Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности

Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности thumbnail

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — состояние, которое диагностируется в детском возрасте. На сегодняшний день нет исчерпывающего ответа на вопрос о точных причинах происхождения этого явления. Есть данные, указывающие на наследственный характер заболевания, некоторые западные специалисты указывают на то, что СДВГ связан с недоразвитием лобных долей головного мозга ребенка. Там же приводится статистика, говорящая о том, что у большинства детей с СДВГ к семи годам лобные доли «дозревают» и не требуется никакого специфического лечения. У 17-30% (по данным статистики в разных странах) детей, даже не смотря на проводимое лечение, синдром дефицита внимания и гиперактивность остаются неизменными на протяжении всей жизни.

Лечение СДВГ

Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).

В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.

Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?

Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.

Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным. Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно. Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ.

Лечение СДВГ в клинике доктора МинуткоКаким должно быть лечение?

  • Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.

А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.

Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)

Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.

Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.

Коррекционные и развивающие занятия

Коррекция СДВГКак мы уже отмечали, наиболее эффективным бывает лечение, когда специалисты работают в команде. Наша клиника, где работают и неврологи, и детские психиатры, и клинические психологи имеет возможность организации именно такой комплексной работы с гиперактивным ребенком и его семьей. Развитие и коррекция внимания, памяти, эмоционально-волевого компонента проводится в ходе специальных тренингов, проводимых психологами. Задействованы так же при этом и методы инструментальной терапии: очень хорошие результаты дают сеансы биологической обратной связи, которые помогают ребенку научиться контролировать собственные реакции, чувствовать степень их проявления и управлять ими.

Не случайно мы упомянули выше и о семейной терапии. Помощь родителям гиперактивного ребёнка — неотъемлемая и одна из самых важных составляющих лечения синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Ведь как бы ни старались врачи и психологи, без внимательного, поддерживающего и разумного отношения родителя, достаточного лечебного эффекта не достичь.

Здесь можно выделить 2 вида помощи:

  • Информационно-обучающую: когда диагноз только поставлен, а ребенок еще относительно мал и не успели сформироваться вторичный и третичный дефекты. Здесь проводится информирование родителей об особенностях их детей, закономерностях и условиях их обучения и развития. Родители получают нужную информацию и учатся правильно взаимодействовать с ребенком, овладевают приемами, помогающими контролировать его поведение и энергию.
  • Собственно, семейная психотерапия, бывает показана, как правило, в более тяжелых случаях. Зачастую это уже семьи, где дети успели «хлебнуть» сполна последствий своего недуга, когда сформировалась школьная дезадаптация, и отношение родителей, в лучшем случае, можно описать как бессилие, а в худшем — обвинение ребенка в тех проблемах, которые имеют место быть. Здесь, кроме психопросветительской помощи, приходится восстанавливать детско-родительские отношения, заново учить принятию собственного ребенка, компенсировать негативные изменения, возникшие в силу несвоевременного лечения СДВГ.

Эффективное лечение СДВГ возможно, когда родитель обращается вовремя, а за дело берутся специалисты.

Если Вы заметили признаки СДВГ в поведении своего ребенка — немедленно обращайтесь за помощью. Ничего страшного, если тревога окажется ложной и Ваши опасения не подтвердятся: это один из тех случаев, когда лучше перестраховаться вовремя.

Позвоните нам сейчас:  +7 (966)330-11-66

Источник

СДВГ и эмоциональный интеллект. Почему мы говорим об этом? В настоящее время подтверждено, что на производительность труда и успешную карьеру, а также на продуктивность учёбы и школьную успеваемость влияет не только когнитивный интеллект, но и эмоциональные аспекты. Поэтому развитие эмоционального интеллекта у детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без неё (СДВГ), крайне важно. 

Существует множество упражнений, помогающих тренировать и оптимально развить эмоциональный интеллект ребёнка ещё в раннем возрасте, и в этой статье мы рассмотрим некоторые из них. 

Читайте также:  Сколько живут в среднем люди с синдромом дауна

Это руководство будет полезно учителям, родителям, родственникам, психологам или воспитателям не только детей с диагнозом СДВГ. Психолог CogniFit («КогниФит») Кристина Мартинес де Тода расскажет вам о том, как в целом можно справиться с эмоциональными проблемами у ребёнка.

СДВГ и эмоциональный интеллект: руководство для учителей и родителей

Упражнения для повышения эмоционального интеллекта детей с СДВГ

Поскольку СДВГ и эмоциональный интеллект тесно связаны, мы представим вам ряд упражнений, которые будут полезны как для одного, так и для другого. Если вы преподаватель, то вы можете делать эти упражнения с учениками на уроке, если вы родитель – выполняйте задания дома вместе с вашими детьми и их друзьями. Ниже мы рассмотрим, как можно тренировать эмоциональный интеллект на уроке, но как мы уже упомянули выше, то же самое можно делать и у себя дома. Рекомендуется играть в эти развивающие игры по меньшей мере в течение четырёх недель.

1-  Игра “привет, как ты себя чувствуешь?”

Эта игра предназначена для улучшения эмоционального интеллекта детей с СДВГ. Учитель и ученики садятся на пол в круг. Учитель начинает игру, задав вопрос ребёнку слева или справа от себя: “Привет, как ты себя чувствуешь?”. Ребёнок должен самостоятельно ответить, как он себя чувствует, при этом до начала игры преподаватель должен объяснить, что отвечать односложно (хорошо, плохо, нормально) на этот вопрос нелья. После этого учитель должен пожать ученику руку, “дать пять”, положить руку на плечо и т.д. (т.е. использовать физический контакт).

Затем ученик, которому учитель задал вопрос, спрашивает то же самое у следующего ребёнка, и так по кругу, пока все дети не расскажут о том, как они себя чувствуют. При этом преподавателю нужно объяснить ученикам, что задавая вопрос, следует быть воспитанным и заботиться о других. Это упражнение также поможет детям почувствовать себя услышанными и любимыми. Преподаватель должен каждый день садиться рядом с другим учеником. Данная игра “тренирует” эмоциональный интеллект и полезна всем детям, но в особенности детям, которым поставлен диагноз СДВГ.

С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

Получите отчёт о прохождении теста на СДВГ в формате pdf за 30-40 минут

2-  Упражнение “нарисованные эмоции”

Как и в первом упражнении, детям и преподавателю необходимо сесть в круг. Учителю понадобится множество круглых картонок со смайликами, изображающими различные эмоции. Особенно важно наличие “весёлых” и “грустных” смайликов, поскольку, как правило, их больше всего выбирают дети.

Также должны обязательно присутствовать рисунки, изображающие эмоцию боли, страха, удивления, гнева, плача, смеха и других.

Учитель начинает игру, выбрав одну картинку. Далее нужно объяснить, почему выбрана именно эта картинка и какую эмоцию она передаёт. Затем это  делает каждый ребёнок – участник игры.

Участие в игре должно быть добровольное, никогда нельзя заставлять ребёнка объяснять свой выбор. Если он захочет, то сам расскажет это своим товарищам. Игра очень полезна в том числе для преподавателя для дальнейшей индивидуальной оценки прогресса каждого ученика. Важно учитывать, что детям с СДВГ подобные упражнения даются сложнее, поэтому для достижения прогресса важно проявить терпение.

3-  Игра “придумай историю”

Это упражнение помогает улучшить эмоциональный интеллект детей, особенно с диагнозом СДВГ, которые демонстрируют больше проблем в эмоциональной сфере.

Для оптимальной игры необходимо проводить её после предварительной работы с двумя первыми упражнениями. В данном случе речь идёт о ролевой игре, поскольку ученику необходимо “погрузиться” в ситуацию, которая ему “досталась”.

Учитель и дети также садятся в круг. Преподаватель кладёт в центр круга 12 карточек рисунками вниз. Все картинки должны быть пронумерованы: 6 карточек белого цвета (соответствуют местам: дом, школа, рынок, больница и т.д.) и 6 карточек голубого цвета (соответствуют смайликам с различными эмоциями – радость, смех, плач, гнев, удивление, боль и т.д.).

Ребёнку нужно выбрать по одной картинке из каждой группы, т.е. в результате каждому месту будет соответствовать определённое выражение лица. В этой игре ребёнок должен представить и объяснить, почему этот человек так себя чувствует в этом месте.

Также в завершение этой игры каждый ребёнок может придумать рассказ, связанный с данной ситуацией.

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

4-  Упражнение “угадай настроение”

Это упражнение для повышения эмоционального интеллекта у детей с синдромом дефицита внимания очень увлекательно. Для этой игры нужны 6 карточек с различными смайлами-эмоциями, сшитые между собой таким образом, чтобы дети могли надеть их на голову, как ленту или бандану. Каждая карточка должна демонстрировать определённую эмоцию. Необходимо случайным образом выбрать 6 детей и попросить каждого из них с помощью выражения лица и тела изобразить эмоцию, которая ему “выпала”.

Также по желанию дети могут рассказать какой-то анекдот или шутку, связанную с этой эмоцией. В разные дни нужно просить сделать это упражнение разных детей.

5-  Игра “Марбл” 

Эта игра, кроме развития эмоционального интеллекта детей с СДВГ также может помочь выявить, существует ли в классе проблема буллинга. Прежде, чем начать игру, учитель должен объяснить детям, как себя чувствуют те, по отношению к которым проявляется неуважение, и наоборот, как себя ощущает человек, когда чувствует хорошее отношение. Желательно, чтобы преподаватель поделился личным реальным или воображаемым опытом – что он чувствовал при хорошем и при плохом отношении. Узнайте, что такое уважение.

Каждому ребёнку нужно дать прозрачный пакетик, в который учитель должен положить 3-4 чёрных марбла (стеклянных шарика) и 6-8 белых. При этом следует объяснить детям, что все люди могут испытывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Чёрные марблы символизируют негативные чувства, а белые – позитивные.

Читайте также:  Дети с синдромом алкогольного плода

Правила игры следующие. Если один ребёнок чем-то обидел другого, пострадавший должен дать обидчику один чёрный марбл. И наоборот, если ребёнок хочет поблагодарить одноклассника за хорошее отношение или поведение, то должен дать товарищу в качестве комплимента белый шар.

Пакетики каждого ученика должна быть видны всем детям и учителю. Можно поместить их в коробку или на стенд.

Вот примеры нескольких упражнений, которые можно выполнять вместе с детьми. Вы можете придумать собственные игры иди адаптировать эти, и использовать их дома.

СДВГ и эмоциональный интеллект: важность оптимизации

Одной из характеристик СДВГ является импульсивность или быстрота ответа. При общении человека, страдающего синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, со своим окружением (семья, учителя, одноклассники, друзья), эта импульсивность или быстрота ответа может привести к тому, что такой человек может неправильно интерпретировать действия окружающих или слишком быстро реагировать на них, не разобравшись.

Дети с СДВГ импульсивны при выражении своих чувств, как положительных, так и отрицательных, также они демонстрируют непереносимость фрустрации. Из-за проблем с анализом и пониманием социальных норм и правил общения, им трудно взаимодействовать с товарищами. При этом сложнее всего им именно принять эти правила, поэтому родителям и учителям детей с СДВГ потребуется много терпения.

Родителя и учителя играют ключевыую роль при работе с эмоциями и поведением с целью улучшения симптоматики СДВГ.

Школьная неуспеваемость – очень тревожная тема для родителей и учителей детей с диагнозом СДВГ. Дети с данным расстройством склонны забрасывать учёбу, показывать низкую продуктивность, могут оставаться на второй год, демонстрируют проблемное или антисоциальное поведение, в крайних случаях их даже могут отчислисть из учебного заведения.

Иногда преподаватели не знают, как взаимодействовать с такими детьми, и, к сожалению, часто вообще не предпринимают никаких действий. Однако данная безынициативность, как и отсутствие чёткой стратегии для всех случаев СДВГ, являются контрпродуктивными стратегиями как для ребёнка, который нуждается в особом подходе к обучению, так и для самого преподавателя. Если не учитывать особенности таких учеников и не использовать необходимые ресурсы и стратегии, это может вызвать у детей серьёзный стресс, и даже привести к синдрому выгорания.

Исследование показывают, что только 5% детей  СДВГ, не получающих адекватную помощь, смогут закончить высшее учебное заведение.

Эмоциональный интеллект становится необходимым дополнением традиционной концепции интеллекта.

Только 5% детей с диагнозом СДВГ могут получить высшее образование

Почему важно повышать эмоциональный интеллект детей с с СДВГ

  • Это позволит детям лучше социализироваться в обществе
  • Это повышает их экстраверсию, с учётом особенности каждого ребёнка
  • Это помогает им смотреть на жизнь более позитивно и справляться в проблемами ассертивно и неконфликтно
  • Это помогает им превращать негативные мысли в позитивные, относиться к проблемам как решаемым, избавиться от пораженческого настроя
  • Это научить обнаруживать и понимать свои чувства и потребности, не пренебрегая интересами своих товарищей
  • Научит делиться материалами, мыслями, идеями, понимать и уважать своих товарищей и их точку зрения
  • Помогает детям постепенно брать на себя обязанности; как в отношении одноклассников, так и школьных материалов

Не только дети с диагнозом СДВГ нуждаются в развитии эмоционального интеллекта. Это необходимо и полезно всем детям с самого раннего возраста: эффективная тренировка эмоционального интеллекта поможет им управлять своими эмоции при взрослении.

Повышать эмоциональный интеллект важно не только для улучшения школьной успеваемости, но и для воспитания в будущем эмоционально здоровых взрослых людей.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник