Тренинг коррекция синдрома профессионального выгорания
Алла Абрамкина
Лекция с элементами тренинга: «Профилактика и коррекция синдрома профессионального выгорания педагогов»
Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его факторами, причинами, стадиями, способами профилактики.
Задачи:
— обобщить способы психической саморегуляции;
— снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
— содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
— сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Форма проведения: лекция с элементами тренинга.
Оборудование.: тест «Состояние вашей нервной системы» К. Либельт, листы бумаги А 4, простые карандаши, ручки, музыкальный центр, диски с инструментальной музыкой.
Схема проведения лекции:
I.Вводная часть.
1. Введение. (Ведущий:представляет себя, называет цель и план лекции,сообщает необходимую дополнительную информацию участникам).
1. Знакомство.
2. Разминка (упражнение на разогрев участников, снятие напряжения, настрой на работу).
II. Основная часть.
1. Лекция (информирование участников о понятии, структуре, симптомах, факторах профессионального выгорания, способах профилактики).
2. «Мозговой штурм» по созданию банка естественных способах профилактики.
3. Диагностика нервной системы педагогов (Тест «Состояние вашей нервной системы»
К. Либельт)
4. Релаксация.
III. Заключительная часть.
1. Рефлексия.
2. Подведение итогов.
План проведения.
I.Вводная часть.
1. Ведение.Ведущий: представляет себя, называет цель и план лекции, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам.
2. Знакомство.
Упражнение “Снежный ком”.
Цель: Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.
Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.
Инструкция: Устройтесь поудобнее, поочереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.
3. Разминка.
Упражнение “Пустое место”
Цель: Снять эмоциональное напряжение, так как самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе — свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу.
Инструкция: Рассчитайтесь на первый и второй. Первые садятся по кругу на стулья, вторые встают к первым за спинку стула и кладут руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). И только перед одним участником никто на стуле не сидит — “пустое место”. Его задача — переманить кого-нибудь из сидящих на пустое место. Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь. Если кто-то увидел внимательный, приглашающей взгляд, он должен перебежать и занять пустое место. Тот, кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если вы задержали убегающего, то участник, с “пустым местом” переманивает другого, если нет, то теперь у него задача — переманить к себе кого-нибудь (также глазами, то есть снова приобрести партнера.
Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто сидел – садится.
Обсуждение: Расскажите о полученных ощущениях и впечатлениях
II. Основная часть.
1. Лекция (информирование участников о понятии, структуре, симптомах, факторах профессионального выгорания, способах профилактики).
Ведущий.
Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания.
Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать с теми, у кого обнаружены симптомы выгорания? На эти вопросы попробуем ответить в ходе нашей лекции.
Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером.В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере. Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр.
СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслак назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».
Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.
По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.
Факторы, определяющие развитие синдрома выгорания
«Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев всех категорий руководителей, судей, педагогов, продавцов, медицинских работников и т. д. в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям.
Наиболее ярко выгорание проявляется в случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью, как правило, на почве стресса.
Причины СЭВ могут быть классифицированы на две группы:
1) субъективные (индивидуальные)связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания», системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т. п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники — те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.
2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями,например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т. д.
Стадии синдрома выгорания
Продолжительная и чрезмерная функциональная нагрузка при наличии напряженных межличностных отношений, имеющих яркую эмоциональную окраску, является основной предпосылкой формирования синдрома выгорания. Это происходит постепенно, в три стадии.
1. Эмоциональное истощение – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат — в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
2. Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. В кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением или цинизмом рассказывает о некоторых своих клиентах или подчиненных. Это характерно для второй стадия выгорания – деперсонализации. Она проявляется в деформации (обезличивании) межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах как с коллегами, так и с клиентами. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.
3. На третьей стадии – редукции личностных достижений – отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружающие становятся ему безразличными. Общение с людьми вызывает дискомфорт. На последней стадии возможны психосоматические реакции и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками).
Так как «выгорание» нарастает постепенно, судьи часто продолжает работать в том же режиме с тяжелыми психологическими перегрузками до тех пор,пока не наступят критические его проявления: физические, психологические и поведенческие.
К физическим проявлениям относятся:
— снижение аппетита;
— обострение хронических заболеваний;
— сильная усталость, утомление после активной профессиональной деятельности, при этом обычный для человека отдых не приводит его в норму;
— частые головные боли, постоянные колебания давления;
— нарушения сна или полная бессонница и др.
Психологические симптомы проявляются в:
— повышенной раздражительности, чувстве усталости и депрессии;
— разочаровании в работе и личной жизни;
— потере самоуважения и уверенности в себе;
— снижении интереса к работе;
— чувстве неадекватности, безнадежности, бессмысленности происходящего и необъяснимой вины;
— частой смене настроения;
— немотивированном беспокойстве о будущем;
— личной отстраненности, то есть значимые события, происходящие вокруг человека, вызывают у него слабый эмоциональный отклик либо просто его не волнуют;
— чувстве несостоятельности, безысходности, потере веры в завтрашний день и др.
Поведенческие проблемы могут быть следующие:
— эмоциональные «взрывы», немотивированная смена настроения;
— пренебрежение профессиональными и семейными обязанностями;
— снижение самокритичности;
— отрицательный настрой по отношению к выполняемой работе, отсутствие инициативы, мотивации;
— падение продуктивности труда;
— ограничение общения с коллегами, друзьями и знакомыми;
— трудности при общении с окружающими, появление негативного отношения к клиентам;
— утрата чувства юмора, негативное отношение к себе;
— злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином и др.
Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс «выгорания».
Такая участь может постигнуть не только одного человека, но и целый коллектив. Выгорающийколлектив можно опознать по следующим симптомам:
— высокая текучесть кадров (частая смена персонала);
— низкая вовлеченность сотрудников в работу;
— поиск сотрудниками «виновного во всех грехах»;
— появление группировок среди сотрудников (часто это парные группировки);
— режим зависимости, который проявляется в виде гнева на руководство или своей беспомощности и безнадежности в различных ситуациях;
— недостаток сотрудничества, взаимопомощи среди коллег;
— прогрессирующее падение инициативы и трудовой дисциплины;
— рост чувства неудовлетворенности от работы;
— проявления негативизма относительно роли или функции отдела или организации в целом.
Чем больше признаков и чем ярче они выражены, тем серьезнее ситуация.
Таким образом, синдром выгорания не только негативно сказывается на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека.
Профилактика и психологическая помощь.
1.Физическая и психологическая направленность:
— освоение разных способов снятия напряжения и различных способов саморегуляции (психическая саморегуляция)
2.Формация и стереотипизация:
— развитие творческого подхода к деятельности;
— креативность (нестандартный подход к делу стандартному);
— восстановление смысла работы (получение обратной связи о своей деятельности)
3.Умение общаться с людьми:
— взаимодействие и взаимообмен (тренинг эффективного взаимодействия);
4. Получение энергии и пространства от природы.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания.
Во-первых:
— хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
— высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
— опыт успешного преодоления профессионального стресса;
— способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
— высокая мобильность;
— открытость;
— общительность;
— самостоятельность;
— стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Психическая саморегуляция.
Одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома профессионального выгорания является саморегуляция. Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (то есть, на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания, так и произвольно, с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией.
Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Осуществляется саморегуляция с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов.
В результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:
— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Современная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накоплениям остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.
Важно разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса специалист уже владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они являются «техникой безопасности» для его работы. Затем осознать их. Перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием. А затем освоить способы психической саморегуляции или самодействия.
2. Упражнение «Мозговой штурм по созданию банка естественных способов саморегуляции»
Участники по очереди называют способы, которые они используют в своей жизни для выхода из стрессовой ситуации или для оказания себе самопомощи в трудных жизненных ситуациях. Способы оформляются на доске или ватмане. Ведущий обобщает полученные данные и делает вывод.
3. Диагностика нервной системы педагогов (Тест «Состояние вашей нервной системы»
К. Либельт).
4. Упражнение-релаксация «Вверх по радуге»
Участники тренинга садятся как можно более удобно, закрывают глаза, пытаются в цвете представить себе, что прямо перед ними — радуга. Делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они поднимаются вверх по радуге, а на выдохе съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды. Затем ведущий предлагает желающим поделиться впечатлениями.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Упражнение 1. «Мнение»
Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы, передавая мягкую игрушку.
1. С какими чувствами вы заканчиваете нашу встречу?
2. Что нового и важного вы сегодня узнали?
Упражнение 2. «Подведение итогов»
Комментарии для ведущего.
Ведущий обобщает итоги дня, выделяет главные аспекты лекции.
Источник
Антонина Курская
Тренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам»
ренинг по преодолению профессионального выгорания «Помоги себе сам»
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
• Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
• Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
• Повышать самооценку педагогов;
• Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех.
• Формировать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Структура занятия
I. Вступительная часть
Цель: положительный настрой участников на тренинг, знакомство с темой тренинга, озвучивание его целей.
Настрой участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценного отношения к теме, поговорить об особенностях личности.
Давайте с вами для начала познакомимся упражнение называется “Снежный ком”.
Цель: Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.
Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.
Инструкция: Устройтесь поудобнее, по очереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная. Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.
Чтобы педагог сохранил свое стойкое эмоциональное состояние, необходимо вовремя заметить эту самую проблему на самом первом этапе. Сейчас очень много людей нуждаются в психологической поддержке, потому что «психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это работа «сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных духовных сил» (Сухомлинский В. А.).
Иногда бывают такие ситуации, которые мы сами люди справится, не можем. И поэтому я сегодня очень рада вас видеть на тренинге, который посвящен проблеме профессионального выгорания педагогов.
II. Теоретическая часть
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны 60% педагогов. Потому что с каждым годом увеличивается нагрузка не только на психическую сферу, но и на интеллектуальную сферу. С каждым годом, у нас появляются нововведения. Мы не успели отойти от Федеральных государственных требований, как на нас свалились уже Федеральные государственные образовательные стандарты, которые требуют вообще иного уровня подготовки от педагога и это очень сложно на самом деле, именно от педагога с большим опытом работы переключится с одного варианта деятельности на другую, то есть если даже произошли не значительные перемены в формулировке, каких либо понятий, но вот сама структура даже той же учебной деятельности она вообще полностью изменилась и к личности педагога сейчас абсолютно другие требования, и очень сложно себя перестроить. Деятельность педагога связанна с целым рядом напряженных ситуаций. В течении дня дети не редко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений воспитателя. Иногда возникают разногласия с администрацией. Не всегда можно найти общий язык с родителями. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильнейший стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственной решение. хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс. Необходимо все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния. Все это пагубно влияет на здоровье. Такие заболевания как гипертония, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями педагогов. Не случайно, в последние годы все чаще говорят о синдроме профессионального выгорания педагога.
Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверх -стресса, то есть стресса, превышающего «повседневний» психический потенциал человека. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувства вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он должен держать себя в руках. Равнодушие педагога, так же как и его агрессивные реакции, становятся одной из причин стресса детей.
Причины эмоционального выгорания:
• Высокая включенность в деятельность и как следствие – эмоциональная перегрузка (32%)
• Жесткие временные рамки деятельности (занятия, учебный год) – 22%
• Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (26%)
• Напряжённость, связанная с условиями и результатами морального и материального стимулирования (25%)
• Постоянно возрастающая степень ответственности перед родителями, обществом в целом за результат труда (16%)
• Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (11%)
Синдром эмоционального сгорания или психофизического истощения достаточно широко описан в современной литературе.
Е.Малер выделяет 12 основных и факультативных признаков:
1. Истощение и усталость
2. Психосоматические осложнения
3. Бессонница
4. Негативные установки по отношению к клиентам
5. Негативные установки по отношению к своей работе
6. Пренебрежение исполнением своих обязанностей
7. Увеличение объёма психостимуляторов (табак,кофе, алкоголь, лекарства)
8. Уменьшение аппетита или переедание
9. Негативная самооценка
10. Усиление агрессивности (раздражительности, гневности, напряженности)
11. Усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия)
12. Чувство вины
Для того чтобы наше общение с вами было позитивным предлагаю придерживаться очень простых правил, быть активными, придерживаться временных рамок, не критиковать соседа это очень главный показатель, потому что человек который пришел к вам с проблемой, да если его еще и критиковать, то он может окончательно замкнутся и проблема она не выйдет наружу, не найдет своего решения.
III. Практическая часть
Что же делать?
Все идеи хороши, то есть любую мысль какую вам педагог высказал, на тренинге она является в чем-то положительной, и мы должны ее подкреплять. И правила обратной связи «Ты мне, я тебе» поддерживать диалог. И так начнем наш тренинг с разминки. Моя разминка называется «Улыбнись». Давайте с вами настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку, кто сегодня с утра смотрелся в зеркало, а теперь поднимите руки, кто в это зеркало не просто смотрится, но и улыбается своему отражению. (Очень мало на самом деле поднимают руки, я спрашивала, почему вы не улыбаетесь, ответ очень прост, я посмотрела, что все в порядке и пошла на работу, чего мне улыбаться. Улыбнусь тому, кого я встречу по дороге). Так ну что раз мы не все это сделали, я предлагаю вам сейчас посмотреть друг на друга, улыбнутся соседу и подарить ему свой позитивный настрой.
С тем, что никакие новаторские технологии не заменят живого слова педагога, что именно личность педагога – главный инструмент воспитания, согласятся все. Чтобы личность педагога стала «инструментом» профессиональной деятельности, необходимо осмыслить свой личностный ресурс и научиться его транслировать.
Предлагаю выполнить упражнение, которое снимает эмоциональное напряжение.И называется оно:
1 упражнение – тест «Погода в ДОУ»
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри.
Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Отнесете это бракованный пончик назад в булочную и потребуете в замен новый
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедите пустой пончик.
3. Съедите что-то другое.
4. Намажете маслом или вареньем, чтобы было вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, то вы человек, неподдающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди выбирают, первый вариант ответа не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума, суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время и в нужном месте. Иногда вы кажетесь не решительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете принимать решения и быстро (хотя не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношении с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Хорошо! А сейчас предлагаю вам 2 упражнение «Грецкий орех»
Цель: осознание каждым участником тренинга своей индивидуальности, развитие тактильной чувствительности.
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Педагог-психолог высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга.
Задача каждого участника – найти свой орех. Как правило, свой орех узнаётся с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, психолог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто и как запоминал свой орешек, какой стратегией пользовался, чтобы потом найти свой орех.
Педагоги запоминали его особенности или просто ждали, пока коллеги разберут свои орехи, а в конце станется нужный.
На первый взгляд, кажется, что все орехи похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что все они разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди все очень разные, запоминающиеся у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только почувствовать и понять. Орешки дарятся на память участникам.
3 упражнение «Призвание – педагог»
Цель: формировать умение работать в команде.
Уважаемые коллеги, попрошу вас, разделиться на 2 команды и изготовить «Герб профессии», отражающий как можно полнее свойства профессии педагога.
После выполнения задания проводится обсуждение.
Участники (по подгруппам) представляют свой герб, расшифровывают его образы.
Материалы: листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, карандаши, фломастеры.
4 упражнение «Восточные стихи»
Занимайте свои места. Предлагаю Вам побыть поэтами.
Упражнение проводится с целью создания веселой атмосферы. Участникам объясняется, что такое восточные стихи, и предлагается побыть поэтами. Можно сочинять индивидуально, а можно подгруппой.
Правила «восточного стихосложения»:
Существительное (главное слово)
Например: Ужин!
Прилагательное,прилагательное: Праздничный, запоздалый
Глагол, глагол,глагол: Дождались, восхитились, насладились
Слово или фраза,выражающая отношение: Блаженное состояние сытости!
Я предлагаю вам сочинить стихотворение с определяющим словом «Педагог». Ваши варианты?
Звучит сигнал рынды.
5 упражнение «Уровень счастья»
Цель: развитие умения вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе.
Почему он так называется? Наверное, все ходят быть счастливыми. Я попрошу вас составить список всего того, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в ваш список было включено все,что стоит благодарности: солнечный день, воё здоровье, здоровье членов вашей семьи, жильё, пища, красота, любовь, мир.
После того, как педагоги выполнили задание,психолог выясняет:
• Кто из педагогов нашел 10 вещей, за которые можно быть благодарным судьбе;
• Кто нашел5;
• Кто не нашел ни одной!
Хотелось бы напомнить вам историю о двух людях, которым показали стакан воды.Один сказал: «Он на половину полон, и я благодарен судьбе за это».Другой сказал: «Он на половину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими двумя людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют.
Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем те, «обманутые»люди, чьи чашки всегда на половину пусты.
Звучит сигнал рынды!
6 Упражнение «Портрет педагога»
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
Материалы: листы ватмана, маркеры, мелки, карандаши.
Инструкция: Делимся на две группы.
Первая группа: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально выгоревшего педагога».
Вторая группа: «Вам предлагается нарисовать или метафорически изобразить портрет эмоционально благополучного педагога».
Далее тренер предлагает каждой подгруппе рассказать о том образе, который у них получился.
После того как участники нарисуют образы данного педагога, тренер предлагает разработать рекомендации по предотвращению или преодолению симптомов эмоционального выгорания.
Далее участники обсуждают результаты своей работы. Задача тренера сделать акцент на значимости внутренних резервов педагога в преодолении профессионального выгорания, на том, что многое зависит от нас самих.
Вы устали, давайте отдохнем.
Упражнение «Водопад»
Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода»психолог спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.» По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.
IV часть. Рефлексия
Упражнение-размышление.
— Уважаемые коллеги! Со своей стороны я хочу прочитать небольшой текст. А вот о его значении задумайтесь, пожалуйста, вы сами.
Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Все эти звезды были разных