауна постепенно корректируется постоянными занятиями. Развитие и освоение речи детей с синдромом Дауна.
Основа принципа обучения – это задействование различных каналов восприятия, а значит, разных органов чувств. Сначала обеспечивается наглядность обучения, затем подключаются слух, осязание и речь. Процесс усвоения получаемых знаний проходит медленно, поэтому целесообразна разбивка заданий на несколько небольших частей. Все достижения ребенка, даже самые незначительные, отмечаются похвалой. Речь у детей с синдромом Дауна появляется довольно поздно и остается не до конца развитой на протяжении жизни. Понимание речи при этом недостаточное, а словарный запас довольно беден, очень часто встречаются звукопроизношения в виде дислалии и дизартрии.
У больных детей особенно выделяется отставание в развитии речи и моторики, но к школе обычно детки становятся активнее. Именно на этом этапе развитие речи детей с синдромом Дауна прогрессирует, с ее помощью начинает проявляться любовь к родителям. Однако происходит это с большим трудом, ведь речевые нарушения связаны не только с интеллектуальными особенностями, но и с нарушениями слуха. Занятия проводятся исключительно в игровой форме с использованием специфических приемов, направленных на мобилизацию речевой активности и внимания. Во время планирования занятий стоит учитывать, что речевое развитие у детей с синдромом Дауна идет медленными темпами, поэтому необходимо множество повторений одних и тех же упражнений. Правильные занятия всегда вызывают у детишек интерес, что помогает им качественно усвоить полученные навыки и знания. Существуют некоторые особенности при проведении занятий. В начале каждого занятия используется дидактическая игра, стимулирующая речевую деятельность. Грамматический и лексический материал повторяется и на занятиях, и в разных видах деятельности. Задания, которые подбираются с учетом тематики, значительно повышают результативность.
Заключительная часть каждого занятия должна включать игру на развитие памяти, слуха и внимания. Все игры стимулируют развитие речи детей с синдромом Дауна, нравятся деткам, позволяют ознакомиться с окружением, вызывают чувство соперничества и способствуют повышению заинтересованности к проводимым занятиям. Ребёнок с синдромом Дауна по своему одарённый. Занимаясь пластилиновой живописью дети развивают речь, пополняют словарный запас, составляют описательные рассказы. Как и любой из живущих на земле людей, человек с синдромом Дауна обладает своей неповторимой индивидуальностью, имеет свой собственный характер. Как у любого из людей, у человека с синдромом Дауна есть свои привычки и предпочтения, увлечения и интересы, есть свои особенности, сильные и слабые стороны. К сильным сторонам относится зрительная память, зрительно-моторная координация и, особенно, зрительное копирование. Несомненно и то, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если они живут дома в атмосфере любви, если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе. Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей детей с синдромом Дауна.
Источник
гульнара голова
Формирование творческой личности у детей с синдромом Дауна
Фoрмирoвание творческой личности у детей с синромом Дауна – однa из нaиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапe. Нaиболee эффективноe средствo для этого – изобразитeльная деятельность для ребёнка.
В процессе рисовaния, лепки, aппликации ребёнок испытывaeт разнообразные чувства: радуется созданному им крaсивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.
Oн приобретает знaния о предметах и явлениях, о средствaх и способaх их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.
Изобрaзительная деятeльность очень интересна для ребёнка – дошкольника, потому что удовлетвoряет его желaние действовать вообще и продуктивно – в частности, а также потребность отражaть полученные впечатления от окружающей жизни, выражать своё отношение к увидeнному, пережитому.
Публикации по теме:
«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка»
Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.
Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве
Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Хотелось бы.
Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна
В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.
Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы)
анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.
Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна)
Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида Наименование учреждения: Адрес:. 1. Сведения о ребенке • Ф. И. О … • Дата рождения.
Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна
. Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес. Цели: — сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться). — развитие умения.
Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна
В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и.
Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна
Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна. Тема : «Колобок катиться по дорожке»Цель:.
Консультация для воспитателей — формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами.
Раннее сопровождение семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна
Сложно описать словами, что значит для родителей рождение ребенка-инвалида. Не у каждой мамы находятся силы выдержать и не отказаться от.
Источник
Волонтеры из Ижевска доказывают, что занятия в ИЗО-студии помогают таким детям не только реализовать себя, но и способны развивать необходимые навыки
Первую группу набрали еще год назад Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com
Изменить размер текста:
Есть миф, что дети с синдромом Дауна необучаемы, поэтому для них мало где организуют занятия допобразования – кружки, секции, студии. Такие ребята ходят чаще всего в коррекционные школы, а после уроков идут домой. В некоторых семьях родители пытаются восполнить пробел самостоятельными занятиями – они вместе рисуют, делают поделки.
— Но родительские амбиции требуют выполнения совершенной работы детьми, поэтому они ограничивают свободу проявления себя ребенком, лишая их инициативы, — рассказали авторы ижевского проекта «Солнечная ИЗО-студия, как эффективный метод абилитации детей с синдромом Дауна».
В прошлом году в студии запустили, тогда еще в качестве эксперимента, проект: родителей с детьми, у которых синдром Дауна, пригласили на занятия. Арт-терапию широко применяют в рамках реабилитационных программ на Западе для таких ребят. Рисование, лепка, изготовление поделок развивает мелку моторику, что особенно важно для детей с 1-1,5 лет. Опыт иностранных коллег показал – через творчество ребенок с синдромом Дауна получает необходимые навыки, он быстрее учится писать, становится самостоятельным и не так как раньше зависит от родителей в бытовом плане.
Помогают ребятам ассистенты-волонтеры Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com
Год назад в Ижевске создали первую такую группу. В нее вошли 18 ребят от 5 до 14 лет.
— Занятия в творческих объединениях по традиционным методикам неэффективны для детей с синдромом Дауна. И дети, и их родители быстро утрачивают интерес к этим занятиям, — рассказали в общественном движении Удмуртской республики «Солнечный мир».
Цель проекта не только научить детей рисовать, конечно. Авторы проекта применяют методики, с помощью которых ребенок получает навыки, без которых его дальнейшая социализация невозможна. Эти умения пригодятся, когда воспитанник студии пойдет в школу.
— Проанализировав опыт занятий прошлого учебного года, мы пришли к выводу, что у детей с синдромом Дауна необходимо восполнить недостаток по формированию мелкой моторики, повышение компетенции педагога и произвести замену родителей на ассистентов, — сообщили в «Солнечном городе».
Сделать проект еще масштабнее удалось благодаря средствам президентского гранта. Теперь ИЗО-студия объединяет 100 семей. При этом всего в Удмуртии проживает 154 ребенка с таким диагнозом.
К проекту присоединились волонтеры, которые прошли специальное обучение. В основном это молодые люди от 16 до 30 лет. Общее число волонтеров пока составляет 25 человек, но в студии готовы принять еще желающих помогать детям. Добровольцы заменяют родителей на занятиях для ребят, которые не могут самостоятельно выполнять задания педагога.
В «Солнечном городе» уже видят положительный результат от участия ассистентов-волонтеров, дети становятся самостоятельнее и могут без страха оценок и наставлений выражать себя в творчестве.
Но это не значит, что родителям в студии нет места. Для них проводят специальные обучающие лекции: как заниматься дома с детьми, в каких случаях стоит поправлять ребенка во время рисования, а еще в «Солнечном городе» проводят родительские собрания, дают домашние задания, мастер-классы и устраивают совместные с детьми экскурсии.
— Проект будет считаться успешным, если из 25 участников студии у 25 будут сформированы основные навыки изобразительной деятельности, у 15 будет сформирован интерес к занятиям: они будут посещать занятия регулярно, у десяти рука будет подготовлена к письму, пять детей к концу учебного года начнут заниматься самостоятельно, без сопровождения ассистента, — сообщают авторы проекта.
Рисунки ребят попадут на выставку Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com
По окончании годового курса работы ребят попадут на выставку, которую «Солнечный город» организует совместно с партнерами. Также планируется изготовить сувенирную продукцию и календарь с рисунками детей.
Источник
В Оренбурге и Оренбургской области живет около 700 детей с синдромом Дауна, которые воспитываются в семьях. Многим из них не хватает педагогической и социальной поддержки, и всем без исключения – позитивного, открытого, принимающего отношения общества.
«Все девять месяцев УЗИ настаивает, что малыш здоров, но рождается ребенок с синдромом Дауна. Врачи говорят: “Вам будет стыдно с ним гулять, пишите отказ”. Потом на детской площадке сердобольные мамочки требуют уйти вместе “со своим детенышем”. Говорят, что боятся заразиться», – рассказывала в одном из интервью информационному порталу «Орен 1» Елена Сидоренко, мама девочки с синдромом Дауна и руководитель оренбургского развивающего центра «Солнечные дети».
Когда Елене, несмотря на неимоверные трудности, удалось устроить своего ребенка в детский сад, она познакомилась еще с несколькими родителями «солнечных» детей. Они стали общаться и дружить, а в марте 2012 года учредили Автономную некоммерческую организацию, которую так и назвали: «Солнечные дети». Сейчас это успешный и востребованный развивающий центр. Работает он не только для того, чтобы организовать обучение и воспитание детей с синдромом Дауна, но и чтобы помогать их интеграции в общество, а также оказывать влияние на отношение окружающих к людям с ограниченными возможностями.
Именно с этой целью весной нынешнего года было решено снять документальный фильм о том, кто такие дети с синдромом Дауна, чего они могут добиться, если с раннего детства заниматься их развитием, как живут их семьи и как работает центр «Солнечные дети», где они получают всестороннюю помощь.
Идею поддержали областные и городские власти Оренбурга. Нашлись тележурналисты, готовые осуществить этот проект, а также многие другие неравнодушные люди, которые согласились тем или иным образом поучаствовать в нем. Один из таких людей – молодой художник Алекс Долль – человек, которого хорошо знают в Оренбурге, где он провел практически все свое детство. Он и сейчас частенько приезжает туда из швейцарского города Берна, где сначала учился в Высшей школе искусств, а потом остался жить, занимаясь живописью и зарабатывая продажей картин. В свои 26 лет Алекс сумел добиться того, к чему многие стремятся долгие годы. Выставки его работ проходили в Швейцарии, Италии, Германии, Франции, Лихтенштейне, а также во многих российских городах – от Москвы до Салехарда.
Алекс признается, что сначала, когда его пригласили принять участие в создании фильма о «солнечных» детях, он даже не понял, в чем суть проблемы. «В благополучной Швейцарии жизнь людей с ментальными нарушениями проходит по-другому, – говорит он. – Там отнюдь не редкость – увидеть в общественных местах детей с синдромом Дауна. Они гуляют в парках со своими родными и друзьями, катаются на велосипедах, ходят по улицам, ездят на общественном транспорте… Как правило, семьи, где есть такие люди, объединяются, помогая им развиваться и социализироваться. В Швейцарии обычное дело, если человек с синдромом работает, скажем, в супермаркете на кассе… А в России, как оказалось, такие люди нередко сталкиваются с непониманием, с негативным отношением общества».
Первым делом Алекс посоветовался со своим московским другом – телеведущим Михаилом Комлевым, который уже давно участвует в благотворительной и просветительской работе в поддержку детей с синдромом Дауна. Алекс попросил объяснить ему, как лучше построить общение с такими детьми, и Комлев дал ему всего один, самый главный, совет: «Единственное, что надо делать – это быть искренним с ними». Вооруженный этим напутствием, Алекс полетел в Оренбург, чтобы начать работу над проектом.
Предполагалось, что в документальный фильм должны войти, среди прочего, моменты общения «солнечных» детей с посторонними людьми, чтобы показать, как они относятся к чужому человеку, приходящему к ним извне. Таким человеком и стал Алекс Долль. «Сначала я пришел в гости в их центр, и мы с ними познакомились, – рассказывает он. – На следующий день мы отправились на прогулку в красивейший парк на берегу реки Урал. Мы туда шли по главной улице Оренбурга, держась за руки, и все обращали на нас внимание, а оператор снимал происходящее на камеру. Все это делалось для того, чтобы показать в фильме, каким образом можно выйти на контакт с этими детьми, как они себя ведут с окружающими, каким образом реагируют на внешние факторы среды, как нужно относиться к какому-то их особенному поведению».
С первой же встречи Алекс убедился в том, что если дети с синдромом Дауна кого-то полюбят, то от всей души. «Если они радуются, то невозможно не радоваться вместе с ними, – замечает художник. – Если они счастливы, то даже становится неловко, потому что для них не существует принятых в современном обществе границ между людьми. Они подходят, обнимают, целуют, оказывают знаки внимания. Это абсолютно обезоруживает, ведь в нашей обычной жизни не многие готовы к такому открытому проявлению чувств… Самое главное, что я о них понял – это совершенно, полностью, до глубины души искренние люди».
Впрочем, к «солнечным» детям Алекса пригласили не только для того, чтобы использовать его колоритный облик, личное обаяние и растущую популярность для привлечения внимания к задуманному документальному фильму и тем проблемам, которые в нем поднимаются. Важную роль сыграло также то, что Алекс – личность творческая, и радостью этого творчества он готов делиться с другими. Это вдохновляюще действует на любого человека, а что касается детей с синдромом Дауна, то через творчество они раскрываются, показывают себя, благодаря чему окружающим становится легче их понять и принять.
Было задумано, что Долль проведет с воспитанниками центра «Солнечные дети» несколько художественных мастер-классов. Он рассказывает об этом так: «Зная о том, что у этих детей есть проблемы с мелкой моторикой, что им трудно будет правильно держать кисть и работать ею, я пытался придумать, как лучше построить творческое общение с ними. Очевидно было, что не стоит использовать традиционные методики, которые применяются при обучении рисованию. Я решил исходить из того, что будет посильно и интересно моим новым маленьким друзьям. В голову пришла идея повесить на стены большие листы ватмана и предложить детям обводить фигуры друг друга, а потом раскрашивать получившиеся рисунки».
И вот первый мастер-класс начался. Сначала ребята обводили силуэт самого художника, потом – своих друзей. Конечно, все, включая Алекса, перемазались красками, но радости не было предела! После каждый взялся дорисовывать либо себя, либо другого участника мастер-класса. Это было очень интересно и поучительно, потому что позволяло лучше понять, как дети воспринимают себя и других людей.
Второй мастер-класс Алекс посвятил тому, чтобы познакомить детей с техникой под названием «нить дружбы». На большой лист фанеры в произвольном порядке прикрепили гвоздики. Эта поверхность и стала основой арт-объекта. Затем участникам мастер-класса было предложено взять несколько цветных нитей и протягивать их от одного гвоздика к другому в той последовательности, в какой им захочется. В итоге получился абстрактный объект, ценность которого в том, что ребята сделали его своими руками и трудились над ним вместе. «Очень важно – уметь работать в команде, и техника «нить дружбы» помогает тренировать этот навык, – подчеркивает Алекс. – Дети помогали друг другу, вместе стремились к результату и добились его. Кстати, и с художественной точки зрения это смотрелось красиво и необычно».
Третий мастер-класс позволил детям увидеть и опробовать еще одну интересную технику. С ее помощью можно получить изображение бабочек, цветов и других симметричных объектов. Делается это очень просто: лист бумаги делится вертикальной или горизонтальной линией надвое, у этой линии с одной стороны рисуется ровно половина, скажем, вазы с цветком, а потом, пока краски еще сырые, бумага сгибается по намеченной оси, чтобы рисунок отпечатался на чистой половине листа. Когда его снова разворачивают, и перед ребятами предстает законченное изображение, они радуются этому, как настоящему чуду…
Заключительный, четвертый мастер-класс был посвящен цветам. Ребята вновь использовали нитки, но уже по-другому: закрашивали их красками (каждую – определенным цветом), укладывали эти сырые нити на листе бумаги, закрывали другим листом, слегка прижимали рукой и осторожно вытягивали. При этом каждая нить оставляла на бумаге размытый след, а вместе они создавали оригинальную картинку. Помимо чисто эстетического удовольствия, такое занятие учит детей действовать последовательно и выполнять инструкции.
Завершая свой рассказ о мастер-классах, Алекс сказал: «Я надеюсь, что этим опытом воспользуются все желающие: родители, педагоги, воспитатели детских дошкольных учреждений. Ведь это просто, весело и интересно. И, даже не умея рисовать, можно благодаря этим приемам помочь особым детям выразить себя через художественное творчество, чтобы окружающие лучше понимали их».
Источник