Тренинг профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Тренинг профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОГ ВИДА №10 «РОСИНКА»

Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

Подготовила: педагог-психолог

Корженко Ю.С.

Семинар – тренинг для педагогов

«Профилактика синдрома профессионального выгорания»

2017г.

 Актуальность: Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Все это обусловило выбор направления работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

  1. создание условий, способствующих профилактике СЭВ;
  2. передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
  3. развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
  4. формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Количество участвующих: 18-24 человека.

Продолжительность: 40 – 60 мин.

Оборудование: стулья по количеству человек, бумага, бланки с кругами, карандаши цветные, ручки, маркеры, магниты, маркерная доска.

Ход тренинга:

Участники сидят полукругом.

— Я рада видеть вас на тренинге, посвященном проблеме »’Синдром эмоционального выгорания педагогов”.

Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального или же профессионального выгорания». «Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия»

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром является непосредственным проявлением возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью жизни всего коллектива.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Сюда же относятся:

  • люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;
  • стремящиеся к непременному успеху;
  • не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;
  • уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

— А сейчас давайте проведем с вами небольшую разминку.

Упражнение — разминка: «Поменяйтесь местами те, кто…»

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.  Участники сидят по кругу, предлагает поменяться местами тем, кто, например,

  • носит брюки;
  • любит яблоки;
  • умеет и любит петь;
  • сочиняет стихи;
  • носит часы;
  • работает всю жизнь в одном учреждении;
  • любит свою работу;
  • работает педагогом уже больше 10 лет;
  • мечтал быть педагогом с детства и т.д.

— Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:

  1. стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности,
  2. беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость,
  3. не всегда разумная организации труда,
  4. невнимание к своему здоровью.

— Мини-дискуссия: «Что мешает вам получить удовольствие от профессиональной деятельности?»

Давайте разделимся с вами на подгруппы по 5 человек. Теперь вам необходимо составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности, а затем мы представим этот перечень на доске (после этого предложить определить где организационные, а где индивидуальные барьеры, и посмотреть каких больше)

— Теперь с вами вспомним какие симптомы выгорания встречаются в нашей профессии чаще всего:

  • истощение, усталость;
  • бессонница;
  • негативные установки;
  • пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  • увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
  • уменьшение аппетита или переедание;
  • усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
  • усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
  • чувство вины;
  • переживание несправедливости.

Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Для того что бы своевременно осознать в себе проявляющиеся симптомы профессионального выгорания необходимо уметь и хотя бы раз в месяц рефлексировать свою деятельность как трудовую, так и жизненную. Сейчас мы попробуем один из простых способов оценочной рефлексии.

Рефлексия в вопросе о профессиональном и эмоциональном выгорании играет не последнюю роль, так как с помощью рефлексии вы можете выводить вы водить в себе новые причины вашей профессиональной и личной деятельности. Но не стоит забывать, что сама по себе рефлексии достаточно энергозатратный способ, поэтому давайте с вами немного снимем наше коллективное напряжение.

Упражнение “Клубок”

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

— Следующий фактором в борьбе с эмоциональным выгоранием выступает фактор поиска ресурсов, как внутренних, так и внешних. Ресурс – это то из чего мы можем черпать силы на выполнение профессиональных и личных целей, те действия или события которые подпитывают нас энергетически. Итак, первым самым главным энергетическим ресурсом выступает наши с вами мотивы, и что бы определить наиболее популярные мотивы я предлагаю провести следующее упражнение.

Читайте также:  Мидокалм при синдроме позвоночной артерии

 — Мини-дискуссия: «Для чего вы работаете?»

Сейчас каждый из вас за пару минут должен дать ответ на вопрос «Для чего я работаю», затем каждый из вас по очереди будет называть один ответ, и те, у кого будет написан такой же мотив поднимут руки. Таким образом мы составим с вами ресурсную карту мотивов.

После выполнение дается время на обсуждение результатов.

— Упражнение «Делаем пиццу»

Участники становятся по кругу друг за другом, и телесными движениями на спинах впереди стоящего человека имитируют изготовление пиццы. Данное упражнение влияет на телесное раскрепощение и снятие барьеров.

— Упражнение «Реальность и желание»: так же мы можем черпать ресурсы не только из наших мотивов, но и из правильного распределения наших желаний и окружающей нас действительности.

  • Сейчас я предлагаю вам на выданном бланке отметить секторами, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная деятельность), работа по дому, личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
  • Вторым этапом необходимо отметить секторами идеальное соотношение работы (профессиональная деятельность), работа по дому, личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

Затем давайте посмотри на то что у нас получилось и ответим себе на вопросы:

  • Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
  • Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
  • От кого или от чего это зависит?

Данная схема служит для вас отличным образом вашей жизни, в которой вы можете просмотреть на какую область в данный момент стоит обратить больше внимания, а в какой наоборот вы слишком сильно «застряли».

— Итак сегодня мы разобрали с вами что же такое синдром профессионального или же эмоционального выгорания, проговорили часто проявляющиеся симптомы и определили несколько важных путей для профилактики данного синдрома. И наш тренинг хотелось бы завершить упражнением которое заставит каждого из вас почувствовать себя лучшим и не подряжаемым педагогом.

— Упражнение «Я сегодня молодец»: Каждый участник тренинга по кругу начиная с фразы «Я сегодня молодец» называет что-то приятное и хорошее про себя, таким образом давая себе положительный ресурс и позитивную установку на день.

Источник

Светлана Линенко
Тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Задачи:

1. Актуализировать процесс самоанализа сотрудников;

2. Познакомить с приемами саморегуляции;

3. Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;

4. Оптимизировать самооценку педагогов;

5. Снять эмоциональное напряжение;

6. Сформировать позитивное мышление.

Содержание занятия

1. Упражнение с применением карт «Мастер сказок»

2. авт. Евстигнеева – Зинкевич Т.

3. Игра «Комплименты с плюсом»

4. Рисунок по кругу

5. Игра «Дом, дерево, дорога»

6. Релаксационная минутка под музыку «Цветной воздух»

7. Подвижная игра «Я самая красивая»

8.Рефлексия: английская сказка «Бедный Я, счастливый Я»

9. Презентация «Аффермации «Счастье быть счастливым»

10. Шерринг

Инструментарий

1. Карты со сказочными персонажами и событиями «Мастер сказок»

2. Магнитофон со спокойной записью музыки;

3. Листы бумаги ф. А3;

4. Карандаши, фломастеры, мелки;

5. Косынки 2 шт., фартуки 2 шт.

Ход занятия:

1. Приветствие. Использование спектрокарт с целью осознавания чувства в момент начала групповой работы. Предлагается в тишине рассмотреть фотографии и выбрать ту, которая в наибольшей степени символизирует состояние участника на данный момент. Далее идет обсуждение, почему была выбрана именно эта карта, какие чувства, мысли, фантазии она вызывает у участника.

2. Игра «Комплименты с плюсом»

Цель: осознание своих личностных ресурсов.

Инструкция: Посмотрите друг на друга. У вас сейчас есть возможность сказать друг другу теплые слова. Пусть это будет комплимент. Сложность этого упражнения в том, чтобы достойно принять комплимент и добавить о себе что то хорошее. Когда вы услышите комплимент,скажите: «Да, я….(повторите сказанный комплимент, а кроме того, я еще и…»

3. Рисунок по кругу

Левую руку держать на макушке, правую на животе. Сделать пять глубоких вдохов – выдохов, поменять руки. Упражнение повторить 4 раза.

4. Игра «Дом, дерево, дорога».

Цель: Сплочение группы, формирование доверия

Группа делится на три микрогруппы,каждой микрогруппе дается задание: «Если бы вы были домом, то каким? И т. д. микрогруппы или изображают данный предмет, или его описывают (предоставляется полная творческая свобода).

5. Релаксация под музыку.

Инструкция: «Закройте глаза. Сядьте удобно. Вдохните глубоко и легко, без паузы выдохните. Выдох происходит несколько медленнее, чем вдох. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда (выдыхаете, пусть воздух просто легко снова войдет в ваше тело. ; если хотите, можете своему дыханию придать какой-то цвет, например, выдыхать серый воздух, вместе с которым вы выдыхаете свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный для вас цвет, например голубой. Представьте, что вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость».

6. Подвижная игра «Я самая красивая»

Коллектив делится на две команды, напротив каждой команды ставиться стул с фартуком и косынкой, каждый участник команды подбегает к стулу, надевает на себя фартук и косынку, поворачиваясь лицом к своей команде, громко произносит «Я самая красивая!», возвращается на свое место, побеждает та команда, участники которой быстрее справились с заданием.

7. Сказка «Бедный Я, счастливый Я» обсуждение, выводы делают сами педагоги.

Читайте также:  Хронический энтерит или синдром раздраженного кишечника

8. Просмотр презентации.

9. Шерринг с использованим карт «Мастер сказок».

Источник

Любовь Джумагазиева
Тренинг «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

Тренинг:ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Тренинг «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

Цель тренинга:

— Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

— Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.

— Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование: колокольчик,кегли разного цвета,лист ватмана,  листы бумаги, стикеры, фломастеры.

Ход тренинга:

1. ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ

«Здороваемся локтями» (Фопель К. 2002)

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

Содержание: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через 5 минут ведущий собирает участников в 3 подгруппы: №1 – у красной кегли; №2 – у синей кегли; №3 – у желтой. Они приветствуют друг друга внутри каждой из них (здороваются первые номера только с первыми, вторые – со вторыми и т. д.)

2. УПРАЖНЕНИЕ «Я – дома, я – на работе»

Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.

Проанализировать:

— похожие черты,

— противоположные черты

— одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях

— отсутствие общих черт

— какой список было составлять легче; какой получился объемнее?

— каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.

3. МИНИ-ЛЕКЦИЯ

«Профессиональное  «выгорание» педагога                                     и его профилактика»

По мнению психолога Д. Гринберга «Профессиональное «выгорание» — это неблагоприятная реакция человека на  стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». «Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическими и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением  чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы,  снижением самооценки и др.

Синдром профессионального «выгорания» — не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры.

Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии  педагога и психолога относятся именно к этой категории. Эти профессии связаны с общением с людьми, требуют особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействие, нарушения дисциплины воспитанниками, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

Исследования психологов Н. А. Аминовой, Л. Г. Федоренко доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все учителя. Низкий уровень оплаты труда вынуждает многих воспитателей работать в две смены, а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимыми умениями и навыками.

Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Т. о., следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь – с детьми.

Психолог Д. Гринберг приводит следующие советы, которые помогут педагогу справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими. Так, он предлагает сделать следующее:

1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.

2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.

3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша «группа поддержки».

4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.

5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности. и др.

6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и др.

4. УПРАЖНЕНИЕ «Порой я балую себя»

Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали.

Читайте также:  Синдром позиционного сдавления код мкб 10

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.   

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.

Далее группа разбивается на пары (при помощи взгляда) затем:

1. пары составляют слоган, отражающий  идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;

2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя!».

После этого раздаются карточки с рекомендациями Мадэлин Беркли-Ален, предлагает ознакомиться с ними и далее:  

— отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше.

— дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.

— прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя!».

Обсуждение: участники высказываются  в свободной форме о том:

— какие способы побаловать себя им больше всего понравились;

— какие они бы могли бы больше  попробовать использовать в будущем;

— ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.

«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ  М. БЕРКЛИ-АЛЕН»                                                                        К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).

2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед  другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

(М. Беркли-Ален «Забытое искусство слушать», СПб., 1997. с 193-194)

10.   

11.

(Пункты 10 и 11 – это ваши замечательные уникальные рекомендации)

5. Упражнение «Чему Я научился»

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я научился.

Я узнал, что.

Я нашел подтверждение тому, что.

Я обнаружил, что.

Я был удивлен тем, что.

Мне нравится, что.

Я был разочарован тем, что.

Самым важным для меня было.

Мне сегодня.

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

Обратная связь. Передача мяча по кругу, подведение итога занятия, вербализация участниками своих ощущений, впечатлений о тренинге.

6. Раздаточный материал

ПАМЯТКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И УСТРАНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к «выгоранию».

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

Источник