Травма шоп синдромы у ребенка
ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ, С КОТОРЫМИ У ДЕТЕЙ МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ [!!!] НЕОТЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ СО СТОРОНЫ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА
… внезапные проблемы со стороны шейного отдела позвоночника — одна из наиболее частых причин обращения пациентов к детскому травматологу.
По материалам статьи «Неотложная вертебрология: шейный отдел позвоночника у детей» А.В. Губин, Э.В. Ульрих, А.Ю. Мушкин, С.О. Рябых, А.В. Бурцев, А.Н. Анисимов, Ю.В. Дубоносов, П.В. Очирова; Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова, Курган; Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; Санкт-Петербургский НИИ фтизиопульмонологии; Областная детская клиническая больница им. Красного Креста, Курган; Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина (журнал «Хирургия позвоночника» №3, 2013 [ссылка на источник в конце поста]). Цель публикации — информирование широкого круга специалистов о патологии шейного отдела позвоночника у детей, которая может потребовать неотложных диагностических и лечебных мероприятий для предотвращения угрозы жизни и здоровью пациентов.
Под маской базовых, неспецифических симптомов (боль, кривошея, ограничение движений) может скрываться тяжелая и опасная для жизни и здоровья патология, своевременная диагностика и адекватное лечение которой становятся залогом наиболее благоприятного исхода.
Запомните! Практический врач должен знать о пяти основных патологических состояниях, с которыми у детей могут быть связаны неотложные ситуации со стороны шейного отдела позвоночника (ШОП): [1] травма; [2] манифестация врожденных аномалий развития; [3] системные и генетические заболевания; [4] опухоли и инфекционная деструкция; [5] синдром острой кривошеи и атланто-аксиальное блокирование.
Травма. Травма шеи у детей составляет лишь 2 — 3% от повреждений ШОП у взрослых и характеризуется локальной болью и болезненностью при пальпации остистых отростков, ограничением движений в шее, ригидностью паравертебральных мышц, а при повреждении краниоцервикального перехода — кривошеей. У детей младшего возраста ШОП чаще всего повреждается при автотравме, у школьников – при занятиях спортом. Интенсивность болевого синдрома чаще невысокая, однако и [!!!] ее [боли] отсутствие не должно снимать подозрений на травму. У пациентов школьного возраста повреждения ШОП принципиально не отличаются от таковых у взрослых, хотя у детей до 8 лет чаще поражаются верхне-шейные позвонки. К возрастным особенностям этой зоны относятся: [1] функциональная гипермобильность сустава Крювелье (непарный сустав между передней дугой С1 и зубом С2), [2] физиологическая гипермобильность С2, [3] клиновидность тела С3, [4] более широкое положение суставных площадок С1 (атланта) над суставными площадками С2 (аксиса), [5] формирование синостоза между зубовидным отростком и телом аксиса только к 3 — 6 годам и [6] наличие ядра окостенения апофиза зуба C2. Указанные особенности ошибочно могут трактоваться как травматические изменения, что ведет к соответствующим лечебным ошибкам (физиологическая гипермобильность С2 часто принимается за нестабильность или подвывих, клиновидность тела С3 трактуется как компрессионный перелом, более широкое положение суставных площадок С1 над суставными площадками С2 — как подвывих или даже взрывной перелом атланта — перелом Джефферсона [последний визуализируется на рентгенограмме через рот — суставные поверхности С1 выходят за пределы суставных поверхностей С2 — расширение атланта, феномен образуется за счет низкой рентгенологической плотности латеральных отделов С2]).
подробнее об особенностях строения шейного отдела позвоночника у детей читайте в главе IV из пособия для врачей «Острая кривошея у детей» Губин А.В., Издательство: Н-Л, 2010 [читать]
Повреждения спинного мозга, составляющие 1,99 на 100 000, лишь в 10 % встречаются у детей младше 15 лет, но при этом 60 — 80 % из них локализуется в шейном отделе. Особое внимание уделяется такому повреждению, как синдром SCIWORA (Spinal Cord Injury Without Radiographic Abnormality — повреждение спинного мозга без радиологических изменений), не выявляемому рентгенологически (он часто встречается у детей со спинномозговыми повреждениями — до 75 % случаев). Его выделение не только подчеркивает высокую эластичность детского позвоночника, но и диктует обязательность экстренного проведения МРТ и КТ при наличии неврологической симптоматики без необходимости обычной спондилографии.
Подробнее о синдроме SCIWORA в следующих источниках:
раздел 1.6 «Синдром SCIWORA — особый тип повреждения спинного мозга у детей» из диссертации на соискание ученой степени к.м.н. «Механизмы и особенности клинических проявлений изолированной травмы спинного мозга у детей (экспериментально-клиническое исследование)» Преображенский А.С., Омск, 2016 [читать];
статья «Механизмы изолированной травмы спинного мозга у детей» И.И. Ларькин, В.И. Ларькин, Л.А. Ситко, А.С. Преображенский, С.Б. Злобин, М.М. Катина; Омская государственная медицинская академия; Городская детская клиническая больница № 3, Омск; Многопрофильный центр современной медицины «Евромед», Омск (журнал «Хирургия позвоночника» №2, 2016) [читать];
статья «Синдром Sciwora в практике детского нейрохирурга» И.И. Ларькин, В.И. Ларькин; Кафедра детской хирургии ОмГМА, отделений детской нейрохирургии ГДКБ № 3, г. Омск (журнал «Гений ортопедии» №4, 2005) [читать]
Создание протокола исследования травмы шеи у детей часто обсуждается в зарубежных работах, при этом единство решений отсутствует как в отношении объема обследования, так и необходимости привлечения дополнительных специалистов: считается, что качественно составленный протокол может быть с успехом реализован даже без привлечения нейрохирурга. Тем не менее наличие неврологических нарушений, в том числе кратковременных, однозначно указывает на необходимость исключения или подтверждения неврологической нестабильности.
Запомните! Таким образом, алгоритм обследования при подозрении на травматическое повреждение ШОП представляется следующим: [1] при полном отсутствии симптоматики, но при наличии указания на серьезное механическое воздействие можно ограничиться боковой рентгенограммой; [2] при симптоматическом течении без неврологических расстройств необходимо проведение КТ, а [3] при неврологических проявлениях – и МРТ.
Манифестация врожденных пороков развития шейного отдела позвоночника. Это состояние у детей может наступить после минимального воздействия на шею. Для пороков развития характерно внезапное выявление, связанное с развитием тяжелых осложнений, в том числе при непропорционально малом провоцирующем воздействии. Большинство детей не имеют выраженной кривошеи или клиники, типичной для синдрома Клиппеля — Фейля (СКФ). Тем не менее у них часто встречаются множественные стигмы дизэмбриогенеза, сочетанные пороки различных органов и опорно-двигательного аппарата, косоглазие, глухота, выраженная асимметрия лица, которая может быть как следствием длительно имеющейся кривошеи, так и соответствовать таким генетическим синдромам, как окуло-аурикуло-вертебральная (синдром Голденхара) и цервико-окуло-акустическая дисплазия (синдром Вильденварка). Высокое стояние лопатки (деформация Шпренгеля), особенно двухстороннее, может быть компонентом симптома короткой шеи и в 25 — 35 % случаев сочетается с СКФ. В свою очередь, дети с СКФ в 30% случаев имеют глухоту и деформации ушных раковин; в 2 — 64 % — агенезию одной или мальротацию нормально функционирующей почки; более чем в 50 % — врожденные деформации позвоночника; наиболее часто — высокие шейно-грудные сколиозы, что требует дополнительного рентгенографического исследования. Пороки развития сердца и сосудов (наиболее часто — дефект межжелудочковой перегородки, редко — дефекты межпредсердной перегородки, декстракардия и аортальный стеноз) сочетаются с синдромом Клиппеля — Фейля у 4,2 — 14% детей. Комбинация пороков сердца и ШОП чаще встречается у девочек. Характерно, что большинство родителей не информировано о вероятности наличия у детей тяжелых сопутствующих пороков и осложнений вертебральной аномалии, а подлежащие оперативной коррекции пороки с высоким риском нестабильности не расцениваются специалистами как курабельные или требующие специального наблюдения.
читайте также пост: Конкресценция позвонков и миелоишемия (на laesus-de-liro.livejournal.com) [читать]
Системные и генетические заболевания. Дети с такими заболеваниями относятся к группе риска развития тяжелых, часто неотложных, состояний со стороны ШОП. Так, для синдрома Ларсена характерны гипоплазия и аплазия тел позвонков, которая ведет к быстрому развитию кифоза и миелопатии на фоне сдавления спинного мозга. При синдроме Дауна (трисомия 21-й хромосомы) скрининговое исследование на атланто-аксиальную и атлантоокципитальную нестабильность является обязательным: это связано с повышенной растяжимостью связок и дисплазией зубовидного отростка, частота которого составляет 12 — 17% у детей и до 29% у взрослых пациентов. У 20% больных патология проявляется шейно-затылочной болью, пара- и тетраплегией, клонусами стоп и сенсорными нарушениями. Хорошо известны внезапно возникшие неврологические осложнения и даже смерть на фоне типичной для данного синдрома зубовидной кости, являющейся первично нестабильным пороком развития. При наличии у пациентов болезни Оллье, дисхондроплазии, несовершенного остеогенеза следует помнить о сопутствующих стенозах и деформациях позвоночного канала со сдавлением спинного мозга. При всех указанных состояниях анестезиологи должны знать о вероятности появления или усугубления неврологической симптоматики, провоцируемой запрокидыванием головы при интубации во время оперативных вмешательств: к этому могут вести как стеноз позвоночного канала, так и механическая нестабильность этого отдела позвоночника.
Запомните! При синдроме Дауна скрининговое исследование на атланто-аксиальную и атланто-окципитальную нестабильность является обязательным: это связано с повышенной растяжимостью связок и дисплазией зубовидного отростка. У 20% больных патология проявляется шейно-затылочной болью, пара- и тетраплегией, клонусами стоп и сенсорными нарушениями. Хорошо известны внезапно возникшие неврологические осложнения и даже смерть на фоне типичной для данного синдрома зубовидной кости, являющейся первично нестабильным пороком развития.
Опухолевая и инфекционная деструкция шейных позвонков у детей. Метастатические деструкции шейных позвонков, характерные для взрослых, — большая редкость в педиатрической практике. В то же время другие деструктивные процессы у детей в этой зоне встречаются не так редко, как кажется. Чаще они выявляются при специфических (туберкулезных), реже — при неспецифических спондилитах; нередко — при первичных опухолях и деструктивно-литических поражениях костей при системных заболеваниях, в том числе злокачественных (лейкозы, лимфомы); возможны спонтанные дистрофические рассасывания шейных позвонков или их частей, обычно провоцируемые незначительной травмой. Неспецифичность клинических симптомов (боли, деформация и ограничение движений) и их умеренная выраженность приводят к тому, что при отсутствии настороженности в отношении указанных заболеваний, вместо раннего направления на консультацию в клинику, целенаправленно занимающуюся диагностикой и хирургическим лечением деструктивных костных процессов у детей, пациенты длительно и пассивно, иногда — месяцами, и даже в федеральных (!) учреждениях, подвергаются так называемому динамическому наблюдению, что сопровождается развитием осложнений, избежать которых исходно безусловно реально.
читайте также пост: Туберкулез позвоночника (туберкулезный спондилит) (на laesus-de-liro.livejournal.com) [читать]
читайте также пост: Опухолевые поражения позвонков (на laesus-de-liro.livejournal.com) [читать]
читайте также пост: Травматический спондилит (болезнь Кюммеля-Вернея) (на laesus-de-liro.livejournal.com) [читать]
Синдром острой кривошеи и атлантоаксиальное блокирование. От 10 до 15% всех экстренно госпитализированных травматологических пациентов детского возраста обращаются к врачу из-за резко возникшей острой боли в шее, сопровождающейся патологической установкой головы и ограничением ее движений. Несмотря на достаточно известную симптоматику, этиология и патогенез этого состояния до конца не понятны. Большинство работ сводится к его трактовке как острого атланто-аксиального подвывиха (блокирования), что заведомо концентрирует внимание врачей на чисто механической патологии сегмента С1-C2 и включает стандартный механизм диагностических и лечебных мероприятий: рентгенологическое подтверждение смещения позвонков, наложение вытяжения (вправление) и иммобилизация (воротник). Современные КТ- и МРТ-исследования острой кривошеи у детей в большинстве случаев не подтверждают заинтересованности атланто-аксиального сегмента в страдании, что делает сомнительным представление о высокой распространенности подвывиха C1. При этом подавляющее большинство детей поправляется спонтанно, вне зависимости от лечения. Для атланто-аксиального блокирования характерна клиника острого исчезновения ротационных движений, а сам диагноз требует подтверждения с помощью КТ. Без лечения атланто-аксиальное блокирование быстро переходит в хроническое, не поддающееся консервативной терапии заболевание. Редкая встречаемость таких поражений всегда становится причиной поздней диагностики и длительного поиска лечебного учреждения для помощи.
читайте также пост: Острая кривошея у детей (на laesus-de-liro.livejournal.com) [читать]
по материалам статьи «Неотложная вертебрология: шейный отдел позвоночника у детей» А.В. Губин, Э.В. Ульрих, А.Ю. Мушкин, С.О. Рябых, А.В. Бурцев, А.Н. Анисимов, Ю.В. Дубоносов, П.В. Очирова; Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А. Илизарова, Курган; Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; Санкт-Петербургский НИИ фтизиопульмонологии; Областная детская клиническая больница им. Красного Креста, Курган; Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина (журнал «Хирургия позвоночника» №3, 2013) [читать]
Источник
Здравствуйте! Ребёнок всегда держал головку немного неуверенно, но педиатры говорили что ничего страшного,пройдёт само тк у нас было двоёное обвитие пуповиной и гипоксия.
Делали всё что нам советовали педиатр и невролог (ставили нам ппцнс) курсы массажа, кортексин, постоянные занятия дома, упражнения на мяче, плавали в ванне, но после 6 мес стала замечать что садиться он вообще не собирается, и спина с ручками очень мягкие. Врачи нам постоянно говорили что всё нормально,ничего страшного, это у вас из-за гипоксии и всё позже пройдёт само, ждите. Ждала я до 8месяцев, и после очередного приёма уже нового невролога(а были мы и до этого уже у нескольких разных и все говорили что все нормально) я поняла что бесполезно их слушать и верить им.
Начала сама искать в инете информацию, по всей информации сделали много обследований из которых стало понятно что ноги-руки-спина впринципе нормальные, есть небольшие неврологические отклонения из-за гипоксии и с мозгом тоже впринципе всё хорошо,ничего криминального. По совету подруги мы сходили к мануальному терапевту Эльвире на уралмаше(если кто-то был у неё, то хотелось бы услышать отзывы!!) она сказала что всё дело у нас в шее, что у нас родовая травма,смещение 3 позвонков и всё дело в этом! Я сразу вс это поверила,но решила сделать узи шоп, тк эта женщина особого доверия у меня не внушала и оказалось что у нас проблема с 2 позвонками и «неистинная» кривошея (до этого я про кривошею говорила и нашему педиатру, и всем неврологам и нашей массажистке и ортопеду,который в 8мес нам сказал что ребенку просто лень держать голову ровно)
Сейчас ребёночку 9мес. Он всеми силами пытается отталкиваться от опоры и сидеть сам, но не получается опять же из-за спинки. Пытается ползти и ногами у него это очень хорошо получается! но вот ручки у него как плети и он их делает назад как тюлень и естественно ползти так не может.Переворачивается на живот и обратно, хватает игрушки,играется,перекладывает их, на ножках не стоит, только если сам его держишь,но у меня иногда такое впечатление, как будто так стоять ему больно.. Мы уже были у Власова 2 сеанса, после 1приема эффект был заметен сразу! а вчера, после второго, абсолютно никаких изменений, только голову вбок наклонил( Каждый день занимаемся дома лфк, массаж. Но как только до конца впривим шейку сразу же пойдём к профессиональному массажисту. С четверга пойдём на иглоукалывания (если кто-то делал ребнку, поделитесь впечатлениями!) Электрофорез Власов нам не советует..,но я думаю всё же будем делать и его одновременно с массажем. В умственном развитии мы тоже немного отстаем (не откликается на своё имя, мама, папа, баба, деда не понимает) но нам сказали что это всё из-за шеи, тк нет достаточного притока килорода к мозгу, и как только смещение уберут, ребенок быстро начнет все восполнять.
У меня уже просто отчаяние( в 8.5мес новый невролог нам сказал после всей нашей истории, что ребёнок у нас не больной, а просто недообследованный! И сказал что всё обязательно будет хорошо,но только немного попозже,но обязательно хорошо,без дцп и прочего (потомучто невролог в гос.поликлинике уже нас готовила к тому что у нас будет дцп и ребенок как она надеется научится сам себя обслуживать хотя бы. Но при этом не назначала никакие обследования и тд)
Всё это я написала для того, чтобы поделились опытом те, у кого была подобная ситуация! Хочу услышать что вы делали, обследование, процедуры, к кому ходили и тд! Когда ваш ребенок сел, пополз,встал и пошел. В общем мне интересно всё! всем заранее спасибо за ответы!!
врачей о том, что все будет хорошо нужно начинать слушать, только когда ребенок будет бегать своими ножками по квартире, внятно разговаривать и контактировать с окружающими. А жо этого момента бдить! бдить! и бдить!
У Власова были — это хорошо. Как правило эффект после него возникает сразу, но дальше ничего не меняется. Я бы сказала, что нужно взять этот первый эффект и идти дальше. Иголки мы делали постоянно у Рябиной в 16-ой поликлинике. Ну или обратитесь у Ху Фону в здоровое детство. Я считаю, что иголки дали нам укрепление общего здоровья и расслабили там где надо мыщцы.
Полные курсы реабилитации где-то проходили? в Том же Бонуме, Талисмане???
Была травма шоп, в восемь месяцев не сидел,не ползал,сходили к остеопату,все поправил,в год уже бегала.
Аноним автор темы
Электрофорез Власов нам не советует..,но я думаю всё же будем делать и
Не делайте, не советуют ведь. У вас ребёнок с неврологией выраженной, не надо усугубляить электро лечением, эффект от него сомнительный. У моего сына от фореза были судорожные подёргивания, а он относительно здоров
Не будет счастья — купим дурь!
Ну к Ху Фону идти надо по показаниям. Покажитесь хорошим проверенным неврологам. У нас тоже небольшая кривошея была и слабые мышцы ШОП. Делаем массаж, электрофорез с эуфиллином, парафин на шоп, были у Зарипова 2 раза. Сидит, но не ползает. До 9 мес норма, что не ползет
Вместо электрофореза можно просто мазь втирать, тизоль с эуфиллином. Но конечно, это должен выписать невролог. Сходите к Сабанцевой, например
Мы заметили около 5 мес, когда пара специалистов сказали что есть проблемы в шейном отделе(при чем возможно даже массажист водными упражнениями шею нарушила-как потом сказали вообще неправильно переворачивала-было на видео). Мы много куда ходили, в основном нетрадиционная медицина — в год и два мес пошел. В 5 мес еще не переворачивался. Больше всего думаю помогли иньекции церебралзина у иготерапевта (обкалывание шейного отдела делал), массаж у другого специалиста и остеопаты..
Не надо мне помогать — итак тяжело
Нам тоже инъекции Церебрализина помогли
Вам в здоровое детство к Ароскинд. Пожалела, что раньше ходила к Сабанцевой, потеряли время(((( сейчас активно посещаем здоровое детство, сдвиги есть. Проблема как у вас. Власов помог нам. До него были у Лесич, Зубарева. Толку ноль
была такая же ситуация, в три месяца ребенок не держал голову. Назначили электрофорез, массаж, ничего не помогало. К Власову обратилась с этой проблемой-на следующий день ребенок стал держать головку, из положения лежа на животе стал головку поднимать от кровати. И Власов сказал, что никакой форез и массаж не поможет, так как действительно дело в позвонках. После посещения остеопата дочь стала более активная. Сейчас 4,5 лет уже, все хорошо)
нет,не проходили к сожалению( врачи говорили все само пройдёт, вот я и верила до поры до времени, ребеночек первый,опыта не было(
Делали только 3 курса массажа в клинике и кортексин. лфк и упражнения на мяче дома
а у какого остеопата вы были? и после него что-нибудь делали, массаж, форез, иголки и тд?
каких остеопатов вы посещали?
Спасибо! прочитала про здоровое детство! а какие процедуры вам там делаете??
В 10м не садилась сама, не ползала, не вставала у опоры. Сходили к имполитовой, в этот же вечер села, поползла на коленях и через день встала. . В 3 мес у нее же убрали кривошею
вот у нас тоже после первого посещения были заметны улучшения, после второго вроде есть совсем небольшие улучшения,но зато голову сильно на бок склонять начал( хотя такого давно уже не делал. Всего Власов сказал нужно будет 3 сеанса, посмотрим как все будет после последнего раза)
дайте пожалуста её контакты!
Центр восстановительной медицыны на ясной. Зайдите к ним на сайт. Тел есть. Если пойдете к ней, отпишитесь потом. Я уверена она вам поможет.
лежа на животе голову хорошо удерживает?
я не просто любопытствую, у меня сыну 3, 5 года и он не ходит самостоятельно, не стоит. В 8 месяцев я уже носилась с ним во всю по реабилитациям. Понимаете, после мануальщиков (Власов) и остеопатов сразу-сразу поможет, как многие тут пишут, при незначительных проблемах. Если быстрого эффекта нет, то проблема глубже и нужно начинать землю носом рыть.
У меня так же как у вас, до 6 месяцев все
Говорили всё нормально, и я забегала только в 7 месяцев, так как ребёнок даже не мог удержаться на четвереньках если его поставить так. Проставили курс церебролизина, массажи само собой, занятия на фит боле.
Сел в 9 мес, пополз на четвереньках где то так же. Пошёл в 1,1 год, и то тут поездка на море дала такой хороший сдвиг, а то вообще еле стоял.
С речью — задержка. В год не говорил ни слова. Речь развивается очень медленно по сравнению со сверстниками. Сейчас почти два года, а он даже звукоподражания не правильно говорит.
Прыгать до сих пор не может, много даётся с трудом. Не очень физически активен, приходится стимулировать, иначе люит просто поваляться рядом со мной.
С интелектом проблем нет, всё понимает и знает то что должны знать дети в два года, ну он и усидчивый очень, любит заниматься.
Короче, не всё так страшно. Над проблемами надо конечно работать, но в целом не инвалид и слава богу!
и ни в коем случае не ставьте его на ноги и не пытайтесь водить. пока ребенок не сядет и не поползет сам, водить категорически запрещено.
Записывайтесь в Талисман с начала на консультацию, потом как смогут вас принять на курс реабилитации. В здоровое детство — бегом! (хотя я лично его не люблю, но это мои траблы, знаю что многим там помогают).
Глена Домана — читать! читать всей семьей,
аноним
Короче, не всё так страшно. Над проблемами надо конечно работать, но в целом не инвалид и слава богу!
это понятие очень растяжимое, знаю огромное количество детей, которым месяцами говорили, что все будет хорошо — а потом печальный итог! Нужно не просто беспокоится, а в колокола бить. Вот когда будет все хорошо, и вы будите шажочками гулять со своим малышом по парку, а он вам рассказывать что вокруг видит. Вот тогда и можно сказать — ВСЕ ХОРОШО!
Извиняюсь, что вклиниваюсь в вашу тему. У меня вопрос. Моей дочке 5 месяцев и 20 дней. Она все еще самостоятельно не переворачивается. Только, если ножку зааедешь, она на бочок перемещается и вот из этого положения уже сама перевалиаается на животик. Мне уже бить тревогу? 16 апреля идем к хирургу и неврологу, 17 апреля начинаем второй курс массажа. У врачей претензий к ребенку нет. Все остальное по возрасту.
Источник