Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности гимпель

Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности гимпель thumbnail

Источник

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — состояние, которое диагностируется в детском возрасте. На сегодняшний день нет исчерпывающего ответа на вопрос о точных причинах происхождения этого явления. Есть данные, указывающие на наследственный характер заболевания, некоторые западные специалисты указывают на то, что СДВГ связан с недоразвитием лобных долей головного мозга ребенка. Там же приводится статистика, говорящая о том, что у большинства детей с СДВГ к семи годам лобные доли «дозревают» и не требуется никакого специфического лечения. У 17-30% (по данным статистики в разных странах) детей, даже не смотря на проводимое лечение, синдром дефицита внимания и гиперактивность остаются неизменными на протяжении всей жизни.

Лечение СДВГ

Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).

В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.

Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?

Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.

Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным. Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно. Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ.

Читайте также:  Синдром навязчивых движений у ребенка 8 лет

Лечение СДВГ в клинике доктора МинуткоКаким должно быть лечение?

  • Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.

А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.

Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)

Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.

Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.

Коррекционные и развивающие занятия

Коррекция СДВГКак мы уже отмечали, наиболее эффективным бывает лечение, когда специалисты работают в команде. Наша клиника, где работают и неврологи, и детские психиатры, и клинические психологи имеет возможность организации именно такой комплексной работы с гиперактивным ребенком и его семьей. Развитие и коррекция внимания, памяти, эмоционально-волевого компонента проводится в ходе специальных тренингов, проводимых психологами. Задействованы так же при этом и методы инструментальной терапии: очень хорошие результаты дают сеансы биологической обратной связи, которые помогают ребенку научиться контролировать собственные реакции, чувствовать степень их проявления и управлять ими.

Не случайно мы упомянули выше и о семейной терапии. Помощь родителям гиперактивного ребёнка — неотъемлемая и одна из самых важных составляющих лечения синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Ведь как бы ни старались врачи и психологи, без внимательного, поддерживающего и разумного отношения родителя, достаточного лечебного эффекта не достичь.

Здесь можно выделить 2 вида помощи:

  • Информационно-обучающую: когда диагноз только поставлен, а ребенок еще относительно мал и не успели сформироваться вторичный и третичный дефекты. Здесь проводится информирование родителей об особенностях их детей, закономерностях и условиях их обучения и развития. Родители получают нужную информацию и учатся правильно взаимодействовать с ребенком, овладевают приемами, помогающими контролировать его поведение и энергию.
  • Собственно, семейная психотерапия, бывает показана, как правило, в более тяжелых случаях. Зачастую это уже семьи, где дети успели «хлебнуть» сполна последствий своего недуга, когда сформировалась школьная дезадаптация, и отношение родителей, в лучшем случае, можно описать как бессилие, а в худшем — обвинение ребенка в тех проблемах, которые имеют место быть. Здесь, кроме психопросветительской помощи, приходится восстанавливать детско-родительские отношения, заново учить принятию собственного ребенка, компенсировать негативные изменения, возникшие в силу несвоевременного лечения СДВГ.

Эффективное лечение СДВГ возможно, когда родитель обращается вовремя, а за дело берутся специалисты.

Если Вы заметили признаки СДВГ в поведении своего ребенка — немедленно обращайтесь за помощью. Ничего страшного, если тревога окажется ложной и Ваши опасения не подтвердятся: это один из тех случаев, когда лучше перестраховаться вовремя.

Позвоните нам сейчас:  +7 (966)330-11-66

Источник