Тревожно фобический синдром у ребенка
Тревожные расстройства у детей – это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.
Общие сведения
Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней.
Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники. У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).
Тревожные расстройства у детей
Причины
Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:
- Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
- Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека, директивные методы воспитания.
- Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.
Патогенез
Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти. Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.
На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.
Классификация
Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:
- Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
- Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
- Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
- Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
- Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.
Симптомы
Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.
Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость. Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.
Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления. Подростки испытывают страх потери контроля, смерти, сумасшествия, переживания позора. Тревога после переживания психотравмы характеризуется «флешбеками» – неконтролируемыми пугающими наплывами воспоминаний, кошмарами по ночам.
При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.
Осложнения
Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.
Диагностика
Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:
- Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
- Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
- Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
- Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Лечение тревожных расстройств у детей
Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:
- Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
- Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
- Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.
Прогноз и профилактика
Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.
Источник
Актуальность. Диагностика психических нарушений в раннем детском возрасте (период жизни ребёнка от 1 года до 3 лет) представляет собой значительные трудности в силу недостаточной изученности их клинических проявлений, а также отсутствия объективных методик обследования, в частности, эмоциональной сферы. В то же время эмоциональные нарушения в младенческом и раннем детском возрасте являются предикторами аффективных нарушений в будущем. Особенно актуально выявление тревожно-фобических расстройств, так как, по мнению некоторых авторов, именно тревоги и страхи маскируют депрессии раннего возраста, а приступообразные выраженные по степени страхи могут быть проявлением психотического состояния. Кроме того, тревожно-фобические нарушения, выявляемые в раннем возрасте, могут лежать в основе развития разной психопатологии в старшем возрасте у детей и взрослых. Своевременное выявление данных психопатологических отклонений позволит начать необходимые психопрофилактические и лечебные мероприятия.
Следует помнить, что … Тревожно-фобические расстройства (ТФР) обнаруживаются с первых месяцев жизни ребенка. Полиморфизм клинической картины ТФР в раннем возрасте определяет их проявления не только на эмоциональном уровне, но и включает соматовегетативное реагирование и поведение. Тревога и фобические нарушения могут быть рассмотрены как самостоятельные проявления ранней психопатологии.
Хотите ли Вы узнать … Находится ли Ваш ребенок в зоне повышенного риска по развитию ранней психопатологии в рамках тревожных расстройств и нуждается в консультации клинического психолога? Если «ДА», тогда дайте ответы на следующие вопросы (в вопроснике для родителей, составленном О.М. Волковой и соавт. [отд. детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ], 2015):
Часто ли Ваш ребенок:
■ болеет простудными заболеваниями;
■ во время кормления срыгивает;
■ страдает от кишечных колик;
■ имеет задержку стула более 1 дня;
■ много ест, не испытывая чувство насыщения;
■ отказывается от еды;
■ во время сна — двигательно беспокоен, просыпается с плачем и испугом;
■ часто плачет во время бодрствования;
■ двигательно скован;
■ бывает агрессивен к себе или другим;
■ совершает навязчивые (защитные) действия.
Если из предложенных вопросов в 3 — 5 из них будут получены подтверждающие ответы, ребенок находится в зоне повышенного риска по развитию ранней психопатологии в рамках тревожных расстройств и нуждается в консультации клинического психолога, при положительных ответах свыше 5 — психиатра. В возрасте 1 года и старше при подозрении на наличие тревоги и активных жалобах на беспокойное поведение ребенка, избегание чего-либо, частый плач рекомендуется помимо диагностики ребенка проводить психологическое обследование эмоциональной атмосферы в семье. Это позволит понять происхождение тревожно-фобического синдрома и наметить пути коррекции внутрисемейных отношений и психических отклонений у ребенка.
по материалам статьи «Диагностика тревожно-фобических расстройств в раннем детском возрасте» О.М. Волкова, Г.В. Козловская, Н.В. Симашкова, М.О. Проселкова; отд. детской психиатрии ФГБНУ НЦПЗ (журнал «Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина» №4, 2015) [читать]
Источник
Генерализованное тревожное расстройство. Ваш ребенок испытывает чрезмерную тревогу или беспокойство, которое приводит к усталости, раздражительности, мышечному напряжению, затруднению концентрации внимания или нарушениям сна, тогда ему может быть поставлен диагноз генерализованного тревожного расстройства. Это беспокойство может быть связано с успеваемостью в школе, дружбой, семейными отношениями или другими проблемами.
Расстройство тревожного спектра — некоторая тревога по поводу разлуки уместна с точки зрения развития, особенно для детей в возрасте 1-3 лет. Но для детей старшего возраста, если они испытывают чрезмерный страх или беспокойство по поводу разлучения с родителями, они могут получить диагноз синдрома тревожного разделения. Дети с расстройством могут часто беспокоиться о смерти родителей или разлучении с ними. Они могут отказаться выходить на улицу или ходить в школу, чувствовать страх перед разлукой или испытывать физические симптомы, такие как головные боли или тошнота, из-за этой тревоги.
Селективный мутизм — дети с селективным мутизмом могут отказаться говорить в определенных социальных ситуациях, даже если они очень разговорчивы дома или там , где они чувствуют себя комфортно. Они могут отказаться говорить в школе и уйти от других, избежав зрительного контакта. Детям в возрасте около 5 лет чаще всего диагностируют это расстройство.
Особая фобия — у некоторых детей может проявляться страх или беспокойство по поводу определенного объекта или ситуации. Если этот страх длится долго и не соответствует реальной опасности, этот страх может быть классифицирован как фобия. Дети будут плакать, дрожать или цепляться за взрослого, когда присутствует страх. У детей могут быть фобии, причиной которых являются (но не ограничиваются ими) животные, штормы, иголки, громкие звуки и закрытые пространства.
Паническое расстройство — дети, которые испытывают повторяющиеся приступы паники и беспокоятся от этого ещё больше, могут иметь паническое расстройство. Ребенок, страдающий панической атакой, может жаловаться на следующие симптомы: одышка, боль в груди, ощущение удушья, тошнота, головокружение, ощущение холода или жары, страх «сойти с ума» и страх смерти.
Социальное тревожное расстройство. Если ваш ребенок испытывает сильный страх перед необходимостью участвовать в совместной деятельности на занятиях или общения со сверстниками, то у него может быть социальное тревожное расстройство. Дети могут проявлять этот страх, закатывая истерики, плача, цепляясь за взрослых или отказываясь говорить. Они могут также пытаться избежать социальных ситуаций, которые вызывают этот страх.
Что с этим делать?
Не стесняйтесь консультироваться с профессионалами по поводу вашего ребенка, поскольку они могут направить вас к нужным методам лечения и провести правильную оценку. Дети с тревожными расстройствами обычно лечатся разговорной терапией, приемом лекарств или их комбинацией. Когнитивно-поведенческая терапия может помочь ребенку проверить, какие мысли у него есть, реалистичные или нереальные. Игровая терапия может работать лучше всего для маленьких детей, чтобы справиться с беспокойством. Некоторым детям лекарство может быть назначено в краткосрочной или долгосрочной перспективе, в зависимости от характера и тяжести симптомов. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина являются наиболее часто назначаемыми препаратами для лечения тревожных расстройств у детей.
Что вы можете сделать во время панической атаки у ребёнка или подростка?
Не существует моментального способа, чтобы ребёнок успокоился. Для начала нужно будет проводить беседы до панически атак:
- Ребёнок должен осознать, что приступ — это короткий период концентрированного беспокойства и что он закончится.
- Научите ребёнка правильно дышать во время панической атаки. Это должны быть длительные, медленные вдохи. При этом считать до четырех при вдохе и при выдохе.
Во время приступа вы должны напоминать ребёнку о то, что это скоро закончится и показывать правильное дыхание. Также ограничьте стимулы, которые вызывают панику. Если это яркий свет и громкие звуки, отведите ребёнка в тихое, укромное место. Изучайте триггеры, после которых начинается приступ. В свободное время прорабатывайте способы поведения в данной ситуации.
Источник