Тьюторское сопровождение детей с синдромом дауна

Тьюторское сопровождение детей с синдромом дауна thumbnail

«Тьюторское сопровождение семей имеющих детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного образования»

Не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом  Дауна, существует возможность их социальной адаптации.

Дети с синдромом Дауна имеют не только слабые, но и сильные стороны, и , соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению.

При наличии у ребенка болезни Дауна, его семья попадает в длительную психотравмирующую ситуацию и очень нуждается в помощи. Ребенок с физическими нарушениями, за которым нужен практически полный уход и у которого, кроме того, проблемы с речью, не может анатомически развиваться полноценно. Соответственно у родителей отсутствует та свобода, которая появляется у родителей обычных детей, когда они развиваются и становятся самостоятельными.

При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Введение тьютора в учреждение, где обучаются дети с особенностями интеллектуального развития, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, поможет эффективнее использовать обучающий ресурс этих учреждений; позволит учитывать при обучении весь спектр сохранной части интеллекта ребенка, повысит его восприимчивость к преподаваемому материалу, что улучшит уровень его жизни в целом. Именно для этой категории детей институт тьюторства в России необходим и, в прямом смысле этого слова, жизненно важен. Ведь если в учреждениях таким детям не будет оказываться достаточная индивидуализация в образовании, не будут в достаточной мере учитываться их индивидуальные особенности развития (а без тьюторства, как системы, этого не случится), то дверь в образование для таких детей будет оставаться по-прежнему лишь приоткрытой. И большое количество детей, а затем и взрослых людей с инвалидностью останется, как и прежде, без достойного образования, следовательно, в стороне от нормальной жизни.

В семье должен быть обеспечен здоровый психологический климат, должны выполняться рекомендации лечебно-оздоровительного и воспитательного характера, обеспечивающие полноценное развитие личности ребенка.

Важными являются вопросы питания, режима дня, двигательной активности ребенка, система его закаливания, общения с ним. Наряду с воспитанием гигиенических навыков для социальной адаптации важно приучать ребенка к доступной для него деятельности, к развитию навыков самообслуживания, к труду. Должна проводиться целенаправленная работа по развитию диалогической и монологической речи, по организации игр детей и с детьми. Семья — значимый фактор развития творческих способностей ребенка. Музыка, пение, танцы, рисование, спорт — каждый из этих аспектов имеет и воспитательное, и коррекционно-развивающее значение.

Роль семьи значима для ребенка любого возраста, а каждый этап развития ребенка диктует свою специфику работы семьи с ребенком и психотерапевтической работы с семьей. На всех этапах работы: диагностирующем, реконструктивном и поддерживающем — большое значение имеет взаимоинформирование специалистов и родителей об особенностях развития и личности ребенка, совместный с родителями и специалистом анализ конкретных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка, это поможет выбрать правильный стиль поведения взрослых, общения их с ребенком.

Работа с семьей направлена на стимулирование их обращения в консультацию, в медицинское или педагогическое учреждение — к врачу, психологу, педагогу. Семейная психотерапия — ролевая и психоаналитическая — включает психопропаганду, коррекцию внутрисемейных отношений, профилактику эмоциональных и других нарушений у членов семьи. С родителями проводятся собрания, индивидуальные и групповые беседы, практикуется их посещение на дому, прямая и косвенная психотерапия направляется не только на ребенка, но и на семью с учетом ее особенностей. За рубежом большую работу в этом плане проводят ассоциации родителей, дети которых имеют сходные проблемы. Эти общественные объединения координируют сотрудничество родителей, врачей, психологов, педагогов, повышают психолого-педагогическую культуру родителей, вооружают их специальными знаниями, умениями, навыками.

Для совершенствования организации психологической помощи семье, а следовательно, и детям через семью, для повышения ее эффективности представляется наиболее важным активное привлечение родителей к работе педагогических коллективов дошкольных учреждений и школ, к работе психологов; разработка специальных программ работы с родителями, подготовка для родителей специальной литературы в помощь семейной психокоррекции и психопрофилактики, разработка приемов индивидуальной работы с родителями проблемных детей, обучение родителей конкретным приемам психокоррекционной и воспитательной работы.

Дальнейшее обоснование теоретических, организационных и методических основ психологической работы с семьей повысит ее значимость в системе воздействия на детей и подростков. А использование коррекционно-воспитательного и психопрофилактического потенциала семьи в системе воздействия на подрастающее поколение повысит результативность психолого-педагогической работы в целом.

Активизация подготовки специалистов для психокоррекционной работы возможна через систему спецкурсов и спецсеминаров, через переориентировку некоторых разделов педагогической практики студентов, постановку курсовых и дипломных исследований, связанных с проблемой терапии семьи и через семью. Это обеспечит формирование готовности специалистов для решения важной не только психолого-педагогической, но и социальной проблемы.

Литература:

1) Борисова  Н.В., Прушинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.

2) Василькова Ю.В. Семейное консультирование. – М., 2009.

3) Волкова А. Н., Безух С. М., Нестерова Г. Ф., Безух С. С. Психолого-социальная работа с инвалидами: Абилитация при синдроме Дауна / А. Н. Волкова и др. – Изд-во: РЕЧЬ, – 2006 г.

4) Гордон Э. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск. Изд. дом “ERGO”. (Перевод с английского.Предисловие – Т. М.Ковалева, М. П.Черемных),2008

5) Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями в развитии. Из опыта работы. М.: ЦППРиК «Тверской», 2010.

Источник

Успешное обучение детей с синдромом Дауна в школе во многом зависит от тех условий, в которые они попадают, придя в школу первого сентября. Успешным особый ученик может быть только в благоприятной, ориентированной на по­ложительную оценку его достижений школьной среде; в школе, которая будет принимать ученика со всеми его особенностями, учитывать их и приспосабли­ваться к ним. В последние годы у родителей детей с синдромом Дауна стало больше возможностей для выбора подходящей школы. Помимо коррекционных возникают инклюзивные школы, которые ставят своей целью не разделять детей на особенных и обычных, а обучать их вместе. Во многих инклюзивных школах стали появляться тьюторы (педагоги сопровождения). Эти специали­сты призваны помочь ребенку с особенностями развития наиболее безболез­ненно включиться в образовательную среду. В сотрудничестве с учителем, пси­хологом и другими специалистами тьютор должен создать для ребенка такую атмосферу, в которой эмоциональный комфорт и опора на внутренние ресурсы подтолкнут его к активному развитию.

Читайте также:  Как выявить синдром хронической усталости

В связи с тем, что в российском образовании тьюторство — явление пока новое и роль тьютора в педагогическом процессе до конца не ясна, даже сре­ди специалистов не существует единого взгляда на определение этого понятия. Многозначное английское слово «тьютор»[1], перенесенное автоматически на российскую почву, нашими педагогами и чиновниками трактуется очень ши­роко. Это может быть и личный помощник старшеклассника при выборе буду­щей профессии, и помощник педагога при составлении расписания индивиду­альных занятий, и классный руководитель или даже школьный психолог. При этом уже сейчас в России специальность «тьютор» внесена в реестр профессий «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специ­алистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должно­стей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009)[2]. Однако в этом документе говорится о тьюторе для обычного ученика, а о тьюторе как помощнике педагога при обучении детей с особенно­стями развития речь пока не идет. Практически нет ни программ, ни описания, даже примерного, в чем заключается работа тьютора и кто им может быть. При этом в инклюзивных детских садах и инклюзивных классах начальной школы должность тьютора уже введена. Люди работают и, судя по отзывам родителей, выполняют привычную роль няни (помощника воспитателя): собрать детей парами и отвести в столовую, на прогулку и т. п. Так что пока в детском саду тьютором можно считать няню, а в школе, как правило, это мама или бабушка «трудного» ребенка, которые пытаются, как могут, справляться с возложенной на них ролью, поскольку без их поддержки ребенок просто не сможет удер­жаться в классе.

Между тем во многих европейских странах должность помощника педаго­га существует в школах уже давно. Все ученики с синдромом Дауна, например, в Англии с начала 70-х годов прошлого века посещают общеобразовательные школы и учатся в инклюзивных классах вместе с обычными детьми. На некото­рых уроках ребятам помогают помощники педагога, особенно когда дети толь­ко привыкают к школьной жизни или предмет требует большого умственного напряжения (чтение или математика). Помощники педагога также помогают ученикам в общении со сверстниками, часто объясняют другим школьникам особенности своих подопечных, их слабые и сильные стороны, организуют со­вместные игры детей, досуг.

Так, помощник педагога ввел в одной английской школе «Клуб обеденного перерыва» для учеников с особыми потребностями. Его целью было решить проблему тех ребят, которые хотели на переменах общаться с обычными свер­стниками, но сталкивались с нежеланием одноклассников принимать их в свои игры. Проблема заключалась в недостаточности у особых учеников социаль­ных навыков. В таких случаях тьютор организовывал интересные и доступные игры для особенных учеников, в которых они учились контролировать свои эмоции, правильно обращаться друг к другу. Постепенно в игру включались и другие ученики класса. Также тьютор помогал особым ученикам принимать участие в общественной жизни школы, вовлекал их в общешкольные праздни­ки, экскурсии и т. д.

Служебные обязанности тьютора в английской школе разделяются на не­сколько направлений:

  1. помощь ученику на бытовом уровне (открыть портфель, рассортиро­вать тетради, сориентироваться в расписании);
  2. помощь в обучении;
  3. помощь в общении с одноклассниками.

Наполняемость английских классов достаточно высока (до 30 человек), и тьютор вводится при наличии в таком классе 4 учащихся с особенностями раз­вития. В этой должности обычно работают студенты, начинающие специали­сты, которые окончили годовые курсы, а также родители особенных детей, но при одном условии — они не должны работать с собственным ребенком.

В России, как уже говорилось, институт тьюторства находится пока в ста­дии становления. В связи с этим мы хотим описать реальный опыт работы тью­тора в двухгодичном проекте по подготовке детей с синдромом Дауна к школе, который, надеемся, будет полезен как специалистам, только начинающим рабо­тать в качестве педагогов сопровождения, так и родителям, нередко выступаю­щим в роли тьюторов при обучении своего ребенка.

Экспериментальная группа подготовки детей с синдромом Дауна к школе начала работать в Даунсайд Ап в 2009 году. В проект были включены 9 детей в возрасте 7 лет, с которыми работали 2 педагога и 2 тьютора, при этом педагоги и тьюторы менялись местами. Таким образом мы достигали того, что дети не привязывались к одному конкретному, «своему» помощнику, а существовали в классе предельно самостоятельно, лишь в самых сложных для себя случа­ях пользуясь поддержкой тьютора.

Следует понимать, что поощрение ученика с синдромом Дауна к само­стоятельности в учебе и социальном функционировании является важной задачей на этапе подготовки к школе, а наличие прикрепленного к ребенку по­стоянного помощника не способствует развитию этих навыков. Поэтому на двоих детей приходился один тьютор, при этом рассадка детей в классе была такова, чтобы особо нуждающиеся в помощи дети сидели на крайних ря­дах и рядом с ними всегда находился помощник. Более самостоятельные ребята могут сидеть на среднем ряду, на первых партах, и необходимую помощь им оказывает ведущий занятие педагог (понятно, что таким детям требуется меньший объем помощи).

Читайте также:  Синдром салюса гунна 1 степени

Тьюторское сопровождение детей с синдромом дауна

Первый вопрос, который встал перед всем коллективом после включения помощников педагога в работу группы по подготовке к школе: кто же такой тьютор и каковы его компетенции? Представляется, что именно перед началом работы очень важно четко ответить на эти вопросы и развести компетенции учителя и тьютора.

Английская и шотландская ассоциации Даун синдром выделяют следую­щие сферы деятельности тьютора[3]:

  1. помощь педагогу при обучении детей с особенностями развития;
  2. помощь ребенку с особенностями развития в сложных учебных ситуа­циях, в школьной среде;
  3. помощь психологу в ситуациях проявления эмоционально-волевых особенностей ребенка, затрудняющих его адаптацию и взаимодействие с ним.

Итак, по отношению к ребенку тьютор призван:

  1. Помогать в усвоении учебной программы и развивать способности к обучению.
  2. Обеспечивать усвоение новых навыков.
  3. Помогать развитию самостоятельности.
  4. Помогать в развитии социальных и коммуникативных навыков, дружбы с другими детьми и поведения, соответствующего возрасту.
  5. Помогать в психологической адаптации к системе школьного обучения, создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой в отношении процесса обучения и нового социального окружения.

По отношению к учителю тьютор должен:

  1. Помогать дифференцировать виды деятельности или вносить измене­ния в план урока.
  2. Обеспечивать обратную связь.
  3. Предоставлять учителю возможность дополнительно работать с особым учеником, как индивидуально, так и в группе, меняясь с ним ролями.
  4. Информировать педагога об индивидуальных особенностях своего по­допечного и о методах и приемах работы с ними.

Таким образом, можно разделить компетенции тьютора и педагога следующим образом: за преподавание учебного материала отвечает в основном педагог, тьютор же предоставляет учителю информацию о поведенческих особенностях ученика и особенностях усвоения им учебного материала, помогает педагогу корректировать учебный план в соответствии с этими особенностями. Учителю и тьютору необходимо регулярно взаимодействовать и совместно работать над планированием каждого урока, учитывая при составлении конспекта урока и его проведении индивидуальные особенности учеников. В то же время за инди­видуальную работу с учеником на уроке отвечает тьютор.

В своей деятельности тьютор учащегося с синдромом Дауна должен опи­раться на свойственные такому ребенку высокие подражательные способности, а также учитывать следующие его особенности:

  • повышенную эмоциональность;
  • проблемы с кратковременной памятью (сложности с построением ло­гической цепочки);
  • замедленную реакцию;
  • сложности с воспроизведением речи (экспрессивная речь);
  • трудности с построением адекватного диалога (беседы);
  • повышенную тактильную чувствительность;
  • неравномерность внимания;
  • сложности поведенческого характера (в понимании правил поведения, границ в общении, разницы в поведении с взрослыми и детьми, знако­мыми и незнакомыми людьми);
  • сложности ориентировки в пространстве и времени (длительный про­цесс адаптации к новым условиям);
  • проблему слухового восприятия речи (необходимость зрительного и тактильного подкрепления любого высказывания);
  • физиологические сложности (ослабленный слух, зрение, мышечный тонус, нарушения координации, неловкость в движениях, сложности с ориентацией в схеме собственного тела, сложности с ориентировкой в пространстве, проблемы с мелкой моторикой).

Таким образом, учитывая сильные и слабые стороны учащихся с синдромом Дауна, тьютор в процессе работы может выбирать варианты взаимодействия с учеником. При этом нельзя утверждать, что любой выбранный вариант взаи­модействия с ребенком обязательно будет эффективным. Как и в любом деле, в работе тьютора случаются удачи и неудачи. Главное — творчески подходить к процессу обучения и всегда основываться в своей работе на индивидуальном подходе к ребенку.

Общие рекомендации ТЬЮТОРУ

  1. Установление доверительных отношений с ребенком

Прежде чем начинать работать с любым ребенком, тьютору необходимо подружиться с ним, сформировать доверительные отношения, симпатию. Ведь не секрет, что в подобной работе эмоциональная составляющая играет боль­шую роль. Одна лишь симпатия к тьютору способна побудить ребенка к норма­лизации своего поведения в рамках его возможностей. Многие дети, выполняя задание, следят за реакцией тьютора, ждут похвалы, одобрения. Верно выяв­ленный интерес ребенка (его любимый герой мультфильма, игрушка, пристра­стие к чему-то) может сыграть на руку помощнику педагога, например, стать на время урока действенным приемом мотивирования его к учебе. Не говоря уже о совместных играх на перемене при условии взаимной вовлеченности тьютора и ребенка.

  1. Наблюдение за поведением ученика

Тьютору важно стараться замечать общее поведение конкретного ребенка в контексте «Он сегодня не такой, как обычно» или «Он сегодня в возбужден­ном состоянии» и обращать на это внимание коллег. Совместный с педагогами и психологами анализ динамики поведения ребенка позволяет выделить рост­ки нового поведения, а не просто случайное совпадение совокупности факто­ров — настроения, погодных условий, симптомов болезни и т. п.

Например, когда ребенок вдруг отказывается выполнять задание педагога, родители иногда говорят, что он по характеру вообще упрям или что сегодня у него нет настроения из-за низкого атмосферного давления. На самом же деле причиной часто оказывается то, что ребенок не понял задание, поскольку учи­тель не подкрепил его в достаточной мере наглядным материалом, а вовсе не врожденное упрямство или болезнь.

Следует подмечать состояние ребенка на уроке и действовать в соответ­ствии с ним. Ребенок своим поведением обычно дает понять, что он не понима­ет задания или устал (смотрит не на учителя, а по сторонам; уходит в свои игры; ищет сенсорные стимулы; сползает под парту; лежит на парте; готов встать и уйти), и в этих случаях необходимо обратится к нему лично, дать дополнитель­ный стимул, привлечь к уроку, сконцентрировать его на учителе или объяснить задание. Иной раз, наоборот, тьютор не отпускает ребенка, который своим поведением давно сигналит: «Отойди от меня, я сам», «Я умею», «Мне интерес­но сделать самому», «Я наконец-то понял», — иногда это слова, иногда жесты, а иногда, если тьютор не готов понять, и агрессия.

Тьютор также должен уметь отделять одну от другой различные проблемы поведения ребенка, например незрелое поведение от намеренно плохого, при­нимать во внимание не только фактический возраст ученика, но и его уровень развития, уровень понимания устной речи.

  1. Помощь ребенку на уроке
Читайте также:  Синдром сухого глаза у детей лечение

Помощь на уроке со стороны тьютора должна быть дозированной, чтобы не мешать развитию самостоятельности ребенка. Для взрослого намного проще все сделать самому: расстегнуть портфель, достать тетрадь, сделать за ученика задание. Да, часто дети с синдромом Дауна бывают неловкими, тетради выпа­дают у них из рук, карандаши рассыпаются по полу, ждать, пока они справятся с заданием, для тьютора мучительно, однако это необходимо. В своей работе тьютор должен запастись терпением.

  1. Приемы привлечения внимания к уроку: 
  • Эмоциональная реакция тьютора на происходящее у доски, демонстри­руемая заинтересованность. Тьютор при этом выступает как образец правильного поведения. Ребенок заражается этим: «Если ему интерес­но, то и мне тоже».
  • Привлечение внимание ученика к учителю («Смотри на Марию Ива­новну, на доску, слушай»).
  • Привлечение внимания к происходящему через предмет («Вот каран­даш — рисуй»).
  • Прояснение ситуации («Посмотри, все ребята рисуют, и я рисую — беру карандаш, бумагу и рисую, вот так.»).
  • Физический контакт — похлопать по плечу, постучать по парте, ука­зать пальцем, иногда просто повернуть голову ребенка в нужном направлении.
  • Дублирование словесной инструкции по привлечению внимания к уро­ку жестом или иным способом. Если есть под рукой, можно показать соответствующую картинку.
  1. Приемы удержания внимания на уроке

Одной из значительных проблем, стоящих перед тьютором на уроках, яв­ляется проблема удержания внимания ребенка на учителе и преподаваемом материале.

Решению этой задачи могут способствовать следующие приемы:

  • Частое обращение к ребенку по имени, более частый контакт глазами.
  • Прикосновение к ребенку — поглаживание по плечу, по спине, по голове.
  • Смена видов деятельности — поручение ребенку заданий, предполагаю­щих движение (собрать или раздать тетради, карточки, вытереть доску), поручение доступных заданий, требующих работы с предметом (нани­зать бусины из цифр на нитку, поднимать нужные карточки и т. д.).
  1. Переход в другое помещение

При работе с учеником с синдромом Дауна тьютору необходимо помнить, что помощь ученику со стороны помощника педагога, даже если ребенку не­обходима индивидуальная работа, не должна оказываться вне класса. Неже­лательно тьютору становиться персональным учителем и проводить индивидуальное занятие в отдельной комнате, например, выводить в середине урока ученика в другой кабинет и объяснять трудный для него материал один на один. Если надо что-то дополнительно разъяснить, делать это можно по ходу уро­ка. А если невозможно — отложить объяснение и перейти к следующему зада­нию. То, что не смогли сделать на уроке, надо закончить после урока. Слишком большая помощь тьютора, особенно с выводом ребенка из классной комнаты, может привести к потере им возможности копировать правильное поведение сверстников, умения работать самостоятельно и вместе с одноклассниками (на­пример, в одном с ними темпе). Потеряет он и в развитии социальных взаимо­отношений со сверстниками.

Иногда бывает, что ребенок просто не может находиться в классе и рвется выйти, своим шумным поведением мешает не только учителю, но и од­ноклассникам. К тому же, наблюдая неправильное поведение, одноклассники вполне могут начать его копировать.

В этом случае тьютор может выйти с ребенком из класса, но ненадолго; он должен стимулировать ребенка вернуться в помещение для занятий. Можно рассказать, что делают там сейчас ребята, дать какое-либо поручение («Давай отнесем ребятам карандаши, они сейчас будут рисовать»), в крайнем случае, можно сделать с ребенком задание вне класса индивидуально, но с результатом все равно пойти в класс, к учителю («Ты хорошо справился с заданием, давай всем покажем, повесим на доску, Мария Ивановна тебя похвалит»). Вне класса ребенку не должно быть более интересно, чем в классе. Даже если вы понимае­те, что ему необходима разрядка, и решаете поиграть с ним вне класса в по­движные игры, игра не должна быть долгой и в процессе игры надо подводить ребенка к решению вернуться в класс.

  1. Поощрение

Похвала ребенку не должна быть только устной: просто слов «молодец» и «умница» часто бывает недостаточ­но. Поэтому тьютору необходимо вы­яснить, какой вид поощрения будет для ребенка оптимальным. В условиях урока это может быть прикосновение, похлопывание по плечу, более частый эмоциональный или зрительный кон­такт с ребенком. Но следует помнить о том, что некоторые дети с синдромом Дауна любят обниматься и целоваться в самых неподходящих ситуациях, например, после похлопывания по плечу в качестве поощрения ребенок во время занятия может броситься обнимать и целовать тьютора. Этого надо избегать. Тьютор должен объяснить ребенку си­туацию и показать, какой способ выражения эмоций в данном случае приемлем, например, жест «Дай пять» или поднятый вверх большой палец («Я молодец»).

Тьюторское сопровождение детей с синдромом дауна

8. Развитие самостоятельности

Когда ученик только начинает заниматься и мы решаем, что ему необхо­дима поддержка тьютора, надо сразу иметь в виду, что на определенном этапе тьютору придется отойти в сторону. Со временем, когда ученик станет более самостоятельным, самым важным для его развития будет общение с учителем и одноклассниками, тьютор же в этот момент станет ему не нужен. К сожалению, часто бывает, что не столько ребенок не умеет работать самостоятельно, сколь­ко взрослые не дают ему такой возможности.

Поэтому тьютору необходимо помнить, что уровень поддержки ученика надо постепенно снижать, проходя последовательно следующие этапы:

  1. Ученик и тьютор сидят вместе за партой, тьютор помогает ребенку во всем.
  2. Ученик и тьютор сидят вместе, но тьютор лишь немного подсказывает ребенку (жестом или взглядом).
  3. Ученик сидит один, а тьютор — сзади или поодаль.
  4. Ученик работает на уроке самостоятельно, но сидит на первой парте, а помогает ему, в случае необходимости, учитель.
  5. Ученик полностью самостоятелен. 

Источник