Тренинг профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОГ ВИДА №10 «РОСИНКА»
Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Подготовила: педагог-психолог
Корженко Ю.С.
Семинар – тренинг для педагогов
«Профилактика синдрома профессионального выгорания»
2017г.
Актуальность: Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Все это обусловило выбор направления работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Задачи:
- создание условий, способствующих профилактике СЭВ;
- передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
- развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
- формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.
Количество участвующих: 18-24 человека.
Продолжительность: 40 – 60 мин.
Оборудование: стулья по количеству человек, бумага, бланки с кругами, карандаши цветные, ручки, маркеры, магниты, маркерная доска.
Ход тренинга:
Участники сидят полукругом.
— Я рада видеть вас на тренинге, посвященном проблеме »’Синдром эмоционального выгорания педагогов”.
Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального или же профессионального выгорания». «Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия»
Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром является непосредственным проявлением возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью жизни всего коллектива.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Сюда же относятся:
- люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;
- стремящиеся к непременному успеху;
- не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;
- уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.
— А сейчас давайте проведем с вами небольшую разминку.
Упражнение — разминка: «Поменяйтесь местами те, кто…»
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Участники сидят по кругу, предлагает поменяться местами тем, кто, например,
- носит брюки;
- любит яблоки;
- умеет и любит петь;
- сочиняет стихи;
- носит часы;
- работает всю жизнь в одном учреждении;
- любит свою работу;
- работает педагогом уже больше 10 лет;
- мечтал быть педагогом с детства и т.д.
— Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:
- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности,
- беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость,
- не всегда разумная организации труда,
- невнимание к своему здоровью.
— Мини-дискуссия: «Что мешает вам получить удовольствие от профессиональной деятельности?»
Давайте разделимся с вами на подгруппы по 5 человек. Теперь вам необходимо составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности, а затем мы представим этот перечень на доске (после этого предложить определить где организационные, а где индивидуальные барьеры, и посмотреть каких больше)
— Теперь с вами вспомним какие симптомы выгорания встречаются в нашей профессии чаще всего:
- истощение, усталость;
- бессонница;
- негативные установки;
- пренебрежение исполнением своих обязанностей;
- увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
- уменьшение аппетита или переедание;
- усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
- усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
- чувство вины;
- переживание несправедливости.
Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Для того что бы своевременно осознать в себе проявляющиеся симптомы профессионального выгорания необходимо уметь и хотя бы раз в месяц рефлексировать свою деятельность как трудовую, так и жизненную. Сейчас мы попробуем один из простых способов оценочной рефлексии.
Рефлексия в вопросе о профессиональном и эмоциональном выгорании играет не последнюю роль, так как с помощью рефлексии вы можете выводить вы водить в себе новые причины вашей профессиональной и личной деятельности. Но не стоит забывать, что сама по себе рефлексии достаточно энергозатратный способ, поэтому давайте с вами немного снимем наше коллективное напряжение.
Упражнение “Клубок”
Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
— Следующий фактором в борьбе с эмоциональным выгоранием выступает фактор поиска ресурсов, как внутренних, так и внешних. Ресурс – это то из чего мы можем черпать силы на выполнение профессиональных и личных целей, те действия или события которые подпитывают нас энергетически. Итак, первым самым главным энергетическим ресурсом выступает наши с вами мотивы, и что бы определить наиболее популярные мотивы я предлагаю провести следующее упражнение.
— Мини-дискуссия: «Для чего вы работаете?»
Сейчас каждый из вас за пару минут должен дать ответ на вопрос «Для чего я работаю», затем каждый из вас по очереди будет называть один ответ, и те, у кого будет написан такой же мотив поднимут руки. Таким образом мы составим с вами ресурсную карту мотивов.
После выполнение дается время на обсуждение результатов.
— Упражнение «Делаем пиццу»
Участники становятся по кругу друг за другом, и телесными движениями на спинах впереди стоящего человека имитируют изготовление пиццы. Данное упражнение влияет на телесное раскрепощение и снятие барьеров.
— Упражнение «Реальность и желание»: так же мы можем черпать ресурсы не только из наших мотивов, но и из правильного распределения наших желаний и окружающей нас действительности.
- Сейчас я предлагаю вам на выданном бланке отметить секторами, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная деятельность), работа по дому, личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
- Вторым этапом необходимо отметить секторами идеальное соотношение работы (профессиональная деятельность), работа по дому, личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
Затем давайте посмотри на то что у нас получилось и ответим себе на вопросы:
- Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
- Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
- От кого или от чего это зависит?
Данная схема служит для вас отличным образом вашей жизни, в которой вы можете просмотреть на какую область в данный момент стоит обратить больше внимания, а в какой наоборот вы слишком сильно «застряли».
— Итак сегодня мы разобрали с вами что же такое синдром профессионального или же эмоционального выгорания, проговорили часто проявляющиеся симптомы и определили несколько важных путей для профилактики данного синдрома. И наш тренинг хотелось бы завершить упражнением которое заставит каждого из вас почувствовать себя лучшим и не подряжаемым педагогом.
— Упражнение «Я сегодня молодец»: Каждый участник тренинга по кругу начиная с фразы «Я сегодня молодец» называет что-то приятное и хорошее про себя, таким образом давая себе положительный ресурс и позитивную установку на день.
Источник
Светлана Линенко
Тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»
Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
Задачи:
1. Актуализировать процесс самоанализа сотрудников;
2. Познакомить с приемами саморегуляции;
3. Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;
4. Оптимизировать самооценку педагогов;
5. Снять эмоциональное напряжение;
6. Сформировать позитивное мышление.
Содержание занятия
1. Упражнение с применением карт «Мастер сказок»
2. авт. Евстигнеева – Зинкевич Т.
3. Игра «Комплименты с плюсом»
4. Рисунок по кругу
5. Игра «Дом, дерево, дорога»
6. Релаксационная минутка под музыку «Цветной воздух»
7. Подвижная игра «Я самая красивая»
8.Рефлексия: английская сказка «Бедный Я, счастливый Я»
9. Презентация «Аффермации «Счастье быть счастливым»
10. Шерринг
Инструментарий
1. Карты со сказочными персонажами и событиями «Мастер сказок»
2. Магнитофон со спокойной записью музыки;
3. Листы бумаги ф. А3;
4. Карандаши, фломастеры, мелки;
5. Косынки 2 шт., фартуки 2 шт.
Ход занятия:
1. Приветствие. Использование спектрокарт с целью осознавания чувства в момент начала групповой работы. Предлагается в тишине рассмотреть фотографии и выбрать ту, которая в наибольшей степени символизирует состояние участника на данный момент. Далее идет обсуждение, почему была выбрана именно эта карта, какие чувства, мысли, фантазии она вызывает у участника.
2. Игра «Комплименты с плюсом»
Цель: осознание своих личностных ресурсов.
Инструкция: Посмотрите друг на друга. У вас сейчас есть возможность сказать друг другу теплые слова. Пусть это будет комплимент. Сложность этого упражнения в том, чтобы достойно принять комплимент и добавить о себе что то хорошее. Когда вы услышите комплимент,скажите: «Да, я….(повторите сказанный комплимент, а кроме того, я еще и…»
3. Рисунок по кругу
Левую руку держать на макушке, правую на животе. Сделать пять глубоких вдохов – выдохов, поменять руки. Упражнение повторить 4 раза.
4. Игра «Дом, дерево, дорога».
Цель: Сплочение группы, формирование доверия
Группа делится на три микрогруппы,каждой микрогруппе дается задание: «Если бы вы были домом, то каким? И т. д. микрогруппы или изображают данный предмет, или его описывают (предоставляется полная творческая свобода).
5. Релаксация под музыку.
Инструкция: «Закройте глаза. Сядьте удобно. Вдохните глубоко и легко, без паузы выдохните. Выдох происходит несколько медленнее, чем вдох. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда (выдыхаете, пусть воздух просто легко снова войдет в ваше тело. ; если хотите, можете своему дыханию придать какой-то цвет, например, выдыхать серый воздух, вместе с которым вы выдыхаете свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный для вас цвет, например голубой. Представьте, что вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость».
6. Подвижная игра «Я самая красивая»
Коллектив делится на две команды, напротив каждой команды ставиться стул с фартуком и косынкой, каждый участник команды подбегает к стулу, надевает на себя фартук и косынку, поворачиваясь лицом к своей команде, громко произносит «Я самая красивая!», возвращается на свое место, побеждает та команда, участники которой быстрее справились с заданием.
7. Сказка «Бедный Я, счастливый Я» обсуждение, выводы делают сами педагоги.
8. Просмотр презентации.
9. Шерринг с использованим карт «Мастер сказок».
Источник
Любовь Джумагазиева
Тренинг «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»
Тренинг:ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Цель тренинга:
— Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
— Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.
— Снятие напряжения, получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование: колокольчик,кегли разного цвета,лист ватмана, листы бумаги, стикеры, фломастеры.
Ход тренинга:
1. ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ
«Здороваемся локтями» (Фопель К. 2002)
Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Содержание: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.
После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через 5 минут ведущий собирает участников в 3 подгруппы: №1 – у красной кегли; №2 – у синей кегли; №3 – у желтой. Они приветствуют друг друга внутри каждой из них (здороваются первые номера только с первыми, вторые – со вторыми и т. д.)
2. УПРАЖНЕНИЕ «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
— похожие черты,
— противоположные черты
— одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
— отсутствие общих черт
— какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
— каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
3. МИНИ-ЛЕКЦИЯ
«Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»
По мнению психолога Д. Гринберга «Профессиональное «выгорание» — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». «Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическими и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.
Синдром профессионального «выгорания» — не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры.
Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии педагога и психолога относятся именно к этой категории. Эти профессии связаны с общением с людьми, требуют особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействие, нарушения дисциплины воспитанниками, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.
Исследования психологов Н. А. Аминовой, Л. Г. Федоренко доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все учителя. Низкий уровень оплаты труда вынуждает многих воспитателей работать в две смены, а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимыми умениями и навыками.
Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Т. о., следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь – с детьми.
Психолог Д. Гринберг приводит следующие советы, которые помогут педагогу справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими. Так, он предлагает сделать следующее:
1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.
3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша «группа поддержки».
4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.
5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности. и др.
6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и др.
4. УПРАЖНЕНИЕ «Порой я балую себя»
Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.
Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали.
Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.
Далее группа разбивается на пары (при помощи взгляда) затем:
1. пары составляют слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;
2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя!».
После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален, предлагает ознакомиться с ними и далее:
— отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше.
— дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.
— прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя!».
Обсуждение: участники высказываются в свободной форме о том:
— какие способы побаловать себя им больше всего понравились;
— какие они бы могли бы больше попробовать использовать в будущем;
— ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.
«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ-АЛЕН» К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
(М. Беркли-Ален «Забытое искусство слушать», СПб., 1997. с 193-194)
10.
11.
(Пункты 10 и 11 – это ваши замечательные уникальные рекомендации)
5. Упражнение «Чему Я научился»
Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
Я научился.
Я узнал, что.
Я нашел подтверждение тому, что.
Я обнаружил, что.
Я был удивлен тем, что.
Мне нравится, что.
Я был разочарован тем, что.
Самым важным для меня было.
Мне сегодня.
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.
Обратная связь. Передача мяча по кругу, подведение итога занятия, вербализация участниками своих ощущений, впечатлений о тренинге.
6. Раздаточный материал
ПАМЯТКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И УСТРАНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.
4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».
5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к «выгоранию».
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.
Источник