Тренинги по преодолению синдрома профессионального выгорания
Антонина Курская
Тренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам»
ренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам»
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
• Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
• Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
• Повышать самооценку педагогов;
• Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.
• Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Структура занятия
I. Вступительная часть
Цель: положительный настрой участников на тренинг, знакомство с темой тренинга, озвучивание его целей.
Настрой участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценного отношения к теме, поговорить об особенностях личности.
Давайте с вами для начала познакомимся упражнение называется “Снежный ком”.
Цель: Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.
Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.
Инструкция: Устройтесь поудобнее, по очереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.
Чтобы педагог сохранил свое стойкое эмоциональное состояние, необходимо вовремя заметить эту самую проблему на самом первом этапе. Сейчас очень много людей нуждаются в психологической поддержке, потому что «психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это работа «сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных духовных сил» (Сухомлинский В. А.).
Иногда бывают такие ситуации, которые мы сами люди справится, не можем. И поэтому я сегодня очень рада вас видеть на тренинге, который посвящен проблеме профессионального выгорания педагогов.
II. Теоретическая часть
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны 60% педагогов. Потому что с каждым годом увеличивается нагрузка не только на психическую сферу, но и на интеллектуальную сферу. С каждым годом, у нас появляются нововведения. Мы не успели отойти от Федеральных государственных требований, как на нас свалились уже Федеральные государственные образовательные стандарты, которые требуют вообще иного уровня подготовки от педагога и это очень сложно на самом деле, именно от педагога с большим опытом работы переключится с одного варианта деятельности на другую, то есть если даже произошли не значительные перемены в формулировке, каких либо понятий, но вот сама структура даже той же учебной деятельности она вообще полностью изменилась и к личности педагога сейчас абсолютно другие требования, и очень сложно себя перестроить. Деятельность педагога связанна с целым рядом напряженных ситуаций. В течении дня дети не редко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений воспитателя. Иногда возникают разногласия с администрацией. Не всегда можно найти общий язык с родителями. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильнейший стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственной решение. хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс. Необходимо все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния. Все это пагубно влияет на здоровье. Такие заболевания как гипертония, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно, в последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания педагога.
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверх -стресса, то есть стресса, превышающего «повседневний» психический потенциал человека. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувства вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он должен держать себя в руках. Равнодушие педагога, так же как и его агрессивные реакции, становятся одной из причин стресса детей.
Причины эмоционального выгорания:
• Высокая включенность в деятельность и как следствие – эмоциональная перегрузка (32%)
• Жесткие временные рамки деятельности (занятия, учебный год) – 22%
• Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (26%)
• Напряжённость, связанная с условиями и результатами морального и материального стимулирования (25%)
• Постоянно возрастающая степень ответственности перед родителями, обществом в целом за результат труда (16%)
• Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (11%)
Синдром эмоционального сгорания или психофизического истощения достаточно широко описан в современной литературе.
Е.Малер выделяет 12 основных и факультативных признаков:
1. Истощение и усталость
2. Психосоматические осложнения
3. Бессонница
4. Негативные установки по отношению к клиентам
5. Негативные установки по отношению к своей работе
6. Пренебрежение исполнением своих обязанностей
7. Увеличение объёма психостимуляторов (табак,кофе, алкоголь, лекарства)
8. Уменьшение аппетита или переедание
9. Негативная самооценка
10. Усиление агрессивности (раздражительности, гневности, напряженности)
11. Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия)
12. Чувство вины
Для того чтобы наше общение с вами было позитивным предлагаю придерживаться очень простых правил, быть активными, придерживаться временных рамок, не критиковать соседа это очень главный показатель, потому что человек который пришел к вам с проблемой, да если его еще и критиковать, то он может окончательно замкнутся и проблема она не выйдет наружу, не найдет своего решения.
III. Практическая часть
Что же делать?
Все идеи хороши, то есть любую мысль какую вам педагог высказал, на тренинге она является в чем-то положительной, и мы должны ее подкреплять. И правила обратной связи «Ты мне, я тебе» поддерживать диалог. И так начнем наш тренинг с разминки. Моя разминка называется «Улыбнись». Давайте с вами настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку, кто сегодня с утра смотрелся в зеркало, а теперь поднимите руки, кто в это зеркало не просто смотрится, но и улыбается своему отражению. (Очень мало на самом деле поднимают руки, я спрашивала, почему вы не улыбаетесь, ответ очень прост, я посмотрела, что все в порядке и пошла на работу, чего мне улыбаться. Улыбнусь тому, кого я встречу по дороге). Так ну что раз мы не все это сделали, я предлагаю вам сейчас посмотреть друг на друга, улыбнутся соседу и подарить ему свой позитивный настрой.
С тем, что никакие новаторские технологии не заменят живого слова педагога, что именно личность педагога – главный инструмент воспитания, согласятся все. Чтобы личность педагога стала «инструментом» профессиональной деятельности, необходимо осмыслить свой личностный ресурс и научиться его транслировать.
Предлагаю выполнить упражнение, которое снимает эмоциональное напряжение.И называется оно:
1 упражнение – тест «Погода в ДОУ»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри.
Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Отнесете это бракованный пончик назад в булочную и потребуете в замен новый
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедите пустой пончик.
3. Съедите что-то другое.
4. Намажете маслом или вареньем, чтобы было вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, то вы человек, неподдающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди выбирают, первый вариант ответа не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума, суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время и в нужном месте. Иногда вы кажетесь не решительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете принимать решения и быстро (хотя не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношении с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Хорошо! А сейчас предлагаю вам 2 упражнение «Грецкий орех»
Цель: осознание каждым участником тренинга своей индивидуальности, развитие тактильной чувствительности.
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Педагог-психолог высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга.
Задача каждого участника – найти свой орех. Как правило, свой орех узнаётся с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто и как запоминал свой орешек, какой стратегией пользовался, чтобы потом найти свой орех.
Педагоги запоминали его особенности или просто ждали, пока коллеги разберут свои орехи, а в конце станется нужный.
На первый взгляд, кажется, что все орехи похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что все они разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди все очень разные, запоминающиеся у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только почувствовать и понять. Орешки дарятся на память участникам.
3 упражнение «Призвание – педагог»
Цель: формировать умение работать в команде.
Уважаемые коллеги, попрошу вас, разделиться на 2 команды и изготовить «Герб профессии», отражающий как можно полнее свойства профессии педагога.
После выполнения задания проводится обсуждение.
Участники (по подгруппам) представляют свой герб, расшифровывают его образы.
Материалы: листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши, фломастеры.
4 упражнение «Восточные стихи»
Занимайте свои места. Предлагаю Вам побыть поэтами.
Упражнение проводится с целью создания веселой атмосферы. Участникам объясняется, что такое восточные стихи, и предлагается побыть поэтами. Можно сочинять индивидуально, а можно подгруппой.
Правила «восточного стихосложения»:
Существительное (главное слово)
Например: Ужин!
Прилагательное,прилагательное: Праздничный, запоздалый
Глагол, глагол,глагол: Дождались, восхитились, насладились
Слово или фраза,выражающая отношение: Блаженное состояние сытости!
Я предлагаю вам сочинить стихотворение с определяющим словом «Педагог». Ваши варианты?
Звучит сигнал рынды.
5 упражнение «Уровень счастья»
Цель: развитие умения вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе.
Почему он так называется? Наверное, все ходят быть счастливыми. Я попрошу вас составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все,что стоит благодарности: солнечный день, воё здоровье, здоровье членов вашей семьи, жильё, пища, красота, любовь, мир.
После того, как педагоги выполнили задание,психолог выясняет:
• Кто из педагогов нашел 10 вещей, за которые можно быть благодарным судьбе;
• Кто нашел5;
• Кто не нашел ни одной!
Хотелось бы напомнить вам историю о двух людях, которым показали стакан воды.Один сказал: «Он на половину полон, и я благодарен судьбе за это».Другой сказал: «Он на половину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими двумя людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют.
Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те, «обманутые»люди, чьи чашки всегда на половину пусты.
Звучит сигнал рынды!
6 Упражнение «Портрет педагога»
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
Материалы: листы ватмана, маркеры, мелки, карандаши.
Инструкция: Делимся на две группы.
Первая группа: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально выгоревшего педагога».
Вторая группа: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально благополучного педагога».
Далее тренер предлагает каждой подгруппе рассказать о том образе, который у них получился.
После того как участники нарисуют образы данного педагога, тренер предлагает разработать рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания.
Далее участники обсуждают результаты своей работы. Задача тренера сделать акцент на значимости внутренних резервов педагога в преодолении профессионального выгорания, на том, что многое зависит от нас самих.
Вы устали, давайте отдохнем.
Упражнение «Водопад»
Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода»психолог спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.» По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.
IV часть. Рефлексия
Упражнение-размышление.
— Уважаемые коллеги! Со своей стороны я хочу прочитать небольшой текст. А вот о его значении задумайтесь, пожалуйста, вы сами.
Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. И все люди, кто рождался под их светом зеленых лучей, становились очень добрыми.
И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая!Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала она. “А что ты даешь людям?”- спросили ее другие звезды. В ответ она задумалась….
— Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам “светиться” всегда и везде!
— Наше занятие подходит к концу. Давайте по кругу выскажем свое мнение о встрече, о своем состоянии. Помните, что вы высказываете свое мнение. И оно важно, даже если имеет отрицательный оттенок.
-Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Спасибо за активную и продуктивную работу.
И в заключении я хочу вам рассказать одну притчу ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание,а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?»
— «50 грамм!», «100 грамм!», «125 грамм!» — предполагали студенты.
— Я и сам не знаю, — продолжил профессор, — чтобы узнать это, нужно его взвесить.Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
— Ничего, — ответили студенты.
— Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? — снова спросил профессор.
— У вас заболит рука, — ответил один из студентов.
— Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
— Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, — сказал студент под всеобщий смех аудитории.
— Очень хорошо, — невозмутимо продолжал профессор, — однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
— Нет, — был ответ. — Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
— Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? — Спросил профессор.
— Опустить стакан, — последовал ответ из аудитории.
— Вот, — воскликнул профессор, — точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут — это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан! Всем спасибо! Всего вам хорошего!
Прощаясь с вами, каждому из вас я предлагаю написать пожелания себе и своим коллегам на листе в форме сердца.
Источник