Тульская область дети с синдромом дауна
Автор Анна Чекмазова. Фотографы: Даниил Прокофьев и Алексей Пирязев.
Обзор Myslo, полезный не только для родителей особых детей, но и для всех читателей, готовых расширить рамки своего привычного мировоззрения.
«Ты что, даун?!» — так, бывает, обращаются друг к другу школьники. Да и некоторые взрослые не пренебрегают употреблением этого слова. Часто люди просто не знают и не понимают, что стоит за ним, сколько горечи, боли, слёз и насколько неуместна данная формулировка.
Особые — так называют детей с различными нарушениями развития (синдром Дауна, аутизм, ДЦП и т. д.). Причины нарушений совершенно различны: наследственность, травмы, инфекционные заболевания.
Каждый особый ребенок и его родитель подвергаются непониманию, а иногда и прессингу со стороны людей, которые просто мало информированы и не знают, как правильно вести себя с особыми детьми. При всей своей особенности такие дети нуждаются в обычном отношении к ним как со стороны родителей, так и со стороны общества. В отношении, которое должно быть независимо от состояния здоровья или физического и эмоционального развития. Они, как и все, нуждаются в понимании, внимании, заботе и любви.
Эта статья призвана помочь читателям стать более восприимчивыми и понимающими, относиться не с пренебрежением и жалостью, а с принятием и уважением к особенным семьям. Особенные родители найдут здесь информацию о некоторых групповых и индивидуальных занятиях для развития и социализации ребенка.
Особая йога
В Центре ментального фитнеса Татьяны Поповой есть направление «Йога для особых детей».
Инструктор йоги для особых детей Екатерина Иванова с одним из подопечных.
В физическом плане большое внимание уделяется укреплению мышц и суставов, развитию координации, расширению диапазона возможных движений, работе с дыханием. Физические упражнения учат воспринимать тело и контролировать его. Позы (асаны) глубоко воздействуют на организм и помогают решить проблему с пониженным или повышенным тонусом мышц. Йога дает профилактику работы суставов, особенно тех, которые пока ребенком не используются в полную силу, если ребенок не ходит.
На занятиях дети учатся расслабляться посредством дыхательных упражнений, концентрироваться и развивать память.
Екатерина Иванова, инструктор йоги для особых детей и тренер по SNAG-гольфу:
Екатерина Иванова
– Особым может стать детство любого ребенка, даже того, кто родился обычным. И даже при всей его особости оно может быть счастливым и здоровым! А выход за рамки «нормальности» может дать ему особые возможности и таланты. В том числе с помощью практики йоги.
У Екатерины высшее педагогическое образование, она воспитатель высшей категории. Ее стаж работы в детском саду – более 25 лет. Является специалистом по работе с детьми, в том числе с особенностями развития.
Имеет сертификаты международного образца после прохождения обучающего курса по методике преподавания йоги детям с особенностями развития от школы Special Yoga Center (Великобритания), преподавательского семинара «Йога для детей с ДЦП» от школы The Special Yoga Center (Великобритания), семинара Виктории Занкиной «Детская йога. Основы основ», «Особая йога для особых детей» и др.
Также в Центре ментального фитнеса есть и другие инструкторы особой йоги.
Мы посетили занятие особенной йоги, где Екатерина Иванова занималась с Сашей Тарасовым (ДЦП, 5 лет). Всё происходило в игровой форме. Видно, что ребенок сам хочет заниматься. Екатерина на протяжении всего занятия разговаривала с ним, проговаривала все части тела, большое внимание уделяла дыханию, давала возможность Саше самому выполнить упражнения, затем помогала. Было видно, что есть контакт и ребенок доверяет инструктору.
Занятия особой йогой платные, но раз в месяц выбирается семья, занятия для которой будут бесплатными.
SNAG-гольф
Также в Центре ментального фитнеса проходят занятия по SNAG-гольфу, в том числе для детей с особенностями развития.
SNAG — Starting New At Golf («Начинаем новое в гольфе») — это самая эффективная и простая в мире система для начала игры в гольф (система состоит из методики и специально разработанного оборудования). Для нее не нужны большие пространства, как в традиционном гольфе.
Во время таких занятий развивается координация движений ребенка, умение точно рассчитать свои действия и выбрать правильную стратегию, концентрацию на определенной цели, увеличивает подвижность.
Адаптивный батут
В батутном парке «Небо» есть специальные группы для особых деток. Занятия проводятся в связке «ребенок — родитель» или «ребенок — инструктор». Это позволяет детям с особенностями развития выстраивать более плотные доверительные отношения со своими родителями и другими людьми.
В течение 60 минут с ребенком проводится обязательный комплекс общеразвивающих упражнений на полу в движении и на месте, адаптация к нестабильной поверхности, комплекс из прыжков упражнений на батуте, игровые упражнения, развлекательный блок и комплекс упражнений на развитие гибкости.
– Поведение у особенных деток при первом занятии разное, — делится опытом Валерия Павлий, старший инструктор батутного парка «Небо». — Некоторые уже с первых занятий испытывают любопытство и выполняют прыжки с большой радостью. А кто-то ведёт себя беспокойно, стремится уйти, но на следующее занятие идёт уже с удовольствием и выполняет упражнения.
Часто особые дети испытывают сложности с вестибулярным аппаратом. Это значит, что они либо недостаточно, либо сверхчувствительны к ощущениям равновесия и движения. За время занятий видны положительные результаты в плане имитации, подражание становится лучше в разы, дети самостоятельно повторяют движения за тренером.
Для людей с РАС (расстройство аутистического спектра. – Прим. ред.) батут может стать чрезвычайно полезным для их развития и адаптации.
«Я рядом — круг добрых подруг»
В Туле ещё много мест, где занимаются с особыми детьми («Маленькая страна» и другие реабилитационные и творческие центры, бассейн «АкваБэби», иппотерапия в клубе «Рыжий пони», курсы дошкольной подготовки «Букварик» и т. д.). Однако хочется обратить внимание на сообщество, где найдут поддержку и особые родители.
– Главная проблема — это отсутствие информирования, — рассказывает тулячка Анастасия Тарасова, мама двоих детей, один из которых с диагнозом ДЦП (её сын Саша занимается особой йогой, бассейном и иппотерапией). — Каждая мама особенного ребенка проживает свой путь с нуля, совершая свои ошибки. Если бы у нее уже была инструкция и возможность хотя бы частично учиться на опыте других мам, то принятие ситуации наступило бы раньше, не было бы конфликтов в семье и страха перед неизвестностью, что же делать дальше.
Анастасия создала и ведет сообщество «Я рядом. Клуб добрых подруг» «ВКонтакте», устраивает встречи в Туле и вебинары онлайн, на которых делится с другими мамами особых детей своим опытом. Как говорит Настя, она на личном опыте прошла все этапы трансформации, от полного погружения в депрессию до счастливого состояния жены и музы, и хочет помочь другим мамам особых детей.
Пожелаем успехов ей и всем особым семьям!
И пусть все дети будут здоровы.
Источник
21 Июн 2017 10:51 / Общество Нелли ЧУКАНОВА Читайте также22 Апр 2020 14:11 / Общество Как известно, почетное звание «Город-герой» было присвоено Туле в 1976 году. Но мало кто знает, что именно так ее называли и во время войны! Читать » 22 Апр 2020 13:57 / Общество Увидел свет уже второй номер краеведческого альманаха «Отчий край», выпускаемого под эгидой Щекинского художественно-краеведческого музея. В этот раз он получился тематическим – труд объемом свыше 200 страниц под названием «Не меркнет летопись побед» посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Читать » 18 Апр 2020 11:02 / Общество / Комментариев: Читать » Комментарии | Присоединяйтесь к нам VkontakteНаш Twitter |
Источник
16-летнего Юру приводят на занятие одним из первых. Как только мальчик видит преподавателя, бежит ей навстречу, целует руку. Меня, неизвестного человека со странным прозвищем «журналист», Юра еще не знает. Знакомится — только щекочет пальцами мои ладони. Потом садится напротив и молча разглядывает свое отражение в большом зеркале.
21 марта — Международный день детей с синдромом Дауна. Их называют «детьми солнца». Татьяна Каюкова — хореограф, именитая танцовщица, солистка театра «Варьете» рассказывает, как таким детям помогает танец. И как ей, матери ребенка с лишней хромосомой, помогает ее театр «солнечных актеров»
Юра при знакомстве щекочет ладони человека, так он пытается узнать собеседника получшеФото: Светлана МАКОВЕЕВА
Выход подсказывают сами дети
— Я узнала о диагнозе Артема уже после рождения. Во время беременности мне врачи ничего не говорили. Обычно дети с синдромом рождаются больные, недоношенные. А я родила в срок, «богатыря» весом 4 кг. Потом узнала о болезни. Никаких других отклонений в здоровье Темы нет. Только лишняя хромосома.В молодости Татьяна Каюкова была известной танцовщицей. Вместе с театром «Варьете» она объездила полмира. Потом вышла замуж, родила сына Георгия, а потом второго — Артема.
«Театр без границ» — как искусство раскрывает способности детей с синдромом Дауна
Татьяна вспоминает: когда родился Артем, не делала ничего. Только боролась с собой и своими мыслями. Гуляла, кормила, плакала, читала про синдром Дауна, снова плакала.
— Мне надо было как-то смириться. Жить с этим. Первое, с чем сталкивается женщина — паника. «Что с этим делать?». Тогда нашими детьми в Самаре мало кто занимался. Мне нужно было найти себе применение. Я хотела открыть свою студию, но что это будет и когда — понятия не имела. Тема указал мне путь. Я общалась с другими родителями, поняла, что детям нашим некуда идти. Я не знала, получится у меня или нет, но хотела сделать все возможное.
Пыталась бросить — не смогла
В «Театре без границ» все по-настоящему. Сначала разминка. Дети водят хоровод, разминают основные группы мышц. Потом прогон одного спектакля, второго, разучивание новой постановки. В конце — растяжка. Все как в обычном танцевально-театральном коллективе. Просто эти актеры почти не разговаривают, а эмоции могут выразить только звуками, жестами и движениями.
Как и другие дети, юные актеры капризничают. Камилла сегодня не в настроении. Все занятие девочка сворачивается в ракушку и на контакт с миром идти не хочет. Алена постоянно отвлекается и пытается муштровать свою подружку — показать, как правильно. А маленькая Алсу все время балуется. Татьяна делает замечания, ругается, хвалит, но ни разу не прерывает занятие.
— Дети очень своеобразные. Они не каждому доверятся. Я не строю из себя ни добрую, ни злую, ни суперпедагога. Я такая, какая я есть. И такая же остаюсь на занятиях. Если я ругаюсь, то ругаюсь по-настоящему, они видят мои глаза. Если я улыбаюсь, я улыбаюсь по-настоящему, — вдруг дети подбегают к Татьяне и начинают ее тискать. Педагог светится от счастья. Искренне. — Если я их благодарю, то делаю это по-настоящему. Они моментально узнают ложь и притворство. Были моменты, когда я опускала руки. Видите, как сложно с ними работать. Тридцать три пота сойдёт. Но бросить театр я так и не смогла.
В середине занятия Камилла выходит из угла и встает в строй. Девочка по-прежнему сидит в позе ракушки, но уже рядом с остальными детьми.
На три года моложе
В театр берут не всех детей. Самым трудным отказывают. Невозможно бросить труппу и заниматься только одним актером. О том, что ребенка нельзя оставить в театре, Татьяна Каюкова говорит родителям уже через два-три занятия. Все дети, которые все-таки участвуют в постановке, учат движения и показывают настоящее представление.
Артем, сын хореографа, тоже начинал заниматься в театре. Но не пошло. С первых трёх занятий Татьяна поняла: это бесполезно. Сейчас Артёму 11, и он занимается плаванием.
— С первых месяцев жизни заметила, что он хорошо держится на воде, начала развивать это. Да у него и тело развито под пловца. Я нисколько не жалею о том, что сын не в моем театре. Я другим детям приношу радость, — улыбается Татьяна Каюкова. — Кто-то приходит, кто-то уходит, но эти 11 человек — костяк. Сейчас у меня много маленьких детей, это сложно. Вообще я с 5 лет беру на занятия, но это значит, что уровень развития у них — на три года. Чем раньше начинаем заниматься, тем большего эффекта добиваемся.
Танцуем как чувствуем
За четыре года в театре сделали четыре постановки. Первая была по сказке «Репка». Текст читала одна из немногих «говорящих» актрис Света. У нее рак крови, девочка все время на химиотерапии. Выступать ей пока физически сложно, поэтому постановку временно сняли с показов. Потом «Театр без границ» представил другую постановку — «Планета цветов». Дети в ярких костюмах танцуют, кружатся вокруг одного большого цветка.
Во время занятия Татьяна Каюкова подходит к каждому ребенку и ставит ему движенияФото: Светлана МАКОВЕЕВА
В одном из новых спектаклей актеры изображают животных. В ней они не видят зрителя, только свои тени. В финале они уходят, а на экране появляются фотографии «солнечных» детей и их родителей.
— Как понять, что постановка удалась?
— Если они все вышли, и все сделали.
— Как их заставить все сделать? Они же мыслят иначе.
— Я не знаю. Это мое внутреннее чувство. На сцене они еще ни разу не сказали «Нет». На репетициях, бывает, капризничают. Вот сегодня Милана говорит: «Нет». Но в итоге все равно получается как надо. Я думаю, что чувствую их. Выстраиваю процесс так, чтобы он им нравился. Они такие же люди, как и мы. Единственное, что их отличает от нас, — лишняя хромосома. Он научатся делать все, что мы умеем, но чуть попозже. Вот и все. Все остальное то же самое. Я забываю, что они с синдромом Дауна. Они для меня просто дети.
Это основной состав театра. Детям помогает Светлана — одноклассница Татьяны, которая недавно ослеплаФото: Светлана МАКОВЕЕВА
К концу занятия Камилла выходит из позы «ракушки», подходит к нам, здоровается.
— Она поняла, что вы настоящая, что не врете, что вы действительно хотите с ней пообщаться. Если бы она почувствовала какую-то фальшь, она бы снова ушла в ракушку, — объясняет Татьяна. — И так с ними всегда.
Дети, которые с трудом начинали урок, теперь не хотят уходить. За Алсу уже приехали родители, но она ни на шаг не отходит от педагога. Юра дожидается, когда сможет снова поцеловать руку Татьяны. И только тогда выходит из хореографического класса.
Тема дня Самара: 2 апреля — День информирования об аутизме
Одна с ребенком-инвалидом: Как не потерять надежду и где найти помощь?
Источник