Три основные составляющие синдрома эмоционального выгорания
Что такое синдром «эмоционального выгорания»
Воспитатель
1 квалификационной категории
1. Составляющие синдрома «эмоционального выгорания».
2. Факторы, способствующие развитию синдрома «эмоционального выгорания».
3. Организация работы по преодолению синдрома «эмоционального выгорания».
Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».
Проблемы педагога – это проблемы всего современного общества. Надо признать, что инновации в образовательной системе касаются в основном ребенка. А педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Попытки поднять статус педагогической профессии, уровень жизни самих педагогов остаются на декларативном уровне. А людям, посвятившим свою судьбу воспитанию детей, нужна реальная помощь.
Эмоциональное выгорание – это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, деперсонализация, негативное самовосприятие в профессиональном плане. По определению , это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.
Психологическое выгорание включает в себя 3 основные составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию, редукцию профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение проявляется в ощущении эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Происходит потеря интереса к работе, человек не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, как раньше.
Деперсонализация связана с возникновением негативного отношения к людям, с которыми работает специалист. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Сдерживаемое раздражение со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Редукция профессиональных достижений говорит о возникновении у человека чувства некомпетентности в своей сфере, об осознании неуспеха в ней. Проявляется это в недовольстве собой, в негативном отношении к себе как к личности и профессионалу.
Почему же «выгорают» педагоги? Факторы, способствующие развитию этого синдрома, группируются в 2 группы.
Первая группа включает в себя социально-психологические условия, особенности профессиональной деятельности:
— хронически напряженная психоэмоциональная деятельность;
— дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация труда, расплывчатая информация, наличие шума);
— работа в условиях временного дефицита. Люди стараются сделать работу идеально, недостаток времени приводит к эмоциональной и физической перегрузке;
— отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку.
Во второй группе факторов ведущая роль отводится личностным проявлениям педагога.
— эмоциональное выгорание быстрее возникает у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан;
— у людей с повышенной ответственностью;
— у людей со слабой профессиональной мотивацией.
Организация работы по преодолению
синдрома «эмоционального выгорания».
Первым этапом психологической поддержки педагогов должно стать информирование их о том, что синдром эмоционального выгорания существует и вызван объективными причинами – работой в сфере «человек – человек».
Следующий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения.
· Подойдет метод публичного поощрения педагогов, например, создание стенда с названием «Вам говорим «спасибо».
· Важна работа по сплочению коллектива (участие в спортивном празднике, совместная поездка, празднование дней рождения).
Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.
Однако «сгорание» не является неизбежным. Своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Рассмотрим некоторые из них.
· Непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности».
· Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.
· Саморегуляция. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Важная роль отводится процессу самопознания, поскольку, зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.
· Приемы аутотренинговой тренировки. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.
Существует еще несколько рекомендаций для профилактики и устранения «выгорания»
Ø важно научить педагогов разделять профессиональную деятельность и частную жизнью. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни
Ø определение краткосрочных и долгосрочных целей
Ø общение
Ø использование «тайм-аутов»
Ø овладение умениями и навыками саморегуляции
Ø сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий
Ø поддержание хорошей спортивной формы
Ø использование личностно-ориентированных методик и
арт-терапевтических техник
Источник
Библиографическое описание:
Салогуб, А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10342/ (дата обращения: 10.07.2020).
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, профессиональные деформации личности.
Понимание феномена синдрома эмоционального выгорания (далее — СЭВ) требует анализа его структуры и компонентов, т. е. содержания СЭВ. Первые представления об эмоциональном выгорании появились в работах зарубежных психологов, которые исследовали данный феномен на базе различных профессиональных групп, в частности, у педагогов, медицинских работников, социальных работников; управленцев, торгового персонала, менеджеров, психологов, сотрудников правоохранительной сферы и т. д.
Анализ содержания синдрома профессионального выгорания проводился как в исследованиях зарубежных ученых A. Pines, E. Aronson, J. Jones, W. В. Schaufeli, D. Dierendonck, D. Green, А.-М. Garden, С. Maslach, S. E. Jackson, А. Längle, V. Frankl и др., так в работах отечественных ученых Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, В. Е. Орел. Исследуя структурные компоненты и составляющие синдрома эмоционального выгорания, авторы рассматривали изучаемый феномен как некое состояние, включающее в себя ряд конкретных элементов.
Первоначально структуру эмоционального выгорания составлял один компонент. Так в однокомпонентной теории эмоционального выгорания A. Pines, E. Aronson, основным компонентом выступает истощение, проявляющееся в физической, эмоциональной и когнитивной сфере, которое вызвано длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Предложенное авторами достаточно широкое определение синдрома эмоционального выгорания не ограничивается только профессиями субъект — субъектного типа. По их мнению, данный феномен присущ и другим профессиональным группам, в частности сфере менеджмента, а также может проявляться вне работы в других жизненных областях; общественно-политической, интимно-дружеской, семейной.
А.Längle и V. Frankl определяют синдром эмоционального выгорания как «особую форму экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения». Они считают, что истощение — ведущий симптом и основная характеристика синдрома эмоционального выгорания. Кроме ведущего симптома, ими были выделены дополнительные три: деперсонализация (как дегуманизация); переживание собственной неэффективности; витальная нестабильность. Эти симптомы представляют собой первые признаки «развития предсуицидального состояния».
В исследованиях W. В. Schaufeli, D. Dierendonck эмоциональное выгорание представлено двумя компонентами: эмоциональное истощение и деперсонализация. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».
В работах D. Green и А.-М. Garden выгорание также рассматривается как двухкомпонентный феномен, однако в определении этих факторов имеются принципиальные расхождения. Так, D. Green отмечает, что первым компонентом в структуре выгорания является редукция профессиональных достижений, а второй компонент образован интеграцией таких компонентов эмоционального выгорания, как эмоциональное истощение и деперсонализация.
А.-М. Garden, напротив, выделяет эмоциональное истощение в качестве самостоятельного и основного компонента выгорания, считая вторым фактором редукцию профессиональных достижений и рассматривая деперсонализацию только как частный феномен профессий сферы социального обслуживания.
Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, отождествляя эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, выделяют две основные составляющие профессиональной деформации личности в системе профессий «человек — человек». Это синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания. В данном случае под профессиональной усталостью понимается «совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей». При синдроме эмоционального выгорания человек страдает не просто от физического или нервного истощения, часто носящих временный характер, а от «хронических стрессов нервной системы».
С. Maslach, S. E. Jackson описывают эмоциональное выгорание как трехмерный конструкт, включающий в себя все компоненты, отмеченные в рассмотренных выше моделях: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания. Проявляется оно в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов.
Вторая составляющая выгорания — деперсонализация — сказывается в деформации отношений с другими людьми (тенденция к развитию негативного, бездушного, циничного отношения). Контакты становятся обезличенными и формальными.
Третья составляющая выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Отличительной особенностью позиции С. Maslach и ее коллег является акцентирование внимания на профессиональном характере синдрома выгорания, трактовке его «как результата профессиональных проблем, а не как психиатрического синдрома».
Четыре компонента выделяет J. Jones: 1) общую неудовлетворенность от работы; 2) психологическую напряженность межличностного взаимодействия; 3) наличие соматических болезней и дистресса; 4) непрофессионализм по отношению к клиентам.
Е. Maher выделяет 12 основных симптомов, в работе J. F. Carroll и W. X. White предлагается 47 симптомов.
Наиболее полная и обоснованная классификация симптомов и структурных компонентов синдрома эмоционального выгорания представлена в работе W. Schaufen и D. Enzmann.
Классификация построена по двум основаниям. Первое основание выделения симптомов — характер той сферы индивида, которую он представляет. В соответствии с этим основанием выделены 132 симптома выгорания, объединенных в пять основных групп: 1) аффективные; 2) когнитивные; 3) физические; 4) поведенческие; 5) мотивационные.
Несколько особое место занимает представление о структуре СЭВ в теории В. Е. Орла. Он рассматривает психическое выгорание как системное образование, действующее по принципу «наложенной структуры», поэтому не имеющее строгой очерченной структуры. Выгорание выполняет функцию дезадаптации (при этом автор подчеркивает, что механизм действия выгорания гораздо глубже, чем адаптационный эффект).
Анализируя исследования, связанные со структурой и содержанием синдрома эмоционального выгорания, нужно отметить, что они носили в большей степени описательный характер. Отличительной особенностью этих исследований был субъективизм авторов относительно самого используемого понятия, поскольку каждый исследователь наполнял этот термин своим смыслом, границы его применения неправомерно расширялись, и практически понятие «синдром эмоционального выгорания» можно было использовать для описания любых феноменов, как тождественных, так и противоположных.
Вместе с тем, исследования, направленные на изучение структуры и содержания СЭВ, позволили, во-первых, говорить об эмоциональном выгорании как о сложном синдроме, имеющим ряд симптомов; во-вторых, они положили начало многочисленным эмпирическим исследованиям СЭВ; в третьих, выделение симптомов и компонентов СЭВ показало, что они возникают не одновременно, а последовательно, что позволило говорить о СЭВ как о динамическом процессе, т. е. как о феномене, имеющем свои этапы и фазы развития.
Таким образом, обобщая исследования структуры СЭВ, можно сказать, что первоначально эмоциональное выгорание рассматривалось как истощение, распространяющееся на все сферы личности (A. Pines). Впоследствии акцент сделан именно на эмоциональном истощении, как особенности синдрома эмоционального выгорания, сопровождающимся изменением отношений в профессиональном взаимодействии, поскольку отношения и взаимодействие с другими людьми основано прежде всего на эмоциональной составляющей (W. В. Schaufeli, D. Dierendonck, Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц). Затем в качестве структурных компонентов выделяются изменения отношения к себе и, прежде всего, как к профессионалу (редукция профессиональных и личных достижений). Поскольку одним из компонентов самосознания является эмоционально-оценочный компонент, то и истощение в эмоциональной сфере несомненно будет влиять на этот компонент самосознания (D. Green и А.-М. Garden). Анализ исследований содержания СЭВ показывает, что множество авторов в том или ином виде выделяет как основные симптомы эмоциональное истощение, изменение взаимодействия в профессиональной сфере, изменение отношения к себе как профессионалу и личности.
Литература:
1. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическая теория личности.- М.. 2008.- 159 с.
2. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М., 2005. — 330 c.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла/под общей ред Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева.- М.. Прогресс.- 1990 с.
4. Юдчиц Ю. А. К проблеме профессиональной деформации// Журнал прикладной психологии.- 2008.-№ 2.- С.17–22.
5. Maslach C., Jackson S. E. MBI: Maslach burnout inventory. Palo Alto. Los Angeles, 1986.
6. Maher E. The burnout syndrome II J. of Consylting and Clinical Psychologie, 1983. № 7. P. 8–12, 220
7. Schaufeli W. B., van Dierendonck D., van Gorp K. Burnout and reciprocity: Towards a dual level social exchange model // Work and Stress. 1996. V. 10 (n3). P.225–237.
8. Schaufell, W.B., Enzmann, D. And Girault, N. Measurement of burnout: A review. In Professional Burnout: Recent Development in Theory and Reserch ed. W. B. Schaufell, C.Maslach and T.Marek, pp. 199−215, Washington, DC: Taylor&Francis.
9. Pines A. Career burnout: causes and cures / A. Pines, E. Aronson. — New York: Free Press, 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент, содержание СЭВ, синдром, профессиональное выгорание, профессиональная деформация личности, структура СЭВ, компонент самосознания, изменение отношения.
Источник
Ïîíÿòèå è îñîáåííîñòè ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ (ÑÝÂ). Âûãîðàíèå êàê îòâåò íà ñòðåññ. Ñòðóêòóðà, ïîñëåäñòâèÿ, ñèìïòîìû ÑÝÂ, åãî îñíîâíûå äèíàìè÷åñêèå ñîñòàâëÿþùèå. Áåçðàçëè÷èå ê îáÿçàííîñòÿì è ïðîèñõîäÿùåìó, îáåñöåíèâàíèå æèçíè.
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | ðåôåðàò |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 02.12.2013 |
Ðàçìåð ôàéëà | 27,0 K |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ãîñóäàðñòâåííîå áþäæåòíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå
Ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ
Êîìèòåòà ïî çäðàâîîõðàíåíèþ Àäìèíèñòðàöèè Âîëãîãðàäñêîé îáëàñòè
«Ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ ¹ 2, Âîëãîãðàä»
(ÃÁÎÓ ÑÏÎ «Ìåäèöèíñêèé êîëëåäæ ¹ 2, Âîëãîãðàä»)
Ðåôåðàò
ïî äèñöèïëèíå «Êóëüòóðà ðå÷è»
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ
Âûïîëíèëà: Æîíäàðåâà Þëèÿ,
ñòóäåíò ãð. ËÓ-923
Ïðîâåðèëà: Áîðèñîâà À.À.
Íîÿáðü, 2013 ã.
Ñîäåðæàíèå
- Âñòóïëåíèå
- ×òî òàêîå ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ?
- Èçó÷åíèå ÑÝÂ
- Ñòðóêòóðà, ïîñëåäñòâèÿ, ñèìïòîìû ÑÝÂ
- Îñíîâíûå è äèíàìè÷åñêèå ñîñòàâëÿþùèå ÑÝÂ
- Çàêëþ÷åíèå
- Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû
ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå ñòðåññ
1. Àáäóëèíà Î.À. Ëè÷íîñòü ñòóäåíòà â ïðîöåññå ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè 1993. ¹ 3.
2. Àêèíäèíîâà È.À., Áàêàíîâà À.À. Ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà: ïðîÿâëåíèÿ è ïðîôèëàêòèêà/È.À. Àêèíäèìîâà, À.À. Áàêàíîâà // Ïåäàãîãè÷åñêèå âåñòè. — ÑÏá.: Èçäàòåëüñòâî ÐÃÏÓ èì.À.È. Ãåðöåíà, — ¹ 5. — Ñ.34.
3. Àìèíîâ Í.À., Øïèòàëüíûé Ä.Â. Ñèíäðîì «ýìîöèîíàëüíîãî ñãîðàíèÿ» êàê âèä ïðîôåññèîíàëüíîé äåçàäàïòàöèè // Ïðîôåññèîíàëüíûé ïîòåíöèàë. — 2002. — ¹1,2.
4. Áîéêî Â.Â. Ñèíäðîì «ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ» â ïðîôåññèîíàëüíîì îáùåíèè. Ì., 1996.
5. Áîðèñîâà Ì.Â. Ïñèõîëîãè÷åñêèå äåòåðìèíàíòû ôåíîìåíà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. ¹2, 2005. Ñ.97-104.
6. Âèêèïåäèÿ https://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
7. Ëåîíîâà À.Á. Îñíîâíûå ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ ïðîôåññèîíàëüíîãî ñòðåññà // Âåñòíèê ïñèõîñîöèàëüíîé è êîððåêöèîííî-ðåàáèëèòàöèîííîé ðàáîòû. — 2001. — ¹11. — ñòð.2-16.
8. Îíëàéí-æóðíàë î ïñèõîëîãèè https://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail. php? ID=2901
9. Ñàéò https://works. tarefer.ru/70/100723/index.html
10. Ñàéò https://psyfactor.org/lib/cherniss. htm
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ» â ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïåäàãîãà, åãî îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà è ñèìïòîìû. Óñëîâèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî «âûãîðàíèÿ».
êóðñîâàÿ ðàáîòà [36,3 K], äîáàâëåí 11.02.2011
Ôåíîìåí ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå ðàçâèòèþ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè è ïðîôåññèîíàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè ïåäàãîãîâ. Ïñèõîëîãè÷åñêîå áëàãîïîëó÷èå ó÷èòåëÿ. Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïåäàãîãîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,7 K], äîáàâëåí 19.01.2013
Ïîíÿòèå òåðìèíà «ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ». Õàðàêòåðèñòèêà çäîðîâûõ ëþäåé, íàõîäÿùèõñÿ â èíòåíñèâíîì îáùåíèè ñ êëèåíòàìè â ýìîöèîíàëüíî-çàãðóæåííîé àòìîñôåðå îðãàíèçàöèè. Ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå è ñîöèàëüíî-ïñèõè÷åñêèå ñèìïòîìû ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [48,0 K], äîáàâëåí 18.01.2010
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî õàðàêòåðèñòèêà è ñòàäèè. Èñòîðèÿ è ìîäåëè èçó÷åíèÿ «ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ». Ïðîôåññèÿ è «âûãîðàíèå». Ëå÷åíèå è ïðîôèëàêòèêà ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Èññëåäîâàíèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ñòóäåíòîâ-ïñèõîëîãîâ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [113,3 K], äîáàâëåí 18.06.2009
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ: òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû, ïðè÷èíû, íàïðàâëåíèÿ êîððåêöèè è ïðîôèëàêòèêè. Ïðîôåññèîíàëüíûå êà÷åñòâà è ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, èññëåäîâàíèå ïðîÿâëåíèÿ ó íèõ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [513,0 K], äîáàâëåí 04.10.2012
Ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ, åãî êëþ÷åâûå ïðèçíàêè è ñèìïòîìû. Îñîáåííîñòè ðàáîòû ñîòðóäíèêîâ ïðàâîîõðàíèòåëüíîé ñôåðû. Èññëåäîâàíèå ñîòðóäíèêîâ ïåíèòåíöèàðíîé ñèñòåìû íà ïðåäìåò íàëè÷èÿ ñèíäðîìà âûãîðàíèÿ è ðåêîìåíäàöèè äëÿ áîðüáû íèì.
ðåôåðàò [23,8 K], äîáàâëåí 30.11.2009
Èçó÷åíèå ïîäõîäîâ ê îïðåäåëåíèþ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ êàê ñïåöèôè÷åñêîãî ðåçóëüòàòà äåéñòâèÿ ñòðåññà. Êëþ÷åâûå îñîáåííîñòè ïðîôåññèè ó÷èòåëÿ, ñâÿçàííûå ñ ðèñêîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñïîñîáû ïðîôèëàêòèêè è óñòðàíåíèÿ ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [899,6 K], äîáàâëåí 27.10.2014
Ñóùíîñòü è ïîíÿòèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ôàêòîðû, èíèöèèðóþùèå âîçíèêíîâåíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Òðåáîâàíèÿ ê ïðîôåññèè è ëè÷íîñòè ïåäàãîãà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ó ïåäàãîãîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [77,5 K], äîáàâëåí 01.12.2010
Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ êàê ðåàêöèÿ îðãàíèçìà, âîçíèêàþùàÿ âñëåäñòâèå ïðîäîëæèòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ ñòðåññîâ ñðåäíåé èíòåíñèâíîñòè: îñíîâíûå îñîáåííîñòè, ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà ñòàäèé ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.
ïðåçåíòàöèÿ [626,7 K], äîáàâëåí 02.05.2013
Ïîíÿòèå è ñóùíîñòü ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Êîíöåïöèÿ êîïèíãà: îïðåäåëåíèå, ôóíêöèÿ è îñíîâíûå âèäû. Ñðàâíèòåëüíûå äèàãðàììû äèàãíîñòèêè ñèìïòîìîâ è ôàç ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñîäåðæàòåëüíûå õàðàêòåðèñòèêè ìåõàíèçìîâ ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [338,4 K], äîáàâëåí 14.10.2010
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник