Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности гимпель
1
Что такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Тренинг интеллекта. По материалам лекции Амнона Гимпеля
2
3
Что такое СДВ(Г)? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВ(Г) это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность. СДВ(Г) начинается в детстве и может сохраняться во взрослом состоянии. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью одно из наиболее часто встречающихся психических отклонений у детей. Им страдают от 3 до 5% детей, в США называется цифра 2 миллиона детей.
4
Что такое СДВ(Г)? У мальчиков СДВ(Г) встречается в 2-3 раза чаще, чем у девочек. В среднем, в каждом классе есть по крайней мере один ребенок, которому требуется лечение этого заболевания. Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью страдают также около 5% взрослых. Около 60% детей, страдающих СДВ(Г), имеют проявление этого заболевания и во взрослом состоянии.
5
Что такое СДВ(Г)? Симптомы СДВ(Г) у разных больных могут различаться, но им всем в той или иной степени трудно контролировать уровень своей активности (гиперактивность), сдерживаться (импульсивность), и сосредотачиваться (невнимательность). В случаях, когда активность в норме или низка, говорят только о синдроме дефицита внимания (СДВ). Гиперактивность и импульсивность, как правило, уменьшаются с возрастом. У детей, страдающих СДВ(Г), обычно проблемы дома и в школе и очень часто со сверстниками. Есть данные, что если оставить СДВ(Г) без внимания, то в дальнейшем это заболевание препятствует не только учебе в вузе и работе, но и социальному и эмоциональному развитию, вносит вклад в склонность к употреблению наркотиков и асоциальному поведению и повышает риск различных травм.
6
Что такое СДВ(Г)? Среди мальчиков СДВ(Г) встречается примерно в 3 раза чаще, чем у девочек, но у девочек СДВ(Г) чаще проявляется невнимательностью, и, поскольку они, как правило, не ведут «подрывной деятельности» в классе, у них это заболевание чаще остается незамеченным. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью семейное заболевание. У каждого ребенка, страдающего СДВ(Г), обычно есть хотя бы один родственник с той проблемой. По крайне у 1/3 мужчин, которым в детстве был поставлен диагноз СДВ(Г), дети страдают тем же. Еще более явным доказательством того, что заболевание передается генетически, является тот факт, что если у одного из близнецов диагностируется СДВ(Г), то и у другого это заболевание обнаруживается почти всегда.
7
8
Что такое СДВ(Г)? Нельзя с уверенностью утверждать, что в наше время СДВ(Г) встречается чаще, но совершенно ясно, что количество диагнозов СДВ(Г) за последнее десятилетие возросло. Частично это объясняется пристальным интересом к этой проблеме прессы, информированностью родителей и учителей, а также доступностью и эффективностью лечения. Некоторые эксперты считают, что диагноз СДВ(Г) ставят слишком часто, другие что слишком редко. Так что неизвестно, действительно ли число больных СДВ(Г) возросло, и это требует изучения.
9
10
Симптомы СДВ(Г) Синдром дефицита внимания с гиперактивностью протекает по- разному у различных больных, но всегда состоит из невнимательности, гиперактивности и импульсивности.
11
Невнимательность Невнимательным людям очень тяжело сосредоточиться на одном предмете. Им становится скучно, если они выполняют какое-нибудь задание в течение даже нескольких минут. Трудно сознательно, намеренно сконцентрироваться. Им бывает сложно собраться и выполнить рутинную работу. В глаза бросается неугомонность этих детей. Они откладывают дела напоследок, не выполняют свои обязанности, не в состоянии сидеть, когда пришли гости, начинают много дел сразу и ни одного не заканчивают.
12
Гиперактивность Гиперактивные люди всегда в движении. Они не могут сидеть спокойно, снуют, суетятся или беспрестанно о чем-то говорят. Дети, страдающие СДВГ, не могут сидеть спокойно в классе. Иногда они слоняются по классу или ерзают за партой, нервно качают ногой, за все хватаются, стучат карандашом по столу. При этом они могут сильно волноваться.
13
Импульсивность Кажется, что эти люди неспособны подумать прежде, чем что-то сделать. В результате они отвечают на вопрос первое, что придет в голову, позволяют себе неуместные замечании или выбегают на проезжую часть, не посмотрев по сторонам.
14
Сопутствующие проявления СВД(Г) может сопровождаться депрессией, тревожностью, нарушениями поведения и духом противоречия. Некоторые соматические заболевания имеют те же симптомы, что и СВД(Г).
15
Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по DSM-IV. Нарушения внимания 1.Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. 2.Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. 3.Легко отвлекается на посторонние стимулы. 4.Не может до конца закончить поставленную задачу. 5.Слушает, но кажется, что не слышит. 6.Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания. 7.Плохо организован. 8.Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). 9.Забывчив.
16
Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по DSM-IV. Гиперактивность 1.Ребенок суетлив. 2.Неспособен усидеть на одном месте. 3.Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте). 4.Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. 5.Всегда нацелен на движение, ведет себя как «perpetuum mobile». 6.Болтлив.
17
Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по DSM-IV. Импульсивность 7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. 8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим.
18
Как диагностируется СДВ(Г)? Синдром дефицита внимания с гиперактивностью сочетает несколько симптомов, его диагностика иногда вызывает трудности. Многие проявления, подобные СДВ(Г), на самом деле являются просто этапами развития ребенка; в одном возрасте это нормально, в другом нет; более того, то, что нормально для одного ребенка, неприемлемо для другого его сверстника. Часто СДВ(Г) остается незамеченным до 1-го или 2-го класса, когда оказывается, что ребенок не соответствует школьным требованиям. Случается, что диагноз СДВГ ставят взрослому.
19
Как диагностируется СДВ(Г)? Даже у взрослых СДВ(Г) проявляется по-разному, в зависимости от особенностей личности больного. Ребенку или подростку диагноз СДВ(Г) ставится обычно после детального обсуждения симптомов с родителями (возможно, учителями) и самим больным и наблюдения за его поведением. Также собирается информация о возможных о похожих проблемах у его родственников. Врач должен принять во внимание возможность других заболеваний, как соматических, так и психических. Специального теста для диагностики СДВ(Г), как и для большинства психических заболеваний, не существует. Часто предположения о возможном заболевании высказывают учителя.
20
21
Как диагностируется СДВ(Г)? Для оценки неврологического статуса и психологического состояния ребенка изучается его медицинская карта. Ребенку предлагается пройти серию обследований: Осмотр и оценка его зрения, слуха, вербальных и моторных навыков. Если есть вероятность того, что гиперактивность вызвана другим заболеванием, назначают дополнительные исследования.
22
Оценка интеллекта, склонностей, черт характера, способности усваивать информацию Для ребенка школьного возраста это могут сделать родители и учителя. Необходима консультация аллерголога, если есть подозрение на аллергию. У взрослых диагноз СДВ(Г) может быть поставлен только после тщательного клинического обследования.
23
Лечение / коррекция СДВ(Г) Лучшим лечением считается сочетание медикаментозной терапии с психологической коррекцией. Очень важно сотрудничество врачей, учителей и родителей.
24
Методики коррекции Одной из наиболее эффективных методик коррекции является методика Дэйвиса. Эта методика не подавляет в ребёнке особенности его восприятия и необычные способности, нередко присущие детям с СДВ(Г). Суть методики: помочь ребенку освоить механизм «фокусирования» с помощью установления так называемой «точки ориентации». Из этой точки, в силу развитого воображения, он сможет увидеть окружающий мир без искажений. Успешное применение методики Дейвиса позволит избежать несправедливых обвинений в медлительности и отставании, а также даст мощный толчок в развитии скрытых творческих способностей. Когда-то не уверенный в себе человек сможет посмотреть на мир совсем иными глазами и почувствовать в себе огромные творческие силы.
25
Стимуляторы Несмотря на споры о возможных передозировках, основным лечением СДВ(Г) остаются стимуляторы, включая Декседрин, Риталин, Adderall, Cyclert и Dextrostat. Как ни странно на первый взгляд, стимуляторы часто снижают гиперактивность. Врач должен тщательно подобрать дозировку и наблюдать за возможным появлением побочных эффектов. Недавно были одобрены новые формы этих препаратов, которые можно принимать один раз в день.
26
Советы родителям Предпочтительна терапия поведения, особенно если родители научатся специальным приемам, помогающим контролировать поведение ребенка. Часто и ребенка учат специальным техникам, помогающим ему учиться в школе. Необходимо сделать все возможное для повышения самооценки ребенка, ведь из-за дефицита внимания он может неправильно понимать указания и другую информацию, поэтому все вокруг беспрестанно его поправляют. Ребёнка желательно поддерживать во всем, в чем он силен, особенно в спорте и внешкольных занятиях. В комнате ребенка должно быть как можно меньше предметов, игрушки должны быть убраны так, чтобы не отвлекать.
27
28
THE END
Источник
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — состояние, которое диагностируется в детском возрасте. На сегодняшний день нет исчерпывающего ответа на вопрос о точных причинах происхождения этого явления. Есть данные, указывающие на наследственный характер заболевания, некоторые западные специалисты указывают на то, что СДВГ связан с недоразвитием лобных долей головного мозга ребенка. Там же приводится статистика, говорящая о том, что у большинства детей с СДВГ к семи годам лобные доли «дозревают» и не требуется никакого специфического лечения. У 17-30% (по данным статистики в разных странах) детей, даже не смотря на проводимое лечение, синдром дефицита внимания и гиперактивность остаются неизменными на протяжении всей жизни.
Лечение СДВГ
Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).
В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.
Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?
Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.
Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным. Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно. Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ.
Каким должно быть лечение?
- Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.
А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.
Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)
Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.
Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.
Коррекционные и развивающие занятия
Как мы уже отмечали, наиболее эффективным бывает лечение, когда специалисты работают в команде. Наша клиника, где работают и неврологи, и детские психиатры, и клинические психологи имеет возможность организации именно такой комплексной работы с гиперактивным ребенком и его семьей. Развитие и коррекция внимания, памяти, эмоционально-волевого компонента проводится в ходе специальных тренингов, проводимых психологами. Задействованы так же при этом и методы инструментальной терапии: очень хорошие результаты дают сеансы биологической обратной связи, которые помогают ребенку научиться контролировать собственные реакции, чувствовать степень их проявления и управлять ими.
Не случайно мы упомянули выше и о семейной терапии. Помощь родителям гиперактивного ребёнка — неотъемлемая и одна из самых важных составляющих лечения синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Ведь как бы ни старались врачи и психологи, без внимательного, поддерживающего и разумного отношения родителя, достаточного лечебного эффекта не достичь.
Здесь можно выделить 2 вида помощи:
- Информационно-обучающую: когда диагноз только поставлен, а ребенок еще относительно мал и не успели сформироваться вторичный и третичный дефекты. Здесь проводится информирование родителей об особенностях их детей, закономерностях и условиях их обучения и развития. Родители получают нужную информацию и учатся правильно взаимодействовать с ребенком, овладевают приемами, помогающими контролировать его поведение и энергию.
- Собственно, семейная психотерапия, бывает показана, как правило, в более тяжелых случаях. Зачастую это уже семьи, где дети успели «хлебнуть» сполна последствий своего недуга, когда сформировалась школьная дезадаптация, и отношение родителей, в лучшем случае, можно описать как бессилие, а в худшем — обвинение ребенка в тех проблемах, которые имеют место быть. Здесь, кроме психопросветительской помощи, приходится восстанавливать детско-родительские отношения, заново учить принятию собственного ребенка, компенсировать негативные изменения, возникшие в силу несвоевременного лечения СДВГ.
Эффективное лечение СДВГ возможно, когда родитель обращается вовремя, а за дело берутся специалисты.
Если Вы заметили признаки СДВГ в поведении своего ребенка — немедленно обращайтесь за помощью. Ничего страшного, если тревога окажется ложной и Ваши опасения не подтвердятся: это один из тех случаев, когда лучше перестраховаться вовремя.
Позвоните нам сейчас: +7 (966)330-11-66
Источник