Томатис для детей с синдромом дауна

Основной принцип работы метода TOMATIS® заключается в нейросенсорной слуховой стимуляции с обязательным использованием специализированного оборудования TalksUp®. Звуковой сигнал передается пациенту с помощью специальных наушников двумя способами: посредством вибрационного датчика, расположенного в верхней части наушников и плотно прилегающего к костям черепа и динамиков, расположенных как у обычных наушников. Таким образом мы задействуем костную и воздушную проводимость звуков и стимулируем различные отделы наружного, среднего и внутреннего уха.

Ухо — это «входная дверь» в нашу нервную систему. Звуки различной высоты влияют на разные отделы уха, каждый из которых связан друг с другом и определенными отделами нервной системы. Многие помнят из уроков анатомии, что у нас есть наружное ухо, среднее и внутреннее и в их состав входят наружный слуховой проход, барабанная перепонка, наковальня с молоточком и стремечко, улитка и преддверие и т.д. Но что же скрывается за этими забавными названиями? Все это очень тонкие инструменты воспринимающие звуки, которые нас окружают, отвечающие за обработку и передачу полученной звуковой информации в головной мозг, а так же за положение нашего тела в пространстве. Каждый из отделов этой сложной системы более восприимчив к той или иной частоте звуков, каждый из них выполняет свою особую функцию и связан с определенными отделами Центральной нервной системы. Так например, низкие звуки стимулируют преимущественно преддверие и соответственно оказывают влияние на координацию, ориентацию в пространстве, регуляцию мышечного тонуса и т. д., а высокие звуки имеют наибольшую площадь воспринимающей поверхности в улитке, они стимулируют кору головного мозга, положительно влияют на внимание и память. При повреждениях и нарушениях со стороны нервной системы мы можем видеть обратную связь — повышение чувствительности к звукам различной тональности или наоборот плохое или избирательное восприятие звуков. Метод Tomatis® позволяет нам «тренировать» и гармонизировать работу слухового аппарата и тем самым оказывать обратное положительное влияние на нервную систему. Используя костную и воздушную проводимость, звуки различной высоты и неожиданное их чередование посредством системы TalksUp®, мы как-будто «удивляем» головной мозг, заставляем его работать активнее. В результате развивается познавательная и предметная деятельности, стимулируется речевая активность, пространственная ориентация, улучшается память и внимание, моторика, координация, реализуются творческие способности, стабилизируется эмоциональная сфера, ускоряется социальная адаптация.

В клинике РеаСанМед для проведения занятий используется оригинальные аудио программы, которые функционируют с помощью аппарата, снабженного уникальной технологией TalksUp®,это компактный и инновационный профессиональный инструмент, который обрабатывает в реальном времени музыку так, чтобы в точности воспроизвести «эффект Tomatis®». С момента создания электронного чередования (Electronic Gating®), разработанного Альфредом Томатисом, технология постоянно развивается для получения оптимальной точности и эффективности. TalksUp® интегрирует все параметры Метода Tomatis®. Это наиболее совершенный и законченный инструмент, имеющийся в распоряжении профессионалов Tomatis®. Более подробную информацию о методе Вы можете узнать на официальном сайте TOMATIS® 

На реабилитационном отделении клиники РеаСанМед для каждого ребенка аудио программу подбирает квалифицированный специалист, который прошел подготовку по методу Tomatis®. После постановки задач по коррекции проблем ребенка, в зависимости от его состояния определяется продолжительность каждого сеанса и их количество для каждого этапа. Для особых детей со сложными состояниями, как правило, продолжительность каждого сеанса в начале занятий составляет не более 30 мин и может быть разделена на две части (прослушивание аудио программы — 15 мин, перерыв 1 — 2 часа, продолжение прослушивания аудио программы — 15 мин). Минимальное количество сеансов — 10, с периодичностью 3-4 раза в неделю. Перерыв между первым и последующим этапом может составлять 1-1,5 месяца. Количество этапов и временные промежутки между ними также зависят от состояния ребенка и его реакции на занятия. Если от этапа к этапу мы наблюдаем положительную динамику в состоянии ребенка, музыкальная программа становится несколько сложнее и постепенно увеличивается время и количество сеансов. Еще один важный принцип использования метода Tomatis® — занятия должны нравиться ребенку, ни в коем случае прослушивание аудио программы не должно быть насильственным и тем более вызывать стресс. Так же предпочтительно вертикальное положение ребенка во время сеанса, в большинстве случаев он сочетается с различного вида развивающими занятиями. Хотя метод Tomatis® относится к педагогическим, для него, как и в медицине действует главный принцип — не навреди. Такой избирательный и индивидуальный подход позволяет работать по методу Tomatis® даже с очень сложными детьми. 

Однако для него существуют противопоказания:

  • опухоль головного мозга

  • кисты головного мозга среднего и большого размеров

  • острые психические состояния

  • тяжелая степень тугоухости

Так же нужно помнить, что метод Tomatis® не является отдельным реабилитационным методом, но служит помощником и повышает эффективность реабилитационных программ для особых детей.

Метод Tomatis® с помощью специально подобранных аудио программ у детей с синдромом Дауна в первую очередь позволяет воздействовать на те отделы внутреннего уха, которые связаны с поддержанием вертикального положения тела, регуляцией мышечного тонуса, через ухо происходит влияние на вестибулярный аппарат и координацию движений. На последующих этапах при помощи метода Tomatis® происходит воздействие на более тонкие структуры головного мозга, отвечающие за понимание, память и социализацию.

Как подготовить ребенка к наушникам вы можете прочитать здесь.

В комплексной реабилитации детей с синдромом Дауна наряду с Томатис-терапией применяется:

Источник

                 ВКонтакте 

В своем центре мы применяем метод Томатиса, Биоакустическую коррекцию (БАК) и другие неинвазивные методы для помощи детям с особенностями развития.

                                                                                  БАК

Читайте также:  Синдром длительного сдавления синдром позиционного сдавления

 Санкт-Петербургские нейрофизиологи Института экспериментальной медицины СЗО РАМН (отдел физиологии им. И.П.Павлова) разработали инновационный метод, позволяющий повышать активность естественных процессов саморегуляции организма. Этот метод назвали БАК (биоакустическая коррекция). В основе метода БАК используется концепция непроизвольной саморегуляции, содержание которой заключается не в компенсации, а в активации естественных процессов регулирования физиологических функций, которые в результате неблагоприятного сочетания факторов внешней среды и индивидуально-личностных особенностей оказались подавлены. 
Процедуры БАК направлены на восстановление естественных процессов регулирования физиологических функций и повышение адаптивных свойств организма. Это происходит за счет нормализации работы центральной нервной системы (ЦНС), ее регулирующей функции. 
БАК имеет множество лечебных эффектов: 
— улучшение психоэмоционального состояния, нормализация сна, аппетита, снижение нервно-психической нагрузки и пр. 
— стимулирующий и восстановительный (стимуляция и улучшение показателей речевого развития у детей с нарушениями развития, эффективное восстановление когнитивных и поведенческих функций) 
— иммуномоделирующий  и др…

ТОМАТИС

    Ухо – многофункциональный орган, который связан со многими системами организма, а слуховая система связана со многими функциями психики.

   Одним из самых актуальных моментов в развитии ребенка является развитие  речи — основы мышления, интеллекта. А.Томатис  открыл, что: «Голос воспроизводит лишь то, что слушает ухо». Другими словами,  ребенок может воспроизвести только те звуки, которые он услышал. При формировании речи неправильное понимание или неверное представление (иррациональное представление) об акустической ситуации, не позволяет достигнуть нужного результата.

    Задержка речи и проблемы обучаемости  — очень часто встречающиеся сегодня отклонения.  Эти нарушения, как правило, имеют нейробиологическое происхождение и возникают из-за неправильного развития некоторых участков головного мозга в пренатальный (предродовой) период вследствие, например, инфекций или сильного нервного напряжения матери. Другим фактором могут стать травмы во время родов, в результате которых мозг ребенка может получить повреждения, в том числе, органического характера. Метод «Томатис» помогает компенсировать это недоразвитие, стимулируя речевые центры головного мозга с помощью специально обработанной музыки. Происходит процесс адаптации мозга к этому воздействию. Он как бы «просыпается», активизируется, в нем формируются устойчивые нейронные связи.

     Методы БАК и Томатис  применяются при следующих речевых  расстройствах: 

— ЗРР (задержка речевого развития)

— дислексия (расстройство чтения)

 -дисграфия (ошибки письма)

— дисфазия (нарушения устной речи)

— дислалия (нарушение звукопроизношения, в том числе ФФНР)

— ОНР ( общее недоразвитие речи — алалия, дизартрия и пр.) 

Какие изменения происходят при применении метода БАК и Томатис?:

Задержка речи:
— лучшая расшифровка и анализ звуковых сигналов
— ускорение развития речи, правильного произношения звуков
-увеличение эффективности занятий с логопедом

Задержка развития:
— возрастает скорость умственного развития
— ускорение развития речи
— ускорение психического развития
— улучшение внимания, памяти
— улучшение навыка общения
— улучшение моторных навыков

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности):
— развитие функций мозжечка и вестибулярного аппарата
— развитие энергетического потенциала мозга, как следствие — снижение активности
— развитие контроля, снижение импульсивности
— развитие избирательного внимания

Аутизм:
— ослабление симптомов
— большая «включенность» в жизнь
— развитие речи, лучшее понимание речи
— уменьшается гиперчувствительность к звукам, тактильным ощущениям, всему новому
— уменьшаются гневные, тревожные реакции, страхи и повторяющееся поведение
— уменьшается боязнь тактильного контакта
— происходят изменения со вкусом, улучшается восприятие еды
— улучшаются социальные навыки: смотрят в глаза, следуют инструкциям, инициируют контакт, могут стать более любящими, нежными
— увеличение эффективности занятий с логопедом, дефектологом и т.д.

Синдром Дауна:
— улучшение слуховых и речевых навыков (лучше слушают, используют больше слов, улучшается речь)
— улучшается координация
— улучшается сон
— более сговорчивы, лучше следуют инструкциям

ДЦП:
— улучшение моторики, координации
— ускорение реабилитации

Источник

Документация: Ухо — ключ к положительному развитию языка у детей с синдромом Дауна
Томатис терапия! — Я никогда не слышал об этом. Как жаль! Поскольку Томатис терапия должна — в соответствии с автором Эллен Шлагом Галле, Германия — безусловно, быть частью программы раннего вмешательства для детей с синдромом Дауна. Она имеет многолетний опыт работы в этой области, в первую очередь с ее дочерью Мелани и с тех пор как терапевт Томатис, с большим количеством детей с синдромом Дауна, в своей и в других практик.

Кто был Альфред Томатис?

Альфред Томатис родился в Ницце на юге Франции в 1920 году, весом 1300г после беременности 6,5 месяцев. Рождение было большой неожиданностью для всех, так как его мать, молодая итальянская девушка всего 16 лет, спрятался беременность под корсета вплоть до рождения. У него не было никакого реального отношения к ней и один никогда не разработаны. Он имел контакт со своим отцом, который был оперным певцом, но он кредитует его отца бабушки, которая принесла 24 детей в мир, за спасение его жизни. Она подняла его и ухаживала за ним во время бесчисленных болезней. Альфред Томатис не был легким ребенком. Он много плакал, имел слабую конституцию, не был особенно хорошим учеником и вряд ли имели какие-либо контакта с другими детьми.

В возрасте 11 лет он в одиночку отправился в Париж, чтобы учиться в лицее Пастера. Он двигался рядом со своим отцом, но жил сам по себе. Для того, чтобы заработать деньги, чтобы поддержать себя, он работал и учился день и ночь. Он узнал, говоря вслух, идя по комнате с Моцартом и григорианский хорал в фоновом режиме. После окончания средней школы он изучал математику, физику и химию в Сорбонне. Когда ему было 20 лет, он закончил свои экзамены и достигли самых высоких отметок. Во время войны, после того, как изучал медицину в течение одного года, он был развернут в полевой госпиталь. В то время он получил для себя знания, необходимые для второго и третьего года медицинской школы . Ему было только 24, когда он закончил свою специализацию как уха, горла и носа врача. Затем он сделал многочисленные тесты, эксперименты и исследования. Он испытал слушание рабочих и пилотов в самолете турбинного завода. Благодаря своему отцу, у него был опыт в лечении оперных певцов. Он проводил все виды экспериментов относительно слуха внутри матки. Он кратко изложил все свои знания вместе, создавая аудио-психо-фонологию.

Читайте также:  Как избежать встречи с синдром профессионального выгорания

В течение всей своей жизни, Альфред Томатис искал объяснений. Нежелательной беременности и его преждевременный конец был катализатором для его постоянного поиска и исследования внутриутробного прослушивания и его последствия в дальнейшей жизни.

Основатель аудио-психо-фонологии (APP)
В течение многих лет, французский ухо, горло и нос специалист д-р Альфред Томатис исследовал отношения между прослушиванием, тела, ума и голоса. Новая научная дисциплина, аудио психо Фонология (APP) основана на его выводах.

Три закона Томатиса
● «Каждый говорит, как один слушает», или, другими словами: голос содержит только частоты обертонов, которые воспринимает ухо.
● Если уху дана возможность снова правильно слышать частоты, которые невозможно услышать или не могут быть хорошо слышны, то они снова будут слышны в голосе немедленно и бессознательно.
● Повторное акустическое раздражение в течение определенного периода времени приводит к постоянным изменениям слуха и, таким образом, фонетированию.

В 1957 году Рауль Хуссон повторил этот эксперимент в университете Сорбонны в Париже и подтвердил это, назвав его ЭФФЕКТОМ TOMATIS.

Важность уха

Ухо является первым сенсорным органом нерожденного ребенка, который полностью сформировался, функционирует в матке уже после 4,5 месяцев беременности. Поэтому ухо является ключом к физическому, умственному, социальному и коммуникационному развитию ребенка.

В ухе чувство слуха объединяется с чувством равновесия. Чувство слуха отвечает за язык, вокальное выражение и общение. Чувство равновесия влияет на осанку.

Обучающий тренинг, разработанный профессором А. Томатисом, оказывает положительное влияние на организм, психику и общую коммуникацию. Он развивает двигательные навыки, язык и социальную компетентность, умственные способности, даже темперамент, способствует активному поведению и гармонизирует все функции организма.

Прослушивание внутри матки.
По словам Йозефа Верворта (Jozef Vervoort), директора крупного терапевтического центра в Синт-Труидене, Бельгия, у ребенка с синдромом Дауна рождается только 50% связей между нервными клетками левого и правого полушарий головного мозга по сравнению с ребенком Без этого генетического дефекта.

Способность к обучению основана на развитии мозга, в котором нейроны все больше соединяются друг с другом, что позволяет создавать новые психические пути. В нерожденных младенцах основа их более позднего сознания и его способностей развивается в это время. В терапии Томатиса сознательно создаются новые связи между нервными клетками. Ребенок подвергается стирке предродовых звуков, где в основном слышны высокие частоты голоса матери.

Наш путь к терапии Томатиса
На круглом столе я встретил отца, который путешествовал по миру, чтобы найти помощь для своего сына. У мальчика произошла авария на мотоцикле, и он был в отключке из-за травмы головного мозга. Он говорил о Бельгии и сказал, что «есть такие дети, как ваши». Я попросил его принести мне листовку из следующей поездки, и я познакомился с терапией Томатиса. Во время моего первого телефонного звонка с женщиной из центра Атлантиды я узнал, что терапия особенно успешна для детей с синдромом Дауна. Я хотел попробовать!

Мой опыт с Мелани:

Когда Мелани было 5,5 лет, мы впервые посетили центр Атлантиды в Бельгии в январе. Уже после первого дня терапии она могла подняться по ступенькам, чередуя ноги, что она не могла сделать раньше. Она все еще была немного шаткой в ногах, но внутренний выключатель продолжался! Во время перерывов между прослушиваниями она демонстрировала необычную физическую и языковую активность. После первого блока слушания, когда мы вернулись домой, она могла кататься на велосипеде с помощью тренировочных колес. И как она сияла — после трех лет практики! С тех пор выражение ее лица прояснилось, и ее больше интересовало ее окружение. Она задавала вопросы о своем окружении, например, какие части велосипеда называются и для чего они используются. Ее восприятие тела изменилось к лучшему, так что теперь она обычно понимает, когда ей нужно идти в туалет.

В мае мы отправились во второй блок прослушивания в Бельгии. Она снова начала искать новые вызовы своему чувству равновесия. Она хотела качаться, качаться туда-сюда и подниматься. Ее мелкие моторные навыки улучшились. Она наконец начала рисовать и делать головоломки с 20 и 49 штуками. Она спала глубже.

В июле мы отправились в Бельгию для третьего прослушивания. Поведение Мелани уже изменилось во время блока терапии. Она стала самоуверенным маленьким человеком — упрямым и свежим. Она лучше воспринимала свое окружение и постоянно искала новые вызовы и людей, чтобы проверить свои силы. Она больше не нуждалась в дне после полудня и имела более длительные периоды активности в течение дня. С тех пор она любит много говорить. Она развивалась быстрее, чем раньше, во всех областях. Мы отправились на наш первый велосипедный тур вместе в отпуск в Голландии. Во всем, что она делает, она показывает, насколько сильна ее решимость.

Читайте также:  Интервал pq при синдроме wpw

В октябре мы начали наш четвертый блок прослушивания. Мы видели большой прогресс, особенно в общении. Мало того, что она говорила с другими детьми, она также спрашивала о словах и их значениях, повторяла рассказы почти дословно и придумывала свои собственные. Ее праворукость развивалась.

В течение 2 лет у Мелани было в общей сложности 8 терапевтических блоков в центре Атлантиды в Бельгии.
В первом классе интегрированной начальной школы Мелани изучила все печатные буквы алфавита вместе с другими детьми в своем классе. Во втором классе она выучила все письма в сценарии. С тех пор она постоянно улучшает свое чтение, письмо и знание языка. В настоящее время она учится в седьмом классе интегрированной общеобразовательной школы и работает над классом «Fliegende Klassenzimmer» Эриха Кестнера в немецком классе. Чтение и письмо стали ее самым большим хобби. Она читает толстые книги, которые ее интересуют в мгновение ока, и также понимает их содержание. Вот так она приобрела замечательный словарный запас и очень хорошее правописание.

Когда я вспоминаю, что Мелани едва говорила, когда ей было 4 года, теперь я вижу, что языковые навыки Мелани, самые важные средства общения во всех человеческих отношениях, развились очень хорошо. Она — уравновешенная, счастливая и уверенная в себе девочка.

Поскольку я был так доволен развитием Мелани, а также позитивными сообщениями других родителей нашей организации «Down-Kind Halle (Saale) e.V.», которые также бегали к различным терапевтам, я решил тренироваться в качестве терапевта в Бельгии.

Опыт моей практики:

● Новые сети нервных клеток дают дополнительные возможности для развития детей с синдромом Дауна.
● После проведения терапии Tomatis дети с синдромом Дауна лучше реагируют на обычные виды терапии, такие как физиотерапия, логопедия и трудотерапия.
● В целях поддержки языкового обучения я работаю с визуальными средствами во время активной фазы изучения языка, поскольку это особая сила детей с синдромом Дауна.
● Терапия Томатиса рекомендуется в любом возрасте, но особенно перед поступлением в школу. В возрасте от 3 до 6 лет могут быть достигнуты большие успехи. Начиная с интегрированной школы будет легче для всех участников.

Аудирование
Перед началом прослушивания проводится диагностический тест на слух с аудиометром, измеренный в соответствии с уровнем слуха Tomatis. Отмечаются пороги слышимости через воздух и костную проводимость, а также проверяется направление звука и способность дифференцировать тона. На основании этого теста полная оценка представляется на встрече с родителями ребенка. Дальнейшие тесты прослушивания проводятся через регулярные промежутки времени, чтобы отслеживать прогресс и по ходу программы прослушивания.

Терапия Томатиса
После этого начинается терапия Томатиса. Это, по сути, слуховой тренинг, где ребенку предлагается технически измененная музыка от В.А. Моцарта, григорианское пение или голос матери либо в «Моцарт-мозговом активаторе», либо в «Электронном ухе». Это делается по специальной гарнитуре, которая позволяет передавать звук в воздуховоды и кости. Таким образом, прослушивание прослушивается. Это эквивалент «желания слышать» или внимательно слушать.

Фазы Томатической терапии
Пересматриваются фазы слухового развития, чтобы обеспечить интеграцию чувств слуха и равновесия без сбоев.

● Фаза 1: Акклиматизация и акустическая регрессия до внутриутробного слуха
● Фаза 2: Прослушивание как в матке. Влияние оригинальных моделей общения. Пробуждение стремления к общению.
● Фаза 3: Роды на звуковом уровне. Передача слухового восприятия через плаценту в воздушную проводимость.
● Фаза 4: Фаза активного языка. Говорить, петь или читать в микрофон.

Учебный план прослушивания:
Терапия дается в нескольких блоках. Первый блок — 15 дней, а прослушивание — 2 часа каждый день. Ребенок носит наушники и может играть, строить, рисовать или смотреть книги. Сопровождающая мать слушает те же музыкальные произведения, что и ребенок в фазе 1. На втором этапе ребенок слышит высокие частоты голоса матери, как будто в утробе. Мать следует сопутствующей программе в соответствии с ее потребностями.
После 4-6-недельного перерыва начинается второй блок прослушивания 8 дней, и программа продолжается. Каждый из следующих блоков прослушивания длится 8 дней, но перерывы между ними становятся длиннее и длиннее. Продолжительность терапии может варьироваться, но вы должны планировать год, так как изменения не происходят в одночасье.

Центр Атлантиды
Институт Атлантиды в Синт-Труидене (Бельгия) является крупнейшим в мире центром сегодня и посещают люди из многих стран. Лечение проводится 363 дня в году — выходные это только канун Рождества и Нового года.

Название «Атлантида» также является программой. В центре раскрыты скрытые сокровища гостей всех возрастов. Самый молодой слушатель был 2-месячным ребенком, самым старым старше 95 лет.

История Атлантиды началась в 1983 году в доме Юзефа Верворта с двумя детьми. В то же время, 16000 детей и 8000 взрослых прошли лечение. В центре имеется 42 штатных сотрудника и 310 коек в нескольких домах (по состоянию на январь 2009 года). Atlantis, некоммерческая организация, предлагает своим гостям все виды жилья, от одного места,до квартиры.Разнообразные блюда в своем кафе. Терапевтические места во время школьных каникул особенно популярны, поэтому рекомендуется предварительное бронирование.
Обучение слушанию в Бельгии очень интенсивно. Девять подслушивающих устройств в течение 30 минут производятся в течение дня, разделенные на три группы. Первый блок терапии составляет двенадцать дней, и все последующие блоки обычно длится 5 дней.

Источник