Тони эттвуд синдром аспергера скачать

Тони эттвуд синдром аспергера скачать thumbnail

Короткая лекция Тони Эттвуда по особенностям синдрома Аспергера у девочек и женщин (https://vimeo.com/122940958). Несколько грубых набросков по лекции:

— Когда мы думаем об аутизме, мы склонны представлять себе мальчика. Стандартное изображение аутизма – мальчик, который делает что-то характерное. Базовая суть РАС – это трудности с пониманием людей. Это включает способность заводить друзей, понимать выражения лиц и самые разные социальные навыки, которые есть у остальных детей с рождения. Типичные новорожденные дети гораздо больше смотрят на человеческие лица, чем на любую другую фигуру или предмет. Мы заранее запрограммированны взаимодействовать с другими людьми. Однако есть дети, у которых это предварительное программирование отсутствует. Некоторым детям с более тяжелыми формами аутизма другие люди кажутся совершенно непонятными – что это такое, лучше держаться от них подальше. Люди же синдромом Аспергера расспрашивают меня: Как мне найти друзей? Как мне дружить с кем-то?

— Если мы посмотрим на стандартное гендерное соотношение, то обычно встречается цифра 4:1, 4 мальчика на 1 девочку. Однако на самом деле это 2:1, потому что девочки с синдромом Аспергера гораздо хитрее и креативнее в том, как скрыть свое социальное замешательство.

— Во время диагностики мы оцениваем так называемую социальную взаимность. В этом отношении мы наблюдаем две крайности. У нас есть ребенок с РАС, который играет со своими лего, рядом играет группа детей. Ребенок думает: «Не понимаю этого, мне это не нравится, лего лучше. Я предпочитаю одиночество, я один, но мне не одиноко. Если они подойдут ближе, я накричу на них, и они уйдут, и это хорошо». Или ребенок увидит детей, подойдет к ним и начнет: «Ладно, ты делай это, ты иди туда, я скажу воспитательнице, нет, ты не то делаешь». Они начинают командовать, таким образом, они получают контроль над ситуацией. Так что одна группа детей с синдромом Аспергера – застенчивая, интровертная и замкнутая, а другая группа в плане взаимности – навязчивая и раздражающая, я их называю «итальянскими водителями». Я был в Италии, кстати, когда я был в Италии несколько лет назад с группой взрослых с Аспергером, я их спросил: «Каково жить с Аспергером в Италии?» Они ответили: «Это ад! Во время приветствия вечно поцелуи, объятья, и даже во время разговора тебя все время трогают. Мы хотели бы жить в Японии – поклон и все». Так что «итальянские водители» не обращают внимания на красный свет, они не видят сигналов, которые говорят о том, что надо притормозить, и поэтому постоянно вторгаются в ваше личное пространство. Однако это не единственные варианты, которые могут быть характерны для социальной взаимности. Помимо варианта вторжения в личное пространство, потому что человек не воспринимает социальные сигналы, и он очень расстроится, если ошибется, есть еще и третья группа. Эта группа не описана в диагностических критериях, и именно к ней обычно относятся девочки.

— Девочки реагируют так: «Ух ты! Я ничего не понимаю, я ничего об этом не знаю. Но кто тут самый популярный? Рейчел! Хорошо, и как она говорит? Я буду говорить так же, как и она! Я буду двигаться как Рейчел! Что популярно? Розовое! Мне обязательно нужно надеть розовое! Во что они играют? В Барби! Мне нужны 100 Барби!» Она будет наблюдать, анализировать и имитировать, «притворяйся, пока это не станет правдой». У нее появится маска, фасад, который поможет ей добиться успеха, но это фальшивка, созданная интеллектом, а не интуицией.

— Если мы посмотрим на диагностические критерии, кстати, раньше мы говорили «синдром Аспергера», теперь, после принятия DSM-5, мы говорим: расстройство аутистического спектра, первый уровень, без задержки интеллектуального и речевого развития – ну разве так не удобнее? Зачем говорить два слова, если вместо них можно сказать десять? Короче, РАС первого уровня и так далее – это то же самое, что и синдром Аспергера, и девочки с ним – это невидимая часть спектра аутизма. Эти девочки находятся в спектре, но они делают все возможное, чтобы этого не заметили. У меня есть коллега-терапевт, Рут Бейкер, мы с ней работали в Новой Зеландии, и однажды она сказала, когда мы были одни: «Тони, мне кажется, у меня есть синдром Аспергера», на что я ответил: «Да, Рут, он у тебя есть». Кстати, из аспи получаются хорошие врачи, потому что один из залогов успеха в медицине – это феноменальная память на факты, и люди с синдромом Аспергера обладают просто невероятной способностью запоминать и вспоминать факты с удивительной дотошностью. Если я пойду к врачу, то я хочу попасть к аспи! Плевать мне на теплые отношения и понимание, я просто хочу узнать, что со мной не так, и как это лечится!

— Девочки выпадают из поля зрения специалистов, потому что в качестве копингового механизма и камуфляжа они используют наблюдение и имитацию. Они всегда сначала наблюдают, прежде чем сделать первый шаг в социальной ситуации. Для них характерен патологический страх социальной ошибки. Так что в нашем примере девочка будет на периферии игры, но она будет очень внимательно наблюдать.

— Один из важнейших компонентов РАС – это трудности с пониманием мыслей и чувств других людей, чтением языка тела. Но если вы не можете понять чужие мысли и чувства, то как же вы соберете необходимую информацию? С помощью художественной литературы! Потому что в тексте описывается, что каждый персонаж думает и чувствует. Вот, например, если вы читаете Гарри Поттера, особенно про Гермиону, то там напрямую говорится, что Гермиона думает и чувствует. Гермиона вообще очень похожа на девочку-аспи. В Хогватсе у нее совсем нет подруг, она девочка-сорванец. Интересно, что Роулинг говорила, что Гермиона напоминает ее саму в детстве. Одна из способностей девочек-аспи – убегать в воображаемый, альтернативный мир, где их будут ценить и понимать. И Хогвартс с Гарри Поттером становится для вас таким средством побега.

— И что еще может девочка, у которой нет своей группы и с ней никто не хочет общаться? Как ей узнать больше о людях? С помощью мыльных опер! В сериале можно снова проиграть диалог, можно остановить его в любой момент или пересмотреть серию, а потом можно и попытаться стать одной из главных героинь. Общаясь с такой девочкой, вы понимаете, что вся ее речь, манера поведения и жесты — это готовые фразы, которые она скопировала из телевизора. И когда она имитирует телегероинь, она будет точно имитировать даже тот акцент, с которым говорит героиня. Многие девочки с синдромом Аспергера обладают идеальным музыкальным слухом, и у них также может развиться талант к иностранным языкам. При этом когда эти девочки говорят на иностранном языке, у них никак не проявляется акцент их родного языка. Из них могут выйти отличные шпионки, но это уже другая история.

— Либо у этой девочки может быть 100 Барби, которые она раскладывает строго по порядку в зависимости от стрижки. Она не будет играть в то, что Барби выходит замуж, она будет играть, что вот эта Барби учительница, эта – она сама, а вот это – другие ученики. И в своей игре она будет декодировать и анализировать те социальные события, которые происходят в ее жизни. Или она будет использовать Барби, чтобы отрепетировать, что она скажет и что сделает завтра. Мальчики при этом играют с грузовиками и динозаврами – это никак не поможет разобраться в людях. Но у девочки может быть множество кукол, и все будут считать ее игру «типично девочковой», но при этом она использует эту игру для понимания реальности.

— Девочки с синдромом Аспергера извиняются и соглашаются. Люди с РАС то и дело допускают социальные оплошности и ошибки. Дети часто «берут на себя обязанность» сообщать окружающим правду. Они заметят вашу ошибку и укажут на нее, и вы должны быть за это благодарны. Если мальчик допускает социальную ошибку, то он тут же взрывается, ведет себя агрессивно, раздражается и возмущается. Но если ошибку допустит девочка, то она тут же: «Ой, простите. Извините, тетя, что заговорила про ваш вес, я, конечно, понимаю, что вам нужна диета, но когда я решила с вами поговорить, у вас покраснело лицо, и я не знала, это смущение или у вас началась менопауза и т.д.» Однако поскольку она постоянно извиняется, мы прощаем и забываем об этих случаях, но смысл в том, что она на самом деле не знает, в чем состоит ее ошибка, просто у нее есть отработанный способ ее исправления. Или она может во всем соглашаться с другими людьми, чтобы им угодить, например, ее мама говорит: «Мы устроим тебе вечеринку на день рождения и позовем твоих двоюродных братьев, последний раз ты их видела много лет назад и вряд ли их вспомнишь, ты согласна?» Девочка ответит: «Да!» «Ты уверена, потому что мне придется оставить тебя дома, мне нужно отвести твоего брата на футбольную тренировку, ты будешь дома вместе с ними часа три, ты будешь в порядке?» «Да!» Но вы только посмотрите, какой неприкрытый ужас в ее глазах! Но она будет храбриться и постарается справиться с ужасом. Мальчики в такой ситуации будут проявлять оппозиционное расстройство неповиновения, что всего лишь вычурный способ сказать «он не делает так, как ему говорят», просто психиатры и психологи так не скажут, потому что такую фразу люди смогут понять.

Читайте также:  Красивые дети с синдромом дауна фото

— Итак, она извиняется, соглашается, либо она как хамелеон. Она создает персону для конкретной ситуации. У девочки обычно есть две персоны – для школы и для дома. Очень часто в школе она умная, послушная, учительнице она нравится, потому что она стучит на всех других детей, делясь с ней ценной информацией об их поведении. Но вот это девочка приходит домой со всем отчаянием и смятением, которые она подавляла в школе, и выплескивает их на маму. На этой неделе у меня была консультация с ребенком, ее мама говорит: «Как только она садится в машину, она просто взрывается, чего только она не говорит и не делает, но в классе она сущий ангел, а дома – дьявол».

— Она носит маску, и эта маска успешная, очень привлекательная, «ты притворяешься, пока это не станет правдой». На публике она носит маску, но как только она покинет ситуацию, с ней случится истерика, доктор Джекил и мистер Хайд. С диагностической точки зрения это значит, что когда вы говорите с ней, она знает, что делать. Но если вы присмотритесь к ее движениям, то заметите, что они стилизованы, неестественны. Одна девочка, которую я консультировал, делала такие потрясающие и экспрессивные жесты, но это был один и тот же жест все время, вне зависимости от конкретной ситуации.

— У девочек меньше проблемного поведения, и они привлекают к себе меньше внимания. «Мы думаем, что если будем очень-очень-очень хорошими, то мы будем нравиться другим людям и все будет хорошо».

— Девочка научилась, что если ты будешь хорошей – тебя оставят в покое.

— У девочек есть специальные интересы, что является частью синдрома. Основа синдрома – социальное замешательство, но не только, мое личное определение синдрома Аспергера – «это описание того, кто нашел в жизни нечто намного более интересное, чем общение, но он живет в окружении социально одержимых». Итак, характеристики синдрома – социальное замешательство, повторяющееся поведение, высокий уровень тревожности, что приводит к формированию жесткой рутины и ритуалов. Специальные интересы при этом есть всегда. Эти интересы могут продолжаться несколько часов или несколько десятилетий, и с мальчиками, да, это поезда и тому подобное, но у девочек это могут быть лошади, например. Кто-нибудь скажет: «Да ладно, многие девочки обожают лошадей!» Но только эта девочка в июле принесла на конюшню раскладушку. И этот интерес полностью доминирует, она думает только об одном: лошади, лошади, лошади. К слову, недавно я принимал одну пару, я консультировал их сына, у которого синдром Аспергера, и я вспомнил, что пару лет назад принимал их дочь и спросил про нее. Они ответили: «Да, вы еще сказали, что ее лечение будет самым дорогим, какое только можно представить», я ответил: «Неужели я так сказал?», а они: «Да! Вы сказали, что ей нужна лошадь! Вот, кстати ее фотография – она чемпионка штата по выездке, и она прекрасно ладит с лошадьми, они ее лучшие друзья». Это всегда или машины, или животные, но не люди.

— Что еще делает девочка? Если у тебя нет настоящих друзей, ты заводишь себе воображаемых друзей, и ты говоришь с воображаемыми друзьями, и ты устраиваешь для них чаепития. У тебя появляется сложная система взаимоотношений в воображаемом мире, потому что если тебя не ценят и не принимают в реальном мире, то это воображаемый мир. У мальчиков это могут быть «Звездные войны» или «Звездный путь», это может быть другая планета, где угодно, только не здесь. Некоторые девочки убегают в мир воображения, начиная читать и писать художественную литературу.

— Девочки часто наслаждаются занятиями по актерскому мастерству и ораторскому искусству, потому что они позволяют прятать настоящую тебя. Настоящая ты всегда должна быть спрятана, потому что настоящая ты может не понравиться окружающим, но ты создала персону, и проблема в том, что теперь ее приходится постоянно поддерживать. На прошлой неделе я говорил с девочкой-подростком с синдромом Аспергера, она сказала: «У меня есть эта фальшивая я, но нужно ли пускать других людей в мой настоящий мир и показывать, кто я есть, потому что ведь я могу им и не понравиться? Нужно ли и дальше притворяться?» Я ответил: «Если будешь притворяться, то у тебя может развиться депрессия. Потому что энергия, которую ты тратишь на поддержание фальшивой личности, разрушит тебя, как и чувство того, что настоящая ты слишком ужасна, и ее надо прятать».

Попытка стать другим человеком при этом основана на наблюдении и анализе. Она пытается понять других людей, у нее высокий интеллект, и она поступает в университет. И куда она поступает? На факультет психологии! Да! Не так уж и мало моих коллег-психологов имеют синдром Аспергера! Логика здесь такая: мне нужно анализировать людей, а наука, изучающая людей – это психология. Не так давно я написал предисловие для книги начинающего психолога с Аспергером, и он говорит, что стал психологом, когда ему было три года, и он начал анализировать и изучать людей. Хотелось бы мне, чтобы появилась психотерапия, созданная аспи для аспи, которой бы занимались аспи. Потому что их главная проблема: «Что ты чувствовал в тот момент?» «Не знаю!» «Что ты чувствуешь сейчас?» «Не знаю!»

— Копирование других людей – это способ справиться, способ убежать от синдрома Аспергера, но за это приходится платить истощением. Первая автобиография человека синдромом Аспергера, Лиан Холлидей, называлась «Притворяясь нормальной», она пишет: «Я так много работала над тем, чтобы притворяться нормальной, что теперь никто не верит, что у меня синдром Аспергера». Когда вы встречаете такого человека в клинике, то вы думаете: «Ага! Она так хорошо общается! Она так вовлечена, такой отличный контакт глазами!» Но потом вы говорите с родителями и просите ее подождать в коридоре, и она тут же отключается и засыпает беспробудным сном прямо на стуле, потому что она совершенно выжата. Или через какое-то время маска спадает, и вы понимаете, что она больше не выдерживает – настоящая она начинает проявляться.

Источник

В то время как молодой человек с классическим аутизмом может казаться вполне довольным одиноким «отшельническим» образом жизни, для молодых людей с синдромом Аспергера или высокофункционирующим аутизмом это зачастую не так. Клинический опыт показывает, что большинство таких подростков и молодых людей хотели бы иметь романтические отношения. Тем не менее, существует примечательно мало исследований данного аспекта расстройств аутического спектра (РАС) и стратегий, которые могут способствовать успешным отношениям.

couple

Мы знаем, что молодые люди с синдромом Аспергера испытывают значительные трудности в формировании отношений со сверстниками и имеют задержку развития в знаниях о том, что может думать или чувствовать другой человек. Типичные дети усваивают эти навыки естественным образом и отрабатывают их в общении с членами семьи и друзьями за много лет до того как пытаются завязать успешные романтические отношения. Молодые люди, у которых диагностирован синдром Аспергера или высокофункционирующий аутизм, также могут страдать от серьезной нехватки разговорных социальных навыков или способности передавать свои эмоции, особенно привязанность. Они также могут быть гиперчувствительны к определенному сенсорному опыту. Все эти диагностические характеристики могут повлиять на навыки отношений в течение детства, и с течением времени ограничить способность взрослого человека поддерживать длительные отношения.

Читайте также:  Лечение абдоминальный синдром у ребенка

Для успешных отношений человек должен в первую очередь понимать и уважать самого себя. Понимание себя и рефлексия могут быть особенно трудны для людей с синдромом Аспергера. Самоуважение человека с синдромом Аспергера может быть подорвано в результате отвержения, насмешек и издевательств со стороны сверстников. Подростки с синдромом Аспергера могут быть наивны и уязвимы, в результате чего их сверстники могут сознательно дезинформировать их в области отношений. Это включает ситуации, когда их обманывают или «подставляют». Например, подросток с синдромом Аспергера был одинок и мечтал о том, чтобы встречаться с девушкой. Все его просьбы о свиданиях неизменно отвергались. Затем очень популярная и привлекательная девочка из его класса предлагает им сходить на свидание в кино. Он счастлив и свидание проходит хорошо, но тут девочка смущается и признается, что она пригласила его на свидание из-за пари со своими друзьями. Подросток приходит в отчаяние.

Любовь и привязанность

Люди с расстройствами аутичного спектра испытывают трудности в понимании и выражении эмоций, а любовь – это эмоция, которая выглядит особенно сложной для людей с РАС. Типичные дети и взрослые наслаждаются частыми выражениями привязанности и знают, как выразить привязанность и сообщить о своих чувствах восхищения и любви или приободрить другого человека выражением привязанности. Ребенок или взрослый человек с РАС может не искать такой же глубины и частоты выражений любви с помощью проявлений привязанности, или он не понимает, что в определенной ситуации от него ожидается выражение привязанности, и что это необходимо другому человеку. Он или она может испытывать озадаченность, потому что с его точки зрения другие люди «одержимы» выражением любви друг к другу.

Человек с РАС также может быть незрелым в своих выражениях привязанности, и может воспринимать подобные выражения любви как нечто отвратительное. Например, объятие может восприниматься как неприятное сжатие, которое ограничивает в движениях. Человек может испытывать замешательство и смешанные чувства, когда от него ждут демонстрации и радости по поводу самых незначительных проявлений привязанности. Не так давно я разработал программу когнитивно-поведенческой психотерапии для детей и подростков с синдромом Аспергера, в которой объясняется такая эмоция как любовь и способы, с помощью которых можно показать свою любовь к другому человеку. Скоро должно начаться исследование по оценке эффективности этой программы, которое проведет Университет Квинсланда в Австралии.

Специальные интересы

Одна из диагностических характеристик синдрома Аспергера – это развитие специального интереса, который отличается необычной сосредоточенностью и интенсивностью. В подростковом или раннем взрослом возрасте таким интересом может стать человек, что окружающие могут воспринимать как обычную подростковую «влюбленность», но интенсивность этого увлечения и сопутствующее ему поведение могут привести к обвинениям в преследовании и сексуальных домогательствах. Предрасположенность к формированию специального интереса также может повлиять на развитие знаний об отношениях. Для людей с синдромом Аспергера специальные интересы выполняют множество функций, и одна из них состоит в понимании собственного запутанного опыта.

Подростки с синдромом Аспергера часто хотят понять и пережить социальные и романтические отношения со сверстниками, включая постоянные отношения и сексуальный опыт, но у них могут возникнуть проблемы с источниками информации об отношениях и сексуальности. Подросток с синдромом Аспергера обычно имеет мало друзей (если они у него вообще есть), с которыми он или она может обсудить темы отношений, например, романтических и сексуальных чувств и кодов сексуального поведения.

К сожалению, очень часто источником информации об отношениях для мальчиков с синдромом Аспергера становится порнография, а для девочек – мыльные оперы. Человек с синдромом Аспергера может предположить, что действия в порнографическом материале – это сценарий того, что нужно говорить или делать во время свидания, и такое недопонимание может привести к обвинениям в сексуальных оскорблениях. Обычно это обвинения в именно сексуально неприемлемом поведении, а не в сексуальном насилии или злоупотреблениях. Девочки-подростки с синдромом Аспергера могут использовать телевизионные программы и фильмы как источник информации об отношениях, и при этом они могут не понимать, что там показаны действия и темы, которые отличаются от отношений в реальной жизни.

Клинический опыт показывает, что девочки-подростки с синдромом Аспергера, которые ранее подвергались социальному остракизму и были непопулярны среди сверстников, в период полового созревания могут чувствовать себя польщенными, когда мальчики проявляют к ним интерес. Из-за своей наивности, девочка с синдромом Аспергера может не понимать, что этот интерес носит исключительно сексуальный характер, и что мальчику неинтересна ее личность, общество или разговоры с ней. С большой вероятностью у нее нет подруг, которые могли бы сопровождать ее на первое свидание, дать ей совет по поводу социальных и сексуальных кодов, а ее родителей может беспокоить ее уязвимость перед беспорядочными половыми связями, негативным сексуальном опытом и изнасилованием на свидании.

Континуум отношений

Существует целый континуум отношений от простого знакомого до постоянного партнера. Люди с синдромом Аспергера испытывают трудности на каждой стадии этого континуума. Чтобы продвигаться в континууме отношений от друга к романтическому партнеру, подросток или молодой человек с синдромом Аспергера нуждается в том, чтобы понять искусство флирта и романтики, чтобы правильно распознавать сигналы взаимного влечения и понимать игру свиданий. У людей с синдромом Аспергера отсутствует способность понимать это интуитивно.

Подростки и молодые люди с синдромом Аспергера часто спрашивают меня: «Как мне найти парня/девушку?» Ответ на этот вопрос далеко не прост. Людям с синдромом Аспергера трудно интерпретировать намерения другого человека. Жест доброты или сострадания может восприниматься как проявление интереса или как нечто более личное, чем на самом деле. Мне приходилось объяснять мужчинам с синдромом Аспергера, что улыбка и персональное внимание со стороны стюардессы – это вежливость, а не заинтересованность в отношениях.

Несмотря на проблемы с навыками отношений, которые характерны для многих людей с синдромом Аспергера, некоторые взрослые могут прогрессировать в континууме отношений и способны испытать романтические и, впоследствии, интимные отношения, даже найти партнера на всю жизнь. Для того чтобы добиться подобных отношений, оба партнера должны заметить привлекательные качества другого. Какие характеристики молодого человека с синдромом Аспергера могут привлечь потенциального партнера?

Привлекательные качества человека с синдромом Аспергера

Мужчины с синдромом Аспергера могут обладать множеством привлекательных качеств для потенциальных партнеров. Когда я провожу консультирование по вопросам отношений с парами, где у одного или обоих партнеров есть характеристики или диагностирован синдром Аспергера, то я часто спрашиваю типичного партнера: «Какие качества привлекли вас в партнере во время первой встречи с ним/ней?» Многие женщины говорят, что их партнер с синдромом Аспергера показался им добрым, внимательным, но социально или эмоционально незрелым человеком. Термин «молчаливый, красивый незнакомец» обозначает человека, который мало говорит и хорошо выглядит.

Внимательность и физические характеристики могут быть особенно важны для женщин, у которых есть проблемы с самооценкой и которые сомневаются в собственной физической привлекательности. Социальные и речевые трудности мужчины могут привести к тому, что его воспринимают как «молчаливого незнакомца», чья социальная наивность и незрелость могут измениться при партнере с высоким уровнем эмпатии и социальных навыков.

Я заметил, что многие партнеры мужчин (и иногда женщин) с синдромом Аспергера находятся на противоположном конце социального и эмпатического континуума. Это интуитивные эксперты теории разума, которые с легкостью понимают и сочувствуют чужой точке зрения. Их врожденные особенности помогают им понять опыт человека с синдромом Аспергера лучше, чем это может сделать человек с обычными способностями к теории разума. Это понимающие и сочувствующие люди, и они помогают своему партнеру сориентироваться в социальных ситуациях. В действительности, люди с синдромом Аспергера зачастую называют эти характеристики как наиболее желательные в партнере. Он или она может активно искать партнера с интуитивным социальным знанием, который может выполнять функции переводчика, и по своему характеру склонен к заботливому, социально адаптированному и материнскому поведению. Тем не менее, хотя социально одаренный и эмпатичный партнер может понять точку зрения человека с синдромом Аспергера, самому человеку с синдромом Аспергера бывает трудно понять своего типичного партнера.

Читайте также:  Анемический синдром у новорожденных это

Привлекательность человека с синдромом Аспергера в перспективе отношений может быть связана с его интеллектуальными способностями, карьерой или высокой внимательностью во время ухаживания. Тем не менее, иногда эта внимательность может восприниматься как нездоровая одержимость, особенно если человек пользуется фразами, заученными из голливудских романтических фильмов.

Даже если другие люди могут воспринимать его комментарии как оскорбительные, человеком с синдромом Аспергера могут восхищаться за честность и прямолинейность из-за его сильного чувства социальной справедливости и четких моральных принципов.

Тот факт, что мужчина с синдромом Аспергера может быть далек от идеала «мачо» и равнодушен к спорту и распитию алкоголя, может быть крайне привлекательным для многих женщин.

Человек с синдромом Аспергера может начать интересоваться отношениями позже других, что также может восприниматься как привлекательная черта. Это также может означать отсутствие «бремени» прошлых отношений.

Я часто слышал, как женщины говорили, что их партнеры с синдромом Аспергера напоминают их отца. Возможно, на их выбор партнера повлиял тот факт, что у одного из их родителей были проявления синдрома Аспергера.

Какие качества привлекают мужчин в женщине с синдромом Аспергера? Такие же, которые привлекают женщин в мужчине с синдромом Аспергера, в первую очередь, это относится к уровню внимательности к партнеру. Социальная незрелость женщины может быть привлекательна для мужчин, которые склонны к отцовской и сочувствующей роли в отношениях. Мужчины также могут ценить ее внешнюю привлекательность или восхищаться ее талантами и способностями.

К сожалению, женщины (и иногда мужчины) с синдромом Аспергера плохо разбираются в характерах и редко могут определить потенциально опасных людей. Женщины с синдромом Аспергера часто страдают от низкой самооценки, что может негативно повлиять на выбор партнера. Они могут стать жертвами самых разных форм насилия со стороны партнера. Как сказала мне одна женщина с синдромом Аспергера: «Мои запросы такие низкие, что в результате меня тянет к людям, склонным к насилию».

Стратегии по улучшению навыков отношений

Людям с синдромом Аспергера требуется руководство в усвоении навыков отношений на каждой стадии континуума отношений и, возможно, на протяжении всей их жизни. Детям нужно руководство специалиста по развитию речи для овладения искусством беседы, а также стратегии по улучшению навыков дружбы в течение школьной учебы, которые может предоставить учитель или психолог. Развитие навыков дружбы должно стать приоритетом для образовательных служб, которые поддерживают ребенка с синдромом Аспергера, поскольку зрелость и способности в области дружбы повышают самооценку, снижают частоту случаев травли, закладывают фундамент для взрослых отношений и развивают способности к командной работе, которые нужны для успешного трудоустройства.

Подростки нуждаются в точной и корректной информации о влечении, ритуалах свиданий и сексуальности. Хотя типичные подростки могут легко получить доступ к подобной информации, зачастую от своих друзей, родителей, занятий в школе и по мере получения личного опыта, для подростка с синдромом Аспергера эти знания могут быть недоступны. Отсутствие руководства со стороны сверстников, опыта групповых дискуссий и практики препятствует развитию навыков отношений. По счастью, теперь появляются специальные учебные программы по отношениям и сексуальности для подростков и молодых людей с синдромом Аспергера, равно как и возможности получить совет и узнать об опыте других подростков с синдромом Аспергера.

Некоторые врачи и психотерапевты, особенно в Австралии, разрабатывают ресурсные материалы по обучению навыкам отношений подростков и молодых людей с синдромом Аспергера. Это обучение варьируется от знаний об этикете во время свиданий и навыков подбора одежды до информации о том, как можно выявить и избегать сексуальных хищников. Одна из самых ценных стратегий – найти социально восприимчивого друга или родственника, который сможет знакомиться с потенциальным партнером, чтобы оценить, насколько у этого человека хороший характер, прежде чем отношения начнут развиваться.

Молодым людям взрослого возраста нужно поощрение и возможности завести новых знакомых и друзей. Это может включать вступление в кружок или группу по интересам, которые связаны со специальным интересом, например, посещение конвенции поклонников «Звездного пути» или «Доктора кто». Это может включать использование таланта человека, например, если молодой человек обладает прирожденными способностями к уходу за животными, то он может стать добровольцем организации по защите животных. Можно искать друзей, присоединяясь к местной общественной деятельности, например, вступить в хор или записаться на учебные курсы для взрослых.

Местные группы поддержки родителей детей с синдромом Аспергера часто создают группы поддержки для взрослых молодых людей с синдромом Аспергера. В рамках таких групп специалист может обратиться к их участникам, провести дискуссию и предоставить рекомендации по отношениям. Подобные группы также могут предоставлять возможность для развития отношений между членами группы. Примером могут служить отношения между Джерри и Мэри – двумя взрослыми людьми с синдромом Аспергера, которые познакомились на группе поддержки в Лос-Анджелесе, и чья история легла в основу книги и фильма.

Некоторые взрослые люди с синдромом Аспергера пользуются Интернетом и службами знакомств, чтобы встретить новых людей, однако этот метод знакомства также часто используется сексуальными хищниками, и человеку с синдромом Аспергера следует знать о многочисленных рисках, которые связаны с этой стратегией.

Я заметил, что взрослые люди, у которых были яркие проявления аутизма в раннем детстве (значительная задержка речи, трудности в обучении, избегание социальных ситуаций), которые по мере взросления начинают подходить под описание высокофункционального аутизма, в среднем менее мотивированы искать постоянные отношения. Они гораздо чаще довольны одиночеством и целибатом и скорее имеют знакомых, чем друзей. Чувство собственной идентичности и личной ценности достигается ими с помощью успешной карьеры и независимой жизни. Темпл Грандин – широко известный тому пример.

Некоторые взрослые люди с синдромом Аспергера также решают отказаться от интимных отношений по объективным причинам, которые связаны с характеристиками этого синдрома. Вот как объясняет это решение Дженнифер: «Как я смогу жить в одном доме с другим человеком, который может трогать мою коллекцию моделей самолетов?» и «Модели самолетов не думают, что их должен делать более привлекательный или менее нуждающийся человек».

В жизни Дженнифер есть моменты глубокого личного удовлетворения. По ее словам: «Уверяю вас, что влюбленность и специальный интерес – это, по большому счету, одно и то же чувство». Отсутствие отношений может быть положительным выбором для некоторых взрослых людей с синдромом Аспергера или высокофункционирующим аутизмом, которые наслаждаются развитием и реализацией своих специальных интересов, например, фотографированием дикой природы или карьерой в информационных технологиях. Они счастливо игнорируют нашу культурную веру в то, что брак или продолжительные отношения являются единственным способом достигнуть счастья.

Направления для дальнейших исследований

Мы знаем, что люди с синдромом Аспергера испытывают значительные трудности в континууме отношений, но у нас отсутствуют качественные и количественные данные исследований об их способностях, обстоятельствах и опыте в области отношений. Существуют исследования способностей к дружбе среди детей с синдромом Аспергера, которые недавно были проанализированы, но практически не было исследований романтических отношений и сексуальности.

Мы с доктором Изабелль Эно из Монреаля проводили исследование сексуального профиля взрослых людей с синдромом Аспергера, и предварительные данные показывают, что этот профиль отличается от профиля типичных взрослых, в том числе для него характерны более негативный образ своего тела и меньший сексуальный опыт, хотя обычно сексуальный интерес развивается в том же возрасте, что и у ровесников.

Также людей с синдромом Аспергера может отличать более либеральное отношение к сексуальному разнообразию, включая гомосексуальность и бисексуальность, а также богатая фантазия в отношении сексуальных образов. Их может меньше волновать разница в возрасте и культурные различия в отношениях.

Тем не менее, необходимы новые исследования, и база данных Интерактивной Сети Аутизма может быть крайне полезна в сборе информации о романтических отношениях среди подростков и молодых взрослых с синдромом Аспергера и высокофункционирующим аутизмом.

Представленный выше материал — перевод текста «Romantic Lives of Young Adults with Asperger’s».

Источник