Топическая классификация нейропсихологических синдромов по лурии

Топическая классификация нейропсихологических синдромов по лурии thumbnail

Принцип
классификации
– топический,
т.е.
выделение области поражения мозга –
морфологической основы нейропсихологического
фактора.

Группы
Нп синдромов

Синдромы
поражения

корковых
отделов

больших
полушарий мозга

Синдромы
поражения глубинных

подкорковых
структур
мозга

С.
поражения латеральной коры

С.
поражения задних
отделов коры

мозга

С.
поражения неспецифических структур

С.
поражения базальной коры

С.
поражения передних
отделов

больших полушарий

С.
поражения срединных комиссур
(мозолистого тела и др.)

С.
поражения медиальной коры

С.
поражения структур в глубине полушарий
(базальных ядер и др.)

Нейропсихологические синдромы (при локальных поражениях головного мозга)

п/п

Синдром

Варианты

синдрома

Проявления

Синдромы
поражения задних
отделов коры

мозга

1

Поражения затылочных

и затылочно-теменных

отделов
коры (в структуре этих синдромов —
расстройства гностических, мнестических,
интеллектуальных, двигательных и
речевых функций, обусловленные
нарушениями зрительного и
зрительно-пространственного факторов)

Нарушения
зрительно-перцептивной деятельности
в виде зрительных
агнозий
(предметной,
симультанной, цветовой, лицевой,
буквенной, оптико-пространственной).

Буквенная агнозия
при поражении в левом полушарии ведет
к оптической
алексии

(дислексии).

Нарушения зрительной
памяти и зрительных представлений.

Нарушения
зрительно-пространственного анализа
и синтеза.

Оптико-мнестическая
(амнестическая) афазия

(трудности в припоминании слов,
обозначающих конкретные предметы).

2

Поражения
теменных долей


основе – нарушения кожно-кинестетических
факторов; в структуре С. – гностические,
мнестические, двигательные и речевые
нарушения, связанные с распадом
тактильных симультанных синтезов).

А) Нижнетеменной С.

Тактильные
агнозии:
астереогноз;
пальцевая агнозия; тактильная алексия

(невозможность опознания букв и цифр,
«написанных на коже»)

Афферентная
(кинестетическая) апраксия и афазия

Б) Верхнетеменной С.

Соматоагнозия
– нарушение
«схемы тела»

Гностические
нарушения в виде ложных соматических
образов. При правостороннем поражении
анозогнозия
(отсутствие восприятия собственных
дефектов).

3

Поражения

височных отделов

А)
С. поражения латеральных отделов
височной области (зоны Вернике)

Слуховая агнозия

Сенсорная
афазия

Б)
С. поражения «внеядерных» конвекситальных
отделов височной области

Акустико-мнестическая
афазия

(при левополушарной локализации)

Нарушение
слуховой невербальной памяти (при
правополушарной локализации)

В)
С. поражения медиальных отделов
височной области

Модально-неспецифическое
нарушение памяти

Нарушение
сознания как обобщенного отражения
человеком текущей ситуации в ее
взаимосвязи с прошлым и будущим и
самого себя в данной ситуации.

Г)
С. поражения базальных отделов височной
области

Нарушение
слухоречевой памяти из-за повышенной
тормозимости следов в условиях
интерференции.

п/п

Синдром

Варианты
синдрома

Проявления

4

Поражения
зоны ТРО —
височно-теменно-затылочных
отделов коры

Трудности ориентации
во внешнем зрительном пространстве
(особенно в право-левых координатах).
Конструктивная
апраксия + зеркальное копирование
букв = пространственная апрактоагнозия.

Нарушения сложных
интеллектуальных функций.
Семантическая афазия

(непонимание логико-грамматических
конструкций). Распад понимания
разрядного строения чисел (акалькулия),
счетных операций. Трудности решения
наглядно-образных задач. При локализации
очага поражения в правом полушарии
нет семантической афазии, но
пространственные нарушения есть.

С.
поражения передних
отделов
больших
полушарий

5

Поражения

лобных отделов

А)
С. нарушения динамической составляющей
движений и действий при поражении
заднелобных отделов

Кинетическая
апраксия

Эфферентная
моторная афазия

Нарушение
динамики протекания интеллектуальных
и мнестических процессов

Б)
С. нарушения регуляции, программирования
и контроля деятельности при поражении
префронтальных отделов

Регуляторная
апраксия

Динамическая
афазия

Инактивность

Нарушение
целенаправленности в разных видах
деятельности

В) С. эмоционально-личностных
и мнестических расстройств при
поражении базальных отделов лобных
долей

Нарушение
нейродинамических параметров
деятельности — сочетание импульсивности
и ригидности психических процессов

Г)
С. нарушения памяти и сознания при
поражении медиальных отделов лобных
долей

Дезориентировка в
пространстве и во времени, в своем
заболевании и в собственной личности

Модально-неспецифические
нарушения отсроченного воспризведения
информации

Д)
С. поражения глубинных отделов лобных
долей

Грубое нарушение
целенаправленности поведения

Замена
актуального и адекватного выполнения
деятельности системными персеверациями
и стереотипиями

п/п

Синдром

Варианты
синдрома

Проявления

6

Поражения

гипоталамической

области

Модально-неспецифические
амнестические расстройства.

Нарушения
сознания

7

«Расщепленного
мозга»

(при
поражении мозолистого тела – нарушения
синтеза и перевода информации в другое
полушарие)

А)
С. аномии

Нарушение называния
стимулов, поступающих в правое полушарие

Б)
С. дископии-дисграфии

Невозможность писать
левой рукой

Невозможность
срисовывать правой рукой

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

    13.05.2015870.33 Кб16LR2_WORD_kartinki.pdf

  • #

    13.05.2015518.15 Кб23Metodichka_word.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Êëàññèôèêàöèÿ
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ, ïðåäëîæåííàÿ À.Ð.Ëóðèÿ, ïîñòðîåíà ïî òîïè÷åñêîìó
ïðèíöèïó, ò.å. ïî ïðèíöèïó âû­äåëåíèÿ îáëàñòè ïîðàæåíèÿ ìîçãà —
ìîðôîëîãè÷åñêîé îñíîâû íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîãî ôàêòîðà.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì
ïðèíöèïîì íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ
êîðêîâûõ îòäåëîâ áîëüøèõ ïîëóøàðèé è «áëèæàéøåé ïîäêîðêè» (ïî âû­ðàæåíèþ À.Ð.Ëóðèÿ)
è ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ ãëóáèííûõ ïîäêîðêîâûõ ñòðóêòóð ìîçãà. Êîðêîâûå
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû â ñâîþ î÷åðåäü ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ ëàòåðàëüíîé (êîíâåêñèòàëüíîé), áàçàëüíîé è ìåäèàëüíîé êîðû áîëüøèõ
ïîëóøàðèé. Ïîäêîðêîâûå íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ ñðåäèííûõ íåñïåöèôè÷åñêèõ ñòðóêòóð, ñðåäèí­íûõ êîìèññóð (ìîçîëèñòîãî
òåëà è äð.) è ñòðóêòóð, íàõîäÿùèõñÿ â ãëóáèíå ïîëóøàðèé.

Читайте также:  Какие признаки синдрома дауна были на узи

Ðàçëè÷íûå òîïè÷åñêèå
(èëè ëîêàëüíûå) íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû èçó÷åíû â ðàçíîé ñòåïåíè.
Íàèáîëåå ïîäðîáíî â ñîâðåìåí­íîé íåéðîïñèõîëîãèè èññëåäîâàíû ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ
êîðêîâûõ îò­äåëîâ áîëüøèõ ïîëóøàðèé (ïðåæäå âñåãî ëåâîãî ïîëóøàðèÿ),
çíà÷èòåëü­íî õóæå — ïîäêîðêîâûå ñèíäðîìû. Ñðåäè êîðêîâûõ íåéðîïñèõîëîãè­÷åñêèõ
ñèíäðîìîâ íàèáîëüøåå âíèìàíèå óäåëÿëîñü ïîðàæåíèþ ëàòåðàëüíîé (êîíâåêñèòàëüíîé)
êîðû, ñóùåñòâåííî ìåíåå èçó÷åíû ïî­ðàæåíèÿ áàçàëüíîé è ìåäèàëüíîé êîðû.
Îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ î íåé­ðîïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìàõ áûëè ñôîðìóëèðîâàíû
ãëàâíûì îáðà­çîì íà îñíîâàíèè èçó÷åíèÿ ïîðàæåíèé êîíâåêñèòàëüíûõ îòäåëîâ êîðû
ëåâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà.

Êîðêîâûå
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû â öåëîì ìîæíî ïîä­ðàçäåëèòü íà äâå áîëüøèå
êàòåãîðèè: ñèíäðîìû, ñâÿçàííûå ñ ïîðàæå­íèåì çàäíèõ îòäåëîâ ìîçãà, è ñèíäðîìû,
ñâÿçàííûå ñ ïîðàæåíèåì ïåðåäíèõ îòäåëîâ áîëüøèõ ïîëóøàðèé (ëåâîãî è ïðàâîãî).

Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ çàäíèõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé èìåþò îáùèå ÷åðòû — èõ îñíîâó
ñîñòàâëÿþò ïðå­èìóùåñòâåííî ãíîñòè÷åñêèå, ìíåñòè÷åñêèñ è èíòåëëåêòóàëüíûå
ðàññòðîéñòâà, ñâÿçàííûå ñ íàðóøåíèåì ðàçëè÷íûõ ìîäàëüíî- ñïåöèôè÷åñêèõ
ôàêòîðîâ.

 ñîâðåìåííîé
íåéðîïñèõîëîãèè îïèñàíû ñëåäóþùèå íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû, âîçíèêàþùèå
ïðè ïîðàæåíèè çàäíèõ êîíâåêñèòàëüíûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.

/. Ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ çàòûëî÷íûõ è çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ êîðû.  îñíîâå ýòèõ
ñèíäðîìîâ ëåæèò íàðóøåíèå ìîäàëüíî-ñïåöèôè­÷åñêèõ çðèòåëüíîãî è
çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííîãî ôàêòîðîâ, ñâÿçàí­íûõ ñ ïîðàæåíèåì âòîðè÷íûõ
êîðêîâûõ ïîëåé çðèòåëüíîãî àíàëèçàòî­ðà è ïðèëåãàþùèõ îòäåëîâ òåìåííîé êîðû.
Íàðóøåíèÿ îäíîâðåìåííûõ «ñèìóëüòàííûõ ñèíòåçîâ» ïðè ïîðàæåíèè çàòûëî÷íûõ è
çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ êîðû ïðèîáðåòàþò ðàçëè÷íûå ôîðìû è ïðåæäå âñåãî
ïðîÿâëÿþòñÿ â ðàññòðîéñòâàõ çðèòåëüíîãî ãíîçèñà â âèäå çðèòåëüíûõ àãíîçèé
(ïðåäìåòíîé, ñèìóëüòàííîé, öâåòîâîé, ëèöåâîé, áóêâåííîé,
îïòèêî-ïðîñòðàíñòâåííîé), ò.å. â ðàññòðîéñòâàõ çðèòåëüíîé ïåðöåï­òèâíîé
äåÿòåëüíîñòè. Çðèòåëüíûå àãíîçèè ïî ñâîåé ôîðìå çàâèñÿò îò ñòîðîíû ïîðàæåíèÿ
ìîçãà è ðàñïîëîæåíèÿ î÷àãà âíóòðè «øèðîêîé çðèòåëüíîé ñôåðû». Öâåòî­âàÿ,
ëèöåâàÿ è îïòèêî-ïðîñòðàíñòâåííàÿ àãíîçèè ÷àùå ïðîÿâëÿþòñÿ ïðè ïîðàæåíèè
ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà, à áóêâåííàÿ è ïðåäìåòíàÿ àãíîçèè — ëåâîãî (ó ïðàâøåé).
Íàðóøåíèÿ óçíàâàíèÿ áóêâ, âîçíèêàþùèå ïðè ïîðàæåíèè ëåâîãî ïîëóøàðèÿ (ó
ïðàâøåé), èíîãäà ïðèíèìàþò ãðóáûå ôîðìû è ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå îïòè÷åñêîé àëåêñèí
(íåóçíàâàíèè îòäåëüíûõ áóêâ èëè öåëûõ ñëîâ). Âîçìîæíà îä­íîñòîðîííÿÿ îïòè÷åñêàÿ
àëåêñèÿ, êîãäà áîëüíîé èãíîðèðóåò ïîëîâè­íó òåêñòà (÷àùå ëåâóþ), ÷òî îáû÷íî
ñâÿçàíî ñ ïîðàæåíèåì çàòûëî÷­íî-òåìåííûõ îòäåëîâ ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ. Âòîðè÷íî
ïðè ýòîì ñòðàäàåò è ïèñüìî.

Ïîðàæåíèÿ
çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé íåðåäêî ñîïðîâîæäàþòñÿ
ñèìïòîìàìè íàðóøåíèÿ çðèòåëüíîãî (ìî­äàëüíî-ñïåöèôè÷åñêîãî) âíèìàíèÿ â âèäå
èãíîðèðîâàíèÿ îäíîé ÷àñòè çðèòåëüíîãî ïðîñòðàíñòâà (÷àùå ëåâîé), îñîáåííî ïðè
áîëüøîì îáúåìå çðèòåëüíîé èíôîðìàöèè èëè ïðè îäíîâðåìåííîì (íàïðèìåð, ñ ïîìîùüþ
òàõèñòîñêîïà) ïðåäúÿâëåíèè çðèòåëüíûõ ñòèìóëîâ â ëåâîå è â ïðàâîå çðèòåëüíûå
ïîëóïîëÿ (â èõ ïåðèôåðè÷åñêèå îòäåëû).

Çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííûå
íàðóøåíèÿ ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ è â äâèãàòåëüíîé ñôåðå. Ñòðàäàåò ïðîñòðàíñòâåííàÿ
îðãàíè­çàöèÿ äâèãàòåëüíûõ àêòîâ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî íàðóøàåòñÿ ïðàêñèñ ïîçû,
âîçíèêàåò ïðîñòðàíñòâåííàÿ (êîíñòðóêòèâíàÿ) äâèãàòåëüíàÿ àïðàêñèÿ. Âîçìîæíî
ñî÷åòàíèå îïòèêî-ïðîñòðàíñòâåííûõ è äâèãàòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííûõ ðàññòðîéñòâ,
êîòîðîå íàçûâàåòñÿ àïðàêòîàãíîçèåé.

Ñàìîñòîÿòåëüíóþ
ãðóïïó ñèìïòîìîâ ïðè ïîðàæåíèè çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ êîðû (íà ãðàíèöå ñ
âèñî÷íûìè âòîðè÷­íûìè ïîëÿìè) ñîñòàâëÿþò íàðóøåíèÿ ðå÷åâûõ ôóíêöèé â âèäå
îïòèêî-ìíåñòè÷åñêîé àôàçèè («àìíåñòè÷åñêîé àôàçèè», ïî òåðìèíî­ëîãèè ìíîãèõ
àâòîðîâ). Îñîáåííîñòüþ ýòîé ôîðìû ðå÷åâûõ ðàññòðîéñòâ ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ
íàãëÿäíî-îáðàçíûõ ïðåäñòàâëåíèé, âñëåäñòâèå ÷åãî íàðóøàåòñÿ ïðèïîìèíàíèå ñëîâ,
îáîçíà÷àþùèõ êîíêðåòíûå ïðåäìåòû. Òðóäíîñòè íàçûâàíèÿ ïðåäìåòî⠗ öåíòðàëüíûé
ñèìïòîì ïðè ýòîé ôîðìå àôàçèé. Ðàñïàä çðèòåëüíûõ îáðàçîâ îáúåêòîâ îòðàæà­åòñÿ è
íà ðèñóíêàõ áîëüíûõ, ÷òî ïîêàçàíî, íàïðèìåð, â èññëåäîâà­íèÿõ Å.Ï.Êîê (1967) è
äðóãèõ àâòîðîâ.

Òàêèì îáðàçîì, â
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ çàòûëî÷íûõ è çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ
êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé âõîäÿò ãíîñòè÷åñêèå, ìíåñòè÷åñêèå. èíòåëëåêòóàëüíûå,
äâèãàòåëüíûå è ðå÷åâûå ðàññòðîéñòâà, îáóñëîâëåííûå íàðóøåíèÿìè çðèòåëüíîãî è
çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííîãî ôàêòîðîâ.

2. Ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ çîíû ÒÐÎ — âèñî÷íî-òåìåííî-çàòûëî÷íûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
Â
îñíîâå ýòèõ ñèíäðîìîâ ëåæàò íàðó­øåíèÿ áîëåå ñëîæíûõ — èíòåãðàòèâíûõ
(«àññîöèàòèâíûõ») — ôàêòî­ðîâ, ñâÿçàííûõ ñ ðàáîòîé òðåòè÷íûõ ïîëåé êîðû. Ýòè
ôàêòîðû òàêæå îáåñïå÷èâàþò ñèìóëüòàííûé àíàëèç è ñèíòåç èíôîðìàöèè, íî óæå íà
áîëåå âûñîêîì — íàäìîäàëüíîñòíîì óðîâíå, êîòîðûé À.Ð.Ëóðèÿ îï­ðåäåëÿë êàê
óðîâåíü «êâàçèïðîñòðàíñòâåííûõ» îòíîøåíèé. Îäíîâðå­ìåííî ïðè ïîðàæåíèè çîíû ÒÐÎ
÷àñòî íàðóøåí è ñîáñòâåííî ïðî­ñòðàíñòâåííûé àíàëèç è ñèíòåç.

Ïðè ïîðàæåíèè çîíû
ÒÐÎ ó áîëüíûõ îòìå÷àþòñÿ òðóäíîñòè îðèåíòàöèè âî âíåøíåì çðèòåëüíîì
ïðîñòðàíñòâå (îñîáåí­íî â ïðàâî-ëåâûõ êîîðäèíàòàõ ïðîñòðàíñòâà). Ýòè òðóäíîñòè
÷àñòî ñî­÷åòàþòñÿ ó áîëüíûõ ñ íàðóøåíèÿìè â ãðàôè÷åñêèõ îïòèêî-ïðîñòðàí­ñòâåííûõ
îïåðàöèÿõ: ïîíèìàíèè êàðò, ñõåì, ÷åðòåæåé è ò.ï. Âîçìîæ­íû è
äâèãàòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííûå íàðóøåíèÿ â âèäå êîíñòðóêòèâíîé àïðàêñèè,
òðóäíîñòåé íàïèñàíèÿ áóêâ (ñèìïòîì çåðêàëüíîãî êîïèðîâà­íèÿ). Ïîäîáíûå
ñî÷åòàíèÿ õàðàêòåðíû äëÿ «ïðîñòðàíñòâåííîé àïðàêòî-àãíîçèè». Íàðóøåíèÿ
òàêîãî ðîäà ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè (â çðèòåëüíîé, äâèãàòåëüíîé è äàæå
ñëóõîâîé ñôåðàõ) âîçíèêàþò ïðè ïîðàæåíèè êàê ëåâîãî, òàê è ïðàâîãî ïîëóøàðèé.
À.Ð.Ëóðèÿ (1969, 1973) îòìå÷àë, ÷òî îñîáåííî îò÷åòëèâû îíè ïðè ëåâîñòîðîííèõ
î÷à­ãàõ ïîðàæåíèÿ (ó ïðàâøåé).

Читайте также:  Как определить синдром дауна у новорожденного

Ñïåöèôèêà äàííûõ
ñèíäðîìîâ ñîñòîèò â íàðóøåíèÿõ ñëîæíûõ èí­òåëëåêòóàëüíûõ ôóíêöèé, ñâÿçàííûõ ñ
ïðîöåññàìè íà «êâàçèïðîñò­ðàíñòâåííîì» óðîâíå. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ïðåæäå âñåãî
ðå÷åâûå íàðó­øåíèÿ îñîáîãî ðîäà, èçâåñòíûå â íåéðîïñèõîëîãèè ïîä íàçâàíèåì «òàê
íàçûâàåìîé ñåìàíòè÷åñêîé àôàçèè».

Ê ñëîæíûì
ñåìàíòè÷åñêèì ðàññòðîéñòâàì îòíîñÿòñÿ òàêæå íàðóøåíèÿ ñèìâîëè÷åñêèõ
«êâàçèïðîñòðàíñòâåí­íûõ» êàòåãîðèé â âèäå ïåðâè÷íîé àêàëüêóëèè. Îíè
âûðàæàþòñÿ â ðàñïà­äå ïîíèìàíèÿ ðàçðÿäíîãî ñòðîåíèÿ ÷èñëà è, êàê ñëåäñòâèå, â
íàðóøå­íèè ñ÷åòíûõ óìñòâåííûõ äåéñòâèé. Òàêèå áîëüíûå çàòðóäíÿþòñÿ â ñî­âåðøåíèè
ïðîñòûõ ñ÷åòíûõ îïåðàöèé (ñëîæåíèÿ, âû÷èòàíèÿ), èì ñëîæíî ïåðåõîäèòü èç îäíîé
ðàçðÿäíîé êàòåãîðèè ÷èñëà â äðóãóþ, õîòÿ öåëåíàïðàâëåííûé õàðàêòåð ñ÷åòíîé
äåÿòåëüíîñòè îñòàåòñÿ ñî­õðàííûì. Îñíîâîé òàêèõ íàðóøåíèé îïåðàöèé ñ ÷èñëàìè
ÿâëÿåòñÿ ðàñïàä «êâàçèïðîñòðàíñòâåííûõ» ñèìóëüòàííûõ ñèìâîëè÷åñêèõ ïðî­öåññîâ.

 ñèíäðîìàõ
ïîðàæåíèÿ çîíû ÒÐÎ âåñüìà ñóùåñòâåííîå ìåñòî çàíèìàþò è èíòåëëåêòóàëüíûå
ðàññòðîéñòâà. Ê íèì îòíîñÿòñÿ íàðó­øåíèÿ íàãëÿäíûõ ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ,
ïðîÿâëÿþùèåñÿ â òðóäíîñòÿõ ðåøåíèÿ íàãëÿäíî-îáðàçíûõ çàäà÷ (òèïà ìûñëåííîãî
ìàíèïóëèðîâàíèÿ îáúåìíûìè îáúåêòàìè) èëè çàäà÷ íà «òåõíè÷åñ­êîå» ìûøëåíèå.
Òàêèå áîëüíûå íå ìîãóò ïðî÷åñòü òåõíè÷åñêèé ÷åð­òåæ, ðàçîáðàòüñÿ â óñòðîéñòâå
ìåõàíèçìà, ïîíÿòü ïðèíöèï äåéñòâèÿ ïðèáîðîâ è ò.ï.

 ðàçâåðíóòîì âèäå
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîðà­æåíèÿ çîíû ÒÐÎ âîçíèêàþò ïðè î÷àãàõ â ëåâîì
ïîëóøàðèè ìîçãà (ó ïðàâøåé).

Ïðè ïðàâîñòîðîííèõ
ïîðàæåíèÿõ â ñèíäðîìå ÒÐÎ îòñóòñòâóþò ÿâ­ëåíèÿ ñåìàíòè÷åñêîé àôàçèè; èíûìè
ÿâëÿþòñÿ è íàðóøåíèÿ ñ÷åòà è íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ.

Ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ
êîðû òåìåííîé îáëàñòè ìîçãà. «Òåìåííûå» ñèíäðîìû ñâÿçàíû ñ ïîðàæåíèåì
âòîðè÷íûõ êîðêîâûõ ïîëåé êîæíî-êèíåñòåòè÷åñêîãî àíàëèçàòîðà, à òàêæå òðåòè÷íûõ
òå­ìåííûõ ïîëåé.

 îñíîâå ýòèõ
ñèíäðîìîâ ëåæàò íàðóøåíèÿ ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñ­êèõ êîæíî-êèíåñòåòè÷ååêèõ
ôàêòîðîâ.

 íåéðîïñèõîëîãèè
èçâåñòíû äâà îñíîâíûõ òèïà ñèíäðîìîâ ïîðà­æåíèÿ òåìåííîé îáëàñòè ìîçãà: íèæíåòåìåííîé
è âåðõíåòåìåííîé.

Íèæíåòåìåííîé
ñèíäðîì âîçíèêàåò ïðè ïîðàæåíèè òåõ ïîñòöåíò­ðàëüíûõ íèæíèõ è ñðåäíèõ îáëàñòåé
êîðû, êîòîðûå ãðàíè÷àò ñ çîíàìè ïðåäñòàâèòåëüñòâà ðóêè è ðå÷åâîãî àïïàðàòà â
ïåðâè÷íûõ êîæíî-êè­íåñòåòè÷åñêèõ ïîëÿõ, ãäå ðàçìåùåí «ñåíñîðíûé ÷åëîâå÷åê».
Îñîáåííî îò÷åòëèâû è õîðîøî èçó÷åíû ãíîñòè­÷åñêèå òàêòèëüíûå ðàññòðîéñòâà, ïîä
íàçâàíèåì «òàêòèëüíûå àãíîçèè». Ýòè ðàññòðîéñòâà ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå
íàðóøåíèé âîçìîæíîñòè îïîç­íàíèÿ ïðåäìåòîâ íà îùóïü (àñòåðåîãíîç), îñîáåííî
îò÷åòëèâî âûðà­æåííûõ ïðè ïîðàæåíèè íèæíèõ îòäåëîâ ïîñòöåíòðàëüíîé êîðû. Àñòå­ðåîãíîç
ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ êàê íà ôîíå èçìåíåííîé êîæíîé ÷óâñòâè­òåëüíîñòè, òàê è ïðè
ñîõðàííîé ñåíñîðíîé îñíîâå òàêòèëüíîãî âîñïðèÿòèÿ.  íàèáîëåå ãðóáûõ ñëó÷àÿõ
àñòåðåîãíîç ïðèíèìàåò ôîðìó «òàêòèëüíîé àãíîçèè òåêñòóðû îáúåêòà», êîãäà
áîëüíîé íå ìîæåò îï­ðåäåëèòü äàæå ìàòåðèàë, èç êîòîðîãî ñäåëàí ïðåäìåò. Â
äðóãèõ ñëó÷àÿõ áîëüíîé ïðàâèëüíî îïîçíàåò òåêñòóðó îáúåêòà è åãî îòäåëüíûå ïðè­çíàêè,
îäíàêî íå ìîæåò îïðåäåëèòü îáúåêò â öåëîì. Äðóãîé ôîðìîé ãíîñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ,
âõîäÿùèõ â ýòè ñèíäðîìû, ÿâëÿåòñÿ «ïàëü­öåâàÿ àãíîçèÿ» (èëè «ñèíäðîì
Ãåðøòìàíà») — íåñïîñîáíîñòü áîëüíî­ãî îïîçíàòü ñîáñòâåííûå ïàëüöû ñ çàêðûòûìè
ãëàçàìè. Ïðè òåìåííûõ î÷àãàõ âîçíèêàåò òàêæå íàðóøåíèå âîçìîæíîñòè îïîçíàíèÿ
öèôð è áóêâ, «íàïèñàííûõ» íà êîæå («òàêòèëüíàÿ àëåêñèí»). Äàííûå ôîðìû
ãíîñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ â áîëüøåé ñòåïåíè ñâÿçàíû ñ ïîðàæåíèåì íèæíåòåìåííûõ
îòäåëîâ ëåâîãî ïîëóøàðèÿ (ó ïðàâøåé).

Ê íèæíåòåìåííûì
ñèìïòîìàì ïîðàæåíèÿ ëåâîãî ïîëóøàðèÿ (ó ïðàâøåé) îòíîñÿòñÿ òàêæå ðå÷åâûå äåôåêòû
â âèäå àôôåðåíòíîé ìî­òîðíîé àôàçèè, ñâÿçàííîé ñ ðàññòðîéñòâîì
êèíåñòåòè÷åñêîé îñíîâû ðå÷åâîãî ìîòîðíîãî àêòà.

Ïðè âåðõíåòåìåííîì
ñèíäðîìå ãíîñòè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ïðîÿâëÿ­þòñÿ â âèäå ëîæíûõ ñîìàòè÷åñêèõ îáðàçîâ
(ñîìàòè÷åñêèõ îáìàíîâ) — îùóùåíèé «÷óæîé» ðóêè, íåñêîëüêèõ êîíå÷íîñòåé,
óìåíüøåíèÿ, óâå­ëè÷åíèÿ ÷àñòåé òåëà («ñîìàòîïàðàãíîçèÿ»).

Ê ÷èñëó ãíîñòè÷åñêèõ
òåìåííûõ ñèìïòîìîâ îòíîñèòñÿ è íàðóøå­íèå «ñõåìû òåëà» («ñîìàòîàãíîçèÿ») —
ðàññòðîéñòâî óçíàâàíèÿ ÷àñòåé ñîáñòâåííîãî òåëà, èõ ðàñïîëîæåíèÿ ïî îòíîøåíèþ
äðóã ê äðóãó. Ýòè íàðóøåíèÿ òàêæå ïðåèìóùåñòâåííî ñâÿçàíû ñ ïîðàæåíèåì âåðõíèõ
îòäåëîâ òåìåííîé îáëàñòè.

Îïèñàííûå
ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñêèå (ãíîñòè÷åñêèå, ìíåñòè÷åñ­êèå) äåôåêòû ñîñòàâëÿþò
ïåðâè÷íûå ñèìïòîìû ïîðàæåíèÿ òåìåííûõ ïîñòöåíòðàëüíûõ îáëàñòåé êîðû; ìîòîðíûå
(ðå÷åâûå, ìàíóàëüíûå) íàðóøåíèÿ ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê âòîðè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ
ýòèõ äå­ôåêòîâ â ìîòîðíîé ñôåðå.

Îïèñûâàÿ ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ âèñî÷íûõ îòäåëîâ êîðû ëåâîãî ïî­ëóøàðèÿ, À.Ð.Ëóðèÿ âûäåëÿë ñèíäðîì,
ñâÿçàííûé ñ ïîðàæåíèåì çîíû t! («ÿäåðíîé
çîíû» êîðû ñëóõîâîãî àíàëèçàòîðà), â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò ðàññòðîéñòâî
ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà, è ñèíäðîì, ñâÿçàííûé ñ ïîðàæåíèåì çîíû Ò2
(îáëàñòåé, ðàñïîëîæåííûõ íà ãðàíèöå âèñî÷íîé è òåìåííî-çàòûëî÷íîé êîðû),
îñíîâîé êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ñëóõîðå÷åâîé ïàìÿòè.

Читайте также:  При каком синдроме границы легких равномерно расширены

Ïðè ïîðàæåíèè çîíû
Ò1 ïåðâè÷íûìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà, ïðèâîäÿùèå ê
ðàññòðîéñòâó ðå÷è (ñåíñîðíîé àôàçèè). Ýòè íàðóøåíèÿ íå çàòðàãèâàþò
îáû÷íî íåðå÷åâîãî è ìóçûêàëüíîãî ñëóõà, à òàêæå äðóãèõ ôîðì ãíîñòè÷åñêîé ñëóõîâîé
äåÿòåëüíîñòè. Îäíàêî âîçìîæíû òðóäíîñòè â îöåíêå è âîñïðî­èçâåäåíèè ðèòìè÷åñêèõ
ñòðóêòóð, â âîñïðèÿòèè ïîñëåäîâàòåëüíîñòè çâóêîâûõ ñòèìóëîâ, à òàêæå êîðîòêèõ
çâóêîâ (ìåíüøå 4 ìñ). Âñëåäñòâèå íà­ðóøåíèÿ ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà
ðàñïàäàåòñÿ öåëûé êîìïëåêñ ðå÷å­âûõ ôóíêöèé: ïèñüìî (îñîáåííî ïîä äèêòîâêó),
÷òåíèå, àêòèâíàÿ ðå÷ü. Íàðóøåíèå çâóêîâîé ñòîðîíû ðå÷è âåäåò ê íàðóøåíèþ è åå
ñìûñ­ëîâîé ñòðóêòóðû. Âîçíèêàþò «îò÷óæäåíèå ñìûñëà ñëîâ» è âòîðè÷íûå íàðóøåíèÿ
èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ñâÿçàííûå ñ íåóñòîé÷è­âîñòüþ ðå÷åâîé ñåìàíòèêè.

Ïîðàæåíèå çîíû Ò2
ëåâîãî ïîëóøàðèÿ âåäåò ê äðóãîìó âèñî÷íîìó ñèíäðîìó. Åãî îñíîâîé ÿâëÿþòñÿ
íàðóøåíèÿ ñëóõîðå÷åâîé ïàìÿòè, êîòîðûå ïðîÿâëÿþòñÿ â ôîðìå àêóñòèêî-ìíåñòè÷åñêîé
àôàçèè. Áîëü­íûå ìîãóò ïðàâèëüíî ïîâòîðÿòü îòäåëüíûå çâóêè ðå÷è (â òîì
÷èñëå è îïïîçèöèîííûå ôîíåìû) è îòäåëüíûå ñëîâà, íî çàòðóäíÿþòñÿ ïðè ïîâòîðåíèè
ñåðèè ñëîâ (äàæå òðåõ-÷åòûðåõ) âñëåäñòâèå ðåçêî âûðà­æåííûõ íàðóøåíèé ñëåäîâîé
äåÿòåëüíîñòè (â âèäå ðåòðîàêòèâíîãî è ïðîàêòèâíîãî òîðìîæåíèÿ ñëåäîâ).

Ïîðàæåíèå âèñî÷íûõ
îòäåëîâ êîðû ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ïðèâîäèò ê èíûì ïî õàðàêòåðó
ðàññòðîéñòâàì âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Èõ îñíîâîé ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ
íåðå÷åâîãî è ìóçûêàëüíîãî ñëóõà, à òàêæå ïàìÿòè íà íåðå÷åâûå çâóêè è
ìóçûêàëüíîé ïàìÿòè. Áîëüíîé íå ñïîñîáåí îïðåäåëèòü çíà÷åíèå ðàçëè÷íûõ áûòî­âûõ
çâóêîâ è øóìîâ (ñëóõîâàÿ àãíîçèÿ) èëè íå óçíàåò è íå ìîæåò âîñïðîèçâåñòè
çíàêîìûõ ìåëîäèé (àìóçèÿ). Ïîðàæåíèå âèñî÷íûõ ñòðóêòóð ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ
(â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ëåâîãî) âåäåò ê ïîÿâëåíèþ ñèìïòîìîâ àðèò­ìèè — òðóäíîñòåé
â îöåíêå è âîñïðîèçâåäåíèè ðèòìè÷åñêèõ ñòðóê­òóð, ñîñòîÿùèõ èç îäíîðîäíûõ èëè
ðàçëè÷íûõ ïî èíòåíñèâíîñòè çâóêîâ. Ñèìïòîìîì ïîðàæåíèÿ ïðàâîé âèñî÷íîé îáëàñòè
ìîçãà ÿâ­ëÿåòñÿ òàêæå íàðóøåíèå âîñïðèÿòèÿ ïðîñîäè÷åñêèõ (èíòîíàöèîííûõ)
êîìïîíåíòîâ ðå÷è.

Ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ
êîðû ìåäèîáàçàëüíûõ îòäåëîâ âèñî÷íîé îá­ëàñòè ìîçãà. Ïîðàæåíèå ýòîé çîíû
êîðû âåäåò ê íàðóøåíèþ ìîäàëüíî-íåñïåöèôè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, ïðîÿâëÿþùèõñÿ â èíûõ
íàðó­øåíèÿõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Íàèáîëåå èçó÷åíû òðè
ãðóïïû ñèìïòîìîâ, âõîäÿùèõ â ýòè ñèíä­ðîìû.

Ïåðâàÿ ãðóïïà ñèìïòîìî⠗ ýòî
ìîäàëüíî-íåñïåöèôè÷åñêèå íàðó­øåíèÿ ïàìÿòè (ñëóõîðå÷åâîé è äðóãèõ âèäîâ).

Âòîðàÿ ãðóïïà ñèìïòîìîâ ñâÿçàíà ñ
íàðóøåíèÿìè â ýìîöèîíàëü­íîé ñôåðå.

Òðåòüþ ãðóïïó ñèìïòîìîâ ñîñòàâëÿþò
ñèìïòîìû íàðóøåíèÿ ñîçíà­íèÿ.  îäíèõ ñëó÷àÿõ — ýòî ïðîñîíî÷íûå
ñîñòîÿíèÿ, ñïóòàííîñòü ñî­çíàíèÿ, èíîãäà ãàëëþöèíàöèè; â äðóãèõ — òðóäíîñòè
îðèåíòèðîâêè â ìåñòå, âðåìåíè, êîíôàáóëÿöèè.

Ïåðåäíèå îòäåëû êîðû
áîëüøèõ ïîëóøàðèé, ðàñïîëîæåííûå êïåðåäè îò Ðîëàíäîâîé áîðîçäû íà
êîíâåêñèòàëüíîé ïîâåðõíîñòè ìîçãà, âêëþ÷àþò ÿäåðíóþ êîðêîâóþ çîíó äâèãàòåëüíîãî
àíàëèçàòîðà (ïåðâè÷íîå 4-å ïîëå è âòîðè÷íûå 6, 8, 44, 45-å ïîëÿ) è
àññîöèàòèâíûå ïðåôðîíòàëüíûå îòäåëû êîðû (òðåòè÷­íûå ïîëÿ 9, 10, 11, 12, 46,
47, 32-å). Äàííûå îòäåëû âõîäÿò â òðåòèé ñòðóêòóðíî-ôóíêöèîíàëüíûé áëîê ìîçãà.
 öåëîì ïåðåäíèå îòäåëû êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé àíàëèçèðóþò «ïîñëåäîâàòåëüíûå
ðÿäû» ñîáûòèé (ïî È.Ì.Ñå÷åíîâó) è îñóùåñòâëÿþò â øèðîêîì ñìûñëå ðåãóëÿòîðíûå
ôóíêöèè.

Ïîðàæåíèå ïåðåäíèõ
îòäåëîâ êîðû (è «áëèæàéøåé ïîäêîðêè») ïðèâîäèò ê äâóì òèïàì ñèíäðîìîâ.

/. Ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ ïðåìîòîðíûõ îòäåëîâ êîðû. Ïîðàæåíèå âòî­ðè÷íûõ êîðêîâûõ ïîëåé
äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû ïðèâîäèò ê íàðóøå­íèþ ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñêîãî ôàêòîðà,
îáåñïå÷èâàþùåãî êîðêîâóþ îðãàíèçàöèþ äâèæåíèé.

. Ïîðàæåíèå
ïðåìîòîðíîé îáëàñòè êîðû ñîïðîâîæäàåòñÿ íàðó­øåíèåì ìîäàëüíî-íåñïåöèôè÷åñêîãî
ôàêòîðà, êîòîðûé À.Ð.Ëóðèÿ îáîçíà÷àë êàê ôàêòîð «ïîäâèæíîñòè—èíåðòíîñòè»
íåðâíûõ ïðîöåñ­ñîâ. Íàðóøåíèå ýòîãî ôàêòîðà îòðàæàåòñÿ íà íåéðîäèíàìèêè âñåõ
âûñ­øèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ñíèæàÿ èõ ïîäâèæíîñòü, ëàáèëüíîñòü.

Ïðè ïîðàæåíèè
ïðåìîòîðíûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé âîçíèêàþò äâà îñíîâíûõ òèïà
ñèíäðîìîâ: ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ âåðõíèõ è íèæíèõ îòäåëîâ ïðåìîòîðíîé îáëàñòè.
Äâèãàòåëüíàÿ ñèìïòîìàòèêà ïðè ïîðàæåíèè âåðõíèõ ïðåìîòîðíûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ
ïîëóøàðèé ñêëàäûâàåòñÿ èç ðàçëè÷íûõ íàðóøå­íèé ïëàâíîñòè, àâòîìàòèçèðîâàííîñòè,
ïîñëåäîâàòåëüíîñòè äâèãàòåëü­íûõ àêòî⠗ êàê ïðîñòûõ, òàê è ñëîæíûõ. À.Ð.Ëóðèÿ
(1969) îáîçíà÷àë ýòè ñèìïòîìû êàê ðàñïàä «êèíåòè÷åñêîé ìåëîäèè».
Ìåíÿåòñÿ ïî÷åðê, òåðÿåòñÿ ñêîðîñòü è ïëàâíîñòü äâèæåíèé ïðè èãðå íà ìóçûêàëüíûõ
èíñòðóìåíòàõ, íàðóøàåòñÿ íàâûê ïå÷àòàíèÿ íà ïèøóùåé ìàøèíêå è ò.ä. Äâèæåíèÿ
ñòàíîâÿòñÿ ïðåðûâèñòûìè, íåëîâêèìè.

Ñìîòðèòå òàêæå

Íàðóøåíèå ïîäêîíòðîëüíîñòè ïîâåäåíèÿ
Îäíèì èç íàèáîëåå ÿðêèõ ïðîÿâëåíèé íàðóøåíèé ëè÷íîñòè
ÿâëÿåòñÿ íàðóøåíèå ïîäêîíòðîëüíîñòè, êðèòè÷íîñòè ïîâåäåíèÿ. Íàðóøåíèå
êðèòè÷íîñòè ìîæåò ïðèîáðåñòè ðàçíûå ôîðìû è âûñòóïàòü â ñòðóêòóðå ðàçëè÷íû …

Ìåäèöèíà ñðåäíåâåêîâüÿ

Ñðåäíèå
âåêà îáûêíîâåííî ðàññìàòðèâàþò êàê ìðà÷íóþ ýïîõó ïîëíåâåæåñòâà èëè ñîâåðøåííîãî
âàðâàðñòâà, êàê ïåðèîä èñòîðèè, êîòîðûé õàðàêòåðèçóåòñÿ â äâóõ ñëîâàõ:
íåâåæåñòâî è ñóåâåðèå.

Òêàíåâûå ïàðàçèòû ÷åëîâåêà
Êë.
ÑÏÎÐÎÂÈÊÈ

1). ÌÀËßÐÈÈ ( ÊÐÎÂßÍÛÅ ÑÏÎÐÎÂÈÊÈ).

Âîçáóäèòåëåì áîëåçíè ÿâëÿþòñÿ ìàëÿðèéíûå ïëàçìîäèè, îòíîñÿùèåñÿ ê îòðÿäó
ÊÐÎÂßÍÛÅ ÑÏÎÐÎÂÈÊÈ ( Haemosp …

Источник