Травма и посттравматический синдром практика терапевтической работы
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), также известное как посттравматический стрессовый синдром, развивается у пациентов в ответ на некоторые серьезные травматические события. Это в основном невротическое расстройство, при котором больной человек постоянно испытывает неприятную ситуацию в своих мыслях и снах, испытывает эмоциональное онемение или прилив гнева и часто избегает общества или стимулов, которые напоминают ему о травмирующем событии.
В настоящее время люди рассматривают посттравматическое стрессовое расстройство как состояние, при котором усилия по интеграции травмирующего опыта в повседневный опыт полностью провалились . ПТСР поражает большое количество людей (в большей степени женщин), которые пережили некоторые, но не все, травматические события. Около половины пациентов выздоравливают от острой формы ПТСР в течение шести месяцев, но у других она становится хронической и может страдать десятилетиями или даже стать проблемой на всю жизнь.
История ПТСР
В прошлом посттравматическим стрессовым расстройством занимался известный невролог, психолог и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он искал причины, которые вызвали психические и физические проблемы у многих австро-венгерских солдат после Первой мировой войны . Хотя в то время мнения расходились, Фрейд был убежден, что это было реакцией на непосредственную угрозу жизни солдат на войне.
Много лет спустя американские ученые исследовали изменения в психике солдат после войны во Вьетнаме и Корее, и ПТСР постепенно превратился в отдельный диагноз (1980). С тех пор люди сосредоточились в первую очередь на обстоятельствах, которые приводят к ПТСР, и на вариантах лечения.
Причины ПТСР
Каждый человек по-разному реагирует на отдельные жизненные ситуации, поэтому посттравматическое стрессовое расстройство затрагивает только некоторых людей, подвергающихся критическому переживанию . По словам врачей, существует несколько различных факторов, которые могут повлиять на ПТСР, а именно:
- Внезапный и неожиданный эффект от стрессового стимула
- Жестокий и ужасный опыт из жизни
- Хронический стресс, которому человек подвергается в течение длительного времени
- Психологическое сопротивление жертвы
- Одновременные физические травмы
- Отсутствие социальной поддержки после травматических событий
Развитие ПТСР может происходить как в результате ситуаций, которые угрожают самому пациенту, так и в результате поражения близкого ему человека. Наиболее распространенные ситуации, приводящие к посттравматическому стрессовому расстройству, включают:
- война
- Стихийные бедствия
- Тяжелые травмы и автомобильные аварии
- Пытки и другие акты насилия
- похищение
- изнасилование
- Угрожающая жизни болезнь
- Потеря близкого человека
- Неверность или развод
- Потеря работы
- Неразделенная любовь
Симптомы ПТСР
Пациент, страдающий посттравматическим стрессовым расстройством, рано или поздно испытывает значительные поведенческие изменения . В результате травмирующей ситуации обычно возникает так называемая острая стрессовая реакция, когда человек либо очень подавлен, либо наоборот возбужден и гиперактивен. Однако это состояние обычно проходит в течение нескольких дней.
С другой стороны, посттравматическое стрессовое расстройство может возникнуть через несколько месяцев после травматического события, и его симптомы сохраняются в течение более одного месяца . Длительное беспокойство и гиперчувствительность характерны.
ДРУГИЕ СИМПТОМЫ:
- Неуправляемые памятные воспоминания о травмирующем событии
- Воссоздание события в мечтах
- бессонница
- Проблемы с памятью
- Проблемы с концентрацией
- Горячие вспышки гнева
- Эмоциональное онемение
- Чувство пустоты и безнадежности
- Ускоренное дыхание, потоотделение , расстройство желудка
- Нервные реакции на неожиданные раздражители
В дополнение к посттравматическому стрессовому расстройству могут возникнуть и другие проблемы, такие как депрессия , различные фобии , обсессивно-компульсивное расстройство или генерализованное тревожное расстройство . Трудности постепенно отразятся на личной и профессиональной жизни, уменьшится интерес к прежним увлечениям и появится некоторая эмоциональная жесткость. Алкоголь или наркомания также не редкость.
Диагностика
Чтобы правильно диагностировать посттравматическое стрессовое расстройство, врачи используют специальные критерии и оценивают наличие различных характерных клинических симптомов . Необходимо отличать ПТСР от других (и часто очень похожих) расстройств. Кроме того, однако, это расстройство может быть распознано по снижению уровня кортизола в крови.
В прошлом пациент должен был подвергаться стрессовому событию, которое могло вызвать посттравматическое стрессовое расстройство. Врачи дополнительно оценивают, испытывал ли пациент какой-либо из перечисленных симптомов. Важно заново переживать ситуацию в мыслях и снах , повышенную нервозность при запоминании события, избегая импульсов, которые могут каким-либо образом напомнить о травмирующей ситуации, и повышенную раздражительность. Состояние пациента также часто ухудшается по мере приближения годовщины травматического события.
ПТСР лечение
Хотя некоторые люди испытывают спонтанное улучшение и посттравматическое стрессовое расстройство может со временем исчезнуть, во многих случаях следует начинать лечение. В настоящее время существует два основных варианта, а именно психотерапия и фармакотерапия . Обычно используется комбинация двух методов, поскольку такое лечение дает наилучшие результаты у пациентов, страдающих ПТСР.
Поддержка более широкого круга людей с ограниченными возможностями вокруг них также играет важную роль . Это включает, например, семью, друзей, а также группу поддержки, которую пациент может посещать.
ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ
Лекарственные средства, которые вводят в случае посттравматического стрессового расстройства, представляют собой главным образом антидепрессанты SSRI и MAOI , которые оказывают положительное влияние на нервные импульсы и предотвращают обратный захват серотонина.
Бензодиазепины также могут быть предоставлены в качестве первой помощи, и иногда используются анксиолитики, но они не столь успешны. Любое длительное фармакологическое лечение ПТСР всегда следует использовать с осторожностью, чтобы избежать зависимости.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Лечение посттравматического стрессового расстройства часто направлено на уменьшение основных клинических симптомов и избавление пациента от беспокойства, гнева и дискомфорта. Очень важным компонентом является психотерапия , которая помогает пациенту преодолеть травмирующее событие и реинтегрироваться в повседневную жизнь. В частности, используются поддерживающая психотерапия, психодинамическая психотерапия и когнитивно-поведенческая психотерапия.
Интервью со взрослыми пациентами обычно состоят из трех этапов:
- Оценка текущей ситуации (депрессия, выживаемость при травме …)
- Какой был период до травмы (возможные психические расстройства в семье)
- Интервью о самой травме
Сначала терапевт должен установить отношения с человеком, страдающим посттравматическим стрессовым расстройством, чтобы чувствовать себя в безопасности и иметь возможность говорить о своей проблеме. Он также должен побуждать пациента выражать свои эмоции (гнев, плач…), потому что таким образом он сможет избавиться от напряжения и внутренне прояснить отношение к переживаемой ситуации.
В то же время необходимо постепенно восстанавливать травмирующее событие и вместе искать подходящее решение для ситуации. Терапевт должен помочь пациенту понять, как его симптомы и текущие проблемы связаны с неприятным опытом, который он испытал в прошлом. После этого хорошо, что терапевт и пациент вместе ставят реалистичные цели и сосредотачиваются на их достижении. Невозможно ожидать, что все симптомы исчезнут сразу и смогут функционировать немедленно, как раньше.
ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПАЦИЕНТ САМ?
- Узнайте как можно больше информации о ПТСР
- Обратиться за профессиональной помощью
- Поговорите о своей проблеме со своими близкими
- Импульсы лица, напоминающие травму
- Работа на досуге со стрессом
- Ставьте реалистичные цели
- Избегайте алкоголя и наркотиков
Посттравматическое стрессовое расстройство у детей
К сожалению, даже маленькие пациенты не могут избежать ПТСР, по сообщениям, более 30% детей испытывают некоторые травматические переживания . Чаще всего в этом виноваты жестокое обращение, издевательства, издевательства, автомобильные аварии или нападения животных. Тем не менее, ребенок может также пострадать от ситуаций, в которых он становится свидетелем насилия в отношениях между людьми.
У детей диагностика ПТСР осложняется несколькими факторами. Они включают, например, тенденцию играть проблемы поведенческим образом, неспособность устно выразить внутреннее состояние или стыд или страх того, как будет реагировать окружающая среда. Поэтому психотерапевт должен хорошо проанализировать ситуацию , сосредоточиться на том, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, и выбрать правильное лечение. Это главным образом основано на сочувственном интервью, которое состоит из трех частей:
- Постепенное открытие — маленький ребенок может выразить травму через рисунок или игру
- Интервью о травмирующем событии
- Закрытие — заверение ребенка, что дискомфорт и симптомы носят временный характер, и попытка справиться с травмирующим событием.
Источник
Даты проведения программы в ближайшее время будут определены.
Оставьте, пожалуйста, предварительную заявку и мы вам первому сообшим об этом.
Оставить заявку
На семинар приглашаются психологи, психотерапевты, а также специалисты, оказывающие помощь лицам в трудных жизненных ситуациях.
I ступень. Практика оказания психологической помощи в ситуации острого травматического расстройства
В результате обучения участники смогут:
- получить представление о психологическом содержании травмы и посттравматического стрессового расстройства;
- освоить конкретные методы стабилизации и сопутствующей психологической помощи клиентам в ситуации острой травматизации;
- использовать полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности.
В программе:
- Содержание травмы:
- три составляющие травматического расстройства: травмирующие события, переживания, последствия;
- защитные факторы и факторы риска;
- первичная и вторичная травматизация, травма осознавания;
- типовые травмирующие события и отягощающие условия их протекания;
- виды травмы по времени и тяжести воздействия;
- индивидуальная и групповая травматизация;
- детские травмирующие переживания и их последствия во взрослой жизни.
- Травматическое расстройство как процесс:
- стадии развития травматического расстройства;
- признаки травматизации после кратковременного события (шоковая травма) и после длительного воздействия (боевые действия, тюрьма и т.п.);
- особенности протекания горя в норме и патологии.
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) как последствие:
- симптомы ПТСР: повторяющиеся переживания, избегание стимулов, повышенная возбудимость;
- особенности проявления ПТСР у детей.
- Методы стабилизации травматического расстройства (первый этап трехфазной модели психотерапевтической работы):
- обеспечение внутренней и внешней безопасности клиента;
- психовоспитание, дистанцирование, активация ресурсов (инструменты позитивной терапии, арт-терапии, имажинации);
- работа с агрессивными и пострадавшими частями (злокачественными интроектами);
- проработка неосознаваемых переживаний (техника двусторонней стимуляции).
- Методы сопутствующей психологической помощи в ситуации острой травматизации:
- методы предотвращения паники и вторичной травматизации пострадавших;
- технология психологической поддержки пострадавших: дебрифинг и дефъюзинг;
- специфика оказания психологической помощи детям и подросткам;
- работа с родственниками пострадавших.
II ступень. Практика оказания психологической помощи в ситуации отсроченного травматического расстройства
В результате обучения участники смогут:
- получить представление о содержании отсроченной травмы;
- освоить общую технологию работы с отсроченной травмой;
- освоить конкретные методы психологической помощи клиентам с отсроченным травматическим расстройством.
Внимание! Обучение на II-ой ступени программы базируется на знаниях и навыках, полученных на I-ой ступени. Поэтому обучение на II-ой ступени возможно только после прохождения I-ой ступени.
В программе:
- Введение в технологию оказания психологической помощи:
- три фазы в работе с травматическим расстройством: стабилизация, конфронтация, интеграция;
- механизмы образования и удерживания травмы, нейробиология травмы;
- ВАSK-модель или базовый метод работы с травматическим расстройством.
- Технология снятия травмирующего заряда или вторая фаза — конфронтация:
- варианты проведения конфронтации, практическое освоение навыков;
- особенности применения конфронтации в работе с детьми.
- Третья фаза — интеграция последствий травмы и терапевтической работы в жизненный опыт клиента:
- инструменты когнитивной и поведенческой терапии: анализ поведения, модификация убеждений, техника переориентации, развитие осознанности и стрессоустойчивости и др.
- техники принятия, отпускания и формирования нового образа себя и своего будущего.
- Работа с патологией горевания, освоение техники отпускания и принятия.
- Использования метафорических карт в работе с травмированными людьми.
Формы работы:
мини-лекции, демонстрации, работа в парах, техники психодинамически-имажинативной травматерапии, позитивной, когнитивной, поведенческой и системной семейной терапии, арт-терапии, работа с образами, супервизия.
Внимание!
Обучение проходит в интенсивном режиме, слушатели занимаются по 10 академических часов. Первый день с 11:00 до 20:00. Все последующие дни с 10:00 до 19:00. Объем II-ой ступени — 50 академических часов.
По окончании двух ступеней программы участники получат удостоверение о повышении квалификации в области оказания психологической помощи людям с острыми и отсроченными травматическими расстройствами, подтверждающее право дипломированных специалистов применять освоенные методы и технологии работы на практике. Общий объем программы составляет 100 часов, поэтому ее прохождение является пролонгированным курсом повышения квалификации и учитывается при аттестации специалиста.
Источник
Ëþäìèëà Ïåòðàíîâñêàÿ, ïñèõîëîã, ïåäàãîã è ïóáëèöèñò.
Êàê æå îíà âñå-òàêè ïåðåäàåòñÿ, òðàâìà?
Ïîíÿòíî, ÷òî ìîæíî âñåãäà âñå îáúÿñíèòü «ïîòîêîì», «ïåðåïëåòåíèÿìè», «ðîäîâîé ïàìÿòüþ» è ò. ä. , è, âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî ñîâñåì áåç ìèñòèêè è íå îáîéäåøüñÿ, íî åñëè ïîïðîáîâàòü? Âçÿòü òîëüêî ñàìûé ïîíÿòíûé, ÷èñòî ñåìåéíûé àñïåêò, ðîäèòåëüñêî-äåòñêèå îòíîøåíèÿ, áåç ïîëèòèêè è èäåîëîãèè. Î íèõ ïîòîì êàê-íèáóäü.
Æèâåò ñåáå ñåìüÿ. Ìîëîäàÿ ñîâñåì, òîëüêî ïîæåíèëèñü, æäóò ðåáåíî÷êà. Èëè òîëüêî ðîäèëè. À ìîæåò, äàæå äâîèõ óñïåëè. Ëþáÿò, ñ÷àñòëèâû, ïîëíû íàäåæä. È òóò ñëó÷àåòñÿ êàòàñòðîôà. Ìàõîâèêè èñòîðèè ñäâèíóëèñü ñ ìåñòà è ïîøëè ïåðåìàëûâàòü íàðîä. ×àùå âñåãî ïåðâûìè â æåðíîâà ïîïàäàþò ìóæ÷èíû. Ðåâîëþöèè, âîéíû, ðåïðåññèè ïåðâûé óäàð ïî íèì.
È âîò óæå ìîëîäàÿ ìàòü îñòàëàñü îäíà. Åå óäåë ïîñòîÿííàÿ òðåâîãà, íåïîñèëüíûé òðóä (íóæíî è ðàáîòàòü, è ðåáåíêà ðàñòèòü), íèêàêèõ îñîáûõ ðàäîñòåé. Ïîõîðîíêà, «äåñÿòü ëåò áåç ïðàâà ïåðåïèñêè», èëè ïðîñòî äîëãîå îòñóòñòâèå áåç âåñòåé, òàêîå, ÷òî íàäåæäà òàåò. Ìîæåò áûòü, ýòî è íå ïðî ìóæà, à ïðî áðàòà, îòöà, äðóãèõ áëèçêèõ. Êàêîâî ñîñòîÿíèå ìàòåðè? Îíà âûíóæäåíà äåðæàòü ñåáÿ â ðóêàõ, îíà íå ìîæåò òîëêîì îòäàòüñÿ ãîðþ. Íà íåé ðåáåíîê (äåòè), è åùå ìíîãî âñåãî. Èçíóòðè ðàçäèðàåò áîëü, à âûðàçèòü åå íåâîçìîæíî, ïëàêàòü íåëüçÿ, «ðàñêèñàòü» íåëüçÿ. È îíà êàìåíååò. Çàñòûâàåò â ñòîè÷åñêîì íàïðÿæåíèè, îòêëþ÷àåò ÷óâñòâà, æèâåò, ñòèñíóâ çóáû è ñîáðàâ âîëþ â êóëàê, äåëàåò âñå íà àâòîìàòå. Èëè, òîãî õóæå, ïîãðóæàåòñÿ â ñêðûòóþ äåïðåññèþ, õîäèò, äåëàåò, ÷òî ïîëîæåíî, õîòÿ ñàìà õî÷åò òîëüêî îäíîãî ëå÷ü è óìåðåòü. Åå ëèöî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé çàñòûâøóþ ìàñêó, åå ðóêè òÿæåëû è íå ãíóòñÿ. Åé ôèçè÷åñêè áîëüíî îòâå÷àòü íà óëûáêó ðåáåíêà, îíà ìèíèìèçèðóåò îáùåíèå ñ íèì, íå îòâå÷àåò íà åãî ëåïåò. Ðåáåíîê ïðîñíóëñÿ íî÷üþ, îêëèêíóë åå à îíà ãëóõî âîåò â ïîäóøêó. Èíîãäà ïðîðûâàåòñÿ ãíåâ. Îí ïîäïîëç èëè ïîäîøåë, òåðåáèò åå, õî÷åò âíèìàíèÿ è ëàñêè, îíà êîãäà ìîæåò, îòâå÷àåò ÷åðåç ñèëó, íî èíîãäà âäðóã êàê çàðû÷èò: «Äà, îòñòàíü æå», êàê îòòîëêíåò, ÷òî îí àæ îòëåòèò. Íåò, îíà íå íåãî çëèòñÿ íà ñóäüáó, íà ñâîþ ïîëîìàííóþ æèçíü, íà òîãî, êòî óøåë è îñòàâèë è áîëüøå íå ïîìîæåò.
Òîëüêî âîò ðåáåíîê íå çíàåò âñåé ïîäíîãîòíîé ïðîèñõîäÿùåãî. Åìó íå ãîâîðÿò, ÷òî ñëó÷èëîñü (îñîáåííî åñëè îí ìàë). Èëè îí äàæå çíàåò, íî ïîíÿòü íå ìîæåò. Åäèíñòâåííîå îáúÿñíåíèå, êîòîðîå åìó â ïðèíöèïå ìîæåò ïðèéòè â ãîëîâó: ìàìà ìåíÿ íå ëþáèò, ÿ åé ìåøàþ, ëó÷øå áû ìåíÿ íå áûëî. Åãî ëè÷íîñòü íå ìîæåò ïîëíîöåííî ôîðìèðîâàòüñÿ áåç ïîñòîÿííîãî ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà ñ ìàòåðüþ, áåç îáìåíà ñ íåé âçãëÿäàìè, óëûáêàìè, çâóêàìè, ëàñêàìè, áåç òîãî, ÷òîáû ÷èòàòü åå ëèöî, ðàñïîçíàâàòü îòòåíêè ÷óâñòâ â ãîëîñå. Ýòî íåîáõîäèìî, çàëîæåíî ïðèðîäîé, ýòî ãëàâíàÿ çàäà÷à ìëàäåí÷åñòâà. À ÷òî äåëàòü, åñëè ó ìàòåðè íà ëèöå äåïðåññèâíàÿ ìàñêà? Åñëè åå ãîëîñ îäíîîáðàçíî òóñêëûé îò ãîðÿ, èëè íàïðÿæåíî çâåíÿùèé îò òðåâîãè?
Ïîêà ìàòü ðâåò æèëû, ÷òîáû ðåáåíîê ýëåìåíòàðíî âûæèë, íå óìåð îò ãîëîäà èëè áîëåçíè, îí ðàñòåò ñåáå, óæå òðàâìèðîâàííûé. Íå óâåðåííûé, ÷òî åãî ëþáÿò, íå óâåðåííûé, ÷òî îí íóæåí, ñ ïëîõî ðàçâèòîé ýìïàòèåé. Äàæå èíòåëëåêò íàðóøàåòñÿ â óñëîâèÿõ äåïðèâàöèè. Ïîìíèòå êàðòèíó «Îïÿòü äâîéêà»? Îíà íàïèñàíà â 51. Ãëàâíîìó ãåðîþ ëåò 11 íà âèä. Ðåáåíîê âîéíû, òðàâìèðîâàííûé áîëüøå, ÷åì ñòàðøàÿ ñåñòðà, çàõâàòèâøàÿ ïåðâûå ãîäû íîðìàëüíîé ñåìåéíîé æèçíè, è ìëàäøèé áðàò, ëþáèìîå äèòÿ ïîñëåâîåííîé ðàäîñòè îòåö æèâîé âåðíóëñÿ. Íà ñòåíå òðîôåéíûå ÷àñû. À ìàëü÷èêó òðóäíî ó÷èòüñÿ.
Êîíå÷íî, ó âñåõ âñå ïî-ðàçíîìó. Çàïàñ äóøåâíûõ ñèë ó ðàçíûõ æåíùèí ðàçíûé. Îñòðîòà ãîðÿ ðàçíàÿ. Õàðàêòåð ðàçíûé. Õîðîøî, åñëè ó ìàòåðè åñòü èñòî÷íèêè ïîääåðæêè ñåìüÿ, äðóçüÿ, ñòàðøèå äåòè. À åñëè íåò? Åñëè ñåìüÿ îêàçàëàñü â èçîëÿöèè, êàê «âðàãè íàðîäà», èëè â ýâàêóàöèè â íåçíàêîìîì ìåñòå? Òóò èëè óìèðàé, èëè êàìåíåé, à êàê åùå âûæèòü?
Èäóò ãîäû, î÷åíü òðóäíûå ãîäû, è æåíùèíà íàó÷àåòñÿ æèòü áåç ìóæà. «ß è ëîøàäü, ÿ è áûê, ÿ è áàáà, è ìóæèê». Êîíü â þáêå. Áàáà ñ ÿéöàìè. Íàçîâèòå êàê õîòèòå, ñóòü îäíà. Ýòî ÷åëîâåê, êîòîðûé íåñ-íåñ íåïîñèëüíóþ íîøó, äà è ïðèâûê. Àäàïòèðîâàëñÿ. È ïî-äðóãîìó óæå ïðîñòî íå óìååò. Ìíîãèå ïîìíÿò, íàâåðíîå, áàáóøåê, êîòîðûå ïðîñòî ôèçè÷åñêè íå ìîãëè ñèäåòü áåç äåëà. Óæå ñòàðåíüêèå ñîâñåì, âñå õëîïîòàëè, âñå òàñêàëè ñóìêè, âñå ïûòàëèñü ðóáèòü äðîâà. Ýòî ñòàëî ñïîñîáîì ñïðàâëÿòüñÿ ñ æèçíüþ. Êñòàòè, ìíîãèå èç íèõ ñòàëè íàñòîëüêî ñòàëüíûìè äà, âîò òàêàÿ âîò çâóêîïèñü ÷òî ïðîæèëè î÷åíü äîëãî, èõ è áîëåçíè íå áðàëè, è ñòàðîñòü. È ñåé÷àñ åùå æèâû, äàé èì Áîã çäîðîâüÿ.
 ñàìîì êðàéíåì ñâîåì âûðàæåíèè, ïðè ñàìîì óæàñíîì ñòå÷åíèè ñîáûòèé, òàêàÿ æåíùèíà ïðåâðàùàëàñü â ìîíñòðà, ñïîñîáíîãî óáèòü ñâîåé çàáîòîé. È ïðîäîëæàëà áûòü æåëåçíîé, äàæå åñëè óæå íå áûëî òàêîé íåîáõîäèìîñòè, äàæå åñëè ïîòîì ñíîâà æèëà ñ ìóæåì, è äåòÿì íè÷åãî íå óãðîæàëî. Ñëîâíî çàðîê âûïîëíÿëà.
ßð÷àéøèé îáðàç îïèñàí â êíèãå Ïàâëà Ñàíàåâà «Ïîõîðîíèòå ìåíÿ çà ïëèíòóñîì».
À âîò ÷òî ïèøåò î «Ñòðàøíîé áàáå» Åêàòåðèíà Ìèõàéëîâà («ß ó ñåáÿ îäíà» êíèæêà íàçûâàåòñÿ): «Òóñêëûå âîëîñû, ñæàòûé â íèòî÷êó ðîò , ÷óãóííûé øàã Ñêóïàÿ, ïîäîçðèòåëüíàÿ, áåñïîùàäíàÿ, áåñ÷óâñòâåííàÿ. Îíà âñåãäà ãîòîâà ïîïðåêíóòü êóñêîì èëè îòâåñèòü îïëåóõó: «Íå íàïàñåøüñÿ íà âàñ, ïàðàçèòîâ. Åøü, äàâàé!» . Íè êàïëè ìîëîêà íå âûæàòü èç åå ñîñöîâ, âñÿ îíà ñóõàÿ è æåñòêàÿ » Òàì åùå ìíîãî î÷åíü òî÷íîãî ñêàçàíî, è åñëè êòî íå ÷èòàë ýòè äâå êíèãè, òî íàäî îáÿçàòåëüíî.
Ñàìîå ñòðàøíîå â ýòîé ïàòîëîãè÷åñêè èçìåíåííîé æåíùèíå íå ãðóáîñòü, è íå âëàñòíîñòü. Ñàìîå ñòðàøíîå ëþáîâü. Êîãäà, ÷èòàÿ Ñàíàåâà, ïîíèìàåøü, ÷òî ýòî ïîâåñòü î ëþáâè, î òàêîé âîò èçóðîäîâàííîé ëþáâè, âîò êîãäà ìîðîç-òî ïðîäèðàåò. Ó ìåíÿ áûëà ïîäðóæêà â äåòñòâå, ïîçäíèé ðåáåíîê ìàòåðè, ïîäðîñòêîì ïåðåæèâøåé áëîêàäó. Îíà ðàññêàçûâàëà, êàê åå êîðìèëè, çàæàâ ãîëîâó ìåæäó ãîëåíÿìè è âëèâàÿ â ðîò áóëüîí. Ïîòîìó ÷òî ðåáåíîê áîëüøå íå õîòåë è íå ìîã, à ìàòü è áàáóøêà ñ÷èòàëè, ÷òî íàäî. Èõ òàê ïåðåæèòûé ãîëîä èçíóòðè ãðûç, ÷òî ïëà÷ æèâîé äåâî÷êè, ðîäíîé, ëþáèìîé, ãîëîñ ýòîãî ãîëîäà ïåðåêðûòü íå ìîã.
À äðóãóþ ìîþ ïîäðóæêó ìàìà áðàëà ñ ñîáîé, êîãäà äåëàëà ïîäïîëüíûå àáîðòû. È îíà ïîêàçûâàëà ìàëåíüêîé äî÷êå ïîëíûé êðîâè óíèòàç ñî ñëîâàìè: âîò, ñìîòðè, ìóæèêè-òî, ÷òî îíè ñ íàìè äåëàþò. Âîò îíà, æåíñêàÿ íàøà äîëÿ. Õîòåëà ëè îíà òðàâìèðîâàòü äî÷ü? Íåò, òîëüêî óáåðå÷ü. Ýòî áûëà ëþáîâü.
À ñàìîå óæàñíîå ÷òî ÷åðòû «Ñòðàøíîé áàáû» íîñèò âñÿ íàøà ñèñòåìà çàùèòû äåòåé äî ñèõ ïîð. Ìåäèöèíà, øêîëà, îðãàíû îïåêè. Ãëàâíîå ÷òîáû ðåáåíîê áûë «â ïîðÿäêå». ×òîáû òåëî áûëî â áåçîïàñíîñòè. Äóøà, ÷óâñòâà, ïðèâÿçàííîñòè íå äî ýòîãî. Ñïàñòè ëþáîé öåíîé. Íàêîðìèòü è âûëå÷èòü. Î÷åíü-î÷åíü ìåäëåííî ýòî âûâåòðèâàåòñÿ, à íàì-òî â äåòñòâå ïî ïîëíîé äîñòàëîñü, íÿíüêó, êîòîðàÿ ïîëîâîé òðÿïêîé ïî ëèöó áèëà, êòî íå ñïàë äíåì, î÷åíü õîðîøî ïîìíþ.
Íî îñòàâèì â ñòîðîíå êðàéíèå ñëó÷àè. Ïðîñòî æåíùèíà, ïðîñòî ìàìà. Ïðîñòî ãîðå. Ïðîñòî ðåáåíîê, âûðîñøèé ñ ïîäîçðåíèåì, ÷òî íå íóæåí è íåëþáèì, õîòÿ ýòî íåïðàâäà è ðàäè íåãî òîëüêî è âûæèëà ìàìà è âûòåðïåëà âñå. È îí ðàñòåò, ñòàðàÿñü çàñëóæèòü ëþáîâü, ðàç îíà åìó íå ïîëîæåíà äàðîì. Ïîìîãàåò. Íè÷åãî íå òðåáóåò. Ñàì ñîáîé çàíÿò. Çà ìëàäøèìè ñìîòðèò. Äîáèâàåòñÿ óñïåõîâ. Î÷åíü ñòàðàåòñÿ áûòü ïîëåçíûì. Òîëüêî ïîëåçíûõ ëþáÿò. Òîëüêî óäîáíûõ è ïðàâèëüíûõ. Òåõ, êòî è óðîêè ñàì ñäåëàåò, è ïîë â äîìå ïîìîåò, è ìëàäøèõ óëîæèò, óæèí ê ïðèõîäó ìàòåðè ïðèãîòîâèò. Ñëûøàëè, íàâåðíîå, íå ðàç òàêîãî ðîäà ðàñêàçû ïðî ïîñëåâîåííîå äåòñòâî? «Íàì â ãîëîâó ïðèéòè íå ìîãëî òàê ñ ìàòåðüþ ðàçãîâàðèâàòü!» — ýòî î ñîâðåìåííîé ìîëîäåæè. Åùå áû. Åùå áû. Âî-ïåðâûõ, ó æåëåçíîé æåíùèíû è ðóêà òÿæåëàÿ. À âî-âòîðûõ — êòî æ áóäåò ðèñêîâàòü êðîõàìè òåïëà è áëèçîñòè? Ýòî ðîñêîøü, çíàåòå ëè, ðîäèòåëÿì ãðóáèòü.
Òðàâìà ïîøëà íà ñëåäóþùèé âèòîê.
Íàñòàíåò âðåìÿ, è ñàì ýòîò ðåáåíîê ñîçäàñò ñåìüþ, ðîäèò äåòåé. Ãîäàõ ïðèìåðíî òàê â 60-õ. Êòî-òî òàê áûë «ïðîêàòàí» æåëåçíîé ìàòåðüþ, ÷òî îêàçûâàëñÿ ñïîñîáåí ëèøü âîñïðîèçâîäèòü åå ñòèëü ïîâåäåíèÿ. Íàäî åùå íå çàáûâàòü, ÷òî ìàòåðåé-òî ìíîãèå äåòè íå î÷åíü ñèëüíî è âèäåëè, â äâà ìåñÿöà ÿñëè, ïîòîì ïÿòèäíåâêà, âñå ëåòî ñ ñàäîì íà äà÷å è ò . ä. Òî åñòü «ïðîêàòûâàëà» íå òîëüêî ñåìüÿ, íî è ó÷ðåæäåíèÿ, â êîòîðûõ «Ñòðàøíûõ áàá» çàâñåãäà õâàòàëî.
Íî ðàññìîòðèì âàðèàíò áîëåå áëàãîïîëó÷íûé. Ðåáåíîê áûë òðàâìèðîâàí ãîðåì ìàòåðè, íî âîâñå äóøó åìó íå îòìîðîçèëî. À òóò âîîáùå ìèð è îòòåïåëü, è â êîñìîñ ïîëåòåëè, è òàê õî÷åòñÿ æèòü, è ëþáèòü, è áûòü ëþáèìûì. Âïåðâûå âçÿâ íà ðóêè ñîáñòâåííîãî, ìàëåíüêîãî è òåïëîãî ðåáåíêà, ìîëîäàÿ ìàìà âäðóã ïîíèìàåò: âîò îí. Âîò òîò, êòî íàêîíåö-òî ïîëþáèò åå ïî-íàñòîÿùåìó, êîìó îíà äåéñòâèòåëüíî íóæíà. Ñ ýòîãî ìîìåíòà åå æèçíü îáðåòàåò íîâûé ñìûñë. Îíà æèâåò ðàäè äåòåé. Èëè ðàäè îäíîãî ðåáåíêà, êîòîðîãî îíà ëþáèò òàê ñòðàñòíî, ÷òî è ïîìûñëèòü íå ìîæåò ðàçäåëèòü ýòó ëþáîâü åùå íà êîãî-òî. Îíà ññîðèòñÿ ñ ñîáñòâåííîé ìàòåðüþ, êîòîðàÿ ïûòàåòñÿ îòñòåãàòü âíóêà êðàïèâîé òàê íåëüçÿ. Îíà îáíèìàåò è öåëóåò ñâîå äèòÿ, è ñïèò ñ íèì âìåñòå, è íå íàäûøèòñÿ íà íåãî, è òîëüêî ñåé÷àñ, çàäíèì ÷èñëîì îñîçíàåò, êàê ìíîãîãî îíà ñàìà áûëà ëèøåíà â äåòñòâå. Îíà ïîãëîùåíà ýòèì íîâûì ÷óâñòâîì ïîëíîñòüþ, âñå åå íàäåæäû, ÷àÿíèÿ âñå â ýòîì ðåáåíêå. Îíà «æèâåò åãî æèçíüþ», åãî ÷óâñòâàìè, èíòåðåñàìè, òðåâîãàìè. Ó íèõ íåò ñåêðåòîâ äðóã î äðóãà. Ñ íèì åé ëó÷øå, ÷åì ñ êåì áû òî íè áûëî äðóãèì.
È òîëüêî îäíî ïëîõî îí ðàñòåò. Ñòðåìèòåëüíî ðàñòåò, è ÷òî æå ïîòîì? Íåóæòî ñíîâà îäèíî÷åñòâî? Íåóæòî ñíîâà ïóñòàÿ ïîñòåëü? Ïñèõîàíàëèòèêè òóò áû ìíîãî ÷åãî ñêàçàëè, ïðî ïåðåìåùåííûé ýðîòèçì è âñå òàêîå, íî ìíå ñäàåòñÿ, ÷òî íåò òóò íèêàêîãî ýðîòèçìà îñîáîãî. Ëèøü ðåáåíîê, êîòîðûé íàòåðïåëñÿ îäèíîêèõ íî÷åé è áîëüøå íå õî÷åò. Íàñòîëüêî ñèëüíî íå õî÷åò, ÷òî ó íåãî ðàçóì îòøèáàåò. «ß íå ìîãó óñíóòü, ïîêà òû íå ïðèäåøü». Ìíå êàæåòñÿ, ó íàñ â 60-70-å ýòó ôðàçó ÷àùå ãîâîðèëè ìàìû äåòÿì, à íå íàîáîðîò.
×òî ïðîèñõîäèò ñ ðåáåíêîì? Îí íå ìîæåò íå îòêëèêíóòüñÿ íà ñòðàñòíûé çàïðîñ åãî ìàòåðè î ëþáâè. Ýòî âûâøåå åãî ñèë. Îí ñ÷àñòëèâî ñëèâàåòñÿ ñ íåé, îí çàáîòèòñÿ, îí áîèòñÿ çà åå çäîðîâüå. Ñàìîå óæàñíîå êîãäà ìàìà ïëà÷åò, èëè êîãäà ó íåå áîëèò ñåðäöå. Òîëüêî íå ýòî. «Õîðîøî, ÿ îñòàíóñü, ìàìà. Êîíå÷íî, ìàìà, ìíå ñîâñåì íå õî÷åòñÿ íà ýòè òàíöû». Íî íà ñàìîì äåëå õî÷åòñÿ, âåäü òàì ëþáîâü, ñàìîñòîÿòåëüíàÿ æèçíü, ñâîáîäà, è îáû÷íî ðåáåíîê âñå-òàêè ðâåò ñâÿçü, ðâåò áîëüíî, æåñòêî, ñ êðîâüþ, ïîòîìó ÷òî äîáðîâîëüíî íèêòî íå îòïóñòèò. È óõîäèò, óíîñÿ ñ ñîáîé âèíó, à ìàòåðè îñòàâëÿÿ îáèäó. Âåäü îíà «âñþ æèçíü îòäàëà, íî÷åé íå ñïàëà». Îíà âëîæèëà âñþ ñåáÿ, áåç îñòàòêà, à òåïåðü ïðåäúÿâëÿåò âåêñåëü, à ðåáåíîê íå æåëàåò ïëàòèòü. Ãäå ñïðàâåäëèâîñòü? Òóò è íàñëåäñòâî «æåëåçíîé» æåíùèíû ïðèãîæäàåòñÿ, â õîä èäóò ñêàíäàëû, óãðîçû, äàâëåíèå. Êàê íè ñòðàííî, ýòî íå õóäøèé âàðèàíò. Íàñèëèå ïîðîæäàåò îòïîð è ïîçâîëÿåò-òàêè îòäåëèòüñÿ, õîòü è ïîíåñÿ ïîòåðè.
Íåêîòîðûå âåäóò ñâîþ ðîëü òàê èñêóñíî, ÷òî ðåáåíîê ïðîñòî íå â ñèëàõ óéòè. Çàâèñèìîñòü, âèíà, ñòðàõ çà çäîðîâüå ìàòåðè ïðèâÿçûâàþò òûñÿ÷àìè ïðî÷íåéøèõ íèòåé, ïðî ýòî åñòü ïüåñà Ïòóøêèíîé «Ïîêà îíà óìèðàëà», ïî êîòîðîé ãîðàçäî áîëåå ëåãêèé ôèëüì ñíÿò, òàì Âàñèëüåâà ìàìó èãðàåò, à ßíêîâñêèé ïðåòåíäåíòà íà äî÷ü. Êàæäûé Íîâûé ãîä ïîêàçûâàþò, íàâåðíîå, âèäåëè âñå. À ëó÷øèé ñ òî÷êè çðåíèÿ ìàòåðè âàðèàíò, åñëè äî÷ü âñå æå ñõîäèò íåíàäîëãî çàìóæ è îñòàíåòñÿ ñ ðåáåíêîì. È òîãäà ñëàäêîå åäèíåíèå ìîæíî ïåðåíåñòè íà âíóêà è äëèòü äàëüøå, è, åñëè ïîâåçåò, õâàòèò äî ñàìîé ñìåðòè.
È ÷àñòî õâàòàåò, ïîñêîëüêó ýòî ïîêîëåíèå æåíùèí ãîðàçäî ìåíåå çäîðîâî, îíè ÷àñòî óìèðàþò íàìíîãî ðàíüøå, ÷åì èõ ìàòåðè, ïðîøåäøèå âîéíó. Ïîòîìó ÷òî ñòàëüíîé áðîíè íåò, à óäàðû îáèäû ðàçðóøàþò ñåðäöå, îñëàáëÿþò çàùèòó îò ñàìûõ ñòðàøíûõ áîëåçíåé. ×àñòî ñâîè íåïîëàäêè ñî çäîðîâüåì íà÷èíàþò èñïîëüçîâàòü êàê íåîñîçíàííóþ ìàíèïóëÿöèþ, à ïîòîì òðóäíî íå çàèãðàòüñÿ, è âäðóã âñå îêàçûâàåòñÿ ïî íàñòîÿùåìó ïëîõî. Ïðè ýòîì ñàìè îíè âûðîñëè áåç ìàòåðèíñêîé âíèìàòåëüíîé íåæíîé çàáîòû, à çíà÷èò, çàáîòèòüñÿ î ñåáå íå ïðèâûêëè è íå óìåþò, íå ëå÷àòñÿ, íå óìåþò ñåáÿ áàëîâàòü, äà, ïî áîëüøîìó ñ÷åòó, íå ñ÷èòàþò ñåáÿ òàêîé óæ áîëüøîé öåííîñòüþ, îñîáåííî åñëè çàáîëåëè è ñòàëè «áåñïîëåçíû».
Íî ÷òî-òî ìû âñå î æåíùèíàõ, à ãäå æå ìóæ÷èíû? Ãäå îòöû? Îò êîãî-òî æå íàäî áûëî äåòåé ðîäèòü?
Ñ ýòèì ñëîæíî. Äåâî÷êà è ìàëü÷èê, âûðîñøèå áåç îòöîâ, ñîçäàþò ñåìüþ. Îíè îáà ãîëîäíû íà ëþáîâü è çàáîòó. Îíà îáà íàäåþòñÿ ïîëó÷èòü èõ îò ïàðòíåðà. Íî åäèíñòâåííàÿ ìîäåëü ñåìüè, èçâåñòíàÿ èì ñàìîäîñòàòî÷íàÿ «áàáà ñ ÿéöàìè», êîòîðîé, ïî áîëüøîìó ñ÷åòó, ìóæèê íå íóæåí. Òî åñòü êëàññíî, åñëè åñòü, îíà åãî ëþáèò è âñå òàêîå. Íî ïî-íàñòîÿùåìó îí íè ê ÷åìó, íå ïðèøåé êîáûëå õâîñò, ðîçî÷êà íà òîðòå. «Ïîñèäè, äîðîãîé, â ñòîðîíêå, ôóòáîë ïîñìîòðè, à òî ìåøàåøü ïîëû ìûòü. Íå èãðàé ñ ðåáåíêîì, òû åãî ðàçãóëèâàåøü, ïîòîì íå óñíåò. Íå òðîãàé, òû âñå èñïîðòèøü. Îòîéäè, ÿ ñàìà» È âñå â òàêîì äóõå. À ìàëü÷èêè-òî òîæå ìàìàìè âûðàùåíû. Ñëóøàòüñÿ ïðèâûêëè. Ïñèõîàíàëèòèêè áû îòìåòèëè åùå, ÷òî ñ îòöîì çà ìàìó íå êîíêóðèðîâàëè è ïîòîìó ìóæ÷èíàìè ñåáÿ íå ïî÷óâñòâîâàëè. Íó, è ÷èñòî ôèçè÷åñêè â òîì æå äîìå íåðåäêî ïðèñóòñòâîâàëà ìàòü æåíû èëè ìóæà, à òî è îáå. À êóäà äåâàòüñÿ? Ïîäè òóò ïîáóäü ìóæ÷èíîé
Íåêîòîðûå ìóæ÷èíû íàõîäèëè âûõîä, ñòàíîâÿñü «âòîðîé ìàìîé». À òî è åäèíñòâåííîé, ïîòîìó ÷òî ñàìà ìàìà-òî, êàê ìû ïîìíèì, «ñ ÿéöàìè» è æåëåçîì ïîãðîìûõèâàåò.  ñàìîì õîðîøåì âàðèàíòå ïîëó÷àëîñü ÷òî-òî âðîäå ïàïû äÿäè Ôåäîðà: ìÿãêèé, çàáîòëèâûé, ÷óòêèé, âñå ðàçðåøàþùèé.  ïðîìåæóòî÷íîì òðóäîãîëèê, êîòîðûé ïðîñòî ñáåãàë íà ðàáîòó îò âñåãî îò ýòîãî.  ïëîõîì — àëêîãîëèê. Ïîòîìó ÷òî ìóæ÷èíå, êîòîðûé äàðîì íå íóæåí ñâîåé æåíùèíå, êîòîðûé âñå âðåìÿ ñëûøèò òîëüêî «îòîéäè, íå ìåøàé», à ÷åðåç çàïÿòóþ «÷òî òû çà îòåö, òû ñîâåðøåííî íå çàíèìàåøüñÿ äåòüìè» (÷èòàé «íå çàíèìàåøüñÿ òàê, êàê ß ñ÷èòàþ íóæíûì»), îñòàåòñÿ èëè ïîìåíÿòü æåíùèíó à íà êîãî, åñëè âñå âîêðóã ïðèìåðíî òàêèå? èëè óéòè â çàáûòüå.
Ñ äðóãîé ñòîðîíû, ñàì ìóæ÷èíà íå èìååò íèêàêîé âíÿòíîé ìîäåëè îòâåòñòâåííîãî îòöîâñòâà. Íà èõ ãëàçàõ èëè â ðàññêàçàõ ñòàðøèõ ìíîæåñòâî îòöîâ ïðîñòî âñòàëè îäíàæäû óòðîì è óøëè è áîëüøå íå âåðíóëèñü. Âîò òàê âîò ïðîñòî. È íè÷åãî, íîðìàëüíî. Ïîýòîìó ìíîãèå ìóæ÷èíû ñ÷èòàëè ñîâåðøåííî åñòåñòâåííûì, ÷òî, óõîäÿ èç ñåìüè, îíè ïåðåñòàâàëè èìåòü ê íåé îòíîøåíèå, íå îáùàëèñü ñ äåòüìè, íå ïîìîãàëè. Èñêðåííå ñ÷èòàëè, ÷òî íè÷åãî íå äîëæíû «ýòîé èñòåðè÷êå», êîòîðàÿ îñòàëàñü ñ èõ ðåáåíêîì, è íà êàêîì-òî ãëóáèííîì óðîâíå, ìîæåò, áûëè è ïðàâû, ïîòîìó ÷òî íåðåäêî æåíùèíû ïðîñòî þçàëè èõ, êàê îñåìåíèòåëåé, è äåòè áûëè èì íóæíåå, ÷åì ìóæèêè. Òàê ÷òî åùå âîïðîñ, êòî êîìó äîëæåí. Îáèäà, êîòîðóþ ÷óâñòâîâàë ìóæ÷èíà, ïîçâîëÿëà ëåãêî äîãîâîðèòüñÿ ñ ñîâåñòüþ è çàáèòü, à åñëè ýòîãî íå õâàòàëî, òàê âîò âåäü âîäêà âñþäó ïðîäàåòñÿ.
Îõ, ýòè ðàçâîäû ñåìèäåñÿòûõ — áîëåçíåííûå, æåñòîêèå, ñ çàïðåòîì âèäåòüñÿ ñ äåòüìè, ñ ðàçðûâîì âñåõ îòíîøåíèé, ñ îñêîðáëåíèÿìè è îáâèíåíèÿìè. Ìó÷èòåëüíîå ðàçî÷àðîâàíèå äâóõ íåäîëþáëåííûõ äåòåé, êîòîðûå òàê õîòåëè ëþáâè è ñ÷àñòüÿ, ñòîëüêî íàäåæä âîçëàãàëè äðóã íà äðóãà, à îí/îíà îáìàíóë/à, âñå íå òàê, ñâîëî÷ü, ñóêà, ìðàçü Îíè íå óìåëè íàëàæèâàòü â ñåìüå êðóãîâîðîò ëþáâè, êàæäûé áûë ãîëîäåí è õîòåë ïîëó÷àòü, èëè õîòåë òîëüêî îòäàâàòü, íî çà ýòî âëàñòè. Îíè ñòðàøíî áîÿëèñü îäèíî÷åñòâà, íî èìåííî ê íåìó øëè, ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî, êðîìå îäèíî÷åñòâà íèêîãäà íè÷åãî íå âèäåëè.
 ðåçóëüòàòå îáèäû, äóøåâíûå ðàíû, åùå áîëüøå ðàçðóøåííîå çäîðîâüå, æåíùèíû åùå áîëüøå çàöèêëèâàþòñÿ íà äåòÿõ, ìóæ÷èíû åùå áîëüøå ïüþò.
Ó ìóæ÷èí íà âñå ýòî íàêëàäûâàëàñü èäåíòèôèêàöèÿ ñ ïîãèáøèìè è èñ÷åçíóâøèìè îòöàìè. Ïîòîìó ÷òî ìàëü÷èêó íàäî, æèçíåííî íåîáõîäèìî ïîõîäèòü íà îòöà. À ÷òî äåëàòü, åñëè åäèíñòâåííîå, ÷òî î íåì èçâåñòíî ÷òî îí ïîãèá? Áûë î÷åíü ñìåëûì, äðàëñÿ ñ âðàãàìè è ïîãèá? Èëè òîãî õóæå èçâåñòíî òîëüêî, ÷òî óìåð? È î íåì â äîìå íå ãîâîðÿò, ïîòîìó ÷òî îí ïðîïàë áåç âåñòè, èëè áûë ðåïðåññèðîâàí? Ñãèíóë âîò è âñÿ èíôîðìàöèÿ? ×òî îñòàåòñÿ ìîëîäîìó ïàðíþ, êðîìå ñóèöèäàëüíîãî ïîâåäåíèÿ? Âûïèâêà, äðàêè, ñèãàðåòû ïî òðè ïà÷êè â äåíü, ãîíêè íà ìîòîöèêëàõ, ðàáîòà äî èíôàðêòà. Ìîé îòåö áûë â ìîëîäîñòè ìîíòàæíèê-âûñîòíèê. Ëþáèìàÿ ôèøêà áûëà ðàáîòàòü íà âûñîòå áåç ñòðàõîâêè. Íó, è âñå îñòàëüíîå òîæå, âûïèâêà, êóðåíèå, ÿçâà. Ðàçâîä, êîíå÷íî, è íå îäèí.  50 ëåò èíôàðêò è ñìåðòü. Åãî îòåö ïðîïàë áåç âåñòè, óøåë íà ôðîíò åùå äî ðîæäåíèÿ ñûíà. Íåèçâåñòíî íè÷åãî, êðîìå èìåíè, íè îäíîé ôîòîãðàôèè, íè÷åãî.
Âîò â òàêîì ïðèìåðíî àíòóðàæå ðàñòóò äåòêè, òðåòüå óæå ïîêîëåíèå.
 ìîåì êëàññå áîëüøå, ÷åì ó ïîëîâèíû äåòåé ðîäèòåëè áûëè â ðàçâîäå, à èç òåõ, êòî æèë âìåñòå, ìîæåò áûòü, òîëüêî â äâóõ èëè òðåõ ñåìüÿõ áûëî ïîõîæå íà ñóïðóæåñêîå ñ÷àñòüå. Ïîìíþ, êàê ìîÿ èíñòèòóòñêàÿ ïîäðóãà ðàññêàçûâàëà, ÷òî åå ðîäèòåëè â îáíèìêó ñìîòðÿò òåëåâèçîð è öåëóþòñÿ ïðè ýòîì. Åé áûëî 18, ðîäèëè åå ðàíî, òî åñòü ðîäèòåëÿì áûëî 36-37. Ìû âñå áûëè èçóìëåíû. Íåíîðìàëüíûå, ÷òî ëè? Òàê íå áûâàåò!
Åñòåñòâåííî, ñîîòâåòñòâóþùèé íàáîð ñëîãàíîâ: «Âñå ìóæèêè ñâîëî÷è», «Âñå áàáû ñóêè», «Õîðîøåå äåëî áðàêîì íå íàçîâóò». À ÷òî, æèçíü ïîäòâåðæäàëà. Êóäà íè ãëÿíü
Íî ñëó÷èëîñü è õîðîøåå.  êîíöå 60-õ ìàòåðè ïîëó÷èëè âîçìîæíîñòü ñèäåòü ñ äåòüìè äî ãîäà. Îíè áîëüøå íå ñ÷èòàëèñü ïðè ýòîì òóíåÿäêàìè. Âîò êîìó áû ïàìÿòíèê ïîñòàâèòü, òàê àâòîðó ýòîãî íîâîââåäåíèÿ. Íå çíàþ òîëüêî, êòî îí. Êîíå÷íî, â ãîä âñå ðàâíî ïðèõîäèëîñü îòäàâàòü, è ýòî òðàâìèðîâàëî, íî ýòî óæå íåñîïîñòàâèìî, è îá ýòîé òðàâìå â ñëåäóþùèé ðàç. À òàê-òî äåòè ñ÷àñòëèâî ìèíîâàëè ñàìóþ ñòðàøíóþ óãðîçó äåïðèâàöèè, ñàìóþ êàëå÷àùóþ äî ãîäà. Íó, è îáû÷íî íàðîä êðóòèëñÿ åùå ïîòîì, òî ìàìà îòïóñê âîçüìåò, òî áàáóøêè ïî î÷åðåäè, åùå âûèãðûâàëè ÷óòîê. Òàêàÿ âîò èãðà ïîñòîÿííàÿ áûëà ñåìüÿ ïðîòèâ «ïîäñòóïàþùåé íî÷è», ïðîòèâ «Ñòðàøíîé áàáû», ïðîòèâ æåëåçíîé ïÿòêè Ðîäèíû-ìàòåðè. Òàêèå êîøêè-ìûøêè.
À åùå ñëó÷èëîñü õîðîøåå îòäåëüíî æèëüå ñòàëî ïîÿâëÿòüñÿ. Õðóùîáû ïðåñëîâóòûå. Òîæå ïîñòàâèì êîãäà-íèáóäü ïàìÿòíèê ýòèì õëèïêèì áåòîííûì ñòåíî÷êàì, êîòîðûå îãðîìíóþ ðîëü âûïîëíèëè ïðèêðûëè íàêîíåö ñåìüþ îò âñåâèäÿùåãî îêà ãîñóäàðñòâà è îáùåñòâà. Õîòü è ñëûøíî áûëî âñå ñêâîçü íèõ, à âñå æ êàêàÿ-íèêàêàÿ àâòîíîìèÿ. Ãðàíèöà. Çàùèòà. Áåðëîãà. Øàíñ íà âîññòàíîâëåíèå.
Òðåòüå ïîêîëåíèå íà÷èíàåò ñâîþ âçðîñëóþ æèçíü ñî ñâîèì íàáîðîì òðàâì, íî è ñî ñâîèì äîâîëüíî áîëüøèì ðåñóðñîì. Íàñ ëþáèëè. Ïóñòü íå òàê, êàê âåëÿò ïñèõîëîãè, íî èñêðåííå è ìíîãî. Ó íàñ áûëè îòöû. Ïóñòü ïüþùèå è/èëè «ïîäêàáëó÷íèêè» è/èëè «áðîñèâøèå ìàòü êîçëû» â áîëüøèíñòâå, íî ó íèõ áûëî èìÿ, ëèöî è îíè íàñ òîæå ïî ñâîåìó ëþáèëè. Íàøè ðîäèòåëè íå áûëè æåñòîêè. Ó íàñ áûë äîì, ðîäíûå ñòåíû.
Íå ó âñå âñå îäèíàêîâî, êîíå÷íî, áûëè ñåìüå áîëåå è ìåíåå ñ÷àñòëèâûå è áëàãîïîëó÷íûå.
Íî â îáùåì è öåëîì.
Êîðî÷å, ñ íàñ ïðè÷èòàåòñÿ.
Ïðîäîëæåíèå â ñëåäóþùåì ïîñòå.
Источник